Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие внимания детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений в процессе обучения.

  • 78 страниц
  • 2014 год
  • 396 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность.Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов.
Ребенок не рождается с готовой функцией внимания, произвольное внимание – является высшей психической функцией, развитие которой происходит постепенно в ходе онтогенеза и опосредовано развитием других познавательных функций – памяти, речи, мышления.
Особенно интенсивно развитие внимания у детей происходит в млад-шем школьном возрасте, при этом преобладающим является непроизвольное внимание. В младшем школьном возрасте ребенок осваивает новую и ведущую для данного возраста деятельность – учение. У младшего школьника происходит развитие психических процессов в сторону их произвольности и осознанности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Именно в этот период развитие идет бурно и стремительно.
Внимание является необходимым условием овладения учебной дея-тельностью в младшем школьном возрасте – от уровня развития свойств внимания и его произвольности зависит процесс обучения ребенка и его успешность.
Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей с синдромом дефицита внимания. В связи с этим актуальным является изучение особенностей внимания младших школьников.
Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учение, игра все еще является важным, а часто и приоритетным аспектом в жизни детей. Дидактическая игра в полной мере отвечает возрастным особенностяммладшихшкольникови является естественным механизмом развития их психики. Поэтому целенаправленная организация игры может оказать помощь в развитии внимания у детей младшего школьного возраста.
Разработанность. Изучением проблемы внимания и его особенностями в младшем школьном возрасте занимались Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Б.Г. Ананьев, И.Л. Баскакова, М.Н. Волокитина, Ю,Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов, Ф.Н. Гоноболини многие другие.Значение игры для развития детей рассматривались многими учеными (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Педагогическая сущность игры, как средства активизации познавательной деятельности школьников, прослеживается в исследованиях А.Б. Аникеевой, З.П. Буслаевой, Н.И. Гамбург, Т.Е. Конниковой, Г.А. Ляпиной, Э.В. Паничевой, С.А. Шмаковой, М.Г. Яновской и др.
Цель данного исследования – изучение развития внимания детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений в процессе обучения.
Объект исследования: особенности развития познавательной сферымладшего школьника.
Предмет исследования: развитие внимания детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений в процессе обучения.
Гипотеза исследования.Предполагается, что специально организованные игровые упражнения, используемые в процессе обучения, способствуют развитию свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
Задачиисследования:
1. Рассмотреть внимание как психический познавательный процесс и его формирование в младшем школьном возрасте.
2. Дать психологическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста и возможность использования игровых упражнений для развития внимания в процессе обучения.
4. Организовать и провести диагностикусвойств внимания младших школьников.
5. Разработать игровые упражнениядля развития внимания и апробировать их в процессе обучения с экспериментальной группой.
6. Организовать и провести повторную диагностику свойств внимания младших школьников. Выявить эффективность игровых упражненийдля развития внимания младших школьников в процессе обучения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, статистические методики.
Методики исследования внимания:
1. корректурная проба(буквенный вариант, тест Бурдона) с целью исследования устойчивости и концентрации внимания;
2. кольца Ландольта с целью изучения распределения внимания;
3. методика Шульте с целью изучения направленности внимания;
4. методика «Запомни и расставь точки» В. Богомоловадля оценки объема внимания ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в изучении особенностей внимания посредством игровой деятельности, что дает воз-можность модификации учебной деятельности учителя и детей на уроке с целью развития внимания учащихся.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе общеобразовательной школы во вторых классах. В исследовании приняли участие два класса: 2А (экспериментальная группа, 20 детей, из них 11 девочек и 9 мальчиков и 2Б (контрольная группа, 21 ребенок, из них 11 девочек и 10 мальчиков).


Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития внимания детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений в процессе обучения 6
1.1. Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
1.2. Характеристика внимания и его роль в процессе обучения младших школьников 15
1.3. Использование игровых упражнений для развития внимания в процессе обучения 28
Выводы по главе 1 36
Глава II. Эмпирическое исследование развития внимания детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений в процессе обучения 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 43
2.3. Описание формирующего этапа исследования 51
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 58
Выводы по главе 2 70
Заключение 71
Список литературы 74
Приложения 78


