На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Проблема по культурологии. Срочно закажу дипломную работу по культурологии. Есть буквально 7 дней. Тема работы «Российские православные и мусульмане: общее и особенное».
На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Российские православные и мусульмане: общее и особенное
Введение
Глава I. Православие и ислам: общее и различия
I.1. Православие: краткий обзор
I.1.1. История православия: возникновение и развитие
I.1.2. Вероучительные тексты
I.1.3. Основы вероучения православия
I.1.4. Основы культа
I.2.2. Ислам
I.2.1.История ислама: возникновение, развитие
I.2.2. Вероучительные тексты
I.2.3. Основы вероучения ислама
I.2.4. Основы культа
I.3. Общее и различия в православии и исламе
I.2.1. Этика православия и этика ислама
I.2.2. Обожение в православии и слияние с Абсолютом в исламском мистицизме ислама
Глава II. Православие и ислам: взаимоотношения в прошлом и настоящем
II.1. Христианство и ислам: исторический опыт взаимодействия
II.2. Основные исторические этапы взаимоотношений православных и мусульман в Российской истории
II.3. Мусульмане
Показать всеи православные в современной России: от конфронтации к диалогу
II.3.1. Православие и ислам в России: статистические данные
II.3.2. Конфронтация православия и ислама в современной России
II.3.3. Православие и ислам: путь к диалогу
Заключение
Библиография
"1.Августин Бл. Рассуждения на посл. Иоанна к Парфянам, 7, 8.// Августин. Собр. Соч. Т.1. – М.: Наука, 2000. – 843 с.
2.Аляутдинов Ш. От темы к теме. – Казань, 2003. – 126 с.
3.Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи // Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Составитель и автор вводной статьи, комментариев и приложений Д.Ю. Арапов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2001. – 367 с.
4.Армстронг К. История Бога. Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе / Перевод К.Семенова под ред. В.Трилиса и М.Добровольского. – К.–М.: София, 2004. – 400 с.
5.Архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. – Н.Новгород, 1998. – 284 с.
6.Афанасий Великий. О боговоплощении. – М., 1998. – 128 с.
7.Ахунов А. Почему русские принимают ислам? // НГ-рели
Показать всегии, 28 марта 2001.
8.Бабаджанов Б. Б. Возрождение деятельности суфийских групп в Узбекистане// Суфизм в центральной Азии (зарубежные исследования); Сб.Ст. памяти Фритца Майера (1912 – 1998) / Сост. и отв. Редактор А.А. Хистматулин. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. – С. 331 – 355.
9.Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата // Соч., т. VI. М.: Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1966. – 740 с.
10.Баязитов Атаулла. Отношение ислама к науке и к иноверцам. – СПб., 1887. – 128 с.
11.Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. – М.: Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1965. – 524 с.
12.Библия. Синодальный перевод.
13.Большаков В.П. Культура как форма человечности. Великий Новгород, 2000. – 312 с.
14.Большаков В.П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002. – 266 с.
15.Большаков О.Г. История Халифата. Т. 1. М.: Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1989. – 480 с.
16.Большаков О.Г. История Халифата. Т. 2. М.: Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1993. – 526 с.
17.Большаков О.Г. История Халифата. Т. 3. М.: Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1998. – 482 с.
18.Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – 475 с.
19.Быть истинно верующим очень нелегко. Интервью газеты «Известия» с Равилем Бухараевым //www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Interview1.php
20.В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовные учения Руми, М.: Вост. Лит, 1995. – 185 с.
21.В России мусульмане терпимее православных//www.religare.ru/print23872.htm
22.Великий Аятолла Имам Хомейни. Завещание. М. б/г. – 86 с.
23.Владимир, Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский …А друзей искать на Востоке // www.psj.ru/text/200603221508.htm
24.Древний патерик. http://www.odos.ru/13/13-pater.php
25.Журавский А.В Христианство и ислам: Социокультурные проблемы диалога. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – 128 с.
26.Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М., 1996. – 284 с.
27.Ибрагим Т., Ефремова Н. Мусульманская священ¬ная история от Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих / Под ред. А. В. Сагадеева. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1996. – 318 с.
