Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Платные корректировки готового диплома: Семантическое поле пространства в сборнике А.А.Ахматовой "Чётки"

  • 65 страниц
  • 2013 год
  • 622 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Художественная литература направлена на изображение жизни посредством ее преломления через призму авторского восприятия. Наиболее широкие возможности для раскрытия замысла автора открываются при анализе категории хронотопа – пространственной и в ременной составляющей произведения.
Читатель проходит путь от пространственно-временного содержания к истолкованию сути произведения, и в свете диалогичности литературы, ее обращенности к читателю особенно очевидна необходимость разграничения пластов прос транства.
В данной работе речь пойдет о лексико-семантическом пространстве в сборнике Анны Ахматовой «Четки».
Анна Ахматова – одна из гениальнейших русских поэтов (именно в мужском роде – так настаивала сама Ахматова). Ее жизненный и творческий путь необы чайно долог; ей выпала судьба стать очевидцем великих потрясений – от революции 1905 года до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Творческая эволюция Ахматовой уникальна – от ранней любовной лирики она пришла к таким масштабным произведениям, как поэм а «Реквием», в которой поэту удалось создать образ эпохи. Уникальность творческой биографии Ахматовой заключается также и в том, что у нее не было ученического периода – в юности она пришла в литературу уже сложившимся поэтом со своей темой, стилем, манеро й.
А. Ахматова начала писать в возрасте одиннадцати лет, первые публикации – в восемнадцать (1907 г.) в журнале «Сириус». Затем последовало издание сборников «Вечер» (1912 г.) и «Четки» (1914 г.). Первые же ее стихи поразили современников зрелостью и худож ественным мастерством, вызвали в свет множество подражаний. Это была преимущественно любовная лирика, в центре которой – образ женщины с богатым внутренним миром, любящей и страдающей. Уже в ранней лирике обозначились противоречия лирической героини, соста вляющие сущность ее духовной драмы, а именно сосуществование в ее душе нескольких ипостасей – грешницы и монашки, любящей женщины и женщины-поэта. Важно отметить, что практически каждой из этих ипостасей соответствует определенный образ пространства. Так, образ монашки соотносится с образом церкви, образ влюбленной женщины с пространством дома, образ женщины-поэта с пространством Царского села или Петербурга. Следовательно, исследование художественного пространства в лирике А.Ахматовой, в частности в сборн ике «Четки», необходимо для наиболее полного и ясного раскрытия образа ее лирической героини.
Цель работы заключается в выявлении семантического поля пространства в стихотворениях указанного сборника.
Задачи исследования:
1.Определить понятие семантическо го поля в современной лингвистике;
2.Выявить отличие ЛСГ от других лексических образований;
3. Дать характеристику понятия пространства в художественной литературе;
4. Охарактеризовать систему семантического пространства в сборнике.
Объектом исследования является семантическое поле пространства в литературных произведениях. Предмет исследования – семантическое поле пространства в сборнике «Четки».
Для реализации вышеперечисленных задач и цели в работе используются разнообразные методы и приемы лингвистич еского исследования, в частности,  прием сплошной выборки, описательный,  интерпретационный методы, контекстуальный, сравнительно-сопоставительный и комплексный анализы.
Научная новизна. В работе дается характеристика семантическому полю, структурируются и классифицируются данные по теме, выводится характеристика семантического пространства в ранних стихотворениях Ахматовой.
Актуальность настоящего исследования бесспорна, поскольку лингвистический анализ, в частности анализ семантического поля пространств а в лирике, раскрывает новые грани и закономерности художественного видения А.Ахматовой, позволяет воссоздать языковую картину мира поэта и дает целостное представление о ее лирической героине.
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал мож ет быть использован для дальнейшего изучения поэтики всего творчества А. А. Ахматовой в общем и сборника «Четки» в частности.
Практическая ценность исследования видится в том, что его материалы и выводы можно использовать в школьных курсах литературы и ру сского языка, при факультативном изучении творчества писателя, а также вузовских курсах русской литературы при исследовании творчества А.А. Ахматовой.
Материалом исследования послужил сборник «Четки».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников и приложения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа семантического поля
1.1. Понятие семантического поля в лингвистике
1.2. Лексико-семантическая группа как часть семантического поля
1.3. Образ пространства в поэтическом тексте
Выводы по первой главе
Глава 2. Пространство в сборнике Анны Ахматовой «Четки»
2.1.Микрополе «ДОМ» в лирике А.Ахматовой
2.2.Микрополе «ЦЕРКОВЬ» в сборнике А.Ахматовой «Четки»
2.3.Микрополе «ПРИРОДА» в поэтических текстах А.Ахматовой
2.4.Микрополе «ГОРОД» в ранней лирике А.Ахматовой
2.5.Микрополе «ЗАГРАНИЦА» в творчестве А.Ахматовой
2.6.Периферийные явления поля пространства в сборнике «Четки»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы


В теоретической части работы рассматривается понятие лексико-семантического поля и лексико-семантической группы. Лексико-семантическое поле – сложная лексическая микросистема, объе диняющая слова по семантическому принципу. Она обладает специфической полевой структурой. В связи с тем, что в основе построения поля лежит иерархический принцип, то лексико-семантическое поле, в свою очередь, состоит из микрополей. К основным структурным свойствам микрополей лексико-семантического поля относятся: взаимосвязанность элементов, упорядоченность элементов, иерархичность элементов. Кроме того, выделяется ряд свойств, которые выделяют лексико-семантическое поле среди других лингвистических систем . К таким свойствам относятся: отсутствие четких границ, незамкнутость, континуальность, наличие лакун, автономность, специфичность в разных языках и др.
Под лексико-семантической группой (ЛСГ) понимается семантическое объединение слов (парадигма) одной ча сти речи. От лексико-семантической группы следует отличать тематическую группу слов, которая является воплощением общности в значениях слов, принадлежащих к разным частям речи
Понятие пространства – одно из концептуальных явлений, с которыми сталкивается ч еловек, начинающий познавать окружающий мир. Именно это знание составляет основу всякого феноменологического знания, представляющего собой опыт взаимодействия человека с окружающим миром. В поэтическом тексте пространство – это локус внутреннего мира героя , переживание окружающего мира на основании авторского сознания. Пространственная картина любого произведения представляет собой мозаику, объединенную периферийными элементами, на основании которой можно говорить об авторской картине мира.
В практической части работы исследуется семантическое поле пространства в ранней лирике А.Ахматовой на примере произведений, составивших сборник «Четки». В результате анализа мы пришли к следующим выводам:
1 В сборнике «Четки» в целом насчитывается 118 лексических единиц , входящих в рассматриваемое семантическое поле. В область нашего исследования мы включили имена существительные, как нарицательные, так и собственные (топонимы). Учитывая, что в современной науке понятие лексико-семантической группы толкуется достаточно ш ироко и позволяет рассматривать в качестве группы сообщества и других частей речи, мы сочли возможным упомянуть несколько наречий, обладающих пространственным значением.
2 Поле пространства в лирике А.Ахматовой относится к типу разнородных полей, поскольку обладает сложной многоуровневой структурой. Мы выделяем в данной структуре микрополя, входящие в их состав лексико-семантические группы, которые в свою очередь также делятся на подгруппы. Поскольку между конституентами, входящими в поле пространство, суще ствуют разнообразные связи, основанные на общности семантики, дополнительно возникают области интерференции микрополей и лексико-семантических групп, что еще больше усложняет структуру поля. Границы выделенных нами групп и микрополей подвижны, что отражает действительную подвижность и гибкость языка как системы.
3 Поле пространства у А.Ахматовой полицентрично, поскольку два микрополя, на наш взгляд, претендуют на роль ядра – микрополе «Дом» и «Природа». Данные микрополя в ряде случаев вступают в антонимиче ские отношения, что обусловлено спецификой мировосприятия поэтессы. В ее интерпретации дом является замкнутым пространством, олицетворяющим несвободу, в то время как мир за окном – свободное природное пространство. Оба микрополя имеют сложную структуру и п редставлены несколькими лексико-семантическими группами. Наиболее распространенный тип связи между членами лексико-семантических групп – вхождение. Но также представлены и другие виды связи – антонимическая (расхождение), схождение (тяготение, ассоциативна я связь).
4 Близко к центру расположено микрополе «Церковь», «Город», чуть далее – «Заграница». Данные поля обладают меньшим числом конституентов и менее сложной структурой, нежели ядро поля пространство. Обозначим сущностные особенности каждого из обозна ченных пространств. Пространство «Церковь» в лирике А.Ахматовой лишено реальных примет, метафизично; лексемы, входящие в его состав в большинстве случаев обозначают не конкретные материальные предметы, а реализуют переносное значение, превращаясь в метафор ическое обозначение веры, религии как таковой. Центром микрополя «Город» является лексико-семантическая группа Петербург, включающая в основном топонимы. Примечательно, что «городская» лексика за малым исключением относится именно к пространству Петербурга . В поэзии А.Ахматовой гиперонимическая связь между понятиями город и Петербург заменяется синонимической – в ее стихах город – это всегда Петербург. Микрополе «Заграница» также включает в свой состав в основном топонимы. На периферии поля мы выделили неск олько лексико-семантических групп и объединений, чей статус неочевиден (ряд пространственных наречий; лексемы, образующие антропоцентричное пространство; лексемы – пространственные маркеры). К периферии поля мы также отнесли ряд лексических средств с абстр актным значением, обретающих пространственное значение в силу поэтического контекста. Речь идет об авторских метафорах, образующих уникальный идиостиль А.Ахматовой.
5 Между членами разных лексико-семантических групп, разных микрополей существуют дополнител ьные антонимические, синонимические связи. Мы попытались охарактеризовать и проанализировать эти связи, указывая в ходе анализа области интерференции микрополей, составляя и анализируя ряды лексем – конституентов различных микрополей, обнаруживающих сходст во в периферийных семах, актуализируемых благодаря поэтическому контексту. Безусловно, мы не претендуем на полноту охвата всех связей, между выделенными конституентами поля – это задача невозможная, поскольку язык – сложная, развивающаяся система с подвижн ыми границами. Однако нам важно подчеркнуть эту особенность микрополя Пространство – гибкость, подвижность границ, разнообразие, богатство лексических связей.
Таким образом, семантическое поле пространства представляет собой соотнесенную группу единиц, вкл ючающую в свой состав семантически сходные слова (в рамках данного исследования – имена существительные). Все эти слова связаны между собой системными семантическими корреляциями, обозначают различные реалии объективной действительности и объединены общим семантическим признаком «пространство». Анализ данной лингвистической категории в сборнике «Четки» А.Ахматовой помогает нам увидеть мир глазами автора, раскрывает особенности восприятия поэтессы, систему ее ценностей, наиболее важные из которых – свобода ( микрополе «Природа»), религия (микрополе «Церковь») и пр.
Если следовать типологии, предложенной Ю.М. Лотманом, то доминирующий тип пространства в лирике А.Ахматовой – это точечное пространство, сущностным признаком которого является наличие границ. Дом, комната, экипаж – это примеры закрытого пространства в текстах сборника; примеры открытого пространства (поле, море) встречаются реже. В стихотворениях встречаются также примеры линеарного пространства – путь, дорога. Как правило, это пространство принадле жит не лирической героини, а ее герою, вечному страннику. Что касается типа структурной организации пространства, то, как нам кажется мир А.Ахматовой строится по горизонтальной оси; оппозиция верх – низ выражена слабо. В сборнике возникает образ неба, но п ротивопоставление небо – земля снято и небо становится частью пейзажа, помогая создать объемное пространство.