Заключение
Данное исследование предпринято с целью изучения развития внима-ния детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений в процессе обучения.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования выяснилось, что внимание определяется как когнитивный познавательный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от целей субъекта. Внимание может быть непроизвольным, произвольным и постпроизвольным. Внимание обладает следующими свойствами: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение. Выдвинуто несколько теорий внимания, которые рассматривают его как отдельный психический процесс, либо не выделяют его в отдельный процесс. Единого мнения на природу и протекание внимания в настоящее время нет. В ходе онтогенеза психический процесс внимание проходит путь от не-произвольного процесса ко все большей его произвольности. Произвольность развивается в ходе человеческой деятельности, включенности в нее ребенка вначале в процессе игры, когда ребенок воспроизводит социальные функции взрослых, затем в ходе учебной деятельности. Внимание тесно связано со всеми психическими процессами: познавательными, эмоционально – волевыми, потребностно – мотивационными, психофизиологическими.
Младший школьный возраст — это период 6 – 11 лет, совпадающий с обучением в начальной школе. Вступая в период обучения, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. В младшем школьном возрасте ребенка привлекают только внешние впечатления, что мешает ему понять суть событий, вещей или явлений и усложняет контроль над своей деятельностью. Младший школьник еще не умеет распределять внимание. У детей часто проявляется высокая неустойчивость внимания. Ребенку младшего школьного возраста трудно быстро переходить от одного вида занятий к другому, так как у малыша еще плохо сформированы учебные навыки и умения. Совершенствование этой деятельности происходит постепенно, что приводит к формированию у ребенка умения переключаться от одного урока к другому, от одной работы к другой. Для формирования произвольного внимания в младшем школьном возрасте необходима близкая мотивация.Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу младших школьников по изучению материала. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действа не только развивает внимание, но и активизирует память, мышление, воображение ребенка.
В эмпирическом исследовании приняли участие 41 младший школьник из 2-х классов. В ходе исследования было организовано две группы: экспериментальная и контрольная.
В качестве методик диагностики особенностей внимания младших школьников были выбраны: корректурная проба (буквенный вариант, тест Бурдона) с целью исследования устойчивости и концентрации внимания; кольца Ландольта с целью изучения распределения внимания; методика Шульте с целью изучения направленности внимания и методика «Запомни и расставь точки» с целью диагностики объема внимания.
В ходе диагностики свойств внимания выяснилось, что у младших школьников в обеих группах испытуемых диагностируется низкий уровень устойчивости и концентрации внимания, низкий уровень распределения внимания, нормальный уровень направленности внимания и низкий объем внимания.
На основе результатов диагностики были разработаны игровые упражнениядля развития внимания. Игровые действия были направлены на развитие концентрации внимания; повышение объема внимания; развитие переключения распределения и устойчивости внимания. Игры проводились в процессе обучения с экспериментальной группой на уроках русского языка, математике, рисовании, физкультуре в течение 6 месяцев.
После проведения повторной диагностики свойств внимания испытуемых выявилась эффективность игровых упражненийдля развития внимания младших школьников в процессе обучения. В экспериментальной группе значительно выше уровень концентрации внимания, его продуктивности, точности, выше уровень распределения и направленности внимания, а также значительно выше объем внимания, чем в контрольной группе. У детей экспериментальной группы появились значительные положительные сдвиги во всех свойствах внимания.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Специально организованные игровые упражнения, используемые в процессе обучения, способствуют развитию свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования позволили ответить на поставленные вопросы в данном исследовании и наметить дальнейшие пути решения проблемы развития внимания младших школьников: регулярное включение игровых упражнений на развитие внимание в процессе обучения в начальных классах.



