Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие логического мышления у первоклассников при изучении объектов и явлений природы

  • 112 страниц
  • 2014 год
  • 606 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ


Введение
Актуальность. Высокий уровень развития научно-технического прогресса предоставляет человеку большие возможности в освоении различной информации, представленной в знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его существования только в том случае, если он обладает устойчивым познавательным интересом и имеет достаточный уровень развития интеллектуальных умений и навыков. Именно поэтому в настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню развития мышления подрастающего поколения, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию. Следовательно, в основу развития творческой личности необходимо положить совершенствование мыслительных способностей, что будет являться необходимым условием ее успешной социализации и приобщения к миру информационной культуры.
Как утверждают А.В. Запорожец [23], Н.Н. Поддъяков [46], эти задачи продолжаются в период школьного обучения. С одной стороны, именно здесь происходит интенсивное формирование мыслительных способностей детей – сложных форм абстракции, обобщения, умозаключения. С другой стороны, в этот период ребенок обладает большой потребностью в экспериментировании, направленной на усвоение информационной культуры общества, занимая при этом активную позицию.
Одним из показателей уровня развития мыслительной деятельности первоклассника, по мнению Я.Л. Коломинского [29], В.А. Крутецкого [30], является умение обобщать на основе существенных признаков, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов и явлений, то есть наличие логического мышления. Обозначенное, в свою очередь, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям.
В целом, проблема развития логического мышления в период обучения в начальной школе являлась предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего. Зарубежные психологи Ж. Пиаже [44], А. Валлон [7], считают, что большую роль в становлении психики играет наследственность, генетически заложенные задатки.
Иную позицию в этом отношении занимают представители отечественной психологической школы, уделяющих главную роль в развитии всех психических процессов, в том числе и мышления, социальным факторам. Положив в основу обозначенной проблемы принцип единства сознания и деятельности, такие исследователи как Н.Ф. Талызина [57] доказали, что логические приемы формируются прижизненно, выступают как процесс усвоения социального опыта. Положение о решающем значении обучения в становлении психики ребенка выдвинули психологии Н.Н. Поддъяков [46], А.Н. Леонтьев [34], П.Я. Гальперин [12], Д.Б. Эльконин [63].
Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослыми, взаимодействия со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на уроках в школе, в том числе и при ознакомлении с объектами и явлениями природы.
На уроках ознакомления с окружающим миром в процессе изучения объектов и явлений природы дети учатся сравнивать, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями, объектами и явлениями, причинно-следственные связи, строить умозаключения, что способствует развитию логического мышления.
Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
Проблема заключается в том, что при знакомстве с объектами и явлениями природы педагоги не всегда используют задания, направленные на развитие логического мышления. Можно предположить, что большинство педагогов начальной школы считают, что логическое мышление в большей степени развивается на уроках математики, тогда как урокам естественнонаучного цикла в этом отношении придается наименьшее значение. Данная проблема и определила актуальность работы.
Цель исследования: выявить уровень развития мышления у первоклассников
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть логическое мышление, его свойства, характеристики и особенности логического мышления у первоклассников.
3. Дать характеристику объектов и явлений природы на уроках окружающего мира.
4. Проанализировать альтернативные программы по окружающему миру.
5. Исследовать уровень развития логического мышления у первоклассников.
6. Разработать и провести уроки по изучению объектов и явлений природы, направленных на развитие логического мышления.
7. Проверить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: развитие логического мышления у первоклассников.
Предмет исследования: изучение объектов и явлений природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы), эмпирические (организация и проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента), анализ полученных данных.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложения.


