Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы. В настоящее время проведено значительное количество исследований по разработке, как общей проблемы методов обучения, так и обучения конкрет¬ным профессиям [С.Я. Батышев, В.М. Бондаревская, О.Ф. Федорова, А.В. Филиппов, С.А. Шапоринский, И.С. Якиманская]. Детально описа¬ны отдельные категории навыков (сенсорных, моторных, сенсомоторных, интеллектуальных) и пути их формирования.
В последние годы более разработанной стала проблема принципов производственного обучения. Во многих научных трудах рас¬сматриваются отдельные дидактические принципы и дается их науч¬ное обоснование [П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Э.И. Моносзон, М.Н. Скаткин и др.].
В работах С.Я. Батышева теоретически обоснованы следующие принципы производственного обучения: воспитывающий характер обу¬чения, воспитание сознательности и индивидуальный подход к уча¬щимся, обучение на основе производительного труда, доступность и наглядность, систематичность и последовательность, обучение на уровне новейшей техники и передовой технологии, связь теории с практикой.
В процессе обучения по общеобразовательным, общетехничес¬ким и специальным предметам реализуется политехнический принцип.
П.Р. Атутов показал, что политехнических знаний, как отличных от есте-ственнонаучных, общетехнических знаний, не существует. Эти знания приоб-ретают политехническую функцию, когда они применяют¬ся и активно используются для осуществления производственных процессов. Но существуют политехнические умения и навыки, кото¬рые формируются на основе соответствующих физических, химических, общетехнических и других знаний. Это, прежде всего общетрудовые умения и навыки (планирования, измерения и контроля и др.) с большим удельным весом интеллектуальных компонентов. Без них не¬возможен высокий уровень мотивации труда и профессиональный интерес.
В общем плане изучения мотивов труда посвящены исследования В.В. Водзинского, Н.Н. Дьяченко, Е.С. Кузьмина, К.К. Платонова, А.А. Русалиновой, А.П. Свенцицкого, В.Д. Щадрикова. Объектом прис¬тального изучения является отношение человека к труду, к профессии. Так, на¬пример, А.Г. Здравомыслов, В.П. Рожин, В.А. Ядов установили иерар¬хию мотивов труда с точки зрения их влияния на уровень удовлетво¬ренности работой, как таковой.
Ряд исследований посвящен важной проблеме в профессионально-технической педагогике - воспитанию профессиональной направленности [А.М. Василев¬ская, Н.Н. Дьяченко, З.М. Петрасинский, А.П. Сейтешев, В.Э. Чахоянц и др.]. Однако во всех этих исследованиях рассматриваются в ос-новном общие вопросы отношения к труду, различные аспекты этой проблемы. Обращают на себя внимание в этих работах разный подход к понятийному аппарату. Нет четкого разграничения и единого определения таких понятий: интерес к профессии, профес¬сиональный интерес. Не раскрыта взаимосвязь и последовательность между ними. И очень часто в научных исследованиях применяется, на наш взгляд, ненаучный термин «любовь к профессии». Такое по¬ложение понятийного аппарата затрудняет четкое применение этих терминов в практике, не конкретизирует работу мастеров производ¬ственного обучения колледжей по реализации воспитательных целей уроков.
Все эти исследования не решают полностью проблемы развития профес-сиональных интересов учащихся. Ни в теоретическом плане, ни в практичес-ком не раскрыта сущность понятия профессионального интереса учащихся строительных специальностей. Отсюда неясно, что воспитывать на уроках производственного обучения; какими сред¬ствами воспитывать; не выявлены возможности уроков производст¬венного обучения в воспитании и развитии профессиональных интересов. Мотивация труда по профессии не разработана еще ни как цель воспитания и ни как педагогическая категория.
Целью исследования является выявление и обоснование основ¬ных поло-жений системы воспитательной работы мастера по формиро¬ванию и развитию у учащихся строительных специальностей профессиональных интересов в процессе производственного обучения и внеклассной работы.
Объектом исследования является процесс развития профессиональных интересов учащихся колледжа.
Предмет исследования - педагогические основы работы масте¬ра по воспитанию профессиональных интересов учащихся в процессе производст-венного обучения.
В своем исследовании мы придерживались следующей гипотезы. Обеспечить более высокие результаты (чем в массовом опыте) воспитания профессиональных интересов в колледжах возможно, если в общей структуре процесса производственного обучения предусмотреть:
- цели воспитания профессиональных интересов с учетом их особенно-стей и уровней их сформированности у учащихся конкретной учебной группы;
- специальные меры, направленные на формирование основных компонентов профессиональных интересов;
- применение доступной мастеру методики диагностики уровня развития профессиональных интересов.
С учетом выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1. Выявить особенности профессиональных интересов учащихся строи-тельных специальностей колледжа и выделить уровни их раз¬вития.
2. Определить развивающие возможности содержания уроков вводного периода обучения, методов проблемного обучения и вне¬классной работы, как средств развития профессиональных интересов.
3. Разработать методику измерения профессиональных интересов, ориен¬тированную для работы мастера производственного обучения.
Работа опирается на труды К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Мака-ренко, на фундаментальные теоретические положения пси¬хологов, педагогов и социологов о потребностях, мотивах и моти¬вации [В.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Н.Ф. Добрынин, А.А. Зворыкина, З. Здравомыслов, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев и др.], по теории и практике проблемного обучения [А.И. Алексюк, М.А. Данилов, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В. Оконь, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.], по проблемам единства процесса обуче-ния и воспитания [С.Я. Батышев, Ю.К. Бабанский, Н.И. Думченко, А. Сухомлинский и др.].
