Благодарю Татьяну Геннадьевну за доработку ВКР по ГМУ. Качественное выполнение, оперативные доработки, и речь с презентацией в подарок! Очень приятно было с Вами работать)))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В 1993 году Россия приняла Конституцию, в которой закрепила основные принципы местного самоуправления. По Конституции, МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниц ипальной собственностью (ст. 130), а муниципальные власти (органы МСУ) не входят в систему органов государственной власти (ст. 8). Границы самостоятельности местного самоуправления могут быть ограничены только федеральными и региональными законами.
Основно й закон для МСУ — это Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ-131). Это межотраслевой закон, в котором сформулированы принципы решения населением (непосредственн о и через органы муниципальной власти) вопросов местного значения: от градостроительной политики и благоустройства до организации дошкольного образования и поддержки народных промыслов, то есть всего того, что необходимо для комфортной и достойной жизни лю дей в своем городе, поселке, селе.
ФЗ-131 закон сменил одноименный Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ, который допускал столь широкие трактовки в организации МСУ, что в трети регионов страны (а в сельской местности — почти повсеместно) мес тное самоуправление отсутствовало напрочь. Над первоначальным текстом ФЗ-131 работала большая команда экспертов в области права, законодателей, представителей властей всех уровней. В результате были сформулированы нормы, определившие ограниченный набор воз можных моделей МСУ, распределившие муниципалитеты по типам, очертившие круг обязанностей для каждого типа муниципалитетов.
По образцу германской системы организации местной власти в стране создавалась двухуровневая система органов МСУ, где на первом уровн е — городские и сельские поселения, а на втором — муниципальные районы, объединяющие несколько поселений. Миссия районов — помощь поселениям в реализации интересов населения, а также решение вопросов межпоселенческого характера (например, власти поселений должны обеспечивать сбор и вывоз бытового мусора, а власти районов — организацию полигонов ТБО и вторичную переработку отходов). Основной принцип классификации — объем исполняемых полномочий и, соответственно, потребляемых бюджетных средств (в соответствии с принципом Европейской Хартии МСУ, ратифицированной Россией в 1998 году, каждое полномочие, исполняемое местными властями, должно быть обеспечено соответствующими финансовыми и административными ресурсами).
Отдельно были выделены городские округа (крупн ые города с прилегающими мелкими населенными пунктами), которые исполняют полномочия поселений и районов одновременно.
В соответствии с Конституцией РФ, структура органов МСУ определяется населением на референдуме либо через представительный орган (собран ие муниципальных депутатов), а ФЗ-131 уточняет, что в каждом муниципалитете должны действовать представительный орган, глава муниципального образования и местная администрация. В ФЗ-131 также предусмотрены особенности организации МСУ для городов-регионов М осквы и Санкт-Петербурга, закрытых административно-территориальных образований (Минобороны и Росатома), наукоградов, приграничных территорий и муниципалитетов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В полную силу закон вс тупил лишь в 2009 году. К этому моменту во всех регионах (кроме Чечни и Ингушетии) под строгим контролем федерального центра была проведена административная реформа, в результате которой образовано 24 200 муниципалитетов (в 2005 году, по данным Росстата, и х насчитывалось 11 700).
Резкое увеличение численности муниципалитетов потребовало создания системы подготовки муниципальных кадров (разработки новых образовательных стандартов, подбора и переподготовки преподавателей и т. д.). Муниципальная реформа также сопровождалась серьезной перестройкой налоговой и бюджетной сфер.
Однако кадровые и финансовые вопросы в российском МСУ до конца не решены. Подавляющее число муниципалитетов не может обеспечить собственными налоговыми доходами расходы на исполнение вопрос ов местного значения и зависит от дотаций государства, распределяемых по многочисленным сложным методикам, а порой и по единоличному решению высокопоставленных чиновников. Дотационные муниципалитеты не могут тратить на содержание своих администраций больше , чем это определено властями региона, и нанимать профессионалов, способных разрабатывать эффективные проекты. Также не удалось четко разграничить права и обязанности между обоими уровнями МСУ, а также между МСУ и государством. Многие вопросы на местах до сих пор решаются в режиме «ручного управления», что и обуславливает актуальность темы исследования.
Целью работы является анализ экономических и организационных основ местного самоуправления.
Задачи работы:
- развить теоретические представления об эконо мико-организационной основе местного самоуправления и направлениях ее совершенствования в условиях формирующихся рыночных отношений;
раскрыть содержание и принципы местного самоуправления;
уточнить и конкретизировать предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления для различных видов муниципальных образований;
оценить современное состояние организационных структур и финансовой базы местного самоуправления;
разработать рекомендации по совершенствованию организации местного самоуправления.
