Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Нарушение звукового анализа при сенсорной афазии

  • 90 страниц
  • 2014 год
  • 488 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Дошкольный возраст является важным этапом в развитии психики ребенка, так как в этот период создаются все предпосылки для успешного формирования психических феноменов, необходимых в дальнейшем для учебной деятельности. Для формирования и совершенствования конкретного психического феномена (память, внимание, мышление, восприятие, речь) существует «свой» сенситивный период. Поэтому взрослым (родителям и педагогам) важно не пропустить момент развития у детей того или иного психического процесса.
Одно из важнейших условий нормального психического развития дошкольников – чистая, правильная речь. При помощи речи, общения дети легко и незаметно для себя входят в окружающий его мир, узнают много нового, интересного, могут выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Сенсорная афазия относится к такой форме патологии речи дошкольников, при которой происходит полная или частичная утрата речи. В основе этого речевого дефекта речи лежит нарушение фонематического слуха, которое обусловлено локальными поражениями головного мозга. Для дошкольников-«афазиков» характерны нарушения в формировании всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Большие исследования в области афазии, в частности, сенсорной афазии, были произведены учеными А.Р. Лурием, Э.С. Бэйном, В.М. Коганом, М.К. Бурлаковой, Л.С. Цветковой, В.М. Шкловским, Т.Г. Визель.
Проблема исследования нарушений звукового анализа при сенсорной афазии в современное время представляет интерес с разных точек зрения: логопедии, психологии, лингвистики. Профилактика предрасположенности к нарушению звукового анализа у детей дошкольного возраста
Объект исследования: особенности формирования речевых и психических функций, обеспечивающих звукопроизношение и звуковой анализа при нарушении сенсорной сферы у дошкольников.
Предмет исследования: методика коррекционной работы у дошкольников с сенсорной афазией.
Цель исследования: рассмотреть причины нарушений речи и обосновать значимость комплексных методик в коррекционной работе по формированию звукового анализа при сенсорной афазии у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Учитывая, что структура нарушения речи дошкольников зависит от степени выраженности сенсорной афазии, возникающей в результате локальных поражений головного мозга, можно предположить, что комплексное изучение у детей дошкольного возраста позволит выявить причины возникновения афазии и определить психолого-педагогические технологии её профилактики. Коррекционная работа логопеда должна строиться с учетом сформированности коммуникативных навыков каждого ребенка, служащих основой успешности социальных отношений в детской среде.
На основе цели и гипотезы выдвинуты задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития фонематического слуха и звукового анализа у дошкольников, имеющих сенсорную афазию.
3. Определить методики для коррекции звукового анализа при сенсорной афазии.
4. Провести исследования, направленные на выявление нарушений звукового анализа при сенсорной афазии у дошкольников на ранней стадии возникновения.
5. Разработать комплексную методику для коррекции дефектов звукового произношения у дошкольников с сенсорной афазией.
Методы исследования:
1. Организационные методы: метод теоретического поиска.
2. Эмпирические методы:
- диагностические методы: тестирование;
- экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперименты;
3. Математико-статистический метод обработки результатов исследования.
Научная новизна.
Исследование нарушений звукового анализа при сенсорной афазии способствуют пониманию значимости и востребованности данной проблемы в деятельности логопеда (психолога). Полученные результаты частично соответствуют имеющимся научным положениям о больных с сенсорной афазией. Изучение особенностей развития детей дошкольного возраста с сенсорной афазией позволяет не только понять характер нарушения речи, но и углубить представления о психологической структуре речи при афазии.
Теоретическая значимость исследования. Среди современных дошкольников встречается большое количество детей с нарушением речевого развития. Всесторонний анализ нарушений звукового анализа при сенсорной афазии представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, В.И. Селиверстова, Л.С. Цветковой, А.Р. Лурии, Т.Г. Визель. Их исследования определили закономерности речевого развития детей с разной речевой патологией, виды афазии и причины появления нарушений в звуковой системе русского языка. На основании научного материала была поставлена и исследована проблема комплексного подхода к коррекции нарушений звукового анализа при сенсорной афазии; были разработаны пути развития фонематического слуха, звукового анализа, содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы индивидуального обучения и воспитания дошкольников.
Практическая значимость исследования: Были изучены основные этапы комплексной коррекции звукопроизношения, звукового анализа, разные методики коррекционной работы при сенсорной афазии: логопедическая гимнастика, логопедическая ритмика, парадоксальная гимнастика по Стрельниковой. Изученные методики способствовали составлению комплексной программы по коррекции нарушения звукового анализа при сенсорной афазии у детей дошкольного возраста на ранней стадии возникновения. Разработанная программа по коррекции нарушений речи проводилась на основе ведущей игровой деятельности детей, которая служит средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения лексической стороны речи у дошкольников с сенсорной афазией. Подобранный материал для коррекционных занятий можно использовать в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений во время занятий.
База исследования: муниципальное дошкольное учреждение - детский сад города. Испытуемые: воспитанники детского сада младшей группы в количестве 15 человек.
Структура и объем дипломной работы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель, задачи исследования, его объект, предмет, сформулирована практическая значимость работы, определены методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы изучения нарушений речевого развития дошкольников с сенсорной афазией» рассмотрены проблемы развития речи детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено методикам коррекционной работы при сенсорной афазии, способам постановки правильного звукопроизношения, анализу и синтезу звуковой системы.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию звукопроизношения с дошкольниками, имеющими сенсорную афазию» определены цели и задачи исследования, выбраны методики для исследования дошкольников с нарушениями звукового анализа при сенсорной афазии. В работе содержится общая характеристика исследуемых, время, место и условия проведения педагогического эксперимента. Глубоко проанализированы результаты исследования, составлена коррекционная программа с использованием разных методик и методических приемов.
В заключении представлены выводы по теоретической и практической части дипломной работы.
В работе использованы таблицы, диаграммы, графики, имеются приложения и список использованной литературы.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕНСОРНОЙ АФАЗИЕЙ 8
1.1 Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития дошкольников при сенсорной афазии 13
1.3 Причины появления нарушения звукового анализа и синтеза у детей с сенсорной афазией 18
1.4 Методика коррекционной работы при сенсорной афазии 22
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СЕНСОРНУЮ АФАЗИЮ 31
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 31
2.2 Результаты исследования фонематического слуха и звукового анализа при сенсорной афазии у дошкольников в условиях детского сада 36
2.3 Логопедическая работа с использованием различных методик по восстановлению речи у детей с сенсорной афазией 44
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 82



