На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Заключение
Анализ базовой литературы позволяет констатировать следующие факты: многократно вырос интерес к национальной истории и особенностям русского искусства; усилилось внимание к нововведениям зарубежной художественной культуры. Ни одна из многочисленных эстетических систем и художественных концепций той поры не осталась без внимания русской художественной общественности: исследователей, критиков, историков, философов, коллекционеров, простых обывателей, а уж, тем более, русских художников.
Импрессионизм был той «первой ласточкой», давшей огромное количество смелых идей, которые, воплотившись на полотнах русских мастеров, подняли искусство России на общеевропейский уровень. Широкое обращение и творческое переосмысление русскими художниками опыта и новшеств зарубежного современного ис
Показать всекусства на рубеже веков во многом определило и подготовило то триумфальное шествие, которое начиная со Всемирной выставки в Париже 1900 года и блестящих сезонов С.П. Дягилева совершило русское искусство по странам Европы и мира.
В результате работы с литературой по теме дипломной работы и изучения творчества русских художников-импрессионистов, можно выделить и характерные черты такого явления как русский импрессионизм: 1) содержательная доминанта, тяготение к смыслу и значению художественного образа; 2) меньшая динамизация и большая материальность и предметность живописи; 3) основной формой в нем стал этюд, но при этом была жива тенденция к картинной монументализации пленэра; 4) он сохранял генетическую связь с реализмом, из которого вырастал и который оживлял.
Русский импрессионизм наслоился на другие движения конца XIX - начала ХХ века. Так, в тяготении позднего русского импрессионизма к декоративности, большим цветовым зонам, ритмическим построениям нельзя не видеть близости к стилю модерн. При этом чисто импрессионистическое мировосприятие делало модерну прививку несвойственной ему жизнерадостности, праздничности, мажорных настроений. А для молодых мастеров русского авангарда импрессионизм явился экспериментальной стартовой площадкой, с которой они начинали свое творчество.
Впрочем мировосприятию художников - жителей Крыма в начале ХХ века, ближе оказались поиски в русле модерна и символизма. Такой направленности способствовали особенности самой природы края и древние мифы о легендарном народе-киммерийцах, которые далеким временам населяли крымские земли. Как символ старого Крыма воспринимаются романтические пейзажи К. Богаевского – ученика А. Куинджи в Санкт-Петербургской академии художеств. Пополняя уже в 1920-е гг. круг мотивов, распространенных в пейзажном жанре края, изображением волны, порыва ветра, облака, художник отходит от натурного, непосредственного визуального созерцания и отображение природы. Не работает с натурой и пишет свои акварели по представлению, создавая обобщенный образ Восточного Крыма, и другой современник Константина Богаевского - Максимилиан Волошин. Оба художника тяготели к стилистике модерна.
С другой стороны, природа Крыма всегда притягивала художников. В начале ХХ века юда приезжал К. Коровин. Каждое лето он работал на даче в Гурзуфе, воплощая принципы импрессионизма в произведениях крымского цикла - «Кафе в Ялте» (1905 г.), «Пристань в Крыму» (1913 г.), «Пристань в Гурзуфе» (1917 г.), «Гурзуф» (1914 г.) и др. Побывали здесь и известные своим стремлением к эмоционально-лирического восприятия природы выдающиеся русские живописцы В. Серов и И. Левитана, а также воспитанник харьковской художественно промышленной школы М.Д. Раевской-Ивановой, а впоследствии художник импрессионистической направлении К.Первухин и ряд других талантливых художников. Впрочем новые веяния, связанные с обращением к достижениям импрессионизма, что распространялись в крупных российских и украинских художественных центрах и воплощались в творчестве этих художников, в то время не находили благоприятной почвы на крымских землях.
В состав старшего поколения художников, которые составили ядро крымского художественного отделения, следует отнести и Петра Столяренко - ученика феодосийского художника и директора местной картинной галереи М.С. Барсамова, и выпускника Симферопольского художественного училища
Сергея Бакаева. Валентин Бернадский - не только патриарх специфической живописной школы крымских художников, но и один из самых ярких ее представителей.
Опираясь на профессиональные навыки, приобретенные из опыта своих учителей, их предшественников, которые обращались к достижениям импрессионистов, В. Бернадский продолжал воплощать и развивать их в новых исторических условиях. Цвет не был основным средством выразительности у импрессионистов: он размывался в свето-воздушной среде. В. Бернадский свое импрессионистическое восхищение красотой мгновения сочетает с влечением к гармонии ярких цветных пятен. Щедрое на тепло, а летом жаркое крымское солнце в его картинах заливает не только светом, но и сказочными цветами любые уголки крымских местностей. Обычная крымская улочка в пейзаже «Старые лестницы» (1992 г.) превращается в пейзаж необычайной красоты.
Впервые на выставках вместе экспонируются полотна всемирно известного художника, блистательного живописца, первого «русского импрессиониста» К.А. Коровина и произведения его учеников: М.С. Сарьяна, А.В. Куприна, С.Ю. Судейкина, И.И. Машкова, Р.Р. Фалька, Л.В. Туржанского. Картины, крымские и севастопольские этюды, эскизы театральных декораций напоминают малоизвестные страницы биографии мастера, подчеркивают значение колористических и пластических открытий К.А. Коровина для русской живописи XX века.
К. Коровину был присущ художественный универсализм. Многие художники на рубеже XIX - XX веков обращались к смежным с живописью областям творче6ства - архитектуре, декоративному искусству, театральной декорации. Но К. Коровин в отличии от других особенно заметно повлиял на развитие этих видов искусства. Его архитектурные работы относятся к области выставочных зданий. На всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде павильон Севера, спроектированный и оформленный Коровиным, привлек всеобщее внимание. Увлечение Серовым, его величественной красотой, повлиявшее и на живописные поиски, возникло у художника в период путешествия с В.А. Серовым на Мурман в 1894 году. Привезенные оттуда этюды стали основой больших декоративных панно, украсивших павильон Севера.
Деревянная архитектура Севера стала прототипом и другой крупной архитектурной и декоративной работы К. Коровина - русского павильона на Всемирной выставке 1900 г. в Париже. В бревенчатой вкладке стен и в пластичной узорной резьбе, без аляповатости, присущей многим проектам «русского стиля», Коровин сумел передать образ России, покоривший французов. Работа К. Коровина была удостоена нескольких золотых медалей. Не случайно к тому же 1900 году относится этюд «Сарай» - одно из наиболее поэтичных воплощений северных мотивов.
Огромное значение в творчестве Коровина имел театр. Магия театрального действа, волшебство музыки, пения, танца и связанное с ним волшебство декораций и костюмов создании нового Константина Коровина, творящего фантастические миры широкой кистью с длинной ручкой. Кисть театрального декоратора пришлась ему по руке сразу же - с того момента, как В.Д. Поленов познакомил молодого Коровин с С.И. Мамонтовым, в доме которого зимой 1885 г. намечалась домашняя постановка оперы Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка». Декорации использовались по эскизам В.М. Васнецова, и его яркие сказочные образы захватили Коровина. Влияние театральных постановок отразились в «Северной идиллии» (1886 г.), написанной К. Коровиным в форме декоративного панно.
Домашние спектакли положили начало Частной опере С.И. Мамонтова, а К. Коровин стал одним из постоянных его декораторов. Он открыл для себя в этом искусстве тот размах, те исключительные живописные возможности, который требовал его художнический темперамент. В декорациях к опере Делиба «Лакме» появляются синие деревья. Это ли не знак абсолютной художественной свободы художника?