Объе ктом исследования являются муниципальные образования и органы местного самоуправления.
Предметом исследования являются отношения, процессы и механизм экономико-организационного обеспечения функционирования и развития местного самоуправления.
Теоретическую и методологическую основу составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области управления социально- экономическими системами, организации местного самоуправления, его экономических и организационных основ.
Методологическую базу составляют общенауч ные методы познания, методы экономического, функционального, структурного, статистического и системного анализа.
Информационную базу исследования составили статистические данные о состоянии и динамике параметров развития муниципального сектора экономики Ро ссии и регионов, опубликованные Госкомстатом России, материалы центральных, региональных и местных органов власти, а также федеральное и местное законодательство по теме и объекту исследования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации местного самоуправления
1.1. Содержание и модели местного самоуправления
1.2. Принципы местного самоуправления
1.3. Функции и полномочия органов местного самоуправления
Глава 2. Организационно-экономические основы местного самоуправления в России: состояние и предпосылки развития
2.1. Территориальная организация местного самоуправления
2.2. Современное финансово-экономическое состояние муниципальных образований
2.3. Организационные структуры управления в муниципальных образованиях
Глава 3. Совершенствование экономико-организационных основ местного самоуправления
3.1.Формирование финансовых основ местного самоуправления в муниципальных образованиях и основные направления совершенствования межбюджетных отношений
3.2. Пути совершенствования кадрового обеспечения органов местного самоуправления
Заключение
Список использованных источников
Проведенное исследование экономико-организацион ных основ местного самоуправления позволило сделать следующие выводы:
1. Местное самоуправление является одним из видов социального управления, поэтому его нужно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле местное самоуправление - это право и реальная способность населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В узком смысле местное самоуправление - это деятельность органов местного са моуправления, осуществляющих муниципальное управление (муниципальную власть) и выполняющих отдельные государственные полномочия на территории муниципального образования. Исходя из этого важное значение приобретает определение принципов местного самоуправле ния, которые в свою очередь играют важную роль в определении функций и задач местного самоуправления, предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления. Нами предложена "система принципов местного самоуправления, включающая в себя: общие, спец ифические и частные.
2. В Российской Федерации действует собственная модель организации местного самоуправления, имеющая схожесть с англосаксонской и немецкой моделями. Ее особенностью является то, что в ней сочетается конституционно закрепленная самостоят ельность населения в решении вопросов местного значения с большой зависимостью органов местного самоуправления от органов государственной власти, прежде всего, финансово-экономической. Развитие экономико-организационных основ местного самоуправления, по на шему мнению, должно идти по пути более четкого определения на законодательном уровне местного самоуправления, как формы народовластия с одной стороны, и как муниципальной власти с другой. При этом должны учитываться менталитет нашего народа, который на про тяжении большого исторического периода полагался больше на власть, чем на собственные силы и возможности. С учетом изложенного, мы полагаем, что местное самоуправление, как форма народовластия, должно осуществляться на части муниципального образования в фо рме территориального общественного самоуправления, а также через сходы и собрания граждан по месту жительства, муниципальные выборы и референдумы. Управление же муниципальным образованием должны осуществлять органы местного самоуправления в тесном взаимоде йствии с территориальными органами государственной власти. Более ' того, было бы целесообразно законодательно разрешить образование на территории муниципальных образований структур органов государственной власти и местного самоуправления, имеющих двойное п одчинение, и финансируемых из государственного и местного бюджетов на паритетных началах.
3. В законодательстве Российской Федерации существует неопределенность в определении компетенции местного самоуправления, предметов ведения муниципальных образований и полномочий органов местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения, закрепленных в статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" включает в себя ряд вопросов, которые, безусловно , являются предметами ведения всех уровней публичной власти. Муниципальные образования независимо от размера территории и численности населения обязаны решать все вопросы местного значения независимо от того, имеют ли они для этого необходимые финансовые и материальные ресурсы. Не разграничены предметы ведения и полномочия между муниципальными образованиями, имеющими в своем составе другие муниципальные образования.
Критериями образования муниципальных образований, кроме населения и территории, должны быть наличие налогооблагаемой базы, необходимой производственной и социальной инфраструктуры, муниципальной собственности и местного бюджета. Этим критерием сегодня отвечают города и районы. Поэтому нами предлагается модель организации местного самоуправления, как муниципальной власти, на уровне районов и городов областного значения. На уровне городов районного значения, поселков городского типа, сел и сельсоветов (сельских округов) местное самоуправление как муниципальная власть организуется только в том случае , если для этого существуют финансово-экономические предпосылки. В остальных же местное самоуправление должно осуществляться в форме территориального общественного самоуправления и через территориальные органы исполнительной власти района. Она позволяет, с одной стороны, населению непосредственно решать вопросы местного значения по месту жительства, а с другой - принимать участие в управлении муниципальным образованием через органы местного самоуправления.
