Хочешь получить бонус 100 ₽?
заказать работу
Создан заказ №3868138
14 апреля 2019

Кейсы

Как заказчик описал требования к работе:
Решить из каждой темы по 2 кейса на выбор Тема 1. Философия как система знаний и тип мировоззрения Кейс №1. Задание. Философия служит ядром мировоззрения и методологии. Методология – совокупность методов, принципов познания или практической деятельности. Метод – это способ действия в какой-либо об ласти, например, способ познания, путь решения задачи. Причем путь-то не всякий, а какой? Кейс №2. ​Задание. Философия представлена множеством учений, направлений. Единство философского знания складывается и поддерживается в процессе взаимодействия, диалога между ними. Складывается скорее на основе общности проблем, чем на основе единства в подходах к их решению. В чем смысл определения «плюрализм философских учений»? Почему именно «плюрализм», а не просто «многообразие»? Кейс №3. ​Задание. «Любовь к мудрости». Но что такое мудрость? Сравните понятие «мудрость» с понятиями «ум», «знание», «понимание», «хитрость»... (Можно подумать над фрагментом из «Метафизики» Аристотеля; Книга 1, главы 1–5.). Опишите человека, которого назвали бы мудрым. Есть ли в современном обществе место для мудрости, или эта категория к людям нашей эпохи неприменима? Кейс №4. ​Задание.Позитивизм – мировоззренческая и методологическая платформа, сторонники которой убеждены в безграничных возможностях науки и практики, но единственным источником знания считают науку эмпирическую. Философию недооценивают, отводят ей скромную роль. Покажите, что позитивисты не правы? Кейс №5. ​Задание.В "Тезисах о Фейербахе» К. Маркс провозглашает, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». На каких началах, по Марксу, была призвана философия «изменить мир»? Что было сделано марксистами для реализации практической функции философии? В какой мере предложенная ими программа преобразований оказалась реализованной в ХХ веке? Была ли она оправданной? В чём должна выражаться практическая функция философии на современном этапе? Кейс №6. ​Задание.Объясните, каким образом данное высказывание Ф. Декарта соответствует содержанию предмета философии? “Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол- физика, а ветви, исходящие из этого ствола,- все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике…Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец”. Каковопредназначениефилософии? Тема 2. Возникновение и основные этапы развития философии Кейс № 1. ​Задание. Зенон Элейский – автор замечательных апорий. Хорошо их выучите. И перескажите кому-нибудь. Апория – это неразрешимая проблема, возникающая при осмыслении данных опыта. Основу апории составляет антиномия, то есть сочетание двух противоречащих друг другу, но в равной мере логически обоснованных высказываний о предмете. Антиномия выражает противоречие, объективно присущее самому предмету. Ее необходимо отличать от простого софизма, построенного на умышленно допущенной логической ошибке. Апория против движения. Движущееся тело не движется ни в том месте, где находится (поскольку, находясь в определенном месте, тело нe выходит за его пределы, следовательно, покоится в нем), ни, тем более, в том месте, где его нет. Движение невозможно! Апория против множества. Если частица неделима, у нее нет величины, поскольку нет ни начала, ни середины, ни конца; а сумма любого количества нулей не даст тела, обладающего величиной. С другой стороны, если всё, имеющее величину, делится до бесконечности, то любое тело, состоящее из бесконечного числа пусть даже очень малых частиц, должно было бы оказаться бесконечно большим. Множественность невозможна! В чем смысл апорий Зенона Элейского? Что Зенон пытался показать апориями? Совсем иначе рассуждал Эмпедокл. Перескажите содержание натурфилософского учения Эмпедокла. Концепция четырех элементов. Существуют четыре вечных, неизменных корня: огонь, воздух, вода и земля. А также две силы: любовь, соединяющая корни, и вражда, их разъединяющая. Смешиваясь в определенных пропорциях, корни образуют всё разнообразие вещей. Концепция восприятия. Тонкие слои вещества непрерывно отделяются от объектов и проникают в органы чувств, где встречаются с соответствующими элементами: воду видим водою, подобное познаётся подобным. Концепция эволюции. Сначала в иле зародились отдельные органы. Они беспорядочно соединялись. Но сохранились лишь жизнеспособные существа. Кейс №2. ​Задание. Важный вклад в дело просвещения внесли так называемые софисты, платные учителя красноречия: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. Они: 1. Способствовали демократизации образования, распространению разнообразных знаний. 2. Воспитывали критическое отношение к окружающей действительности, к обычаям, религии, морали, государству, к недостаточно обоснованному знанию. 