Список литературы
1. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2006. - 174 с.
2. Баскакова И.Л. Внимание. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. Институт общегуманитарных исследований. – М., 2002 .
3. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004. – №4. – С. 42-47.
4. Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе /М.М. Безруких //Управление начальной школой. – 2011.- №8, с. 25 – 28.
5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Яро-славль: Академия развития, 2004. – 272 с.
6. Бильгильдеева Т. Здравствуй, цветочный город!: развивающие занятия для адаптации детей к образовательной среде / под ред. И.В. Вачкова. – М.: Чистые пруды, 2006.
7. Волокитина М.Н. Очерки психологии школьников первого класса. М.: Учпедгиз. 1954. -137с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Вы-готский //Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Наука, 1984.- 214 с.
9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. – 510 с.
10. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание/ Ф.Н. Гоноболин. – М.: Педагогика, 1972. – 325 с.
11. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекци-онной работе / И.С. Гринченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
12. Данченко Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко // Учитель. – 2007. – № 6. – С. 44 – 46.
13. Добрынин, Н.Ф. Внимание и память/ Н.Ф. Добрынин. – М., 1998. - 229 с.
14. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 148 с.
15. Ермолаев О.Ю. и др. Внимание школьника /О.Ю.Ермолаев. – М.: Знание, 1974. -314 с.
16. Ефимкина Р.П. Психологи развития. Методические указания. – Ново-сибирск: Новосибирский ун-т, 2004. – 54 с.
17. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры / З.П. Жукова // Начальная школа. - 2006. - № 5. - С.30-31.
18. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.
19. Запорожец А. В. Некоторые психологические моменты детской игры // «Дефектология» №10, 1965., с. 72-79.
20. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2005. – 342 с.
21. Игровые технологии обучения в начальной школе / Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. – М.: Академия, 2007. – 164 с.
22. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568с.
23. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11 – С. 49 – 52.
24. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? / С.С.Левитина. – М.: Знание, 1980. - 280 с.
25. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избранные психологические произведения. 1 том страницы 303-323. – М., 1983.
26. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 456с.
27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России.- 2000. – 374с.
28. Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 2007. – 245с.
29. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008.
30. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
31. Психология внимания / под .ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., Черо, 2001.
32. Психология: Учебное пособие / под. Ред. И.В. Дубровина. – М., Гардарики, 1998. – 176 с.
33. Рабочая книга школьного психолога [Текст]: / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2007. – 303с.
34. Рахновская И. В. Вместе: играем, учимся, переживаем: пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. – М.: Школьная Пресса, 2005.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
36. Рутман Э.М. Исследование развития вниманиявонтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 161-167.
37. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М., 1996.
38. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
39. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007.
40. Степанова О.А. Использование игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - №8. С. 39-49.
41. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 287 с.
42. УзнадзеД.Н. Общаяпсихология. – СПб.: Питер, 2004. – 413 с.
43. Ушинский К.Д.: наука и искусство воспитания / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Образование и бизнес, 1994. – 208 с.
44. Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.
45. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.:Гардарики, 2005. – 349 с.
46. Эльконин Д.Б. Психология игры. –СПб.: Владос, 1999. – 226с.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Актуальность.Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов.
Ребенок не рождается с готовой функцией внимания, произвольное внимание – является высшей психической функцией, развитие которой происходит постепенно в ходе онтогенеза и опосредовано развитием других познавательных функций – памяти, речи, мышления.
Особенно интенсивно развитие внимания у детей происходит в млад-шем школьном возрасте, при этом преобладающим является непроизвольное внимание. В младшем школьном возрасте ребенок осваивает новую и ведущую для данного возраста деятельность – учение. У младшего школьника происходит развитие психических процессов в сторону их произвольности и осознанности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Именно в этот период развитие идет бурно и стремительно.
Внимание является необходимым условием овладения учебной дея-тельностью в младшем школьном возрасте – от уровня развития свойств внимания и его произвольности зависит процесс обучения ребенка и его успешность.
Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей с синдромом дефицита внимания. В связи с этим актуальным является изучение особенностей внимания младших школьников.
Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учение, игра все еще является важным, а часто и приоритетным аспектом в жизни детей. Дидактическая игра в полной мере отвечает возрастным особенностяммладшихшкольникови является естественным механизмом развития их психики. Поэтому целенаправленная организация игры может оказать помощь в развитии внимания у детей младшего школьного возраста.
Разработанность. Изучением проблемы внимания и его особенностями в младшем школьном возрасте занимались Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Б.Г. Ананьев, И.Л. Баскакова, М.Н. Волокитина, Ю,Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов, Ф.Н. Гоноболини многие другие.Значение игры для развития детей рассматривались многими учеными (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Педагогическая сущность игры, как средства активизации познавательной деятельности школьников, прослеживается в исследованиях А.Б. Аникеевой, З.П. Буслаевой, Н.И. Гамбург, Т.Е. Конниковой, Г.А. Ляпиной, Э.В. Паничевой, С.А. Шмаковой, М.Г. Яновской и др.
Цель данного исследования – изучение развития внимания детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений в процессе обучения.
Объект исследования: особенности развития познавательной сферымладшего школьника.
Предмет исследования: развитие внимания детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений в процессе обучения.
Гипотеза исследования.Предполагается, что специально организованные игровые упражнения, используемые в процессе обучения, способствуют развитию свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
Задачиисследования:
1. Рассмотреть внимание как психический познавательный процесс и его формирование в младшем школьном возрасте.
2. Дать психологическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста и возможность использования игровых упражнений для развития внимания в процессе обучения.
4. Организовать и провести диагностикусвойств внимания младших школьников.
5. Разработать игровые упражнениядля развития внимания и апробировать их в процессе обучения с экспериментальной группой.
6. Организовать и провести повторную диагностику свойств внимания младших школьников. Выявить эффективность игровых упражненийдля развития внимания младших школьников в процессе обучения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, статистические методики.
Методики исследования внимания:
1. корректурная проба(буквенный вариант, тест Бурдона) с целью исследования устойчивости и концентрации внимания;
2. кольца Ландольта с целью изучения распределения внимания;
3. методика Шульте с целью изучения направленности внимания;
4. методика «Запомни и расставь точки» В. Богомоловадля оценки объема внимания ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в изучении особенностей внимания посредством игровой деятельности, что дает воз-можность модификации учебной деятельности учителя и детей на уроке с целью развития внимания учащихся.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе общеобразовательной школы во вторых классах. В исследовании приняли участие два класса: 2А (экспериментальная группа, 20 детей, из них 11 девочек и 9 мальчиков и 2Б (контрольная группа, 21 ребенок, из них 11 девочек и 10 мальчиков).


Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития внимания детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений в процессе обучения 6
1.1. Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
1.2. Характеристика внимания и его роль в процессе обучения младших школьников 15
1.3. Использование игровых упражнений для развития внимания в процессе обучения 28
Выводы по главе 1 36
Глава II. Эмпирическое исследование развития внимания детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений в процессе обучения 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 43
2.3. Описание формирующего этапа исследования 51
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 58
Выводы по главе 2 70
Заключение 71
Список литературы 74
Приложения 78


Заключение
Данное исследование предпринято с целью изучения развития внима-ния детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений в процессе обучения.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования выяснилось, что внимание определяется как когнитивный познавательный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от целей субъекта. Внимание может быть непроизвольным, произвольным и постпроизвольным. Внимание обладает следующими свойствами: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение. Выдвинуто несколько теорий внимания, которые рассматривают его как отдельный психический процесс, либо не выделяют его в отдельный процесс. Единого мнения на природу и протекание внимания в настоящее время нет. В ходе онтогенеза психический процесс внимание проходит путь от не-произвольного процесса ко все большей его произвольности. Произвольность развивается в ходе человеческой деятельности, включенности в нее ребенка вначале в процессе игры, когда ребенок воспроизводит социальные функции взрослых, затем в ходе учебной деятельности. Внимание тесно связано со всеми психическими процессами: познавательными, эмоционально – волевыми, потребностно – мотивационными, психофизиологическими.
Младший школьный возраст — это период 6 – 11 лет, совпадающий с обучением в начальной школе. Вступая в период обучения, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. В младшем школьном возрасте ребенка привлекают только внешние впечатления, что мешает ему понять суть событий, вещей или явлений и усложняет контроль над своей деятельностью. Младший школьник еще не умеет распределять внимание. У детей часто проявляется высокая неустойчивость внимания. Ребенку младшего школьного возраста трудно быстро переходить от одного вида занятий к другому, так как у малыша еще плохо сформированы учебные навыки и умения. Совершенствование этой деятельности происходит постепенно, что приводит к формированию у ребенка умения переключаться от одного урока к другому, от одной работы к другой. Для формирования произвольного внимания в младшем школьном возрасте необходима близкая мотивация.Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу младших школьников по изучению материала. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действа не только развивает внимание, но и активизирует память, мышление, воображение ребенка.
В эмпирическом исследовании приняли участие 41 младший школьник из 2-х классов. В ходе исследования было организовано две группы: экспериментальная и контрольная.
В качестве методик диагностики особенностей внимания младших школьников были выбраны: корректурная проба (буквенный вариант, тест Бурдона) с целью исследования устойчивости и концентрации внимания; кольца Ландольта с целью изучения распределения внимания; методика Шульте с целью изучения направленности внимания и методика «Запомни и расставь точки» с целью диагностики объема внимания.
В ходе диагностики свойств внимания выяснилось, что у младших школьников в обеих группах испытуемых диагностируется низкий уровень устойчивости и концентрации внимания, низкий уровень распределения внимания, нормальный уровень направленности внимания и низкий объем внимания.
На основе результатов диагностики были разработаны игровые упражнениядля развития внимания. Игровые действия были направлены на развитие концентрации внимания; повышение объема внимания; развитие переключения распределения и устойчивости внимания. Игры проводились в процессе обучения с экспериментальной группой на уроках русского языка, математике, рисовании, физкультуре в течение 6 месяцев.
После проведения повторной диагностики свойств внимания испытуемых выявилась эффективность игровых упражненийдля развития внимания младших школьников в процессе обучения. В экспериментальной группе значительно выше уровень концентрации внимания, его продуктивности, точности, выше уровень распределения и направленности внимания, а также значительно выше объем внимания, чем в контрольной группе. У детей экспериментальной группы появились значительные положительные сдвиги во всех свойствах внимания.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Специально организованные игровые упражнения, используемые в процессе обучения, способствуют развитию свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования позволили ответить на поставленные вопросы в данном исследовании и наметить дальнейшие пути решения проблемы развития внимания младших школьников: регулярное включение игровых упражнений на развитие внимание в процессе обучения в начальных классах.