Для решения этих вопросов необходима соответствующа я система органов местного самоуправления, которая по нашему мнению, должна включать в себя представительные, исполнительные органы местного самоуправления и главу муниципального образования. Нами предложена примерная схема управления муниципальным образов анием.
Решение возложенных на местное самоуправление задач невозможно без финансово-экономической базы. Нами выявлена устойчивая тенденция, связанная с недостаточным обеспечением муниципальных образований финансовыми ресурсами, необходимыми для решения сто ящих перед ними задач. В подавляющем большинстве муниципальных образований минимально необходимая доходная часть за счет собственных доходных источников не может быть сформирована. Доходы местных бюджетов находятся в серьезной зависимости от решений федера льных и региональных властей.
Происходят структурные сдвиги в источниках местных бюджетов в сторону увеличения доли федеральных и региональных налогов, финансовой помощи из средств вышестоящего бюджета. Это приводит к снижению возможностей бюджетного потен циала муниципальных образований, ухудшению бюджетной обеспеченности, росту субъективизма в процессе распределения финансовых ресурсов.
Решение проблемы дотационности местных бюджетов невозможно без увеличения собственных налоговых доходов муниципальных обр азований.
Наряду с отсутствием необходимой финансово-экономической базы в муниципальных образованиях ощущается острый дефицит квалифицированных кадров для работы в органах местного самоуправления, неготовность значительной их части к работе в современных условиях.
Дальнейшее развитие экономико-организационных основ местного самоуправления требует совершенствования федерального законодательства, обеспечения соответствия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, Уставов муниципальных обр азований Конституции Российской Федерации.
1.Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации (круглый стол) // Гос-во и право. - 2007. - № 5. - С.ЗЗ.
2.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: Наука, 2008.
3.Андреев С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям. - М.: Знание, 2007. – с.114.
4.Бабичев И.В. Местное самоуправление: вчера, сегодня, завтра / И.В.Бабичев // Местное право. - 2003. - № 1-2. - С. 17
5.Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: Наука, 2008.
6.Блинов А.О. Мотивация персонала корпоратив¬ных структур. // Маркетинг. 2001. № 1. С.89
7.Борисова Е. Мотивация: что в теории и что на практике // Служба кадров и персонал. 2010. № 10
8.Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. Развитие потен¬циала работников современных предприятий.// Вестник СГСЭУ. 2009. №1(25). С. 29.
9.Бюджетная система России: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. М.: Юнити – Дана, 2007. С. 92.
10.Бюджетный кодекс РФ: от 31.07.2008 г. №145 - ФЗ (в ред. от 17.12.2009 г.).
11.Васильев В.И. Местное самоуправление. - М., 2009.
12.Вельский К.С. Феноменология административного права. - Смоленск, 2005.
13.Вертилецкая И. Г. Активизация самообразования учителя в системе повышения квалификации: Дисс. кандидата педагогических наук: 13.00.08. Новокузнецк, 2007. - 236с.
14.Винокуров В.А. Правовые основы государственной службы. - С-Пб., 2009.
15.Выдрин И. Н., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. - М.: Знание, 2003.
16.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: учебник. – М.: «Дашков и К0», 2004. с. 576-577.
17.Гаудж П. Исследование мотивации персо¬нала / пер. с англ., под ред. И. В. Тараненко. Днеп¬ропетровск, 2008
18.Государственный Совет Российской Федерации: Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития. // Муниципальное право. - 2002.- № 4 (20). - С. 4.
19.Гриценко Е. В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства Значение опыта ФРГ для России. - Иркутск, 2001.
20.Жемухова Л.З. Самоотношение как фактор успешности современного учителя. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология».- Майкоп: АГУ, - Вып. 2, 2009.-С.93-98.
21.Журавлев С.И. Исторический опыт правового регулирования кадрового обеспечения органов власти России: монография. – М.: РГСУ, 2006. – с. 127.
22.Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности выравнивания уровня бюджетной обеспеченности на субрегиональном уровне // Финансы. 2009. № 8.
23.Зимин Е.Ю. Модель непрерывного повышения квалификации учителей на муниципальном уровне // Вопросы образования. - 2009.-№4.- С.170-181.