3. Перенесли центр тяжести с природы на человека и общество, сосредоточили внимание на таких предпосылках познания, как язык, культура, практика, показали зависимость взглядов человека от его интересов. Исследовали элементы логики и ораторского мастерства. А какой недостаток присущ подходу софистов? В чем существо разногласий Сократа с софистами? Кейс №3. ​Задание. Фалес Одно и то же в нас – живое и мертвое... Смешно, что мы боимся одной смерти, хотя уже столько раз умерли и умираем сейчас. Парменид Не следует бояться смерти. Ведь когда мы есть, смерти еще нет, а когда есть смерть, то нас уже нет. Протагор Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют. Гераклит Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших. Горгий Ничто не существует; но даже если нечто существует, оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то неизъяснимо другому. Сократ Всегда относись к миру как к единому существу, с единой сущностью и единой душой. Происходящее с каждым из нас полезно Целому Антисфен Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым… Эпикур Одно и то же – мышление и то, о чем мысль. Марк Аврелий Он сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. – “Почему же ты не умрешь?” – спросили его. “Именно поэтому”,– сказал... Предложите интерпретацию любого из приведенных высказываний.Пример. «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Данное высказывание может выражать следующие философские идеи, принципы. 1. Любое знание субъективно, относительно, а объективное знание недостижимо (релятивизм, агностицизм). 2. В процессе познания необходимо учитывать особенности субъекта познания, природу человека (диалектический подход). 3. Основной формой познания являются ощущения, восприятия (сенсуализм). 4. Весь космос существует ради человека (телеологический антропоцентризм). 5. Государство, законы, обычаи призваны служить на благо людям (демократизм, антитрадиционализм). 6. Философские размышления должны быть сосредоточены не на окружающем мире, а на самом человеке, на его природе, его интересах (гуманистический антропоцентризм). Должны быть нацелены на извлечение практической пользы (утилитарный, прагматический подход). Кейс №4. ​Задание. Сравните важнейшие религиозно-философские платформы – теизм, пантеизм и деизм. Вставьте пропущенные термины, обозначающие отдельные аспекты теизма. Теизм – концепция, суть которой заключается в следующем. Единый, всемогущий, всеведущий Бог ( ___________ ), являющийся личностью ( ___________ ) и пребывающий вне мира, вне пространства и времени ( ______________ ), сотворил мир из ничего в акте свободной воли ( ___________ ) и распоряжается им в дальнейшем; Бог открывает людям свою волю посредством Писания ( ______________ ). Пантеизм – это отождествление Бога и мира, растворение Бога в природе. Пантеизм выступал основой многих еретических учений. Деизм – это концепция, согласно которой Бог, сотворив мир, больше не вмешивается в естественный ход событий. Деизм получил распространение не ранее XVII в. Поясните, каким образом каждая из трех платформ (каждая – по-своему) способствовала реабилитации науки, естествознания, философии. Теизм: если мир создан Богом, то ____________________________________ Пантеизм: если природа и есть Бог, то ________________________________ Деизм: волю Бога можно познать только посредством___________________ Кейс №5. ​Задание. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»: «Один только путь остается, «Есть» гласящий; на нем — примет очень много различных, Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже, Целым, единородным, бездрожным и совершенным. И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу «Есть» одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья. Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться? Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно. Но и из сущего не разрешит Убеждения сила, Кроме него самого, возникать ничему… Как может «быть потом» то, что есть, Как могло бы «быть в прошлом»? «Было» — значит, не есть, не есть, если «некогда будет… И неделимо оно, коль скоро всецело подобно: Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…» а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду. б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно «было» или «будет»? в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы. Кейс №7. Задание.Каковы основные философские идеи Сократа? В чем заключается его противостояние софистике? Что такое майевтика? Почему Сократа часто сравнивали с софистами? Что общего между их учениями? Известный софист Протагор написал сочинение «О богах», главной мыслью которого было следующее утверждение: «О богах я ничего не могу знать: ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют; слишком многое препятствует мне узнать это, и прежде всего – темнота предмета и краткость человеческой жизни». Какой принцип софистической философии лежит в основе этого утверждения? Кейс №8. ​Задание.