Благодарю Татьяну Геннадьевну за доработку ВКР по ГМУ. Качественное выполнение, оперативные доработки, и речь с презентацией в подарок! Очень приятно было с Вами работать)))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В современных условиях понятие «безопасность» приобрело особо актуальное значение. Индустриализация проникла во все сферы жизни и деятельности человека. Такой прогресс облегчил труд, создал комфорт в быту и на производстве, увеличил скорость передвижения и работы. Однако он принес с собой угрозу безопасности для населения, связанную с загрязнением окружающей среды, технико-технологических катастроф, различного рода аварий.
Местное самоуправление — одна из основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества. Идеи и концепция местного самоуправления практически реализуются через систему муниципального управления.
Реформирование местной власти в России показало жизнеспособность местного самоуправления и наличие больших резервов для его развития и совершенствования. Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в силу чего муниципальное управление имеет ряд особенностей, отличающих его от государственного управления.
Объектом муниципального управления является муниципальное образование — населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. Субъектом муниципального управления выступает население муниципального образования — местное сообщество, а также органы местного самоуправления, действующие от его имени. Предметом муниципального управления является регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.
Муниципальное управление тесно связано с системой государственного управления, так как почти все государственные решения, затрагивающие интересы граждан, так или иначе проходят через органы местного самоуправления, в том числе через передачу им ряда государственных полномочий.
Цель данной работы – рассмотреть пути совершенствования системы обеспечения безопасности в муниципальном образовании на примере города Тверь.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы муниципального управления безопасностью жизнедеятельности территории муниципального образования;
- рассмотрена организация системы управления в чрезвычайных ситуация в муниципальных образованиях на примере г. Тверь;
- определены пути совершенствования системы управления в чрезвычайных ситуациях в г. Тверь.
Объектом исследования данной работы является организация системы управления в чрезвычайных ситуациях.
Предметом исследования является система управления безопасностью жизнедеятельности территории города Тверь.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Современная организация местного самоуправления в России
Вопросы организации местного самоуправления относятся к числу наиболее сложных проблем в области права, экономики и государственного управления.
Федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 131-ФЗ) был принят в октябре 2003 г., однако вступление закона в полную силу произошло только в 2009 г. (но в некоторых регионах, в том числе в Республике Башкортостан, – в 2006 г.).
Во многих западноевропейских странах институт местного самоуправления как автономное функционирование жизнедеятельности территориальных общностей людей (городских коммун) появился в периодсредневековья (X–XI вв.) естественным образом, задолго до образования единой системы государственного управления. В процессе формирования государственных структур управления и политико-административных институтов власти местное самоуправление встраивалось в эту систему, передавая государству часть своих полномочий. В отличие от Запада в пореформенной России местное самоуправление формировалось, наоборот, преимущественно путем передачи властных полномочий от государства местным сообществам, поэтому справедливо подчеркивается «дарованный» характер местного самоуправления. Как бы то ни было, местное самоуправление – это не самоцель, а особый механизм реализации прав и свобод, потребностей и интересов граждан. Основной смысл местного самоуправления заключается в развитии мотивации людей, пробуждении их социальной активности и энергии на основе самоорганизации и реального участия в управлении.
Анализируя местное самоуправление как качественную характеристику осуществления управленческой деятельности или публичной власти в конкретном пространстве и времени, можно выделить следующие этапы его развития: возникновение, становление, полноценное функционирование, кризис. На каком же этапе находится местное самоуправление в современной России? Удалось ли ему проявить свои сущностные признаки?