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое изучение структуры дефекта речи дошкольников при сенсорной афазии показало, что это заболевание обусловлено очагом поражения, относящимся к особому уровню мозговой организации речи и имеющим индивидуальную значимость. Нарушения звукового анализа при сенсорной афазии не являются единичными, наблюдаются нарушения фонематического слуха, фонематического восприятия, речевого слуха, памяти, внимания.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей при сенсорной афазии наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития, что непосредственно негативно отражается в дальнейшем на социализации дошкольников и на образовательном процессе. У дошкольников, имеющих нарушение звукового анализа при сенсорной афазии, появляются трудности в овладении правильным звукопроизношением, навыков звукового анализа и синтеза, усвоения чтения и письма. Сложность состоит в том, что таким детям трудно правильно услышать звук и представить его в виде знака в быстром потоке речи окружающих. Часть слов или предложений дошкольники при таком заболевании не воспринимают, так как нарушен механизм речевого процесса.
Теоретическое исследование особенностей формирования и развития фонематического слуха, понимания речевых структур в дошкольном возрасте помогло понять, что дети, имеющие сенсорную афазию, не различают звуки по причине недостаточности дифференциальной способности коркового окончания слухового анализатора. Поэтому у детей наблюдается несформированность или слабая сформированность фонематического слуха: они не способны различать фонемы в конкретных слогах, словах или целых предложениях. Неумение распознать звуки, слоги приводит к неправильному произношению, а, следовательно, к непониманию значения слова.
Для дошкольников, имеющие проблемы в развитии речи, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В социальном и психологическом плане такие дети испытывают трудности в общении. Неточность или нечеткость восприятия звукового образа слова, иногда замедленный темп речи, влияет на игровую деятельность детей с недоразвитием речи, а это, в свою очередь, проявляется в игровом поведении.
Экспериментальное исследование уровня сформированности фонематического слуха и навыков выполнения элементарного звукового анализа привело к следующим психолого-педагогическим выводам:
1. К 5-6 годам речь дошкольников сильно обогащается. В речи дети употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу. Так как этот этап является подготовительным к школе, то постановка звукопроизношения в этом возрасте становится особенно актуальной проблемой.
2. Исследование нарушения речи при сенсорной афазии с помощью разработанной системы методов позволило выявить следующее: уровень сформированности фонематического слуха, уровень понимания слоговой и звуковой структуры слова, точность произнесения слогов, определение количества и места звука в слове зависит от степени сенсорной афазии. Степень выраженности нарушений звукового анализа при сенсорной афазии характеризует количественные и качественные изменения речи, способность дошкольников воспринимать и осознавать содержание слов или фраз с использованием вербальных и невербальных средств языка.
3. Полученные данные показывают, что сенсорная афазия является многофакторным явлением и требует учета различных факторов в подходе к методам преодоления речевого дефекта:
- решающее значение в восстановлении речи при сенсорной афазии принадлежит комплексной систематической коррекции речевых нарушений;
- эффективность логопедической деятельности с дошкольниками при сенсорной афазии зависит от степени выраженности нарушения речи, соотношения нарушения различных речевых процессов, этиологии, давности заболевания.
4. Вся коррекционная деятельность логопеда и дошкольников, имеющих нарушения звукового анализа при сенсорной афазии, строилась на использовании прямых методов обучения: методе стимуляции понимания обиходного пассивного словаря, методе стимуляции понимания ситуативной фразовой речи, методе подготовки к письму (письменная речь), методе восстановления фонематического слуха с использованием стандартных методик, методе восстановления понимания лексического значения слов. Логопедические занятия с детьми были разработаны с учетом возрастных особенностей развития и речевых возможностей каждого ребенка, то есть с опорой на уровень восприятия и понимания речевых конструкций. Занятия предусматривали совместную деятельность логопеда, психолога, преподавателя физического воспитания. Были определены следующие направления: использование речевых упражнений, артикуляционная гимнастика, парадоксальная гимнастика по Стрельниковой, логопедическая ритмика, ролевые и подвижные игры.
5. Разработанный цикл дидактических игр и упражнений для дошкольников, имеющих сенсорную афазию, можно проводить в любом дошкольном учреждении, так как они способствуют комплексному развитию личности ребенка: совершенствуется координация мелких движений при подвижных играх или играх по правилам, зрительный контакт, развиваются речевые и коммуникативные навыки, навыки звукового анализа и синтеза, звукопроизношения. Систематически пополняется активный словарный запас, развиваются практические умения использовать в речевых ситуациях новые слова и выражения.
