Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

  • 118 страниц
  • 2013 год
  • 2471 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Один из важнейших вопросов детской психологии – вопрос о развитии мышления. Посредством мышления происходит познание ребенком окружающего мира во всех его связях и закономерностях. Проблема развития мышления детей рассма тривалась в работах Л.С. Выготского (1976), А.В. Запорожца (1964), А.А. Катаевой (1991), А.Н. Леонтьева (1983), Ж. Пиаже (1997), Н.Н. Поддьякова (1997), С.Л. Рубинштейна (1989), Е.А. Стребелевой (1991), Д.Б. Эльконина (2001) и многих других.
В дошкольном в озрасте особенно благоприятные условия создаются для развития образных форм познания, в том числе и наглядно-образного мышления, в процессе которого ребенок решает задачи в плане представлений, без участия практических действий. Наглядно-образное мышление играет исключительно важную роль в свете будущего обучения ребенка в школе, так как на его основе создаются предпосылки для развития понятийного мышления (Ж. Пиаже (1997), Л.А. Венгер (1985), А.В. Запорожец (1964), Н.Н. Поддьяков (1997) и др.).
В формирова нии высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В трудах Л.С. Выготского (1976) отмечается, что единство мышления и речи возникает в результате развития и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельн ости. В исследованиях Л. А. Венгера, В.С. Мухиной (1988) доказано, что к началу школьного обучения (6-летний возраст) у детей на основе речи формируются зачатки понятийного, словесно-логического мышления. Идея тесной взаимосвязи мышления и речи получила св ое развитие в научных исследованиях.
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей дошкольного возраста с различными видами речевой патологии. Одной из самых распространенных патологий является общее недоразвитие речи (ОНР), при которой от мечаются нарушениях во всех компонентах речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, которые проявляются, в первую очередь, в нарушениях смысловой и произносительной составляющих речи. Вследствие этого у детей с этим видом нарушения речевого развития им еются существенные недостатки в составлении связных монологических высказываний – описаний, повествований и рассуждений.
В работах Р.И. Лалаевой (2004), В.И.   Лубовского (1978), О.Н. Усановой (2011), Р.А. Беловой-Давид (2011) показаны особенности детей с общим недоразвитием речи, в том числе отмечается недоразвитие наглядно-образного мышления. Подчеркивается, что количественные показатели развития невербального интеллекта у этих детей колеблются преимущественно в пределах от нормы до низкой границы нормы. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности детей, поэтом у необходимо вести специальную работу, направленную на развитие у детей с речевыми нарушениями наглядно-образного и словесно-логического мышления во время логопедических занятий.
Однако в настоящее время вопрос оказания квалифицированной педагогической пом ощи данной категории детей по формированию у них мышления является малоразработанным. На логопедических занятиях в основном осуществляется речевое развитие дошкольников, в то время как развитию мышления уделяется недостаточно внимания. Актуальность данной проблемы и ее недостаточная разработанность и определили выбор темы данной работы.
Объект исследования –мышление детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования – опреде ление путей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в системе логопедической коррекции.
Гипотеза исследования мышления у дошкольников с ОНР находится на более низком уровне развития, чем у детей с нормальным рече вым развитием. В большей мере это касается словесно-логического мышления, и мыслительных операций.

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения мышления у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
1.1.Понятие «мышление», его виды. Формирование мышления в онтогенезе
1.2.Особенности мышления детей дошкольного возраста
1.3.Понятие общего недоразвития речи, психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.4.Состояние проблемы изучения мыслительных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Обобщение теоретических основ исследования
Глава 2. Исследование особенностей мышления дошкольников с ОНР
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2. Характеристика детей экспериментальной группы
2.3. Методика исследования мышления дошкольников с ОНР
Глава 3. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР (анализ экспериментальных данных)
3.1 Состояние наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
3.2 Состояние операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
3.3 Состояние словесно-логического у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Обобщение результатов констатирующего исследования, выводы
Глава 4. Методические рекомендации по формированию мышления у дошкольников с ОНР в процессе логопедической коррекции
4.1.Цель, задачи, направления работы по формированию мышления у дошкольников с ОНР
4.2. Содержание работы по формированию мышления у дошкольников с ОНР
4.2.1. Работа по развитию у детей наглядно-образного мышления
4.2.2. Работа по развитию у детей логического мышления
Заключение
Список литературы
Приложение