В трактате «Дао Дэ Цзин» китайский мыслитель ЛаоЦзы так формулирует своё понимание мирового уклада: «Человек следует земле, земля следует небу, небо следует Дао, Дао следует самому себе». Раскройте философский смысл данного высказывания. Что понимается в китайской философии под «дао»? Как можно трактовать данное понятие в свете представлений о диалектическом единстве свободы и необходимости? Кейс №9. ​Задание.Философ-номиналист Уильям Оккам сформулировал принцип мыслительной деятельности, который остался в истории философии как «бритва Оккама». Он гласит: «Не до́лжно множить сущее без необходимости», или «Не следует умножать сущности сверх необходимого». С кем полемизировал средневековый мыслитель, когда высказал эту мысль? В чём суть данного умозаключения? Как его следует трактовать на языке современной философской методологии? Тема 3. Основные направления западноевропейской философии XIX–XX веков Кейс №1. ​Задание. Родоначальниками философии Нового времени являются Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Оба исходили из установок антитрадиционализма. А чем их позиции различаются? Бэкон – эмпирик, преувеличивал значение индукции, эксперимента. Значение математики недооценивал. Он писал о четырех видах «призраков» (idola), заблуждений, уводящих познание на ложный путь. Поясните, что имелось в виду под каждым из «призраков». Призраки пещеры ____________ Призраки площади _________________ Призраки рода _______________Призраки театра _________________ Декарт – рационалист, преувеличивал значение дедукции, умозрения. Математику ценил очень высоко. Отправная точка его рассуждений – сомнение и его преодоление. Поясните. Кейс №2. ​Задание.Как подчеркивал Кант, он предпринял критику не в отношении тех или иных теорий, а в отношении самой нашей познавательной способности к сверхопытному знанию. Он разграничивал два вида знаний: апостериорное, полученное, в конечном счете, из опыта; и априорное, не зависимое ни от какого опыта. Априорное знание – это лишь форма знания апостериорного, опытного, условие его необходимости и всеобщности. Кант рассматривал три познавательные способности: чувственность, рассудок и разум. Назовите априорные формы, лежащие в основе каждой из трех познавательных способностей. Априорные формы чувственности – это _______________________________ Априорные формы рассудка – это ____________________________________ Априорные формы разума – это ______________________________________ Что касается мира в целом, то рассуждения о нем приводят к возникновению четырех антиномий, то есть взаимоисключающих, но в равной степени доказуемых утверждений. Вот эти антиномии. 1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; мир бесконечен во времени и в пространстве. 2. Всё состоит из простых (неделимых) частей; нет ничего простого. 3. Помимо причинности по законам природы, есть свобода; свободы нет. 4. Есть безусловно необходимая сущность мира; такой сущности нет. Почему возникают антиномии чистого разума, и каким образом они разрешаются? Кейс №3. ​Задание. Просвещением обычно называют антифеодальную, антиклерикальную буржуазно-демократическую идеологию. Соответствующей эпохе (XVIII в.) присущи рационализм и свободомыслие, то есть критика традиционных социальных институтов, обычаев и морали. Начиная с глубокой древности, многие философы сомневались в возможности подтвердить или опровергнуть факт существования божества (Протагор, Продик). Некоторые выступали против религии как таковой (Диагор, Дидро, Гольбах, Маркс, Бакунин, Ницше, Фрейд). Большинство же – против традиционных ее форм (Ксенофан, Руссо, Конт, Фейербах). При этом многие относились к ней прагматически (Критий, Вольтер, Кант). Существуют ли неразрешимые противоречия между научным мировоззрением и религией, в частности, христианством? Реакцией на Просвещение и промышленную революцию становится романтизм, особое идейное течение и стиль научного мышления. Горькое разочарование в плодах цивилизации. Бунт против паровой машины. Критике подвергаются механицизм, практицизм, односторонний объективизм. Вновь одухотворяется природа, и человек хочет жить в гармонии с ней. Популярен образ ученого, порывающего с окружением. Внимание приковывают индивидуальность, конфликт между личностью и обществом, бессознательное, символическое, фольклор. Теперь возвеличивается не универсальный “Разум”, а “дух народа”, оправдывается национальная самобытность. Деизм, вера разума, тускнеет на фоне веры сердца, что, между прочим, способствует дальнейшему размежеванию науки и религии. Романтизму, сложившемуся в первой трети XIX в., предшествовали предромантические течения XVIII в. Во Франции реакцией на культ Разума стал сентиментализм (Ж.