Основными методами исследования явились: теоретический ана¬лиз предмета и проблемы исследования (изучение литературных ис¬точников, изучение передового опыта, анализ нормативных докумен¬тов, инструкций и др.); моделирование процесса развития профессиональных интересов; наблюдение за деятельностью мастеров и учащихся; анализ результатов деятельности учащихся; педагогические измере¬ния (анкетирование, интервьюирование, шкалирование, анализ сочи¬нений учащихся); опытно-экспериментальная работа; педагогический эксперимент; методы статистическом обработки.
Исследование состояло из трех этапов:
- на I этапе (ноябрь – декабрь 2012 г.) изучались литературные источники, проводил¬ся теоретический анализ проблемы;
- на II этапе (январь – февраль 2013 г.) проводилось экспериментальное изучение возможностей отдельных педагогических средств, изуча¬лась сущность профессиональных интересов и процесс их формирования;
- на III этапе (март - апрель) осуществлялся педагогический эксперимент в процессе производственного обучения с целью провер¬ки эффективности разработанной системы средств, разработанных ре-комендаций. Осуществлялся анализ результатов педагогического эксперимента.
Эмпирической базой исследования были передовой опыт работы мастеров производственного обучения, совместная опытно-экспериментальная работа с мастерами Джанибекского колледжа (особенно по строительному профилю).
Научная новизна исследования состоит в обосновании системы воспита-тельной работы мастера производственного обучения на ос¬нове разработки целей воспитания профессиональных интересов в процессе про-изводственного обучения, учитывающих как специфику профессиональных интересов, так и специфику обучения учащихся строительных специальностей в колледже; в выявлении возможностей педагогических средств и ус¬ловий производственного обучения в воспитании профессиональных интересов; в разработке основных положений системы работы мастера по вос¬питанию профессиональных интересов.
Практическая значимость дипломной работы определяет¬ся тем, что ис-пользование в практике работы мастера производст¬венного обучения разработанных автором методических рекомендаций и диагностической методики может способствовать повышению уров¬ня сформированности профессиональных интересов и может оказать положитель¬ное влияние на уровень профессиональной подготовки учащихся в целом.
На защиту дипломной работы выносятся:
- система работы мастера по воспитанию профессиональных интересов в процессе производственного обучения: 1) учет особенностей профессиональ-ных интересов и уровней их развития у учащихся конкретной группы строи-тельной специальности; 2) постановка целей развития профессиональных интересов учащихся в процессе воспитательной работы; 3) при¬менение педагогических средств и учет условий развития профессиональных интересов; 4) анализ воспитательных результатов производственного обучения и в соответствии с ними корректировка процесса развития профессиональных интересов;
- особенности профессиональных интересов учащихся строительных специальностей колледжа, уровни их развития, возможности уроков производст¬венного обучения и методов проблемно-развивающего обучения в развитии профессиональных интересов.
Введение 3
1. Возможности педагогических средств и условий про¬изводственного обучения в воспитании и развитии профессиональных интересов учащихся строительных специальностей 7
1.1 Воспитание мотивации труда как средство развития профессиональных интересов в процессе производственного обучения учащихся колледжа 7
1.2 Возможности уроков вводного периода производствен¬ного обучения в воспитании мотивации труда и развитии профессиональных интересов 26
1.3 Возможности методов проблемно-развивающего обучения в воспитании и развитии профессиональных интересов 40
2. Основные положения системы работы мастера по воспитанию и развитию профессиональных интересов учащихся и их экспериментальное подтверждение 55
2.1 Роль внеклассных мероприятий в развитии у учащихся профессиональных интересов 55
2.2 Особенности деятельности мастера по формированию профессиональных интересов учащихся строительных специальностей в процессе производственного обу¬чения 62
2.3 Экспериментальная проверка предлагаемой системы работы мастера по развитию профессиональных интересов в процессе воспитательной работы 66
Заключение 74
Список литературы 78
Приложения 79
Проведенное исследование позволяет сделать следующие об¬щие выводы:
1. Изучение состояния мотивации труда у поступивших в колледж на специальность строительного профиля показало, что к моменту поступления в колледж отношение к профессии строителя у многих негативное или индифферентное и большей части поступивших присущ низкий уровень мотивации труда. В процессе подготовки в колледже на осно¬ве традиционной методики производственного обучения не удает¬ся коренным образом изменить такое отношение к труду строите¬ля. К концу курса обучения в колледже процент учащихся, относящих¬ся к низким уровням мотивации труда, уменьшается незначитель¬но и составляет довольно большую цифру - почти 50%. Многие выпускники колледжа строительного профиля не удовлетворены про¬фессией, не хотят работать в строительстве, самовольно остав¬ляют места работы.
Такое состояние практики не отвечает уровню тех требова¬ний, которые общество и производство предъявляют качеству по¬дготовки молодых рабочих. Это в свою очередь требует научно- обоснованных рекомендаций для системы СПО. Одна из причин заключается в не разработанности именно проблемы воспитания мотивации тру¬да в производственном обучении.
2. Изучена сущность мотивации труда учащихся строительной специальности колледжа и определены ее особенности и уровни развития. Мотивация труда учащегося колледжа - это система потребностей, мотивов, целей и др. побуждений, которая отражает единство побуждений учащегося к учению и производительному труду и позволяет ему активно стремиться к пополнению общих и профессиональных знаний к овладению учеб¬но-познавательными и профессиональными умениями, т.е. овладению профессиональным мастерством.
Отношение к профессии «маляр-штукатур» в начале курса обучения оказалось положительным - у 42%, индифферентным - у 33%, отрицательным у 25% учащихся. По этой профессии и вы¬явлены особенности мотивации труда учащегося колледжа. Эти особенности отражены в основных свойствах, признаках мо¬тивации, т.е. в идейно-нравственной и предметной ее направлен¬ности и динамических свойствах.