Проведенный анализ литературы позволил заключить следующее:
1. Выделяются три точки зрения на взаимосвязь мышления с общим нарушением речи:
- реч евые расстройства, непосредственно зависимые от «общемозговых дефектов интеллектуальной сферы или высшего «центра интеллигенции»;
- выведение причинных зависимостей между расстройствами речи и мышления неправомерно, так как в обоих случаях ключевым моменто м является нарушение системности деятельности головного мозга;
- расстройства мышления возможны вследствие речевых дефектов.
2. Нарушение речи приводит к изменениям в системе коммуникации ребенка. Так, например, речевое общение частично заменяется мимическ ой и пантомимической системой коммуникации. В свою очередь для данных детей является характерным ограничение способности приема и переработки информации, которое заключается в уменьшении возможного объема принятия информации в единицу времени, нарушении то чности воспринятой информации и замедление скорости ее переработки (связанное с повышением порогов чувствительности анализаторов и увеличения уровня шумов).
3. Существует несколько точек зрения на взаимосвязь мышления с ОНР: одни считают, что речевые наруш ения зависят от общих дефектов интеллектуальной сферы. Другие отмечают, что речевые нарушения и нарушения мышления между собой не взаимосвязаны. Третьи определяют, что нарушения речи могут вызывать нарушения мышления. Вместе с тем у дошкольников с ОНР нару шены мыслительные процессы вследствие нарушения деятельности мозга. У старших дошкольников с ОНР наблюдается отставание в развитии словесно-логического мышления; возникают сложности в операциях сравнения, обобщения понятий, а также при аналитико-синтетиче ских формах мышления.
Проведенный анализ литературы позволил сформулировать следующую гипотезу: развитие мышления у дошкольников взаимосвязано с уровнем речевого развития; в большей степени различия в уровне развития мышления у дошкольников с ОНР и их свер стников с нормой развития речи будет наблюдаться в уровне словесно-логического мышления и мыслительных операций.
Для проверки поставленной гипотезы было проведено исследование. Цель исследования – выявить особенности развития мышления дошкольников с ОНР п о сравнению с их сверстниками с нормой развития речи.
В эксперименте участвовало 30 детей в возрасте 6-6,5 лет, среди которых 15 детей с логопедическим заключением медико-педагогической комиссии – ОНР III уровня и 15 детей с нормальным речевым развитием. Д ошкольники с ОНР III уровня составили экспериментальную группу, дошкольники с нормальным речевым развитием – контрольную группу.
В соответствии с поставленными целью и задачами в процессе исследования было выделено четыре этапа. На первом этапе исследовани я проводился теоретический анализ и обобщение научной литературы. Это позволило выяснить степень разработанности рассматриваемой проблемы, определись гипотезу и конкретизировать задачи исследования, разработать программу эксперимента. На втором этапе были проанализированы анамнестические данные детей старшего дошкольного возраста, полученные в процессе изучения медицинских карт детей и беседы с родителями, определены две группы испытуемых, которые приняли участие в экспериментальном исследовании. На третьем этапе был проведён констатирующий эксперимент, то есть изучение особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп по разработанной методике. На четвертом этапе подводились итоги проделанной работы, т.е. был проведен количественный и качественный анализ результатов исследования и сделаны соответствующие выводы.
Исследование наглядно-образного мышления показало, что у дошкольников с ОНР оно незначительно отличается от их сверстников с нормой развития речи. Несф ормированность приемов запоминания у дошкольников с ОНР свидетельствует о том, что у данной группы детей также недостаточно развито словесно-логическое мышление. И хотя данный вид мышления только начинает развиваться в данном возрасте, некоторые его механи змы в норме уже должны быть сформированы уже в старшем дошкольном возрасте. У дошкольников с ОНР наблюдалась некоторая медлительность действий, они допускали ошибки в выборе похожих форм. Это свидетельствует о том, что, не смотря на то, что наглядно-образн ое мышление сформировано у дошкольников с ОНР, недоразвитие произвольного внимания оказывает влияние на их деятельность.
Таким образом, различия в успешном использовании наглядно-действенного и наглядно-образного мышления не столь существенны, в использова нии словесно-логического мышления дошкольники с ОНР сильно отстают от своих сверстников. Наличие операции обобщения, которая опирается на наглядное мышление, свидетельствует о том, что, не смотря на некоторую задержку, словесно-логическое мышление также фо рмируется и у дошкольников с ОНР.
Наиболее эффективным способом развития логического мышления являются дидактические, словесные и развивающие игры, которые направлены на обучение обобщению и классификации, разгадыванию несложных загадок, учатся отделять фо рму понятия от содержания, обобщать и выделять существенные признаки, учатся выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений.

