Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование у младших школьников интереса к природе средствами художественной литературы

  • 64 страниц
  • 2013 год
  • 1401 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

АленаИгоревна

Старые заказчики, делайте персональный заказ, только так я смогу о нём узнать.

3000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое мировоззрение. Полноценному развитию всех этих качеств способствует, с одной стороны, тесное общение с природой, с другой стороны – целенаправленное воспитание средствами искусства, в том числе и на основе художественной литературы. Условием, обеспечивающим целостное развитие личности ребенка, является формирование познавательного интереса.
Художественная литература занимает в воспитании младших школьников особое место. Речь, художественное слово – это так называемая «третья природа» (вслед за естественным природным и искусственным окружением). Посредством художественной литературы воспроизводятся и отражаются переживания и чувства человека, в том числе от общения с природой. Благодаря художественной литературе у детей расширяется творческое воображение, миропонимание, обостряется восприятие прекрасного. Очевидно, что открытие образного мира художественной литературы младшими школьниками следует рассматривать как условие формирования у них эстетического, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к миру природы.
Современные младшие школьники недостаточно общаются с миром природы. Поэтому возможности взаимодействия с природой для гармоничного развития детей в целом и их познавательного интереса, в частности, практически не используются.
Художественная литература выполняет информативную (познавательную), воспитывающую (воспитание личности), ориентирующую (осознание ребенком своего места в мире природы и людей), развивающую и другие важные функции. Вместе с тем, серьезную проблему современные исследователи видят в том, что учителя и школьники «…видят за литературой практически лишь одну функцию – информативную, познавательную. Это результат того, что чтение как эстетический акт уходит из жизни ученика» [55, с.25]. Недооценка эмоциональной составляющей художественной литературы идет в ущерб развитию ребенка в целом.
Таким образом, актуальность темы работы определяется имеющимися противоречиями между необходимостью развития познавательного интереса младших школьников к природе средствами художественной литературы и недостаточным вниманием к данной проблеме, ее теоретической и практической неразработанностью.
Степень изученности. Проблема познавательного интереса школьников достаточно полно разработана в трудах Г.И. Щукиной. Значительный вклад в теорию развития познавательного интереса младших школьников вносят М.В. Матюхина, Н.Г. Морозова и др. Но развитие познавательного интереса младших школьников в аспекте взаимодействия с природой рассматривается только одним автором – И.В. Гарифуллиной.
Как наиболее сензитивный период для решения задачи приобщения к миру прекрасного – искусства, природы – психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) выделяют младший школьный возраст. Ими же очерчены пути познания детьми художественных произведений.
Положение о том, что ребенок редко овладевает способом восприятия художественного произведения стихийно и самостоятельно поддерживается всеми авторами. В методических исследованиях М.Г. Качурина, М.П. Воюшиной, Г.И. Беленькой исследуется взаимосвязь детского восприятия с анализом художественного произведения, описываются методы и приемы работы с художественными произведениями в начальной школе.
В целом, проблема изучена недостаточно и фрагментарно. Нами определены подходы, избраны приемы работы с художественными произведениями, направленные на формирование у детей познавательного отношения к природе.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса к природе у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников во взаимодействии с природой.
Цель исследования состоит в определении особенностей формирования познавательного интереса к природе у младших школьников средствами художественной литературы.
Исходя из цели и предмета, в работе решаются следующие задачи:
1) исследовать специфику формирования у младших школьников познавательного интереса к природе;
2) осветить особенности использования художественной литературы в учебном процессе начальной школы;
3) проанализировать имеющиеся программы и учебники с точки зрения рассматриваемой в нашей работе проблемы;
4) экспериментально апробировать условия эффективности формирования у младших школьников познавательного интереса к природе с помощью художественной литературы;
5) дать методические рекомендации по работе с художественной литературой как средством формирования у детей познавательного отношения к природе.
Нами выдвигается гипотеза исследования о том, что формирование познавательного интереса к природе у младших школьников средствами художественной литературы будет эффективным, если:
- образный строй и выразительные приемы художественных произведений будут направлены на выявление у детей эмоциональной отзывчивости к объектам и явлениям живой природы;
- формы, методы, содержание работы будут направлены на воспитание личностного и непрагматического отношения детей к природе.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы), сравнение и обобщение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, методы качественной и количественной обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов и выводов в работе учителей начальных классов, в занятиях по чтению с младшими школьниками, при составлении программ воспитания младших школьников.
