На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Не получается сделать. Надо срочно сделать дипломную работу по географии. Есть буквально 7 дней. Тема работы «Формирование географических компетенций посредством спортивных походов».
На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Исходя из представлений о системе целостности знаний, умений, способов деятельности, впервые в образовании ставится проблема поэтапного формирования компетенций, оценивания их уровня сформированности на разных стадиях обучения. Между тем, несмотря на то, что период старшей школы является очень важным для коррекции и доведения сформированности компетенций до требований ФГОС, этот этап образования в науке остается недостаточно разработанным.
Цель работы: рассмотреть содержание общеучебных компетенций старшего школьного звена.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном динамично меняющемся мире. Развивающемуся обществу нужны образованные, ответственные, предприимчивые, мобильные, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
В связи с этим, общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Сегодня под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят быть успешными в с
Показать всеовременном обществе. Скрыть
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Формирование компетенций во внеурочной деятельности……..5
1.1. Нормативно-правовые документы о содержании образования……….5
1.2.Содержание образовательной программы старшего школьного звена по географии ………………………………………………………………………14
Глава 2. Формирование географических компетенций посредством спортивных походов……………………………………………………………22
2.1.Разработка программы спортивного похода ……………………………..22
2.2. Мероприятия по формированию географических компетенций во время спортивного похода …………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………... 49
Приложения ………………………………………………………………
33. Терещенко У. А. Актуализация развития ключевых компетенций старшеклассников при подготовке к ЕГЭ. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. № 5(51). – Новосибирск: СибАК, 2015. – С.120-122
34. Ткач Т.В. Проектирование процесса формирования ключевых компетенций выпускника школы в условиях профильного обучения: дис. … к.п.н. – Тамбов, 2006. – 231 с.
35. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия / И. А. Верба, С. М. Голицин, В. М. Куликов, Е. Г. Рябов. – М.: ФиС, 1983. – 160с.
36. Туризм и спортивное ориентирование. / Учебник для институтов и техникумов физи¬ческой культуры. / Авт.-сост, В. И. Ганопольский. – М: ФиС, 1987. – 240 с.
37. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. – М.:
Показать всеЗнание, 1987. – 301 с.
38. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. – 266 с.
39. Федотов Ю. Н., Востоков И. Е. Спортивно-оздоровительный туризм. / Под общ. ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.
40. Хотунцев Ю. В. Пути формирования экологической культуры школьников. // Стандарты и мониторинг. – 2001. № 6. – С. 54-57.
41. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. // Народное образование. – 2003. – №2. – С.58-64.
42. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Эйдос, 2013. – 73 с.
43. Чернявская А. П. Компетентностный подход в профессиональном развитии педагогов. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2004.– № 4 (48)
44. Шайхиев, Р. Экологическое образование: региональный аспект, экология. // Народное образование. – 2000. № 7. – С. 126-128.
45. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. – № 3. – С.33-35
46. Ялышева, Л. В. Экологическое воспитание // Школа. – 2003. № 4. – С. 67-70.
Электронные ресурсы
47. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - http://минобрнауки.рф/
48. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ - http://obrnadzor.gov.ru/
49. РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ - http://www.edu.ru/Скрыть
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.География синтезирует элементы общественно-научного и ест
Показать всеественно-научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, экономическими, социальными аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны.Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.Географическое образование должно вооружить школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.Поэтому в содержании географического образования увеличился объем практической компоненты и в содержание уроков по географии включены следующие виды заданий:- ориентирование на местности и проведение съемок местности;- проведение наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; наблюдения за погодой своей местности;- проведение самостоятельного поиска географической информации из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных, космических.В результате географического образования учащиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:- умение пользоваться географической картой;-умение работать с числовой информацией;- умение работать с ГИС;- умение самопрезентации и способность к самоопределению;- способы социально-ответственного поведения в природе и антропогенной среде;- умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них;- навыки толерантного отношения к культурным особенностям народов и регионов, умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым.Решение задачи компетентностного подхода ориентирует на усиление практической направленности обучения географии, на увеличение прочности формируемых умений учащихся как показателя качества географического образования.