1.Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы Психологии. 1995. № 1. С.111-131.
2.Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС; Москва; 2011. – 462с.
3.Блонский П. Т. Психология младшего школьника. – М.; Воронеж, 1997.
4.Борякова, Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В Соболева, В. В. Ткачева; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном – Пресс, 2000. – 164с.
5.Брушлинский, А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А. В. Брушлинский. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
6.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1985
7.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
8.Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. Для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
9.Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: 1990.
10.Волков, Б. С. Детская психология: учеб. пособие / Б. С. Волков. – М.: Академия, 2004. – 349 с.
11.Волкова Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной педагогики. – СПб., 2003.
12.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2009. – 158с.
13.Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1999.
14.Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: АПН, 1976. – 302 с.
15.Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / П. Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 1981. – 354 с.
16.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365с.
17.Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. – М.: КомКнига, 2005. – 320с.
18.Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб.: Питер, 2000. – 200с.
19.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351с.
20.Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР 1958. – 370с.
21.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
22.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
23.Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
24.Зак А. З. Различия в мышлении детей. – М., 1992.
25.Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 183 – 246.
26.Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. – №3. – С. 17 – 23.
27.Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96с.
28.Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006. – 380с.
29.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб., 2004.
30.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
31.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 1983. – 392 с.
32.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
33.Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей: в норме и патологии. – М.: «Педагогика», 1978.
34.Люблинская, А. А. Очерки психического развития / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1965. – 367 с.
35.Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2005.
36.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985. – 190с.
37.Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. – М., 2007.
38.Немов, Р.С. Общие основы психологии: учебник для студентов вузов. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
39.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – С-Пб.: Союз, 1997. – 347с.
40.Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1997. – 219с.
41.Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова. – М., 1983.
42.Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – 352 с.
43.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989. – 488 с.
44.Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. – М.: Классике Стиль, 2003. – 160 с.
45.Современный психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.; СПб., 2007.
46.Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. – М., 2008.
47.Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие. – М., 1984. – 272 с.
48.Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка : учеб. пособие для педагогов-психологов / Л.Ф. Тихомирова. – М.: Рольф, 2000. – 141 с.
49.Усанова О.Н. Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей. Интеллектуальное развитие детей. Психологические параметры дизонтогенеза. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов // Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС; Москва; 2011. – 462с.
50.Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: Гном и Д, 2010. – 128с.
51.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М. , 2000. – 314 с.
52.Хайдаров, Ж. С. Игровые составляющие и процесс развития дошкольников. – С-Пб.: Питер, 2000. – 78 с.
53.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.
54.Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208с.
55.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : учеб. пособие для педагогов д/с / Д.Б. Эльконин. – Москва-Воронеж: 2001. – 112 с.



Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Один из важнейших вопросов детской психологии – вопрос о развитии мышления. Посредством мышления происходит познание ребенком окружающего мира во всех его связях и закономерностях. Проблема развития мышления детей рассма тривалась в работах Л.С. Выготского (1976), А.В. Запорожца (1964), А.А. Катаевой (1991), А.Н. Леонтьева (1983), Ж. Пиаже (1997), Н.Н. Поддьякова (1997), С.Л. Рубинштейна (1989), Е.А. Стребелевой (1991), Д.Б. Эльконина (2001) и многих других.
В дошкольном в озрасте особенно благоприятные условия создаются для развития образных форм познания, в том числе и наглядно-образного мышления, в процессе которого ребенок решает задачи в плане представлений, без участия практических действий. Наглядно-образное мышление играет исключительно важную роль в свете будущего обучения ребенка в школе, так как на его основе создаются предпосылки для развития понятийного мышления (Ж. Пиаже (1997), Л.А. Венгер (1985), А.В. Запорожец (1964), Н.Н. Поддьяков (1997) и др.).
В формирова нии высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В трудах Л.С. Выготского (1976) отмечается, что единство мышления и речи возникает в результате развития и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельн ости. В исследованиях Л. А. Венгера, В.С. Мухиной (1988) доказано, что к началу школьного обучения (6-летний возраст) у детей на основе речи формируются зачатки понятийного, словесно-логического мышления. Идея тесной взаимосвязи мышления и речи получила св ое развитие в научных исследованиях.
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей дошкольного возраста с различными видами речевой патологии. Одной из самых распространенных патологий является общее недоразвитие речи (ОНР), при которой от мечаются нарушениях во всех компонентах речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, которые проявляются, в первую очередь, в нарушениях смысловой и произносительной составляющих речи. Вследствие этого у детей с этим видом нарушения речевого развития им еются существенные недостатки в составлении связных монологических высказываний – описаний, повествований и рассуждений.
В работах Р.И. Лалаевой (2004), В.И.   Лубовского (1978), О.Н. Усановой (2011), Р.А. Беловой-Давид (2011) показаны особенности детей с общим недоразвитием речи, в том числе отмечается недоразвитие наглядно-образного мышления. Подчеркивается, что количественные показатели развития невербального интеллекта у этих детей колеблются преимущественно в пределах от нормы до низкой границы нормы. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности детей, поэтом у необходимо вести специальную работу, направленную на развитие у детей с речевыми нарушениями наглядно-образного и словесно-логического мышления во время логопедических занятий.
Однако в настоящее время вопрос оказания квалифицированной педагогической пом ощи данной категории детей по формированию у них мышления является малоразработанным. На логопедических занятиях в основном осуществляется речевое развитие дошкольников, в то время как развитию мышления уделяется недостаточно внимания. Актуальность данной проблемы и ее недостаточная разработанность и определили выбор темы данной работы.
Объект исследования –мышление детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования – опреде ление путей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в системе логопедической коррекции.
Гипотеза исследования мышления у дошкольников с ОНР находится на более низком уровне развития, чем у детей с нормальным рече вым развитием. В большей мере это касается словесно-логического мышления, и мыслительных операций.

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения мышления у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
1.1.Понятие «мышление», его виды. Формирование мышления в онтогенезе
1.2.Особенности мышления детей дошкольного возраста
1.3.Понятие общего недоразвития речи, психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.4.Состояние проблемы изучения мыслительных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Обобщение теоретических основ исследования
Глава 2. Исследование особенностей мышления дошкольников с ОНР
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2. Характеристика детей экспериментальной группы
2.3. Методика исследования мышления дошкольников с ОНР
Глава 3. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР (анализ экспериментальных данных)
3.1 Состояние наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
3.2 Состояние операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
3.3 Состояние словесно-логического у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Обобщение результатов констатирующего исследования, выводы
Глава 4. Методические рекомендации по формированию мышления у дошкольников с ОНР в процессе логопедической коррекции
4.1.Цель, задачи, направления работы по формированию мышления у дошкольников с ОНР
4.2. Содержание работы по формированию мышления у дошкольников с ОНР
4.2.1. Работа по развитию у детей наглядно-образного мышления
4.2.2. Работа по развитию у детей логического мышления
Заключение
Список литературы
Приложение