В исследовании выявлены следующие особенности мотивации труда учащихся колледжа: уровень ее сформированности у уча¬щихся колледжа; ориентация на свою профессию; наличие структуро¬образующего компонента, связанного с профессиональной деятель¬ностью; обобщенность мотивации труда, порождающая нужду в науч¬ных знаниях; осознанность труда строителя в жизни общества; нап¬равленность на содержание труда, на отдельные способы и приемы выполнения работ, на отдельные признаки профессии, на сознатель¬ную трудовую дисциплину, творчество в труде, на определенное об¬щение в трудовом коллективе, на оценку самого себя как труженика; динамические свойства, связанные с особенностями производительно¬го труда (интенсивность, устойчивость, переключаемость, степень торможения отрицательных побуждений).
Особенности показаны на примере высокоразвитой, сформиро¬ванной мотивации. В жизни такая мотивация присуща незначительной части учащихся, поэтому выделены четыре уровня ее развития.
Четвертый (высший) уровень характеризует учащихся, у которых выбор профессии не случайное явление, а давняя мечта.
У них развиты все компоненты мотивации труда, они осознают престиж-ность профессии строителя-отделочника в социальном плане, убеждены что развитие народного хозяйства не возможно без этой профессии. Считают труд строителя нелегким, но инте¬ресным, нестандартным. Трудности стремятся преодолевать во имя своих убеждений. Из всех строительных профессий наиболее интересной считают именно «маляр-штукатур», которая требует, по их мнению, большого эстетического вкуса. Труд строителя для них уже является потребностью. Цель воспитания учащихся такого уровня заключается в подкреплении такой мотивации, в создании условий дальнейшего ее совершенствования.
Учащиеся третьего уровня также убеждены, что труд стро¬ителя занимает ведущее место в развитии общества. Вместе с тем не убеждены, что строителю нужны глубокие теоретические знания, поэтому в их знаниях имеются пробелы, что нередко отрицательно сказывается на качестве выполненных работ. В ра¬боте отдают предпочтение механизированному труду, работам с применением новых отделочных материалов и без энтузиазма выполняют ручные и несложные работы. Действительность мотива¬ции отличается продолжительностью, учащиеся способны преодо-левать трудности в работе. Цель воспитания такой мотивации заключается в организации такой деятельности, которая обеспе¬чила бы подкрепление тех мотивов труда, которые служат основой мотивации четвертого уровня.
Учащиеся второго уровня характеризуются низкой мотива¬цией труда в основном за счет слабого развития ее идейно- нравственного содержания. Они осознают свое предназначение труженика, но не обязательно в строительстве, поэтому к про¬фессии или безразличны или считают ее неинтересной. Особенно не привлекают их условия труда строителя (дождь, холод, пыль, грязь), и они не настраивают себя на преодоление трудностей. В какой-то степени стимулирует их активность в труде матери¬альное вознаграждение. Цели воспитания мотивации здесь шире: они могут захватывать и предметную направленность, и идейно- нравственное ее содержание.
Первый уровень характеризуется очень слабой установкой к труду в це-лом, отрицательным отношением к профессии, мало¬численностью положи-тельных мотивов и их неустойчивостью. Це¬ли воспитания могут захватывать буквально все признаки моти¬вации труда, опираясь, прежде всего на ее предметную направлен¬ность.
Формирование мотивации труда в процессе производственно¬го обучения рассмотрено в комплексе с другими задачами. Поэ¬тому как цель воспитания она рассматривается также в комплек¬се с другими целями, соотнося цели воспитания с целями обуче¬ния и развития.
В исследовании разработана номенклатура целей уроков производственного обучения, предусматривающих формирование мотивации труда. Цели обучения предполагают формирование у учащихся новых способов трудовых действий, выполнения приемов труда и операций, систему умений и навыков, профессионального мастерства являющихся условием функционирования высоко разви¬той мотивации. Эти цели конкретизируются с учетом особеннос¬тей группы, вида работ, периода обучения и т.д.
Мастер не может добиться успеха в реализации целей обу¬чения, если не обратит внимания на цели воспитания мотивации труда.
Эталонные цели воспитания мотивации труда, отражающие социальный заказ общества, конкретизируются в виде ближайших целей уроков производственного обучения, последовательное достижение которых позволяет мастеру добиться эталонных целей. Номенклатура целей воспитания выглядит следующим образом: фор¬мировать потребность в труде, стремление к работе на благо общества; формирование бережного отношения к инструменту и материалам; воспитание трудовой дисциплины, стремление эффек¬тивно использовать каждую рабочую минуту; развитие требователь¬ности к себе и непримиримости к нерадивым в труде; формирова¬ние ответственности перед коллективом за результаты труда; воспитание профессионального интереса и т.д.
Цели развития предполагают формирование на уроке психи¬ческих качеств учащихся: развитие интеллекта, воли, самостоя¬тельности. Это прежде всего: формирование способности преодо¬левать трудности и болевые ощущения, развитие упорства и настойчивости, терпеливости, интуитивности и т.д. В исследовании показано, что формирование мотивации труда может стать состав¬ной частью деятельности мастера, целью воспитания в процессе производственного обучения.
3. В исследовании выявлено, что возможности формирования мотивации труда заложены прежде всего в содержании, производ¬ственного обучения. На примере содержания уроков вводного пе¬риода обучения показано, как у учащихся формируются такие мотивационные состояния, как осознание перспективной цели, осоз¬нание смысла овладения профессией, осознание необходимости от¬ветственного отношения к труду строителя и др. Уроки вводного периода закладывают основы формирования идейно-нравственного содержания мотивации и ее предметной направленности.
