На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Помогите быстро выполнить дипломную работу по культурологии. Есть буквально 7 дней. Тема работы «Распространение христианства на Северном Кавказе до присоединения Кавказа к России
».
На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Заключение
Северный Кавказ – один из самых многонациональных регионов Российской федерации. Национальная пестрота и своеобразие истории народов лежат в основах поликонфессиональности его населения.
Разнообразие исповедуемых населением религий всегда было характерным для Северного Кавказа, чему основой являются этническое многообразие края, а также, рассмотренные нами, отношения и связи между народами, возникшие при распространении христианской веры апостолами Андреем Первозванным и Симоном Канонитом с самого начала христианства, когда народы добровольно становись христианами, а также при насильственной исламизации населения, которое было под жестокой властью Персии (c середины VI века до конца XII столетия) и беспрестанно разоряемо хазарами, гуннами, арабами, русами . В продолжении этих
Показать всевеков много албанских князей и дворян принимали мусульманство. Христианство существовало в бедном народе, было угнетаемо и презираемо высшими сословиями. Приверженность к исламу или к христианству зачастую было основано на политических мотивах народах. Но надо не забывать, что христианство народы принимали добровольно, слушая своё сердце, а ислам насаждался насильно. В истории этого края не было такого, чтобы христиане насаждали свою веру огнём и мечем, но напротив, христиане подвергались всяческим гонениям.
Прочно утвердившееся в IV веке христианство в Закавказье, а в начале X века ставшее государственной религией Албании, по сути, было насильственно уничтожено. Духовные христианские деятели, видя силу, которую набирали завоеватели, могли предвидеть насаждение ислама, учитывая отсталость и ослабленность кавказских народов, а также их невысокий уровень образованности, расовая принадлежность которых свидетельствовала о том, что
мусульмане их братья.
По всему краю в средние века ведётся строительство христианских храмов – этих верных свидетелей и стражей христианства, которые на протяжении всех тысячелетий исламизации населения свидетельствовали им, что есть другая духовность, что их предки исповедовали Христа своим Господом, что красота Бога – в его любви к Его созданиям, в той духовной нравственности, которую проповедует Слово Бога (Библия).
Дошедшие до наших дней многочисленные христианские памятники в на реках Кубани, Теберде и Большом Зеленчуке, в горах Кабарды и на Рим-горе свидетельствуют о том, что влияние византийской духовной культуры распространилось по огромной территории Северного Кавказа.
Христианство принесло туда духовную литературу, музыку, архитектуру, живопись из Византии. В цветущих христианских городах Северного Кавказа звучали гимны Романа Сладкопевца (V – VI века), каноны Андрея Критского (VII – VIII века), Иоанна Дамаскина (в VII веке), Феодора Студита (VIII – IX века). Принесенные греческими священниками церковные тропари ( музыкально-поэтическая песенная импровизация), вставлявшиеся между стихами псалмов, – пользовались широкой популярностью среди горцев. В кафедральном храме древнего города на реке Большой Зеленчук, во время пышных и торжественных служб горское общество приобщалось к лучшим произведениям духовной музыки и литературы. Живые выразительные изображения святых во фресках на стенах храмов давали горцам представления о византийской живописи, прививали в них любовь к искусству и творчеству.
В период утверждения России на Кавказе, когда царское правительство оказывало распространению христианской веры всестороннюю поддержку, ислам становится опять знаменем борьбы за независимость.
Не смотря на сопротивление в распространении христианской веры, а порой и её полное уничтожение в отдельных местностях, это распространение принесло народам Северного Кавказа развитие – культурное развитие народов так и экономическое развитие краёв.
С присоединением России народы Северного Кавказа получили образование, квалифицированную врачебную помощь, было построено много заводов – развилась промышленность, с появлением почтовых учреждений, построением железных дорог больше стали развиваться торговые связи, достижения научно-технического прогресса стали доступны и в этом крае. Край, всего за 100 лет превратился в процветающий край, где народы занимаются интересными ремёслами, ткачеством, искусством, вносят свой вклад в мировую культуру.
Актуальность распространения христианства среди народов неугасающая. На примере отдельных христианских стран относительно тех, где отсутствует христианская вера и культура, можно говорить, что там, где есть христианство – там отсутствуют войны, там процветают просвещение и культура, там трудолюбивые граждане и отсутствует разбой и грабежи, там нет детей умирающих от голода.
Изучение распространения веры с самых её истоков, позволяет увидеть, что сделали всего два апостола в обществе Северного Кавказа посредством проповеди Евангелия. Общество отошло от отсталых форм культовых религий,
перешло на другой духовный уровень, стало задумываться о нравственности,
о природе греха. У народов стали определятся в приоритете главные духовные ценности, затем нравственность, семейные традиции.