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения логического мышления у первоклассников при изучении объектов и явлений природы 3
1.1. Логическое мышление. Критерии, свойства 3
1.2. Психолого-педагогическая характеристика первоклассников 3
1.3. Логическое мышление у первоклассников 3
1.4. Характеристика объектов и явлений природы на уроках окружающего мира 3
1.5. Анализ альтернативных программ 3
Выводы по первой главе 3
Глава 2. Диагностика развития логического мышления у первоклассников. Констатирующий эксперимент 3
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 3
2.2. Содержание методик исследования логического мышления у первоклассников 3
2.3. Анализ полученных результатов 3
Выводы по второй главе 3
Глава 3. Организация работы по развитию логического мышления у первоклассников при изучении объектов и явлений природы 3
3.1. Конспекты уроков по изучению объектов и явлений природы в первом классе 3
Дополнительные творческие задания: 3
3.2. Вторичная диагностика и анализ результата 3
Выводы по третьей главе 3
Заключение 3
Список литературы 3
Приложения 3
Приложение 1 3
Приложение 2 3
Приложение 3 3
Приложение 4 3




Заключение
Познание невозможно без такого мыслительного процесса как мышление. Выделяют разные виды мышления: теоретическое и эмпирическое; наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Каждый вид мышления имеет свои особенности, функции. Так, словено-логическое мышление представлено в понимании, решении проблем и задач, целеобразовании, рефлексии. Логическое мышление реализуется в таких операциях мышления, как, анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстракция, конкретизация. В старшем дошкольном возрасте начинает появляться словесно-логическое мышление, которое активно развивается в младшем школьном возрасте. Логическое мышление у первоклассников несовершенно. Первоначально ученики могут выполнять только простые логические операции на конкретном материале, но постепенно ученики начинают сравнивать, анализировать и т.п. объекты не только по внешним признакам, но и по абстрактным, на основе собственного опыта и умозаключений.
Для развития логического мышления учителя начальных классов используют различные приемы, в основном на уроках математики, русского языка, чтения. В процессе изучения объектов и явлений окружающего мира также развивается логическое мышление младших школьников. В начальной школе ученики систематизируют полученные знания, знакомятся с новыми объектами и явлениями природы, устанавливают закономерности, причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы. В начальных классах дети знакомятся с отдельными сведениями о неживой и живой природе, с изменениями в природе по временам года, получали сведения об основных элементах географического ландшафта, о воздействии человека на природу. Активно используется исследовательский метод знакомства с объектами и явлениями природы, представленных экскурсиями, опытами, практическими работами, моделированиями. Объекты и явления природы изучаются относительно страны и родного края.
В ходе знакомства с объектами и явлениями природы младшие школьники накапливают знания об изменяемости природы, а именно, об изменениях, происходящих в природе по временам года, об изменении веществ под действием каких-то факторов. Ученик получает знания об окружающем мире, познает его. Естественнонаучные курсы начального этапа обучения выполняют пропедевтическую функцию. Они готовят детей к изучению учебных курсов данной образовательной области в старших классах.
Были рассмотрены программы окружающего мира системы Л.В. Занкова, «Школы России», «Школы 21 века». В рассмотренных программах по изучению курса «Окружающий мир» содержание является пропедевтическим к изучению естественнонаучных предметов в средней и старшей школе. Материал отбирается с учетом интеграции знаний между предметами биологии, географии, зоологии и др., межпредметных связей (система «Школа России»), культурологического и духовного подхода (система «Школа 21 века»). Во всех системах большое внимание уделяется организации практической деятельности младших школьников, восприятию объектов окружающей действительности через наблюдения, экскурсии, опыты и другие виды деятельности. Но если в системе Л.В. Занкова цель курса представлена осмыслением личного опыта и рациональным познанием мира, то по программе А.А. Плешакова – представление целостной картины мира и осознание места в нем человека, воспитание духовной личности, а по программе Н.Ф. Виноградовой – это воспитание гуманного, творческого, социально-активного человека. Несмотря на различие целей обучения, содержание курсов схожи. Ученики знакомятся с объектами живой и неживой природы, явлениями природа, природными зонами, космосом, правилами безопасной жизни, краеведческим материалом. Курс имеет последовательно-цикличное построение, где в каждом классе тот или иной материал углубляется и расширяется.
