Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Диплом Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения

  • 62 страниц
  • 2015 год
  • 528 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

helptostudent

Это компания "Образовательные услуги"В интернете со своим сайтом 20 лет

1500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. В современных условиях развития общест-ва, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество раз-личных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, по-вышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жесто-кость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже пере-хода подростка из детства в подростковый возраст.
Процесс социально-педагогической работы с подростками группы риска характеризуется рядом особенностей, которые рассматриваются в трудах педаго-гов и психологов. Многоплановое педагогическое исследование этой проблемы в отечественной педагогике проводилось такими учеными как Г.М. Андреевой, В.В. Заековым, Л.П. Колчиной, Н.Д. Левитовым, Т.Г. Румянцевой и другими, в том числе рассматривались вопросы отклоняющего поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А.Невский и другие).
Большое внимание данной проблеме уделяли в своих работах такие уче-ные как Н.С. Воронцова, Е.В. Колесникова, Н.А. Рычкова, Р. Штайнер и другие.
Вопросами подготовки социальных педагогов, осуществляющих реабилитаци-онную работу с подростками группы риска, занимались такие ученые как В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик и другие.
Большой вклад в углубленную разработку теоретических положений рас-сматриваемой нами проблемы внесли М.А. Галагузова, В.А. Домодедов, Р.А. Литвак, А.В. Миронов, Л.И. Павлова и другие.
В настоящее время разрабатываются общие (основные) принципы реаби-литационно-коррекционной работы с дезадаптированными подростками, поэто-му возникла острая потребность в обосновании процесса социально-педагогической деятельности с подростками группы риска.
Цель работы – провести анализ социально-психологических характери-стик отклоняющего поведения подростков и разработка предложений по работе с подростками группы риска.
Объект исследования – девиантное поведение подростков.
Предмет исследования – социально - педагогические условия, способст-вующие успешной социально-педагогической работе подростками группы риска.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность подростковой дезадаптации.
2. Охарактеризовать способы выявления групп риска.
3. Определить основные направления социально-педагогической работы по выявлению групп риска.
4. Провести анализ практической деятельности с подростками группы рис-ка и предложить программу по профилактике
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологи-ческой основой исследования явились современные философские, психологиче-ские и педагогические концепции, раскрывающие совокупность научных знаний о формировании и развитии личности (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, П.И. Чер-нецов и другие); об основных компонентах процесса социально-педагогической реабилитации подростков отклоняющего поведения в условиях общеобразова-тельного учреждения (Г.М. Бреснов, В.П. Добридень, СВ. Лебедев и другие), общенаучные методы системно-деятельностного (Б.С. Гершунский, Т.А. Ильина, Г.Н. Сериков и др.), личностно-ориентированного подходов (Л.А. Грищенко, А.Г. Гостев, В.Н. Никитин, В.И. Фирсов и др.).
Базой теоретического исследования явились фундаментальные труды тео-рии обучения и воспитания (И.В. Бестужев-Лада, А.А. Бодалев, Сухов А.Н. и др). Общие вопросы, связанные с социальной педагогикой, рассмотрены в работах В.А. Сухомлинского, М.С. Кагана, СТ. Шацкого, Ф.А. Фрадкина, ее формы и ме-тоды рассматриваются в исследованиях Г.М. Ахметова, Г.Н. Волкова, Л.Ю. Гор-дина, М.В. Гребенникова и других.
Философские и психологические аспекты теории личности раскрыты в ра-ботах А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского. Вопросы влияния среды на особенно-сти поведения подростка отражены в работах А.С. Макаренко, А.Я. Наина, В.Д. Семенова и других.
В отечественной науке проведены фундаментальные исследования, на-правленные на изучение условий психического и личностного развития подрост-ка, даны основные характеристики его возрастных периодов (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие).
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что может суще-ствовать тесная взаимосвязь между уровнем развития потребности в общении и вхождением подростков в просоциальную, асоциальную и антисоциальную (девиантную) неформальную подростковые группы, на которые социальному педагогу необходимо обращать особое внимание.