Очень важно распространять христианскую веру, а также изучать в связи с этим и Библию. Во многих развитых христианских странах Библию изучают наряду с другими предметами с самых младших классах, а большинство христианского православного населения даже не имеют Библии.
Распространение христианства в Северном Кавказе, где проповедовали выдающиеся миссионеры епископы Гаий и Иосиф, показало идейное и
моральное превосходство христианства над исламом.
Также, их неоценимый миссионерский труд подтвердил, какое значение для дела христианского распространения веры имеет широкая просветительская деятельность церкви на родном языке народа, создание письменности, учреждение школ. Благодаря этому христианство оставило глубочайший и неизгладимый след в истории культуры осетинского народа и других народов Северного Кавказа.
Оглядываясь на исторический путь, пройденный христианскими распространителями веры на Северном Кавказе, проникаешься чувством глубочайшего уважения к их благословенному труду. А христианская вера, пройдя за минувшие века через горнило самых тяжелых испытаний, остаётся по-прежнему крепкой как и любовь народа к Богу.
Введение
На протяжении всего существования цивилизации для многих людей вера остаётся главным принципом жизни. Одни формы религий приходят на смену другим, а вера всё та же. Всё так же необходимость её обусловлена самим фактом создания человека – венца творения Божьего, этого образа Божьего, с зачатком духа Божьего, который постоянно побуждает верить.
Что же это такое вера, как правильно понимать что такое вера и не спутать её с другими чувствами души?
Толковый словарь Ожегова С. И. разъясняет это слово в трёх значениях. В первом значении вера – это убеждённость, уверенность в ком-нибудь или в чём-нибудь (например, вера в людей, вера в победу), во втором значении – это убеждённость в существовании Бога, в третьем, вера – это тоже, что религия.
Самое замечательное, на мой взгляд, определе
Показать всение веры дал апостол Павел ещё в период раннего христианства в одной из книг нового завета «Послание к Евреям»: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние». Павел, сам из фарисеев, будучи ревнителем иудейской веры, был гонителем христиан, но, Сам Иисус явился к нему в пути, когда он преследовал учеников Христа (Рисунок 1), и Павел, уверовав во Христа, стал апостолом веры и написал большинство книг Нового завета Библии, и был одним из первых распространителей веры, испытав на себе все трудности, которые были у первых учеников христиан, давая им наставления и укрепления в вере в своих благословенных трудах.
В какого же Бога верить, как не ошибиться, какая должна быть вера? У апостола Павла, вслед за определением веры как осуществления ожидаемого и уверенности в невидимом, стоит предложение: «В ней свидетельствованы древние». Т. е. в свидетельствах наших предков, в том духовном наследии, что
они оставили нам, мы должны понимать и черпать оттуда источники веры.
Рисунок 1 – «Обращение Савла», 1600 г., картина Караваджо в церкви Санта-мария-дель-Пополо в Риме. Караваджо изобразил Савла (впоследствии апостола Павла) в тот момент, когда он услышал голос Христа к нему: «Савл, Савл, что ты гонишь меня?», и поражённый упал с лошади.
Конечно, писание Библии – это самое главное наследие, это самый главный источник веры. Но существуют ещё летописи, картины, памятники архитектуры – храмы, которые на протяжении веков свидетельствуют о том, какое значение предавали наши предки вере, тому, что мы является наследниками веры христианской, и должны сохранить это наследие и передать его нашим потомкам.
Первые известия о распространении веры сообщены в книге Библии «Деяния святых апостолов», которую написал святой евангелист Лука. Эта книга и другие Послания Апостольские Нового завета – это наш неоспоримый источник изучения первого времени распространения веры. А. Н. Бахметьева (1825-1901 годы жизни), известная писательница, автор «Полной история христианской церкви» считала, что в начале истории церкви – самое важное, потому что начало положено её Божественным основателем, которому церковь должна быть верной в её постепенном развитии, поэтому особенно важно и даже необходимо изучать апостольские времена.
Христианство с самого начала насквозь пронизано чувством историзма. Обращение к историческим исследованиям, к преданиям пророков, к фактам – это самый лучший путь исследования. Одним из таких фундаментальным историческим трудом для нас является Сочинение Генерального Штаба полковника Ракинта 1862 года «Краткий исторический очерк христианства кавказских горцев со времён Св. Апостолов до XIX столетия» в публикации В. А. Захарова, а также «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к Руси» Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского, в которых они подытожили всю историю христианства Северного Кавказа по известным достоверным источникам в 1960 году.
Актуальность темы распространения христианства непреходящая, изучая пути, которые преодолевали первые распространители христианства, в переосмысливании их жизни, существует основа дальнейшего культурного развития общества.
