Заказать работу
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методические пособия
Дипломные работы

Методическое пособие по написанию дипломной работы, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Оформление диплома по ГОСТу в 2021 году

Дипломная работа показывает все, чему студент научился в высшем учебном заведении, позволяет реализовать приобретенные знания и профессиональную подготовку. Неправильное оформление может стать причиной недопуска к защите даже очень хорошей по содержанию работы.

Правила оформления дипломной работы определяют университеты, и они должны быть прописаны в методичке. В случае, если в вашем ВУЗе собственные правила написания дипломной работы не опубликованы, можно писать диплом, опираясь на государственные стандарты. Здесь мы разберем, какие же требования предъявляются к оформлению диплома по ГОСТу в 2021 году.

Требования к структуре

ГОСТ 7.32-2017, определяющий оформление диплома, содержит требования к структуре работы:

  1. Титульный лист.
  2. Список исполнителей.
  3. Реферат.
  4. Содержание.
  5. Определения.
  6. Обозначения и сокращения.
  7. Введение.
  8. Основная часть.
  9. Заключение.
  10. Список использованных источников.
  11. Приложения.

Первый, то есть титульный, лист оформляется так же, как и во всех письменных работах. Список исполнителей для дипломной работы, как правило, ограничивается одним студентом (хотя иногда бывают коллективные работы), указываемым на титульном листе.

Определение 1

Реферат представляет собой краткое изложение содержания дипломной работы без подробной интерпретации и замечаний – только основные фактические сведения и выводы, в том числе объем отчета, количество иллюстраций, таблиц, приложений, количество частей, количество использованных источников.

Содержание выглядит следующим образом:

  1. Введение.
  2. Главы.
  3. Параграфы.
  4. Пункты.
  5. Подпункты.
  6. Заключение.
  7. Список использованных источников.

Напротив каждого пункта содержания должно быть указание страницы.

Во вводной части следует кратко и емко описать объект и предмет исследования, описать цели и задачи, методы исследования, научную и практическую базу. Объем введения составляет 2-3 страницы.

Далее следуют главы. Их можно условно поделить на три части. В первой необходимо проанализировать и дать оценку проблеме на данный момент, насколько она актуальна, какие проблемы уже раскрыты, а какие из них требуют дополнительного изучения. Далее следует научное исследование автора, какие цели он перед собой ставил, какие методы использовал для их достижения. Последняя глава посвящена результатам исследования. В заключении следует сделать вывод своего исследования.

Список литературы должен состоять не меньше, чем из сорока источников; каждому из них не должно быть больше 5 лет, иначе информация может быть неактуальной. В самом конце работы должно быть приложение, то есть сборник наглядных материалов: графиков, схем, таблиц, иллюстраций. Каждое приложение оформлено на отдельном листе, и на нем обязательно должна содержаться ссылка на текст.

Оформление титульного листа и оглавления дипломной работы

Рассматривая, как оформить диплом, надо остановиться на титульном листе – именно его видит комиссия в первую очередь. Требования к оформлению дипломной работы указывают, что на титульном листе должны содержаться такие сведения:

  • Наименование организации, на базе которой выполнена работа (институт, университет, академия), а также наименование вышестоящей организации (в 2021 году для большинства вузов это Министерство науки и высшего образования Российской Федерации).
  • Грифы согласования и утверждения.
  • Вид документа (дипломная работа, дипломный проект, выпускная квалификационная работа). Вид документа указывается прописными буквами.
  • Название дипломной работы.
  • Сведения об исполнителе (исполнителях) и руководителе (руководителях) дипломной работы с указанием ученых степеней и научных званий.
  • Город и год, в котором был подготовлен отчет.

Оформление оглавления диплома

Рисунок 1. Оформление оглавления диплома

Оформление содержания (или оглавления) дипломной работы по ГОСТу должно начинаться с названия этого раздела:

  • Оглавление обычно пишется, если части работы логически связаны между собой (как это чаще всего бывает в дипломной работе),
  • Содержание более типично для работ, состоящих из несвязанных частей, но в некоторых ВУЗах требуют употреблять в дипломе именно это слово.

В содержание (оглавление) входят введение, названия всех разделов и подразделов, а также имеющих собственное наименование пунктов, заключение, список использованных источников и наименования приложений. После каждого элемента следует указание номера страницы, с которой он начинается. Между наименованием раздела и номером страницы может использоваться заполнитель, облегчающий чтение по строке (точки или линия).

Оформление текста дипломной работы

Стандарты оформления дипломной работы регламентируют оформление заголовков в дипломе и оформление основного текста.

Заголовки структурных элементов (таких как «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ») печатают прописными буквами, выравнивая по центру строки. Точка в конце не ставится, подчеркивание не используется.