6. Индивидуальное развитие фонематического слуха, навыков выполнения звукового анализа основано на самостоятельной деятельности детей, позволяющей им реализовать свою познавательную способность. Эта свобода выбора ребенком зависит от логопеда, который не только наблюдает за его игровой деятельностью, но и координирует её, согласно уровню интеллектуального и психического развития. Коррекционная работа логопеда направлена на перспективу работы в зоне ближайшего развития детей в группе: в этом направлении строятся индивидуальные и групповые занятия по совершенствованию речевых способностей и коррекции оптической дисграфии.
Таким образом, цель и задачи дипломной работы были достигнуты. Выдвинутая гипотеза: учитывая, что структура нарушения речи дошкольников зависит от степени выраженности сенсорной афазии, возникающей в результате локальных поражений головного мозга, можно предположить, что комплексное изучение у детей дошкольного возраста позволит выявить причины возникновения афазии и определить психолого-педагогические технологии её профилактики. Коррекционная работа логопеда должна строиться с учетом сформированности коммуникативных навыков каждого ребенка, служащих основой успешности социальных отношений в детской среде, нами доказана.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова, О.В. Умные игры – Умные дети: Развивающие игры и упражнения для детей / О.В. Антонова. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 153с. – (Умница).
2. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
3. Барабанщиков, В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. – М., 2009. – С. 5 – 14.
4. Бейн, Э.С. Афазия и пути ее преодоления [Текст] / Э.С. Бейн. - М., 1994. – 148с.
5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002. – 384 с.
6. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. М, Изд-во АПН РФ, 2002. – 189с.
7. Бернштейн, Н.А. О построении движений [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1997. - 255с.
8. Бурлакова, М.К. Речь и афазия [Текст] /М.К. Бурлакова - М.: Медицина, 2009. - 279с.
9. Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте [Текст] / Л.А. Венгер. – М., 2008. – 378 с.
10. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Для воспитателей дет. cада [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 268с.
11. Венгер, Л.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга [Текст] / Л.А. Венгер, А.А. Ибатуллина. - Вопросы психологии. – 2010. - № 20. – С.43-46
12. Визель, Т.Г. Нейролингвистическая классификация афазий // Глезерман Т.Б. Нейрофизиологические основы нарушения мышления при афазии. - М.: Наука, 2006. - с.154-200.
13. Визель, Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии (системный интегративный подход): автореф. докт. дис.Т.Г. Визель. - М., 2002. – 190с.
14. Визель, Т.Г. Как вернуть речь [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 214 с.
15. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: Психология, 2006. – 286 с.
16. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. Ч.2. Потология речи / Т.Г. Визель. – М.: АСТ, 2009. – 230с.
17. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов вузов [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 352с. – (Коррекционная педагогика).
18. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики: Проблемы общей психологии [Текст] / Соб.соч. Т.3, Т.5 //Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 346с., 420с.
19. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. – М., 2006.
20. Гвоздев, А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М., Педагогика, 2007. – 288 с.
21. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст] / Ж.М. Глозман. - М., 2006. – 178с.
22. Ершова, Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст / Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. - СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 176с.
23. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М., Педагогика, 2005. – 287 с.
24 Зайцев И.С. Афазия: Учебное пособие [Текст] / И.С. Зайцев. – Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 180с.
25. Краснощёкова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты [Текст] / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 124с.
26. Криничная, А. Знакомьтесь, Монтессори [Текст] / А. Криничная. – Мой ребенок. – 2005. - № 12. – С. 110-116.
27. Лаврентьева, Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Т.В. Лаврентьева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 58с.
28. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: 2001. – 274 с.
29. Лурия, А.Р. Травматическая афазия [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: АМН, 1997. - 367с.
30. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1992. - 504с.
31. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова. – М., Просвещение, Пб.: Речь, 2007. – 392 с.
32. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. Воронеж, 2004. – 280с.
33. Никоненко, Т.И. Развитие фонематического слуха у дошкольников // Звездочка наша. – 2008. - № 1. – С.47-51.
34. Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. - СПб., 2002. – С.8.

35. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Владос, 2007. – 347 с.
36. Практикум по нейропсихологии: Программа курса. – Ставрополь, 2009. – 84с.
37. Полный справочник логопеда / Авт.-сост. Л. Смирнова. – Минск: Харвест, 2011. – 384с.
38. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авторский коллектив: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. –
39. Пылаева, Н.М. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие и дидактический материал [Текст] / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина. - М.: МГУ, 2003. – 240с.
40. Пылаева, Н.М. Разработка и применение системы методов оценки нарушения и восстановления речи при афазии [Текст] / Науч. рук. Л.С. Цветкова. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. – 136с.
41. Сидорова, У.М. Формирование речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста: Упражнения, дидактические игры, логические задачи / У.М. Сидорова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
42. Сикорский, И.А. Душа ребенка: Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления / И.А. Сикорский. – М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 153с. (Библиотека логопеда).
43. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М., 2001. – 245 с.
44. Филичева, Т.Б. Программа коррекционного воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. – М., Просвещение, 2008. - 319 с.
45. Филичева, Т.Б. Логопедия: Методическое наследие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Т.В. Туманова. – М., Владос, 2007 . - 479 с.
46. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. инст. по спец. «Педагогика и психология». Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – С. 121.
47. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: МГУ, 2005. - 327с.
48. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – 230с.
49 Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: нарушения и восстановление интеллектуальной деятельности [Текст] / Л.С. Цветкова .- . М., 2005. – 109с.
50. Цветкова, Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии [Текст] / Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М., 2001. – 186с.
51. Шкловский, В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Ч.1. Ч.2.: Методические рекомендации / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. - М., 2005. - 348с.
52. Шохор-Троцкая, М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления: Методические рекомендации [Текст] / М.К. Шорох-Троцкая. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 128с.
53. Шохор-Троцкая, М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления [Текст] / М.К. Шорох-Троцкая. - М.: Книга по Требованию, 2012. – 141с.
54. Шохор-Троцкая, М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии [Текст] / М.К. Шорох-Троцкая.- М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Дошкольный возраст является важным этапом в развитии психики ребенка, так как в этот период создаются все предпосылки для успешного формирования психических феноменов, необходимых в дальнейшем для учебной деятельности. Для формирования и совершенствования конкретного психического феномена (память, внимание, мышление, восприятие, речь) существует «свой» сенситивный период. Поэтому взрослым (родителям и педагогам) важно не пропустить момент развития у детей того или иного психического процесса.
Одно из важнейших условий нормального психического развития дошкольников – чистая, правильная речь. При помощи речи, общения дети легко и незаметно для себя входят в окружающий его мир, узнают много нового, интересного, могут выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Сенсорная афазия относится к такой форме патологии речи дошкольников, при которой происходит полная или частичная утрата речи. В основе этого речевого дефекта речи лежит нарушение фонематического слуха, которое обусловлено локальными поражениями головного мозга. Для дошкольников-«афазиков» характерны нарушения в формировании всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Большие исследования в области афазии, в частности, сенсорной афазии, были произведены учеными А.Р. Лурием, Э.С. Бэйном, В.М. Коганом, М.К. Бурлаковой, Л.С. Цветковой, В.М. Шкловским, Т.Г. Визель.
Проблема исследования нарушений звукового анализа при сенсорной афазии в современное время представляет интерес с разных точек зрения: логопедии, психологии, лингвистики. Профилактика предрасположенности к нарушению звукового анализа у детей дошкольного возраста
Объект исследования: особенности формирования речевых и психических функций, обеспечивающих звукопроизношение и звуковой анализа при нарушении сенсорной сферы у дошкольников.
Предмет исследования: методика коррекционной работы у дошкольников с сенсорной афазией.
Цель исследования: рассмотреть причины нарушений речи и обосновать значимость комплексных методик в коррекционной работе по формированию звукового анализа при сенсорной афазии у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Учитывая, что структура нарушения речи дошкольников зависит от степени выраженности сенсорной афазии, возникающей в результате локальных поражений головного мозга, можно предположить, что комплексное изучение у детей дошкольного возраста позволит выявить причины возникновения афазии и определить психолого-педагогические технологии её профилактики. Коррекционная работа логопеда должна строиться с учетом сформированности коммуникативных навыков каждого ребенка, служащих основой успешности социальных отношений в детской среде.