Как ни была тяжелой задачей для первых распространителей христианства, и, Сам Господь Христос предупреждал их в этом, и что будут предавать их на мучения и убивать, и будут они ненавидимы всеми народами только лишь за Имя Его , но они понимали, что зло в мире достигло такого апогея, когда сам Бог-Отец из любви к своим детям, к тем которые несли свою святую веру с самых зачатков колыбельной человечества, вынужден был дать нам Спасителя. Понимали, что их детям это необходимо, как и в земной жизни,
так и для вечности – обрести Христа-Спасителя от всех тёмных сил.
На мой взгляд, распространители веры, несмотря на все преграды, очень
хорошо справились со своими задачами распространения и укрепления веры.
Они шли и проповедовали к другим народам, лечили людей, создавали письменности на разных языках, возводили храмы на века – которые стали зримым символом веры. Благодаря их распространению и просвещению, прогресс в культуре и образовании достиг небывалых высот и перерос в научно-технический прогресс, который очень сильно облегчил жизнь всем народам. Заслуга распространителей веры в этом огромна, при этом всю славу за свои труды они отдавали Господу, оставаясь в тени, оставаясь скромными людьми. Ведь поименно мы знаем только первых учеников и некоторые имена
других нам известны, потому что слава от дел их не могла не распространиться, так много они сделали в жизни в своём деле распространения веры, а также, потому что они уже жили с нами во времена прогресса средств массовой информации. Последние из имён – это итальянский врач Джузеппе Москати (1880 - 1927 годы жизни), который был причислен католической церковью к лику святых в 1987 году, и, конечно же, мать Тереза (1910 - 1997 годы жизни), жизненный подвиг которой отмечен такими мировыми наградами, как Темплтоновская премия за прогресс в религии (она стала её первым лауреатом в 1973 г.), а также Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
Мать Тереза будет причислена к лику святых в этом году 4 сентября 2016 года, как заявил 15 марта папа Римский Франциск.
В этой работе будут исследованы предпосылки к распространению христианской веры среди народов Северного Кавказа, предания о проповедях апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита на землях Северного Кавказа, распространение веры христиан на этих землях после их проповеднической деятельности до раскола христианства в 1054 году. А также, проследим за изменениями культурной и духовной жизни народов Северного Кавказа, вследствие этого распространения веры, и принятия народами христианства, до времени, когда произошло присоединение народов Северного Кавказа к России. Рассмотрим главное культурное наследие народов Северного Кавказа – христианские храмы, эти бесценные «самоцветы» в «диадеме» историко-культурного наследия народов Северного Кавказа.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Распространение христианства на Северном Кавказе до 1054 года 8
1.1 Предпосылки к распространению христианской веры среди народов Северного Кавказа 8
1.2 Предания о проповедях апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита на землях Северного Кавказа 15
1.3 Распространение христианской веры на Северном Кавказе после проповеднической деятельности апостолов до раскола христианства 1054 года 22
Глава 2 Дальнейшее распространение христианства на Северном Кавказе и изменения в культурной и духовной жизни местных народов после принятия христианства 31
2.1 Распространение христианства на Северном Кавказе с 1054 года до присоединения его к России 31
2. 2 Древние храмы Северного Кавказа 39
2. 3 Культурная и духовная жизнь народов Северного Кавказа после принятия хр
Показать всеистианства 44
Заключение 51
Содержание 55
Приложение А – Сентинский храм X век 59
Приложение Б – Хумаринский храм X век 60
Приложение В – Зеленчукские храмы X век 61
Приложение Г – Археологическая карта Фелицина 64
Приложение Д – Тхаба-Ерды древний храм VIII – IX века 65
Приложение Е – Башенный комплекс Вовнушки (поздние средние века) 66
Приложение П – Зругский храм Божьей матери XI век 67
Содержание
1. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета / М.: Издание Московской Патриархии, 1990. – 1346 с.
2. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. Части 1 - 4 / В. В. Болотов – С.- Петербург: Типография М. Меркушева, 1907.
3. Бахметьева А. Н. Полная история христианской церкви / А. Н. Бахметьева. – М.: Эксмо, 2010. – 203 с.
4. Борзова Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова. – СПб.: Лань, 2007. – 672 с.
5. Василевский В. Русско-Византийские отрывки / В. Василевский // Журнал Министерства народного просвещения. № 2. – СПб, 1877.
6. Владимиров И. Древнехристианский храм близ аула Сен-ты в Кубанской области / И. Владимиров // Известия археологической комиссии, Вып. IV. – СПб., 1902.
7. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианств
Показать всеа на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. – Издатель: Наука, 1992. – 89 с.
8. Джанашвили М. Известия грузинских летописей // Сборник материалов по описанию местностей и племён Кавказа. Вып. 26. – Тифлис, 1899.