Ж. Руссо, 1749 г.), не порывавший с Просвещением полностью, но делавший ставку на возвращение к естественности, а не на прогресс. В Германии – движение “Бури и натиска” (Гаман, Гердер, Гёте, 1767–1785). Перечислите имена и идеи немецких романтиков XIX века:__________ Однако вера в прогресс и во всесилие науки возрождается. В Англии наступает Викторианская эпоха (1837–1901): укрепление среднего класса и его ценностей становится главным условием научно-технического прогресса. Во Франции аналогичные процессы – индустриализация, строительство железных дорог, урбанизация, колоссальный рост благосостояния – разворачиваются несколько позже, на пике Второй империи (1852–1870). Обостряются, конечно, социальные противоречия. Буржуазно-демократические революции 1848–1849 гг. оказывают разностороннее воздействие на историю научной мысли. Романтизм уступает место позитивизму, натурализму, историзму. Раскройте содержание этих понятий. Позитивизм _________________________________ Натурализм_________________________________________________ Историзм________________________________________________________ Кейс №4. ​Задание.В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельс отмечает, что «высший вопрос всей философии есть вопрос об отношении духа к природе», подчёркивая: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию»? Что понимается здесь под «бытием» и «мышлением»? Почему классики марксизма считали этот вопрос основополагающим для философии? В чём различие подходов к его решению с идеалистических и материалистических позиций? Сохраняет ли он свою значимость в философских исканиях новейшего времени? Кейс №5. ​Задание.В романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" один из главных героев Воланд. названный «надзирателем за злом», в одном из разговоров упоминает о том, что немецкий философ Иммануил Кант разрушил пять доказательств Бытия Бога, а потом, «словно в насмешку над самим собой», создал собственное – шестое. Какие пять доказательств имеет в виду булгаковский персонаж? В какой период развития философского знания были сформулированы и получили признание эти пять теологических доказательств? Что подразумевается под шестым – кантовским – доказательством Бытия Божия? Тема 4. Русская философия Кейс №1. ​Задание.Однажды родители талантливого мальчика – в будущем известного мыслителя и поэта Дмитрия Мережковского – привели своего юного сына к Достоевскому, чтобы тот оценил его стихи. Послушав, Федор Михайлович поморщился и сказал: «Плохо, слабо. Страдать вам надо, молодой человек, страдать!» «Пусть не пишет, – лишь бы не страдал» – воскликнул отец ребенка. Как вы понимаете приведенные слова Достоевского? Согласны ли вы с ними? Кейс №2. ​Задание.Прочтите отрывок из произведения русского философа Л. И. Введенского. Как Вы думаете, с какого времени началось заимствование в развитии русской философии? (Ответ обоснуйте).Конечно, наша философия, как и вся наша образованность, заимствованная. Но так оно и должно быть: большее или меньшее заимствование и подчинение чужим влияниям — это общий закон развития философии любого европейского народа. Даже сама греческая философия, если и обошлась без прямых заимствований, о чем трудно судить, во всяком случае, была подготовлена и пробуждена перенесением с Востока разнообразных научных сведений. Путем же усвоения греческой философии, возобновившегося в эпоху Возрождения, постепенно, лишь в продолжение двух столетий, выработалась самостоятельная новая философия. Подчинение же чужим влияниям продолжалось и после ее возникновения и всегда давало наилучшие результаты: Локк и Лейбниц находились под влиянием Декарта, Кант — под влиянием Юма и Руссо и т. д. Кейс №3. ​Задание.В чем Ф.М. Достоевский видел внутренний кризис и разложение гуманизма в современную эпоху? Согласны ли вы с мнением Достоевского о том, что нет ни окончательно «плохих», ни окончательно «хороших» людей, и что любой злодей может преобразиться, изменившись в лучшую сторону, а любой прекрасный человек может стать злодеем? Вспомните каких-нибудь героев романов Достоевского, например, Родиона Раскольникова или Ивана Карамазова. Можно ли их назвать полностью «положительными» или полностью «отрицательными» персонажами? И встречаются ли, по вашему мнению, полностью и до конца «положительные» или полностью и до конца «отрицательные» персонажи – в жизни? Тема 5. Философское учение о бытии (онтология) Кейс №1. ​Задание. Являясь теоретическими концепциями, материализм и идеализм, тем не менее, имеют гносеологические, социальные, психологические и иные предпосылки («корни»), которыми во многом и определяется изначальный выбор философа. Говоря о гносеологических корнях материализма, имеют в виду его обусловленность особенностями самой познавательной деятельности. Гносеологические предпосылки материализма: 1. Опыт познания окружающей действительности, убеждение в существовании внешнего мира, не зависимого от воли и сознания человека. 2. Примитивизм мышления, наивная вера в то, что мир и «на самом деле» таков, каким рисует его наше мышление. Гносеологические предпосылки идеализма: 1. Способность к абстрактному мышлению как таковая, способность мыслить человеческие переживания, понятия, ценности в отрыве от их носителей. 