Достигнутое на этих уроках развивается и подкрепляется на уроках подготовительного периода производственного обуче¬ния, благодаря возможностям в формировании мотивации труда, которыми обладают методы проблемно-развивающего обучения. Применяя их, мастер добивается развития у учащихся умения ставить цели предстоящей деятельности; возбуждает познаватель¬ные потребности и профессиональный интерес; формирует мотивы труда (ответственность за качество работы, стремление к ре¬зультату, долг как мотив труда); вырабатывает уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности и др.
Значительными развивающими возможностями, как показало исследова-ние, обладают приемы, которые выделены в особые груп¬пы - приемы побуждения.
В исследовании выявлены развивающие возможности в воспи¬тании мотивации труда внеклассных мероприятий по профессии (кружковая работа, теоретические конференции, политинформа¬ции, конкурсы на лучшего по профессии), которые в широких пре¬делах и более наглядно, чем на уроках, позволяют формировать у учащихся осознание практической и эстетической значимостей профессии, внеклассная работа обладает всеми возможностями содержания уроков производственного обучения, методов, усили¬вает их побуждающую функцию.
4. Система работы мастера по формированию мотивации тру¬да рассматривается в двух аспектах: со стороны статической структуры процесса воспитания мотивации и со стороны его ди¬намической структуры. В исследовании показано, как на каждом этапе мастеру необходимо определять состояния сформированности мотивации труда у учащихся его группы, какие в связи с этим ставить цели этапа воспитания мотивации, какие при этом применять средства и как учитывать условия их действенности, как осуществлять обратную связь. Раскрыто содержание воспитательной деятельности мастера по периодам производственного обу¬чения. Показано, как от периода к периоду могут изменяться цели воспитания мотивации труда.
В исследовании разработана методика измерения мотивации труда, ориентированную для работы мастера. Основой для ее созда¬ния послужило выявление особенностей мотивации труда и определе¬ние уровней ее развития. Определены такие компоненты диагностической методики: схема наблюдений за выполнением трудового процесса учащимися, программа наблюдений на уроке мотивационных состояний учащихся и методика шкалирования, предназначенная для выявления уровня сформированности мотивации труда для профессии «маляр-штукатур».
Разработанная методика диагностики может ориентировать мас¬тера не только на выявление у учащихся отношения к труду, их мо¬тивационных со-стояний на уроке и уровня сформированности мотива¬ции, но может ориентировать также на саму деятельность мастера по обеспечению эффективного функционирования мотивационной сторо¬ны производственного обучения. В итоге исследования определены научные основы системы рабо¬ты мастера по воспитанию мотивации труда, основу которой составля¬ет: положение о целевой функции производственного обучения; систе¬ма средств и условий воспитания мотивации труда; методика измере¬ния сформированности мотивации; особенности работы мастера на каж¬дом периоде производственного обучения. На базе этих научных основ были разработаны основные положения системы работы мастера, кото¬рая включает в себя: номенклатуру целей; методику применения средств воспитания мотивации; программу анализа результатов; пла¬нирование работы мастера на каждом из периодов производственного обучения.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: "Мысль", 2006. -158 с.
2. Архангельский Л.М., Иванчук Н.В. Формирование потребностей личности. -М.: "Мысль". - 1999. -355 с.
3. Гребенюк О.С. Вопросы мотивации учения в системе методов обуче-ния. - В сб.: "Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних ПТУ". - М., 1990.
4. Бертром Б. Отношение учащихся профессиональных училищ и молодых рабочих к труду и профессии. –М.: "Прогресс", 1996. -442 с.
5. Штольберг Р. Социология труда. - М., 1992. -248 с.
6. Бернштейн Н.Л. О построении движений. -М.: "Медгиз", 2007. -255 с.
7. Ушинский К.Л. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Учпедгиз, 1953, т.1. -639 с.
8. Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. -М.: 1972. -334 с.
9. Ковалев В.И. К проблеме мотивов. Психологический журнал, 2010
10. Парыгин Б.Н. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 2011. -351 с.
11. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. - Киев: Радяньска школа, 2000. -135 с.
12. Ильин B.C. Проблемы формирования мотивации учения у школьников. - В кн.: Формирование стремлений к знаниям, мотива¬ции учения у школьников. - Ростов-на-Дону, 2005, с.3-24.
13. Махмутов М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в колледжах. -М.: АПН COOP, 2003. -63 с.
14. Кусаинов, А.К. Образование – основа будущего. / А.К. Кусаинов. - Астана: Издательство ROND&A, 2010. -296 с.
15. Антология педагогической мысли Казахстана. Часть 2. / сост.: К. Жа-рыкбаев, С. Калиев. – Алматы: Рауан, 2008. – 416 с.
16. Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих вы¬сокой квалификации. М.: "Педагогика", 2009. -216 с.
17. Борибеков, К.К. Профессиональное образование Казахстана: опыт и перспективы / К.К. Борибеков, А.К. Кусаинов, Н.А. Шамельханова. – Астана: Издательство ROND&A, 2011.
18. Шамельханова, Н.А. Модернизация содержания профессионального образования. / Н.А. Шамельханова. – Астана: Издательство ROND&A, 2011.
19. Беркимбаева, Ш.К. Педагогика. / Ш.К. Беркимбаева, А.К. Кусаинов. – Астана: Издательство ROND&A, 2007.
20. Джапаров, Р.Р. Методика выполнения дипломных работ. / Р.Р. Джапаров, К.А. Байдалиев, Е.М. Джаналиев. – Уральск, РГКП «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана», 2010.
