Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста средствами комбинированной аппликации.

  • 88 страниц
  • 2014 год
  • 1267 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность.В современном мире возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Люди с глубокой древности понимали значение и действенность эстетического воспитания. Некоторым мыслителям казалось, что с помощью эстетического воспитания можно даже перестроить общество, установить царство гармонии и справедливости. Великий немецкий поэт Ф. Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании» писал, что такое воспитание уничтожит разобщенность личностей и объединит в братский союз враждующее человечество. «Нужно пойти по пути эстетики, – писал он, либо только путем красоты можно достичь свободы». «Красота спасет мир!» – восклицал Ф.М. Достоевский. А.Н. Скрябин надеялся при помощи музыки разрешить все противоречия действительности. Несмотря на преувеличенность влияния эстетики в этих взглядах (ибо такие проблемы сейчас решаются социально), они свидетельствуют об огромном значении эстетического воспитания в жизни человечества.
Дальнейшее развитие теория эстетического воспитания получила в трудах Д.Б.Кабалевского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Б.М.Неменского, В.А.Сухомлинского, Л.И.Толстого, К.Д.Ушинского, С.Т. Шацкого. Их принципы теории и практики эстетического воспитания получили всеобщее признание[7].
По мнению ученых, чувство прекрасного формирует в ребенке особые положительные эмоциональные состояния, активизирует интерес к жизни, обостряет любознательность, оказывает положительную динамику в развитии всех психических процессов.
На современном этапе Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.
В программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста выделен специальный раздел по художественно-эстетическому развитию. Традиционно в этом разделе выделены такие виды деятельности дошкольников, как: музыкальные, изобразительный (рисование, лепка, аппликация), конструирование, театральная. Знакомство с каждым художественно-эстетическим видом подразумевает применение общих и специальных методов и форм эстетического воспитания. От возраста к возрасту материал усложняется. К тому же эстетическое воспитание пронизывает и другие виды деятельности детей, окружающее пространство.
Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.
Одним из способов развития эстетического вкуса является аппликация как разновидность художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников.
Возможности аппликации велики и разнообразны для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса, развития мелкой моторики, аккуратности и старательности.
К. М. Лепилов, Н. П. Ткаченко и др., рекомендовали воспитателям показывать на занятиях приемы вырезания, разработали образцы для воспроизведения их дошкольниками в аппликации. Рекомендации данных педагогов затем легли в основу разработки вопросов обучения изобразительной деятельности в детском саду, осуществленной Н. П. Сакулиной, И. Л. Гусаровой, Т. Г. Казаковой и др.
В методических пособиях В. И. Паллон, Е. А. Коссаковской, Л. Г. Суховской и др. были определены и сформулированы основные задачи и последовательность обучения аппликации в младшей, средней и старшей группах. Г.Н. Пантелеев и др. представил большое количество образцов по декоративной, сюжетно-тематической аппликации, предлагает элементы для оформления помещений детского сада к праздникам.
Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности в обучении аппликации в разных возрастных группах были даны в пособии И. Л. Гусаровой «Аппликация в детском саду». Автор практически показал пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале, исходя из особенностей усвоения детьми приемов вырезания, раскладывания, наклеивания. Таким образом, аппликация рассматривается как важное средство эстетического воспитания дошкольников, формирования их конструктивных, творческих способностей и эстетического вкуса.
В большей степени на развитии эстетического вкуса и полноценное психическое развитие оказывает комбинированная аппликация. Такой вид аппликации сочетает в себе использование различных техник и видов аппликации. Использование данного вида аппликации требует от дошкольников обширных знаний и умений в сочетании различных техник аппликации в одной работе таким образом, чтобы они сочетались друг с другом и подчеркивали сюжет работы.
Вместе с тем при воспитании у дошкольников эстетического чувства средствами комбинированной аппликации возникают следующие проблемы:
 на практике педагоги не в полной мере реализую возможности окружающего пространства, предметы и произведения;
 не в полной мере на занятиях знакомят дошкольников с разными видами и техниками аппликации;
 не обучают дошкольников приемам совмещения разных видов и техник аппликации;
 не учитывают индивидуальные психолого-педагогические особенности дошкольников;
 используют традиционные методы, приемы и формы воспитания эстетического вкуса;
 отсутствует учебно-методическая литература по обучению дошкольников комбинированной аппликации как средства воспитания эстетического чувства.
Данные проблемы и обусловили выбор темы выпускной и квалификационной работы.
Цель:разработать рабочую тетрадь и систему занятий по комбинированной аппликации, направленные на развитие эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками использовать технику комбинированной аппликации, то это будет способствовать формированию их эстетического вкуса.
Объект исследования: процесс развития эстетического вкуса средствами комбинированной аппликации.
Предмет исследования: аппликационные умения детей младшего дошкольного возраста, необходимые для комбинированной аппликации.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования эстетического вкуса младших дошкольников в процессе выполнения комбинированной аппликации.
2. Разработать рабочую тетрадь и систему занятий по комбинированной аппликации.
3. На практике апробировать рабочую тетрадь и систему занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
4. Определить эффективность проведенной работы.
Методы исследования:
1) анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) наблюдение;
3) констатирующий эксперимент;
4) формирующий (обучающий эксперимент) эксперимент;
5) диагностика по выявлению эффективности обучающего эксперимента.
Научная новизна: Разработана и апробирована «Рабочая тетрадь», включающая систему заданий по комбинированной аппликации, способствующая развитию эстетического вкуса младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость. Данная рабочая тетрадь поможет воспитателям детских садов в развитии эстетического вкуса младшего дошкольного возраста.
База исследования:
Работа состоит издвух глав, введения, заключения, приложения.