2. Примитивизм мышления, наивная склонность к антропоморфизации явлений природы. У материализма и идеализма есть также психологические предпосылки, связанные с особенностями личности, психики философа, и социальные предпосылки, связанные с характером общественной практики, в которую он вовлечен, с социальными функциями философии. Социальные причины материализма: _________________________________ Другие предпосылки: ________________________________________________ Социальные причины идеализма: _____________________________________ Другие предпосылки_________________________________________________ Кейс №2. ​Задание. Интерпретируйте высказывание Дж.С. Милля: “...Законы природы не могут объяснить своего собственного происхождения...” Закончите мысль Милля: «Следовательно ______________________». Кейс №3. ​Задание. Э. Мах писал: “С точки зрения науки, не имеет никакого смысла часто обсуждаемый вопрос, существует ли действительный мир, или он есть лишь наша иллюзия, не более чем сон”. Прокомментируйте фрагмент. Что имеет в виду Мах? Прав ли он? Почему? Кейс №4. ​Задание.Когда современные философы называют материю субстанцией, они хотят решить следующие концептуальные задачи. 1. Выразить идею несотворенности и неуничтожимости материи, материального мира. 2. Выразить идею единства мира: всё подчиняется единым законам природы, связано единым процессом эволюции и т.п. 3. Выразить идею бесконечности материального мира во времени и пространстве, идею неисчерпаемости мира вглубь. 4. Отличить материю от конкретных форм ее существования, в частности, от сознания, подчеркнуть их несубстанциальность. 5. Отличить материю от ее атрибутов, свойств, таких как движение, время, пространство, отражение… Является ли сознание атрибутом материи? В чем заключается различие между онтологической трактовкой субстанции и трактовкой гносеологической? Тема 6. Философское учение о развитии Кейс №1. ​Задание. Детерминизм – признание всеобщей обусловленности (детерминации), взаимосвязи явлений. Индетерминизм – непризнание такой обусловленности. Назовите признаки причинной детерминации, вспомните специальные термины. 1. __________________ (в процессах причинения происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию). 2. ________________________ (причина предшествует следствию). 3. ______________________ (причина и следствие примыкают друг к другу). 4. _______________(не бывает ничего, что не имело бы причины и следствия). 5. ________________ (воспроизведение особенностей причины в особенностях следствия). Кейс №2. ​Задание. Дайте определения категорий «возможность» и «действительность. Раскройте их диалектическое единство. Как следует трактовать в контексте их рассмотрения утверждение Виктора Франкла: «Дело не в осуществлении каких-либо возможностей, а, напротив, в осуществлении необходимости – того единственного, что нужно в данный момент. Дело в том, чтобы стремиться всякий раз не к возможному, а к должному»? Подкрепите свои рассуждения через обращение к философскому наследию экзистенциализма. Тема 7. Познание как проблема философии. Наука и научное познание Кейс №1. ​Задание.В философии под мышлением понимается оперирование образами предметов. Формы его многообразны: логическое рассуждение, пространственное мышление, оперирование музыкальными образами, счет… Ограничивать категорию «мышление» понятийной формой, то есть мышлением посредством понятий, неправомерно. Назовите пару категорий, выражающих различие двух особых видов (уровней) мыслительной деятельности. _______________упорядочивает, систематизирует, классифицирует явления, оперирует строгими однозначными понятиями, не допускает противоречий. _______________стремится к выходу за пределы опыта, вскрывает основания самой мыслительной деятельности, порождает принципиально новые идеи, постигает вещи во всей их неоднозначности, противоречивости, парадоксальности. Кейс №2. ​Задание. Научное познание отличается от других форм духовной культуры и от познания обыденного по множеству признаков. Охарактеризуйте научное познание. 1. По целям и ценностям: __________________________________________ 2. По предмету (иногда и по объекту) познания: _______________________ 3. По методам и средствам познания: __________________________ 4. По форме организации знания: ___________________________________ 5.По степени достоверности, по критериям истины: ____________________ 6. По субъекту познания: ___________________________________________ 7. По функциям, по роли в жизни общества: ____________________________ 8. По особенностям исторического развития: ______________________ 9. По другим признакам__________________________________________ Кейс №3. ​Задание.