Цвет приобрел в декорациях К. Коровина особенную роль и силу - именно на цветовых акцентах, на мощных красочных пятнах строился образ спектакля. Свои декорации К. Коровин не мыслил без слияния с музыкой, пением игрой актеров.
С 1901 г. А. Коровин вместе с В.А. Серовым начал преподавать в своей «альма матер» - Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С их приходом творческая атмосфера в училище изменилась, ученики соприкоснулись с новыми формами искусства. Серов и Коровин, являвшиеся в этот период центром московской школы живописи, воспитали плеяду легендарных художников, в числе которых П. Кузнецов, К. Петров - Водкин, С. Судейкин, Р. Фальк, К. Юон, И. Машков и другие.
В 1900-е годы живописный дар К. Коровина расцветает, разворачивается в полную силу. Это проявляется в портретах, к лучшим из которых относятся портреты ближайшего друга Ф.И. Шаляпина, И.А. Морозова, Н.Д. Чичагова.
В пейзаже К. Коровин ищет впечатлений, отличающихся особой зрелищностью, повышенной декоративной силой. Поэтому лирические образы среднерусской или северной природы сменяются видами Крыма и парижскими мотивами. В серии этюдов, называемой «Парижские огни», улицы ночного Парижа, написанные сверху - с балкона гостиницы, - представляются морем огней, мозаикой цвета и света.
Столь же важным оказались для К. Коровина впечатления от Крыма, где он подолгу жил, выстроив в Гурзуфе дачу, названную «Саламбо» в память об одном из своих спектаклей. В Крыму он нашел ту силу света, которая преображала реальность. В пейзаже «Кафе в Ялте» (1905 г.) предметы и фигуры людей, растворенные в свете, утрачивают материальность и оставляют лишь цветовой след на полотне.
Крым дал К. Коровину не только пейзажные мотивы, но еще одну форму воплощения красоты и радости жизни - натюрморт. В картинах 1910-х гг. буйство коровинских красок, виртуозность кистевых мазков достигали полной раскрепощенности в изображении цветов, плодов, рыбы, зелени.
С 1914 г. в жизнь художника входит не только общая беда - война, но и круговорот личных несчастий: попадает под трамвай и становится инвалидом любимый сын Алексей, гибнут в пожаре театральные работы - плод девятнадцатилетнего труда, обостряется болезнь сердца. Но и в труднейшие годы обаяние, шарм, вкус Константина Коровина не изменяли ему. Лишь в годы после революции страх за сына и сознание собственной беззащитности и ненужности надламывают художника. В 1923 г. К. Коровин с семьей выехал за границу.
Во Франции К. Коровин трудился для театра - оформлял постановки труппы Анны Павловой, гастроли Федора Шаляпина, писал натюрморты и виды Парижа. Далекая Россия возвращалась к нему в его воспоминаниях, запечатлевших один из многих талантов художника - необыкновенный дар рассказчика. В последние годы своей жизни болезнь сердца сильно изменила его. Он хотел умереть на родине, но это не было ему суждено. Константин Алексеевич Коровин умер в Париже 11 сентября 1939 года в Париже, как и его друг, Федор Шаляпин, скончавшийся годом раньше.
Введение. Обзор литературы
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа творчества известного русского художника – Константина Алексеевича Коровина, отображенного в крымских пейзажах и этюдах. Тема важна во многих аспектах искусствоведческого исследования, но в настоящей работе она еще направлена и на сохранение культурной среды, передачу красоты природы России и, в том числе, Крыма, ее оригинальность в полотнах живописцев конца ХІХ – начала ХХ века.
Переходный период времени, как правило, обозначает себя острым ощущением кризиса, хаоса, напряженных поисков чего-то нового, демонстрирует свой драматизм и неоднозначность процессов в общественной, повседневной жизни, влияет на искусство как форму художественного отражения действительности. Между тем выяснилось, что, хоро
Показать всешо ориентируясь в искусстве стабильных времен, изучая уже скорректированые художественные направления, течения, стили, теоретики искусства не придавали должного внимания художественным формам, которые отражают процессы дестабилизации. Ситуация кризиса и перегруппировки эстетических признаков чаще всего сказывалась приставкой «пред» (предромантизм, предмодернизм).
Говоря о художественной системе в состоянии оформления, исследователи фиксировали в ней только первичные качества будущих постоянных явлений (романтизма, импрессионизма, модернизма), минуя те же закономерности переориентации. И все же модель Вселенной вихревая, переразложение компонентов и перераспределение энергии существует вечно, поэтому художественные формы, отражающие нестабильность, должны исследоваться с той же настойчивостью ученых, что и стабильные.
Как известно, одним из самых ярких периодов художественной переориентации в русской культуре был конец XIX - начало ХХ веков. Здесь «золотой» реалистический возраст постепенно переходил в свое «серебрянное» русло. Время было наполненно признакам взаимоисключающих идей, непримиримой полемики, ощущением растерянности. Целостные художественные системы начали заключаться только в ХХ веке, а между 1880 и 1910 годами, в ситуации пограничья, формировалась система художественного мышления И.И. Левитана, В.А. Серова и, естественно, К.А. Коровина. Художественная судьба названных мастеров кисти как раз и заключалась в воссоздании «предельного» сознания современников.
С позиций сегодняшнего времени К.А. Коровин воспринимается как центральная фигура в искусстве переходного периода. Именно его тип художественного мышления дает возможность наблюдать постепенные изменения в искусстве (не революция, а эволюция): обобщение прошлого; осмеяние и пародирование отжившего; многовариантный синтез; кристаллизацию модели переходного мышления.
В дипломной работе также рассматривается мировоззрение, присущее человеку предельного периода; анализируются художественные формы, несущие в себе типичные признаки переориентации.
Поиски и открытия К. Коровина дополняют и демонстрируют в другом визуальном ряде произведения И.И. Левитана, В.А. Серова и других художников, генетически близких живописцу, которые выбрали художественный путь, родственный К. Коровину. Эти художники, каждый по-своему, являются наглядным моментом флуктуации - вроде неожиданного отклонения от традиции. К. Коровин вместе этими художниками формирует представление о типичных признаках «рубежной сферы» деятельности.
Достояние живописи Константина Коровина в дипломной работе изучается на широком фоне художественной жизни России конца XIX - начала ХХ веков. Во внимание принято также наследие как тех художников, которые тяготели к реалистическому мышлению, так и тех, кто навсегда предпочел модернизм.
Процессы и типы художественного мышления, которые наблюдались в конце XIX - начале ХХ века, оказались во многом подобны тем, что имеют место и сейчас, поэтому, обобщая прошлое, можно прогнозировать некоторые закономерности развития современной художественной культуры.
Современный этап развития теории культуры и искусства в России со своей стороны актуализирует анализ национальных художественных традиций, многообразия направлений, школ, творческих манер, культурно-стилевого своеобразия отечественного изобразительного искусства.
К указанной проблеме имеет непосредственное отношение необходимость изучения произведений искусства, посвященных Крыму, созданных выдающимися мастерами, представителями разных поколений, которые внесли значительный вклад в формирование отечественной культуры. Таким мастером является Константин Алексеевич Коровин.
Одно из ведущих мест в изобразительном искусстве исследуемого периода занимает жанр крымского пейзажа. Выразительная природа Крыма, резко отличается характером ландшафта от других не менее своеобразных регионов России, с начала XVIII века она вызвала интерес многих как зарубежных, так и отечественных художников.
Актуальность дипломного исследования также определена необходимостью углубления культурологических знаний, обращением к интенциям теории и истории отечественной культуры, связанных с художественным воплощением проблемы «Человек и Природа», «Человек и Мир». Творчество художников, в том числе и К. Коровина, обратившихся к крымскому пейзажу и этюдам, дает превосходный материал для искусствоведческого и культурологического анализа этих проблем.