28.Илларион, Еп. (Алфеев). Таинство веры. – М., 1998. – 78 с.
29.Иоанн Дамаскин, св. О ста ересях вкратце. Откуда они начались и из чего произошли / Творения преп.Иоанна Дамаскина. Т.5. – М., 2002. – 648 с.
30.Ириней Лионский. Против ересей. – М., Православная книга, 1999. – 153 с.
31.Ислам – религия любви. – Уфа, 2002. – 230 с.
32.Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. Отв. ред. Х.Кямилев и И.М.Смилянская. М.: Издательство МГИМО, 1994.- 240 с.
33.Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. Вып. 1. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1998. – 159 с.
34.Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. Вып. 2. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1999. – 404 с.
35.Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. Вып. 3. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 2001. – 348 с.
36.Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Сост. и отв. ред. С.М.Прозоров. Вып. 4. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 2003. – 290 с.
37.Ислам: Историографические очерки / Под ред. С. М. Прозорова. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». – 1991. 230 с.
38.Ислам: Краткий справочник. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. – 159 с.
39.Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. – 316 с.
40.Карманова Е.С. Выставка III Международного съезда ориенталистов (1876): штрихи к востоковедной парадигме // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2006. – М.: Диполь-Т. – С. 282 – 284.
41.Кирабаев Н.С. О философских основаниях мусульманской культуры// Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – С.316-323
42.Клэр-Тисдалл Ст.У. Источники Ислама.- М.: Центрполиграф, 2003. – 254 с.
43.Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм.: краткая история/ А.Д. Кныш; пер. с англ. М.Г. Романов. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2004. – 464 с.
44.Коваль Т. Этика труда православия// ОНС, 1994, №6. С.55-71.
45.Коканлы А. Ислам и реальность. // НГ-религии, 5 ноября 2003 г.
46.Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. – М.: София, 1990. – 772 с.
47.Косухин Н.Д. Политизация ислама и проблема столкновения цивилизаций в современном мире. Доклад // Материалы круглого стола ""Новый мировой порядок"" чреват мировыми катаклизмами? (По страницам новейшей политической литературы Запада) 1.12.2003 //
48.Крачковский И.Ю. Изучение избранных отрывков Корана в подлиннике // Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. 2-е изд. М.: Наука, 1986. –736 с.
49.Кураев А. Как относиться к исламу после Беслана?// www.pravoslavie-islam.ru/kuraev1.htm
50.Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. – М.: Центрполиграф, 2004. – 462 с.
51.М. ал-Газали. Нравственность мусульманина. – М.: УММА, 2005. – 153 с.
52.Максимов Ю.В. Святые Православной Церкви, обратившиеся из Ислама// www.pravoslavie-islam.ru/saints.htm
53.Массэ А. Ислам: Очерк истории. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. – 364 с.
54.Мечковская H.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М.: Агентство ""ФАИР"", 1998. – 472 с.
55.Мухаммад ибн ‘Абд ал-Карим Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Ч. 1. Ислам. Пер. с араб., введ. и коммент. С.М. Прозорова. – М., 1984 (Серия «Письменные памятники Востока», LXXV).
56.О.Е.Казьмина, ИЭА РАН. Конфессиональный состав населения России // http://www.cbook.ru/peoples/obzor/konfess1.shtml
57.Основные положения социальной программы российских мусульман. Ярославль, 2001. – 84 с.
58.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень Отдела Внешних церковных связей Московского патриархата. № 8. М., 2000. – 98 с.
59.Очерки истории арабской культуры (V – XV вв.). – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. – 440 с.
60.Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII – XV вв. (курс лекций). – Л., 1966. – 404 с.
61.Поиски единства: проблемы религиозного диалога в прошлом и настоящем. М.: Алатея, 1997. – 153 с.
62.Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система/ С.М. Прозоров; Ин-т востоковедения, С.-Петербург. фил. – М.: Вост. Лит., 2004. – 471 с.
63.Рациональная традиция и современность: Ближний и Средний Восток / Ред. Е. А. Фролова.- М.: Наука. Гл. ред. восточной лит., 1990.- 280 с.