24.Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Управление челове¬ческими ресурсами. М.: Дело, 2003. 304с. С.30
25.Инновационные педагогические технологии в системе повышения квалификации. Халяпина Л.П., Леванова А.Е. www.open.websib.ru/conference/halyapina.htm
26.Исследование состояния регулирования территориальных основ местного самоуправления в Российской Федерации. - М., 2002.
27.Князев С. Д., Хрусталев Е. Н. Российское муниципальное право. Владивосток, 2001.
28.Компетенция местного самоуправления: федеральный аспект / Под ред. И.В.Бабичева. - М.,2002.
29.Костюков А. Н. Принципы местного самоуправления / А.Н.Костюков // Местное право. - 2002. - № 3-4. - С. 27-46.
30.Кутафин О.Е. , Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2007.
31.Лебедев М.Б. Педагогические технологии в системе повышения квалификации / Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании. СПб. РАО ИПО - 2009, - С. 15.
32.Лексин В.Н., Швецов А.Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика: В 5 т., 12 кн. М., 2010. -Т.1. -С.37.
33.Лютенс Ф. Организационное поведение/ Пер. с англ. 7 изд. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 161
34.Макашева З.М. Основные принципы муниципального менеджмента/З.М.Макашева// Местное самоуправление в России. Сборник докладов. — М., 2010. - С.250-256.
35.Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. - М.: Знание, 2009.
36.Мельников О.Н. Истоки. Методологические под¬ходы к управлению интеллектуально-креативным потенциалом личности как основным экономичес¬ким активом организации.// Креативная экономи¬ка. 2007. № 6. С. 23
37.Местное самоуправление: Сборник нормативных правовых актов. - Воронеж, 2002.
38.Министерство финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru.
39.Московский В.В. Формирование профессиональной успешности. Автореф. дисс. кан. псих. наук. - Москва, 2009. - 26с.
40.Муниципальное право / Под ред. проф. Коваленко А. И. - М., 2010.
41.Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. - М.: Наука, 2007.
42.Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ от 06.10.03 г. (в ред. от 25.12.2008 № 281-ФЗ) №131-ФЗ.
43.Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.: Юристъ, 2007 – 53 с.
44.Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М., 2009.
45.Поляков В. А. Технология карьеры / В. А. Поляков. М.: Наука, 1995. С. 114-167
46.Постовой Н.В. Концепции местного самоуправления / Н.В.Постовой // Местное право. - 2010. - № 10. - С.29-30.
47.Прошкин Б.Г Принуждение как метод трудовой мотивации// Управление персоналом. 2008. №11. С. 42
48.Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие / Н. С. Пряжников. Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. С. 98-137.
49.Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник - Ростов н/Д., 2007.
50.Разнодежина Э. Н., Красников В. И. Мотивация рыночной организации труда в современных усло¬виях. Ульяновск: УлГТУ, 2011. 214 с.
51.Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М., 2008. С. 11-15
52.Сарно А. А. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отно¬шений. СПб, 2004
53.Создание сетевой многоуровневой модели методической службы Нижегородской области / сост.: Е.В. Василевская, О.В. Плетенева, О.В. Тулупова. - М.: АГЖиПРО,2008. - 52с.
54.Соломандина, Т. О. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т. О. Соломандина, В. Г. Соломандин // Управление персоналом. 2005. С. 14-27
55.Старилов Ю. Н. Административное право: В 2 ч. 4.1: История. Наука. Предмет. Нормы. - Воронеж, 2008.
56.Статирова Ольга Ивановна. Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования в системе повышения квалификации: Диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2009. - 204с.
57.Таболин В.В. Право муниципального управления. - М., 2007. - С.34-35.
58.Токарева Е. А. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенс¬твования мотивации персонала в условиях рынка. СПб, 2008
59.Тропотяга П.А. Психологические детерминанты профессиональной успешности будущего специалиста. Автореф. дисс. кан. псих. наук. - Иркутск, 2009. - 26с.
60.Формирование местного самоуправления в Российской Федерации на 01.01.2011 г. / Бюллетень Госкомитета Российской Федерации по статистике. - М., 2012.
61.Чеботарев Г.Н. Развитие конституционных основ местного самоуправления в Российской Федерации. - Тюмень, 2005.
62.Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
63.Черкасов А. И. Сравнительное местное управление: Теория и практика. - М.: Знание, 2008.
64.Шеремет К. Ф. Система и содержание общих принципов организации местного самоуправления // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования / Под ред. К. Ф. Шеремета, И. И. Овчинникова. - М., 2008.
