На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Помоги! Срочно выполнить дипломную работу по педагогике. Есть буквально 7 дней. Тема работы «Формирование универсальных учебных действий младших шкоьников в рамках образовательной системы.
».
На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Сегодня в педагогике, психологии и образовательной практике всё большее признание получает мнение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия (УУД), имеющие приоритетное значение по сравнению с узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать технологии, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Вслед за А.Г. Асмоловым мы полагаем, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность спо
Показать всесобов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Познавательные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Анализ предмета «обучение грамоте» позволил нам выявить те УУД, которые формируются при изучении данного предмета. Так, умение слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, интерес к изучению родного языка и чтению способствуют формированию личностных УУД. Формулирование темы урока и определение задания исходя из подсказок учителя, определение последовательности действий при выполнении задания, сравнение своего ответа с ответами одноклассников и с эталоном обеспечивают формирование регулятивных УУД. Запоминание образа и названия букв, звуковой анализ слов и слогов, определение типов слогов, определение способа чтения звуков в зависимости от позиции в слове, чтение различных текстов способствуют формирование познавательных УУД. Ответы на вопросы по содержанию текста, рассказ по сюжетным картинкам и наблюдениям, ведение беседы на заданную тему, последовательный пересказ прочитанного обеспечивают формирование коммуникативных УУД.
Проведённый нами констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности УУД показал, что навыки и умения 20,00% учащихся соответствовали низкому уровню, 46,67% среднему, и 33,33% высокому. Полученные результаты позволяют утверждать, что формирование УУД является насущной необходимостью современной образовательной системы. В соответствии с вышесказанным в следующем параграфе представлена методика формирования у младших школьников познавательных УУД в рамках уроков обучения грамоте.
Нами были проведен цикл занятий по обучению грамоте. Разрабатывая занятия, мы учитывали, что обучение грамоте очень важный начальный период овладения младшими школьниками русским языком. От глубины приобретенных знаний и прочности сформированных на обозначенном этапе умений и навыков в существенной степени зависит успех дальнейшей учебно-воспитательной работы в этом направлении. Мы провели уроки на следующие темы: «Слово», «Слог», «Гласные и согласные звуки», «Предложение. Слово. Звуки и буквы. Ударение (Обобщение)».
В течение всего учебного процесса мы наблюдали за изменением навыков и умений учащихся, фиксировали их достижения. По окончании проведения запланированных уроков мы оценили УУД каждого из 30 учащихся по тому же принципу, что и на этапе констатирующего эксперимента. После проведенных нами уроков обучения грамоте соотношение выделенных уровней существенно изменилось. Так, на низком уровне не остался ни один ученик. Средний уровень сформированности УУД показали 50,00% учащихся, и высокий – также 50,00%. Полученные данные позволяют утверждать, что определённым образом построенное обучение позволяет существенно повышать уровень сформированности УУД. Скрыть
Введение
Актуальность. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестаёт быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чём же заключается её задача? В том, что школа способствует интеграции, обобщению, осмыслению новых знаний, увязыванию их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначени
Показать всея школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надёжный путь кардинального повышения качества обучения.
Следует отметить, что формирование УУД целесообразно начинать в начальной школе, так как это позволяет конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Концепция развития УУД необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования.
Степень научной разработанности проблемы. Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Методике обучения грамоте посвящены труды Г.А. Бакулиной, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.И. Зиновьевой, О.Е. Курлыгиной, М.Р. Львова, О.В. Прониной, Т.Г. Рамзаевой, Т.П. Сальниковой, Л.С. Трегубовой и др. Диссертационные исследования, посвящённые особенностям обучения грамоте младших школьников, выполнили Г.В. Ванькова, Л.В. Воровченко, Е.А. Зверева, М.И. Кузнецова, О.В. Соболева и др.
Объектом исследования являются младшие школьники, предметом – формирование УУД у младших школьников в рамках образовательной системы.
Цель исследования – повысить уровень сформированности УУД у младших школьников.
Гипотеза исследования: уроки в начальной школе, организованные в соответствии с современными образовательными требованиями, способствуют формированию УУД.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить понятие УУД;
- выявить УУД, формируемые в рамках образовательной системы младшей школы;
- разработать и представить методику обучения УУД младших школьников;
- определить уровни сформированности УУД до и после внедрения авторской методики.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовой документации по проблеме; синтез, дедукция, индукция и систематизация научных положений; обобщение, сравнение эмпирического материала, аналогии; изучение учебных материалов; корректировка и уточнение базовых понятий; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической обработки.