Связь работы с научными программами. Дипломная работа выполнена в рамках исследований кафедры __________ по изучению плановой темы «______________». Тема утверждена на заседании кафедры ___________ (протокол «___» от «__» _______ 20__ года).
Цель дипломной работы - обосновать определяющую роль культурно-стилевого своеобразия крымской тематики пейзажной живописи Константина Коровина в контексте решения проблемы соотношения природы и культуры в изобразительном искусстве России конца ХІХ – начала ХХ века.
Для достижения сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть соотношение природы и культуры как онтологическую основу процесса художественного освоения мира человеком, создание произведений пейзажного жанра изобразительного искусства;
- проанализировать особенности стиля и индивидуальности русской живописи второй половины XIX – начала XX века;
- раскрыть художественно-стилевое разнообразие в истории культуры и в развитии пейзажного жанра;
- воспроизвести творческие портреты выдающихся мастеров-импрессионистов и крымского пейзажа этой эпохи;
- обосновать выдающуюся роль К. Коровина как мастера крымского изобразительного искусства в сохранении и развитии культурного поля России на современном этапе.
Объектом исследования являются крымские пейзажи и этюды К. Коровина в отечественной художественной культуре конца XIX – начала XX веков.
Предметом исследования выступает культурно-стилевое своеобразие образа крымской природы в изобразительном искусстве конца XIX – начала ХX веков.
Теоретико-методологической основой дипломной работы является культурно-исторический метод, который дает возможность проанализировать историю художественно-стилевых систем в пейзажном жанре отечественного изобразительного искусства, проследить развитие крымской тематики в художественной культуре России. Метод системного анализа позволяет рассматривать культурные процессы во взаимодействии и взаимообусловленности. Важнейшим теоретико-методологическим направлением дипломного исследования в этом плане является связь философских, культурологических и искусствоведческих методик, позволяющих достаточно глубоко представить художественно-стилевое своеобразие крымской пейзажной живописи К. Коровина и ее роли в развитии художественной культуры России. Метод сравнительного анализа лежит в основе воспроизводства творческих портретов деятелей изобразительного искусства, выявления своеобразия и индивидуальности их художественно-стилевых модусов в создании образа крымского пейзажа.
На формирование концептуальной позиции автора повлиял аксиологический подход к анализу явлений изобразительного искусства, обусловивший определение важной роли смыслов и артефактов культуры в формировании национальной картины мира на современном этапе.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой дипломной работы являются ведущие труды отечественных и зарубежных ученых по истории и теории культуры и общего искусствоведения. К работе привлекалось необходимое количество научно-методологического наследия культурологов, философов, исследователей в области эстетических знаний. В соответствии с задачами и цели работы использовались методики различных искусствоведческих школ (в частности, московской и санкт-петербургской).
К особому вниманию были взяты разработки культурологов в области культурфилософии и культурсоциологии (К. Альфреда и М. Вебера). Важную роль в процесе написания дипломной работы сыграли малокомментированные работы А.Н. Бенуа, К.А. Коровина, С.К. Маковского, М.В. Нестерова.
Методологическая основа исследуемого вопроса заложена в произведениях деятелей русской культуры прошлого и настоящего В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Кагана и других. Роль культуры, как важнейшего компонента в развитии духовных аспектов национальной жизни на уровне наций и на уровне конкретной личности, раскрывается в исследованиях А. Афанасьева, А. Воеводина, М. Криволапова, А. Федорука, А. Чебыкина, А. Швецовой и других.
Анализом пейзажной живописи в области крымской тематики занимались известные теоретики искусства: М. Алпатов, М. Барсамов, А. Бенуа, И. Грабарь, В. Кравченко, В. Манин, Л. Пророкова, А. Федоров-Давыдов и другие. Несомненный интерес представляет серия «Мастера искусств об искусстве»; рассуждения об искусстве Т. Яблонской, Н. Самокиша, композитора Б. Асафьева, письма И. Крамского, И. Репина, Ф. Васильева и других художников. Среди названных авторов следует выделить М. Барсамова, художника и искусствоведа, который 45 лет возглавлял Феодосийский картинную галерею им. И.К. Айвазовского и опубликовал несколько книг, посвященных анализу крымской тематики в живописи и графике. Фундаментальные работы посвятила крымской тематике искусствовед Г. Бащенко; следует отметить не только ее обзорную статью «Крымский пейзаж», но и монографию «К.Ф. Богаевский», содержащую многоаспектный анализ творчества художника и публикацию его писем, представляющих значительный интерес.
В XX веке и проблема русского импрессионизма также не раз вставала перед отечественными исследователями. Так, большой интерес представляет статья А.А.Фёдорова-Давыдова «У истоков русского «импрессионизма», опубликованная в 1929 году в сборнике «Русская живопись XIX века». Ряд интересных замечаний можно найти в статье Н.И. Соколовой «К вопросу о социологическом обосновании русского импрессионизма», изданной в том же сборнике «Русское искусство XIX века» и в которой автор очень кратко раскрывает развитие импрессионизма в произведениях В.Д. Поленова, И.Е. Репина, К.А. Коровина, В.А. Серова, И.И. Левитана, И.Э. Грабаря, Н.А. Тархова, В.Э. Борисова-Мусатова и других. Интерес представляет для нашего исследования книга A. Фёдорова-Давыдова «Русское искусство промышленного капитализма».
Во второй половине XX века многие важные аспекты были изложены в X томе «Истории русского искусства» (главы, написанные Д.З.Коган, B.Н. Петровым, Р.С. Кауфманом, Д.В. Сарабьяновым, Е.Б. Муриной), в сборнике «Русская художественная культура конца XIX - начала XX века» (статьи А.А. Сидорова, Ю.С. Калашникова, Г.Ю. Стернина и др.), в книге Г.Ю. Стернина «Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков», а также в исследовании О.А. Лясковской «Пленэр в русской живописи XIX века».
Научная новизна дипломной работы заключается в следующем:
- дополнен существующий анализ системы культурно-стилевых модусов российского пейзажной живописи конца XIX – начала XX веков, посвященного крымской тематике;
- культурная значимость и своеобразие крымских пейзажей и этюдов К. Коровина раскрыты в контексте соотношения природы и культуры как онтологической основы художественного образа;
- своеобразие картины мира в произведениях русских художников-пейзажистов рассмотрено в связи с концепцией «экологии культуры» (Д. Лихачев);
- доказано, что культурологические интенции крымских пейзажей обусловлены символическим характером художественного образа, особенностями пространственно-временных отношений в произведениях изобразительного искусства К. Коровина;
- на основе сравнительного анализа выявлены культурно-стилевые особенности художественных картин мира выдающихся мастеров русского изобразительного искусства.
Теоретическое значение дипломной работы определяется тем, что результаты анализа живописи русских художников конца XIX – начала XX веков, а именно образа крымской природы в творчестве К. Коровина, является определенным вкладом в развитие культурологических исследований художественной культуры, имеет большое значение для русской вцелом и крымской, в частности, региональной культурологии. Углубляется ряд концептов культурологического анализа произведений изобразительного искусства: художественно-стилевой модус, хронотоп, композиция, символ, художественная картина мира.
Практическое значение дипломного исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в экскурсионной деятельности, в образовательном процессе для подготовки курсов по культурологии, истории российской и зарубежной культуры, истории искусства, эстетики.