Проведенный анализ литературы позволил заключить следующее:
1. Выделяются три точки зрения на взаимосвязь мышления с общим нарушением речи:
- реч евые расстройства, непосредственно зависимые от «общемозговых дефектов интеллектуальной сферы или высшего «центра интеллигенции»;
- выведение причинных зависимостей между расстройствами речи и мышления неправомерно, так как в обоих случаях ключевым моменто м является нарушение системности деятельности головного мозга;
- расстройства мышления возможны вследствие речевых дефектов.
2. Нарушение речи приводит к изменениям в системе коммуникации ребенка. Так, например, речевое общение частично заменяется мимическ ой и пантомимической системой коммуникации. В свою очередь для данных детей является характерным ограничение способности приема и переработки информации, которое заключается в уменьшении возможного объема принятия информации в единицу времени, нарушении то чности воспринятой информации и замедление скорости ее переработки (связанное с повышением порогов чувствительности анализаторов и увеличения уровня шумов).
3. Существует несколько точек зрения на взаимосвязь мышления с ОНР: одни считают, что речевые наруш ения зависят от общих дефектов интеллектуальной сферы. Другие отмечают, что речевые нарушения и нарушения мышления между собой не взаимосвязаны. Третьи определяют, что нарушения речи могут вызывать нарушения мышления. Вместе с тем у дошкольников с ОНР нару шены мыслительные процессы вследствие нарушения деятельности мозга. У старших дошкольников с ОНР наблюдается отставание в развитии словесно-логического мышления; возникают сложности в операциях сравнения, обобщения понятий, а также при аналитико-синтетиче ских формах мышления.
Проведенный анализ литературы позволил сформулировать следующую гипотезу: развитие мышления у дошкольников взаимосвязано с уровнем речевого развития; в большей степени различия в уровне развития мышления у дошкольников с ОНР и их свер стников с нормой развития речи будет наблюдаться в уровне словесно-логического мышления и мыслительных операций.
Для проверки поставленной гипотезы было проведено исследование. Цель исследования – выявить особенности развития мышления дошкольников с ОНР п о сравнению с их сверстниками с нормой развития речи.
В эксперименте участвовало 30 детей в возрасте 6-6,5 лет, среди которых 15 детей с логопедическим заключением медико-педагогической комиссии – ОНР III уровня и 15 детей с нормальным речевым развитием. Д ошкольники с ОНР III уровня составили экспериментальную группу, дошкольники с нормальным речевым развитием – контрольную группу.
В соответствии с поставленными целью и задачами в процессе исследования было выделено четыре этапа. На первом этапе исследовани я проводился теоретический анализ и обобщение научной литературы. Это позволило выяснить степень разработанности рассматриваемой проблемы, определись гипотезу и конкретизировать задачи исследования, разработать программу эксперимента. На втором этапе были проанализированы анамнестические данные детей старшего дошкольного возраста, полученные в процессе изучения медицинских карт детей и беседы с родителями, определены две группы испытуемых, которые приняли участие в экспериментальном исследовании. На третьем этапе был проведён констатирующий эксперимент, то есть изучение особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп по разработанной методике. На четвертом этапе подводились итоги проделанной работы, т.е. был проведен количественный и качественный анализ результатов исследования и сделаны соответствующие выводы.
Исследование наглядно-образного мышления показало, что у дошкольников с ОНР оно незначительно отличается от их сверстников с нормой развития речи. Несф ормированность приемов запоминания у дошкольников с ОНР свидетельствует о том, что у данной группы детей также недостаточно развито словесно-логическое мышление. И хотя данный вид мышления только начинает развиваться в данном возрасте, некоторые его механи змы в норме уже должны быть сформированы уже в старшем дошкольном возрасте. У дошкольников с ОНР наблюдалась некоторая медлительность действий, они допускали ошибки в выборе похожих форм. Это свидетельствует о том, что, не смотря на то, что наглядно-образн ое мышление сформировано у дошкольников с ОНР, недоразвитие произвольного внимания оказывает влияние на их деятельность.
Таким образом, различия в успешном использовании наглядно-действенного и наглядно-образного мышления не столь существенны, в использова нии словесно-логического мышления дошкольники с ОНР сильно отстают от своих сверстников. Наличие операции обобщения, которая опирается на наглядное мышление, свидетельствует о том, что, не смотря на некоторую задержку, словесно-логическое мышление также фо рмируется и у дошкольников с ОНР.
Наиболее эффективным способом развития логического мышления являются дидактические, словесные и развивающие игры, которые направлены на обучение обобщению и классификации, разгадыванию несложных загадок, учатся отделять фо рму понятия от содержания, обобщать и выделять существенные признаки, учатся выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений.