Некоторые исследователи, рассматривая развитие местного самоуправления за период с 2003 по 2013 г., отмечают, что все эти годы происходило становление института местного самоуправления, и оно еще полностью не реализовало свои возможности. Другие же говорят о процессах реформирования местного самоуправления, подчеркивая тем самым, что этот институт существовал и ранее, но требовал кардинальных изменений. Принципиальным признаком для различения этих процессов, по нашему мнению, является характер осуществления местной власти, определяющейся тем, кто управлял и управляет местными территориями: государство, органы местного самоуправления, непосредственно граждане или все эти субъекты вместе на основе разделения полномочий. В Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается «право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения». В свою очередь, в Федеральном законе 131-ФЗ местное самоуправление понимается как народовластие, то есть как «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». С точки зрения принципов демократии определение местного самоуправления в Федеральном законе 131-ФЗ выглядит даже более демократичным, чем в Европейской хартии. Но наличие в законе, казалось бы, незначительной оговорки с союзами «и (или)» имело впоследствии принципиальное значение. В реальной практике местного самоуправления союз «и» практически исчез и был заменен союзом «или», что фактически означало осуществление местного самоуправления преимущественно органами муниципального управления. Население муниципальных образований, по сути будучи главным субъектом осуществления местного самоуправления (это и является сущностным признаком данного института), было отодвинуто на второй план. В России возникла парадоксальная ситуация: у исполнительных органов местного самоуправления оказалось больше властных полномочий, чем у представительных, в то же время они неподконтрольны населению.
Введение 3
1. Теоретические основы муниципального управления безопасностью жизнедеятельности территории муниципального образования 5
1.1. Современная организация местного самоуправления в России 5
1.2. Система управления безопасностью муниципальных образований 19
1.3. Обеспечение безопасности муниципальных образований: перспективы развития 22
2. Организация системы управления в чрезвычайных ситуация в муниципальных образованиях на примере г. Тверь 27
2.1. Социально – экономическая характеристика муниципального образования 27
2.2. Структурно-функциональная система безопасности муниципального образования 27
2.3. Особенности функционирования системы гражданской защиты в г. Тверь 33
3. Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях в г. Тверь 46
3.1. Основные направления развитии системы пожарной безопасности 46
3.2. Рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления в области защиты от ЧС 55
Заключение 65
Список использованной литературы 70
Для анализа состояния местного самоуправления в современной России, кроме проблемы участия граждан, необходимо остановиться и на таких аспектах, как финансовые и экономические основы местного самоуправления, разграничение предметов ведения и компетенций, вопросы местного значения, территориальная организация местного самоуправления, организационные структуры его осуществления. В настоящее время большинство муниципальных образований не имеют достаточной финансово-экономической базы для эффективного решения вопросов местного значения.
Сохранение ведущей роли федерального центра при определении правил в области налогообложения и осуществлении властного контроля над их выполнением приводит к снижению финансовых стимулов муниципалитетов при решении вопросов местного значения, что является одной из главных проблем муниципальной реформы.
Специфика муниципального управления по обеспечению безопасности жизнедеятельности территории определяется прежде всего особенностями муниципального образования как объекта управления, включающего все стороны жизни людей. При этом жители муниципального образования одновременно являются как объектом, так и субъектом управления по отношению к системе органов муниципального управления, так как население управляет своими делами или непосредственно (через выборы, референдум), или опосредованно (осуществляя контроль за деятельностью органов муниципального управления).
В целях организации работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения во всех субъектах Российской Федерации созданы территориальные подсистемы РСЧС, в муниципальных районах и городских округах образованы звенья территориальных подсистем РСЧС.
Муниципальные образования осуществляют комплекс мероприятий по решению вопросов в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории от ЧС, создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб (формирований), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Сегодня город Тверь - это крупный административный, промышленный и культурный центр Верхневолжья, областной центр Тверской области. В настоящее время город занимает территорию 15 222 га. Имеет выгодное географическое положение: расположен в 167 км от Москвы и в 485 км от Санкт-Петербурга, стоит у слияния рек Волги, Тверцы и Тьмаки. С Москвой Тверь связана тремя транспортными магистралями: железнодорожной, автомобильной и водной.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. 131 - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» и в целях организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории города Твери, постановлением Главы администрации города от 03 марта 2006 года 742 учреждено Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям администрации города Твери.
Деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентируется следующими нормативными документами: постановлением Главы администрации города от 31.10.2006 3769 «О городском территориальном звене Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Главы администрации города от 10.12.2012 1902 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности». Основным органом, координирующим деятельность Тверского городского звена ТТП РСЧС является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Твери (далее - Комиссия).