21. Педагогика: Учебное пособие для магистрантов. / А.Н. Тесленко. – Астана, Евразийский гуманитарный институт, 2010. – 465 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы. В настоящее время проведено значительное количество исследований по разработке, как общей проблемы методов обучения, так и обучения конкрет¬ным профессиям [С.Я. Батышев, В.М. Бондаревская, О.Ф. Федорова, А.В. Филиппов, С.А. Шапоринский, И.С. Якиманская]. Детально описа¬ны отдельные категории навыков (сенсорных, моторных, сенсомоторных, интеллектуальных) и пути их формирования.
В последние годы более разработанной стала проблема принципов производственного обучения. Во многих научных трудах рас¬сматриваются отдельные дидактические принципы и дается их науч¬ное обоснование [П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Э.И. Моносзон, М.Н. Скаткин и др.].
В работах С.Я. Батышева теоретически обоснованы следующие принципы производственного обучения: воспитывающий характер обу¬чения, воспитание сознательности и индивидуальный подход к уча¬щимся, обучение на основе производительного труда, доступность и наглядность, систематичность и последовательность, обучение на уровне новейшей техники и передовой технологии, связь теории с практикой.
В процессе обучения по общеобразовательным, общетехничес¬ким и специальным предметам реализуется политехнический принцип.
П.Р. Атутов показал, что политехнических знаний, как отличных от есте-ственнонаучных, общетехнических знаний, не существует. Эти знания приоб-ретают политехническую функцию, когда они применяют¬ся и активно используются для осуществления производственных процессов. Но существуют политехнические умения и навыки, кото¬рые формируются на основе соответствующих физических, химических, общетехнических и других знаний. Это, прежде всего общетрудовые умения и навыки (планирования, измерения и контроля и др.) с большим удельным весом интеллектуальных компонентов. Без них не¬возможен высокий уровень мотивации труда и профессиональный интерес.
В общем плане изучения мотивов труда посвящены исследования В.В. Водзинского, Н.Н. Дьяченко, Е.С. Кузьмина, К.К. Платонова, А.А. Русалиновой, А.П. Свенцицкого, В.Д. Щадрикова. Объектом прис¬тального изучения является отношение человека к труду, к профессии. Так, на¬пример, А.Г. Здравомыслов, В.П. Рожин, В.А. Ядов установили иерар¬хию мотивов труда с точки зрения их влияния на уровень удовлетво¬ренности работой, как таковой.
Ряд исследований посвящен важной проблеме в профессионально-технической педагогике - воспитанию профессиональной направленности [А.М. Василев¬ская, Н.Н. Дьяченко, З.М. Петрасинский, А.П. Сейтешев, В.Э. Чахоянц и др.]. Однако во всех этих исследованиях рассматриваются в ос-новном общие вопросы отношения к труду, различные аспекты этой проблемы. Обращают на себя внимание в этих работах разный подход к понятийному аппарату. Нет четкого разграничения и единого определения таких понятий: интерес к профессии, профес¬сиональный интерес. Не раскрыта взаимосвязь и последовательность между ними. И очень часто в научных исследованиях применяется, на наш взгляд, ненаучный термин «любовь к профессии». Такое по¬ложение понятийного аппарата затрудняет четкое применение этих терминов в практике, не конкретизирует работу мастеров производ¬ственного обучения колледжей по реализации воспитательных целей уроков.
Все эти исследования не решают полностью проблемы развития профес-сиональных интересов учащихся. Ни в теоретическом плане, ни в практичес-ком не раскрыта сущность понятия профессионального интереса учащихся строительных специальностей. Отсюда неясно, что воспитывать на уроках производственного обучения; какими сред¬ствами воспитывать; не выявлены возможности уроков производст¬венного обучения в воспитании и развитии профессиональных интересов. Мотивация труда по профессии не разработана еще ни как цель воспитания и ни как педагогическая категория.
Целью исследования является выявление и обоснование основ¬ных поло-жений системы воспитательной работы мастера по формиро¬ванию и развитию у учащихся строительных специальностей профессиональных интересов в процессе производственного обучения и внеклассной работы.
Объектом исследования является процесс развития профессиональных интересов учащихся колледжа.
Предмет исследования - педагогические основы работы масте¬ра по воспитанию профессиональных интересов учащихся в процессе производст-венного обучения.
В своем исследовании мы придерживались следующей гипотезы. Обеспечить более высокие результаты (чем в массовом опыте) воспитания профессиональных интересов в колледжах возможно, если в общей структуре процесса производственного обучения предусмотреть:
- цели воспитания профессиональных интересов с учетом их особенно-стей и уровней их сформированности у учащихся конкретной учебной группы;
- специальные меры, направленные на формирование основных компонентов профессиональных интересов;
- применение доступной мастеру методики диагностики уровня развития профессиональных интересов.
С учетом выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1. Выявить особенности профессиональных интересов учащихся строи-тельных специальностей колледжа и выделить уровни их раз¬вития.
2. Определить развивающие возможности содержания уроков вводного периода обучения, методов проблемного обучения и вне¬классной работы, как средств развития профессиональных интересов.
3. Разработать методику измерения профессиональных интересов, ориен¬тированную для работы мастера производственного обучения.
Работа опирается на труды К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Мака-ренко, на фундаментальные теоретические положения пси¬хологов, педагогов и социологов о потребностях, мотивах и моти¬вации [В.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Н.Ф. Добрынин, А.А. Зворыкина, З. Здравомыслов, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев и др.], по теории и практике проблемного обучения [А.И. Алексюк, М.А. Данилов, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В. Оконь, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.], по проблемам единства процесса обуче-ния и воспитания [С.Я. Батышев, Ю.К. Бабанский, Н.И. Думченко, А. Сухомлинский и др.].