65.Eraut, M. E. Developing Professional Knowledge and Competence / M. E. Eraut. — Buckingham: Open University Press, 1994.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В 1993 году Россия приняла Конституцию, в которой закрепила основные принципы местного самоуправления. По Конституции, МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниц ипальной собственностью (ст. 130), а муниципальные власти (органы МСУ) не входят в систему органов государственной власти (ст. 8). Границы самостоятельности местного самоуправления могут быть ограничены только федеральными и региональными законами.
Основно й закон для МСУ — это Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ-131). Это межотраслевой закон, в котором сформулированы принципы решения населением (непосредственн о и через органы муниципальной власти) вопросов местного значения: от градостроительной политики и благоустройства до организации дошкольного образования и поддержки народных промыслов, то есть всего того, что необходимо для комфортной и достойной жизни лю дей в своем городе, поселке, селе.
ФЗ-131 закон сменил одноименный Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ, который допускал столь широкие трактовки в организации МСУ, что в трети регионов страны (а в сельской местности — почти повсеместно) мес тное самоуправление отсутствовало напрочь. Над первоначальным текстом ФЗ-131 работала большая команда экспертов в области права, законодателей, представителей властей всех уровней. В результате были сформулированы нормы, определившие ограниченный набор воз можных моделей МСУ, распределившие муниципалитеты по типам, очертившие круг обязанностей для каждого типа муниципалитетов.
По образцу германской системы организации местной власти в стране создавалась двухуровневая система органов МСУ, где на первом уровн е — городские и сельские поселения, а на втором — муниципальные районы, объединяющие несколько поселений. Миссия районов — помощь поселениям в реализации интересов населения, а также решение вопросов межпоселенческого характера (например, власти поселений должны обеспечивать сбор и вывоз бытового мусора, а власти районов — организацию полигонов ТБО и вторичную переработку отходов). Основной принцип классификации — объем исполняемых полномочий и, соответственно, потребляемых бюджетных средств (в соответствии с принципом Европейской Хартии МСУ, ратифицированной Россией в 1998 году, каждое полномочие, исполняемое местными властями, должно быть обеспечено соответствующими финансовыми и административными ресурсами).
Отдельно были выделены городские округа (крупн ые города с прилегающими мелкими населенными пунктами), которые исполняют полномочия поселений и районов одновременно.
В соответствии с Конституцией РФ, структура органов МСУ определяется населением на референдуме либо через представительный орган (собран ие муниципальных депутатов), а ФЗ-131 уточняет, что в каждом муниципалитете должны действовать представительный орган, глава муниципального образования и местная администрация. В ФЗ-131 также предусмотрены особенности организации МСУ для городов-регионов М осквы и Санкт-Петербурга, закрытых административно-территориальных образований (Минобороны и Росатома), наукоградов, приграничных территорий и муниципалитетов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В полную силу закон вс тупил лишь в 2009 году. К этому моменту во всех регионах (кроме Чечни и Ингушетии) под строгим контролем федерального центра была проведена административная реформа, в результате которой образовано 24 200 муниципалитетов (в 2005 году, по данным Росстата, и х насчитывалось 11 700).
Резкое увеличение численности муниципалитетов потребовало создания системы подготовки муниципальных кадров (разработки новых образовательных стандартов, подбора и переподготовки преподавателей и т. д.). Муниципальная реформа также сопровождалась серьезной перестройкой налоговой и бюджетной сфер.
Однако кадровые и финансовые вопросы в российском МСУ до конца не решены. Подавляющее число муниципалитетов не может обеспечить собственными налоговыми доходами расходы на исполнение вопрос ов местного значения и зависит от дотаций государства, распределяемых по многочисленным сложным методикам, а порой и по единоличному решению высокопоставленных чиновников. Дотационные муниципалитеты не могут тратить на содержание своих администраций больше , чем это определено властями региона, и нанимать профессионалов, способных разрабатывать эффективные проекты. Также не удалось четко разграничить права и обязанности между обоими уровнями МСУ, а также между МСУ и государством. Многие вопросы на местах до сих пор решаются в режиме «ручного управления», что и обуславливает актуальность темы исследования.
Целью работы является анализ экономических и организационных основ местного самоуправления.
Задачи работы:
- развить теоретические представления об эконо мико-организационной основе местного самоуправления и направлениях ее совершенствования в условиях формирующихся рыночных отношений;
раскрыть содержание и принципы местного самоуправления;
уточнить и конкретизировать предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления для различных видов муниципальных образований;
оценить современное состояние организационных структур и финансовой базы местного самоуправления;
разработать рекомендации по совершенствованию организации местного самоуправления.