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и методология определения подростковых групп риска……….6
1.1. Сущность подростковой дезадаптации…………………………………………6
1.2. Способы выявления групп риска………………………………………………15
1.3. Направления социально-педагогической работы по выявлению групп риска.24
Глава 2. Организация практической деятельности с подростками группы риска.28
2.1. Анализ проблемы в условиях образовательного учреждения……………….28
2.2. Организация и методика исследования………………………………………30
2.3. Результаты и их интерпритация………………………………………………32
Глава 3. Предложения по организации социально-педагогической работы
с подростками группы риска….…………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………………..48
Список литературы………………………………………………………………….54
Приложения………………………………………………………………………….57

Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности в трехникуме является глубокая диагности-ка их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состоя-ния эмоционально-волевой сферы.
Результаты диагностических исследований успеваемости подростков по-зволяют выделить ряд вариантов взаимосвязи их уровня умственного развития и отношения к учебе:
1) хорошему уровню умственного развития соответствует сознательное, активное отношение к учебной деятельности, что свойственно хорошо и отлич-но успевающим учащимся;
2) хорошее умственное развитие сочетается с отрицательным или безраз-личным отношением к знаниям, где слабая успеваемость - результат недостат-ков в эмоционально-волевой сфере подростка; здесь острие коррекционной ра-боты будет направлено на развитие познавательной активности, воспитание от-ветственного отношения к учению;
3) при заметных недостатках умственного развития (но не умственной от-сталости) ученики активно стремятся к овладению знаниями, ответственно от-носятся к своим учебным обязанностям; здесь главное внимание должно быть уделено организации учебной деятельности подростка, обучению его способам самостоятельной работы;
4) на различные недостатки умственного развития накладывается и безот-ветственное отношение к учению; здесь необходим комплекс специальных мер индивидуально-дифференцированного характера.
Результаты диагностики мотивационной сферы учебной деятельности подростков позволяют увидеть взаимосвязь характера учебной деятельности подростка и отношения к ее результатам:
1) отрицательное отношение охватывает и учение в целом, и отдельные предметы, и отдельные стороны предметов;
2) учащиеся положительно относятся к учению в целом, но не справляют-ся с изучением одного-двух предметов, что вызывает отрицательное отношение к ним;
3) развито понимание необходимости учения, нет отрицательного отно-шения к учебным предметам, но налицо отрицательное отношение к отдельным сторонам предмета, видам деятельности.
В заключение необходимо отметить, что поскольку любое девиантное по-ведение – это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемо-сти, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск – стороны одной медали, социальной мутации. Состояние риска – своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем вероятностнее действие ин-дивида, более предсказуемо поведение системы в целом.
Особенность сегодняшнего времени – возрастание числа лиц, вынужден-ных рисковать, ибо усложнение социальной реальности увеличивает количест-во неизвестных ситуаций. Современные разработки в области социальной пси-хологии свидетельствуют, что девиантное поведение все больше в своей основе становится рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов – опора на профессионализм, вера не в судьбу и слу-чай, а в знания и осознанный выбор – творческую интуицию. Именно целера-циональные действия индивидов определяют социальное развитие. Можно предположить, что в условиях стабильного общества для субъекта действия ценностью является преднамеренный риск как процесс (психологическая сто-рона действия); в условиях разбалансированного – преднамеренный риск как цель (энергетическая и социальная сторона действия). На этапе рождения инно-вации большое значение имеет профессионализм и знания девианта, способ-ность к концентрации психической энергии, на этапе ее реализации – его био-логический потенциал (информационно-энергетический код, темперамент) и характер.
Девиантное поведение, сопровождающееся риском, способствует самоак-туализации, самореализации и самоутверждению личности. Последнее является важнейшей психологической причиной, объясняющей желание людей ответить на вызов быстро меняющейся социальной реальности. Девиантно-ролевая раз-новидность социального поведения неразрывно связана с аддикцией, с внутри-личностным конфликтом. Аддикция в общем смысле слова – стремление уйти от состояния внутреннего психологического дискомфорта, изменить свое пси-хическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой. Аддиктивное по-ведение психологи рассматривают как отклоняющееся. Девиантный путь выби-рают прежде всего люди, не имеющие легальной возможности для самореали-зации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Они не считают общепри-нятые нормы порядка естественными и справедливыми, не могут сделать карь-еру, изменить свой социальный статус через легитимные каналы социальной мобильности. Все это неизбежно приводит их к внутриличностному конфликту.