На основе цели и гипотезы выдвинуты задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития фонематического слуха и звукового анализа у дошкольников, имеющих сенсорную афазию.
3. Определить методики для коррекции звукового анализа при сенсорной афазии.
4. Провести исследования, направленные на выявление нарушений звукового анализа при сенсорной афазии у дошкольников на ранней стадии возникновения.
5. Разработать комплексную методику для коррекции дефектов звукового произношения у дошкольников с сенсорной афазией.
Методы исследования:
1. Организационные методы: метод теоретического поиска.
2. Эмпирические методы:
- диагностические методы: тестирование;
- экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперименты;
3. Математико-статистический метод обработки результатов исследования.
Научная новизна.
Исследование нарушений звукового анализа при сенсорной афазии способствуют пониманию значимости и востребованности данной проблемы в деятельности логопеда (психолога). Полученные результаты частично соответствуют имеющимся научным положениям о больных с сенсорной афазией. Изучение особенностей развития детей дошкольного возраста с сенсорной афазией позволяет не только понять характер нарушения речи, но и углубить представления о психологической структуре речи при афазии.
Теоретическая значимость исследования. Среди современных дошкольников встречается большое количество детей с нарушением речевого развития. Всесторонний анализ нарушений звукового анализа при сенсорной афазии представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, В.И. Селиверстова, Л.С. Цветковой, А.Р. Лурии, Т.Г. Визель. Их исследования определили закономерности речевого развития детей с разной речевой патологией, виды афазии и причины появления нарушений в звуковой системе русского языка. На основании научного материала была поставлена и исследована проблема комплексного подхода к коррекции нарушений звукового анализа при сенсорной афазии; были разработаны пути развития фонематического слуха, звукового анализа, содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы индивидуального обучения и воспитания дошкольников.
Практическая значимость исследования: Были изучены основные этапы комплексной коррекции звукопроизношения, звукового анализа, разные методики коррекционной работы при сенсорной афазии: логопедическая гимнастика, логопедическая ритмика, парадоксальная гимнастика по Стрельниковой. Изученные методики способствовали составлению комплексной программы по коррекции нарушения звукового анализа при сенсорной афазии у детей дошкольного возраста на ранней стадии возникновения. Разработанная программа по коррекции нарушений речи проводилась на основе ведущей игровой деятельности детей, которая служит средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения лексической стороны речи у дошкольников с сенсорной афазией. Подобранный материал для коррекционных занятий можно использовать в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений во время занятий.
База исследования: муниципальное дошкольное учреждение - детский сад города. Испытуемые: воспитанники детского сада младшей группы в количестве 15 человек.
Структура и объем дипломной работы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель, задачи исследования, его объект, предмет, сформулирована практическая значимость работы, определены методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы изучения нарушений речевого развития дошкольников с сенсорной афазией» рассмотрены проблемы развития речи детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено методикам коррекционной работы при сенсорной афазии, способам постановки правильного звукопроизношения, анализу и синтезу звуковой системы.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию звукопроизношения с дошкольниками, имеющими сенсорную афазию» определены цели и задачи исследования, выбраны методики для исследования дошкольников с нарушениями звукового анализа при сенсорной афазии. В работе содержится общая характеристика исследуемых, время, место и условия проведения педагогического эксперимента. Глубоко проанализированы результаты исследования, составлена коррекционная программа с использованием разных методик и методических приемов.
В заключении представлены выводы по теоретической и практической части дипломной работы.
В работе использованы таблицы, диаграммы, графики, имеются приложения и список использованной литературы.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕНСОРНОЙ АФАЗИЕЙ 8
1.1 Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития дошкольников при сенсорной афазии 13
1.3 Причины появления нарушения звукового анализа и синтеза у детей с сенсорной афазией 18
1.4 Методика коррекционной работы при сенсорной афазии 22
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СЕНСОРНУЮ АФАЗИЮ 31
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 31
2.2 Результаты исследования фонематического слуха и звукового анализа при сенсорной афазии у дошкольников в условиях детского сада 36
2.3 Логопедическая работа с использованием различных методик по восстановлению речи у детей с сенсорной афазией 44
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 82



