Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

  • 68 страниц
  • 2014 год
  • 1233 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Наряду с четырьмя сферами ребёнка (физической, познавательно – речевой, социально – личностной, художественно – эстетической), развитие эмоционально – чувственной сферы должно быть учтено, особенно в работе с детьми раннего возраста. Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании.
Понимание значимости роли эмоций в формировании личности человека нашло свое отражение со стороны государства – это Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», где развитие эмоциональной отзывчивости сформулирована как важнейшая задача дошкольного образования. Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Красной линией через все возрастные этапы раннего и дошкольного возраста проходит интегративное качество ребенка «Эмоционально отзывчивый» как промежуточный и итоговый предполагаемый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Важность развития эмоционально – чувственной сферы ребёнка раннего возраста рассматривается в Концепции эксперимента «Раннее развитие детей в Свердловской области». Так, авторами Концепции подчёркивается важность учёта закономерностей психического развития – синзитивности разных возрастных периодов, в том числе и раннего возраста.
С педагогической точки зрения – эмоциональную отзывчивость целесообразно начинать развивать именно с раннего возраста, а если быть точнее, с самого рождения ребёнка, т.к. именно этот возраст является синзитивным и объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал музыкальной и общей духовной культуры личности является развитие эмоциональной отзывч¬ивости. Для этого прекрасным инструментом выступает музыкальное искусство. Эмоциональная отзывчивость на музыку - формирующееся личностное качество ребёнка, содержанием которого является эмоционально-ценностное отношение к музыке. Исследователи счита¬ют, что личность с ярко выраженной отзывчивостью отличает понима¬ние эмоционального состояния другого человека, способность проник¬нуться его переживаниями (в форме сопереживания, сочувствия, сорадования, сострадания и др.), наличие внутренней психологической ак¬тивности, побуждающей к внешнему отклику.
Большое внимание развитию эмоциональности средствами музыки уделяли такие педагоги, как Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Б.М. Теплов, подчёркивая, что актив¬ность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного муз¬ыкально - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализо¬вать свои музыкальные способности, становится средством эмоцио¬нального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчи¬вости на музыку в дальнейшем.
Цель исследования – Определить возможности развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Объект исследования – процесс музыкального воспитания дошкольников, в процессе восприятия музыки.
Предмет исследования – развитие музыкальной отзывчивости у старших дошкольников.
Гипотеза исследования – эффективному развитию эмоциональной отзывчи¬вости у старших дошкольников будет способствовать использование интеграции искусств.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач исследования:
1.Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2.Разработать и апробировать комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
3.Подбор диагностических методик по выявлению эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
4.Проведение исследования.
5.Анализ полученных данных.
Для подтверждения нашей гипотезы использовались следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Наблюдение;
3. Беседа;
4. Сравнение;
5. Анкетирование;
6. Опрос;
7. Анализ музыкально-творческой деятельности старших дошкольников;
8. Педагогический эксперимент.
Методологической основой нашего исследования являются концепции Л.Ф. Обуховой о психическом развитии детей дошкольного возраста; Л.С. Выготского о восприятии и его развитии в детском возрасте; Б.М. Теплова о психологии музыкального восприятия, Г.М. Цыпина о психологии музыкальной деятельности; исследования В.В. Ванслова, С.В. Громаковой, Н.А. Терентьевой, посвящённые комплексному освоению различных видов искусств; Д.Б. Кабалевского о формах и приёмах активизации музыкального восприятия дошкольников, Б.В. Асафьева о единстве эмоционального и сознательного в восприятии музыки; исследования отечественных педагогов-музыкантов по проблемам музыкального воспитания и образования Ю.Б. Алиева, Н.М. Черноиваненко, Р.С. Ригиной.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Введение 3
Глава 1.Концептуальные подходы к формированию эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки 6
1.1. Эмоциональное развитие личности как психолого-педагогическая проблема 6
1.2.Особенности развития эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте 16
1.3.Эмоциональная отзывчивость к музыке в процессе её восприятия у детей дошкольного возраста 21
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной отзывчивости средствами музыки в дошкольном возрасте 35
2.1. Задачи, организация и методика экспериментального исследования 35
2.2. Выявление первоначального уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 36
2.3. Построение методики развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста 43
2.4. Динамика развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста 52
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения 68

Представленное нами исследование показало, что феномен музыкальной отзывчивости представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в переосмыслении и обобщении жизненных впечатлений, отражении в сознании человека художественного образа, являющего единство эмоционального и рационального.