Обращение к решению вопросов, связанных с девиантным поведением детей и подростков, происходит на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном. Не может оставаться в стороне от него и педаго-гическая.
Интерес к данной проблеме не случаен. От того, как вопросы сдержива-ния и предупреждения отклоняющегося поведения будут решены на современ-ном этапе, во многом зависит успешность педагогической работы с будущими поколениями и в конечном счете, нравственная чистота и стабильность общест-венных отношений в перспективе. Не следует забывать и о том, что многие формы девиантного поведения оказывают огромное деструктивное влияние на функционирование общественных механизмов и процессов, в том числе и на результативность воспитания как общественно обусловленного процесса, со-держание и направленность которого определяются состоянием общества. Уве-личение числа носителей отклоняющегося поведения, умножение их видов и форм создают неблагоприятную для детей среду, преодолеть влияние которой педагогическими средствами может оказаться делом весьма сложным. Все это чревато нарушением порога нравственной стабильности социума, после кото-рого в нем пойдут необратимые разрушительные процессы.
Традиционно к социальным или общественным нормам относят право-вые, моральные, политические, религиозные, этические, эстетические. Откло-нение от них преследуется с помощью санкций (неодобрения, запретов, наказа-ния) либо корректируется через социальные институты, в том числе посредст-вом воспитания, перевоспитания, воспитательно-профилактической деятельно-сти.
Применительно к несовершеннолетним девиантное поведение может быть определено как общественно осуждаемые поступки, не выходящие за рамки психического здоровья, нарушающие установленные на данном этапе развития общества нравственные нормы и влекущие применение соответст-вующих санкций. Включение в дефиницию правовых норм представляется из-лишним, так как любое их несоблюдение одновременно нарушает нравствен-ную норму. Правовая норма защищает и законодательно закрепляет сложив-шуюся в обществе нравственную ценность более высокого порядка. Нарушение правового запрета следует рассматривать и как моральную готовность лично-сти переступить черту предписанного обществом поведения, что неотвратимо ведет к применению к личности соответствующих санкций. Причем совсем не-обязательно, чтобы они рассматривались только как наказание в рамках право-вого воздействия. Это могут быть и меры воспитательного характера, например неодобрение, осуждение, наказание. Опираясь на такой подход, мы можем вы-членить девиантное поведение из многих других похожих или близких поступ-ков, определить направления его профилактики, что особенно важно в ситуа-ции, когда четкая грань между ними часто отсутствует. Именно этим, на наш взгляд, объясняется то, что некоторые исследователи, например Л.Н.Зюбин, причисляют к нему жадность, эгоизм, замкнутость, необъяснимую недоверчи-вость, жестокость, т.е. те поступки, которые могут быть отнесены и к норма-тивному поведению, являющемуся результатом противоречивого развития лич-ности.
Девиантное поведение, включая в себя поступки, не укладывающиеся в рамки обозначенных норм, отличается большим разнообразием по своему гене-зису, формам проявления, нарушаемым ценностям, степени терпимости к нему. Это находит отражение в вариативности применяемых санкций. При этом в пе-дагогике они должны рассматриваться как составной элемент общепедагогиче-ских мер сдерживания отклоняющегося поведения.
Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как правило, обо-стряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовер-шеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно не-подготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценно-сти от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.
Особенно это актуально для современной общественно-политической си-туации. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорно-сти, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличени-ем числа других антиобщественных действий особо настораживает склады-вающаяся тенденция изменения ценностных ориентации подростков и юноше-ства, вытеснение традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно полезной активно-сти, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем созна-тельного нарушения социальных и нравственных норм.
Все это требует от педагогики активизации усилий, направленных на ос-мысление причин девиантного поведения и поиск адекватных механизмов его сдерживания и предупреждения. К сожалению, на современном этапе развития науки преобладающим остается констатация факта разрушения общественной нравственности, роста негативных проявлений, с одной стороны, упование на то, что профилактика девиантного поведения может быть эффективной лишь в том случае, когда будут созданы соответствующие социально-экономические условия, с другой.