Введение 4
Глава 1. Теоретическо-методические аспекты развития эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста 9
1.1 Значение художественно-эстетического воспитания в системе дошкольного образования 9
1.2 Формы и методы развития эстетического вкуса в современном дошкольном образовательном учреждении 14
1.3 Аппликация. Значение занятий аппликацией для всестороннего развития дошкольников 29
1.4 Анализ стандарта ГОСО и программ по изобразительной деятельности в ДОУ 35
Вывод по 1 главе 40
Глава 2. Методические аспекты развития эстетического вкуса детей дошкольного возраста средствами комбинированной аппликации 42
2.1 Комбинированная аппликация как средство развития эстетического вкуса у детей дошкольного возраста 42
2.2 Цель, задачи и организация работы по развитию эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста 44
2.3 Диагностика развития эстетического вкуса и аппликационных умений у детей младшего дошкольного возраста. (Констатирующий эксперимент) 48
2.4 Развитие эстетического вкуса детей младшего дошкольного возраста путем внедрения в учебный процесс занятий по комбинированной аппликации. (Обучающий эксперимент) 51
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложение 68
Приложение 1 68
Приложение 2 69
Приложение 3 72
Приложение 4 74
Приложение 5 87


На современном этапе активно стали обсуждаться вопросы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание способствует гармонизации развивающейся личности дошкольника.
Вся система эстетического воспитания направлена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее
Идеи эстетического воспитания зародились в глубинной древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменились, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней.
Эстетическое воспитание способствует выработке и совершенствованию в человеке способности воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его
На протяжении развития исторической цивилизации педагоги выработали и активно применяют различные методы и формы эстетического воспитания. К ним относится, природа, произведения искусств, развивающая среда и проч.
В программах воспитания и обучения России и Казахстана заложено содержание по аппликационной деятельности, цель, задачи и способы овладения практическими навыками. Но если в программах России уже с младшего возраста акцентируется внимание на формировании эстетического вкуса, то в программе обучения и воспитания «Зерек Бала» вопросы эстетического воспитания рассматриваются со среднего возраста.
Эстетическое развитие дошкольников можно начинать с обучения аппликации. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. С помощью комбинированной аппликации, которая представляет собой создание изображения с помощью различных материалов и использования различных техник, развивается не только эстетическое отношение к изображаемому объекту, но и реалистичность восприятия окружающих объектов.
Для достижения цели и гипотезы было проведено исследование уровня аппликационных умений и эстетического развития. В эксперименте участвовали 18 детей в возрасте 4 лет. Основным методом исследования было наблюдение за деятельностью дошкольников на занятиях по аппликации. Результаты наблюдения заносились в диагностические таблицы в соответствии с составленными критериями. Было отмечено, что все дошкольники имеют низкий уровень аппликационных умений и эстетического развития. Дошкольники располагали предметы на листе в хаотичном порядке, смогли назвать только 1 цвет, не смогли самостоятельно выбрать цвет фона. Затрудняется самостоятельно подобрать цвет и фактуру бумаги к предмету или животному, определить размер предмета. Не смоглисоотнести название и геометрическую фигуру, но иногда называли одну из фигур (чаще всего это бывает круг). При выполнении работы не могли показать и назвать части тела того или иного животного.Не владеют навыком наклеивания. В техники комканья бумаги, выполняли работу только с помощью воспитателя. На выполнение какой либо работы откликается с равнодушием, в конце занятия не выражает свои эмоции о сделанной работе. В создании аппликации старается сделать все по минимуму, не украшая и не добавляя мелких деталей. Дети не испытывали эстетической потребности и не имеют зачатков эстетического вкуса.
Для развития аппликационных умений и эстетического развития дошкольники были поделены на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную по 9 человек в каждой. Занятия с детьми контрольной группы проводилась по традиционной методике. Дошкольники экспериментальной группы обучались по рабочей тетради и овладевали комбинированной аппликацией.Для развития эстетического вкуса средствами комбинированной аппликации у младших дошкольников были составлены тематическое планирование, разработана рабочая тетрадь и составлены конспекты занятий.
После обучающего эксперимента дошкольники обеих групп были повторно обследованы. Так были выделены следующие группы:
Низкий уровень - 1 человекКГ;
Средне-низкий уровень - 6 человекКГ;
Средний уровень - 1человек ЭГ, 2 человека КГ;
Средне-высокий уровень - 3человека ЭГ,
Высокий уровень - 5 человек ЭГ.
Уровень аппликационных умений и эстетического развитиялучше развит у дошкольников ЭГ. Использование рабочей тетради и обучение комбинированной аппликации оказывает положительное влияние на развитие аппликационных умений и эстетическое развитие.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

1. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004. – 326с.
2. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. -247с.
3. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006. -57с.
4. Аубикирова Р.Ж. Вариативные образовательные программы дошкольного детства России и Казахстана//Историческая и социально-образовательная мысль. 2013 № 18 (2). С.54
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва —Воронеж, 1995.-302с.
6. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997. -240с.
7. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. -87с.
8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.-272с.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: 1999.-344с.
10. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.-199с.
11. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение младшего дошкольника. М.: 2000. -152с.
12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой и др. – СПб., 2004. -244с.
13. Доронова Т.Н. Младший возраст. Планирование работы с детьми. М.: 2007.-110с.
14. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2. С. 34-41
15. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.-216с.
16. Дошкольная педагогика/ Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина ю –М.: Просвещение,1978. -270с.
17. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М., 2001.-194с.
18. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М, 1986
19. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.,1996. -159с.
20. Калашникова Т.М., Новогренко Г.Н., Матвиенко Н.И., Кутергина Н.В., Жигайло Г.Ю. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). – Астана, 2009. – 100 с
21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для стед..сред.пед.учеб.заведений. – М., 2000. – 416с.
22. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995. – 147 с.
23. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.-288с.
24. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М., «Просвещение», 1977 г. – 253с.
25. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004-124с.
26. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Русскова) - М.: Просвещение, 1986.-398с.
27. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М.: 2002. -89с.
28. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада /Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 1987.-287с.
29. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М: 1999.-240с.
30. Пилюгина Э.Г. Познавательное развитие. М.: 2000. -156с.
31. Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А. Под ред. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.-208с.
32. Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1999.-583с.
33. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.-203с.
34. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Издательство «БРЭ», 1993.-1458с.
35. СкаткинМ.Н. «Как учить творчеству» // Педагогика. 2004. № 8. С.21-26
36. Тестов В.А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения // Педагогика. 2004. № 8. С. 15-23
37. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 336с.
38. Усова А.П., Обучение в детском саду, М.: Просвящение, 1970. -176с.
39. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002 – 490 с.
40. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: сост. И ред. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.
41. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1985. -207с.
42. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред.Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.-256с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность.В современном мире возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Люди с глубокой древности понимали значение и действенность эстетического воспитания. Некоторым мыслителям казалось, что с помощью эстетического воспитания можно даже перестроить общество, установить царство гармонии и справедливости. Великий немецкий поэт Ф. Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании» писал, что такое воспитание уничтожит разобщенность личностей и объединит в братский союз враждующее человечество. «Нужно пойти по пути эстетики, – писал он, либо только путем красоты можно достичь свободы». «Красота спасет мир!» – восклицал Ф.М. Достоевский. А.Н. Скрябин надеялся при помощи музыки разрешить все противоречия действительности. Несмотря на преувеличенность влияния эстетики в этих взглядах (ибо такие проблемы сейчас решаются социально), они свидетельствуют об огромном значении эстетического воспитания в жизни человечества.
Дальнейшее развитие теория эстетического воспитания получила в трудах Д.Б.Кабалевского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Б.М.Неменского, В.А.Сухомлинского, Л.И.Толстого, К.Д.Ушинского, С.Т. Шацкого. Их принципы теории и практики эстетического воспитания получили всеобщее признание[7].
По мнению ученых, чувство прекрасного формирует в ребенке особые положительные эмоциональные состояния, активизирует интерес к жизни, обостряет любознательность, оказывает положительную динамику в развитии всех психических процессов.