9. Дзеранов Т. Е. Этноконфессиональные различия населения Северного Кавказа / Т. Е. Дзеранов // Фундаментальные исследования, № 3-4. – Издательский Дом «Академия Естествознания», 2014. – 5 с.
10. Ерина Е. Б. История религий: учебное пособие / Е. Б. Ерина. – М.: РИОР: ИНФА-М, 2011. – 176 с.
11. Каганкатваци, Моисей. История агван, кн. 1 / Моисей Каганкатваци. – СПб., 1861.
12. Каменев Н. Развалины церкви Св. Георгия, открытой на р. Белой // Памятная книжка Кубанской области на 1877 г. Екатеринодар, 1876.
13. Культурология: учебник / под ред. Солонина Ю. Н., Кагана М. С. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. – 566 с.
14. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов (черкесов). Алексеева Е. П. // Труды Черкесского научно-исследовательского института, Вып. II. – Черкесск, 1954.
15. Макарий, архиепископ Харьковский. История христианства в России до равноапостольного Князя Владимира / Макарий. – СПб., 2-е изд., 1868.
16. Манандян Я. А. Проблема общественного строя доаршакидской Армении / Я. А. Манандян // Исторические записки. – Ереван, 1945.
17. Музалев А. А., Шоров М. А. Христианство в Адыгее: история и современность / А. А. Музалев, М. А. Шоров // Вестник Адыгейского государственного университета, № 1. – 2006.
18. Мерцбахер Г. К этнографии обитателей Кавказских Альп // Известия Кавказского отдела императорского Русского Географического общества. – Тифлис, № 2, Т. XVIII. 1905.
19. Найденко А. В. Хазарская миссия святого Кирилла-Константина Философа в свете раннего распространения христианства на Северном Кавказе // А. В. Найденко. Актуальные вопросы истории христианства на Северном Кавказе. – Ставрополь: СтПДС, 2013. – 8 с.
20. Нагиев Ф. Е. История зарождения христианства в Закавказье / Ф. Е. Нагиев. 2011. [Электронный ресурс]. – http://www.nagiev-clan.ru/publ/
21. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 19-е издание, 1987. – 749 с.
22. Очерки по истории Русской Православной Церкви 988 – 1988 гг. // Издательский Отдел Московской Патриархии, Вып. I, Кн. I, 1988.
23. Очерки по истории черкесов в XIV—XV вв. Вып. III, Алексеева Е. П. // Труды Карачаево-черкесского научно-исследовательского института. – Черкесск, 1959.
24. Петровский С. Сказание об апостольной проповеди по Северо-Восточному Черноморью / С. Петровский. – СПб., 1898.
25. Сборник Русского исторического общества / под ред. Рапова О. М. – М.: РИО, «Русская панорама», 2000. – 304 с.
26. Страбон. География: в 17-ти кн. (перевод Г. А. Страгановского) / Страбон. – М., 1964.
27. Скитский Б. В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 г. / Б. В. Скитский // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института, Т. XI. – Дзауджикау, 1947.
28. Толмачёв Е. П. Присоединение Кавказа к России / Е. П. Толмачёв // Сборник русского исторического общества. – М.: РИО, «Русская панорама», 2000. – 304 с.
29. Тотоев М. История зарождения осетинской письменности в XVIII веке/ М. Тотоев // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института, Т. XIX. – Орджоникидзе, 1957.
30. Услар П. Начало христианства в Закавказье и на Кавказе / П. Услар // Сборник сведений о кавказских горцах. – Тифлис, 1869. Вып. II.
31. Хусто Л. Гонсалес. История христианства Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации / Л. Гонсалес. – Сант-П.: Библия для всех, 2001. – 304 с.
32. Четвероевангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна: краеугольный камень мира во вселенной / М.: Издательство не указано, в русском переводе с греческого одобренном священным синодом, 1956. – 128 с.
33. Шора-Бекмурзин Ногмов. История адыгейского народа / Тифлис, 1861.
Ресурсы интернета
34. 15-й регион. Северо-Осетинский информационный портал [Электронный ресурс]. – http://region15.ru/articles/2639/
35. Википедия (свободная энциклопедия) [Электронный ресурс]. – https://ru.wikipedia.org/wiki/
36. История народов Северного Кавказа [Электронный ресурс]. – http://ncau.ru/
37. Нохчала [Электронный ресурс]. – http://nohchalla.com/ История древнего периода.
38. Радость – моя жизнь! [Электронный ресурс]. – http://joymylife.org.ua/bible/
39. Русский литературный портал – Проза.ру [Электронный ресурс]. – https://www.proza.ru – Кавказ прародина человечества.