Для достижения цели констатирующего исследования было организовано исследование. Исследование проходило на базе ГБОУ СОШ № в 1а и 1б классах, которые составили контрольную и экспериментальную группы, соответственно, в количестве по 25 учеников в каждой.
Для изучения уровня развития логических операций мышления были применены методы наблюдения, анализ учебно-методической документации учителей, методики «Анализ образца», «Сопоставление понятий», «Исключение лишнего».
Анализ материалов констатирующего исследования показал, что первоклассники имеют потенциальные возможности к выполнению логических операций при выполнении заданий. Всем первоклассникам задания были очень интересны, было видно, что дети с удовольствием приступали к их выполнению, но также многие в своей деятельности были пассивны в их выполнении, боялись совершить ошибку, действовали неуверенно.
В ходе анализа результатов наблюдения было выявлено, что на просмотренных уроках по изучению объектов и явлений природы педагоги первых классов недостаточно внимания уделяют развитию логических операций, используют стандартные приемы развития логического мышления, как то: загадки, дополнительные вопросы, требующие приведения доказательств правильности ответа. Анализ учебно-методической документации показал, что педагоги проводят уроки по традиционной систем «Школа России». По курсу «Окружающий мир» учителями составлены рабочая программа, технологические карты, контрольно-измерительные материалы. В рабочей программе и технологических картах определены матапредметные умения, предполагающие овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Вместе с тем анализ просмотренных уроков позволяет сделать вывод, что при изучении объектов и явлений природы педагоги уделяют недостаточное внимание этим умениям.
Анализ результатов методик также показал, что уровень развития операций логического мышления у первоклассников экспериментальной и контрольной групп практически одинаков и недостаточен для дальнейшего успешного обучения в школе. Так, были выделены следующие группы учеников в зависимости от уровня развития логических операций:
Высокий уровень развития операций логического мышления у 3 учеников 1а класса и 2 учеников 1б класса.
Средний уровень развития логических операций мышления – 14 учеников 1а класса и 16 учеников 1б класса.
Низкий уровень – 8 учеников 1 а класса и 7 учеников 1б класса.
Следовательно, для повышения уровня развития логического мышления на уроках по изучению объектов и явлений природы необходимо продумать систему заданий.
С целью развития логического мышления у первоклассников были разработаны конспекты и проведены уроки по изучению объектов и явлений природы. На уроках были использованы различные задания, направленные, с одной стороны, на ознакомление с объектами и явлениями природы, с другой стороны – на развитие логического мышления.
После серии уроков ученики 1а класса были повторно продиагностированы.
Анализ результатов методик также показал, что уровень развития операций логического мышления у первоклассников экспериментальной и контрольной групп практически одинаков и недостаточен для дальнейшего успешного обучения в школе. Так, были выделены следующие группы учеников в зависимости от уровня развития логических операций:
Высокий уровень развития операций логического мышления у 13 учеников 1а класса.
Средний уровень развития логических операций мышления – 12 учеников 1а класса.
В развитии логического мышления наблюдается динамика. Большая часть учеников улучшили свои показатели. При выполнении заданий ученики проявляли интерес. Чувствовали себя увереннее, рассуждали вслух.
Проведенные уроки оказали положительное воздействие на уровень развития логического мышления, но необходимо начатую работу продолжать.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.


1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М., 2001.
2. Барышева Ю.А. и др. Я и мир вокруг. Методические рекомендации для учителя.- М., 1999
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. – М., 1979 (Развитие мышление школьника: 5 – 118)
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.
5. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. «Знание», М., 1983 №6.
6. Васильева Е.В. Урок-исследование в начальной школе // Начальное образование. – 2006. – № 2.
7. Вахрушев А.А. и др. Мир и человек. Мир глазами человека. Книга для учителя. - М., 2000.
8. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. «Знание», М., 1983, №9.
9. Виноградова Н.Ф. и др. Программа «Окружающий мир». 1-4 классы.- М., 2001.
10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир // Начальная школа. – 2007. – № 13.
11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. М.: «Вентана-Граф», 2010
12. Гуревич К.М. Индивидуально–психологические особенности школьников. – М., 1988 (Младший школьник: 24-31)
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986 (Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213)
14. Демина А.Е. Практическая направленность в обучении природоведению. //«Начальная школа» №12, 1987
15. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир/Программа. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2009
16. Завитаев П.А. Наблюдения и опыты по естествознанию в начальной школе. Пособие для учителей.- М., 1965.
17. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997. №2.
18. Зак А. З. Диагностика мышления у детей 6-10 лет. М., 1993.
19. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.
20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. –Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257)
21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1993.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.,1998.
23. Курс лекций по психодиагностике: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Голев С.В., Голева О.С. –– Херсон, ХФ ОМУРЧ «Украина», - 2008.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 (К теории развития психики ребенка: 281 – 302)
25. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, М., 1972.
26. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения. М., 1966.
27. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Педагогическое общество России, 2002.
28. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.,1986.
29. Мухина С.Е., Рывкина Л.А. Развитие восприятия младших школьников в процессе учебной деятельности // Начальное образование. – 2007. – № 2.
30. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М.,1988.
31. Немов Р.С. Психология. – М.,1994.
32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.,1998
33. Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 049 1 класс: Пособие для учителей общеобр. учрежд./ Ю. И. Глаголева, Л. С. Илюшин, Т. Г. Галактионова, Н. И. Роговцева.— М.; СПб.: Просвещение, 2012
34. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. – М.,1988.
35. Плешаков А.А. Программа «Мир вокруг нас»: 1-4 классы. – М., 2002.
36. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. – М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 – 123. Формирование наглядно – образного мышления у дошкольников: 162 – 237)
37. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011
38. Рабочая книга школьного психолога. И. В. Дубровина, Москва, «Просвещение», 1991.
39. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958, с.98-99.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
41. Савенкова В.В. Дидактическая игра как средство формирования естественно-научных знаний младших школьников // Начальное образование. – 2006. – № 3.
42. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988 (Формирование знаково – символической деятельности: 211 – 257)
43. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»/ Н.Ф. Виноградова/. –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009
44. Сборник рабочих программ «Школа России»1-4 классы / А.А.Плешаков / М., Просвещение, 2011
45. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М., 1976 (Развитие воли у детей: 18 – 28. Воспитание воли школьников: 28 – 61)
46. Сергеева В.А. Методика преподавания природоведения в начальных классах. – М., 1994.
47. Скаткин М.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. -М. 1952
48. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1987 – Т.1 (Психология ребенка и подростка: 163 – 185)
49. Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение в двух книгах. Книга для учителя. - М., 2002.
50. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983.
51. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
52. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, 1995.
53. Товпинец И. Окружающий мир: Проверочные и контрольные работы для 1-4 классов по системе Л.В. Занкова// Начальная школа. – 2002. - №14. – с.25.
54. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1989. т. 3.
55. Факторы интеллектуального развития ребенка: 53 – 56. Стадии интеллектуального развития ребенка (по Ж. Пиаже): 56 – 64. Сенсомоторный период развития (по Ж. Пиаже): 64 – 76. Становление внутреннего плана интеллектуальной деятельности (по Ж. Пиаже): 76 – Анализ концепции Пиаже Ж.: 134 – 190)
56. Фёдорова В.Н. Развитие методики естествознания в дореволюционной России. М., 1958.
57. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. проблемы и перспективы. – М.,1999.