Мы показали, что обучение, предусматривающее активизацию образного компонента мыслительной деятельности, не только окажет стимулирующее воздействие на развитие музыкальной отзывчивости , но и будет способствовать развитию творческих способностей, формировать индивидуальные особенности ребенка, пробуждать его интеллектуально-эмоциональную сферу.
Избранная нами позиция, основанная на активности внедрения в образовательный процесс интеграции искусств, выступает важным звеном в системе эстетического воспитания.
Изучение различных видов искусств, занятия различными видами художественной деятельности во многом способствуют решению общего психологического и творческого развития личности ребенка, совершенствование индивидуальных способностей и, конечно, формированию эстетического отношения к действительности.
Для повышения эффективности процесса развития музыкальной отзывчивости мы разработали методику, основанную на интеграции искусств, которую апробировали в ходе педагогического эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровня развитости музыкальной отзывчивости по трем параметрам – объём интонационно-образного словаря; умение устанавливать жанровые, стилистические, образные связи между несколькими произведениями разных видов искусства; уровень сформированности музыкально-образных ассоциаций и степень их соответствия содержанию произведения искусства. Нами было установлено, что у большинства данные способности практически не развиты либо отличаются низкими качественными показателями.
Апробированная нами методика привела к существенным изменениям показателей уровня музыкальной отзывчивости по всем трем параметрам. По объёму интонационно-образного словаря число детей, соответствующих высокому уровню, увеличилось на 12%, среднему уровню на 7%, а число дошкольников, соответствующих низкому уровню, уменьшилось на 19%.
Показатели умения устанавливать жанровые, стилистические, образные связи распределились следующим образом: число реципиентов, соответствующих высокому уровню увеличилось на 12%, средний уровень – 7%, а число учащихся, находящихся на низком уровне, снизилось на 19%. По уровню сформированности музыкально-образных ассоциаций динамика роста составила 12% – на высоком уровне, 11% – на среднем уровне, а низкий уровень уменьшился на 23%.
Положительные результаты опытно-экспериментальной работы дают нам основание убедиться в правильности положенной в основу исследования гипотезы, согласно которой развитие музыкальной отзывчивости будет осуществляться более эффективно, при условии организации образовательного процесса на основе интеграции музыки со смежными видами искусств.
Практическая значимость проведенной исследовательской работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы, методические положения, могут широко применяться воспитателями и музыкальными работниками, а также педагогами дополнительного образования.

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. 2- е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - С.
2. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: В зимнем лесу: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Ал-парова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 192 е.: ноты. - (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).
3. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Весна идет: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Алпа-рова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2004. - 196 е.: ноты. - (Б-ка музыкального руководителя и педа-гога музыки).
4. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: На лугу: учеб.-метод, пособие / Н. Н. Алпаро¬ва, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Гуманит. Изд. центр BJIA- ДОС, 2003. - 128 е.: ноты. - (Б-ка музыкального руководителя и педа¬гога музыки).
5. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Осень золотая: учеб.-метод, пособие: в 2 ч. / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - ч.1. - 136 е.: ноты. - (Воспитание и доп. обра¬зование детей). — (Б-ка музыкального руководителя и педагога музы¬ки).
6. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Осень золотая: учеб.- метод, пособие: в 2 ч. / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - ч.2. - 144 е.: ноты. - (Воспитание и доп. обра¬зование детей). — (Б-ка муз. руководителя и педагога музыки).