Структура и объем дипломной работы соответствуют целям и задачам исследования, которое состоит из введения, трех глав, которые делятся на параграфы, заключения, приложений, списка иллюстраций (_____ наименований), списка использованных источников (39 наименований). Общий объем работы составляет страницы, из них – страниц основного текста.
Введение. Обзор литературы
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа творчества известного русского художника – Константина Алексеевича Коровина, отображенного в крымских пейзажах и этюдах. Тема важна во многих аспектах искусствоведческого исследования, но в настоящей работе она еще направлена и на сохранение культурной среды, передачу красоты природы России и, в том числе, Крыма, ее оригинальность в полотнах живописцев конца ХІХ – начала ХХ века.
Переходный период времени, как правило, обозначает себя острым ощущением кризиса, хаоса, напряженных поисков чего-то нового, демонстрирует свой драматизм и неоднозначность процессов в общественной, повседневной жизни, влияет на искусство как форму художественного отражения действительности. Между тем выяснилось, что, хорошо ориентируясь в искусстве стабильных времен, изучая уже скорректированые художественные направления, течения, стили, теоретики искусства не придавали должного внимания художественным формам, которые отражают процессы дестабилизации. Ситуация кризиса и перегруппировки эстетических признаков чаще всего сказывалась приставкой «пред» (предромантизм, предмодернизм).
Говоря о художественной системе в состоянии оформления, исследователи фиксировали в ней только первичные качества будущих постоянных явлений (романтизма, импрессионизма, модернизма), минуя те же закономерности переориентации. И все же модель Вселенной вихревая, переразложение компонентов и перераспределение энергии существует вечно, поэтому художественные формы, отражающие нестабильность, должны исследоваться с той же настойчивостью ученых, что и стабильные.
Как известно, одним из самых ярких периодов художественной переориентации в русской культуре был конец XIX - начало ХХ веков. Здесь «золотой» реалистический возраст постепенно переходил в свое «серебрянное» русло. Время было наполненно признакам взаимоисключающих идей, непримиримой полемики, ощущением растерянности. Целостные художественные системы начали заключаться только в ХХ веке, а между 1880 и 1910 годами, в ситуации пограничья, формировалась система художественного мышления И.И. Левитана, В.А. Серова и, естественно, К.А. Коровина. Художественная судьба названных мастеров кисти как раз и заключалась в воссоздании «предельного» сознания современников.
С позиций сегодняшнего времени К.А. Коровин воспринимается как центральная фигура в искусстве переходного периода. Именно его тип художественного мышления дает возможность наблюдать постепенные изменения в искусстве (не революция, а эволюция): обобщение прошлого; осмеяние и пародирование отжившего; многовариантный синтез; кристаллизацию модели переходного мышления.
В дипломной работе также рассматривается мировоззрение, присущее человеку предельного периода; анализируются художественные формы, несущие в себе типичные признаки переориентации.
Поиски и открытия К. Коровина дополняют и демонстрируют в другом визуальном ряде произведения И.И. Левитана, В.А. Серова и других художников, генетически близких живописцу, которые выбрали художественный путь, родственный К. Коровину. Эти художники, каждый по-своему, являются наглядным моментом флуктуации - вроде неожиданного отклонения от традиции. К. Коровин вместе этими художниками формирует представление о типичных признаках «рубежной сферы» деятельности.
Достояние живописи Константина Коровина в дипломной работе изучается на широком фоне художественной жизни России конца XIX - начала ХХ веков. Во внимание принято также наследие как тех художников, которые тяготели к реалистическому мышлению, так и тех, кто навсегда предпочел модернизм.
Процессы и типы художественного мышления, которые наблюдались в конце XIX - начале ХХ века, оказались во многом подобны тем, что имеют место и сейчас, поэтому, обобщая прошлое, можно прогнозировать некоторые закономерности развития современной художественной культуры.
Современный этап развития теории культуры и искусства в России со своей стороны актуализирует анализ национальных художественных традиций, многообразия направлений, школ, творческих манер, культурно-стилевого своеобразия отечественного изобразительного искусства.
К указанной проблеме имеет непосредственное отношение необходимость изучения произведений искусства, посвященных Крыму, созданных выдающимися мастерами, представителями разных поколений, которые внесли значительный вклад в формирование отечественной культуры. Таким мастером является Константин Алексеевич Коровин.
Одно из ведущих мест в изобразительном искусстве исследуемого периода занимает жанр крымского пейзажа. Выразительная природа Крыма, резко отличается характером ландшафта от других не менее своеобразных регионов России, с начала XVIII века она вызвала интерес многих как зарубежных, так и отечественных художников.
Актуальность дипломного исследования также определена необходимостью углубления культурологических знаний, обращением к интенциям теории и истории отечественной культуры, связанных с художественным воплощением проблемы «Человек и Природа», «Человек и Мир». Творчество художников, в том числе и К. Коровина, обратившихся к крымскому пейзажу и этюдам, дает превосходный материал для искусствоведческого и культурологического анализа этих проблем.
Связь работы с научными программами. Дипломная работа выполнена в рамках исследований кафедры __________ по изучению плановой темы «______________». Тема утверждена на заседании кафедры ___________ (протокол «___» от «__» _______ 20__ года).
Цель дипломной работы - обосновать определяющую роль культурно-стилевого своеобразия крымской тематики пейзажной живописи Константина Коровина в контексте решения проблемы соотношения природы и культуры в изобразительном искусстве России конца ХІХ – начала ХХ века.
Для достижения сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть соотношение природы и культуры как онтологическую основу процесса художественного освоения мира человеком, создание произведений пейзажного жанра изобразительного искусства;
- проанализировать особенности стиля и индивидуальности русской живописи второй половины XIX – начала XX века;
- раскрыть художественно-стилевое разнообразие в истории культуры и в развитии пейзажного жанра;
- воспроизвести творческие портреты выдающихся мастеров-импрессионистов и крымского пейзажа этой эпохи;
- обосновать выдающуюся роль К. Коровина как мастера крымского изобразительного искусства в сохранении и развитии культурного поля России на современном этапе.
Объектом исследования являются крымские пейзажи и этюды К. Коровина в отечественной художественной культуре конца XIX – начала XX веков.
Предметом исследования выступает культурно-стилевое своеобразие образа крымской природы в изобразительном искусстве конца XIX – начала ХX веков.
Теоретико-методологической основой дипломной работы является культурно-исторический метод, который дает возможность проанализировать историю художественно-стилевых систем в пейзажном жанре отечественного изобразительного искусства, проследить развитие крымской тематики в художественной культуре России. Метод системного анализа позволяет рассматривать культурные процессы во взаимодействии и взаимообусловленности. Важнейшим теоретико-методологическим направлением дипломного исследования в этом плане является связь философских, культурологических и искусствоведческих методик, позволяющих достаточно глубоко представить художественно-стилевое своеобразие крымской пейзажной живописи К. Коровина и ее роли в развитии художественной культуры России. Метод сравнительного анализа лежит в основе воспроизводства творческих портретов деятелей изобразительного искусства, выявления своеобразия и индивидуальности их художественно-стилевых модусов в создании образа крымского пейзажа.
На формирование концептуальной позиции автора повлиял аксиологический подход к анализу явлений изобразительного искусства, обусловивший определение важной роли смыслов и артефактов культуры в формировании национальной картины мира на современном этапе.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой дипломной работы являются ведущие труды отечественных и зарубежных ученых по истории и теории культуры и общего искусствоведения. К работе привлекалось необходимое количество научно-методологического наследия культурологов, философов, исследователей в области эстетических знаний. В соответствии с задачами и цели работы использовались методики различных искусствоведческих школ (в частности, московской и санкт-петербургской).