58. Эльконин Д.В. Психологическое развитие в детских возрастах. М., 1996

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ


Введение
Актуальность. Высокий уровень развития научно-технического прогресса предоставляет человеку большие возможности в освоении различной информации, представленной в знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его существования только в том случае, если он обладает устойчивым познавательным интересом и имеет достаточный уровень развития интеллектуальных умений и навыков. Именно поэтому в настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню развития мышления подрастающего поколения, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию. Следовательно, в основу развития творческой личности необходимо положить совершенствование мыслительных способностей, что будет являться необходимым условием ее успешной социализации и приобщения к миру информационной культуры.
Как утверждают А.В. Запорожец [23], Н.Н. Поддъяков [46], эти задачи продолжаются в период школьного обучения. С одной стороны, именно здесь происходит интенсивное формирование мыслительных способностей детей – сложных форм абстракции, обобщения, умозаключения. С другой стороны, в этот период ребенок обладает большой потребностью в экспериментировании, направленной на усвоение информационной культуры общества, занимая при этом активную позицию.
Одним из показателей уровня развития мыслительной деятельности первоклассника, по мнению Я.Л. Коломинского [29], В.А. Крутецкого [30], является умение обобщать на основе существенных признаков, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов и явлений, то есть наличие логического мышления. Обозначенное, в свою очередь, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям.
В целом, проблема развития логического мышления в период обучения в начальной школе являлась предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего. Зарубежные психологи Ж. Пиаже [44], А. Валлон [7], считают, что большую роль в становлении психики играет наследственность, генетически заложенные задатки.
Иную позицию в этом отношении занимают представители отечественной психологической школы, уделяющих главную роль в развитии всех психических процессов, в том числе и мышления, социальным факторам. Положив в основу обозначенной проблемы принцип единства сознания и деятельности, такие исследователи как Н.Ф. Талызина [57] доказали, что логические приемы формируются прижизненно, выступают как процесс усвоения социального опыта. Положение о решающем значении обучения в становлении психики ребенка выдвинули психологии Н.Н. Поддъяков [46], А.Н. Леонтьев [34], П.Я. Гальперин [12], Д.Б. Эльконин [63].
Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослыми, взаимодействия со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на уроках в школе, в том числе и при ознакомлении с объектами и явлениями природы.
На уроках ознакомления с окружающим миром в процессе изучения объектов и явлений природы дети учатся сравнивать, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями, объектами и явлениями, причинно-следственные связи, строить умозаключения, что способствует развитию логического мышления.
Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
Проблема заключается в том, что при знакомстве с объектами и явлениями природы педагоги не всегда используют задания, направленные на развитие логического мышления. Можно предположить, что большинство педагогов начальной школы считают, что логическое мышление в большей степени развивается на уроках математики, тогда как урокам естественнонаучного цикла в этом отношении придается наименьшее значение. Данная проблема и определила актуальность работы.
Цель исследования: выявить уровень развития мышления у первоклассников
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть логическое мышление, его свойства, характеристики и особенности логического мышления у первоклассников.
3. Дать характеристику объектов и явлений природы на уроках окружающего мира.
4. Проанализировать альтернативные программы по окружающему миру.
5. Исследовать уровень развития логического мышления у первоклассников.
6. Разработать и провести уроки по изучению объектов и явлений природы, направленных на развитие логического мышления.
7. Проверить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: развитие логического мышления у первоклассников.
Предмет исследования: изучение объектов и явлений природы на уроках окружающего мира в начальной школе.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы), эмпирические (организация и проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента), анализ полученных данных.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложения.