7. Н.Андреева,М. Первые шаги в музыке : метод, пособие / М.Андреева, Е. Конорова. — М.: Сов. Композитор, 1991. - 152 с.
8. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П. Анисимов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 127с.
9. Беляева-Экземплярская С.Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте //Сборник работ физиолого-психологической секции Государственного университета музыкальной науки. 1925. -Вып.1. - С.65-96.
10. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М.: Русский книжник, 1923. — 115 с.
11. Благовещенский И.П. Некоторые вопросы музыкального искусства (педагогика, эстетика, фольклор). Минск: Наука и техника, 1965. - 144 с.
12. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Изд-во "Институт практической психологии" Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - С. 135-172.
13. Ветлугина H.A. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. М., 1982. - С.15-19.
14. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. 240 с.
15. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. - 415 с.
16. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.-. Изд-во МГУ, 1976. - 142 с.
17. Витт Н.В. Речь и эмоции. М.: Изд-во Московского государственного педагогического ин-та иностранных языков им. М. Тореза, 1984. - 74 с.
18. Волосова Е. Эмоциональное воспитание ребёнка в повседневной жизни // Дошкольное воспитание. 1991. - № 11. - С. 58 - 64.
19. Воробьева М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей 4-го года жизни: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1988. -167 с.
20. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980.- 256 с.
21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
22. Выготский Л.С. Воспитание эмоционального поведения //Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - С. 94 - 107.
23. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. Н.Г. Ярошевско-го. М,: Педагогика, 1987. - 344 с.
24. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
25. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте //Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. - Т.2. - С.416-436.
26. Выготский Л.С. Эстетическое воспитание // Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 224 - 253.
27. Галич В.Н., Инжевитова Е.Т. Развитие музыкальной восприимчивости в раннем детстве // Роль музыки в эстетическом воспитаниидетей и юношества. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1981.- С. 71 85.
28. Ганошенко Н.И. Особенности совместного восприятия музыки детьми дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. псих. Наук.- М., 1991. 19 с.
29. Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1962. - 267 с.
30. Запорожец A.B. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. М.: Педагогика, 1986. - С. 260 - 275.
31. Запорожец A.B. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. — М.: Педагогика, 1986. - С. 258 — 259.
32. Изард К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ. — М.: Изд-во Моск. унта, 1980. 440 с.
33. Комарова Т.С. Дети в мире творчества : Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. — 160 с.
34. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1980. 18 с.
35. Корчаловская Н.В. Формирование интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1982. - 25 с.
36. Кузьмина Л.А. Развитие восприятия художественной формы в процессе формирования ладового чувства у детей 5-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1994. - 19 с.
37. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. — С. 13 - 25.
38. Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ / Под ред. Б.М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. — С. 225 - 263.
39. Манакова И.П. Формирование первоначальной ориентировки в музыке у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1991. - 23 с.
40. Медведева М.А. Система упражнений для формирования певческих навыков у детей 5-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1986. - 24 с.
41. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность и восприятие музыки // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980. - С.195-228.
42. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии. 1982. - № 5. - С. 85 - 93.
43. Неверович Я.3. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности // Эмоциональное развитиедошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - С. 29 - 43.
44. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. - № 3. — С. 9 - 16.
45. Нравстенное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1984. - 272 с.
46. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сборник научных трудов / Под ред. Д.Б. Кабалевского. -М.: НИИ школ, 1978. 106 с.
47. Пеньевская Л.А. Воспитание отзывчивости и развитие простейших форм взаимопомощи у детей 4 и 5 года жизни // Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972. - С. 112 - 156.
48. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
49. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
50. Психология эмоций. Тексты. 2-ое изд. /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского университета. -1993. - 304 с.
51. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1. - 608 с.
52. Радынова О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетовдошкольного воспитания пединститутов: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1984. - 218 с.
53. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 1990. -160 с.
54. Радынова О.П. Формирование музыкального мышления дошкольников в игре // Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте: Материалы Международной научно-практической конференции. -М.: Прометей, 1995. Ч. 2. - С. 31 - 32.
55. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. - 168 с.
56. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса; общ. ред. О.В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
57. Рожков Г.М. Восприятие эмоциональных интонаций: Автореф. дисс. . канд. псих. наук. М., 1972. - 31 с.
58. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей / Сост. A.JI. Готсдинер. Л.: Музыка, Ленинград, отделение, 1981. - 104 с.
59. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального воспитания). М.: Наука, 1979. - 191 с.
60. Тарасов Г.С. Психология музыкальных способностей /Спутник учителя музыки. М.: Педагогика, 1993. - С. 55 - 58.
61. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
62. Тарасова К.В. Роль наглядного моделирования в развитии музыкальности // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Педагогика, 1986. С. 157 - 173.
63. Тельчарова P.A. Музыка и культура: личностный подход. М,: Знание, 1986. - 62 с.
64. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М. : Педагогика, 1973. - 423 с.
65. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Основы общей психологии: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - С. 140 - 181.
66. Руднева С.Д., Пасынкова A.B. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. - T3.-J6 З.-С. 84 - 92.
67. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264 с.
68. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии С.-Пб.: Социально-психологический Центр, 1996. - 350 с.
69. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. - 215 с.
70. Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред Н.А.Ветлугиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 370 с.
71. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е доп. Л.: Музыка, 1975. - 61 с.
72. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их Воздействие на художественное творчество // Вопросы социологии искусства: Сб. научных трудов. — Л.: Ленинград, гос. ин-тут театра, музыки и кинематографии, 1980. С. 41 — 58.
73. Спутник учителя музыки / С.С. Балашева, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост.Т.В. Челышева .-М.: Просвещение, 1993, 240 с.
74. Стоянов А. Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве: Сб. статей / Ред.-сост. С.М. Хентова. М.-Л.: Музыка, 1996. - С. 236 - 261.
75. Стрелкова Л.П. Психические особенности развития эмпатии у дошкольников; Автореф. дисс. . канд. псих. наук. М., 1987. - 24 с.
76. Таранова Т.Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1992. 206 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Наряду с четырьмя сферами ребёнка (физической, познавательно – речевой, социально – личностной, художественно – эстетической), развитие эмоционально – чувственной сферы должно быть учтено, особенно в работе с детьми раннего возраста. Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании.
Понимание значимости роли эмоций в формировании личности человека нашло свое отражение со стороны государства – это Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», где развитие эмоциональной отзывчивости сформулирована как важнейшая задача дошкольного образования. Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Красной линией через все возрастные этапы раннего и дошкольного возраста проходит интегративное качество ребенка «Эмоционально отзывчивый» как промежуточный и итоговый предполагаемый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Важность развития эмоционально – чувственной сферы ребёнка раннего возраста рассматривается в Концепции эксперимента «Раннее развитие детей в Свердловской области». Так, авторами Концепции подчёркивается важность учёта закономерностей психического развития – синзитивности разных возрастных периодов, в том числе и раннего возраста.
С педагогической точки зрения – эмоциональную отзывчивость целесообразно начинать развивать именно с раннего возраста, а если быть точнее, с самого рождения ребёнка, т.к. именно этот возраст является синзитивным и объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал музыкальной и общей духовной культуры личности является развитие эмоциональной отзывч¬ивости. Для этого прекрасным инструментом выступает музыкальное искусство. Эмоциональная отзывчивость на музыку - формирующееся личностное качество ребёнка, содержанием которого является эмоционально-ценностное отношение к музыке. Исследователи счита¬ют, что личность с ярко выраженной отзывчивостью отличает понима¬ние эмоционального состояния другого человека, способность проник¬нуться его переживаниями (в форме сопереживания, сочувствия, сорадования, сострадания и др.), наличие внутренней психологической ак¬тивности, побуждающей к внешнему отклику.
Большое внимание развитию эмоциональности средствами музыки уделяли такие педагоги, как Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Б.М. Теплов, подчёркивая, что актив¬ность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного муз¬ыкально - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализо¬вать свои музыкальные способности, становится средством эмоцио¬нального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчи¬вости на музыку в дальнейшем.