Научное знание (познание) включает три уровня: эмпирический, теоретический, метатеоретический. Сравните эмпирический и теоретический уровни научного знания по пяти-шести признакам. Заполните таблицу Признак Эмпирический уровень Теоретический уровень Предмет исследования Задача исследования Методы и средства Формы организации знания Способ верификации Тема 8. Общество как объект философского анализа. Кейс №1. Задание.Что в социальной философии понимается под обществом? Общество – это форма существования людей, область, обособившаяся от остального мира, от остальной природы, ступень глобально-эволюционного процесса. В узком же смысле слова обществом называют конкретно-историческое сообщество людей («современное российское общество»). С помощью абстрактного мышления можно различить четыре-пять составляющих, сторон, аспектов общества: 1. Совокупность ___________________________________ 2.Совокупность_______________________________________ 3. ___________________________________________________________ 4. ___________________________________________________________ 5. ____________________________________________________________ Что из вышеперечисленных аспектов составляет сущность общества? Кейс №2. ​Задание.Культура – специфически человеческий способ организации жизнедеятельности, отличающийся от биологических, природных форм жизни. Противоположностью культуры выступает “природа”. Но культура – лишь одна из составляющих общества, одно из видимых проявлений социальности как его глубинной сущности. Поэтому культура может противопоставляться обществу, цивилизации, жизни… Ниже перечислены различные аспекты культуры. Продемонстрируйте их взаимосвязь, единство. С этой целью после каждого пункта, аспекта тщательно поясните логический переход к следующему пункту. Докажите, что существование каждого аспекта предполагает существование всех остальных. 1. Культура – всё, что создано людьми, включая и материальные вещи, и духовные явления, противостоящие создателю извне предметно. И сама деятельность (процесс), и ее результат (вещи, знания). _________________________________________________________________ 2. Культура – мир ценностей, смыслов, материализованных в вещах, поступках, текстах, мир объектов, рассматриваемых с точки зрения их значимости. для человека. ____________________________________________ 3. Культура – способ существования общества, социума. Язык, обычаи, традиции, любые социальные институты, любые элементы, обеспечивающие функционирование и развитие общества как целостной системы. _________________________________________________________________ 4. Культура – устойчивая совокупность человеческих качеств (например, милосердие или мстительность). _____________________________________ Кейс №3. ​Задание.Отчуждение – это трагический разрыв между субъектом и каким-либо его свойством, качеством, функцией, творением. Отчужденное качество выходит из под контроля, превращается в силу, враждебную человеку и господствующую над ним. Человек при этом утрачивает целостность, становится «частичным». В чем проявляется отчуждение на уровне сознания? Кейс №4. ​Задание.Прокомментируйте высказывание авторитетного британского философа и социолога К. Поппера: «Я утверждаю, что история не имеет смысла. Хотя история не имеет цели, мы можем навязывать ей свои цели, и хотя история не имеет смысла, мы можем придать ей смысл». Какую мировоззренческую позицию занимает автор приведённого фрагмента? В чём её уязвимость? Что подразумевается здесь под «приданием смысла»? Какие социальные проблемы являются взаимосвязанными с философскими поисками смысла истории? Тема 9. Личность и общество. Глобальные проблемы современности Кейс №1. Задание. Трактовки цивилизации различаются по широте. Перечислим их в направлении от предельно широкой к наиболее узкой. 1. Понятие родовое по отношению к понятию человечества (есть и внеземные цивилизации). 2. Планетарное сообщество в целом, человечество. 3. Конкретно-исторический тип общества (“Античная Греция”). 4. Ступень развития, наступившая вслед за варварством и дикостью и продолжающаяся по сей день. Начало цивилизации ознаменовалось ускорением темпов развития, появлением городов, государства, ремесел, письменности… 5. Общество «разума», стартовавшее в XVIII в. (Франция, Англия). Оно характеризуется непрерывным прогрессом в сферах политики, науки, техники, искусства, права, морали, религии, культуры, экономики, а также непрерывным вовлечением в мировую историю всё новых стран и народов. 