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения логического мышления у первоклассников при изучении объектов и явлений природы 3
1.1. Логическое мышление. Критерии, свойства 3
1.2. Психолого-педагогическая характеристика первоклассников 3
1.3. Логическое мышление у первоклассников 3
1.4. Характеристика объектов и явлений природы на уроках окружающего мира 3
1.5. Анализ альтернативных программ 3
Выводы по первой главе 3
Глава 2. Диагностика развития логического мышления у первоклассников. Констатирующий эксперимент 3
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 3
2.2. Содержание методик исследования логического мышления у первоклассников 3
2.3. Анализ полученных результатов 3
Выводы по второй главе 3
Глава 3. Организация работы по развитию логического мышления у первоклассников при изучении объектов и явлений природы 3
3.1. Конспекты уроков по изучению объектов и явлений природы в первом классе 3
Дополнительные творческие задания: 3
3.2. Вторичная диагностика и анализ результата 3
Выводы по третьей главе 3
Заключение 3
Список литературы 3
Приложения 3
Приложение 1 3
Приложение 2 3
Приложение 3 3
Приложение 4 3




Заключение
Познание невозможно без такого мыслительного процесса как мышление. Выделяют разные виды мышления: теоретическое и эмпирическое; наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Каждый вид мышления имеет свои особенности, функции. Так, словено-логическое мышление представлено в понимании, решении проблем и задач, целеобразовании, рефлексии. Логическое мышление реализуется в таких операциях мышления, как, анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстракция, конкретизация. В старшем дошкольном возрасте начинает появляться словесно-логическое мышление, которое активно развивается в младшем школьном возрасте. Логическое мышление у первоклассников несовершенно. Первоначально ученики могут выполнять только простые логические операции на конкретном материале, но постепенно ученики начинают сравнивать, анализировать и т.п. объекты не только по внешним признакам, но и по абстрактным, на основе собственного опыта и умозаключений.
Для развития логического мышления учителя начальных классов используют различные приемы, в основном на уроках математики, русского языка, чтения. В процессе изучения объектов и явлений окружающего мира также развивается логическое мышление младших школьников. В начальной школе ученики систематизируют полученные знания, знакомятся с новыми объектами и явлениями природы, устанавливают закономерности, причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы. В начальных классах дети знакомятся с отдельными сведениями о неживой и живой природе, с изменениями в природе по временам года, получали сведения об основных элементах географического ландшафта, о воздействии человека на природу. Активно используется исследовательский метод знакомства с объектами и явлениями природы, представленных экскурсиями, опытами, практическими работами, моделированиями. Объекты и явления природы изучаются относительно страны и родного края.
В ходе знакомства с объектами и явлениями природы младшие школьники накапливают знания об изменяемости природы, а именно, об изменениях, происходящих в природе по временам года, об изменении веществ под действием каких-то факторов. Ученик получает знания об окружающем мире, познает его. Естественнонаучные курсы начального этапа обучения выполняют пропедевтическую функцию. Они готовят детей к изучению учебных курсов данной образовательной области в старших классах.
Были рассмотрены программы окружающего мира системы Л.В. Занкова, «Школы России», «Школы 21 века». В рассмотренных программах по изучению курса «Окружающий мир» содержание является пропедевтическим к изучению естественнонаучных предметов в средней и старшей школе. Материал отбирается с учетом интеграции знаний между предметами биологии, географии, зоологии и др., межпредметных связей (система «Школа России»), культурологического и духовного подхода (система «Школа 21 века»). Во всех системах большое внимание уделяется организации практической деятельности младших школьников, восприятию объектов окружающей действительности через наблюдения, экскурсии, опыты и другие виды деятельности. Но если в системе Л.В. Занкова цель курса представлена осмыслением личного опыта и рациональным познанием мира, то по программе А.А. Плешакова – представление целостной картины мира и осознание места в нем человека, воспитание духовной личности, а по программе Н.Ф. Виноградовой – это воспитание гуманного, творческого, социально-активного человека. Несмотря на различие целей обучения, содержание курсов схожи. Ученики знакомятся с объектами живой и неживой природы, явлениями природа, природными зонами, космосом, правилами безопасной жизни, краеведческим материалом. Курс имеет последовательно-цикличное построение, где в каждом классе тот или иной материал углубляется и расширяется.