Цель исследования – Определить возможности развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Объект исследования – процесс музыкального воспитания дошкольников, в процессе восприятия музыки.
Предмет исследования – развитие музыкальной отзывчивости у старших дошкольников.
Гипотеза исследования – эффективному развитию эмоциональной отзывчи¬вости у старших дошкольников будет способствовать использование интеграции искусств.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач исследования:
1.Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2.Разработать и апробировать комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
3.Подбор диагностических методик по выявлению эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
4.Проведение исследования.
5.Анализ полученных данных.
Для подтверждения нашей гипотезы использовались следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Наблюдение;
3. Беседа;
4. Сравнение;
5. Анкетирование;
6. Опрос;
7. Анализ музыкально-творческой деятельности старших дошкольников;
8. Педагогический эксперимент.
Методологической основой нашего исследования являются концепции Л.Ф. Обуховой о психическом развитии детей дошкольного возраста; Л.С. Выготского о восприятии и его развитии в детском возрасте; Б.М. Теплова о психологии музыкального восприятия, Г.М. Цыпина о психологии музыкальной деятельности; исследования В.В. Ванслова, С.В. Громаковой, Н.А. Терентьевой, посвящённые комплексному освоению различных видов искусств; Д.Б. Кабалевского о формах и приёмах активизации музыкального восприятия дошкольников, Б.В. Асафьева о единстве эмоционального и сознательного в восприятии музыки; исследования отечественных педагогов-музыкантов по проблемам музыкального воспитания и образования Ю.Б. Алиева, Н.М. Черноиваненко, Р.С. Ригиной.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Введение 3
Глава 1.Концептуальные подходы к формированию эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки 6
1.1. Эмоциональное развитие личности как психолого-педагогическая проблема 6
1.2.Особенности развития эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте 16
1.3.Эмоциональная отзывчивость к музыке в процессе её восприятия у детей дошкольного возраста 21
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной отзывчивости средствами музыки в дошкольном возрасте 35
2.1. Задачи, организация и методика экспериментального исследования 35
2.2. Выявление первоначального уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 36
2.3. Построение методики развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста 43
2.4. Динамика развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста 52
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения 68

Представленное нами исследование показало, что феномен музыкальной отзывчивости представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в переосмыслении и обобщении жизненных впечатлений, отражении в сознании человека художественного образа, являющего единство эмоционального и рационального.
Мы показали, что обучение, предусматривающее активизацию образного компонента мыслительной деятельности, не только окажет стимулирующее воздействие на развитие музыкальной отзывчивости , но и будет способствовать развитию творческих способностей, формировать индивидуальные особенности ребенка, пробуждать его интеллектуально-эмоциональную сферу.
Избранная нами позиция, основанная на активности внедрения в образовательный процесс интеграции искусств, выступает важным звеном в системе эстетического воспитания.
Изучение различных видов искусств, занятия различными видами художественной деятельности во многом способствуют решению общего психологического и творческого развития личности ребенка, совершенствование индивидуальных способностей и, конечно, формированию эстетического отношения к действительности.
Для повышения эффективности процесса развития музыкальной отзывчивости мы разработали методику, основанную на интеграции искусств, которую апробировали в ходе педагогического эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровня развитости музыкальной отзывчивости по трем параметрам – объём интонационно-образного словаря; умение устанавливать жанровые, стилистические, образные связи между несколькими произведениями разных видов искусства; уровень сформированности музыкально-образных ассоциаций и степень их соответствия содержанию произведения искусства. Нами было установлено, что у большинства данные способности практически не развиты либо отличаются низкими качественными показателями.
Апробированная нами методика привела к существенным изменениям показателей уровня музыкальной отзывчивости по всем трем параметрам. По объёму интонационно-образного словаря число детей, соответствующих высокому уровню, увеличилось на 12%, среднему уровню на 7%, а число дошкольников, соответствующих низкому уровню, уменьшилось на 19%.