Структура работы представлена введением, двумя главами и шестью параграфами, выводами по главам, заключением, списком литературы (66 источников) и приложениями.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА 7
К ПРИРОДЕ 7
1.1. Специфика формирования познавательного интереса к природе
у младших школьников 7
1.2. Особенности использования художественной литературы
в процессе развития познавательного интереса к природе 14
1.3. Анализ программ и учебников по литературному чтению 24
Выводы по I главе 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
2.1. Организация и методы исследования. Результаты констатирующего этапа 31
2.2. Формирующий этап по развитию у детей познавательного интереса к природе на занятиях литературным чтением 38
2.3. Результативность программы формирования у младших школьников познавательного интереса на занятиях литературного чтения 44
Выводы по II главе 51
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
К ПРИРОДЕ НА ЗАНЯТИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Отличная работа, защищена на 5.
64 стр. + 31 страница приложений (таблицы, занятия и т. д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.
2. Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество / В.Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. – М.: Искусство, 1968. – С. 55-68.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Высшая школа, 2008. – 480 с.
4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
5. Беленькая, Л.И. Ребенок и книга. О читателе 8 – 9 лет / Л.И. Беленькая. – СПб.: Речь, 2009. – 76 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
7. Бойкина, М.В. Литературное чтение: метод. рекомендации к учебнику Л.Ф. Климановой. 4-й класс / М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2012. – 82 с.
8. Боровикова, Л.А. Урок литературного чтения во 2-м классе по творчеству Н.М. Рубцова [Электр. ресурс] / Л.А. Боровикова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512476/ (дата обращения 16.05.2013).
9. Васильева, М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – М.: Изд-во МГПУ, 2009. – 120 с.
10. Волкова, Т.А. Урок чтения в 3-м классе по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш» [Электр. ресурс] / Т.А. Волкова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/516440/ (дата обращения 15.05.2013).
11. Воюшина, М.П. Вызовы времени и учебники нового поколения по литературному чтению / М.П. Воюшина // Вестник Герценовского университета. – 2007. – № 7. – С. 52-55.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский // Мышление и речь: Автор. сборник. – М.: АСТ, 2011. – С. 467-565.
13. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Психология развития человека: Авторский сборник. – М.: Смысл, 2003. – С. 208-547.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред.и со вступ. ст. В.В. Давыдова. – М.: АСТ, 2008. – 672 с.
15. Гарифуллина, И.В. Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников во взаимодействии с природой: Автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Гарифуллина. – М., 2003. – 24 с.
16. Голованова, Л.И. Литературное чтение. М.М. Пришвин. «Золотой луг» [Электр. ресурс] / Л.И. Голованова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512915/ (дата обращения 15.05.2013).
17. Горшкова, Л.А. Урок по внеклассному чтению по теме «Человек – добрый и мудрый хозяин природы в произведениях Пришвина» [Электр. ресурс] / Л.А. Горшкова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/538452/ (дата обращения 15.05.2013).
18. Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. – Тула: Автограф, 2010. – 200 с.
19. Гурович, Л.М. О содержании ознакомления детей с художественной литературой в детском саду / Л.М. Гурович // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: СПбГУ, 2010. – С. 40-45.
20. Давыдова, Л.С. Природа и ее художественный образ в воспитании нравственно-эстетических чувств дошкольников / Л.С. Давыдова // Вестник Северо-Восточного государственного университета. – 2009. – № 12. – С. 67-71.
21. Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 2012. – 300 с.
22. Дмитриенко, В.А. О психолого-педагогической природе познавательного интереса / В.А. Дмитриенко, Е.А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 2. – С. 3-8.
23. Дудчик, С.В. Эскорт познавательных интересов школьника / С.В. Дудчик // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 30-34.
24. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Метод. пособие. – 3-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 224 с.
25. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в свете современных требований / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 73-77.
26. Ефросинина, Л.А. Программа «Литературное чтение в современной начальной школе» / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 100 с.
27. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителей / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
28. Иванова, О.М. Урок литературного чтения в 3-м классе на тему «С.Я. Маршак. Стихи» [Электр. ресурс] / О.М. Иванова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624464/ (дата обращения 15.05.2013).