Список литературы

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. / З.Е. Александрова – 11-е изд., переработ., дополн. – М.: Русский язык, 2001. – 568 с.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. / Ю. Д. Апресян – М.: Наука, 1974 – 211 с.
3. Ахматова А.А. Малое собрание сочинений. / А. А. Ахматова – М.: Азбука, 2011. – 624 с.
4. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 496 с.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. / М.М. Бахтин //– М.: Худож. лит., 1975. – 504 с.
6. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова / Н. И. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – С. 28-31.
7. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. / Л. М. Васильев – М.: Высшая школа, 1990. – 175 с.
8. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов – М.: Высшая школа, 1971. – 240 с.
9. Вердиева З.Н. Семантические поля в современном английском языке / З. Н. Вердиева – М.: Высшая школа,1986. – 214 с.
10. Гулыга Е.В. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке / Е.В. Гулыга, Е. И. Шендельс. – М.: Просвещение, 1969. – 204 с.
11. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. – 318 с.
12. Гухман М.М. Понятийные категории, языковые универсалии и типология / М.М. Гухман // Вопросы языкознания, 1985. – №3. – С. 10-15.
13. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. / В.И. Даль. – М.: Астрель, 2006. – 352 с.
14. Ефремова Т.В. Новый словарь русского языка. / Т.В. Ефремова. – М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.
15. Кузнецов А.М. Структурно-семантические параметры в лексике: на материале английского языка. / А.М. Кузнецов – М.: «Наука»,1980. – 157 с.
16. Кузнецова А.И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования / А. И. Кузнецова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 58 с.
17. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка / Э. В. Кузнецова. – М.: Высшая школа, 1982. – 352 с.
18. Кузнецов П.С. О принципах изучения грамматики. / П. С. Кузнецов. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 104 с.
19. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: учеб. пособие. / И. М. Кобозева. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.
20. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 464 с.
21. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. – Таллинн: Александра, 1992. – Т.1.: Статьи по семиотике и типологии культуры.– 480 с.
22. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. – Таллинн: Александра, 1992. – Т.2.: Статьи по истории русской литературы XVIII – первой половины XIX вв. – 480 с.
23. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. –– Таллинн: Александра, 1993. – Т.3.: Статьи по истории русской литературы. – 480 с.
24. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПб, 1996. – 846c.
25. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Львов М.Р. – 8-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 592 с.
26. Минц З.Г. Структура художественного пространства в лирике А. Блока. / З.Г. Минц // Поэтика Александра Блока. – СПб: «Искусство-СПБ», 1999. – С. 444-531.
27. Никитин М.В. Лексическое значение слова / М. В. Никитин. – М.: высшая школа, 1983. – 402 с.
28. Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л. А. Новиков. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с.
29. Набирухина А. В. Структура лексико-семантического поля «» в современном английском языке / А.В. Набирухина // Вестник ЛГУ, 1990. – Вып. 1 (№2). – С. 72-81.
30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс; 2011 г. – 736 с.
31. Панова Л.Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама / Л.Г. Панова – М.: Языки славянской культуры, 2003 – 808 с.
32. Пешковский А.М. Лингвистика. Поэтика. Семантика / А.М. Пешковский. – М.: Высшая школа, 2007. – 386 с.
33. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2001. – 144 с.
34. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи / И. А. Стернин. – Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1985. –221 c.
35. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление. / Б.А. Серебренников. – М.: Наука, 1988. – 242 с.
36. Сильницкий Г.Г. Семантические классы глаголов в английском языке. / Г.Г. Сильницкий – Смоленск: Гос. пед. ин-тут, 1986. – 111 с.
37. Смирницкий А.И. Лексическое и грамматическое в слове / А.И. Смирницкий // Вопросы грамматического строя. – М.: изд-во Акад.наук СССР, 1955. – С. 75-79.
38. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н. Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, СПб.: Виктория плюс, 2005. – 576 с.
39. Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. – М.: Наука, 1983, – С. 227-284.
40. Уфимцева А.А. Семантический аспект языковых знаков / А.А. Уфимцев. // Принципы и методы семантических исследований. – М.: Наука, 1976 – 209 с.
41. Филичева Н. И. Синтаксические поля / Н.И. Филичева. – М.: Высшая школа, 1977. – 289 с.
42. Филин В.П. О ЛСГ слов / Ф.П. Филин. // Очерки по теории языкознания. – М.: Наука, 1982. – 336 с.
43. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. / Ф. П. Филин. – М.: Наука, 2008. – 176 с.
44. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. / М.И. Фомина – М.: Высшая школа, 2001. – 416 с.
45. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе / Д. Фрэнк, – М.: Директ-Медиа, 2007. – 50 с. URL: http://www.biblioclub.ru/book/36208/. (дата обращения: 20.04.2013).
46. Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики: На материале русского языка / Д. Н. Шмелев. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 280 с.
47. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика: Учебное пособие. / Д. Н. Шмелев – М.: Просвещение, 1977. – 335 с.
48. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. / Н. М. Шанский – М.: Эдиториал УРСС, 2007. – 304 с.
49. Шанталина Ю.А. Речевая объективация концепта «Пространство» в поэзии Н.С. Гумилева / Ю.А. Шанталина // Вестник СамГУ, 2006. – № 10/2 (50) – С.252-258.
50. Щерба Л.В. Очерки по семасиологии русского языка / Л. В. Щерба. – М.: Наука, 1974. – 250 с.
51. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии / Щерба Л.В. // Языковая система и речевая деятельность. – М.: Наука, 1974. – С. 265-304.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Художественная литература направлена на изображение жизни посредством ее преломления через призму авторского восприятия. Наиболее широкие возможности для раскрытия замысла автора открываются при анализе категории хронотопа – пространственной и в ременной составляющей произведения.
Читатель проходит путь от пространственно-временного содержания к истолкованию сути произведения, и в свете диалогичности литературы, ее обращенности к читателю особенно очевидна необходимость разграничения пластов прос транства.
В данной работе речь пойдет о лексико-семантическом пространстве в сборнике Анны Ахматовой «Четки».
Анна Ахматова – одна из гениальнейших русских поэтов (именно в мужском роде – так настаивала сама Ахматова). Ее жизненный и творческий путь необы чайно долог; ей выпала судьба стать очевидцем великих потрясений – от революции 1905 года до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Творческая эволюция Ахматовой уникальна – от ранней любовной лирики она пришла к таким масштабным произведениям, как поэм а «Реквием», в которой поэту удалось создать образ эпохи. Уникальность творческой биографии Ахматовой заключается также и в том, что у нее не было ученического периода – в юности она пришла в литературу уже сложившимся поэтом со своей темой, стилем, манеро й.
А. Ахматова начала писать в возрасте одиннадцати лет, первые публикации – в восемнадцать (1907 г.) в журнале «Сириус». Затем последовало издание сборников «Вечер» (1912 г.) и «Четки» (1914 г.). Первые же ее стихи поразили современников зрелостью и худож ественным мастерством, вызвали в свет множество подражаний. Это была преимущественно любовная лирика, в центре которой – образ женщины с богатым внутренним миром, любящей и страдающей. Уже в ранней лирике обозначились противоречия лирической героини, соста вляющие сущность ее духовной драмы, а именно сосуществование в ее душе нескольких ипостасей – грешницы и монашки, любящей женщины и женщины-поэта. Важно отметить, что практически каждой из этих ипостасей соответствует определенный образ пространства. Так, образ монашки соотносится с образом церкви, образ влюбленной женщины с пространством дома, образ женщины-поэта с пространством Царского села или Петербурга. Следовательно, исследование художественного пространства в лирике А.Ахматовой, в частности в сборн ике «Четки», необходимо для наиболее полного и ясного раскрытия образа ее лирической героини.
Цель работы заключается в выявлении семантического поля пространства в стихотворениях указанного сборника.
Задачи исследования:
1.Определить понятие семантическо го поля в современной лингвистике;
2.Выявить отличие ЛСГ от других лексических образований;
3. Дать характеристику понятия пространства в художественной литературе;
4. Охарактеризовать систему семантического пространства в сборнике.
Объектом исследования является семантическое поле пространства в литературных произведениях. Предмет исследования – семантическое поле пространства в сборнике «Четки».
Для реализации вышеперечисленных задач и цели в работе используются разнообразные методы и приемы лингвистич еского исследования, в частности,  прием сплошной выборки, описательный,  интерпретационный методы, контекстуальный, сравнительно-сопоставительный и комплексный анализы.
Научная новизна. В работе дается характеристика семантическому полю, структурируются и классифицируются данные по теме, выводится характеристика семантического пространства в ранних стихотворениях Ахматовой.
Актуальность настоящего исследования бесспорна, поскольку лингвистический анализ, в частности анализ семантического поля пространств а в лирике, раскрывает новые грани и закономерности художественного видения А.Ахматовой, позволяет воссоздать языковую картину мира поэта и дает целостное представление о ее лирической героине.
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал мож ет быть использован для дальнейшего изучения поэтики всего творчества А. А. Ахматовой в общем и сборника «Четки» в частности.
Практическая ценность исследования видится в том, что его материалы и выводы можно использовать в школьных курсах литературы и ру сского языка, при факультативном изучении творчества писателя, а также вузовских курсах русской литературы при исследовании творчества А.А. Ахматовой.
Материалом исследования послужил сборник «Четки».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников и приложения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа семантического поля
1.1. Понятие семантического поля в лингвистике
1.2. Лексико-семантическая группа как часть семантического поля
1.3. Образ пространства в поэтическом тексте
Выводы по первой главе
Глава 2. Пространство в сборнике Анны Ахматовой «Четки»
2.1.Микрополе «ДОМ» в лирике А.Ахматовой
2.2.Микрополе «ЦЕРКОВЬ» в сборнике А.Ахматовой «Четки»
2.3.Микрополе «ПРИРОДА» в поэтических текстах А.Ахматовой
2.4.Микрополе «ГОРОД» в ранней лирике А.Ахматовой
2.5.Микрополе «ЗАГРАНИЦА» в творчестве А.Ахматовой
2.6.Периферийные явления поля пространства в сборнике «Четки»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы


В теоретической части работы рассматривается понятие лексико-семантического поля и лексико-семантической группы. Лексико-семантическое поле – сложная лексическая микросистема, объе диняющая слова по семантическому принципу. Она обладает специфической полевой структурой. В связи с тем, что в основе построения поля лежит иерархический принцип, то лексико-семантическое поле, в свою очередь, состоит из микрополей. К основным структурным свойствам микрополей лексико-семантического поля относятся: взаимосвязанность элементов, упорядоченность элементов, иерархичность элементов. Кроме того, выделяется ряд свойств, которые выделяют лексико-семантическое поле среди других лингвистических систем . К таким свойствам относятся: отсутствие четких границ, незамкнутость, континуальность, наличие лакун, автономность, специфичность в разных языках и др.
Под лексико-семантической группой (ЛСГ) понимается семантическое объединение слов (парадигма) одной ча сти речи. От лексико-семантической группы следует отличать тематическую группу слов, которая является воплощением общности в значениях слов, принадлежащих к разным частям речи
Понятие пространства – одно из концептуальных явлений, с которыми сталкивается ч еловек, начинающий познавать окружающий мир. Именно это знание составляет основу всякого феноменологического знания, представляющего собой опыт взаимодействия человека с окружающим миром. В поэтическом тексте пространство – это локус внутреннего мира героя , переживание окружающего мира на основании авторского сознания. Пространственная картина любого произведения представляет собой мозаику, объединенную периферийными элементами, на основании которой можно говорить об авторской картине мира.
В практической части работы исследуется семантическое поле пространства в ранней лирике А.Ахматовой на примере произведений, составивших сборник «Четки». В результате анализа мы пришли к следующим выводам:
1 В сборнике «Четки» в целом насчитывается 118 лексических единиц , входящих в рассматриваемое семантическое поле. В область нашего исследования мы включили имена существительные, как нарицательные, так и собственные (топонимы). Учитывая, что в современной науке понятие лексико-семантической группы толкуется достаточно ш ироко и позволяет рассматривать в качестве группы сообщества и других частей речи, мы сочли возможным упомянуть несколько наречий, обладающих пространственным значением.
2 Поле пространства в лирике А.Ахматовой относится к типу разнородных полей, поскольку обладает сложной многоуровневой структурой. Мы выделяем в данной структуре микрополя, входящие в их состав лексико-семантические группы, которые в свою очередь также делятся на подгруппы. Поскольку между конституентами, входящими в поле пространство, суще ствуют разнообразные связи, основанные на общности семантики, дополнительно возникают области интерференции микрополей и лексико-семантических групп, что еще больше усложняет структуру поля. Границы выделенных нами групп и микрополей подвижны, что отражает действительную подвижность и гибкость языка как системы.
3 Поле пространства у А.Ахматовой полицентрично, поскольку два микрополя, на наш взгляд, претендуют на роль ядра – микрополе «Дом» и «Природа». Данные микрополя в ряде случаев вступают в антонимиче ские отношения, что обусловлено спецификой мировосприятия поэтессы. В ее интерпретации дом является замкнутым пространством, олицетворяющим несвободу, в то время как мир за окном – свободное природное пространство. Оба микрополя имеют сложную структуру и п редставлены несколькими лексико-семантическими группами. Наиболее распространенный тип связи между членами лексико-семантических групп – вхождение. Но также представлены и другие виды связи – антонимическая (расхождение), схождение (тяготение, ассоциативна я связь).