Основное направление деятельности Комиссии - прогнозирование, предупреждение и снижение до минимума последствий возникающих ЧС, их ликвидация в кратчайшие сроки, координация деятельности органов управлении и сил Тверского городского звена ТТП РСЧС по решению задач в области предупреждения и ликвидации ЧС.
В 2013 году муниципальное образование город Тверь заняло первое место среди муниципальных образований области по вопросам организации и осуществлению мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные проблемы совершенствования организации и управления пожарной охраной города Тверь являются:
– уточнение принципов дислокации подразделений и организация их взаимодействия с другими оперативными службами;
– совершенствование организационной структуры и управления силами и средствами в современных условиях;
– улучшение технической оснащенности пожарных подразделений;
– совершенствование подготовки и обучения личного состава гарнизона мерам борьбы с пожарами и проведения аварийно-спасательных работ методами игрового моделирования, анализа конкретных ситуаций и ролевыми играми.
На современном этапе развития противопожарной службы МЧС России остаётся нерешённым вопрос выбора оптимального количества пожарных подразделений для обеспечения пожарной безопасности в населённых пунктах. Для надёжной защиты населённых пунктов от пожаров необходимо организовать в них эффективную по количеству и качеству пожарную охрану, для чего надо правильно обосновать её параметры. Основной принцип организационного проектирования противопожарной службы города заключается в следующем: она должна быть организована таким образом, что бы в любой момент времени на любую возникшую ситуацию немедленно отреагировать набором сил и средств, соответствующим характеру данной ситуации и в то же время экономически обоснованной.
У города Тверь комплексный показатель находится выше среднего уровня, но ниже максимального параметра. Это говорит о том, что населённый пункт только частично защищен в противопожарном отношении и есть необходимость организации (строительства и оснащения) новых пожарных частей.
Одним из путей повышения эффективности деятельности вневедомственной и пожарной охраны (ВО, ПО) на современном этапе является совершенствование их кадрового потенциала, под которым следует понимать совокупность сотрудников, имеющих специальную профессиональную подготовку, осуществляющих возложенные на них функции и характеризующихся определённой степенью способности и возможности достигать поставленных перед ними целей.
Реализация кадровой функции направлена на сбалансированное насыщение подразделений ВО и ПО компетентными специалистами, способными качественно выполнять задачи по охране собственности и ликвидации пожаров, применяя арсенал соответствующих методов и современных технических средств. Одним из основных элементов данной функции является профессиональная подготовка кадров охранно-технического и пожарно-технического профилей.
Состояние профессиональной подготовки специалистов охранно-технического и пожарно-технического профилей может быть реально диагностируемо и аналитически оценено в рамках имеющихся дидактических средств для выявления основных направлений его совершенствования. Следовательно, его необходимо изучать, используя известные методы психолого-педагогической диагностики и разрабатывая диагностические материалы.
В целях оптимизации контрольно-надзорной деятельности, замены избыточных и неэффективных мероприятий на надзору в области пожарной безопасности альтернативными механизмами для оценки соответствия ТСПЗ целесообразно использовать специалистов, непосредственно ориентированных на их проверку.
Содержание всех экстренных аварийно-спасательных служб (ЭАСС) ежегодно составляет десятки процентов бюджета любого города. Поэтому проблема проектирования каждой ЭАСС (обоснование ее рациональных размеров, структуры и оснащенности) чрезвычайно актуальна и не имеет удовлетворительных решений до недавнего времени. Чтобы решить эту проблему администрация города и руководство каждой ЭАСС должны располагать определенным научным инструментарием.
Для разработки такого инструментария необходимо, прежде всего, детально изучить, во-первых, процесс возникновения в городе деструктивных событий разного рода, во-вторых, процесс реагирования на них подразделений соответствующих ЭАСС. Это изучение предполагает проведение крупномасштабных исследований деятельности ЭАСС в различных городах.
Применение новейших технологий проектирования ЭАСС в городах на базе систем «КОСМАС» и «СТРЭС» позволяет в каждом конкретном городе получить значительные экономические и социальные эффекты.
1. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании"
4. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 "Об утверждении административного регламента министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".
5. Программа развития кадровых служб МЧС России на период до 2020 года. Приказ МЧС России от 1 июля 2010 г. № 306.
6. Бабичев И.В. Очерки правовой истории становления и развития местного самоуправления в современной России // Местное право. 2010. № 2.С. 93–98.
7. Балашова М.В. Общественное участие на местах как драйвер социальной модернизации // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2011. № 3. С. 75–80.
8. Бабун Р. Местное самоуправление в эпоху модернизации: изменение роли местной власти в зависимости от ослабления или усиления федерального центра //Муниципальная власть. – 2010. – № 6.
9. Бочко, В.С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий: Дисс. д-ра экон. наук. – Екатеринбург, 2010.
10. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В. О статистике пожаров и пожарных рисков // Пожаровзрывобезопасность. – 2011. – Т. 20. – № 4. – С. 41–44.
11. Государственный пожарный надзор : учебник / Артамонов В. С., Воронов С П., Гилетич А. Н. и др. — СПб. : Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006. — 396 с.
12. Доклад о развитии местного самоуправления в Российской Федерации и задачах ВСМС // Вопросы местного самоуправления. – 2012. – № 1.
13. Дубровская, Ю.В. Особенности институциональных преобразований в России: реформа местного самоуправления //Вестник ПГТУ «Социально-экономические науки». – Пермь: ПГТУ, 2010. – № 8 (27).
14. Зарецкий А.Д. Гуманизация – доминирующий принцип развития системы пожарной безопасности современной России // Пожарная безопасность. – 2011. – № 4. – С. 128–133.
15. Зарецкий А.Д. Пожары – глобальная социально-экономическая проблема современности: монография. – Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2011. – 242 с.
16. Зарецкий А.Д. Гуманизация парадигмы системы пожарной безопасности // НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 24 (117). – С. 47–51.
17. Информационное сообщение о работе ХХIV международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию создания ФГБУ ВНИИПО МЧС РФ // Пожарная безопасность. – 2012. – № 3. – С. 172.
18. Карпенко Д.Г. Организация проверок противопожарного состояния объектов при осуществлении государственного пожарного надзора: дис. на соиск. уч. степ. канд. тех. наук. М., 2007. 373 с.
19. Карпенко Д.Г., Шаров И.Н. Аспекты оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности в форме государственного пожарного надзора // Технологии техносферной безопасности: интернет журнал. Вып. 6 (34). 2010. http://ipb.mos.ru/ttb.
20. Карпенко Д.Г., Шаров И.Н. Формы прямого или косвенного определения соответствия технических систем (средств) противопожарной защиты зданий требованиям пожарной безопасности // Актуальные проблемы деятельности надзорных органов и органов дознания: материалы научно-практической конференции. Уральский институт ГПС МЧС России. Екатеринбург, 2013.
21. Климкин В.И., Копылов Н.П. Обзор направлений научного обеспечения пожарной безопасности // Пожарная безопасность. – 2013. – № 1.– С.74–88.
22. Ковешников Е.М. Государства и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2007.
23. Костюков А.Н. Метаморфозы в развитии местного самоуправления //Городское управление. – 2011. – № 7.
24. Локшина К.Н. Традиции изучения основных концепций местного самоуправления в зарубежных странах // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2012. № 1. С. 83–90.
25. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие: историко-правовые аспекты // Отв. ред. И.В. Бабичев, Б.В. Смирнов. М., 2011.
26. Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент развития малого и среднего предпринимательства. Доклад "О состоянии системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации". М., 2013.
27. Пожарная безопасность : учебник для студ. Учреждений высш. образования / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, О. Н. Ру сак и др. ; под ред. Л. А. Михайлова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 224 с.
28. Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам IV всерос. науч.-практ. конф. с междунар.уч., 9-10 окт. 2013 г. / ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России. — Воронеж, 2013. — 4 с.
29. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 717 с.
30. Шапиро Л. Обращение к читателям // Местное самоуправление. – 2011. –№ 12.