64.Смирнов А.В. Му¬суль¬ман¬ская эти¬ка как сис¬те¬ма // Этическая мысль. Вып. 6 / Отв.ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2005, с. 51–75.
65.Смолич И. К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви // Альфа и Омега. М., 1998. № 3 (17). С. 159–174.
66.Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия М.: Республика, 1996. – С. 329 – 411.
67.Соловьев В.С. Смысл любви // Соч. в двух т. Т.2. М.: Наука, 1988. – С. 197 – 235.
68.Соловьев Вл. С. Собрание сочинений. 2-е изд. СПб., 1913. Т. VI – 782 с.
69.Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и тpанспеpсональные состояния. – СПб.: Центр «Петеpбypгское Востоковедение», 1998. – 473 с..
70.Тримингем Дж. С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. А.А. Ставиской, под редакцией и с предисл. О.Ф. Акимушкина. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. – 328 с.
71.Труды третьего международного съезда ориенталистов в Санкт-Петербурге. Т. I. – СПб.: Типография братьев Пантелеевых, 1879 – 1880. 606 с.
72.Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. – 276 с.
73.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?// Полис. – 1994. – № 1. – С. 33 – 48.
74.Хисматулин А.А. Суфизм. – СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2003. – 224 с.
75.Хури А.-Т. Ислам в восточной христианской мысли в средние века /
76.Шевченко А.Г. Ислам и христианство: исторический опыт и перспективы сотрудничества / А.Г. Шевченко; Ин-т комплексных социальных исследований. – М.: Наука, 2004. – 91 с.
77.Шиммель А. Мир исламского мистицизма/ Пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт. – М.: Алатейа, Энигма, 2000. –416 с.
78.Шмеман А., протоиерей. Исторический путь православия.
79.Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том третий: От Магомета до Реформации// Перевод Н.Б.Абалаковой, С.Г.Балашовой, А.Д. Давыдова, H.H.Кулаковой и A.A.Старостиной. – М.: Критерион, 2002. – 428 с.
80.Яблоков И.Н. История религии: В 2 т. Т. 1. – М.: Высшая школа, 2004. – 382 с.
81.Louth A., The Origin of the Christian Mystycal Tradition. Oxford, 1981, p. xv.
82.World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern world. (Oxford University Press. 2001).
83.Yannoulatos Anastasios, arch. Fasing the world: Orthodox Christian essays on global concerns. Geneva, 2003, 164 р.
После отказа старшего сына Али Хасана от притязаний на власть последователи Али (ши’а Али – шииты) не прекратили свою борьбу с Омейядами. Смерть халифа Муавии (680 г.) подтолкнула их к новым активным выступлениям. Часть жителей Куфы отправила делегацию в Мекку ко второму сыну Али – Хусейну, которого шииты признавали третьим имамом, с приглашением прибыть в Куфу и возглавить восстание против омейядского халифа Йазида ибн Муавии. Хусейн выступил с небольшим отрядом, послав вперед своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля. Но наместник Куфы Убейдаллах ибн Зийад подавил выступление шиитов в Куфе в самом зародыше. Муслим погиб, не дойдя до Куфы. Хусейн узнал об этом уже в пути, однако не пожелал вернуться. Часть бойцов покинула его, и с остатком войска, численностью в 70 воинов, он стал лагере
Показать всем у местечка Кербела, близ Куфы. К Кербеле подошел омейядскин полководец Омар ибн Са’д ибн Абд Ваккас с 4 тысячами воинов и блокировал лагерь Хусейна. После недельного противостояния, 10 октября 680 года, Хусейн решил вступить в сражение. Неравенство сил было слишком велико, Хусейн и все его сторонники погибли34. События в Кербеле привели позднее к возникновению среди шиитов культа третьего имама Хусейна, признанного мучеником. А гробница Хусейна в Кербеле стала одной из главных святынь и местом паломничества для шиитов. Культ мученичества Али и Хусейна и стал отправной точкой превращения политического, по своей природе, движения в самостоятельную ветвь ислама. Главное отличие шиитов от суннитов и хариджитов состоит в представлении об имаме как носителе «божественной субстанции». Согласно доктрине шиизма право на имамат не может принадлежать никому, кроме потомков Али и Фатимы – Алидов (поскольку только по этой линии есть потомки Мухаммада). Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере. Поскольку исторически шииты составляли меньшинство по сравнению с суннитами и периодически подвергались преследованиям, в рамках этого течения сложился принцип такийа («благоразумие», «осмотрительность»). Шиит в случае опасности может скрывать свое вероисповедание. Будучи течением, отколовшимся от основного направления в исламе, шиизм, в свою очередь, подвергся дроблению на множество ветвей, наиболее значимыми из которых в настоящее время считаются имамиты и зейдиты. Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению принадлежит небольшая часть лезгин и даргинцев в Дагестане, кундровские татары городах Нижнего Поволжья и бoльшая часть проживающих в нашей стране азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 70 процентов населения).