На современном этапе Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.
В программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста выделен специальный раздел по художественно-эстетическому развитию. Традиционно в этом разделе выделены такие виды деятельности дошкольников, как: музыкальные, изобразительный (рисование, лепка, аппликация), конструирование, театральная. Знакомство с каждым художественно-эстетическим видом подразумевает применение общих и специальных методов и форм эстетического воспитания. От возраста к возрасту материал усложняется. К тому же эстетическое воспитание пронизывает и другие виды деятельности детей, окружающее пространство.
Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.
Одним из способов развития эстетического вкуса является аппликация как разновидность художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников.
Возможности аппликации велики и разнообразны для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса, развития мелкой моторики, аккуратности и старательности.
К. М. Лепилов, Н. П. Ткаченко и др., рекомендовали воспитателям показывать на занятиях приемы вырезания, разработали образцы для воспроизведения их дошкольниками в аппликации. Рекомендации данных педагогов затем легли в основу разработки вопросов обучения изобразительной деятельности в детском саду, осуществленной Н. П. Сакулиной, И. Л. Гусаровой, Т. Г. Казаковой и др.
В методических пособиях В. И. Паллон, Е. А. Коссаковской, Л. Г. Суховской и др. были определены и сформулированы основные задачи и последовательность обучения аппликации в младшей, средней и старшей группах. Г.Н. Пантелеев и др. представил большое количество образцов по декоративной, сюжетно-тематической аппликации, предлагает элементы для оформления помещений детского сада к праздникам.
Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности в обучении аппликации в разных возрастных группах были даны в пособии И. Л. Гусаровой «Аппликация в детском саду». Автор практически показал пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале, исходя из особенностей усвоения детьми приемов вырезания, раскладывания, наклеивания. Таким образом, аппликация рассматривается как важное средство эстетического воспитания дошкольников, формирования их конструктивных, творческих способностей и эстетического вкуса.
В большей степени на развитии эстетического вкуса и полноценное психическое развитие оказывает комбинированная аппликация. Такой вид аппликации сочетает в себе использование различных техник и видов аппликации. Использование данного вида аппликации требует от дошкольников обширных знаний и умений в сочетании различных техник аппликации в одной работе таким образом, чтобы они сочетались друг с другом и подчеркивали сюжет работы.
Вместе с тем при воспитании у дошкольников эстетического чувства средствами комбинированной аппликации возникают следующие проблемы:
 на практике педагоги не в полной мере реализую возможности окружающего пространства, предметы и произведения;
 не в полной мере на занятиях знакомят дошкольников с разными видами и техниками аппликации;
 не обучают дошкольников приемам совмещения разных видов и техник аппликации;
 не учитывают индивидуальные психолого-педагогические особенности дошкольников;
 используют традиционные методы, приемы и формы воспитания эстетического вкуса;
 отсутствует учебно-методическая литература по обучению дошкольников комбинированной аппликации как средства воспитания эстетического чувства.
Данные проблемы и обусловили выбор темы выпускной и квалификационной работы.
Цель:разработать рабочую тетрадь и систему занятий по комбинированной аппликации, направленные на развитие эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками использовать технику комбинированной аппликации, то это будет способствовать формированию их эстетического вкуса.
Объект исследования: процесс развития эстетического вкуса средствами комбинированной аппликации.
Предмет исследования: аппликационные умения детей младшего дошкольного возраста, необходимые для комбинированной аппликации.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования эстетического вкуса младших дошкольников в процессе выполнения комбинированной аппликации.
2. Разработать рабочую тетрадь и систему занятий по комбинированной аппликации.
3. На практике апробировать рабочую тетрадь и систему занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
4. Определить эффективность проведенной работы.
Методы исследования:
1) анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) наблюдение;
3) констатирующий эксперимент;
4) формирующий (обучающий эксперимент) эксперимент;
5) диагностика по выявлению эффективности обучающего эксперимента.
Научная новизна: Разработана и апробирована «Рабочая тетрадь», включающая систему заданий по комбинированной аппликации, способствующая развитию эстетического вкуса младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость. Данная рабочая тетрадь поможет воспитателям детских садов в развитии эстетического вкуса младшего дошкольного возраста.
База исследования:
Работа состоит издвух глав, введения, заключения, приложения.