31. Шаров И.Н. Влияние уровня знаний государственных инспекторов по пожарному надзору на надёжность работы // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В современных условиях понятие «безопасность» приобрело особо актуальное значение. Индустриализация проникла во все сферы жизни и деятельности человека. Такой прогресс облегчил труд, создал комфорт в быту и на производстве, увеличил скорость передвижения и работы. Однако он принес с собой угрозу безопасности для населения, связанную с загрязнением окружающей среды, технико-технологических катастроф, различного рода аварий.
Местное самоуправление — одна из основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества. Идеи и концепция местного самоуправления практически реализуются через систему муниципального управления.
Реформирование местной власти в России показало жизнеспособность местного самоуправления и наличие больших резервов для его развития и совершенствования. Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в силу чего муниципальное управление имеет ряд особенностей, отличающих его от государственного управления.
Объектом муниципального управления является муниципальное образование — населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. Субъектом муниципального управления выступает население муниципального образования — местное сообщество, а также органы местного самоуправления, действующие от его имени. Предметом муниципального управления является регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.
Муниципальное управление тесно связано с системой государственного управления, так как почти все государственные решения, затрагивающие интересы граждан, так или иначе проходят через органы местного самоуправления, в том числе через передачу им ряда государственных полномочий.
Цель данной работы – рассмотреть пути совершенствования системы обеспечения безопасности в муниципальном образовании на примере города Тверь.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы муниципального управления безопасностью жизнедеятельности территории муниципального образования;
- рассмотрена организация системы управления в чрезвычайных ситуация в муниципальных образованиях на примере г. Тверь;
- определены пути совершенствования системы управления в чрезвычайных ситуациях в г. Тверь.
Объектом исследования данной работы является организация системы управления в чрезвычайных ситуациях.
Предметом исследования является система управления безопасностью жизнедеятельности территории города Тверь.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Современная организация местного самоуправления в России
Вопросы организации местного самоуправления относятся к числу наиболее сложных проблем в области права, экономики и государственного управления.
Федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 131-ФЗ) был принят в октябре 2003 г., однако вступление закона в полную силу произошло только в 2009 г. (но в некоторых регионах, в том числе в Республике Башкортостан, – в 2006 г.).
Во многих западноевропейских странах институт местного самоуправления как автономное функционирование жизнедеятельности территориальных общностей людей (городских коммун) появился в периодсредневековья (X–XI вв.) естественным образом, задолго до образования единой системы государственного управления. В процессе формирования государственных структур управления и политико-административных институтов власти местное самоуправление встраивалось в эту систему, передавая государству часть своих полномочий. В отличие от Запада в пореформенной России местное самоуправление формировалось, наоборот, преимущественно путем передачи властных полномочий от государства местным сообществам, поэтому справедливо подчеркивается «дарованный» характер местного самоуправления. Как бы то ни было, местное самоуправление – это не самоцель, а особый механизм реализации прав и свобод, потребностей и интересов граждан. Основной смысл местного самоуправления заключается в развитии мотивации людей, пробуждении их социальной активности и энергии на основе самоорганизации и реального участия в управлении.
Анализируя местное самоуправление как качественную характеристику осуществления управленческой деятельности или публичной власти в конкретном пространстве и времени, можно выделить следующие этапы его развития: возникновение, становление, полноценное функционирование, кризис. На каком же этапе находится местное самоуправление в современной России? Удалось ли ему проявить свои сущностные признаки?