40. Ставрополье.ТВ. Только первоисточники [Электронный ресурс]. – https://www.youtube.com/user/stavropolye
41. Служение Александра Шевченко. Студия «Угол» [Электронный ресурс]. http://aleksandrshevchenko.org/project/history-of-protestantism-in-russia.html – Телевизионный фильм «Раскол. Трагедия века» Скрыть
у них было много христиан, нравы их смягчились. С 284 по 576 гг. кабардинцы были усердными христианами: по записям у них было за это время 12 преемственных епископов, подчинённых Константинопольскому патриарху, хотя в отдалённых районах кабардинцы занимались скотоводством, а также свирепым грабежом и уклонялись от веры. В 576 г. турки вторглись в Босфор, разрушили приморские греческие города, но вскоре эти области были покорены византийцами, которые возобновили христианство и построили великолепные храмы. Аланы или осетины были сильным народом с III по ХIII столетие, они занимали половину Ставропольского края. В осетинском городе Бездежье жили епископы с середины четвертого столетия до 1298 г. подчинённые Константинопольскому патриарху. Вокруг горы Казбек и по обе стороны главного Кавказ
Показать всеского хребта построено много каменных церквей, маленьких размеров, развалины которых существуют до ныне. Гатуев А. в своём труде «Христианство в Осетии» считал, что уже в VI веке, во времена правления Юстиниана Великого римской империей, греческие миссионеры распространяли там среди осетин христианскую веру, он писал, что в селе Галиате до сих пор существует маленькая каменная церковь, в которой есть и монашеские келья, и что осетины показывают их, что именно вних и жили греческие монахи. Название той церкви Юс-дзуар (т. е. церковьЮстиниана). А аланов крестил греческий миссионер и епископ Евфимий. А впоследствии здесь была учреждена Аланская епархия – сначала она была архиепископия, затем её преобразовали в митрополию. Аланская митрополия занимала 61-е место в списке Константинопольской патриархии и шла сразу же вслед за Русской митрополичьей кафедрой. Также, аланские митрополиты ездили в Константинополь участвовать в церковных соборах, и поддерживали тесную связь с патриархией. Но нужно отметить, что в то время христианизация алан была больше поверхностной, потому что в основном ограничивалась построением христианских храмов и введением в жизнь аланских народов некоторых церковных праздников и обрядов. «Произошел синкретизм старого язычества и нового христианства, – замечает профессор Скитский, – точнее сказать, образовался очень тонкий налет христианской религии на вполне устойчивые языческие верования, которые сохранились во всей своей целости в жизни осетин до позднейшего времени».Другой аланский архиепископ тоже свидетельствовал, что аланы были христианами только номинально. В одном из посланий патриархии к нему говорилось, что в его церковном управлении многоженство алан, и что «нелегко дается переход от языческой жизни к строгостям Евангелия». Так или иначе, но «принятие христианства аланами, хотя оно среди них не пустило глубоких корней, имело для них некоторое прогрессивное значение в том смысле, что оно способствовало у них развитию письменности»В VI веке Византией правил Юстиан Великий, который сыграл большую роль в распространении христианства среди адыгов (западные черкесы). Адыги приняли христианство от греков без сопротивления, что послужило союзом между этими народами. Под влиянием этого союза греческое духовенство принесло адыгам миролюбивое занятие искусством и просвещением. На территории адыгов было четыре епархии, епископы которых назначались из Византии. В Зихии эти центры распространения веры были в Фанагории, Метрахе (Таматархе), Никопсе и Зихополисе. Имеются свидетельства об участии епископа Фанагорийского и епископа Зихийского в церковных соборах, которые собирались еще в начале VI века. В архивах Цареградского Собора 519 года есть подпись епископа Фанагорийского Иоанна, и в документах Константинопольского Собора 526 года стоит имя епископа Зихийского Дамиана.Также в VI веке известную роль в распространении христианства на Северном Кавказе начинает вести Грузия, где первый свет учения Христова зажгли святой Григорий Армянский и святая Нина, и также (еще в IV веке) грузинский царь Вахтанг Гурген-Аслан. Впоследствии, часть адыгов стали подчиняться Грузии в церковном отношении. Летописные документы Грузии свидетельствуют о том, что VI Вселенский Собор (состоялся в 451 году) подчинил Мцхетскому патриарху Осетию и Черкесию. И в таком духовном подчинении осетины и черкесы находились до 663 г. В 858 г. византийский император Михаил III направил в Хазарию для распространения христианства Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий на пути из Византии в Хазарский Каганат посетили Северный Кавказ, и там вскоре усилилось распространение христианства. Там была основательная христианская община. Христианское учение пустило глубокие корни. Русские источники прямо указывают на существование христианского храма в древнем хазарском городе Маджары на р. Куме. Этот город Маджары был одним из очагов распространения христианского просвещения на Северном Кавказе. Об успехах христианства на Северном Кавказе также свидетельствует устав византийский императора Льва Мудрого (894 – 911 гг. годы правления). В этомРисунок 1.5 – Четвёртый Вселенский Собор, Роспись Успенского собора Киево-Печерской лаврыуставе есть сведения и о существовании Тмутараканской архиепископии и Никопской архиепископии и упоминается об Аланской митрополии.