К особому вниманию были взяты разработки культурологов в области культурфилософии и культурсоциологии (К. Альфреда и М. Вебера). Важную роль в процесе написания дипломной работы сыграли малокомментированные работы А.Н. Бенуа, К.А. Коровина, С.К. Маковского, М.В. Нестерова.
Методологическая основа исследуемого вопроса заложена в произведениях деятелей русской культуры прошлого и настоящего В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Кагана и других. Роль культуры, как важнейшего компонента в развитии духовных аспектов национальной жизни на уровне наций и на уровне конкретной личности, раскрывается в исследованиях А. Афанасьева, А. Воеводина, М. Криволапова, А. Федорука, А. Чебыкина, А. Швецовой и других.
Анализом пейзажной живописи в области крымской тематики занимались известные теоретики искусства: М. Алпатов, М. Барсамов, А. Бенуа, И. Грабарь, В. Кравченко, В. Манин, Л. Пророкова, А. Федоров-Давыдов и другие. Несомненный интерес представляет серия «Мастера искусств об искусстве»; рассуждения об искусстве Т. Яблонской, Н. Самокиша, композитора Б. Асафьева, письма И. Крамского, И. Репина, Ф. Васильева и других художников. Среди названных авторов следует выделить М. Барсамова, художника и искусствоведа, который 45 лет возглавлял Феодосийский картинную галерею им. И.К. Айвазовского и опубликовал несколько книг, посвященных анализу крымской тематики в живописи и графике. Фундаментальные работы посвятила крымской тематике искусствовед Г. Бащенко; следует отметить не только ее обзорную статью «Крымский пейзаж», но и монографию «К.Ф. Богаевский», содержащую многоаспектный анализ творчества художника и публикацию его писем, представляющих значительный интерес.
В XX веке и проблема русского импрессионизма также не раз вставала перед отечественными исследователями. Так, большой интерес представляет статья А.А.Фёдорова-Давыдова «У истоков русского «импрессионизма», опубликованная в 1929 году в сборнике «Русская живопись XIX века». Ряд интересных замечаний можно найти в статье Н.И. Соколовой «К вопросу о социологическом обосновании русского импрессионизма», изданной в том же сборнике «Русское искусство XIX века» и в которой автор очень кратко раскрывает развитие импрессионизма в произведениях В.Д. Поленова, И.Е. Репина, К.А. Коровина, В.А. Серова, И.И. Левитана, И.Э. Грабаря, Н.А. Тархова, В.Э. Борисова-Мусатова и других. Интерес представляет для нашего исследования книга A. Фёдорова-Давыдова «Русское искусство промышленного капитализма».
Во второй половине XX века многие важные аспекты были изложены в X томе «Истории русского искусства» (главы, написанные Д.З.Коган, B.Н. Петровым, Р.С. Кауфманом, Д.В. Сарабьяновым, Е.Б. Муриной), в сборнике «Русская художественная культура конца XIX - начала XX века» (статьи А.А. Сидорова, Ю.С. Калашникова, Г.Ю. Стернина и др.), в книге Г.Ю. Стернина «Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков», а также в исследовании О.А. Лясковской «Пленэр в русской живописи XIX века».
Научная новизна дипломной работы заключается в следующем:
- дополнен существующий анализ системы культурно-стилевых модусов российского пейзажной живописи конца XIX – начала XX веков, посвященного крымской тематике;
- культурная значимость и своеобразие крымских пейзажей и этюдов К. Коровина раскрыты в контексте соотношения природы и культуры как онтологической основы художественного образа;
- своеобразие картины мира в произведениях русских художников-пейзажистов рассмотрено в связи с концепцией «экологии культуры» (Д. Лихачев);
- доказано, что культурологические интенции крымских пейзажей обусловлены символическим характером художественного образа, особенностями пространственно-временных отношений в произведениях изобразительного искусства К. Коровина;
- на основе сравнительного анализа выявлены культурно-стилевые особенности художественных картин мира выдающихся мастеров русского изобразительного искусства.
Теоретическое значение дипломной работы определяется тем, что результаты анализа живописи русских художников конца XIX – начала XX веков, а именно образа крымской природы в творчестве К. Коровина, является определенным вкладом в развитие культурологических исследований художественной культуры, имеет большое значение для русской вцелом и крымской, в частности, региональной культурологии. Углубляется ряд концептов культурологического анализа произведений изобразительного искусства: художественно-стилевой модус, хронотоп, композиция, символ, художественная картина мира.
Практическое значение дипломного исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в экскурсионной деятельности, в образовательном процессе для подготовки курсов по культурологии, истории российской и зарубежной культуры, истории искусства, эстетики.
Структура и объем дипломной работы соответствуют целям и задачам исследования, которое состоит из введения, трех глав, которые делятся на параграфы, заключения, приложений, списка иллюстраций (_____ наименований), списка использованных источников (39 наименований). Общий объем работы составляет страницы, из них – страниц основного текста.
Оглавление
Введение. Обзор литературы 3
Глава І. Особенности стиля и индивидуальности русской живописи второй половины XIX – начала XX века 11
1.1. Творческие характеристики русской пейзажной живописи 1870-1880-х годов 11
1.2. Русская жанровая живопись 70-х - 90-х годов XIX века 26
Глава ІІ. Импрессионизм в творчестве живописцев России конца ХІХ – начала ХХ века 51
2.1. Особенности импрессионизма в русской живописи конца ХІХ века – начала ХХ века 51
2.2. Проявление русского импрессионизма в творчестве Константина Коровина 54
Глава ІІІ. Художественная оригинальность в крымской живописи Константина Коровина 61
3.1. Крымские мотивы в творчестве К. Коровина 61
3.2. Воплощение образа крымской природы в пейзажах и этюдах К. Коровина 65
Заключение 74
Список литературы 80
Список литературы
1. Алленов М.М. Александр Иванов. М.: Трилистник, 1997.
2. Андроникова М. А. Боголюбов / М.И. Андроникова. - М.: Искусство, 1962. – 56 с.
3. Артёмов В. Николай Неврев / В.В. Артемов. - М.: «Белый город», 2004. - 48 с. - (Мастера живописи).
4. Баулин, Н. Чёрный цвет в колорите станковой живописи К. А. Коровина / Н. Баулин // Научные труды. Проблемы развития отеч. иск-ва / РАХ; Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; науч. ред. В. А. Леняшин, сост. О. А. Резницкая, А. И. Шаманькова. - СПб., янв. - март 2014. - С. 146-155.
5. Биографическая библиотека Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей (В.Г. Перов): В 3 т. Т.3. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 800 с. - С. 676-682.
6. Беспалова Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1856-1933. - 2
Показать все-е изд., перераб. и доп. / Л.А. Беспалова. - М., Искусство, 1983. - 232 с.
7. Василий Максимович Максимов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения – 17 мая 2015 года)
8. Верещагина А. Николай Александрович Ярошенко / А.Г. Верещагина. - Л.: Художник РСФСР, 1967. - 56 с.
9. Гаршин В.М. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения – 18 мая 2015 года)
10. Добровольский О. А.К. Саврасов / О.М. Добровольский. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 271 с.
11. Дрегуляс Г. Открытие первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок / Галина Дрегуляс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://opeterburge.ru/history-146-226.html (дата обращения - 20 мая 2015 года
12. И.Н. Крамской – Ф.А. Васильеву (письмо, 5 июля 1872 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shishkin-art.ru/15s/ (дата обращения – 19 мая 2015 года)
13. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия: В 3 т. - М.: Белый город, 2006 (Achenbach, Andreas).
14. Журавлёва Е. Владимир Маковский / Е.В. Журавлева. - М.: Искусство, 1971. - 160 с.