4 Близко к центру расположено микрополе «Церковь», «Город», чуть далее – «Заграница». Данные поля обладают меньшим числом конституентов и менее сложной структурой, нежели ядро поля пространство. Обозначим сущностные особенности каждого из обозна ченных пространств. Пространство «Церковь» в лирике А.Ахматовой лишено реальных примет, метафизично; лексемы, входящие в его состав в большинстве случаев обозначают не конкретные материальные предметы, а реализуют переносное значение, превращаясь в метафор ическое обозначение веры, религии как таковой. Центром микрополя «Город» является лексико-семантическая группа Петербург, включающая в основном топонимы. Примечательно, что «городская» лексика за малым исключением относится именно к пространству Петербурга . В поэзии А.Ахматовой гиперонимическая связь между понятиями город и Петербург заменяется синонимической – в ее стихах город – это всегда Петербург. Микрополе «Заграница» также включает в свой состав в основном топонимы. На периферии поля мы выделили неск олько лексико-семантических групп и объединений, чей статус неочевиден (ряд пространственных наречий; лексемы, образующие антропоцентричное пространство; лексемы – пространственные маркеры). К периферии поля мы также отнесли ряд лексических средств с абстр актным значением, обретающих пространственное значение в силу поэтического контекста. Речь идет об авторских метафорах, образующих уникальный идиостиль А.Ахматовой.
5 Между членами разных лексико-семантических групп, разных микрополей существуют дополнител ьные антонимические, синонимические связи. Мы попытались охарактеризовать и проанализировать эти связи, указывая в ходе анализа области интерференции микрополей, составляя и анализируя ряды лексем – конституентов различных микрополей, обнаруживающих сходст во в периферийных семах, актуализируемых благодаря поэтическому контексту. Безусловно, мы не претендуем на полноту охвата всех связей, между выделенными конституентами поля – это задача невозможная, поскольку язык – сложная, развивающаяся система с подвижн ыми границами. Однако нам важно подчеркнуть эту особенность микрополя Пространство – гибкость, подвижность границ, разнообразие, богатство лексических связей.
Таким образом, семантическое поле пространства представляет собой соотнесенную группу единиц, вкл ючающую в свой состав семантически сходные слова (в рамках данного исследования – имена существительные). Все эти слова связаны между собой системными семантическими корреляциями, обозначают различные реалии объективной действительности и объединены общим семантическим признаком «пространство». Анализ данной лингвистической категории в сборнике «Четки» А.Ахматовой помогает нам увидеть мир глазами автора, раскрывает особенности восприятия поэтессы, систему ее ценностей, наиболее важные из которых – свобода ( микрополе «Природа»), религия (микрополе «Церковь») и пр.
Если следовать типологии, предложенной Ю.М. Лотманом, то доминирующий тип пространства в лирике А.Ахматовой – это точечное пространство, сущностным признаком которого является наличие границ. Дом, комната, экипаж – это примеры закрытого пространства в текстах сборника; примеры открытого пространства (поле, море) встречаются реже. В стихотворениях встречаются также примеры линеарного пространства – путь, дорога. Как правило, это пространство принадле жит не лирической героини, а ее герою, вечному страннику. Что касается типа структурной организации пространства, то, как нам кажется мир А.Ахматовой строится по горизонтальной оси; оппозиция верх – низ выражена слабо. В сборнике возникает образ неба, но п ротивопоставление небо – земля снято и небо становится частью пейзажа, помогая создать объемное пространство.