После крещения Руси в 988 году греческое духовное влияние на Северном Кавказе сменилось на влияние от русской православной церкви. Историческая ситуация в мире была такова, что греческие колонии у Керченского пролива объединились в союз Таматархия (по-русски Тмутараканья), центр которого был на Таманском полуострове. Непомерный натиск хазар на греческие колонии заставил Византию просить военную помощь у русских. Сын святого князя Владимира Мстислав вместе в союзе с Византийским императором Василием IV нанесли уничтожающий удар по остаткам когда-то могущественной Хазарской монархии. После этого, греки уступили часть своего влияния на Северном Кавказе русским. Русская летопись свидетельствует, что в 1022 г. тмутараканский князь Мстислав победил в единоборстве косожского князя Редедю и «зарезал его перед полки косожские». В память, после этой победы князь Мстислав соорудил церковь из камня в Тмутаракани во имя Пресвятой Богородицы. Вместе с основанием Тмутараканского русского княжества возникла и первая русская епархия на Северном Кавказе – которая была праматерью Кавказской епархии. В состав этой епархии, просуществовавшей около 100 лет, вошли и русские, и греки, и косоги. Тмутаракань при русских была крупным культурным и духовным центром: здесь строились монастыри, писались летописи на мраморных досках. При постройке и украшении церквей стали использоваться кавказские мотивы в орнаменте, которые и в дальнейшем русские использовали, и даже приглашали кавказских иконописцев, в частности обезов-абазин, писать иконы.В результате исследования выяснилось, что после проповеднической деятельности первых апостолов с 40-х годов первого века на Северном Кавказе образовалось достаточно много церквей и общин. Первые апостолы оставили после себя учеников и приемников, поддерживать христианство которым помогало духовенство центральных церквей. После того как христианство стало государственной религией, в 391 году, в римской империи, а её сменила византийская империя (с 395 г.), с середины VI века до нашествия Чингисхана 1224 года, христианство в этих землях поддерживалось постоянно византийским духовенством, которое присылало греческих проповедников, а так же в VI веке заметную функцию в распространении христианства на Северном Кавказе выполнила Грузия (святые Григорий Армянский и Нина). После покорения Византийской империи в середине VI столетия Абхазии христианство укрепляется у черкесов, кабардинцев и осетин ещё сильнее, там появляются епископства, где служат греческие епископы, которые начинают строить храмы в горах и на берегу морском, в которых служение проводились на греческом языке, а молились на местных. В 547 году из Сирии прибыло в Грузию 13 святых проповедников из которых трое проповедовали христианство у черкесов, осетин и лезгин. В VI веке Византией правил Юстиан Великий, который сыграл большую роль в распространении христианства среди адыгов (западные черкесы). Адыги приняли христианство от греков без сопротивления, что послужило союзом между этими народами. На территории адыгов было четыре епархии, епископы которых назначались Византией. Под влиянием этого союза греческое духовенство принесло адыгам миролюбивое занятие искусством и просвещением. Так же у кабардинцев с 284 по 576 гг. по записям за это время у них было 12 преемственных епископов, подчинённых Константинопольскому патриархуВ 858 г. византийский император Михаил III направил в Хазарию преподобных Кирилла и Мефодия, которые на пути из Византии в Хазарский Каганат посетили Северный Кавказ, где вскоре усилилось распространение христианства.На рубеже первого и второго тысячелетия греческое духовное влияние на Северном Кавказе сменилось влиянием от русской православной церкви, что греки вынуждены были уступить часть своего влияния на Северном Кавказе русским.Итог такой: всё в первом тысячелетии н. э. благоприятствовало распространению христианства среди народов Северного Кавказа, народы добровольно становились христианами, но существуют свидетельства аланских архиепископов, что христианами аланы были только номинально, нелегко им давался переход от языческой жизни к строгим христианским правилам. Однако, христианство здесь пустило глубокие корни, оно способствовало прогрессивному культурному росту, развитию письменности, а также образованию, построенное в то время множество христианских храмов Северного Кавказа свидетельствует о крепкой вере древних народов во Христа. Глава 2 Дальнейшее распространение христианства на Северном Кавказе и изменения в культурной и духовной жизни местных народов после принятия христианства2.1 Распространение христианства на Северном Кавказе с 1054 года до присоединения его к РоссииСамое замечательное событие за прошедшие века – это явление Христа миру: это Рождество нашего Спасителя Господа Христа, Его проповедь на земле, Его воскресение из мёртвых. Об этом событии, ожидание которого святыми людьми, любящими Бога, повествуется во многих главах Ветхого Завета, а свершение его заключено в книгах Нового завета, повествует вся Библия. Каноны христианства признали эту книгу святой, т.