Научная новизна:
- разработан комплекс методических приёмов и средств формирования УУД;
- определено содержание работы по формированию УУД;
- предложены критерии оценки результатов по формированию УУД младших школьников.
Дипломная работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психолого-педагогической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы дипломной работы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла изучения формирования УУД у младших школьников;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, написание части работы, характеризующей теоретические основы формирования УУД у младших школьников;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены результаты внедрения методики формирования УУД у младших школьников.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Анализ предмета «обучение грамоте» позволил нам выявить те УУД, которые формируются при изучении данного предмета. Умение слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, интерес к изучению родного языка и чтению способствуют формированию личностных УУД. Формулирование темы урока и определение задания исходя из подсказок учителя, определение последовательности действий при выполнении задания, сравнение своего ответа с ответами одноклассников и с эталоном обеспечивают формирование регулятивных УУД. Запоминание образа и названия букв, звуковой анализ слов и слогов, определение типов слогов, определение способа чтения звуков в зависимости от позиции в слове, чтение различных текстов способствуют формирование познавательных УУД. Ответы на вопросы по содержанию текста, рассказ по сюжетным картинкам и наблюдениям, ведение беседы на заданную тему, последовательный пересказ прочитанного обеспечивают формирование коммуникативных УУД.
2. Разрабатывая занятия, мы учитывали, что обучение грамоте очень важный начальный период овладения младшими школьниками русским языком. От глубины приобретенных знаний и прочности сформированных на обозначенном этапе умений и навыков в существенной степени зависит успех дальнейшей учебно-воспитательной работы в этом направлении. Мы провели уроки на следующие темы: «Слово», «Слог», «Гласные и согласные звуки», «Предложение. Слово. Звуки и буквы. Ударение (Обобщение)».
3. На этапе констатирующего эксперимента высокий уровень сформированности УУД продемонстрировали 33,33% учащихся, средний – 46,67% и низкий – 20,00%. После проведенных нами уроков обучения грамоте соотношение уровней существенно изменилось. Так, на низком уровне не остался ни один ученик. Средний уровень сформированности УУД показали 50,00% учащихся, и высокий – также 50,00%. Полученные данные позволяют утверждать, что соответствующим образом разработанная педагогическая методика позволяет существенно повышать уровень сформированности УУД.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 50 позиций. Общий объём работы – 74 страницы. Скрыть
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников
универсальных учебных действий 8
1.1. Понятие универсальных учебных действий 8
1.2. Характеристика универсальных учебных действий младших
школьников 13
1.3. Универсальные учебные действия, формируемые в рамках учебной
программы 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическая работа по формированию у младших школьников
универсальных учебных действий 32
2.1. Констатирующий эксперимент по определению уровня
сформированности универсальных учебных действий 32
2.2. Методика обучения младших школьников универсальным учебным
действиям 39
2.3. Итоги реализации методики обучения младших школьников
универсальным учебным действиям 58
Выводы по второй главе 65
Заключение 66
Список литературы 69
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008.
2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: Пособие для учителя / Г.А. Бакулина. – М.: Владос, 2004. – 239 с.
3. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. - №5.
4. Бирюкова Ю.О. Система работы учителя по формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю.О. Бирюкова // Грани познания. – 2013. - №2.
5. Бондарева И.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников / И.И. Бондарева // Нижегородское образован
Показать всеие. – 2010. - №1. – С. 114 – 118.
6. Бондаренко Г.И. Чтение как вид универсальных учебных действий младших школьников / Г.И. Бондаренко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. - №7. – С. 26 – 31.
7. Ванькова Г.В. Оптимизация учебной деятельности младших школьников в период обучения грамоте: Дис. канд. пед. наук. – М., 2011. – 150 с.
8. Веряев А.А. Конструктивистский подход к формированию универсальных учебных действий младших школьников / А.А. Веряев, Т.А. Глухова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. – 2013. - №14-15. – С. 115 – 120.
9. Витковская И.М. Опыт формирования универсальных учебных действий у младших школьников / И.М. Витковская // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1. - №2. – С. 62 – 68.
10. Волкова А.А. Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий у младших школьников / А.А. Волкова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2012. - №2. – С. 24 – 28.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Союз, 2006. – 224 с.
12. Гальперин П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. – М.: АСТ, 2008. – 400 с.
13. Гурьева Н. Обучаем грамоте / Н. Гурьева. – М.: Паритет, 2012. – 80 с.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
15. Даутова О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьников в современном образовании: Дис. д-ра пед. наук. – СПб, 2011. – 408 с.