...........
9. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Бела-русь, 2008. – 204 с.
10. Крылова Н. Проблемный подросток: его права и возможности. //Воспитание учащихся- 2011. - №9. - С.17-25.
11. Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с подрост-ками и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. - 2000. - №№ 29, 30, 31.
12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. // Психо-логия индивидуальных различий. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Ро-манова. - М., 2002.
13. Лучшие психологические тесты. Под ред. Кудряшова А. Ф. Петрозаводск, 2002
14. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.
15. Методические рекомендации для педагогов и специалистов образова-тельных учреждений по организации работы с подростками группы рис-ка. – Нижневартовск, 2009.
16. Методическое пособие по составлению и реализации программы индиви-дуальной помощи и поддержки проблемных школьников /Под науч. ред. С.А.Лисицина, С.В.Тарасова. – СПб., Издательство ЛОИРО, 2006г., - 116с.
17. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 2008. - № 9. – С. 100-109.
18. Особенности работы с подростками и молодежью «группы рис-ка»//(Пособие для специалистов образовательных учреждений). Под науч. редакцией С,А, Лисицина, С.В. Тарасова. - СПб., Издательство ЛОИРО, 2006. - 288с.
19. Переподготовка социальных педагогов к работе с подростками, оказав-шимися в трудной жизненной ситуации// Сборник материалов межрегио-нального семинара. Под редакцией М.С.Ерохиной. Книга первая.- Псков: «ГИМЕНЕЙ», 2006 – 178с.
20. Подростки «группы риска» // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.376-401.
21. Психология в системе образования республики. - Петрозаводск, 2009
22. Психология. Словарь// Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд. - М., 2008.
........

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. В современных условиях развития общест-ва, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество раз-личных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, по-вышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жесто-кость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже пере-хода подростка из детства в подростковый возраст.
Процесс социально-педагогической работы с подростками группы риска характеризуется рядом особенностей, которые рассматриваются в трудах педаго-гов и психологов. Многоплановое педагогическое исследование этой проблемы в отечественной педагогике проводилось такими учеными как Г.М. Андреевой, В.В. Заековым, Л.П. Колчиной, Н.Д. Левитовым, Т.Г. Румянцевой и другими, в том числе рассматривались вопросы отклоняющего поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А.Невский и другие).
Большое внимание данной проблеме уделяли в своих работах такие уче-ные как Н.С. Воронцова, Е.В. Колесникова, Н.А. Рычкова, Р. Штайнер и другие.
Вопросами подготовки социальных педагогов, осуществляющих реабилитаци-онную работу с подростками группы риска, занимались такие ученые как В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик и другие.
Большой вклад в углубленную разработку теоретических положений рас-сматриваемой нами проблемы внесли М.А. Галагузова, В.А. Домодедов, Р.А. Литвак, А.В. Миронов, Л.И. Павлова и другие.
В настоящее время разрабатываются общие (основные) принципы реаби-литационно-коррекционной работы с дезадаптированными подростками, поэто-му возникла острая потребность в обосновании процесса социально-педагогической деятельности с подростками группы риска.
Цель работы – провести анализ социально-психологических характери-стик отклоняющего поведения подростков и разработка предложений по работе с подростками группы риска.
Объект исследования – девиантное поведение подростков.
Предмет исследования – социально - педагогические условия, способст-вующие успешной социально-педагогической работе подростками группы риска.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность подростковой дезадаптации.
2. Охарактеризовать способы выявления групп риска.
3. Определить основные направления социально-педагогической работы по выявлению групп риска.
4. Провести анализ практической деятельности с подростками группы рис-ка и предложить программу по профилактике
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологи-ческой основой исследования явились современные философские, психологиче-ские и педагогические концепции, раскрывающие совокупность научных знаний о формировании и развитии личности (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, П.И. Чер-нецов и другие); об основных компонентах процесса социально-педагогической реабилитации подростков отклоняющего поведения в условиях общеобразова-тельного учреждения (Г.М. Бреснов, В.П. Добридень, СВ. Лебедев и другие), общенаучные методы системно-деятельностного (Б.С. Гершунский, Т.А. Ильина, Г.Н. Сериков и др.), личностно-ориентированного подходов (Л.А. Грищенко, А.Г. Гостев, В.Н. Никитин, В.И. Фирсов и др.).
Базой теоретического исследования явились фундаментальные труды тео-рии обучения и воспитания (И.В. Бестужев-Лада, А.А. Бодалев, Сухов А.Н. и др). Общие вопросы, связанные с социальной педагогикой, рассмотрены в работах В.А. Сухомлинского, М.С. Кагана, СТ. Шацкого, Ф.А. Фрадкина, ее формы и ме-тоды рассматриваются в исследованиях Г.М. Ахметова, Г.Н. Волкова, Л.Ю. Гор-дина, М.В. Гребенникова и других.
Философские и психологические аспекты теории личности раскрыты в ра-ботах А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского. Вопросы влияния среды на особенно-сти поведения подростка отражены в работах А.С. Макаренко, А.Я. Наина, В.Д. Семенова и других.
В отечественной науке проведены фундаментальные исследования, на-правленные на изучение условий психического и личностного развития подрост-ка, даны основные характеристики его возрастных периодов (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие).
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что может суще-ствовать тесная взаимосвязь между уровнем развития потребности в общении и вхождением подростков в просоциальную, асоциальную и антисоциальную (девиантную) неформальную подростковые группы, на которые социальному педагогу необходимо обращать особое внимание.