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое изучение структуры дефекта речи дошкольников при сенсорной афазии показало, что это заболевание обусловлено очагом поражения, относящимся к особому уровню мозговой организации речи и имеющим индивидуальную значимость. Нарушения звукового анализа при сенсорной афазии не являются единичными, наблюдаются нарушения фонематического слуха, фонематического восприятия, речевого слуха, памяти, внимания.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей при сенсорной афазии наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития, что непосредственно негативно отражается в дальнейшем на социализации дошкольников и на образовательном процессе. У дошкольников, имеющих нарушение звукового анализа при сенсорной афазии, появляются трудности в овладении правильным звукопроизношением, навыков звукового анализа и синтеза, усвоения чтения и письма. Сложность состоит в том, что таким детям трудно правильно услышать звук и представить его в виде знака в быстром потоке речи окружающих. Часть слов или предложений дошкольники при таком заболевании не воспринимают, так как нарушен механизм речевого процесса.
Теоретическое исследование особенностей формирования и развития фонематического слуха, понимания речевых структур в дошкольном возрасте помогло понять, что дети, имеющие сенсорную афазию, не различают звуки по причине недостаточности дифференциальной способности коркового окончания слухового анализатора. Поэтому у детей наблюдается несформированность или слабая сформированность фонематического слуха: они не способны различать фонемы в конкретных слогах, словах или целых предложениях. Неумение распознать звуки, слоги приводит к неправильному произношению, а, следовательно, к непониманию значения слова.
Для дошкольников, имеющие проблемы в развитии речи, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В социальном и психологическом плане такие дети испытывают трудности в общении. Неточность или нечеткость восприятия звукового образа слова, иногда замедленный темп речи, влияет на игровую деятельность детей с недоразвитием речи, а это, в свою очередь, проявляется в игровом поведении.
Экспериментальное исследование уровня сформированности фонематического слуха и навыков выполнения элементарного звукового анализа привело к следующим психолого-педагогическим выводам:
1. К 5-6 годам речь дошкольников сильно обогащается. В речи дети употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу. Так как этот этап является подготовительным к школе, то постановка звукопроизношения в этом возрасте становится особенно актуальной проблемой.
2. Исследование нарушения речи при сенсорной афазии с помощью разработанной системы методов позволило выявить следующее: уровень сформированности фонематического слуха, уровень понимания слоговой и звуковой структуры слова, точность произнесения слогов, определение количества и места звука в слове зависит от степени сенсорной афазии. Степень выраженности нарушений звукового анализа при сенсорной афазии характеризует количественные и качественные изменения речи, способность дошкольников воспринимать и осознавать содержание слов или фраз с использованием вербальных и невербальных средств языка.
3. Полученные данные показывают, что сенсорная афазия является многофакторным явлением и требует учета различных факторов в подходе к методам преодоления речевого дефекта:
- решающее значение в восстановлении речи при сенсорной афазии принадлежит комплексной систематической коррекции речевых нарушений;
- эффективность логопедической деятельности с дошкольниками при сенсорной афазии зависит от степени выраженности нарушения речи, соотношения нарушения различных речевых процессов, этиологии, давности заболевания.
4. Вся коррекционная деятельность логопеда и дошкольников, имеющих нарушения звукового анализа при сенсорной афазии, строилась на использовании прямых методов обучения: методе стимуляции понимания обиходного пассивного словаря, методе стимуляции понимания ситуативной фразовой речи, методе подготовки к письму (письменная речь), методе восстановления фонематического слуха с использованием стандартных методик, методе восстановления понимания лексического значения слов. Логопедические занятия с детьми были разработаны с учетом возрастных особенностей развития и речевых возможностей каждого ребенка, то есть с опорой на уровень восприятия и понимания речевых конструкций. Занятия предусматривали совместную деятельность логопеда, психолога, преподавателя физического воспитания. Были определены следующие направления: использование речевых упражнений, артикуляционная гимнастика, парадоксальная гимнастика по Стрельниковой, логопедическая ритмика, ролевые и подвижные игры.
5. Разработанный цикл дидактических игр и упражнений для дошкольников, имеющих сенсорную афазию, можно проводить в любом дошкольном учреждении, так как они способствуют комплексному развитию личности ребенка: совершенствуется координация мелких движений при подвижных играх или играх по правилам, зрительный контакт, развиваются речевые и коммуникативные навыки, навыки звукового анализа и синтеза, звукопроизношения. Систематически пополняется активный словарный запас, развиваются практические умения использовать в речевых ситуациях новые слова и выражения.