Важным результатом процесса формирования ключевых компетенций на уроках географии является применение географических знаний и умений в сфере познавательной, общественной, трудовой, культурной деятельности; в бытовой сфере; в сфере коммуникации.При формировании познавательных компетенций на уроках географии происходит овладение учащимися ключевыми общеучебными умениями и способами деятельности: выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; применять приборы и инструменты; составлять географическую характеристику; выявлять эмпирические зависимости.Обучение географии позволяет повышать уровень овладения познавательными и практическими умениями и навыками каждого учащегося, увеличивает прочность формируемых географических знаний и умений школьников, раскрывает прикладной аспект школьной дисциплины, способствует повышению качества географического образования, играет существенную роль в формировании мировоззрения и географической культуры обучаемыхСформированные системы географических знаний должны стать основой практической деятельности, а системы учебных умений – фундаментом его будущей (в том числе профессиональной) деятельности.ГЛАВА 2. Формирование географических компетенций посредством спортивного похода 2.1 Разработка программы спортивного похода Любой поход начинается с выбора цели, района его проведения, составления маршрута. Целью планируемого в данной работе похода является усиление практической компоненты при формировании ключевых компетенций по географии. Критериями выбора района проведения спортивного похода, как и любого туристического, служат следующие факторы: - наличие интересных рекреационно-познавательных объектов;- наличие удобных путей сообщения с районом и потенциальных населенных пунктов начала и окончания похода. Однако, в связи со спецификой разрабатываемой в данной работе программы похода, в данном случае вышеуказанные критерии не являются доминирующими. Основной мотив участия в спортивном походе – это успешное преодоление маршрута определенной категории сложности, содержащего набор естественных препятствий и повышение спортивного мастерства и квалификации участников похода. Из этого мотива следует специфичный для спортивного туризма выбор района похода [9, С.91]. В первую очередь, район спортивного похода должен удовлетворять классификационным требованиям к походу. В районе похода должен быть достаточный выбор естественных препятствий данного вида туризма необходимой категории трудности, для составления маршрута похода заданной категории сложности. Почти в любом регионе нашей страны можно «найти» характерные классифицированные участки маршрута 1-й категории трудности (участки леса и заболоченные участки разной проходимости, водные преграды и пр.). Однако классифицированные участки последующих категорий трудности (горные склоны, ледники, горные реки и ручьи и пр.) есть не в каждом регионе России. Итак, важнейшим критерием выбора спортивного похода является спортивно-техническая характеристика района похода (наличие классифицированных участков, определяющих необходимую техническую сложность похода).При организации похода, очень важным фактором является степень готовности участников к путешествию в выбираемом районе с точки зрения их спортивно-технического опыта и уровня их климатической адаптации. Постепенность в приобретении туристского опыта, роста сложности преодолеваемых маршрутов – залог успешности туристской деятельности. Этот принцип спортивного туризма позволяет нам сформулировать следующий критерий выбора района спортивного похода: соответствие района по показателям технической сложности и климатогеографическим характеристикам опыту участников предполагаемого похода.Для успеха спортивного похода важна его всесторонняя тактическая подготовка: определение оптимальной тактической схемы маршрута, выбор препятствий, которые можно преодолеть радиально (налегке), выбор мест дневок и возможных продуктовых забросок и т.д. Поэтому желательно, чтобы район похода предоставлял возможности для соответствующего выбора. Из этого следует еще один критерий определения района похода: широта возможностей для прокладывания маршрута в данном районе (в том числе широта выбора походной тактики).Кроме того, существуют дополнительные критерии выбора района спортивного похода:- наличие достаточной информации о районе похода, в том числе необходимого картографического материала.- соответствие района долгосрочным спортивным планам группы.- наличие в группе необходимого для похода в данном районе снаряжения и финансового обеспечения.При разработке маршрута спортивного похода выбираются пункты старта и финиша, тактическая схема, места локализации биваков и т.д. Речь, в первую очередь, идет о выполнении нормативных требований к маршрутам разных категорий сложности и «спортивной» мотивации участников похода. При разработке маршрута спортивного похода обязательно учитываются следующие требования.1. Маршрут должен быть составлен так, чтобы учесть все классификационные требования, предъявляемые к походу данной категории сложности (соответствовать по протяженности, продолжительности и технической сложности).2. Маршрут должен быть логичным, т.е. должен быть составлен так, чтобы набор естественных препятствий органично «вписывался» в нитку маршрута. 3. Маршрут должен являться основой тактического плана (быть линейным, кольцевым или комбинированным; определять пункты продуктовых и иных забросок, определять какие естественные препятствия будут преодолеваться с полной выкладкой, а какие радиально, налегке и т.