Список литературы
1. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2006. - 174 с.
2. Баскакова И.Л. Внимание. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. Институт общегуманитарных исследований. – М., 2002 .
3. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004. – №4. – С. 42-47.
4. Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе /М.М. Безруких //Управление начальной школой. – 2011.- №8, с. 25 – 28.
5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Яро-славль: Академия развития, 2004. – 272 с.
6. Бильгильдеева Т. Здравствуй, цветочный город!: развивающие занятия для адаптации детей к образовательной среде / под ред. И.В. Вачкова. – М.: Чистые пруды, 2006.
7. Волокитина М.Н. Очерки психологии школьников первого класса. М.: Учпедгиз. 1954. -137с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Вы-готский //Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Наука, 1984.- 214 с.
9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. – 510 с.
10. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание/ Ф.Н. Гоноболин. – М.: Педагогика, 1972. – 325 с.
11. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекци-онной работе / И.С. Гринченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
12. Данченко Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко // Учитель. – 2007. – № 6. – С. 44 – 46.
13. Добрынин, Н.Ф. Внимание и память/ Н.Ф. Добрынин. – М., 1998. - 229 с.
14. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 148 с.
15. Ермолаев О.Ю. и др. Внимание школьника /О.Ю.Ермолаев. – М.: Знание, 1974. -314 с.
16. Ефимкина Р.П. Психологи развития. Методические указания. – Ново-сибирск: Новосибирский ун-т, 2004. – 54 с.
17. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры / З.П. Жукова // Начальная школа. - 2006. - № 5. - С.30-31.
18. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.
19. Запорожец А. В. Некоторые психологические моменты детской игры // «Дефектология» №10, 1965., с. 72-79.
20. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2005. – 342 с.
21. Игровые технологии обучения в начальной школе / Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. – М.: Академия, 2007. – 164 с.
22. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568с.
23. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11 – С. 49 – 52.
24. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? / С.С.Левитина. – М.: Знание, 1980. - 280 с.
25. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избранные психологические произведения. 1 том страницы 303-323. – М., 1983.
26. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 456с.
27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России.- 2000. – 374с.
28. Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 2007. – 245с.
29. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008.
30. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
31. Психология внимания / под .ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., Черо, 2001.
32. Психология: Учебное пособие / под. Ред. И.В. Дубровина. – М., Гардарики, 1998. – 176 с.
33. Рабочая книга школьного психолога [Текст]: / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2007. – 303с.
34. Рахновская И. В. Вместе: играем, учимся, переживаем: пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. – М.: Школьная Пресса, 2005.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
36. Рутман Э.М. Исследование развития вниманиявонтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 161-167.
37. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М., 1996.
38. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
39. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007.
40. Степанова О.А. Использование игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - №8. С. 39-49.
41. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 287 с.
42. УзнадзеД.Н. Общаяпсихология. – СПб.: Питер, 2004. – 413 с.
43. Ушинский К.Д.: наука и искусство воспитания / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Образование и бизнес, 1994. – 208 с.
44. Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.
45. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.:Гардарики, 2005. – 349 с.
46. Эльконин Д.Б. Психология игры. –СПб.: Владос, 1999. – 226с.


Купить эту работу

Развитие внимания детей младшего школьного возраста посредством игровых упражнений в процессе обучения.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

27 ноября 2016 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