6. Продукт, элемент или аспект культуры (например, в учении Шпенглера цивилизация – это заключительная фаза жизни какой-либо культуры). Сущность цивилизационного подхода к обществу, к истории заключается в том, что общество рассматривается сквозь призму цивилизационных характеристик. Раскройте суть и спектр этих характеристик. Что необходимо предпринять, с точки зрения сторонников цивилизационного подхода, чтобы решить главные проблемы современного общества, искоренить социальный антагонизм? Кейс №2. ​Задание. Техника – это искусственно созданные средства человеческой деятельности, производственной и непроизводственной. Техника включает в себя не только вещи, но и связанные с ними знания и умения. Технология – это весь комплекс знаний, действий, средств, материалов, необходимых для производства чего-либо. А что понимается под технологическим детерминизмом? Технологический детерминизм – концепция, трактующая историю человечества__________________________________________________ Кейс №3. ​Задание.Слово «природа» употребляется в различных смыслах. 1. Весь мир, всё сущее, материя (широкая трактовка). 2. Весь мир, за исключением общества, то есть то, что противостоит обществу и человеку (узкая трактовка). 3. Область мира, с которой непосредственно соприкасается, на которую воздействует общество, предпосылка существования и развития общества, то есть окружающая среда (экологическая трактовка). 4. Противоположность культуры, всего искусственного, всего социального (социальногуманитарная трактовка). 5. Предмет естествознания, то, что конструируют естественные науки, тогда как историю конструируют науки гуманитарные (методологическая трактовка). 6. Другие смыслы. Скрытая сущность вещей, противополагаемая обманчивой видимости (законы природы), но и несокрытость, простота, самоочевидность. Стихия, враждебная разуму, и, наоборот, воплощение разумности, гармонии. Вечное творческое начало и, наоборот, всего лишь творение Создателя… С чем связана неоднозначность понятия «природа»? Неоднозначность понятия «природа» отражает__________________________ Кейс №4. ​Задание. Личность – одно из важнейших философских и общенаучных понятий. В каждой из областей знания ( в психологии, социологии, теологии) понятию придается специфическое содержание. В социальной философии категория «личность» выражает социальную природу человека, его способность выступать в качестве участника социальных взаимодействий. Имеется и более глубокий философский смысл: категория личности выражает единство скрытой сущности человека и ее проявлений в особенном (то есть в некоторой социальной роли, в данном теле и т.п.). Понятие личности может относиться также к Богу, к монадам, к народам или другим сообществам, обнаруживающим личностные черты (учение Л.П. Карсавина о симфонических личностях), к отдельным частям расщепленного сознания, к животным и не только. Личность выражает единство множества необходимых личностных черт, качеств (правда, некоторые из них или даже все могут оставаться в зачаточном состоянии). Философы к их числу относят самотождественность, уникальность, свободу, волю, самосознание, разумность, чувствительность… В психологии или педагогике обычно говорится о качествах другого порядка (общительность, целеустремленность и т.п.). В современной философии слово «личность» употребляется в следующих значениях. 1. Человеческий индивид, отдельно живущее существо (оно само представляет собой единство биологической особи и персоны социальной), субъект познания и практики, лицо. 2. Единство социально значимых черт, свойств этого индивида, его качество, облик. 3. Индивидуальность, неповторимая комбинация особенностей человека, данной личности. 4. Человек, обладающий высокими личностными качествами (герой, вождь). Продемонстрируйте взаимосвязь всех перечисленных аспектов, значений. Докажите, что каждый аспект предполагает наличие всех остальных. Кейс №5. ​Задание.Под экологией часто понимают науку об отношении организмов с окружающей средой. Но такое определение несколько устарело. В современной литературе экология трактуется как наука о структуре и функциях надорганизменных систем всех уровней. Более того, философски мыслящие ученые видят в ней особый аспект современной научной мысли, важную область междисциплинарных исследований, самосознание цивилизации. Появилось много новых, нетрадиционных направлений. В чем суть «глубинной экологии», чем она отличается от традиционной? Кейс №6. ​Задание.Трансгуманизм – это концепция, приветствующая принципиальную трансформацию человеческой природы, тела и психики с целью их улучшения. Научно-технический прогресс (генная инженерия, нанотехнологии, интерфейсы «компьютер–мозг») позволит преодолеть болезни, старость, смерть, страдания. Сравните трансгуманизм с постгуманизмом. Кейс № 7. ​Задание.Дайте определение философским категориям «свобода» и «необходимость». Раскройте их диалектическое единство. Как следует трактовать известное утверждение Б. Спинозы о свободе как «осознанной необходимости»
подробнее
Стоимость
работы
20 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
15 апреля 2019
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Автор работы
HelgaMsk
5
скачать
Кейсы.jpg
2019-04-18 17:50
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5
Положительно
Спасибо автору! Своевременное выполнение заказа, обращаюсь к нему уже не первый раз.
Хочешь такую же работу?