1.Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы Психологии. 1995. № 1. С.111-131.
2.Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС; Москва; 2011. – 462с.
3.Блонский П. Т. Психология младшего школьника. – М.; Воронеж, 1997.
4.Борякова, Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В Соболева, В. В. Ткачева; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном – Пресс, 2000. – 164с.
5.Брушлинский, А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А. В. Брушлинский. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
6.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1985
7.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
8.Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. Для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
9.Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: 1990.
10.Волков, Б. С. Детская психология: учеб. пособие / Б. С. Волков. – М.: Академия, 2004. – 349 с.
11.Волкова Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной педагогики. – СПб., 2003.
12.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2009. – 158с.
13.Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1999.
14.Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: АПН, 1976. – 302 с.
15.Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / П. Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 1981. – 354 с.
16.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365с.
17.Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. – М.: КомКнига, 2005. – 320с.
18.Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб.: Питер, 2000. – 200с.
19.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351с.
20.Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР 1958. – 370с.
21.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
22.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
23.Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
24.Зак А. З. Различия в мышлении детей. – М., 1992.
25.Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 183 – 246.
26.Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. – №3. – С. 17 – 23.
27.Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96с.
28.Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006. – 380с.
29.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб., 2004.
30.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
31.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 1983. – 392 с.
32.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
33.Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей: в норме и патологии. – М.: «Педагогика», 1978.
34.Люблинская, А. А. Очерки психического развития / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1965. – 367 с.
35.Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2005.
36.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985. – 190с.
37.Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. – М., 2007.
38.Немов, Р.С. Общие основы психологии: учебник для студентов вузов. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
39.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – С-Пб.: Союз, 1997. – 347с.
40.Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1997. – 219с.
41.Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова. – М., 1983.
42.Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – 352 с.
43.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989. – 488 с.
44.Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. – М.: Классике Стиль, 2003. – 160 с.
45.Современный психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.; СПб., 2007.
46.Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. – М., 2008.
47.Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие. – М., 1984. – 272 с.
48.Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка : учеб. пособие для педагогов-психологов / Л.Ф. Тихомирова. – М.: Рольф, 2000. – 141 с.
49.Усанова О.Н. Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей. Интеллектуальное развитие детей. Психологические параметры дизонтогенеза. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов // Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС; Москва; 2011. – 462с.
50.Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: Гном и Д, 2010. – 128с.
51.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М. , 2000. – 314 с.
52.Хайдаров, Ж. С. Игровые составляющие и процесс развития дошкольников. – С-Пб.: Питер, 2000. – 78 с.
53.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.
54.Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208с.
55.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : учеб. пособие для педагогов д/с / Д.Б. Эльконин. – Москва-Воронеж: 2001. – 112 с.



Купить эту работу

Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА. АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА В АКУШЕРСТВЕ. КОСТНЫЙ ТАЗ С АКУШЕРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Индивидуализация и личностно-ориентированный подход в профессиональном развитии педагога вуза

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Разработка и оценка качества обучающих тестов по математике по требованиям ФГОС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Креативный интеллект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Конспект Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

Роль И.Г.Песталоцци в возникновении и развитии педагогики. И. Песталоцци (1746-1827), педагог. Швейцария.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Урок как основная форма организации процесса обучения в современной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Развитие двигательных умений и навыков у детей раннего возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