16. Денисова А.А. Мониторинг уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников / А.А. Денисова, И.С. Толомеева // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Т. 4. - №1.
17. Джежелей О. Обучение грамоте. Иллюстрированная методика / О Джеджелей. – М.: Дрофа, 2006. – 464 с.
18. Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты / Р.А. Дунилова, Л.Г. Бобрикова // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – Т. 3. – С. 5 – 10.
19. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 – 4 классов / А.З. Зак. – М.: Интеллект-Центр, 2002. – 408 с.
20. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: Инновации и эксперимент. – 2010. - №2. – С. 11 – 12.
21. Коробова О.В. Обучение первоклассников грамоте на основе формирования графического действия: Дис. канд. пед. наук. – М., 2004. – 239 с.
22. Курлыгина О.Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте / О.Е. Курлыгина // Начальная школа. – 2010. - №8. – С. 50 – 53.
23. Ларионова С.А. Реализация интегративного подхода в системе обучения первоклассников грамоте: Дис. канд. пед. наук. – Тамбов, 2009. – 226 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 352 с.
25. Лукьянович А.К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе внеурочной деятельности / А.К. Лукьянович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. - №3.
26. Мальчевская М.Л. Формирование коммуникативных универсальных действий у младших школьников в процессе начального литературного образования / М.Л. Мальчевская, А.С. Сергеева // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Т. 4. - №1.
27. Марахова В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / В.А. Марахова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2013. - №3.
28. Маркова В.С. Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами теории актуального членения предложения / В.С. Маркова, Р.И. Шашкова // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2013. - №1. – С. 164 – 169.
29. Микляева Н. Методические условия обучения детей грамоте / Н. Микляева, Ю. Микляева. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 112 с.
30. Ожигина С.П. Формирование знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников через моделирование / С.П. Ожигина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. – Т. 2. - №1. – С. 183 – 186.
31. Петракова О. Уроки обучения грамоте. Практическое пособие / О. Петракова. – М.: ТЦ «Учитель», 2002. – 296 с.
32. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И.В. Петрова // Молодой учёный. – 2011. - №5-2. – С. 151 – 155.
33. Пономарёва Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е.А. Пономарёва // Муниципальное образование: Инновации и эксперимент. – 2010. - №2. – С. 39 – 42.
34. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального школьного образования. – М.: Просвещение, 2009.
35. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1997.
36. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте / Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 144 с.
37. Седакова В.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении математических задач / Е.В. Сидоренко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. - №9. – С. 145 – 154.
38. Сидоренко Е.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения / А.В. Сидоренко, И.И. Николаева // Альманах современной науки и образования. – 2013. - №7. – С. 130 – 132.
39. Скрипова Н.Е. Подготовка педагогов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников / Н.Е. Скрипова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. - №7.
40. Сюсюкина И.Е. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности: Дис. канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2010. – 205 с.
41. Фатеева Т.С. Работа с информацией как универсальное учебное действие младшего школьника / Т.С. Фатеева // Начальное образование. – 2010. - №5. – С. 38 – 41.
42. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный документ] / А.В. Федотова // Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/
43. Халидов М.М. Концепция формирования универсальных учебных действий младших школьников / М.М. Халидов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. - №1. – С. 84 – 90.
44. Чистякова Н.Н. Формирование познавательных УУД (сравнение и классификация) на уроках обучения грамоте в УМК «Диалог» / Н.Н. Чистякова, М.П. Воюшина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Т. 4. - №2. – С. 317 – 322.
45. Чистякова О. Обучение грамоте / О. Чистякова. – М.: Литера, 2012. – 160 с.
46. Чумакова И.А. Формирование универсальных учебных действий младшего школьника средствами проектно-задачной технологии / И.А. Чумакова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2012. - №11. – С. 139 – 146.
47. Шальнова И.Г. Использование технологии деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий / И.Г. Шальнова // Научный поиск. – 2012. - №21.
48. Шаршов И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий / И.А Шаршов, М.И. Субботкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. - №12. – С. 181 – 185.
49. Шевцова Е.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников / Е.А. Шевцова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013. - №2. – С. 28 – 32.
50. Эльконин Д.Б. Опосредование. Действие. Развитие / Д.Б. Эльконин. – М.: Эрго, 2010. – 280 с. Скрыть
Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.
Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.
Заполнить форму
Оценим бесплатно
за 10 минут
Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать дипломную работу