е. написанной людьми под действием Духа Святого. Эта книга является заветом Бога с людьми на земле – это непреложные духовные истины, которые даны Богом однажды и навсегда. Рисунок 2.1 «Явление Христа народу» – художник Иванова А. А. писал картину 20 лет с 1837 по 1857 гг.Но, не смотря на то, что Библия признаётся всеми христианами как главный документ их веры в Господа Христа, на протяжении всей истории церкви существовала церковная догматика, которая пыталась разъяснять так или иначе непонятные вопросы, которые возникали в ходе толкования Библии. По своей сути эти догматические учения приводили только к принятию постановлений о распределении церковной власти, о порядке выбора и утверждения епископов и пр. Но, конечно, главной их целью было сохранить учение Христа от разных новых учений, которые так или иначе уводили от Божественного понимания истины. Оформление христианских догматов проходило на Соборах, на которые собирались епископы и другие иерархи из всех церквей мира, для обсуждения назревших теологических вопросов церкви, а также вопросов житейского характера, когда, например, собор собирался по поводу принадлежности населения какой-либо территории к тому или иному епископству.Когда веру облекают в рамки определённых постановлений и форм – вера становится религией. Так произошло и с христианской верой.Верования народов неиудейской веры (а в глубокой древности и иудейской веры), в том числе народов региона Северного Кавказа, до распространения христианской веры, были языческие, т. е. суть их сводилась к тому, что они были идолопоклонниками каких-либо предметов, статуэток, изображений, которыми предавали образ некой божественности, считали, что эти предметы обладают божественной силой. Перед этими статуэтками, или тельцами, совершались некие выдуманные ритуалы, которые заповедовались от потомков к потомкам как священная родовая религия. Современный учитель Библии Дерек Принс (1915 – 2003 годы жизни) в своих книгах объясняет эти действия контролем сатаны над жизнью людей, в этих действиях и обрядах нет никакой воли Бога. Так же его слова «христианство – это не свод правил», егокнига «Вера, как образ жизни» помогают понимать, что надо различать веру отрелигии, иначе религия превращается в язычество.Отождествление высших сил в изображениях статуэток и тельцов в язычестве пустило такие крепкие корни в верованиях и традициях народов, что они, приняв христианство, не могли не изображать символы креста уже своего нового Бога Христа сначала в петроглифах и фресках, а затем и на иконах. Не могли не передавать в своих стремлениях к чуду какие-то вымыслы и суеверия. Седьмой Вселенский Собор в 787 году в городе Никее был созван против иконоборцев, движения, возникшего, за 60 лет до созыва этого Собора, при императоре Льве III, который считал необходимым упразднить почитание икон, потому что в Библии заповедано Богом не делать Ему никаких изображений, а также разгул суеверий, которому благоприятствовало то, что монастыри пропагандировали культ святых. Собор не смог остановить движение иконопочитателей, в ознаменование победы над иконоборцами был установлен праздник Торжества Православия, который отмечается до сих пор.С 395 года, вследствие окончательного раздела Римской империи на западную и восточную части, Византия и Рим стали двумя церковными центрами откуда распространялось христианство по всему миру. В Византии был константинопольский патриарх, а в Риме римский папа. Восточная Римская империя существовала ещё тысячелетие после этого раздела, а Западная перестала существовать уже в конце V века. Патриарх был в зависимости от императора, тогда как папа был сравнительно свободен от власти, но ему приходиться быть дипломатом между правителями варварских стран, которые образовались на территории западной Римской империи. В середине VIII века папа получает в дар земли и становится одновременно светским государём. На протяжении веков между ветвями двух церквей происходило некое соперничество, но стороны нуждались в поддержке друг друга, не было между ними полного разрыва. В середине IX века произошёл конфликт между патриархией и папством, послуживший началом раскола между церквями. Совсем не духовные интересы преследовали на тот момент глав церквей, главы спорили под чью юрисдикцию должны перейти народы населяющие Болгарию и Сицилию. На этом фоне разгорались споры по поводу культовых вопросов. А в середине XI века произошёл раскол между двумя церквями. Папа усилил своё влияние на территории Сицилии, где до этого господствующее положение занимала патриархия. В ответ на это патриарх Михаил Кируларий распорядился, чтобы в латинских церквах Константинополя богослужение проводилось по греческому образцу. Патриарх и папа обменялись грозными посланиями, затем патриарх отказался вступать в переговоры с послом, отправленным