Некоторые исследователи, рассматривая развитие местного самоуправления за период с 2003 по 2013 г., отмечают, что все эти годы происходило становление института местного самоуправления, и оно еще полностью не реализовало свои возможности. Другие же говорят о процессах реформирования местного самоуправления, подчеркивая тем самым, что этот институт существовал и ранее, но требовал кардинальных изменений. Принципиальным признаком для различения этих процессов, по нашему мнению, является характер осуществления местной власти, определяющейся тем, кто управлял и управляет местными территориями: государство, органы местного самоуправления, непосредственно граждане или все эти субъекты вместе на основе разделения полномочий. В Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается «право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения». В свою очередь, в Федеральном законе 131-ФЗ местное самоуправление понимается как народовластие, то есть как «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». С точки зрения принципов демократии определение местного самоуправления в Федеральном законе 131-ФЗ выглядит даже более демократичным, чем в Европейской хартии. Но наличие в законе, казалось бы, незначительной оговорки с союзами «и (или)» имело впоследствии принципиальное значение. В реальной практике местного самоуправления союз «и» практически исчез и был заменен союзом «или», что фактически означало осуществление местного самоуправления преимущественно органами муниципального управления. Население муниципальных образований, по сути будучи главным субъектом осуществления местного самоуправления (это и является сущностным признаком данного института), было отодвинуто на второй план. В России возникла парадоксальная ситуация: у исполнительных органов местного самоуправления оказалось больше властных полномочий, чем у представительных, в то же время они неподконтрольны населению.
Введение 3
1. Теоретические основы муниципального управления безопасностью жизнедеятельности территории муниципального образования 5
1.1. Современная организация местного самоуправления в России 5
1.2. Система управления безопасностью муниципальных образований 19
1.3. Обеспечение безопасности муниципальных образований: перспективы развития 22
2. Организация системы управления в чрезвычайных ситуация в муниципальных образованиях на примере г. Тверь 27
2.1. Социально – экономическая характеристика муниципального образования 27
2.2. Структурно-функциональная система безопасности муниципального образования 27
2.3. Особенности функционирования системы гражданской защиты в г. Тверь 33
3. Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях в г. Тверь 46
3.1. Основные направления развитии системы пожарной безопасности 46
3.2. Рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления в области защиты от ЧС 55
Заключение 65
Список использованной литературы 70
Для анализа состояния местного самоуправления в современной России, кроме проблемы участия граждан, необходимо остановиться и на таких аспектах, как финансовые и экономические основы местного самоуправления, разграничение предметов ведения и компетенций, вопросы местного значения, территориальная организация местного самоуправления, организационные структуры его осуществления. В настоящее время большинство муниципальных образований не имеют достаточной финансово-экономической базы для эффективного решения вопросов местного значения.
Сохранение ведущей роли федерального центра при определении правил в области налогообложения и осуществлении властного контроля над их выполнением приводит к снижению финансовых стимулов муниципалитетов при решении вопросов местного значения, что является одной из главных проблем муниципальной реформы.
Специфика муниципального управления по обеспечению безопасности жизнедеятельности территории определяется прежде всего особенностями муниципального образования как объекта управления, включающего все стороны жизни людей. При этом жители муниципального образования одновременно являются как объектом, так и субъектом управления по отношению к системе органов муниципального управления, так как население управляет своими делами или непосредственно (через выборы, референдум), или опосредованно (осуществляя контроль за деятельностью органов муниципального управления).
В целях организации работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения во всех субъектах Российской Федерации созданы территориальные подсистемы РСЧС, в муниципальных районах и городских округах образованы звенья территориальных подсистем РСЧС.
Муниципальные образования осуществляют комплекс мероприятий по решению вопросов в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории от ЧС, создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб (формирований), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Сегодня город Тверь - это крупный административный, промышленный и культурный центр Верхневолжья, областной центр Тверской области. В настоящее время город занимает территорию 15 222 га. Имеет выгодное географическое положение: расположен в 167 км от Москвы и в 485 км от Санкт-Петербурга, стоит у слияния рек Волги, Тверцы и Тьмаки. С Москвой Тверь связана тремя транспортными магистралями: железнодорожной, автомобильной и водной.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. 131 - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» и в целях организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории города Твери, постановлением Главы администрации города от 03 марта 2006 года 742 учреждено Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям администрации города Твери.
Деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентируется следующими нормативными документами: постановлением Главы администрации города от 31.10.2006 3769 «О городском территориальном звене Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Главы администрации города от 10.12.2012 1902 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности». Основным органом, координирующим деятельность Тверского городского звена ТТП РСЧС является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Твери (далее - Комиссия).