29. Игнатенко, В.С. Конспект урока чтения в 3-м классе по теме: А.Н. Плещеев «Стихи» [Электр. ресурс] / В.С. Игнатенко. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/310179/ (дата обращения 16.05.2013).
30. Игнатьева, Т.Н. Урок внеклассного чтения по литературе «Родная природа и мы» [Электр. ресурс] / Т.Н. Игнатьева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/518395/ (дата обращения 15.05.2013).
31. Капустина, Н.Г. Познавательные интересы младших школьников / Н.Г. Капустина // Начальная школа До и После. – 2010. – № 2. – С. 10-15.
32. Кашина, Т.И. Урок внеклассного чтения «Знай и люби родную природу!». 4-й класс [Электр. ресурс] / Т.И. Кашина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/628935/ (дата обращения 16.05.2013).
33. Кашина, Т.И. Урок внеклассного чтения. 4-й класс. «Загадки природы» по произведениям И.И. Акимушкина [Электр. ресурс] / Т.И. Кашина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532393/ (дата обращения 15.05.2013).
34. Кашкарева, Е.Ф. Урок чтения в 4-м классе по теме «Мир природы весной в поэзии А.К. Толстого и А. Плещеева» [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/568943/ (дата обращения 15.05.2013).
35. Кисть, Е.А. Педагогическая ценность чтения художественных произведений в начальной школе / Е.А. Кисть // Гуманитарные исследования. – 2008. – № 4. – С. 176-181.
36. Комплекты и содержательные линии учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях: Приложение к приказу Минобразования России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/2004/17/6.htm (дата обращения 14.05.2013).
37. Критарова, Ж.Н. Литературное чтение в начальной школе: учебники нового поколения / Ж.Н. Критарова // Филология и культура. – 2011. – № 23. – С. 297-300.
38. Кубасова, О.В. Литературное чтение. 1 класс (программа «Гармония) / О.В. Кубасова. – М.: Ассоциация XXI век, 2011. – 176 с.
39. Курносова, С.А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе / С.А. Курносова // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 2. – С. 42-47.
40. Левин, В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В.А. Левин. – СПб.: Речь, 2010. – 80 с.
41. Левин, В.А. Психологические особенности формирования художественного восприятия литературных произведений у младшего школьника: Автореф. дис. … канд. психол. наук / В.А. Левин. – М., 2009. – 24 с.
42. Макаревич, Г.В. Российские учебники «Литературное чтение» для школьников 1 – 4 классов: социокультурный анализ / Г.В. Макаревич // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 10. – С. 73-81.
43. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – 3-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 120 с.
44. Меркин, Г.С. Место и роль курса литературного чтения в условиях реализации стандартов начального образования / Г.С. Меркин // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2012. – Т. 3. № 2. – С. 63-73.
45. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 120 с.
46. Мясищев, В.Н. О потребностях как отношениях человека [Электр. ресурс] / В.Н. Мясищев. – Режим доступа: www.medklassika.ru/myasishev_1960/20/ (дата обращения 08.05.2013).
47. Никитина, С.Г. Урок литературного чтения во 2-м классе в разделе «Люблю природу русскую…» по теме «Стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…», «Весенние воды» [Электр. ресурс] / С.Г. Никитина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/582981/ (дата обращения 15.05.2013).
48. Павлов, И.П. Рефлекс цели / И.П. Павлов // Рефлекс свободы. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – С. 68-74.
49. Писарев, Д.И. Избранные педагогические сочинения: Авторский сборник / Д.И. Писарев. – М.: Педагогика, 1984. – 368 с.
50. Подласый, И.П. 100 вопросов – 100 ответов (Педагогика) / И.П. Подласый. – 3-е изд. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 365 с.
51. Посашкова, Е.В. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения (на материале авторской программы по внеклассному чтению) / Е.В. Посашкова // Педагогическое образование в России. – 2009. – № 1. – С. 76-82.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
53. Салихова, Г.Г. План урока литературного чтения в 3-м классе. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза» [Электр. ресурс] / Г.Г. Салихова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/502691/ (дата обращения 15.05.2013).
54. Сомкова, О.Н. Пересказ литературного произведения как средство развития системы личностных смыслов ребенка / О.Н. Сомкова // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Петербург. науч. шк.: сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., 4–6 апр. 2007 г. – СПб.: Союз, 2007. – С. 160-165.