Для достижения цели констатирующего исследования было организовано исследование. Исследование проходило на базе ГБОУ СОШ № в 1а и 1б классах, которые составили контрольную и экспериментальную группы, соответственно, в количестве по 25 учеников в каждой.
Для изучения уровня развития логических операций мышления были применены методы наблюдения, анализ учебно-методической документации учителей, методики «Анализ образца», «Сопоставление понятий», «Исключение лишнего».
Анализ материалов констатирующего исследования показал, что первоклассники имеют потенциальные возможности к выполнению логических операций при выполнении заданий. Всем первоклассникам задания были очень интересны, было видно, что дети с удовольствием приступали к их выполнению, но также многие в своей деятельности были пассивны в их выполнении, боялись совершить ошибку, действовали неуверенно.
В ходе анализа результатов наблюдения было выявлено, что на просмотренных уроках по изучению объектов и явлений природы педагоги первых классов недостаточно внимания уделяют развитию логических операций, используют стандартные приемы развития логического мышления, как то: загадки, дополнительные вопросы, требующие приведения доказательств правильности ответа. Анализ учебно-методической документации показал, что педагоги проводят уроки по традиционной систем «Школа России». По курсу «Окружающий мир» учителями составлены рабочая программа, технологические карты, контрольно-измерительные материалы. В рабочей программе и технологических картах определены матапредметные умения, предполагающие овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Вместе с тем анализ просмотренных уроков позволяет сделать вывод, что при изучении объектов и явлений природы педагоги уделяют недостаточное внимание этим умениям.
Анализ результатов методик также показал, что уровень развития операций логического мышления у первоклассников экспериментальной и контрольной групп практически одинаков и недостаточен для дальнейшего успешного обучения в школе. Так, были выделены следующие группы учеников в зависимости от уровня развития логических операций:
Высокий уровень развития операций логического мышления у 3 учеников 1а класса и 2 учеников 1б класса.
Средний уровень развития логических операций мышления – 14 учеников 1а класса и 16 учеников 1б класса.
Низкий уровень – 8 учеников 1 а класса и 7 учеников 1б класса.
Следовательно, для повышения уровня развития логического мышления на уроках по изучению объектов и явлений природы необходимо продумать систему заданий.
С целью развития логического мышления у первоклассников были разработаны конспекты и проведены уроки по изучению объектов и явлений природы. На уроках были использованы различные задания, направленные, с одной стороны, на ознакомление с объектами и явлениями природы, с другой стороны – на развитие логического мышления.
После серии уроков ученики 1а класса были повторно продиагностированы.
Анализ результатов методик также показал, что уровень развития операций логического мышления у первоклассников экспериментальной и контрольной групп практически одинаков и недостаточен для дальнейшего успешного обучения в школе. Так, были выделены следующие группы учеников в зависимости от уровня развития логических операций:
Высокий уровень развития операций логического мышления у 13 учеников 1а класса.
Средний уровень развития логических операций мышления – 12 учеников 1а класса.
В развитии логического мышления наблюдается динамика. Большая часть учеников улучшили свои показатели. При выполнении заданий ученики проявляли интерес. Чувствовали себя увереннее, рассуждали вслух.
Проведенные уроки оказали положительное воздействие на уровень развития логического мышления, но необходимо начатую работу продолжать.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.


1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М., 2001.
2. Барышева Ю.А. и др. Я и мир вокруг. Методические рекомендации для учителя.- М., 1999
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. – М., 1979 (Развитие мышление школьника: 5 – 118)
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.
5. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. «Знание», М., 1983 №6.
6. Васильева Е.В. Урок-исследование в начальной школе // Начальное образование. – 2006. – № 2.
7. Вахрушев А.А. и др. Мир и человек. Мир глазами человека. Книга для учителя. - М., 2000.
8. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. «Знание», М., 1983, №9.
9. Виноградова Н.Ф. и др. Программа «Окружающий мир». 1-4 классы.- М., 2001.