15. Журавлёв В. Николай Алексеевич Касаткин: народный художник. 1859-1930 / В.В. Журавлев, Е.А. Журавлева. - М.-Л., 1945.
16. Здоровое впечатление (письмо И.Н. Крамского к Ф.Ф. Васильеву) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivanshishkin.ru/14s (дата обращения - 18 мая 2015 года)
17. Кириллина Е. Илья Репин / Е. Кириллина // Наука и жизнь. – 2012. - №9. – С. 137-144.
18. Коган Д. К. Коровин / Д.З. Коган. – М., 1964. – 359 с. – С. 69.
19. К.А. Савицкий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения – 17 мая 2015 года)
20. Е.К. Макаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения – 17 мая 2015 года)
21. Майорова Н. Алексей Корзухин / Н. Майорова, Л. Жукова - М.: «Белый город», 2007. - 48 с. - (Мастера живописи. Русские художники).
22. Манин В. Архип Иванович Куинджи / В. Манин. – Л.: Художник РСФСР, 1990. – 160 с.
23. Масалина Н. Г. Мясоедов / Н.В. Масалина. - М.: Искусство, 1964. - 96 с.
24. Милюгина Е. Г. Павел и Сергей Третьяковы. Собрание русской живописи. Москва / Е.Г. Милюгина. - М.: Белый город; Редакция «Воскресный день», 2012. - 240 с.
25. Морис Серюлль. Энциклопедия импрессионизма / Морис Серюлль, Арлетт Серюлль. - Москва: Республика, 2005. – 295 с.
26. Мельникова Л. А. Куинджи / Л. Мельникова / В серии «Великие художники» - Т.5 - К., 2010 - 48 с.
27. Ненарокомова И. Павел Третьяков и его галерея / И. Ненарокомова. - М.: Арт-Родник, 1998. - 256 с.
28. Новоуспенский Н. Фёдор Александрович Васильев. Альбом / Н.Н. Новоуспенский. - М., 1991. – 160 с.
29. Поленов В.Хроника семьи художников / В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова / Сост. Е.В. Сахаров, ред. А И. Леонов. - М: Искусство, 1964.- 838 с.
30. Репин И.Е. Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей / Сост.: И.А. Бродский, В.Н. Москвинов. - Л., 1969. – 432 с.
31. Светлана Комлева говорит о великих художниках. Поленов и Коровин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proletcult.narod.ru/painters10.html (дата обращения - 19 мая 2015 года)
32. Синельникова Н. Импрессионизм. Очарованное мгновение / Н.А. Синельникова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 143 с. (Сокровища человечества)
33. Хачатрян Ш. Айвазовский известный и неизвестный / Ш. Хачатрян. - Самара, 2000. – 184 с.
34. Чурак Г. И. Айвазовский / Г. Чурак. - М., 2000. – 64 с.
35. Шишкин И.И. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения – 17 мая 2015 года)
36. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983. – 416 с. - С. 150, 288-289.
37. Яруцкий Л. Глубокомысленный грек (Куинджи и Крамской). – Вторник, 14 мая 2013 года. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old-mariupol.com.ua/glubokomyslennyj-grek-kuindzhi-i-kramskoj/ (дата обращения – 16 мая 2015 года)
38. Alpine Views: Alexandre Calame and the Swiss Landscape (Clark Art Institute) Paperback – November 28, 2006.
39. Achenbach, Andreas. Encyclopædia Britannica from Encyclopædia Britannica, 2007. - Ultimate Reference Suite
А. Корзухин вошел вместе с И. Крамским как член-учредитель и в Товарищество передвижных художественных выставок, но, не представив к очередной выставке работ, выбыл из него в начале 1872 года. Ф. Журавлев организационно не был связан с Товариществом, но участвовал в передвижной художественной выставке 1888 года в качестве экспонента (картина «Просители», См. приложение Б.1.98).Фирс Сергеевич Журавлев (1836 – 1901 гг.) в произведениях «Перед венцом» (См. приложение Б.1.99) и «Купеческие поминки» (См. приложение Б.1.100) с большой зрелостью и самостоятельностью продолжает традиции критического реализма Перова.В картине «Перед венцом» (См. приложение Б.1.101) развертывается семейная драма в богатой купеческой среде. Художник применяет метод подробного рассказа, усложняя основной сюжетный мот
Показать всеив многими характерными бытовыми деталями, вводя в композицию, помимо невесты и ее родителей, еще ряд «присутствующих при сем» лиц. В позднем, более удачном варианте (1881 г.) Ф. Журавлев меняет композицию, сосредоточивая все внимание на центральных, наиболее выразительных фигурах - купце и дочери-невесте. Но в обоих вариантах отчетливо выступает тема подчинения в буржуазно-купеческой среде всех человеческих и семейных отношений власти денег.В полотне «Купеческие поминки» (См. приложение Б.1.100) художником успешно решена многофигурная композиция, он нашел типичные, метко очерченные образы - вдовы купца, священника, молодого купца, умело обыграл выразительные детали, с перовской силой социального обличения изобразил отвратительное лицо «именитого» купечества, ханжество духовенства.Чрезвычайно сценично построенные, убедительные в своей жизненной правде, эти картины близки к пьесам Н. Островского. Картинам Ф. Журавлева присуща тщательная законченность исполнения, но они, однако, суховаты по живописи, а характеристики действующих лиц снижает некоторая подчеркнутость поз и жестов.Более талантливым живописцем и психологом был Алексей Иванович Корзухин (1835 – 1894 гг.). Сын горнозаводского рабочего, уроженец Урала, он благодаря прекрасным способностям и упорному труду сумел стать незаурядным художником, Первая его картина - «Пьяный отец семейства» (См. приложение Б.1.102), написанная еще в годы пребывания в Академии художеств, вошла в число характерных произведений русского искусства начала 1860-х годов.Безыскусным изображением горя и радостей «маленьких людей» привлекают и такие работы, как «Возвращение с сельской ярмарки» (См. приложение Б.1.103), «Возвращение из города» (См. примечание Б.1.104), «У краюшки хлеба» (См. примечание Б.1.105). Самыми известными произведениями А. Корзухина стали картины «Перед исповедью» (См. приложение Б.1.106) и «В монастырской гостинице» (См. приложение Б.1.107).В первом варианте «Перед исповедью» художник подчеркивал различную социальную принадлежность людей, ожидающих своей очереди к «исповеди», и не слишком углублялся в смысл воспроизводимого явления. Во втором, окончательном, отличающемся более тонкой социальной и психологической характеристикой образов - молодой дамы, детей, важной старухи, - бесхитростная жанровая сценка превращается в разоблачение показной набожности современного художнику общества. В картине с большим профессиональным мастерством переданы блеск золотого иконостаса, лежащее на стуле меховое пальто, пространство церкви, уходящее вглубь, едва освещаемое отсветом горящих свечей.К числу ведущих жанристов 1870 - 1880-х годов принадлежит завоевавший широкую популярность еще в 1860-е годы И.М. Прянишников. Как П. Ковалевский и Н. Неврев, И. Прянишников не ограничивался рамками одного жанра. Он создал историческую картину «В 1812 году» (См. приложение Б.1.108), откликнулся на события Крымской войны серией небольших работ, посвященных героической обороне Севастополя. Но полнее всего дарование художника проявилось в бытовой живописи. В середине 1860-х годов, как уже говорилось, он написал картину «Шутники», выдвинувшую его в число наиболее серьезных живописцев этого периода. В 1870 - 1880-е годы И. Прянишников по общему характеру своих лучших произведений примыкал к основной группе передвижников, уступая им, правда, в постановке и решении острых социальных проблем.Выдающимся жанровым произведением И. Прянишникова 1870-х годов стала картина «Порожняки» (См. приложение Б.1. 109). По лирическому строю она близка картине Перова «Последний кабак у заставы» (См. приложение Б.1.110). Здесь также большую роль в образном решении играет морозный зимний пейзаж - только не городской, а сельский. В образе окоченевшего в пути семинариста раскрывается типичная судьба многих разночинцев-интеллигентов. Картина глубоко национальна: необыкновенно характерны и зимний пейзаж, и низкорослые мохнатые крестьянские лошаденки, и излюбленный русскими поэтами мотив бесконечной зимней дороги. Мастерски передал художник движение быстро едущего порожняком обоза, растянувшегося на целую версту, выразительно изобразил рыскающую по сторонам дороги собаку, слетающихся ворон.