55. Сосновская, И.В. Литературное развитие читателя-подростка / И.В. Сосновская. – Иркутск: ИГПУ, 2012. – 160 с.
56. Стрелова, О.Ю. Концептуализация подходов советских психологов к феномену «познавательный интерес» в 60-х – 80-х гг. ХХ в. / О.Ю. Стрелова, А.В. Гашичев // Вестник Тихоокеанского государственного университета (г.Хабаровск). – 2013. – № 1 (28). – С. 265-274.
57. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.В. Дмитриева. – 2-е изд. – М.: АСТ, 2011. – 1584 с.
58. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой; сост. Н.В. Кудрявая. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 600 с.
59. Томилова, С.Д. Основы литературного развития ребенка дошкольного возраста как потенциального читателя / С.Д. Томилова // Образование и наука. – 2009. – № 2. – С. 85-96.
60. Усольцева, Т.Б. Урок литературного чтения в 3-м классе [Электр. ресурс] , Т.Б. Усольцева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/501533/ (дата обращения 15.05.2013).
61. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х кн. / К.Д. Ушинский; сост. Э.Д. Днепров. – Кн. 2. – М.: Педагогика, 1974. – 640 с.
62. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
63. Чуракова, Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 2 класс» / Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова. – Самара: ИД Федоров, 2011. – 96 с.
64. Щиплецова, Е.А. Литературное чтение по теме «С. Есенин «С добрым утром», 4-й класс (по программе «Гармония») [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512476/ (дата обращения 15.05.2013).
65. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Электр. ресурс] / Г.И. Щукина. – Режим доступа: www.twirpx.com/file/360327/ (дата обращения 08.05.2013).
66. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 384 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое мировоззрение. Полноценному развитию всех этих качеств способствует, с одной стороны, тесное общение с природой, с другой стороны – целенаправленное воспитание средствами искусства, в том числе и на основе художественной литературы. Условием, обеспечивающим целостное развитие личности ребенка, является формирование познавательного интереса.
Художественная литература занимает в воспитании младших школьников особое место. Речь, художественное слово – это так называемая «третья природа» (вслед за естественным природным и искусственным окружением). Посредством художественной литературы воспроизводятся и отражаются переживания и чувства человека, в том числе от общения с природой. Благодаря художественной литературе у детей расширяется творческое воображение, миропонимание, обостряется восприятие прекрасного. Очевидно, что открытие образного мира художественной литературы младшими школьниками следует рассматривать как условие формирования у них эстетического, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к миру природы.
Современные младшие школьники недостаточно общаются с миром природы. Поэтому возможности взаимодействия с природой для гармоничного развития детей в целом и их познавательного интереса, в частности, практически не используются.
Художественная литература выполняет информативную (познавательную), воспитывающую (воспитание личности), ориентирующую (осознание ребенком своего места в мире природы и людей), развивающую и другие важные функции. Вместе с тем, серьезную проблему современные исследователи видят в том, что учителя и школьники «…видят за литературой практически лишь одну функцию – информативную, познавательную. Это результат того, что чтение как эстетический акт уходит из жизни ученика» [55, с.25]. Недооценка эмоциональной составляющей художественной литературы идет в ущерб развитию ребенка в целом.
Таким образом, актуальность темы работы определяется имеющимися противоречиями между необходимостью развития познавательного интереса младших школьников к природе средствами художественной литературы и недостаточным вниманием к данной проблеме, ее теоретической и практической неразработанностью.
Степень изученности. Проблема познавательного интереса школьников достаточно полно разработана в трудах Г.И. Щукиной. Значительный вклад в теорию развития познавательного интереса младших школьников вносят М.В. Матюхина, Н.Г. Морозова и др. Но развитие познавательного интереса младших школьников в аспекте взаимодействия с природой рассматривается только одним автором – И.В. Гарифуллиной.
Как наиболее сензитивный период для решения задачи приобщения к миру прекрасного – искусства, природы – психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) выделяют младший школьный возраст. Ими же очерчены пути познания детьми художественных произведений.
Положение о том, что ребенок редко овладевает способом восприятия художественного произведения стихийно и самостоятельно поддерживается всеми авторами. В методических исследованиях М.Г. Качурина, М.П. Воюшиной, Г.И. Беленькой исследуется взаимосвязь детского восприятия с анализом художественного произведения, описываются методы и приемы работы с художественными произведениями в начальной школе.