Основными методами исследования явились: теоретический ана¬лиз предмета и проблемы исследования (изучение литературных ис¬точников, изучение передового опыта, анализ нормативных докумен¬тов, инструкций и др.); моделирование процесса развития профессиональных интересов; наблюдение за деятельностью мастеров и учащихся; анализ результатов деятельности учащихся; педагогические измере¬ния (анкетирование, интервьюирование, шкалирование, анализ сочи¬нений учащихся); опытно-экспериментальная работа; педагогический эксперимент; методы статистическом обработки.
Исследование состояло из трех этапов:
- на I этапе (ноябрь – декабрь 2012 г.) изучались литературные источники, проводил¬ся теоретический анализ проблемы;
- на II этапе (январь – февраль 2013 г.) проводилось экспериментальное изучение возможностей отдельных педагогических средств, изуча¬лась сущность профессиональных интересов и процесс их формирования;
- на III этапе (март - апрель) осуществлялся педагогический эксперимент в процессе производственного обучения с целью провер¬ки эффективности разработанной системы средств, разработанных ре-комендаций. Осуществлялся анализ результатов педагогического эксперимента.
Эмпирической базой исследования были передовой опыт работы мастеров производственного обучения, совместная опытно-экспериментальная работа с мастерами Джанибекского колледжа (особенно по строительному профилю).
Научная новизна исследования состоит в обосновании системы воспита-тельной работы мастера производственного обучения на ос¬нове разработки целей воспитания профессиональных интересов в процессе про-изводственного обучения, учитывающих как специфику профессиональных интересов, так и специфику обучения учащихся строительных специальностей в колледже; в выявлении возможностей педагогических средств и ус¬ловий производственного обучения в воспитании профессиональных интересов; в разработке основных положений системы работы мастера по вос¬питанию профессиональных интересов.
Практическая значимость дипломной работы определяет¬ся тем, что ис-пользование в практике работы мастера производст¬венного обучения разработанных автором методических рекомендаций и диагностической методики может способствовать повышению уров¬ня сформированности профессиональных интересов и может оказать положитель¬ное влияние на уровень профессиональной подготовки учащихся в целом.
На защиту дипломной работы выносятся:
- система работы мастера по воспитанию профессиональных интересов в процессе производственного обучения: 1) учет особенностей профессиональ-ных интересов и уровней их развития у учащихся конкретной группы строи-тельной специальности; 2) постановка целей развития профессиональных интересов учащихся в процессе воспитательной работы; 3) при¬менение педагогических средств и учет условий развития профессиональных интересов; 4) анализ воспитательных результатов производственного обучения и в соответствии с ними корректировка процесса развития профессиональных интересов;
- особенности профессиональных интересов учащихся строительных специальностей колледжа, уровни их развития, возможности уроков производст¬венного обучения и методов проблемно-развивающего обучения в развитии профессиональных интересов.
Введение 3
1. Возможности педагогических средств и условий про¬изводственного обучения в воспитании и развитии профессиональных интересов учащихся строительных специальностей 7
1.1 Воспитание мотивации труда как средство развития профессиональных интересов в процессе производственного обучения учащихся колледжа 7
1.2 Возможности уроков вводного периода производствен¬ного обучения в воспитании мотивации труда и развитии профессиональных интересов 26
1.3 Возможности методов проблемно-развивающего обучения в воспитании и развитии профессиональных интересов 40
2. Основные положения системы работы мастера по воспитанию и развитию профессиональных интересов учащихся и их экспериментальное подтверждение 55
2.1 Роль внеклассных мероприятий в развитии у учащихся профессиональных интересов 55
2.2 Особенности деятельности мастера по формированию профессиональных интересов учащихся строительных специальностей в процессе производственного обу¬чения 62
2.3 Экспериментальная проверка предлагаемой системы работы мастера по развитию профессиональных интересов в процессе воспитательной работы 66
Заключение 74
Список литературы 78
Приложения 79
Проведенное исследование позволяет сделать следующие об¬щие выводы:
1. Изучение состояния мотивации труда у поступивших в колледж на специальность строительного профиля показало, что к моменту поступления в колледж отношение к профессии строителя у многих негативное или индифферентное и большей части поступивших присущ низкий уровень мотивации труда. В процессе подготовки в колледже на осно¬ве традиционной методики производственного обучения не удает¬ся коренным образом изменить такое отношение к труду строите¬ля. К концу курса обучения в колледже процент учащихся, относящих¬ся к низким уровням мотивации труда, уменьшается незначитель¬но и составляет довольно большую цифру - почти 50%. Многие выпускники колледжа строительного профиля не удовлетворены про¬фессией, не хотят работать в строительстве, самовольно остав¬ляют места работы.
Такое состояние практики не отвечает уровню тех требова¬ний, которые общество и производство предъявляют качеству по¬дготовки молодых рабочих. Это в свою очередь требует научно- обоснованных рекомендаций для системы СПО. Одна из причин заключается в не разработанности именно проблемы воспитания мотивации тру¬да в производственном обучении.
2. Изучена сущность мотивации труда учащихся строительной специальности колледжа и определены ее особенности и уровни развития. Мотивация труда учащегося колледжа - это система потребностей, мотивов, целей и др. побуждений, которая отражает единство побуждений учащегося к учению и производительному труду и позволяет ему активно стремиться к пополнению общих и профессиональных знаний к овладению учеб¬но-познавательными и профессиональными умениями, т.е. овладению профессиональным мастерством.
Отношение к профессии «маляр-штукатур» в начале курса обучения оказалось положительным - у 42%, индифферентным - у 33%, отрицательным у 25% учащихся. По этой профессии и вы¬явлены особенности мотивации труда учащегося колледжа. Эти особенности отражены в основных свойствах, признаках мо¬тивации, т.е. в идейно-нравственной и предметной ее направлен¬ности и динамических свойствах.