Введение 4
Глава 1. Теоретическо-методические аспекты развития эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста 9
1.1 Значение художественно-эстетического воспитания в системе дошкольного образования 9
1.2 Формы и методы развития эстетического вкуса в современном дошкольном образовательном учреждении 14
1.3 Аппликация. Значение занятий аппликацией для всестороннего развития дошкольников 29
1.4 Анализ стандарта ГОСО и программ по изобразительной деятельности в ДОУ 35
Вывод по 1 главе 40
Глава 2. Методические аспекты развития эстетического вкуса детей дошкольного возраста средствами комбинированной аппликации 42
2.1 Комбинированная аппликация как средство развития эстетического вкуса у детей дошкольного возраста 42
2.2 Цель, задачи и организация работы по развитию эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста 44
2.3 Диагностика развития эстетического вкуса и аппликационных умений у детей младшего дошкольного возраста. (Констатирующий эксперимент) 48
2.4 Развитие эстетического вкуса детей младшего дошкольного возраста путем внедрения в учебный процесс занятий по комбинированной аппликации. (Обучающий эксперимент) 51
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложение 68
Приложение 1 68
Приложение 2 69
Приложение 3 72
Приложение 4 74
Приложение 5 87


На современном этапе активно стали обсуждаться вопросы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание способствует гармонизации развивающейся личности дошкольника.
Вся система эстетического воспитания направлена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее
Идеи эстетического воспитания зародились в глубинной древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменились, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней.
Эстетическое воспитание способствует выработке и совершенствованию в человеке способности воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его
На протяжении развития исторической цивилизации педагоги выработали и активно применяют различные методы и формы эстетического воспитания. К ним относится, природа, произведения искусств, развивающая среда и проч.
В программах воспитания и обучения России и Казахстана заложено содержание по аппликационной деятельности, цель, задачи и способы овладения практическими навыками. Но если в программах России уже с младшего возраста акцентируется внимание на формировании эстетического вкуса, то в программе обучения и воспитания «Зерек Бала» вопросы эстетического воспитания рассматриваются со среднего возраста.
Эстетическое развитие дошкольников можно начинать с обучения аппликации. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. С помощью комбинированной аппликации, которая представляет собой создание изображения с помощью различных материалов и использования различных техник, развивается не только эстетическое отношение к изображаемому объекту, но и реалистичность восприятия окружающих объектов.
Для достижения цели и гипотезы было проведено исследование уровня аппликационных умений и эстетического развития. В эксперименте участвовали 18 детей в возрасте 4 лет. Основным методом исследования было наблюдение за деятельностью дошкольников на занятиях по аппликации. Результаты наблюдения заносились в диагностические таблицы в соответствии с составленными критериями. Было отмечено, что все дошкольники имеют низкий уровень аппликационных умений и эстетического развития. Дошкольники располагали предметы на листе в хаотичном порядке, смогли назвать только 1 цвет, не смогли самостоятельно выбрать цвет фона. Затрудняется самостоятельно подобрать цвет и фактуру бумаги к предмету или животному, определить размер предмета. Не смоглисоотнести название и геометрическую фигуру, но иногда называли одну из фигур (чаще всего это бывает круг). При выполнении работы не могли показать и назвать части тела того или иного животного.Не владеют навыком наклеивания. В техники комканья бумаги, выполняли работу только с помощью воспитателя. На выполнение какой либо работы откликается с равнодушием, в конце занятия не выражает свои эмоции о сделанной работе. В создании аппликации старается сделать все по минимуму, не украшая и не добавляя мелких деталей. Дети не испытывали эстетической потребности и не имеют зачатков эстетического вкуса.
Для развития аппликационных умений и эстетического развития дошкольники были поделены на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную по 9 человек в каждой. Занятия с детьми контрольной группы проводилась по традиционной методике. Дошкольники экспериментальной группы обучались по рабочей тетради и овладевали комбинированной аппликацией.Для развития эстетического вкуса средствами комбинированной аппликации у младших дошкольников были составлены тематическое планирование, разработана рабочая тетрадь и составлены конспекты занятий.