В целом, проблема изучена недостаточно и фрагментарно. Нами определены подходы, избраны приемы работы с художественными произведениями, направленные на формирование у детей познавательного отношения к природе.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса к природе у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников во взаимодействии с природой.
Цель исследования состоит в определении особенностей формирования познавательного интереса к природе у младших школьников средствами художественной литературы.
Исходя из цели и предмета, в работе решаются следующие задачи:
1) исследовать специфику формирования у младших школьников познавательного интереса к природе;
2) осветить особенности использования художественной литературы в учебном процессе начальной школы;
3) проанализировать имеющиеся программы и учебники с точки зрения рассматриваемой в нашей работе проблемы;
4) экспериментально апробировать условия эффективности формирования у младших школьников познавательного интереса к природе с помощью художественной литературы;
5) дать методические рекомендации по работе с художественной литературой как средством формирования у детей познавательного отношения к природе.
Нами выдвигается гипотеза исследования о том, что формирование познавательного интереса к природе у младших школьников средствами художественной литературы будет эффективным, если:
- образный строй и выразительные приемы художественных произведений будут направлены на выявление у детей эмоциональной отзывчивости к объектам и явлениям живой природы;
- формы, методы, содержание работы будут направлены на воспитание личностного и непрагматического отношения детей к природе.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы), сравнение и обобщение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, методы качественной и количественной обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов и выводов в работе учителей начальных классов, в занятиях по чтению с младшими школьниками, при составлении программ воспитания младших школьников.
Структура работы представлена введением, двумя главами и шестью параграфами, выводами по главам, заключением, списком литературы (66 источников) и приложениями.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА 7
К ПРИРОДЕ 7
1.1. Специфика формирования познавательного интереса к природе
у младших школьников 7
1.2. Особенности использования художественной литературы
в процессе развития познавательного интереса к природе 14
1.3. Анализ программ и учебников по литературному чтению 24
Выводы по I главе 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
2.1. Организация и методы исследования. Результаты констатирующего этапа 31
2.2. Формирующий этап по развитию у детей познавательного интереса к природе на занятиях литературным чтением 38
2.3. Результативность программы формирования у младших школьников познавательного интереса на занятиях литературного чтения 44
Выводы по II главе 51
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
К ПРИРОДЕ НА ЗАНЯТИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Отличная работа, защищена на 5.
64 стр. + 31 страница приложений (таблицы, занятия и т. д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.
2. Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество / В.Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. – М.: Искусство, 1968. – С. 55-68.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Высшая школа, 2008. – 480 с.
4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
5. Беленькая, Л.И. Ребенок и книга. О читателе 8 – 9 лет / Л.И. Беленькая. – СПб.: Речь, 2009. – 76 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
7. Бойкина, М.В. Литературное чтение: метод. рекомендации к учебнику Л.Ф. Климановой. 4-й класс / М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2012. – 82 с.
8. Боровикова, Л.А. Урок литературного чтения во 2-м классе по творчеству Н.М. Рубцова [Электр. ресурс] / Л.А. Боровикова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512476/ (дата обращения 16.05.2013).
9. Васильева, М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – М.: Изд-во МГПУ, 2009. – 120 с.
10. Волкова, Т.А. Урок чтения в 3-м классе по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш» [Электр. ресурс] / Т.А. Волкова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/516440/ (дата обращения 15.05.2013).
11. Воюшина, М.П. Вызовы времени и учебники нового поколения по литературному чтению / М.П. Воюшина // Вестник Герценовского университета. – 2007. – № 7. – С. 52-55.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский // Мышление и речь: Автор. сборник. – М.: АСТ, 2011. – С. 467-565.
13. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Психология развития человека: Авторский сборник. – М.: Смысл, 2003. – С. 208-547.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред.и со вступ. ст. В.В. Давыдова. – М.: АСТ, 2008. – 672 с.
15. Гарифуллина, И.В. Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников во взаимодействии с природой: Автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Гарифуллина. – М., 2003. – 24 с.
16. Голованова, Л.И. Литературное чтение. М.М. Пришвин. «Золотой луг» [Электр. ресурс] / Л.И. Голованова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512915/ (дата обращения 15.05.2013).