Список литературы

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. / З.Е. Александрова – 11-е изд., переработ., дополн. – М.: Русский язык, 2001. – 568 с.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. / Ю. Д. Апресян – М.: Наука, 1974 – 211 с.
3. Ахматова А.А. Малое собрание сочинений. / А. А. Ахматова – М.: Азбука, 2011. – 624 с.
4. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 496 с.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. / М.М. Бахтин //– М.: Худож. лит., 1975. – 504 с.
6. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова / Н. И. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – С. 28-31.
7. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. / Л. М. Васильев – М.: Высшая школа, 1990. – 175 с.
8. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов – М.: Высшая школа, 1971. – 240 с.
9. Вердиева З.Н. Семантические поля в современном английском языке / З. Н. Вердиева – М.: Высшая школа,1986. – 214 с.
10. Гулыга Е.В. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке / Е.В. Гулыга, Е. И. Шендельс. – М.: Просвещение, 1969. – 204 с.
11. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. – 318 с.
12. Гухман М.М. Понятийные категории, языковые универсалии и типология / М.М. Гухман // Вопросы языкознания, 1985. – №3. – С. 10-15.
13. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. / В.И. Даль. – М.: Астрель, 2006. – 352 с.
14. Ефремова Т.В. Новый словарь русского языка. / Т.В. Ефремова. – М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.
15. Кузнецов А.М. Структурно-семантические параметры в лексике: на материале английского языка. / А.М. Кузнецов – М.: «Наука»,1980. – 157 с.
16. Кузнецова А.И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования / А. И. Кузнецова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 58 с.
17. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка / Э. В. Кузнецова. – М.: Высшая школа, 1982. – 352 с.
18. Кузнецов П.С. О принципах изучения грамматики. / П. С. Кузнецов. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 104 с.
19. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: учеб. пособие. / И. М. Кобозева. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.
20. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 464 с.
21. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. – Таллинн: Александра, 1992. – Т.1.: Статьи по семиотике и типологии культуры.– 480 с.
22. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. – Таллинн: Александра, 1992. – Т.2.: Статьи по истории русской литературы XVIII – первой половины XIX вв. – 480 с.
23. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. –– Таллинн: Александра, 1993. – Т.3.: Статьи по истории русской литературы. – 480 с.
24. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПб, 1996. – 846c.
25. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Львов М.Р. – 8-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 592 с.
26. Минц З.Г. Структура художественного пространства в лирике А. Блока. / З.Г. Минц // Поэтика Александра Блока. – СПб: «Искусство-СПБ», 1999. – С. 444-531.
27. Никитин М.В. Лексическое значение слова / М. В. Никитин. – М.: высшая школа, 1983. – 402 с.
28. Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л. А. Новиков. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с.
29. Набирухина А. В. Структура лексико-семантического поля «» в современном английском языке / А.В. Набирухина // Вестник ЛГУ, 1990. – Вып. 1 (№2). – С. 72-81.
30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс; 2011 г. – 736 с.
31. Панова Л.Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама / Л.Г. Панова – М.: Языки славянской культуры, 2003 – 808 с.
32. Пешковский А.М. Лингвистика. Поэтика. Семантика / А.М. Пешковский. – М.: Высшая школа, 2007. – 386 с.
33. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2001. – 144 с.
34. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи / И. А. Стернин. – Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1985. –221 c.
35. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление. / Б.А. Серебренников. – М.: Наука, 1988. – 242 с.
36. Сильницкий Г.Г. Семантические классы глаголов в английском языке. / Г.Г. Сильницкий – Смоленск: Гос. пед. ин-тут, 1986. – 111 с.
37. Смирницкий А.И. Лексическое и грамматическое в слове / А.И. Смирницкий // Вопросы грамматического строя. – М.: изд-во Акад.наук СССР, 1955. – С. 75-79.
38. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н. Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, СПб.: Виктория плюс, 2005. – 576 с.
39. Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. – М.: Наука, 1983, – С. 227-284.
40. Уфимцева А.А. Семантический аспект языковых знаков / А.А. Уфимцев. // Принципы и методы семантических исследований. – М.: Наука, 1976 – 209 с.
41. Филичева Н. И. Синтаксические поля / Н.И. Филичева. – М.: Высшая школа, 1977. – 289 с.
42. Филин В.П. О ЛСГ слов / Ф.П. Филин. // Очерки по теории языкознания. – М.: Наука, 1982. – 336 с.
43. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. / Ф. П. Филин. – М.: Наука, 2008. – 176 с.
44. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. / М.И. Фомина – М.: Высшая школа, 2001. – 416 с.
45. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе / Д. Фрэнк, – М.: Директ-Медиа, 2007. – 50 с. URL: http://www.biblioclub.ru/book/36208/. (дата обращения: 20.04.2013).
46. Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики: На материале русского языка / Д. Н. Шмелев. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 280 с.
47. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика: Учебное пособие. / Д. Н. Шмелев – М.: Просвещение, 1977. – 335 с.
48. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. / Н. М. Шанский – М.: Эдиториал УРСС, 2007. – 304 с.
49. Шанталина Ю.А. Речевая объективация концепта «Пространство» в поэзии Н.С. Гумилева / Ю.А. Шанталина // Вестник СамГУ, 2006. – № 10/2 (50) – С.252-258.
50. Щерба Л.В. Очерки по семасиологии русского языка / Л. В. Щерба. – М.: Наука, 1974. – 250 с.
51. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии / Щерба Л.В. // Языковая система и речевая деятельность. – М.: Наука, 1974. – С. 265-304.