Объе ктом исследования являются муниципальные образования и органы местного самоуправления.
Предметом исследования являются отношения, процессы и механизм экономико-организационного обеспечения функционирования и развития местного самоуправления.
Теоретическую и методологическую основу составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области управления социально- экономическими системами, организации местного самоуправления, его экономических и организационных основ.
Методологическую базу составляют общенауч ные методы познания, методы экономического, функционального, структурного, статистического и системного анализа.
Информационную базу исследования составили статистические данные о состоянии и динамике параметров развития муниципального сектора экономики Ро ссии и регионов, опубликованные Госкомстатом России, материалы центральных, региональных и местных органов власти, а также федеральное и местное законодательство по теме и объекту исследования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации местного самоуправления
1.1. Содержание и модели местного самоуправления
1.2. Принципы местного самоуправления
1.3. Функции и полномочия органов местного самоуправления
Глава 2. Организационно-экономические основы местного самоуправления в России: состояние и предпосылки развития
2.1. Территориальная организация местного самоуправления
2.2. Современное финансово-экономическое состояние муниципальных образований
2.3. Организационные структуры управления в муниципальных образованиях
Глава 3. Совершенствование экономико-организационных основ местного самоуправления
3.1.Формирование финансовых основ местного самоуправления в муниципальных образованиях и основные направления совершенствования межбюджетных отношений
3.2. Пути совершенствования кадрового обеспечения органов местного самоуправления
Заключение
Список использованных источников
Проведенное исследование экономико-организацион ных основ местного самоуправления позволило сделать следующие выводы:
1. Местное самоуправление является одним из видов социального управления, поэтому его нужно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле местное самоуправление - это право и реальная способность населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В узком смысле местное самоуправление - это деятельность органов местного са моуправления, осуществляющих муниципальное управление (муниципальную власть) и выполняющих отдельные государственные полномочия на территории муниципального образования. Исходя из этого важное значение приобретает определение принципов местного самоуправле ния, которые в свою очередь играют важную роль в определении функций и задач местного самоуправления, предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления. Нами предложена "система принципов местного самоуправления, включающая в себя: общие, спец ифические и частные.
2. В Российской Федерации действует собственная модель организации местного самоуправления, имеющая схожесть с англосаксонской и немецкой моделями. Ее особенностью является то, что в ней сочетается конституционно закрепленная самостоят ельность населения в решении вопросов местного значения с большой зависимостью органов местного самоуправления от органов государственной власти, прежде всего, финансово-экономической. Развитие экономико-организационных основ местного самоуправления, по на шему мнению, должно идти по пути более четкого определения на законодательном уровне местного самоуправления, как формы народовластия с одной стороны, и как муниципальной власти с другой. При этом должны учитываться менталитет нашего народа, который на про тяжении большого исторического периода полагался больше на власть, чем на собственные силы и возможности. С учетом изложенного, мы полагаем, что местное самоуправление, как форма народовластия, должно осуществляться на части муниципального образования в фо рме территориального общественного самоуправления, а также через сходы и собрания граждан по месту жительства, муниципальные выборы и референдумы. Управление же муниципальным образованием должны осуществлять органы местного самоуправления в тесном взаимоде йствии с территориальными органами государственной власти. Более ' того, было бы целесообразно законодательно разрешить образование на территории муниципальных образований структур органов государственной власти и местного самоуправления, имеющих двойное п одчинение, и финансируемых из государственного и местного бюджетов на паритетных началах.
3. В законодательстве Российской Федерации существует неопределенность в определении компетенции местного самоуправления, предметов ведения муниципальных образований и полномочий органов местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения, закрепленных в статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" включает в себя ряд вопросов, которые, безусловно , являются предметами ведения всех уровней публичной власти. Муниципальные образования независимо от размера территории и численности населения обязаны решать все вопросы местного значения независимо от того, имеют ли они для этого необходимые финансовые и материальные ресурсы. Не разграничены предметы ведения и полномочия между муниципальными образованиями, имеющими в своем составе другие муниципальные образования.
Критериями образования муниципальных образований, кроме населения и территории, должны быть наличие налогооблагаемой базы, необходимой производственной и социальной инфраструктуры, муниципальной собственности и местного бюджета. Этим критерием сегодня отвечают города и районы. Поэтому нами предлагается модель организации местного самоуправления, как муниципальной власти, на уровне районов и городов областного значения. На уровне городов районного значения, поселков городского типа, сел и сельсоветов (сельских округов) местное самоуправление как муниципальная власть организуется только в том случае , если для этого существуют финансово-экономические предпосылки. В остальных же местное самоуправление должно осуществляться в форме территориального общественного самоуправления и через территориальные органы исполнительной власти района. Она позволяет, с одной стороны, населению непосредственно решать вопросы местного значения по месту жительства, а с другой - принимать участие в управлении муниципальным образованием через органы местного самоуправления.