к нему папой в 1054 году. В результате патриарх и папа обменялись анафемами в адрес друг друга. Это означало окончательный раскол христианской церкви, и появились две религии католицизм и православная религия. В тот период, когда всё благоприятствовало распространению христианства под влиянием греческих церквей и константинопольского патриарха, и влияние русской православной церкви усиливалось после крещения Руси в 988 году, и после того как тмутараканский князь Мстислав вместе с византийским императором Василием IV нанес уничтожающий удар по Хазарской монархии в 1022 году, достигала расцвета христианская Алания. Её территория включала в себя земли, где проживали народы Кавказа, от реки Лабы до Чечни и Дагестана. К началу X века с появлением русского Тмутаракансого княжества на Тамани возникла первая русская епархия на Северном Кавказе, которая стала праматерью Кавказкой епархии. В состав этой епархии, которая просуществовала около 100 лет входили не только русские, но и греки, и косоги (адыги). Здесь свою лепту в распространении христианства на Северном Кавказе вносит монах Никон, которому пришлось покинуть Киево-Печерскую пещеру и уйти примерно в 1059-1060 года в далёкую Тмутаракань, где устраивал монастырь и проповедовал. В общей сложности Никон пробыл в Тмутаракани 10 лет, распространяя свет Христовый. Историк Сысоев В. писал, что дикий народ был в изумлении от монашеских подвигов Никона, толпами сходился смотреть на него, и подчинялся его влиянию. Благодаря Никону на Таманском полуострове была образована Тмутараканская епархия, и во главе в 1088 году стал епископ Николай. Никон считается насадителем христианства и монашества в древней Тмутаракани, и одним из выдающихся деятелей русского христианства на Северном Кавказе.Нашествие монголов в XIII веке потрясло Аланскую державу, и Аланская митрополия, которая соединена была к тому времени с Авазской и Зихийской митрополиями, была упразднена и, по словам Скитского Б., уничтожена под тем предлогом, что народ не имеет собственного города и ведёт пастуший образ жизни. Действительная причина этому упадку Аланской державы были монголо-татарские нашествия и ослабления её связи с Византией.В это время на Северном Кавказе возрастает роль Зикхо-Матрахской епархии, возведённой затем в ранг митрополии. Этому предшествовали такие события: в середине XII века Тмутараканское русское княжество распалось, в результате эта территория вновь попадает под влияние Римской церкви, и это привело к духовному подчинению христианских адыгских племён зихов снова Византии. В 1237 году сюда приезжает католический миссионер Юлиан из Константинополя. Он описывает Албанию как страну, разбитую на множество мелких княжеств, которые вели без конца междоусобные войны, а народ, как народ, который называет себя христианами, имеют книги и греческих священников.Адыги, а также аланы были также под влиянием грузинской православной церкви. Грузинская царица Тамара в 1184 – 1212 годы и её дочь Русудана в 1212 – 1227 годы пытались упрочить свои влияния среди адыгов, распространяя среди них христианство. Имя царицы Тамары было необычайно авторитетно среди горцев Северного Кавказа. Вскоре после раскола церквей 1054 года, на Северном Кавказе появляются католические миссионеры. На смену византийцам в XIII и XIV вв.приходят генуэзцы, которые были торговцами в Крыму и на Северном Кавказе. Центром их деятельности стал город Кафа (Феодосия) в Крыму. Кафинский префект Генуэзской Республики отправляет к адыгам миссионера Де-Лукка, по словам которого, у адыгов (черкесов) не было церквей и священников. У них были шогены, которые немного читали по-гречески, и исправляли у черкесов духовные требы христианских обрядов. Генуэзцы, которые вели торговлю с адыгами через Клухорский и Нахарский перевалы, там тогда проходил один из древних торговых путей, вытеснили византийцев и создали свои колонии, построили в них церкви. Вместе с генуэзцами на Северный Кавказ проникали и крестоносцы, одежду и вооружение которых быстро усвоили кавказские горцы. Сохранились надгробные памятники в тех местах с латинскими надписями крестоносцев в виде часовен.Первым католическим епископом в Зихии был назначен в 1346 году францисканец Иоанн. Зихийская епархия была довольно обширна, её иерархи жили в городе Керчи и в Тамани. Генуэзские колонии находились на территории вблизи современных городов Анапы и Новороссийска. У станицы Славянской распологался генуэзский город Копа, также их большие колонии были в верховьях Кубани, и у Кислого Колодца (Кисловодска), и у знаменитой Рим-горы. Правда успехи в распространении христианства у католических миссионеров были незначительны. Кубанский историк Короленко П. писал, что им это было не под силу из-за отсутствия письменности у черкесов, их язык не понимали миссионеры. Миссионеры смогли научить их только обрядности. Черкессы продолжали исповедовать греческую веру. Скрыть
Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.
Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.
Заполнить форму
Оценим бесплатно
за 10 минут
Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать дипломную работу