д.)4. Маршрут – основа календарного плана похода. Он должен учитывать требования постепенности возрастания физической нагрузки для участников и постепенности в наборе технической сложности.При составлении маршрута следует учитывать возможности для экстренного выхода в населенные места (например, для оказания пострадавшим квалифицированной врачебной помощи).При составлении программы спортивного похода в нашей работе будем исходить из того, что планируется пешеходный маршрут 1-й категории сложности, так как большинство участников похода – старшеклассники, не имеющие большого опыта участия в туристических походах. При составлении маршрута следует из числа присутствующих в районе классифицированных участков (КУ) выбрать «набор» КУ необходимой категории трудности (включая как минимум два КУ с категорией трудности, соответствующей категории сложности (к.с.) похода). В нашем случае это означает, что на маршруте участники должны преодолеть за 6-7 дней два или более КУ 1-й категории трудности. Чтобы выбрать и «вписать» в маршрут необходимые КУ, организаторам похода необходимо, пользуясь картой и иными справочными материалами, определить такие участки в выбранном районе проложения маршрута и правильно (логично) «распределить» их по линии движения (вернее планировать линию движения так, чтобы классифицированные участки естественным образом вписались в маршрут похода). Наиболее вероятными препятствиями в пешеходных походах 1-й категории сложности на территории РФ являются следующие природные преграды: водные препятствия (переправы через реки, озера), локальные и протяженные заболоченные участки, локальные и протяженные участки труднопроходимого леса. Кроме того, характерными препятствиями являются: участки сильнопересеченной (с выраженным рельефом) местности, протяженные участки движения по глубокому снегу, по льду с возможными полыньями и т.д. Топографическая карта наглядно подскажет оптимальную схему маршрута и покажет расположение лесных массивов с минимумом лесных дорог (вероятные участки сложного ориентирования и движения по азимуту), заболоченные и сильнопересеченные участки местности. Пользуясь картой, нужно найти в выбранном районе похода идущие в нужном направлении просеки, движение по которым связано с преодолением лесных завалов. На карте можно найти также возможные места переправ через реки с указанием нужных параметров их ширины, глубины и скорости течения и т.д. Для соблюдения требования логичности в построении маршрута следует спланировать линию маршрута таким образом, чтобы намеченные КУ органично в нее вписались. Следует избегать ситуаций, когда предполагается осуществить переправу через реку рядом с указанным на карте мостом; когда намечается азимутальный переход в «паре метров» от идущей в том же направлении дороги; когда планируется движение по заболоченному участку вблизи с указанной на карте насыпной дорогой и т.д. Это все «придуманные» естественные препятствия. Не нужно также включать в маршрут излишнее количество КУ. Следует попытаться создать такой маршрут, где движению по КУ будет мало альтернатив. Путь, связанный с преодолением естественных препятствий на данном участке маршрута, должен быть наиболее оптимальным для достижения конечного ориентира дня и всего похода (наименее затратным по времени, преодолеваемому расстоянию) или же вообще единственно возможным. Если на маршруте планируются участки движения по азимуту, то такой участок должен начинаться и заканчиваться ясным ориентиром. Не запрещается использовать попутные проселочные, лесные (но не шоссейные) дороги для движения; включать в линию маршрута участки безлесной местности, населенные пункты (деревни, хутора) в качестве надежных опорных ориентиров. Важное условие - созданный для похода маршрут должен быть проходимым за 6 дней.Чтобы решить необходимые тактические задачи при разработке маршрута, следует внимательно оценить возможные пункты старта-финиша и выделить из них наиболее удобные для подъезда-отъезда туристской группы. Необходимо оценить по карте района похода расположение выбранных пунктов старта-финиша, классифицированных участков, и возможности для организации биваков. В походе 1-й категории сложности редко встречаются участки радиального движения, поэтому необходимо определить, будет ли маршрут линейным или кольцевым.Другая важная задача – соблюсти требование к постепенному возрастанию физических нагрузок, сложности решаемых участниками на маршруте технико-тактических задач. Поход 1-й к.с. непродолжителен. Однако и в данном случае следует «расположить» КУ по 6 дневным переходам так, чтобы преодоление физически сложных участков маршрута, наиболее протяженные дневные переходы приходились на 3-5 дни похода, когда участники адаптируются к нагрузкам и походным условиям. Целесообразно включение «в середину» маршрута населенного пункта, что позволит пополнить запасы продуктов и не начинать движение по маршруту с максимальным стартовым грузом. Действия по разработке спортивного маршрута: выбор мест организации биваков, разбивка маршрута на дневные переходы, определение опорных ориентиров для движения по маршруту, корректировка «чернового» маршрута. При этом необходимо учесть количественные параметры похода (6 дней, 130 км) и разрабатывать маршрут в соответствие с ними. В частности, протяженность намечаемых дневных переходов примерно составит от 15-17 км в первый день похода, до 20-25 км в последующие дни. Обобщенная схема действий по разработке маршрутов рекреационных и спортивных