17. Горшкова, Л.А. Урок по внеклассному чтению по теме «Человек – добрый и мудрый хозяин природы в произведениях Пришвина» [Электр. ресурс] / Л.А. Горшкова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/538452/ (дата обращения 15.05.2013).
18. Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. – Тула: Автограф, 2010. – 200 с.
19. Гурович, Л.М. О содержании ознакомления детей с художественной литературой в детском саду / Л.М. Гурович // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: СПбГУ, 2010. – С. 40-45.
20. Давыдова, Л.С. Природа и ее художественный образ в воспитании нравственно-эстетических чувств дошкольников / Л.С. Давыдова // Вестник Северо-Восточного государственного университета. – 2009. – № 12. – С. 67-71.
21. Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 2012. – 300 с.
22. Дмитриенко, В.А. О психолого-педагогической природе познавательного интереса / В.А. Дмитриенко, Е.А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 2. – С. 3-8.
23. Дудчик, С.В. Эскорт познавательных интересов школьника / С.В. Дудчик // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 30-34.
24. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Метод. пособие. – 3-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 224 с.
25. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в свете современных требований / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 73-77.
26. Ефросинина, Л.А. Программа «Литературное чтение в современной начальной школе» / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 100 с.
27. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителей / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
28. Иванова, О.М. Урок литературного чтения в 3-м классе на тему «С.Я. Маршак. Стихи» [Электр. ресурс] / О.М. Иванова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624464/ (дата обращения 15.05.2013).
29. Игнатенко, В.С. Конспект урока чтения в 3-м классе по теме: А.Н. Плещеев «Стихи» [Электр. ресурс] / В.С. Игнатенко. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/310179/ (дата обращения 16.05.2013).
30. Игнатьева, Т.Н. Урок внеклассного чтения по литературе «Родная природа и мы» [Электр. ресурс] / Т.Н. Игнатьева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/518395/ (дата обращения 15.05.2013).
31. Капустина, Н.Г. Познавательные интересы младших школьников / Н.Г. Капустина // Начальная школа До и После. – 2010. – № 2. – С. 10-15.
32. Кашина, Т.И. Урок внеклассного чтения «Знай и люби родную природу!». 4-й класс [Электр. ресурс] / Т.И. Кашина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/628935/ (дата обращения 16.05.2013).
33. Кашина, Т.И. Урок внеклассного чтения. 4-й класс. «Загадки природы» по произведениям И.И. Акимушкина [Электр. ресурс] / Т.И. Кашина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532393/ (дата обращения 15.05.2013).
34. Кашкарева, Е.Ф. Урок чтения в 4-м классе по теме «Мир природы весной в поэзии А.К. Толстого и А. Плещеева» [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/568943/ (дата обращения 15.05.2013).
35. Кисть, Е.А. Педагогическая ценность чтения художественных произведений в начальной школе / Е.А. Кисть // Гуманитарные исследования. – 2008. – № 4. – С. 176-181.
36. Комплекты и содержательные линии учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях: Приложение к приказу Минобразования России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/2004/17/6.htm (дата обращения 14.05.2013).
37. Критарова, Ж.Н. Литературное чтение в начальной школе: учебники нового поколения / Ж.Н. Критарова // Филология и культура. – 2011. – № 23. – С. 297-300.
38. Кубасова, О.В. Литературное чтение. 1 класс (программа «Гармония) / О.В. Кубасова. – М.: Ассоциация XXI век, 2011. – 176 с.
39. Курносова, С.А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе / С.А. Курносова // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 2. – С. 42-47.
40. Левин, В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В.А. Левин. – СПб.: Речь, 2010. – 80 с.
41. Левин, В.А. Психологические особенности формирования художественного восприятия литературных произведений у младшего школьника: Автореф. дис. … канд. психол. наук / В.А. Левин. – М., 2009. – 24 с.
42. Макаревич, Г.В. Российские учебники «Литературное чтение» для школьников 1 – 4 классов: социокультурный анализ / Г.В. Макаревич // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 10. – С. 73-81.
43. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – 3-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 120 с.
44. Меркин, Г.С. Место и роль курса литературного чтения в условиях реализации стандартов начального образования / Г.С. Меркин // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2012. – Т. 3. № 2. – С. 63-73.
45. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 120 с.