Показатели умения устанавливать жанровые, стилистические, образные связи распределились следующим образом: число реципиентов, соответствующих высокому уровню увеличилось на 12%, средний уровень – 7%, а число учащихся, находящихся на низком уровне, снизилось на 19%. По уровню сформированности музыкально-образных ассоциаций динамика роста составила 12% – на высоком уровне, 11% – на среднем уровне, а низкий уровень уменьшился на 23%.
Положительные результаты опытно-экспериментальной работы дают нам основание убедиться в правильности положенной в основу исследования гипотезы, согласно которой развитие музыкальной отзывчивости будет осуществляться более эффективно, при условии организации образовательного процесса на основе интеграции музыки со смежными видами искусств.
Практическая значимость проведенной исследовательской работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы, методические положения, могут широко применяться воспитателями и музыкальными работниками, а также педагогами дополнительного образования.

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. 2- е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - С.
2. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: В зимнем лесу: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Ал-парова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 192 е.: ноты. - (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).
3. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Весна идет: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Алпа-рова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2004. - 196 е.: ноты. - (Б-ка музыкального руководителя и педа-гога музыки).
4. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: На лугу: учеб.-метод, пособие / Н. Н. Алпаро¬ва, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Гуманит. Изд. центр BJIA- ДОС, 2003. - 128 е.: ноты. - (Б-ка музыкального руководителя и педа¬гога музыки).
5. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Осень золотая: учеб.-метод, пособие: в 2 ч. / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - ч.1. - 136 е.: ноты. - (Воспитание и доп. обра¬зование детей). — (Б-ка музыкального руководителя и педагога музы¬ки).
6. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Осень золотая: учеб.- метод, пособие: в 2 ч. / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - ч.2. - 144 е.: ноты. - (Воспитание и доп. обра¬зование детей). — (Б-ка муз. руководителя и педагога музыки).
7. Н.Андреева,М. Первые шаги в музыке : метод, пособие / М.Андреева, Е. Конорова. — М.: Сов. Композитор, 1991. - 152 с.
8. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П. Анисимов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 127с.
9. Беляева-Экземплярская С.Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте //Сборник работ физиолого-психологической секции Государственного университета музыкальной науки. 1925. -Вып.1. - С.65-96.
10. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М.: Русский книжник, 1923. — 115 с.
11. Благовещенский И.П. Некоторые вопросы музыкального искусства (педагогика, эстетика, фольклор). Минск: Наука и техника, 1965. - 144 с.
12. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Изд-во "Институт практической психологии" Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - С. 135-172.
13. Ветлугина H.A. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. М., 1982. - С.15-19.
14. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. 240 с.
15. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. - 415 с.
16. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.-. Изд-во МГУ, 1976. - 142 с.
17. Витт Н.В. Речь и эмоции. М.: Изд-во Московского государственного педагогического ин-та иностранных языков им. М. Тореза, 1984. - 74 с.
18. Волосова Е. Эмоциональное воспитание ребёнка в повседневной жизни // Дошкольное воспитание. 1991. - № 11. - С. 58 - 64.
19. Воробьева М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей 4-го года жизни: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1988. -167 с.
20. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980.- 256 с.
21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
22. Выготский Л.С. Воспитание эмоционального поведения //Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - С. 94 - 107.
23. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. Н.Г. Ярошевско-го. М,: Педагогика, 1987. - 344 с.
24. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
25. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте //Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. - Т.2. - С.416-436.
26. Выготский Л.С. Эстетическое воспитание // Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 224 - 253.
27. Галич В.Н., Инжевитова Е.Т. Развитие музыкальной восприимчивости в раннем детстве // Роль музыки в эстетическом воспитаниидетей и юношества. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1981.- С. 71 85.
28. Ганошенко Н.И. Особенности совместного восприятия музыки детьми дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. псих. Наук.- М., 1991. 19 с.
29. Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1962. - 267 с.
30. Запорожец A.B. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. М.: Педагогика, 1986. - С. 260 - 275.