Основная часть работы делится на разделы, подразделы и пункты (при необходимости - с подпунктами). Эти части нумеруются арабскими цифрами, причем номера вложенных элементов содержат номер более высокого уровня и порядковый номер вложенного элемента.

Пример 1

Пример оформления заголовков диплома: 1 Теоретические аспекты возникновения инфляции 1.1 История инфляции 1.1.1 Инфляция в XV-XVII веках 1.1.2 Инфляция в XVIII-XIX веках 1.2 Подходы к определению инфляции

Заголовки должны кратко и четко отражать содержащуюся в разделе или подразделе информацию. Пункты могут не иметь заголовков. Заголовки нужно печатать с прописной буквы, не ставя в конце точку. Заголовки печатаются с абзацного отступа (не выравниваются по ширине, как заголовки структурных элементов).

Основной текст работы подготавливается печатным способом, печатается на белой бумаге формата А4 (если в работе много таблиц и иллюстраций большего размера, допускается использование листов А3) с одной стороны. Шрифт должен быть черным, обычным (не полужирным), размером не менее 12 кегля (1,8 мм) – чаще всего используется 14 кегль.

Оформление выпускной квалификационной работы предусматривает, что на листах остаются поля:

  • Правое – минимум 10 мм.
  • Верхнее и нижнее – минимум 21 мм.
  • Левое – минимум 30 мм (оно самое большое, т.к. слева диплом прошивается).

Описывая, как оформляется дипломная работа, ГОСТ дает определенную свободу: для акцентирования внимания можно применять шрифты разной гарнитуры (главное, чтобы размер их соответствовал требованиям).

Оформление формул, иллюстраций и таблиц в дипломной работе

Для удобства сравнения и наглядности в дипломных работах используются таблицы. Основные требования к оформлению таблиц:

  • Над таблицей слева помещается ее название (в одну строку с номером через тире).
  • Таблица должна быть упомянута в тексте, и размещаться сразу после первого упоминания (если не помещается – допустимо перенести на следующую страницу).

Пример оформления таблицы в дипломной работе

Рисунок 2. Пример оформления таблицы в дипломной работе

  • Если таблица размещается на двух или более страницах, название пишется перед первой ее частью, а на других страницах указывают: «Продолжение таблицы» и номер.
  • Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела или сквозной нумерацией на весь диплом.
  • Заголовки строк и граф начинают с прописной буквы, а подзаголовки – с прописных, если они самостоятельные, или строчных, если продолжают заголовок.
  • Шрифт в таблице может быть меньше, чем в основном тексте.
  • Таблицы обычно ограничиваются линиями. Внутри таблиц можно разграничивать строки, а можно не разграничивать, если таблица хорошо читается без них.

На иллюстрации, как и на таблицы, нужно ссылаться в тексте, и размещать их после первого упоминания (на той же странице или на следующей). Нумерация для иллюстраций может быть сквозной или в пределах раздела. После рисунка помещается его наименование, разделенное с номером тире: «Рисунок 1 – График изменения температуры».

Оформление формул в дипломе подчиняется следующим требованиям:

  • Формулы выделяются из текста на отдельную строку.
  • Выше и ниже формулы оставляют по свободной строке.
  • Под формулой нужно помещать пояснение использованных символов и коэффициентов в порядке упоминания в формуле.
  • Формулы нумеруются сквозным способом. Номер указывается в круглых скобках с выравниванием по правому краю.

Пример оформления формулы в дипломной работе

Рисунок 3. Пример оформления формулы в дипломной работе

Оформление ссылок и списка использованных источников

Ссылки на использованные в работе источники делаются в квадратных скобках, содержащих номер источника в списке использованных источников.

В списке использованных источников источники в соответствии с ГОСТом должны располагаться в порядке появления ссылок на них, но ВУЗы иногда требуют другой порядок (алфавитный или с делением источников по категориям).

Оформление списка литературы регламентируется ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.0.12-2011 и ГОСТ  7.82-2001.

В ГОСТ 7.1-2003 можно найти, как должен выглядеть описанный в дипломной работе источник. Образец описания книги, имеющей одного автора:

Пример 2

Иванов, В. П. Философские изыскания [Текст] / В. П. Иванов. – М.: Академия, 2018. – 64 [3] c. – Библиогр.: с. 59–62. – 180 экз. – ISBN 5-201-13421-0.

Образец описания книги, имеющей несколько авторов:

Пример 3

Агапова, Н. С. Уголовное законодательство [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. С. Агапова, Т. В. Бедная, Л. И. Симонян ; под. общ. ред. А. Г. Федорова ; авт. вступ. ст. А. А. Печенкин ; М-во образования и науки РФ, Моск. гос. юрид. ун-т. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2012. – 572 с. ; 21 см. – (Institutiones ; т. 221). – Библиогр.: с. 560–570. – 5000 экз. – ISBN 5-7975-4245-2 (в пер.).