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и методология определения подростковых групп риска……….6
1.1. Сущность подростковой дезадаптации…………………………………………6
1.2. Способы выявления групп риска………………………………………………15
1.3. Направления социально-педагогической работы по выявлению групп риска.24
Глава 2. Организация практической деятельности с подростками группы риска.28
2.1. Анализ проблемы в условиях образовательного учреждения……………….28
2.2. Организация и методика исследования………………………………………30
2.3. Результаты и их интерпритация………………………………………………32
Глава 3. Предложения по организации социально-педагогической работы
с подростками группы риска….…………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………………..48
Список литературы………………………………………………………………….54
Приложения………………………………………………………………………….57

Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности в трехникуме является глубокая диагности-ка их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состоя-ния эмоционально-волевой сферы.
Результаты диагностических исследований успеваемости подростков по-зволяют выделить ряд вариантов взаимосвязи их уровня умственного развития и отношения к учебе:
1) хорошему уровню умственного развития соответствует сознательное, активное отношение к учебной деятельности, что свойственно хорошо и отлич-но успевающим учащимся;
2) хорошее умственное развитие сочетается с отрицательным или безраз-личным отношением к знаниям, где слабая успеваемость - результат недостат-ков в эмоционально-волевой сфере подростка; здесь острие коррекционной ра-боты будет направлено на развитие познавательной активности, воспитание от-ветственного отношения к учению;
3) при заметных недостатках умственного развития (но не умственной от-сталости) ученики активно стремятся к овладению знаниями, ответственно от-носятся к своим учебным обязанностям; здесь главное внимание должно быть уделено организации учебной деятельности подростка, обучению его способам самостоятельной работы;
4) на различные недостатки умственного развития накладывается и безот-ветственное отношение к учению; здесь необходим комплекс специальных мер индивидуально-дифференцированного характера.
Результаты диагностики мотивационной сферы учебной деятельности подростков позволяют увидеть взаимосвязь характера учебной деятельности подростка и отношения к ее результатам:
1) отрицательное отношение охватывает и учение в целом, и отдельные предметы, и отдельные стороны предметов;
2) учащиеся положительно относятся к учению в целом, но не справляют-ся с изучением одного-двух предметов, что вызывает отрицательное отношение к ним;
3) развито понимание необходимости учения, нет отрицательного отно-шения к учебным предметам, но налицо отрицательное отношение к отдельным сторонам предмета, видам деятельности.
В заключение необходимо отметить, что поскольку любое девиантное по-ведение – это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемо-сти, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск – стороны одной медали, социальной мутации. Состояние риска – своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем вероятностнее действие ин-дивида, более предсказуемо поведение системы в целом.
Особенность сегодняшнего времени – возрастание числа лиц, вынужден-ных рисковать, ибо усложнение социальной реальности увеличивает количест-во неизвестных ситуаций. Современные разработки в области социальной пси-хологии свидетельствуют, что девиантное поведение все больше в своей основе становится рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов – опора на профессионализм, вера не в судьбу и слу-чай, а в знания и осознанный выбор – творческую интуицию. Именно целера-циональные действия индивидов определяют социальное развитие. Можно предположить, что в условиях стабильного общества для субъекта действия ценностью является преднамеренный риск как процесс (психологическая сто-рона действия); в условиях разбалансированного – преднамеренный риск как цель (энергетическая и социальная сторона действия). На этапе рождения инно-вации большое значение имеет профессионализм и знания девианта, способ-ность к концентрации психической энергии, на этапе ее реализации – его био-логический потенциал (информационно-энергетический код, темперамент) и характер.
Девиантное поведение, сопровождающееся риском, способствует самоак-туализации, самореализации и самоутверждению личности. Последнее является важнейшей психологической причиной, объясняющей желание людей ответить на вызов быстро меняющейся социальной реальности. Девиантно-ролевая раз-новидность социального поведения неразрывно связана с аддикцией, с внутри-личностным конфликтом. Аддикция в общем смысле слова – стремление уйти от состояния внутреннего психологического дискомфорта, изменить свое пси-хическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой. Аддиктивное по-ведение психологи рассматривают как отклоняющееся. Девиантный путь выби-рают прежде всего люди, не имеющие легальной возможности для самореали-зации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Они не считают общепри-нятые нормы порядка естественными и справедливыми, не могут сделать карь-еру, изменить свой социальный статус через легитимные каналы социальной мобильности. Все это неизбежно приводит их к внутриличностному конфликту.