Купить эту работу

Платные корректировки готового диплома: Семантическое поле пространства в сборнике А.А.Ахматовой "Чётки"

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.7
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Образ России в лирике Н.С. Гумилева и А.А. Блока

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Репрезентация повседневной культуры русского дворянства первой четверти 19 века в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

ВОВ в лирике К. Симонова.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Актуальность экранизации романа "Опасные связи"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Эволюция лирических исповедей М.Ю.Лермонтова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв .......................................... ................................... об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-12-21
Дипломная работа

Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!

Общая оценка 5
Отзыв Пална22 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2019-01-09
Дипломная работа

АВТОР ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ РАНЬШЕ СРОКА!

Общая оценка 5
Отзыв kristyusha об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-11-12
Дипломная работа

СПАСИБО !!!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна Дауева об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-02-04
Дипломная работа

Большое спасибо автору! Отличная работа! Не первый раз обращаюсь - всегда очень довольна качеством и сроками выполнения!!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Какую жизнь можно считать прожитой не зря?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблематика поколений и влияние великих русских авторов.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Патрик Зюскинд. Парфюмер.(Развернутые ответы в виде мини-эссе на тестовые вопросы, сформулированные на основе анализа текста романа Патрика Зюскинда).

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить», 1 стр, оригинальность 100%

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Сравнение романов: Замятин "Мы" и Олдос Хаксли "Дивный новый мир". Эссе.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Русская литература в отечественном кинематографе. Экранизация повести «Тарас Бульба».

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

"Отцы и дети" тема: В чем заключается конфликт поколений.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
128 ₽
Готовая работа

Золотые правила нравственности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

«Идиот» Федора Достоевского в экранизации Акиры Куросавы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

Модель мира в повести В.Пелевина «Затворник и Шестипалый»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

зарубежная литература 20 века

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Эссе по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
130 ₽