Для решения этих вопросов необходима соответствующа я система органов местного самоуправления, которая по нашему мнению, должна включать в себя представительные, исполнительные органы местного самоуправления и главу муниципального образования. Нами предложена примерная схема управления муниципальным образов анием.
Решение возложенных на местное самоуправление задач невозможно без финансово-экономической базы. Нами выявлена устойчивая тенденция, связанная с недостаточным обеспечением муниципальных образований финансовыми ресурсами, необходимыми для решения сто ящих перед ними задач. В подавляющем большинстве муниципальных образований минимально необходимая доходная часть за счет собственных доходных источников не может быть сформирована. Доходы местных бюджетов находятся в серьезной зависимости от решений федера льных и региональных властей.
Происходят структурные сдвиги в источниках местных бюджетов в сторону увеличения доли федеральных и региональных налогов, финансовой помощи из средств вышестоящего бюджета. Это приводит к снижению возможностей бюджетного потен циала муниципальных образований, ухудшению бюджетной обеспеченности, росту субъективизма в процессе распределения финансовых ресурсов.
Решение проблемы дотационности местных бюджетов невозможно без увеличения собственных налоговых доходов муниципальных обр азований.
Наряду с отсутствием необходимой финансово-экономической базы в муниципальных образованиях ощущается острый дефицит квалифицированных кадров для работы в органах местного самоуправления, неготовность значительной их части к работе в современных условиях.
Дальнейшее развитие экономико-организационных основ местного самоуправления требует совершенствования федерального законодательства, обеспечения соответствия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, Уставов муниципальных обр азований Конституции Российской Федерации.
1.Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации (круглый стол) // Гос-во и право. - 2007. - № 5. - С.ЗЗ.
2.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: Наука, 2008.
3.Андреев С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям. - М.: Знание, 2007. – с.114.
4.Бабичев И.В. Местное самоуправление: вчера, сегодня, завтра / И.В.Бабичев // Местное право. - 2003. - № 1-2. - С. 17
5.Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: Наука, 2008.
6.Блинов А.О. Мотивация персонала корпоратив¬ных структур. // Маркетинг. 2001. № 1. С.89
7.Борисова Е. Мотивация: что в теории и что на практике // Служба кадров и персонал. 2010. № 10
8.Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. Развитие потен¬циала работников современных предприятий.// Вестник СГСЭУ. 2009. №1(25). С. 29.
9.Бюджетная система России: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. М.: Юнити – Дана, 2007. С. 92.
10.Бюджетный кодекс РФ: от 31.07.2008 г. №145 - ФЗ (в ред. от 17.12.2009 г.).
11.Васильев В.И. Местное самоуправление. - М., 2009.
12.Вельский К.С. Феноменология административного права. - Смоленск, 2005.
13.Вертилецкая И. Г. Активизация самообразования учителя в системе повышения квалификации: Дисс. кандидата педагогических наук: 13.00.08. Новокузнецк, 2007. - 236с.
14.Винокуров В.А. Правовые основы государственной службы. - С-Пб., 2009.
15.Выдрин И. Н., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. - М.: Знание, 2003.
16.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: учебник. – М.: «Дашков и К0», 2004. с. 576-577.
17.Гаудж П. Исследование мотивации персо¬нала / пер. с англ., под ред. И. В. Тараненко. Днеп¬ропетровск, 2008
18.Государственный Совет Российской Федерации: Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития. // Муниципальное право. - 2002.- № 4 (20). - С. 4.
19.Гриценко Е. В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства Значение опыта ФРГ для России. - Иркутск, 2001.
20.Жемухова Л.З. Самоотношение как фактор успешности современного учителя. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология».- Майкоп: АГУ, - Вып. 2, 2009.-С.93-98.
21.Журавлев С.И. Исторический опыт правового регулирования кадрового обеспечения органов власти России: монография. – М.: РГСУ, 2006. – с. 127.
22.Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности выравнивания уровня бюджетной обеспеченности на субрегиональном уровне // Финансы. 2009. № 8.
23.Зимин Е.Ю. Модель непрерывного повышения квалификации учителей на муниципальном уровне // Вопросы образования. - 2009.-№4.- С.170-181.