Обращение к решению вопросов, связанных с девиантным поведением детей и подростков, происходит на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном. Не может оставаться в стороне от него и педаго-гическая.
Интерес к данной проблеме не случаен. От того, как вопросы сдержива-ния и предупреждения отклоняющегося поведения будут решены на современ-ном этапе, во многом зависит успешность педагогической работы с будущими поколениями и в конечном счете, нравственная чистота и стабильность общест-венных отношений в перспективе. Не следует забывать и о том, что многие формы девиантного поведения оказывают огромное деструктивное влияние на функционирование общественных механизмов и процессов, в том числе и на результативность воспитания как общественно обусловленного процесса, со-держание и направленность которого определяются состоянием общества. Уве-личение числа носителей отклоняющегося поведения, умножение их видов и форм создают неблагоприятную для детей среду, преодолеть влияние которой педагогическими средствами может оказаться делом весьма сложным. Все это чревато нарушением порога нравственной стабильности социума, после кото-рого в нем пойдут необратимые разрушительные процессы.
Традиционно к социальным или общественным нормам относят право-вые, моральные, политические, религиозные, этические, эстетические. Откло-нение от них преследуется с помощью санкций (неодобрения, запретов, наказа-ния) либо корректируется через социальные институты, в том числе посредст-вом воспитания, перевоспитания, воспитательно-профилактической деятельно-сти.
Применительно к несовершеннолетним девиантное поведение может быть определено как общественно осуждаемые поступки, не выходящие за рамки психического здоровья, нарушающие установленные на данном этапе развития общества нравственные нормы и влекущие применение соответст-вующих санкций. Включение в дефиницию правовых норм представляется из-лишним, так как любое их несоблюдение одновременно нарушает нравствен-ную норму. Правовая норма защищает и законодательно закрепляет сложив-шуюся в обществе нравственную ценность более высокого порядка. Нарушение правового запрета следует рассматривать и как моральную готовность лично-сти переступить черту предписанного обществом поведения, что неотвратимо ведет к применению к личности соответствующих санкций. Причем совсем не-обязательно, чтобы они рассматривались только как наказание в рамках право-вого воздействия. Это могут быть и меры воспитательного характера, например неодобрение, осуждение, наказание. Опираясь на такой подход, мы можем вы-членить девиантное поведение из многих других похожих или близких поступ-ков, определить направления его профилактики, что особенно важно в ситуа-ции, когда четкая грань между ними часто отсутствует. Именно этим, на наш взгляд, объясняется то, что некоторые исследователи, например Л.Н.Зюбин, причисляют к нему жадность, эгоизм, замкнутость, необъяснимую недоверчи-вость, жестокость, т.е. те поступки, которые могут быть отнесены и к норма-тивному поведению, являющемуся результатом противоречивого развития лич-ности.
Девиантное поведение, включая в себя поступки, не укладывающиеся в рамки обозначенных норм, отличается большим разнообразием по своему гене-зису, формам проявления, нарушаемым ценностям, степени терпимости к нему. Это находит отражение в вариативности применяемых санкций. При этом в пе-дагогике они должны рассматриваться как составной элемент общепедагогиче-ских мер сдерживания отклоняющегося поведения.
Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как правило, обо-стряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовер-шеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно не-подготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценно-сти от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.
Особенно это актуально для современной общественно-политической си-туации. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорно-сти, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличени-ем числа других антиобщественных действий особо настораживает склады-вающаяся тенденция изменения ценностных ориентации подростков и юноше-ства, вытеснение традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно полезной активно-сти, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем созна-тельного нарушения социальных и нравственных норм.
Все это требует от педагогики активизации усилий, направленных на ос-мысление причин девиантного поведения и поиск адекватных механизмов его сдерживания и предупреждения. К сожалению, на современном этапе развития науки преобладающим остается констатация факта разрушения общественной нравственности, роста негативных проявлений, с одной стороны, упование на то, что профилактика девиантного поведения может быть эффективной лишь в том случае, когда будут созданы соответствующие социально-экономические условия, с другой.