6. Индивидуальное развитие фонематического слуха, навыков выполнения звукового анализа основано на самостоятельной деятельности детей, позволяющей им реализовать свою познавательную способность. Эта свобода выбора ребенком зависит от логопеда, который не только наблюдает за его игровой деятельностью, но и координирует её, согласно уровню интеллектуального и психического развития. Коррекционная работа логопеда направлена на перспективу работы в зоне ближайшего развития детей в группе: в этом направлении строятся индивидуальные и групповые занятия по совершенствованию речевых способностей и коррекции оптической дисграфии.
Таким образом, цель и задачи дипломной работы были достигнуты. Выдвинутая гипотеза: учитывая, что структура нарушения речи дошкольников зависит от степени выраженности сенсорной афазии, возникающей в результате локальных поражений головного мозга, можно предположить, что комплексное изучение у детей дошкольного возраста позволит выявить причины возникновения афазии и определить психолого-педагогические технологии её профилактики. Коррекционная работа логопеда должна строиться с учетом сформированности коммуникативных навыков каждого ребенка, служащих основой успешности социальных отношений в детской среде, нами доказана.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова, О.В. Умные игры – Умные дети: Развивающие игры и упражнения для детей / О.В. Антонова. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 153с. – (Умница).
2. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
3. Барабанщиков, В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. – М., 2009. – С. 5 – 14.
4. Бейн, Э.С. Афазия и пути ее преодоления [Текст] / Э.С. Бейн. - М., 1994. – 148с.
5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002. – 384 с.
6. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. М, Изд-во АПН РФ, 2002. – 189с.
7. Бернштейн, Н.А. О построении движений [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1997. - 255с.
8. Бурлакова, М.К. Речь и афазия [Текст] /М.К. Бурлакова - М.: Медицина, 2009. - 279с.
9. Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте [Текст] / Л.А. Венгер. – М., 2008. – 378 с.
10. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Для воспитателей дет. cада [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 268с.
11. Венгер, Л.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга [Текст] / Л.А. Венгер, А.А. Ибатуллина. - Вопросы психологии. – 2010. - № 20. – С.43-46
12. Визель, Т.Г. Нейролингвистическая классификация афазий // Глезерман Т.Б. Нейрофизиологические основы нарушения мышления при афазии. - М.: Наука, 2006. - с.154-200.
13. Визель, Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии (системный интегративный подход): автореф. докт. дис.Т.Г. Визель. - М., 2002. – 190с.
14. Визель, Т.Г. Как вернуть речь [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 214 с.
15. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: Психология, 2006. – 286 с.
16. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. Ч.2. Потология речи / Т.Г. Визель. – М.: АСТ, 2009. – 230с.
17. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов вузов [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 352с. – (Коррекционная педагогика).
18. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики: Проблемы общей психологии [Текст] / Соб.соч. Т.3, Т.5 //Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 346с., 420с.
19. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. – М., 2006.
20. Гвоздев, А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М., Педагогика, 2007. – 288 с.
21. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст] / Ж.М. Глозман. - М., 2006. – 178с.
22. Ершова, Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст / Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. - СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 176с.
23. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М., Педагогика, 2005. – 287 с.
24 Зайцев И.С. Афазия: Учебное пособие [Текст] / И.С. Зайцев. – Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 180с.
25. Краснощёкова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты [Текст] / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 124с.
26. Криничная, А. Знакомьтесь, Монтессори [Текст] / А. Криничная. – Мой ребенок. – 2005. - № 12. – С. 110-116.
27. Лаврентьева, Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Т.В. Лаврентьева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 58с.
28. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: 2001. – 274 с.
29. Лурия, А.Р. Травматическая афазия [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: АМН, 1997. - 367с.
30. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1992. - 504с.
31. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова. – М., Просвещение, Пб.: Речь, 2007. – 392 с.
32. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. Воронеж, 2004. – 280с.
33. Никоненко, Т.И. Развитие фонематического слуха у дошкольников // Звездочка наша. – 2008. - № 1. – С.47-51.
34. Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. - СПб., 2002. – С.8.

35. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Владос, 2007. – 347 с.
36. Практикум по нейропсихологии: Программа курса. – Ставрополь, 2009. – 84с.
37. Полный справочник логопеда / Авт.-сост. Л. Смирнова. – Минск: Харвест, 2011. – 384с.
38. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авторский коллектив: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. –
39. Пылаева, Н.М. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие и дидактический материал [Текст] / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина. - М.: МГУ, 2003. – 240с.
40. Пылаева, Н.М. Разработка и применение системы методов оценки нарушения и восстановления речи при афазии [Текст] / Науч. рук. Л.С. Цветкова. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. – 136с.
41. Сидорова, У.М. Формирование речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста: Упражнения, дидактические игры, логические задачи / У.М. Сидорова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
42. Сикорский, И.А. Душа ребенка: Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления / И.А. Сикорский. – М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 153с. (Библиотека логопеда).
43. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М., 2001. – 245 с.
44. Филичева, Т.Б. Программа коррекционного воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. – М., Просвещение, 2008. - 319 с.
45. Филичева, Т.Б. Логопедия: Методическое наследие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Т.В. Туманова. – М., Владос, 2007 . - 479 с.
46. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. инст. по спец. «Педагогика и психология». Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – С. 121.
47. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: МГУ, 2005. - 327с.
48. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – 230с.
49 Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: нарушения и восстановление интеллектуальной деятельности [Текст] / Л.С. Цветкова .- . М., 2005. – 109с.
50. Цветкова, Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии [Текст] / Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М., 2001. – 186с.
51. Шкловский, В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Ч.1. Ч.2.: Методические рекомендации / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. - М., 2005. - 348с.
52. Шохор-Троцкая, М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления: Методические рекомендации [Текст] / М.К. Шорох-Троцкая. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 128с.
53. Шохор-Троцкая, М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления [Текст] / М.К. Шорох-Троцкая. - М.: Книга по Требованию, 2012. – 141с.
54. Шохор-Троцкая, М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии [Текст] / М.К. Шорох-Троцкая.- М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002

Купить эту работу

Нарушение звукового анализа при сенсорной афазии

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

26 ноября 2016 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.7
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Тьюторское сопровождение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Мотивационное письмо для поступления в магистратуру по направлению "Менеджмент"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

По книге Марии Монтессори «Дети – другие»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Социально-психологические характеристики подростков, склонных к компьютерной зависимости

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Возрастные особенности младших школьников

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Родители и воспитатель: грани сотрудничества

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Если бы я была/был учителем (эссе). Полностью оригинальная работа на 2 страницы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

ЭССЕ НА ТЕМУ «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕАДАПТИРОВАННЫХ (ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ) ДЕТЕЙ»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Взаимодействие дополнительных образовательных организаций и ДОУ как форма интеграции по требованиям ФГОС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Опыт работы по использованию игр драматизации (или театральных игр) для развития речи дошкольников

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

эссе Компетентность учителя иностранного языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