10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир // Начальная школа. – 2007. – № 13.
11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. М.: «Вентана-Граф», 2010
12. Гуревич К.М. Индивидуально–психологические особенности школьников. – М., 1988 (Младший школьник: 24-31)
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986 (Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213)
14. Демина А.Е. Практическая направленность в обучении природоведению. //«Начальная школа» №12, 1987
15. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир/Программа. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2009
16. Завитаев П.А. Наблюдения и опыты по естествознанию в начальной школе. Пособие для учителей.- М., 1965.
17. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997. №2.
18. Зак А. З. Диагностика мышления у детей 6-10 лет. М., 1993.
19. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.
20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. –Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257)
21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1993.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.,1998.
23. Курс лекций по психодиагностике: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Голев С.В., Голева О.С. –– Херсон, ХФ ОМУРЧ «Украина», - 2008.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 (К теории развития психики ребенка: 281 – 302)
25. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, М., 1972.
26. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения. М., 1966.
27. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Педагогическое общество России, 2002.
28. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.,1986.
29. Мухина С.Е., Рывкина Л.А. Развитие восприятия младших школьников в процессе учебной деятельности // Начальное образование. – 2007. – № 2.
30. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М.,1988.
31. Немов Р.С. Психология. – М.,1994.
32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.,1998
33. Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 049 1 класс: Пособие для учителей общеобр. учрежд./ Ю. И. Глаголева, Л. С. Илюшин, Т. Г. Галактионова, Н. И. Роговцева.— М.; СПб.: Просвещение, 2012
34. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. – М.,1988.
35. Плешаков А.А. Программа «Мир вокруг нас»: 1-4 классы. – М., 2002.
36. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. – М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 – 123. Формирование наглядно – образного мышления у дошкольников: 162 – 237)
37. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011
38. Рабочая книга школьного психолога. И. В. Дубровина, Москва, «Просвещение», 1991.
39. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958, с.98-99.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
41. Савенкова В.В. Дидактическая игра как средство формирования естественно-научных знаний младших школьников // Начальное образование. – 2006. – № 3.
42. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988 (Формирование знаково – символической деятельности: 211 – 257)
43. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»/ Н.Ф. Виноградова/. –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009
44. Сборник рабочих программ «Школа России»1-4 классы / А.А.Плешаков / М., Просвещение, 2011
45. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – М., 1976 (Развитие воли у детей: 18 – 28. Воспитание воли школьников: 28 – 61)
46. Сергеева В.А. Методика преподавания природоведения в начальных классах. – М., 1994.
47. Скаткин М.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. -М. 1952
48. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1987 – Т.1 (Психология ребенка и подростка: 163 – 185)
49. Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение в двух книгах. Книга для учителя. - М., 2002.
50. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983.
51. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
52. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, 1995.
53. Товпинец И. Окружающий мир: Проверочные и контрольные работы для 1-4 классов по системе Л.В. Занкова// Начальная школа. – 2002. - №14. – с.25.
54. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1989. т. 3.
55. Факторы интеллектуального развития ребенка: 53 – 56. Стадии интеллектуального развития ребенка (по Ж. Пиаже): 56 – 64. Сенсомоторный период развития (по Ж. Пиаже): 64 – 76. Становление внутреннего плана интеллектуальной деятельности (по Ж. Пиаже): 76 – Анализ концепции Пиаже Ж.: 134 – 190)
56. Фёдорова В.Н. Развитие методики естествознания в дореволюционной России. М., 1958.
57. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. проблемы и перспективы. – М.,1999.
58. Эльконин Д.В. Психологическое развитие в детских возрастах. М., 1996

Купить эту работу

Развитие логического мышления у первоклассников при изучении объектов и явлений природы

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

18 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Урок как основная форма организации процесса обучения в современной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие двигательных умений и навыков у детей раннего возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Дидактические игры, как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