походов представлена на рис. 1. Рис. 1 - Действия по разработке маршрута спортивного походаВажнейшим элементом организации похода является разработка его плана. Грамотно составленный план похода – залог эффективного достижения походных целей и решения поставленных задач. Следовательно, мы можем говорить о том, что составление плана похода является важным элементом походной тактики, реализуемым в подготовительный период. План похода призван ответить на следующие вопросы: что, как и когда надо сделать, чтобы выполнить поставленные перед походом цели и задачи. В спортивном походе следует решить задачи по формированию навыков ориентирования на местности, познавательные (образовательные) задачи. Следовательно, план похода должен ясно указать способ выполнения данных задач средствами туризма. План похода это понятие комплексное; он обычно включает в себя следующие разделы: график движения по маршруту, план-график экскурсионно-познавательных и рекреационных мероприятий на маршруте (эти два графика объединяются понятием плана-графика похода), режим движения и питания на маршруте, план распределения весовых нагрузок на участников похода. График движения по маршруту или, как его часто называют календарный план-график – это график движения по маршруту и график осуществления запланированных походных мероприятий. График движения основан на разработанном маршруте (соответствует дневным переходам). Он определяет дату и время прибытия к началу маршруту и отъезда от конечной точки маршрута; количество дневных переходов и даты ночевок в намеченных пунктах; даты и пункты организации дневок и полудневок на маршруте. Кроме того, походный план-график определяет сроки посещения и время проведения экскурсий и рекреационных мероприятий (состязаний, игр, пляжно-купального отдыха и пр.). План-график движения по маршруту – это один из компонентов эффективного достижения намеченных целей. Грамотно составленный план-график должен учитывать конкретные особенности группы (возрастной состав, физические возможности участников, их увлечения и интересы и пр.). В частности график движения должен планироваться с учетом необходимых и достаточных физических нагрузок на участников похода. Целесообразно планировать первый-второй переход многодневного похода не более 15 км, следует планировать сокращенные по протяженности переходы на сложных участках маршрута, в дни намеченных экскурсионных, развлекательных мероприятий. План-график движения по маршруту является непременным атрибутом походной документации: содержится в маршрутном листе похода выходного дня, маршрутной книжке многодневного похода. Пример плана-графика движения по маршруту спортивного похода со старшеклассниками представлен в таблице 2. Таблица 2План график движения по маршрутуДень и дата походаУчасток маршрутаПротяженность (км)Способ передвижения1-й; 02.06.17г. Омск – с. Луговое, с. Луговое – д. Радуга, лесной массив 4015АвтобусПешком2-й; 02.06.17 д. Радуга – д. Осинники – лесной массив вблизи д. Березовка.15Пешком3-й, 02.06.17д. Березовка – д. Малиновка – оз. Ромашковое21Пешком4-й; 02.06.17оз. Ромашковое; учебные занятия, игры, соревнования по спортивному ориентированию----5-й; 02.06.17оз. Ромашковое – д. Лебедево – р. Зараевка23Пешком6-й; 02.06.17р. Зараевка – пос. Октябрьский – р. Катюха23Пешком7-й; 02.06.17р. Катюха (кв. 12) – пос. Красный – г. Крутая (высота 340) 21Пешком8-й; 02.06.17г. Крутая – пос. Белореченск пос. Белореченск – г. Омск1720Пешком АвтобусИтого активными способами передвижения – 135 км.План похода определяет также режим движения группы по маршруту похода. Режим движения туристов на маршруте обуславливает следующие количественные показатели: время начала и окончания движения в каждый ходовой день; количество запланированных в день переходов; продолжительность отдельных переходов (в минутах); продолжительность малых и больших привалов. Режим движения не должен быть излишне напряженным для участников рекреационных походов и должен позволить выполнить необходимые рекреационно-познавательные задачи. Режим движения, как и другие компоненты плана, строится в зависимости от состава туристской группы, протяженности светового дня в период похода, сезона похода и плана мероприятий каждого конкретного дня похода. В летний период до обеденного большого привала группа в спортивном походе осуществляет 4-5 переходов, продолжительностью от 30 до 50 мин, после обеденного привала 3-4 перехода. На малые привалы отводится 10-15 минут. Большой привал занимает 1,5-2 часа. Количество и продолжительность переходов изменяется в соответствие с планом спортивных и познавательных мероприятий. В случае проведения соревнований, других мероприятий количество переходов в конкретный день похода может существенно сокращаться или же группа может остаться на месте развернутого лагеря на дневку. Следует принимать во внимание понятие «нагрузочный режим», который нельзя определить просто временем движения по маршруту, на самом деле он определяется объемом и интенсивностью физической и иной работы, выполняемой туристами в данный день похода, или в данный дневной переход. Участки маршрута не равноценны по своей технической, физической, психологической сложности и, соответственно, по затрачиваемой энергии на единицу времени (нагрузке) для их преодоления. Скрыть
Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.
Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.
Заполнить форму
Оценим бесплатно
за 10 минут
Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать дипломную работу