31. Запорожец A.B. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. — М.: Педагогика, 1986. - С. 258 — 259.
32. Изард К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ. — М.: Изд-во Моск. унта, 1980. 440 с.
33. Комарова Т.С. Дети в мире творчества : Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. — 160 с.
34. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1980. 18 с.
35. Корчаловская Н.В. Формирование интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1982. - 25 с.
36. Кузьмина Л.А. Развитие восприятия художественной формы в процессе формирования ладового чувства у детей 5-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1994. - 19 с.
37. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. — С. 13 - 25.
38. Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ / Под ред. Б.М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. — С. 225 - 263.
39. Манакова И.П. Формирование первоначальной ориентировки в музыке у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1991. - 23 с.
40. Медведева М.А. Система упражнений для формирования певческих навыков у детей 5-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1986. - 24 с.
41. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность и восприятие музыки // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980. - С.195-228.
42. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии. 1982. - № 5. - С. 85 - 93.
43. Неверович Я.3. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности // Эмоциональное развитиедошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - С. 29 - 43.
44. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. - № 3. — С. 9 - 16.
45. Нравстенное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1984. - 272 с.
46. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сборник научных трудов / Под ред. Д.Б. Кабалевского. -М.: НИИ школ, 1978. 106 с.
47. Пеньевская Л.А. Воспитание отзывчивости и развитие простейших форм взаимопомощи у детей 4 и 5 года жизни // Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972. - С. 112 - 156.
48. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
49. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
50. Психология эмоций. Тексты. 2-ое изд. /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского университета. -1993. - 304 с.
51. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1. - 608 с.
52. Радынова О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетовдошкольного воспитания пединститутов: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1984. - 218 с.
53. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 1990. -160 с.
54. Радынова О.П. Формирование музыкального мышления дошкольников в игре // Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте: Материалы Международной научно-практической конференции. -М.: Прометей, 1995. Ч. 2. - С. 31 - 32.
55. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. - 168 с.
56. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса; общ. ред. О.В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
57. Рожков Г.М. Восприятие эмоциональных интонаций: Автореф. дисс. . канд. псих. наук. М., 1972. - 31 с.
58. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей / Сост. A.JI. Готсдинер. Л.: Музыка, Ленинград, отделение, 1981. - 104 с.
59. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального воспитания). М.: Наука, 1979. - 191 с.
60. Тарасов Г.С. Психология музыкальных способностей /Спутник учителя музыки. М.: Педагогика, 1993. - С. 55 - 58.
61. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
62. Тарасова К.В. Роль наглядного моделирования в развитии музыкальности // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Педагогика, 1986. С. 157 - 173.
63. Тельчарова P.A. Музыка и культура: личностный подход. М,: Знание, 1986. - 62 с.
64. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М. : Педагогика, 1973. - 423 с.
65. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Основы общей психологии: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - С. 140 - 181.
66. Руднева С.Д., Пасынкова A.B. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. - T3.-J6 З.-С. 84 - 92.
67. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264 с.
68. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии С.-Пб.: Социально-психологический Центр, 1996. - 350 с.
69. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. - 215 с.
70. Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред Н.А.Ветлугиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 370 с.
71. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е доп. Л.: Музыка, 1975. - 61 с.
72. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их Воздействие на художественное творчество // Вопросы социологии искусства: Сб. научных трудов. — Л.: Ленинград, гос. ин-тут театра, музыки и кинематографии, 1980. С. 41 — 58.
73. Спутник учителя музыки / С.С. Балашева, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост.Т.В. Челышева .-М.: Просвещение, 1993, 240 с.
74. Стоянов А. Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве: Сб. статей / Ред.-сост. С.М. Хентова. М.-Л.: Музыка, 1996. - С. 236 - 261.
75. Стрелкова Л.П. Психические особенности развития эмпатии у дошкольников; Автореф. дисс. . канд. псих. наук. М., 1987. - 24 с.
76. Таранова Т.Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1992. 206 с.

Купить эту работу

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