Основное направление деятельности Комиссии - прогнозирование, предупреждение и снижение до минимума последствий возникающих ЧС, их ликвидация в кратчайшие сроки, координация деятельности органов управлении и сил Тверского городского звена ТТП РСЧС по решению задач в области предупреждения и ликвидации ЧС.
В 2013 году муниципальное образование город Тверь заняло первое место среди муниципальных образований области по вопросам организации и осуществлению мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные проблемы совершенствования организации и управления пожарной охраной города Тверь являются:
– уточнение принципов дислокации подразделений и организация их взаимодействия с другими оперативными службами;
– совершенствование организационной структуры и управления силами и средствами в современных условиях;
– улучшение технической оснащенности пожарных подразделений;
– совершенствование подготовки и обучения личного состава гарнизона мерам борьбы с пожарами и проведения аварийно-спасательных работ методами игрового моделирования, анализа конкретных ситуаций и ролевыми играми.
На современном этапе развития противопожарной службы МЧС России остаётся нерешённым вопрос выбора оптимального количества пожарных подразделений для обеспечения пожарной безопасности в населённых пунктах. Для надёжной защиты населённых пунктов от пожаров необходимо организовать в них эффективную по количеству и качеству пожарную охрану, для чего надо правильно обосновать её параметры. Основной принцип организационного проектирования противопожарной службы города заключается в следующем: она должна быть организована таким образом, что бы в любой момент времени на любую возникшую ситуацию немедленно отреагировать набором сил и средств, соответствующим характеру данной ситуации и в то же время экономически обоснованной.
У города Тверь комплексный показатель находится выше среднего уровня, но ниже максимального параметра. Это говорит о том, что населённый пункт только частично защищен в противопожарном отношении и есть необходимость организации (строительства и оснащения) новых пожарных частей.
Одним из путей повышения эффективности деятельности вневедомственной и пожарной охраны (ВО, ПО) на современном этапе является совершенствование их кадрового потенциала, под которым следует понимать совокупность сотрудников, имеющих специальную профессиональную подготовку, осуществляющих возложенные на них функции и характеризующихся определённой степенью способности и возможности достигать поставленных перед ними целей.
Реализация кадровой функции направлена на сбалансированное насыщение подразделений ВО и ПО компетентными специалистами, способными качественно выполнять задачи по охране собственности и ликвидации пожаров, применяя арсенал соответствующих методов и современных технических средств. Одним из основных элементов данной функции является профессиональная подготовка кадров охранно-технического и пожарно-технического профилей.
Состояние профессиональной подготовки специалистов охранно-технического и пожарно-технического профилей может быть реально диагностируемо и аналитически оценено в рамках имеющихся дидактических средств для выявления основных направлений его совершенствования. Следовательно, его необходимо изучать, используя известные методы психолого-педагогической диагностики и разрабатывая диагностические материалы.
В целях оптимизации контрольно-надзорной деятельности, замены избыточных и неэффективных мероприятий на надзору в области пожарной безопасности альтернативными механизмами для оценки соответствия ТСПЗ целесообразно использовать специалистов, непосредственно ориентированных на их проверку.
Содержание всех экстренных аварийно-спасательных служб (ЭАСС) ежегодно составляет десятки процентов бюджета любого города. Поэтому проблема проектирования каждой ЭАСС (обоснование ее рациональных размеров, структуры и оснащенности) чрезвычайно актуальна и не имеет удовлетворительных решений до недавнего времени. Чтобы решить эту проблему администрация города и руководство каждой ЭАСС должны располагать определенным научным инструментарием.
Для разработки такого инструментария необходимо, прежде всего, детально изучить, во-первых, процесс возникновения в городе деструктивных событий разного рода, во-вторых, процесс реагирования на них подразделений соответствующих ЭАСС. Это изучение предполагает проведение крупномасштабных исследований деятельности ЭАСС в различных городах.
Применение новейших технологий проектирования ЭАСС в городах на базе систем «КОСМАС» и «СТРЭС» позволяет в каждом конкретном городе получить значительные экономические и социальные эффекты.
1. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании"
4. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 "Об утверждении административного регламента министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".
5. Программа развития кадровых служб МЧС России на период до 2020 года. Приказ МЧС России от 1 июля 2010 г. № 306.