Картина «Порожняки» свидетельствует о новом подходе И. Прянишникова к изображению народной жизни. И в «Шутниках» (См. приложение Б.1.111), и в «Каликах перехожих» (См. приложение Б.1.112) городская и сельская беднота была исключительно объектом сострадания, в «Порожняках» вышедший из народа семинарист выступает уже и как положительный герой, полный самоотверженной тяги к культуре, к знаниям.В 1885 году И. Прянишников написал острое в социальном отношении произведение «Церковный староста» (См. приложение Б.1.113), положительно оцененное Крамским. Не уступает ему и картина «В мастерской художника» (См. приложение Б.1.114). Сквозь юмористически трактованный сюжет в ней проступает грустная, по существу автобиографическая, повесть о суровых условиях жизни русской интеллигенции.Много времени и сил, начиная с 1873 года и до последних дней жизни отдал И. Прянишников преподаванию в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были многие видные художники: С.В. Иванов, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, В.Н. Бакшеев и другие.В 1870 - 1880-х годах большого развития достиг городской жанр. В нем работали Корзухин, Журавлев, Неврев, В.Е. Маковский, Н.А. Ярошенко, В.М. Васнецов.Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920 гг.) был тогда наиболее популярным в широких демократических кругах художником-жанристом. С 1872 года он тесно связан с Товариществом передвижных художественных выставок. Будучи последователем Федотова и Перова, Маковский занял среди передвижников видное место как непревзойденный мастер короткого юмористического или драматического рассказа, новеллы в живописи. Прекрасный рисовальщик, он создал серию интересных иллюстраций к произведениям Гоголя. Ряд картин художник посвятил быту русского и украинского крестьянства. Однако основное его внимание привлекла жизнь различных слоев большого города. Отличавшийся исключительно острой наблюдательностью и способностью видеть типическое в повседневном, он мастерски превращал подмеченную в передней или на бульваре сценку в превосходную жанровую картину, поражающую законченностью рас-сказа, жизненной правдой и характерностью.В. Маковский обучался в Московском училище живописи и ваяния (с 1861 по 1866 года), где руководителем его был Е.С. Сорокин, а затем в Академии художеств. В 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» («Ночное») (См. приложение Б.1.115), перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», он получил Большую золотую медаль и звание художника первой степени. Позднее В. Маковский стал академиком, профессором и после реформы Академии в 90-х годах руководителем Высшего художественного училища.Другого рода семейная драма показана В. Маковским в картине «На бульваре» (См. приложение Б.1.116). Она превосходна по мастерской передаче городского пейзажа с мокрыми крышами больших домов и чахлыми деревцами, дальним планом, окутанным влажным воздухом осеннего дождливого дня. Написанная с той свободой живописных приемов, которые характеризуют работы В. Маковского 1880 - 1890-х годов, она принадлежит к числу лучших произведений художника. В позе ссутулившейся от безрадостных дум молодой женщины, вероятно, приехавшей с грудным ребенком к мужу из деревни, в нагловато-безразличном отношении к ней наигрывающего на гармошке подвыпившего мастерового раскрыта трагическая судьба крестьянки. Немногими штрихами - фигурой равнодушного прохожего, безлюдностью места и главное - общей атмосферой унылого пейзажа подчеркнуто холодное безучастие большого города к драмам попавших в его недра «маленьких людей».Однако В. Маковский, наблюдая те бедствия, которые нес капитализм простому люду, и вплотную подойдя к изображению быта рабочих, не смог увидеть в них борцов, способных отстаивать свои права. В этом сказалась ограниченность взглядов большинства передвижников, не отразивших в своем творчестве бурного роста рабочего движения.В. Маковский не оставляет работы и над несложными по сюжету, с оттенком юмора небольшими вещами. Такова картина «Объяснение» (См. приложение Б.1.117). Она привлекает живописным мастерством, композицией, создающей впечатление непосредственно увиденной сцены, а главное - тонкостью психологического анализа. Интерьер комнаты, в которой происходит объяснение, решен в сдержанных сероватых тонах, хорошо передающих дневной рассеянный свет и оттеняющих сочно написанный белый китель юноши и красную блузку девушки. Соседняя комната, пейзаж, виднеющийся в открытую дверь, озарены лучами солнца. Это наполняет все свежестью, подчеркивая красоту молодости. Общая эволюция русской живописи, устремившейся к «солнцу и свету», но не утратившей «сердца» - глубокого интереса к людям и их переживаниям, получила у Маковского талантливое, преимущественно камерное выражение.Из произведений В. Маковского 1890-х годов наиболее интересна «Вечеринка» (См. приложение Б.1.118). Она дает представление о тех спорах, которые происходили среди революционно настроенной интеллигенции. Вечернее освещение и общий напряженный темный тон содействуют ощущению конспиративной революционной сходки. Трудно сказать, что имел в виду художник: раскол ли среди революционных народников 1870-х годов после безуспешного хождения в народ (картина была задумана именно в это время) или же происшедший в 1880-х годах кризис народничества. Сюжет остается неясным. Тем не менее, все здесь говорит о зоркой наблюдательности В. Маковского, хорошем знании изображаемой среды и горячей симпатии к передовой русской интеллигенции.В последний период, падающий на первое десятилетие XX века, В. Маковский создал такие произведения, как «Ходынка» (См. приложение Б.1.119), «Допрос революционерки» (См. приложение Б.1.120) и «Девятое января 1905 года на Васильевском острове» (См. приложение Б.1. 121). Эти значительные по содержанию работы тематически как бы завершают наметившуюся еще в «Осужденном» (См. приложение Б.1.122), «Узнике» (См. приложение Б.1.123) и «Вечеринке» (См. приложение Б.1.124) линию его творчества, однако художник не смог в них достичь большой художественной выразительности.Наибольшая сила В. Маковского - в бытовых сценках, непревзойденным мастером которых он был. Вследствие этого и его критика жизни большого капиталистического города, как правило, не особенно глубока, не поднималась до революционно-демократических позиций.Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898 гг.) был одной из самых ярких, самых замечательных фигур среди художников-передвижников. Военный инженер по профессии, художник по призванию, он сформировался, как и все передвижники его поколения, в условиях общественного движения 1860 - 1870-х годов под идейным воздействием великих революционных демократов и просветителей. Выросший в среде передвижников, Н. Ярошенко стал одним из вождей Товарищества передвижных художественных выставок. Высокообразованный, гуманный человек, с сильным характером, ясным умом и редким личным обаянием, он воплотил в себе классический тип художника-передвижника, страстно отзывающегося на волнующие вопросы современности, служащего своим искусством интересам народа, идеалам революционной демократии.Первоначальное художественное образование Н. Ярошенко получил, занимаясь частным образом у популярного в 1860-е годы художника А.М. Волкова. Позднее большую роль в развитии его дарования сыграл Крамской, ставший идейным и художественным наставником молодого живописца.