46. Мясищев, В.Н. О потребностях как отношениях человека [Электр. ресурс] / В.Н. Мясищев. – Режим доступа: www.medklassika.ru/myasishev_1960/20/ (дата обращения 08.05.2013).
47. Никитина, С.Г. Урок литературного чтения во 2-м классе в разделе «Люблю природу русскую…» по теме «Стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…», «Весенние воды» [Электр. ресурс] / С.Г. Никитина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/582981/ (дата обращения 15.05.2013).
48. Павлов, И.П. Рефлекс цели / И.П. Павлов // Рефлекс свободы. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – С. 68-74.
49. Писарев, Д.И. Избранные педагогические сочинения: Авторский сборник / Д.И. Писарев. – М.: Педагогика, 1984. – 368 с.
50. Подласый, И.П. 100 вопросов – 100 ответов (Педагогика) / И.П. Подласый. – 3-е изд. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 365 с.
51. Посашкова, Е.В. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения (на материале авторской программы по внеклассному чтению) / Е.В. Посашкова // Педагогическое образование в России. – 2009. – № 1. – С. 76-82.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
53. Салихова, Г.Г. План урока литературного чтения в 3-м классе. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза» [Электр. ресурс] / Г.Г. Салихова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/502691/ (дата обращения 15.05.2013).
54. Сомкова, О.Н. Пересказ литературного произведения как средство развития системы личностных смыслов ребенка / О.Н. Сомкова // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Петербург. науч. шк.: сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., 4–6 апр. 2007 г. – СПб.: Союз, 2007. – С. 160-165.
55. Сосновская, И.В. Литературное развитие читателя-подростка / И.В. Сосновская. – Иркутск: ИГПУ, 2012. – 160 с.
56. Стрелова, О.Ю. Концептуализация подходов советских психологов к феномену «познавательный интерес» в 60-х – 80-х гг. ХХ в. / О.Ю. Стрелова, А.В. Гашичев // Вестник Тихоокеанского государственного университета (г.Хабаровск). – 2013. – № 1 (28). – С. 265-274.
57. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.В. Дмитриева. – 2-е изд. – М.: АСТ, 2011. – 1584 с.
58. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой; сост. Н.В. Кудрявая. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 600 с.
59. Томилова, С.Д. Основы литературного развития ребенка дошкольного возраста как потенциального читателя / С.Д. Томилова // Образование и наука. – 2009. – № 2. – С. 85-96.
60. Усольцева, Т.Б. Урок литературного чтения в 3-м классе [Электр. ресурс] , Т.Б. Усольцева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/501533/ (дата обращения 15.05.2013).
61. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х кн. / К.Д. Ушинский; сост. Э.Д. Днепров. – Кн. 2. – М.: Педагогика, 1974. – 640 с.
62. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
63. Чуракова, Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 2 класс» / Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова. – Самара: ИД Федоров, 2011. – 96 с.
64. Щиплецова, Е.А. Литературное чтение по теме «С. Есенин «С добрым утром», 4-й класс (по программе «Гармония») [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512476/ (дата обращения 15.05.2013).
65. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Электр. ресурс] / Г.И. Щукина. – Режим доступа: www.twirpx.com/file/360327/ (дата обращения 08.05.2013).
66. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 384 с.

Купить эту работу

Формирование у младших школьников интереса к природе средствами художественной литературы

3000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

1 марта 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
АленаИгоревна
4.3
Старые заказчики, делайте персональный заказ, только так я смогу о нём узнать.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе АленаИгоревна 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе АленаИгоревна 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе АленаИгоревна 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе АленаИгоревна 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Портфолио (Дисциплина "Классное руководство")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Сравнение пояснительных записок программ по литературе под ред. В.Ф. Чертова, по ред. Г.С. Меркина

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Рецензия на учебник УМК по литературе для 5 класса под ред. В.Ф. Чертова, Аннотация на методические рекомендации по УМК по литературе под ред. В.Я. Ко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Занятие по английскому языку "Animals around us" для детей 6-7 лет. Методические рекомендации к нему.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

конспект урока по английскому языку 5 класс "dress right"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Написание конспектов для воспитателей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Проект развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Оформление картотек для детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Сравнение программ : Екжанова, Стребелева / Баряева, Гаврилушкина (олигофренопедагогика)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