Зарегистрироваться
Рассчитай стоимость
своей работы
поиск
по базе работ
Тебя также могут заинтересовать
решение задачи по праву (решить сегодня, 7.12.21)
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению.
Курсовая работа
Право и юриспруденция
Стоимость:
700 ₽
гражданское право
Контрольная работа
Право и юриспруденция
Стоимость:
300 ₽
Актуальные проблемы права,право
Другое
Право и юриспруденция
Стоимость:
300 ₽
Новое задание по безопасности жизнедеятельности
Другое
Право и юриспруденция
Стоимость:
300 ₽
Характеристика состава административного правонарушения
Курсовая работа
Право и юриспруденция
Стоимость:
700 ₽
Сопряженность убийства с иными преступлениями: проблемы квалификации
Курсовая работа
Право и юриспруденция
Стоимость:
700 ₽
рецензия на диплом
Рецензия
Право и юриспруденция
Стоимость:
300 ₽
Задачи по ГП
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
Курсовая работа по конституционному праву
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
уголовное право
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
ГПП
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
Правовая статистика
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
Решение задач по конституц. праву
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
Задачи по транспортному праву
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
Арбитражный процесс
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
Задачи по Гражданскому праву. Срочно!
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
Решение задачи по гражданскому процессу
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
уголовно право
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
контрольная работа семейное право(2 задачи по 3и4 вопроса)
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
Новое задание по праву и юриспруденции
Решение задач
Право и юриспруденция
Стоимость:
150 ₽
Читай полезные статьи в нашем
Рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции
Защита прав и законных интересов физических и юридических лиц осуществляется в порядке гражданского судопроизводства, если иной порядок не предусмотрен в соответствии с нормами процессуального права и особенностями конкретного дела.
Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года утверждено понятие «Суды общей юрисдикции». Именно эти органы влас...
подробнее
Временное право собственности
Как понятие право собственности в юридической литературе имеет множество определений. В большинстве случаев, его рассматривают с двух позиций: в объективном и субъективном смыслах.
Из изложенного выше, можно сделать вывод о двойственной природе понятия права собственности. Понятие временного права собственности не предусмотрено в современном законодательстве и в юридической литературе тоже. В тож...
подробнее
Мероприятия по охране труда
Государственным законодательством регулируются отношения между работодателями и работниками в части охраны труда. Вне зависимости от формы образования и месторасположения хозяйствующего субъекта правила для всех производств и коммерческих организаций одинаковые. Повышенные меры охраны труда применяются на опасных видах хозяйственной деятельности.
Свод правил содержится в Трудовом Кодексе РФ, в прав...
подробнее
Миграционное право
Миграционное право распространяет свое действие:
Миграционное право, относительно иностранных граждан, как правило, определяется национальным законом страны их нынешнего проживания, и может сильно отличаться в разных государства и в разные временные периоды, зависимо от режима политики и социальных, экономических потребностей и возможностей общества и государства в приёме иммигрантов.
В это же время...
подробнее
Рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции
Защита прав и законных интересов физических и юридических лиц осуществляется в порядке гражданского судопроизводства, если иной порядок не предусмотрен в соответствии с нормами процессуального права и особенностями конкретного дела.
Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года утверждено понятие «Суды общей юрисдикции». Именно эти органы влас...
подробнее
Временное право собственности
Как понятие право собственности в юридической литературе имеет множество определений. В большинстве случаев, его рассматривают с двух позиций: в объективном и субъективном смыслах.
Из изложенного выше, можно сделать вывод о двойственной природе понятия права собственности. Понятие временного права собственности не предусмотрено в современном законодательстве и в юридической литературе тоже. В тож...
подробнее
Мероприятия по охране труда
Государственным законодательством регулируются отношения между работодателями и работниками в части охраны труда. Вне зависимости от формы образования и месторасположения хозяйствующего субъекта правила для всех производств и коммерческих организаций одинаковые. Повышенные меры охраны труда применяются на опасных видах хозяйственной деятельности.
Свод правил содержится в Трудовом Кодексе РФ, в прав...
подробнее
Миграционное право
Миграционное право распространяет свое действие:
Миграционное право, относительно иностранных граждан, как правило, определяется национальным законом страны их нынешнего проживания, и может сильно отличаться в разных государства и в разные временные периоды, зависимо от режима политики и социальных, экономических потребностей и возможностей общества и государства в приёме иммигрантов.
В это же время...
подробнее
Теперь вам доступен полный отрывок из работы
Также на e-mail вы получите информацию о подробном расчете стоимости аналогичной работы