24.Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Управление челове¬ческими ресурсами. М.: Дело, 2003. 304с. С.30
25.Инновационные педагогические технологии в системе повышения квалификации. Халяпина Л.П., Леванова А.Е. www.open.websib.ru/conference/halyapina.htm
26.Исследование состояния регулирования территориальных основ местного самоуправления в Российской Федерации. - М., 2002.
27.Князев С. Д., Хрусталев Е. Н. Российское муниципальное право. Владивосток, 2001.
28.Компетенция местного самоуправления: федеральный аспект / Под ред. И.В.Бабичева. - М.,2002.
29.Костюков А. Н. Принципы местного самоуправления / А.Н.Костюков // Местное право. - 2002. - № 3-4. - С. 27-46.
30.Кутафин О.Е. , Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2007.
31.Лебедев М.Б. Педагогические технологии в системе повышения квалификации / Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании. СПб. РАО ИПО - 2009, - С. 15.
32.Лексин В.Н., Швецов А.Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика: В 5 т., 12 кн. М., 2010. -Т.1. -С.37.
33.Лютенс Ф. Организационное поведение/ Пер. с англ. 7 изд. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 161
34.Макашева З.М. Основные принципы муниципального менеджмента/З.М.Макашева// Местное самоуправление в России. Сборник докладов. — М., 2010. - С.250-256.
35.Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. - М.: Знание, 2009.
36.Мельников О.Н. Истоки. Методологические под¬ходы к управлению интеллектуально-креативным потенциалом личности как основным экономичес¬ким активом организации.// Креативная экономи¬ка. 2007. № 6. С. 23
37.Местное самоуправление: Сборник нормативных правовых актов. - Воронеж, 2002.
38.Министерство финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru.
39.Московский В.В. Формирование профессиональной успешности. Автореф. дисс. кан. псих. наук. - Москва, 2009. - 26с.
40.Муниципальное право / Под ред. проф. Коваленко А. И. - М., 2010.
41.Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. - М.: Наука, 2007.
42.Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ от 06.10.03 г. (в ред. от 25.12.2008 № 281-ФЗ) №131-ФЗ.
43.Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.: Юристъ, 2007 – 53 с.
44.Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. - М., 2009.
45.Поляков В. А. Технология карьеры / В. А. Поляков. М.: Наука, 1995. С. 114-167
46.Постовой Н.В. Концепции местного самоуправления / Н.В.Постовой // Местное право. - 2010. - № 10. - С.29-30.
47.Прошкин Б.Г Принуждение как метод трудовой мотивации// Управление персоналом. 2008. №11. С. 42
48.Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие / Н. С. Пряжников. Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. С. 98-137.
49.Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник - Ростов н/Д., 2007.
50.Разнодежина Э. Н., Красников В. И. Мотивация рыночной организации труда в современных усло¬виях. Ульяновск: УлГТУ, 2011. 214 с.
51.Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М., 2008. С. 11-15
52.Сарно А. А. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отно¬шений. СПб, 2004
53.Создание сетевой многоуровневой модели методической службы Нижегородской области / сост.: Е.В. Василевская, О.В. Плетенева, О.В. Тулупова. - М.: АГЖиПРО,2008. - 52с.
54.Соломандина, Т. О. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т. О. Соломандина, В. Г. Соломандин // Управление персоналом. 2005. С. 14-27
55.Старилов Ю. Н. Административное право: В 2 ч. 4.1: История. Наука. Предмет. Нормы. - Воронеж, 2008.
56.Статирова Ольга Ивановна. Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования в системе повышения квалификации: Диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2009. - 204с.
57.Таболин В.В. Право муниципального управления. - М., 2007. - С.34-35.
58.Токарева Е. А. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенс¬твования мотивации персонала в условиях рынка. СПб, 2008
59.Тропотяга П.А. Психологические детерминанты профессиональной успешности будущего специалиста. Автореф. дисс. кан. псих. наук. - Иркутск, 2009. - 26с.
60.Формирование местного самоуправления в Российской Федерации на 01.01.2011 г. / Бюллетень Госкомитета Российской Федерации по статистике. - М., 2012.
61.Чеботарев Г.Н. Развитие конституционных основ местного самоуправления в Российской Федерации. - Тюмень, 2005.
62.Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
63.Черкасов А. И. Сравнительное местное управление: Теория и практика. - М.: Знание, 2008.
64.Шеремет К. Ф. Система и содержание общих принципов организации местного самоуправления // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования / Под ред. К. Ф. Шеремета, И. И. Овчинникова. - М., 2008.
65.Eraut, M. E. Developing Professional Knowledge and Competence / M. E. Eraut. — Buckingham: Open University Press, 1994.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54492 Дипломной работы — поможем найти подходящую