Стремясь к всесторонней профессиональной подготовке, Н. Ярошенко не ограничивается посещением Рисовальной школы. Он поступает вольнослушателем в Академию художеств (1867-1874 гг.). В эти же годы сближается с передвижниками и писателями - сотрудниками «Отечественных записок», одного из прогрессивных журналов того времени.В 1875 году Н. Ярошенко участвует в передвижной художественной выставке в качестве экспонента, а в следующем году становится членом Товарищества и избирается в правление.В первой же картине - «Невский проспект ночью» (1874 г., уничтожена во время Великой Отечественной войны) (См. приложение Б.1.125) отчетливо определилась общественная позиция молодого художника, выступившего с обличением социальных язв «блистательной Северной Пальмиры». Но самые выдающиеся произведения Н. Ярошенко 1870-х годов - картины «Кочегар» (1878 г.) и «Заключенный» (1878 г.).Кочегар стоит перед печью в полутемной, мрачной котельной в минуту краткого отдыха. Общий коричневато-красный тон, отсветы пламени на коренастой, приземистой фигуре, черная тень, взметнувшаяся от нее на стену, передают нестерпимый жар печи, нечеловечески тяжелые условия труда. Густые, положенные по форме мазки лепят суровое лицо, мускулистые руки с вздувшимися жилами. Эти натруженные руки, ссутулившаяся могучая фигура, угрюмое лицо с приковывающим к себе взглядом создают необычайно сильный образ.Картина Н. Ярошенко перекликается с творчеством В.М. Гаршина. Но если клепальщик - «глухарь», страшным кошмаром тяготея над измученной совестью В. Гаршина, стал для него «созревшей болезнью», символом растущей «язвы пролетариатства», то для Н. Ярошенко его «Кочегар» был не только жертвой социальных условий, но и положительным героем. Примечательно, что в рисунке пером - повторение «Кочегара» для сборника «Памяти Гаршина» (1889 г.) - художник еще больше подчеркнул исполинскую мощь кочегара, печать сурового, сосредоточенного раздумья в его лице. От этого образа рабочего идет преемственная нить к образам шахтеров Донбасса, созданным в 1890-х годах Н.А. Касаткиным.На одном листе с беглым эскизом к «Кочегару» сделан и набросок композиции «Заключенный». Очевидно, задумав «Кочегара», Н. Ярошенко одновременно работал и над поиском образа революционера. Позднее Ярошенко написал этюд камеры для «Заключенного» и сделал к нему карандашный этюд с Глеба Успенского - своего близкого друга.Художник убедительно воссоздает в картине атмосферу сырого каземата с толстыми каменными стенами, скудно освещенного лучами солнца, едва пробивающимися через крошечное оконце под потолком. Фигура заключенного занимает сравнительно небольшую часть полотна, но его лицо, обращенное к свету, к вольному миру, находится в центре полотна и сразу останавливает взгляд. Художник полон глубокого сочувствия к своему герою, уважения к его мужеству и стойкости.В картинах «Кочегар» и «Заключенный» отчетливо проявились характерные особенности творчества Н. Ярошенко: гуманизм, глубокое сочувствие к революционному движению; при создании картин - стремление к психологической выразительности образов, любовь к однофигурным композициям.В 1879 году Н. Ярошенко заканчивает одну из немногих в его творчестве многофигурных картин - «Слепцы» - типичное для передвижничества произведение, отобразившее растущие разорение и нищету пореформенного крестьянства. Однако крестьянская тема не была характерной для художника.Основное внимание его по-прежнему занимала жизнь большого города с яркими социальными контрастами и противоречиями развивающейся в нем революционной борьбой. Картины «У Литовского замка» (1881 г.), «Студент» (1881 г.), «Курсистка» (1883 г.), «Старое и молодое» (1881 г.), «Причины неизвестны» (1884 г.) стали своеобразной летописью жизни и революционной борьбы русской учащейся молодежи 1870 - 1880-х годов. Среди этих работ особенно выделяются «Студент» и «Курсистка».«Студент» - собирательный, обобщенный образ революционно настроенного русского студенчества периода второго революционно-демократического подъема в России. Написанный с конкретного лица - молодого художника Ф.А. Чирка - образ свидетельствует о большом мастерстве Н. Ярошенко, его умении ярко выявить те социально-типические черты, которые характеризовали облик студента-разночинца того времени. Худощавое, бледное, полное скрытой энергии лицо, зоркий взгляд, настороженная, преисполненная внутреннего напряжения и решимости фигура - именно такого типа люди вступали в ожесточенную, самоотверженную борьбу с самодержавием и гибли в неравной схватке.Объединив системой сероватых мазков в единый тон коричневый плед, черный сюртук, часть стены дома, изображенной как фон, Н. Ярошенко добился большой цельности колористического решения, убедительно передал насыщенный влагой петербургский осенний воздух. Сдержанная, суровая тональность своей эмоциональной выразительностью создает атмосферу конспирации, овевающей своеобразной романтикой образ студента.Иначе, средствами жанровой характеристики, решен образ «Курсистки», написанный с А.К. Чертковой. Торопливо идет она по слякоти петербургского тротуара. Образ девушки, стремящейся к знанию, самостоятельной, равноправной с мужчинами жизни, к труду и борьбе на благо народа, поэтичен и привлекателен обаянием юности.Цикл картин, посвященных русской учащейся молодежи, - ценный вклад Н. Ярошенко в русскую живопись. Недаром В. Стасов называл его «по преимуществу портретистом современного молодого поколения, которого натуру, жизнь и характер он глубоко понимает, схватывает и передает», не случайно революционное студенчество считало его своим художником.Н. Ярошенко - один из крупных мастеров психологического портрета. Большинство его произведений такого плана, подобно портретам И. Крамского, написано на нейтральном фоне, без всяких аксессуаров; все внимание художника устремлено на изображение лица и рук, помогающих полнее раскрыть характер портретируемого. Таковы портреты И.Н. Крамского (1876 г.), В.М. Максимова (1878 г.), Г.И. Успенского (1884 г.), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1886 г.), Д.И. Менделеева (1886 г.) и другие. Показателен круг портретируемых: по воспоминаниям жены художника, он «не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально не был обеспечен». Портреты Ярошенко с большой глубиной воссоздают моральный облик передовых деятелей русской культуры, отдававших все свои силы благородному делу служения обществу, овеянных постоянной печалью «о не своем горе» (Г.И. Успенский).Эти общие черты лучших людей эпохи - сочетание неповторимо индивидуальных особенностей портретируемого с типическим, национальным, тонко подмеченное художником, - и составляют сильнейшую сторону его портретов.Шедевром портретного мастерства Н. Ярошенко и одним из лучших в русской живописи вообще является знаменитый портрет актрисы П.А. Стрепетовой (1884 г.). Бледное, измученное, но одухотворенное лицо Стрепетовой, резко выделяющееся на темном фоне, ее опущенные, со стиснутыми нервными пальцами руки, склоненная в раздумье голова - все исполнено внутреннего трагизма. Портрет воспринимается как обобщенный типический образ передовой русской женщины того времени. И.Н. Крамской писал, что это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой», и восхищался тем, с какой силой в глазах выражен глубокий трагизм, как все мастерски написано.Н. Ярошенко продолжает работать и над сюжетно-тематическими произведениями, пишет пейзажи Кавказа.В 1888 году он создал картину «Всюду жизнь». Скрыть
Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.
Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.
Заполнить форму
Оценим бесплатно
за 10 минут
Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать дипломную работу