...........
9. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Бела-русь, 2008. – 204 с.
10. Крылова Н. Проблемный подросток: его права и возможности. //Воспитание учащихся- 2011. - №9. - С.17-25.
11. Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с подрост-ками и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. - 2000. - №№ 29, 30, 31.
12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. // Психо-логия индивидуальных различий. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Ро-манова. - М., 2002.
13. Лучшие психологические тесты. Под ред. Кудряшова А. Ф. Петрозаводск, 2002
14. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.
15. Методические рекомендации для педагогов и специалистов образова-тельных учреждений по организации работы с подростками группы рис-ка. – Нижневартовск, 2009.
16. Методическое пособие по составлению и реализации программы индиви-дуальной помощи и поддержки проблемных школьников /Под науч. ред. С.А.Лисицина, С.В.Тарасова. – СПб., Издательство ЛОИРО, 2006г., - 116с.
17. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 2008. - № 9. – С. 100-109.
18. Особенности работы с подростками и молодежью «группы рис-ка»//(Пособие для специалистов образовательных учреждений). Под науч. редакцией С,А, Лисицина, С.В. Тарасова. - СПб., Издательство ЛОИРО, 2006. - 288с.
19. Переподготовка социальных педагогов к работе с подростками, оказав-шимися в трудной жизненной ситуации// Сборник материалов межрегио-нального семинара. Под редакцией М.С.Ерохиной. Книга первая.- Псков: «ГИМЕНЕЙ», 2006 – 178с.
20. Подростки «группы риска» // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.376-401.
21. Психология в системе образования республики. - Петрозаводск, 2009
22. Психология. Словарь// Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд. - М., 2008.
........

Купить эту работу

Диплом Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения

1500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 июня 2015 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
helptostudent
5
Это компания "Образовательные услуги"В интернете со своим сайтом 20 лет
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе helptostudent 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе helptostudent 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе helptostudent 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе helptostudent 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