В исследовании выявлены следующие особенности мотивации труда учащихся колледжа: уровень ее сформированности у уча¬щихся колледжа; ориентация на свою профессию; наличие структуро¬образующего компонента, связанного с профессиональной деятель¬ностью; обобщенность мотивации труда, порождающая нужду в науч¬ных знаниях; осознанность труда строителя в жизни общества; нап¬равленность на содержание труда, на отдельные способы и приемы выполнения работ, на отдельные признаки профессии, на сознатель¬ную трудовую дисциплину, творчество в труде, на определенное об¬щение в трудовом коллективе, на оценку самого себя как труженика; динамические свойства, связанные с особенностями производительно¬го труда (интенсивность, устойчивость, переключаемость, степень торможения отрицательных побуждений).
Особенности показаны на примере высокоразвитой, сформиро¬ванной мотивации. В жизни такая мотивация присуща незначительной части учащихся, поэтому выделены четыре уровня ее развития.
Четвертый (высший) уровень характеризует учащихся, у которых выбор профессии не случайное явление, а давняя мечта.
У них развиты все компоненты мотивации труда, они осознают престиж-ность профессии строителя-отделочника в социальном плане, убеждены что развитие народного хозяйства не возможно без этой профессии. Считают труд строителя нелегким, но инте¬ресным, нестандартным. Трудности стремятся преодолевать во имя своих убеждений. Из всех строительных профессий наиболее интересной считают именно «маляр-штукатур», которая требует, по их мнению, большого эстетического вкуса. Труд строителя для них уже является потребностью. Цель воспитания учащихся такого уровня заключается в подкреплении такой мотивации, в создании условий дальнейшего ее совершенствования.
Учащиеся третьего уровня также убеждены, что труд стро¬ителя занимает ведущее место в развитии общества. Вместе с тем не убеждены, что строителю нужны глубокие теоретические знания, поэтому в их знаниях имеются пробелы, что нередко отрицательно сказывается на качестве выполненных работ. В ра¬боте отдают предпочтение механизированному труду, работам с применением новых отделочных материалов и без энтузиазма выполняют ручные и несложные работы. Действительность мотива¬ции отличается продолжительностью, учащиеся способны преодо-левать трудности в работе. Цель воспитания такой мотивации заключается в организации такой деятельности, которая обеспе¬чила бы подкрепление тех мотивов труда, которые служат основой мотивации четвертого уровня.
Учащиеся второго уровня характеризуются низкой мотива¬цией труда в основном за счет слабого развития ее идейно- нравственного содержания. Они осознают свое предназначение труженика, но не обязательно в строительстве, поэтому к про¬фессии или безразличны или считают ее неинтересной. Особенно не привлекают их условия труда строителя (дождь, холод, пыль, грязь), и они не настраивают себя на преодоление трудностей. В какой-то степени стимулирует их активность в труде матери¬альное вознаграждение. Цели воспитания мотивации здесь шире: они могут захватывать и предметную направленность, и идейно- нравственное ее содержание.
Первый уровень характеризуется очень слабой установкой к труду в це-лом, отрицательным отношением к профессии, мало¬численностью положи-тельных мотивов и их неустойчивостью. Це¬ли воспитания могут захватывать буквально все признаки моти¬вации труда, опираясь, прежде всего на ее предметную направлен¬ность.
Формирование мотивации труда в процессе производственно¬го обучения рассмотрено в комплексе с другими задачами. Поэ¬тому как цель воспитания она рассматривается также в комплек¬се с другими целями, соотнося цели воспитания с целями обуче¬ния и развития.
В исследовании разработана номенклатура целей уроков производственного обучения, предусматривающих формирование мотивации труда. Цели обучения предполагают формирование у учащихся новых способов трудовых действий, выполнения приемов труда и операций, систему умений и навыков, профессионального мастерства являющихся условием функционирования высоко разви¬той мотивации. Эти цели конкретизируются с учетом особеннос¬тей группы, вида работ, периода обучения и т.д.
Мастер не может добиться успеха в реализации целей обу¬чения, если не обратит внимания на цели воспитания мотивации труда.
Эталонные цели воспитания мотивации труда, отражающие социальный заказ общества, конкретизируются в виде ближайших целей уроков производственного обучения, последовательное достижение которых позволяет мастеру добиться эталонных целей. Номенклатура целей воспитания выглядит следующим образом: фор¬мировать потребность в труде, стремление к работе на благо общества; формирование бережного отношения к инструменту и материалам; воспитание трудовой дисциплины, стремление эффек¬тивно использовать каждую рабочую минуту; развитие требователь¬ности к себе и непримиримости к нерадивым в труде; формирова¬ние ответственности перед коллективом за результаты труда; воспитание профессионального интереса и т.д.
Цели развития предполагают формирование на уроке психи¬ческих качеств учащихся: развитие интеллекта, воли, самостоя¬тельности. Это прежде всего: формирование способности преодо¬левать трудности и болевые ощущения, развитие упорства и настойчивости, терпеливости, интуитивности и т.д. В исследовании показано, что формирование мотивации труда может стать состав¬ной частью деятельности мастера, целью воспитания в процессе производственного обучения.
3. В исследовании выявлено, что возможности формирования мотивации труда заложены прежде всего в содержании, производ¬ственного обучения. На примере содержания уроков вводного пе¬риода обучения показано, как у учащихся формируются такие мотивационные состояния, как осознание перспективной цели, осоз¬нание смысла овладения профессией, осознание необходимости от¬ветственного отношения к труду строителя и др. Уроки вводного периода закладывают основы формирования идейно-нравственного содержания мотивации и ее предметной направленности.