В конце XVIII в. и особенно в XIX в. культуры стали предприниматься попытки преобразовать ислам: либо решительно отказавшись от всех «искажений и наращений», аккумулированных с ходом времени, полностью вернуть ему ту «идеальную» форму, которую он имел на ранних этапах своей эволюции (ваххабиты), либо, напротив, привести ислам в максимальное соответствие с основными тенденциями новой эпохи.
I.2.2. Вероучительные тексты
Главная священная книга ислама – Коран (араб. кур'ан, букв. – чтение; «то, что читают, произносят». Коран называют также словами мусхаф, китаб (по-арабски «книга»); в самом Коране для обозначения Корана, кроме того, используется слово зикр, т.е. «предостережение, напоминание»35) – представляет собой собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных, согласно убеждению верующих, Мухаммедом в с 610 г. по 632 г. в Мекке и Медине. В глазах приверженцев ислама Коран имеет божественное происхождение.
Особенностью Корана стало то, что весь его текст целиком – это прямая, от первого лица, речь Аллаха, обращенная к пророку Мухаммаду или (чаще) через пророка к людям.36 По словам выдающегося отечественного исламоведа И.Ю. Крачковского, «Аллах говорит сам, человек совсем отступает или действует по приказу: скажи!»37. В этом коммуникативном своеобразии Корана заключено, по словам Крачковского, его «неслыханное новшество сравнительно с Торой и Евангелием» (где речи Бога – это только цитаты, вкрапления в речь пророка или хрониста). «Божество в первом лице» – это «главный эффект» стилистики Корана и секрет его внушающей силы38.
Книга Корана составлена после смерти пророка Муххамеда из сохранившихся в устной передаче его изречений и откровений, ниспосланных ему через святого духа и архангела Гавриила, и собранных по почину Абу-Бекра и Омара. Когда в сражении против еретика Мусейлимы в 633 году н.э. погибли те из последних «хранителей Корана», которые помнили наизусть все его суры, возникла реальная опасность искажения и потери этой информации. Кодифицирование Корана было поручено личному писцу Муххамеда Зейду ибн Сабиту. Этот свод предназначался исключительно для личного пользования Абу-Бекра и Омара. Коран впервые издан в единой официальной обязательной редакции халифом Османом (644-656). Семь способов чтения канонического текста Корана установлены Абу-Бекром.
Коран содержит в себе поучения, законы, легенды, полемику против язычников, христиан и евреев. Коран состоит из 30 частей, 114 сур (глав), между которыми нет внутренней связи. Суры состоят из ритмико-смысловых отрывков (айат), общим числом 6206. Традиционно суры делят на мекканские (возникшие до 622 года) и мединские (622-632 год).
По содержанию в Коране можно выделить эсхатологию39 ислама, иудаистские и христианские воззрения, древнеарабские обычаи, арабский фольклор, мусульманское законодательство.
Хотя по преданиям высказывания Мухаммеда записывались при его жизни специальными писцами на пальмовых листьях, есть основания полагать, что в Коран входят высказывания, к которым Мухаммед не имеет никакого отношения. С другой стороны, известно, что после первой кодификации Корана Абдалла ибн Масуд, занимавший при жизни Мухаммеда высокое положение, заявлял, что из свода Корана исчезли многие тексты, в которых подвергались критике высшие социальные слои Мекки.