После обучающего эксперимента дошкольники обеих групп были повторно обследованы. Так были выделены следующие группы:
Низкий уровень - 1 человекКГ;
Средне-низкий уровень - 6 человекКГ;
Средний уровень - 1человек ЭГ, 2 человека КГ;
Средне-высокий уровень - 3человека ЭГ,
Высокий уровень - 5 человек ЭГ.
Уровень аппликационных умений и эстетического развитиялучше развит у дошкольников ЭГ. Использование рабочей тетради и обучение комбинированной аппликации оказывает положительное влияние на развитие аппликационных умений и эстетическое развитие.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

1. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004. – 326с.
2. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. -247с.
3. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006. -57с.
4. Аубикирова Р.Ж. Вариативные образовательные программы дошкольного детства России и Казахстана//Историческая и социально-образовательная мысль. 2013 № 18 (2). С.54
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва —Воронеж, 1995.-302с.
6. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997. -240с.
7. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. -87с.
8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.-272с.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: 1999.-344с.
10. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.-199с.
11. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение младшего дошкольника. М.: 2000. -152с.
12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой и др. – СПб., 2004. -244с.
13. Доронова Т.Н. Младший возраст. Планирование работы с детьми. М.: 2007.-110с.
14. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2. С. 34-41
15. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.-216с.
16. Дошкольная педагогика/ Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина ю –М.: Просвещение,1978. -270с.
17. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М., 2001.-194с.
18. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М, 1986
19. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.,1996. -159с.
20. Калашникова Т.М., Новогренко Г.Н., Матвиенко Н.И., Кутергина Н.В., Жигайло Г.Ю. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). – Астана, 2009. – 100 с
21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для стед..сред.пед.учеб.заведений. – М., 2000. – 416с.
22. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995. – 147 с.
23. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.-288с.
24. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М., «Просвещение», 1977 г. – 253с.
25. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004-124с.
26. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Русскова) - М.: Просвещение, 1986.-398с.
27. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М.: 2002. -89с.
28. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада /Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 1987.-287с.
29. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М: 1999.-240с.
30. Пилюгина Э.Г. Познавательное развитие. М.: 2000. -156с.
31. Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А. Под ред. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.-208с.
32. Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1999.-583с.
33. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.-203с.
34. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Издательство «БРЭ», 1993.-1458с.
35. СкаткинМ.Н. «Как учить творчеству» // Педагогика. 2004. № 8. С.21-26
36. Тестов В.А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения // Педагогика. 2004. № 8. С. 15-23
37. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 336с.
38. Усова А.П., Обучение в детском саду, М.: Просвящение, 1970. -176с.
39. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002 – 490 с.
40. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: сост. И ред. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.
41. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1985. -207с.
42. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред.Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.-256с.

Купить эту работу

Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста средствами комбинированной аппликации.

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

18 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