Достигнутое на этих уроках развивается и подкрепляется на уроках подготовительного периода производственного обуче¬ния, благодаря возможностям в формировании мотивации труда, которыми обладают методы проблемно-развивающего обучения. Применяя их, мастер добивается развития у учащихся умения ставить цели предстоящей деятельности; возбуждает познаватель¬ные потребности и профессиональный интерес; формирует мотивы труда (ответственность за качество работы, стремление к ре¬зультату, долг как мотив труда); вырабатывает уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности и др.
Значительными развивающими возможностями, как показало исследова-ние, обладают приемы, которые выделены в особые груп¬пы - приемы побуждения.
В исследовании выявлены развивающие возможности в воспи¬тании мотивации труда внеклассных мероприятий по профессии (кружковая работа, теоретические конференции, политинформа¬ции, конкурсы на лучшего по профессии), которые в широких пре¬делах и более наглядно, чем на уроках, позволяют формировать у учащихся осознание практической и эстетической значимостей профессии, внеклассная работа обладает всеми возможностями содержания уроков производственного обучения, методов, усили¬вает их побуждающую функцию.
4. Система работы мастера по формированию мотивации тру¬да рассматривается в двух аспектах: со стороны статической структуры процесса воспитания мотивации и со стороны его ди¬намической структуры. В исследовании показано, как на каждом этапе мастеру необходимо определять состояния сформированности мотивации труда у учащихся его группы, какие в связи с этим ставить цели этапа воспитания мотивации, какие при этом применять средства и как учитывать условия их действенности, как осуществлять обратную связь. Раскрыто содержание воспитательной деятельности мастера по периодам производственного обу¬чения. Показано, как от периода к периоду могут изменяться цели воспитания мотивации труда.
В исследовании разработана методика измерения мотивации труда, ориентированную для работы мастера. Основой для ее созда¬ния послужило выявление особенностей мотивации труда и определе¬ние уровней ее развития. Определены такие компоненты диагностической методики: схема наблюдений за выполнением трудового процесса учащимися, программа наблюдений на уроке мотивационных состояний учащихся и методика шкалирования, предназначенная для выявления уровня сформированности мотивации труда для профессии «маляр-штукатур».
Разработанная методика диагностики может ориентировать мас¬тера не только на выявление у учащихся отношения к труду, их мо¬тивационных со-стояний на уроке и уровня сформированности мотива¬ции, но может ориентировать также на саму деятельность мастера по обеспечению эффективного функционирования мотивационной сторо¬ны производственного обучения. В итоге исследования определены научные основы системы рабо¬ты мастера по воспитанию мотивации труда, основу которой составля¬ет: положение о целевой функции производственного обучения; систе¬ма средств и условий воспитания мотивации труда; методика измере¬ния сформированности мотивации; особенности работы мастера на каж¬дом периоде производственного обучения. На базе этих научных основ были разработаны основные положения системы работы мастера, кото¬рая включает в себя: номенклатуру целей; методику применения средств воспитания мотивации; программу анализа результатов; пла¬нирование работы мастера на каждом из периодов производственного обучения.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: "Мысль", 2006. -158 с.
2. Архангельский Л.М., Иванчук Н.В. Формирование потребностей личности. -М.: "Мысль". - 1999. -355 с.
3. Гребенюк О.С. Вопросы мотивации учения в системе методов обуче-ния. - В сб.: "Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних ПТУ". - М., 1990.
4. Бертром Б. Отношение учащихся профессиональных училищ и молодых рабочих к труду и профессии. –М.: "Прогресс", 1996. -442 с.
5. Штольберг Р. Социология труда. - М., 1992. -248 с.
6. Бернштейн Н.Л. О построении движений. -М.: "Медгиз", 2007. -255 с.
7. Ушинский К.Л. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Учпедгиз, 1953, т.1. -639 с.
8. Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. -М.: 1972. -334 с.
9. Ковалев В.И. К проблеме мотивов. Психологический журнал, 2010
10. Парыгин Б.Н. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 2011. -351 с.
11. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. - Киев: Радяньска школа, 2000. -135 с.
12. Ильин B.C. Проблемы формирования мотивации учения у школьников. - В кн.: Формирование стремлений к знаниям, мотива¬ции учения у школьников. - Ростов-на-Дону, 2005, с.3-24.
13. Махмутов М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в колледжах. -М.: АПН COOP, 2003. -63 с.
14. Кусаинов, А.К. Образование – основа будущего. / А.К. Кусаинов. - Астана: Издательство ROND&A, 2010. -296 с.
15. Антология педагогической мысли Казахстана. Часть 2. / сост.: К. Жа-рыкбаев, С. Калиев. – Алматы: Рауан, 2008. – 416 с.
16. Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих вы¬сокой квалификации. М.: "Педагогика", 2009. -216 с.
17. Борибеков, К.К. Профессиональное образование Казахстана: опыт и перспективы / К.К. Борибеков, А.К. Кусаинов, Н.А. Шамельханова. – Астана: Издательство ROND&A, 2011.
18. Шамельханова, Н.А. Модернизация содержания профессионального образования. / Н.А. Шамельханова. – Астана: Издательство ROND&A, 2011.
19. Беркимбаева, Ш.К. Педагогика. / Ш.К. Беркимбаева, А.К. Кусаинов. – Астана: Издательство ROND&A, 2007.
20. Джапаров, Р.Р. Методика выполнения дипломных работ. / Р.Р. Джапаров, К.А. Байдалиев, Е.М. Джаналиев. – Уральск, РГКП «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана», 2010.
21. Педагогика: Учебное пособие для магистрантов. / А.Н. Тесленко. – Астана, Евразийский гуманитарный институт, 2010. – 465 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54480 Дипломных работ — поможем найти подходящую