Хотя Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого Завета (арабский Таурат – Тора) ни Нового Завета (арабский Инджиль – Евангелие), в принципе признает и святость, и персонажи обеих частей Библии (например, Ибрахим, т. е. Авраам, Йусуф, т. е. Иосиф, Иса, т. е. Иисус) играют важную роль в исламе, начиная с Корана. Как отмечает Уильям Ст.Клэр-Тисдалл, миссионер в Персии и автор книги «Источники Ислама», «во всех местах Коран свидетельствует о вере Авраама, об истинности иудейской религии и небесном происхождении их пророческих книг»40. Есть определенная связь и с христианством: ислам позаимствовал довольно многое из неканонических христианских источников, распространенных среди аравийских христианских племён, принадлежащих к еретическим сектам.
Коран отражает лишь первые десятилетия истории ислама. В качестве источников мусульманского вероучения большое значение имеют также сираты, составляющие Сиру, и хадисы, часть которых составляет Сунну.
Сира – это мусульманская биографическая литература, посвященная Мохаммеду. Состоит из отдельных разрозненных сборников – сиратов. Наиболее ранние произведения Сиры, написанные Ибн Исхаком в Багдаде по поручению халифа Мансура, относятся ко второй половине XIII века.
Сунна (араб. «путь, обычай») – предания о Мохаммеде, его поступках и изречениях. Сунна составляет Священное предание ислама: «В функциональном плане «Сунна» – это вероучительный источник «второго порядка», как «святоотеческие сочинения в христианстве»41, хотя по содержанию хадисы – это биография пророка. Сунна составлена в IX веке из шести сборников хадисов, основная часть которых сформировалась с конце VII – начале VIII вв. Уже в IX – X вв. «Сунну» начинают почитать едва ли не наравне с Кораном42.
Хадисы (Акбар, Ахбар) представляют собой мусульманские предания, описывающие какие-либо исторические или вымышленные периоды жизни Мохаммеда. Источником хадисов первоначально являлись рассказы сподвижников Мохаммеда, а затем – из преемников. При записи хадисов большое внимание уделялось указанию их источников, поэтому каждый хадис состоит не только из текста, но и из перечня передачи этого текста. Группы хадисов объединялись в сборники, которые постепенно накопились в большом количестве. Шиитское название хадисов – акбар. У шиитов акбар зачастую представляет собой измененную редакцию канонических хадисов. Самыми авторитетными сборниками хадисов являются: а) «Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари; б) «Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима; в) «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда г) «Китаб ас-Сунан» имама ибн Маджи, д) «Аль-Джами аль-Кабир» имама ат-Тирмизи, е) «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама Насаи.
I.2.3. Основы вероучения ислама
Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма, в частности, важнейшим принципом трех этих религий является монотеизм. В исламе монотеизм носит абсолютный и безусловный характер – по словам М. Элиаде, Коран представляет собой «чистый образец абсолютного монотеизма»43. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Утверждение единства и единственности Бога, часто повторяющиеся в Коране, направлены прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, а также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом. В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к «религии Авраама», частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами.
Важнейшие понятия мусульманской религии – «ислам», «дин», «иман».
Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиционного понятия «дар ал-ислам» (обитель ислама), противопоставленного «дар ал-харб» – территории войны, которая, по крайней мере, теоретически подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада. Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же – «ахл ал-китаб» – люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.