6. Бабичев И.В. Очерки правовой истории становления и развития местного самоуправления в современной России // Местное право. 2010. № 2.С. 93–98.
7. Балашова М.В. Общественное участие на местах как драйвер социальной модернизации // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2011. № 3. С. 75–80.
8. Бабун Р. Местное самоуправление в эпоху модернизации: изменение роли местной власти в зависимости от ослабления или усиления федерального центра //Муниципальная власть. – 2010. – № 6.
9. Бочко, В.С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий: Дисс. д-ра экон. наук. – Екатеринбург, 2010.
10. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В. О статистике пожаров и пожарных рисков // Пожаровзрывобезопасность. – 2011. – Т. 20. – № 4. – С. 41–44.
11. Государственный пожарный надзор : учебник / Артамонов В. С., Воронов С П., Гилетич А. Н. и др. — СПб. : Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006. — 396 с.
12. Доклад о развитии местного самоуправления в Российской Федерации и задачах ВСМС // Вопросы местного самоуправления. – 2012. – № 1.
13. Дубровская, Ю.В. Особенности институциональных преобразований в России: реформа местного самоуправления //Вестник ПГТУ «Социально-экономические науки». – Пермь: ПГТУ, 2010. – № 8 (27).
14. Зарецкий А.Д. Гуманизация – доминирующий принцип развития системы пожарной безопасности современной России // Пожарная безопасность. – 2011. – № 4. – С. 128–133.
15. Зарецкий А.Д. Пожары – глобальная социально-экономическая проблема современности: монография. – Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2011. – 242 с.
16. Зарецкий А.Д. Гуманизация парадигмы системы пожарной безопасности // НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 24 (117). – С. 47–51.
17. Информационное сообщение о работе ХХIV международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию создания ФГБУ ВНИИПО МЧС РФ // Пожарная безопасность. – 2012. – № 3. – С. 172.
18. Карпенко Д.Г. Организация проверок противопожарного состояния объектов при осуществлении государственного пожарного надзора: дис. на соиск. уч. степ. канд. тех. наук. М., 2007. 373 с.
19. Карпенко Д.Г., Шаров И.Н. Аспекты оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности в форме государственного пожарного надзора // Технологии техносферной безопасности: интернет журнал. Вып. 6 (34). 2010. http://ipb.mos.ru/ttb.
20. Карпенко Д.Г., Шаров И.Н. Формы прямого или косвенного определения соответствия технических систем (средств) противопожарной защиты зданий требованиям пожарной безопасности // Актуальные проблемы деятельности надзорных органов и органов дознания: материалы научно-практической конференции. Уральский институт ГПС МЧС России. Екатеринбург, 2013.
21. Климкин В.И., Копылов Н.П. Обзор направлений научного обеспечения пожарной безопасности // Пожарная безопасность. – 2013. – № 1.– С.74–88.
22. Ковешников Е.М. Государства и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2007.
23. Костюков А.Н. Метаморфозы в развитии местного самоуправления //Городское управление. – 2011. – № 7.
24. Локшина К.Н. Традиции изучения основных концепций местного самоуправления в зарубежных странах // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2012. № 1. С. 83–90.
25. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие: историко-правовые аспекты // Отв. ред. И.В. Бабичев, Б.В. Смирнов. М., 2011.
26. Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент развития малого и среднего предпринимательства. Доклад "О состоянии системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации". М., 2013.
27. Пожарная безопасность : учебник для студ. Учреждений высш. образования / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, О. Н. Ру сак и др. ; под ред. Л. А. Михайлова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 224 с.
28. Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам IV всерос. науч.-практ. конф. с междунар.уч., 9-10 окт. 2013 г. / ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России. — Воронеж, 2013. — 4 с.
29. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 717 с.
30. Шапиро Л. Обращение к читателям // Местное самоуправление. – 2011. –№ 12.
31. Шаров И.Н. Влияние уровня знаний государственных инспекторов по пожарному надзору на надёжность работы // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54493 Дипломной работы — поможем найти подходящую