Понятие дин неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, – божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, дин – это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, – это прежде всего «пять столпов ислама»: 1) признание единобожия и пророческой миссии Мухаммада и произнесение шахады – «Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха»44; 2) салят – ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день; 3) саун – пост в месяц рамадан; 4) закат – очистительная милостыня в пользу нуждающихся; 5) хадж – паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне – Каабе.45
Иман (от глагола амана в значении «верить», «уверовать») – одно из ключевых и спорных (расхождения в ее понимании начались уже в VIII в.) понятий в исламе. Многие мусульманские идеологи, ссылаясь на высказывание пророка Мухаммада о том, что вера (иман) – это познание сердцем (ма'рифа би-л-калб), словесное признание (икрар би-л-лисан) и исполнение предписаний ('амал би-л-аркан), выделяли три основных элемента иман: словесное признание истинности Аллаха, его Писаний и посланников; внутреннее согласие, осознание сердцем истинности Аллаха; добрые дела, исполнение предписаний ислама, религиозных обязанностей. Современные суннитские богословы, несколько изменив терминологию, также подразделяют веру на три вида. Имамитское содержание веры остается близким к суннитскому. Исма'илиты продолжают традицию деления веры на «внешнюю» (захир) – словесное признание (каул) и «внутреннюю» (батин) – убежденность в сердце (и 'тикад би-л-калб).46
В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека.
В основе мусульманского вероучения лежит вера в Аллаха – творца и правителя Вселенной, в его ангелов, священные писания, его посланников, Судный день, божественное предопределение добра и зла. Все люди оцениваются с точки зрения следования заветам Аллаха и исполнения канонического закона ислама – шариата. В зависимости от этого они делятся на правоверных, вероотступников и неверных. Для мусульман смысл бытия в Аллахе. Он – начало и конец всего сущего. Исходя из этого формулируются основные догматы веры.
Вера в Аллаха. Ислам утверждает, что бог существует, Он един и единственный, Он творец всего сущего, Он вечен, всемогущ и всезнающ, нет нигде ничего равного или подобного Ему, нет Ему начала и конца, Он не исчезал и не исчезает, живой и бессмертный, «не родил и не был рожден», все Его качества вечны и непостижимы, Он совершенен и лишен любых недостатков.
Вера в ангелов – существ иной, чем человек субстанции, созданных из божественного света, исполнителей воли Всевышнего; они безгрешны, всегда поклоняясь Ему. Существует несколько категорий ангелов: самые влиятельные из них – архангел Джабраил, Азраил, Микаил и Исрафил. Общее количество ангелов известно только Аллаху. Кроме того, каждый человек при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют все его добрые и злые деяния, определяющие его последующую жизнь – в раю или аду.
По исламу Сатана (араб. – Иблис или Шайтан) – самое знающее создание Аллаха, которое, обуянное гордыней, не подчинилось Аллаху, и было низвергнуто с небес, чтобы совращать людей с праведного пути. Мусульманские молитвы часто начинаются заклинанием против него: «Прибегаю к Аллаху за помощью против Шайтана, проклятого (пробиваемого камнями)».
Вера в Священные Писания. Мусульмане верят, что Аллах через посланников ниспослал людям божественные книги в виде откровений, в которых разъяснены повеления и запреты. Ими являются 100 свитков и 4 книги: Тора (араб. – ат-Таура) ниспослана Мусе (Моисею), Псалтырь (аз-Забур) – Дауду (Давиду), Евангелие (аль-Инжиль) – Исе (Иисусу) и Коран – Мухаммаду. Коран считается прямым божественным откровением, которое Аллах передавал Мухаммаду на протяжении 23 лет.
Вера в посланников от Аллаха. Они были посланы людям для проповедей, разъяснений, увещеваний и предостережений. Имена 25-ти из них упомянуты в Коране: Адам, Идрис, Нух (библейский Ной), Худ, Салих, Ибрагим (Авраам), Лут (Лот), Исмаил, Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Айюуб (Иов), Шуайб, Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кифль, Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Ясаа, Йунус (Иона), Закария, Яхъя (Иоанн Креститель), Иса (Иисус) и Мухаммад.
Согласно исламским убеждениям, среди всех пророков и посланников, которых было на земле около 125 тыс., «печатью пророков» является Мухаммад. Шестеро пророков: Адам, Нух, Ибрагим, Муса, Иса и Мухаммад провозгласили народу повеления Бога, новые законы, постановления и изменения в вере. В отличие от предыдущих посланников, каждый из которых был специально послан только к своему племени или народу, миссия Мухаммада универсальна для всего человечества и после него не будет ни одного пророка. Для правоверного мусульманина все предыдущие монотеистические вероучения являются лишь последними ступенями на пути человечества к Истине, возвещенной Кораном. Лучшими людьми после пророков считаются сподвижники Мухаммада, особенно четыре праведных халифа – Абу Бакр, Умар, Усман и Али, правившие мусульманами после него.
Вера в Судный день. В определенное богом время наступит Судный день, на котором люди, все вместе, предстанут перед справедливым судом и каждому воздастся за его деяния на Земле. Людям будут показаны все совершенные ими дела, добрые и греховные, после взвешивания их на специальных весах и совершения суда, каждый пойдет по тончайшему и острейшему мосту, через ад – в рай.
Вера в предопределение. Оно означает, что все происходящее во Вселенной, как добро, так и зло, обусловлено волей Всевышнего, его творением и определением. Деятельность людей осуществляется в соответствии с их выбором, их никто не принуждает совершать то или иное деяние, но хорошее и плохое им разъяснены, равно как и последствия того или иного действия.
I.2.4. Основы культа
Культ ислама опирается на пять «столпов веры», которые составляют нормативную основу жизнедеятельности каждого правоверного. 1. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада. 2. Ежедневное ритуальное поклонение Аллаху посредством пятикратной молитвы. 3. Пост раз в году в течение месяца Рамадан. 4. Добровольная очистительная милостыня (закят). 5. Паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку, совершаемое в двенадцатый месяц – зу-ль-хиджа мусульманского календаря.
Иногда в структуру мусульманской культовой практики в качестве шестого столпа включают джихад – «усиление» по распространению истинной веры, при этом оговаривая его сугубо внутренний характер, направленный на искоренение человеческих недостатков и пороков. Согласно мусульманскому вероучению религия представляет собой совокупность веры, исполнения религиозных предписаний, искренности и благочестия при исполнении религиозных обязанностей.
В сравнении с христианством и особенно православием, мусульманское богослужение может показаться почти аскетически простым и однообразным. Оно жестко регламентировано, в нем нет таинств, песнопений, музыки.
Одна из пяти важнейших ритуальных обязанностей каждого мусульманина состоит в канонической молитве-поклонении – салят (арабск.), или по-персидски – намаз. Салят совершается пять раз в сутки, в определенные часы (по солнцу). В урочное время специальный служитель мечети – муэдзин (буквально – «приглашающий, объявляющий») с башни минарета или просто с пригорка призывает правоверных к обязательной молитве. Призыв состоит из нескольких формул, повторяемых без изменений.
Мусульманин может молиться не только в мечети, но и в доме, в поле, вообще в любом ритуально чистом месте и на специальном коврике (или циновке). Молитве обязательно должно предшествовать ритуальное омовение, для чего возле мечети устраивают специальные небольшие бассейны. Молитвой руководит имам – предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. Читает молитвы, говорит проповедь мулла. Однако, строго говоря, ни муэдзин, ни мулла, ни имам не являются священнослужителями: в исламской догматике нет аналогов христианской категории священства как особой благодати, Божьего дара.
В ритуальной молитве мусульманина нет просьб, даже таких общих, как Господи, помилуй! или Господи, спаси! В саляте (намазе) выражается и подтверждается верность и покорность Аллаху.
Когда говорят о саляте (намазе), то уместнее глаголы совершать, творить, нежели произносить или шептать. Мусульманин не может помолиться лежа в постели, на ходу или на скаку – в исламе невозможно молиться между прочим. Салят – это отдельный, самостоятельный акт души и воли, полностью посвященный Богу. Здесь очень важны ритуальные телодвижения, поэтому строго определены, как бы канонизированы не только сами телодвижения и жесты, но и то, с какой словесной формулой они должны совпадать.
Вначале, стоя и подняв руки до уровня плеч, мусульманин произносит формулу славословия Аллаху акбар! («Аллах всемогущ!»). Затем, продолжая стоять и вложив левую руку в правую, молящийся читает «Фатиху», первую суру Корана, в 7 стихах которой содержатся основные догматы ислама. Скрыть
Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.
Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.
Заполнить форму
Оценим бесплатно
за 10 минут
Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать дипломную работу