Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного сотрудничества. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к сознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.
Нарушение речевой функциональной системы приводит к специфическому формированию высших психических функций у детей с ОНР. А также специфические особенности отмечаются в таких видах деятельности как игровая, музыкальная и изобразительная. Проблемой нарушения игровой деятельности у дошкольников с ОНР занимались такие ученые как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Эти авторы указывают на то, что игровая деятельность детей недостаточно развита, проявляется как застревание на одном сюжете, многочисленные описания действий. Примечательно, что все они говорят об одних и тех же характеристиках игры, что позволяет увидеть специфические признаки ее при ОНР.
Цель данной работы – выявление особенностей игровой деятельности у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть особенности развития речи старших дошкольников с ОНР III уровня и их проявления речи в игровой деятельности;
2. Подбор и адаптация методик исследования игровой деятельности для старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Исследование игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня по взятым методикам. Анализ полученных результатов и определение состояния игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Уточнить методические рекомендации по формированию игровой деятельности для старших дошкольников с ОНР III уровня.
Объектом настоящей работы является игровая деятельность детей с ОНР III уровня. Предмет работы – особенности состояния игровой деятельности у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, сопоставительный анализ, методики практического эксперимента.
Экспериментальное исследование было организовано на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 33 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Структура работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..…...4
Глава I Научно-теоретические основы исследования игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня…………………….…..7
1.1 Понятие об игровой деятельности……………………………………….........7
1.2 Онтогенез игровой деятельности………………………………………….....17
1.3 Характеристика общего недоразвития речи……………………………..….18
1.4 Особенности игровой деятельности у детей собщим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….…..25
Глава II Исследование игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………………………….…30
2.1 Цели, задачи и основные этапы исследования…………………………......30
2.2 Характеристика обследуемых детей…………………………………….…..30
2.3 Методика констатирующего эксперимента…………………………….…...31
Глава III Сравнительная характеристика игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи III уровня и у детей с нормальным развитием....39
3.1 Анализ результатов контрольной группы………………………………….39
3.2 Результаты в экспериментальной группе…………………………………..42
3.3 Сравнительный анализ обеих групп………………………………………..51
Глава IV Методические рекомендации по развитию игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………...52
4.1 Принципы, цель, задачи, методы и организация методики……………….52
4.2 Методика коррекционно-логопедической работы по совершенствованию игровой деятельности у детей…………………………………………………..58
Заключение……………………………………………………………………….68
Список литературы………………………………………………………………74
Заключение
Анализ литературных источников по проблеме игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи показал что, что эта тема актуальна и значима в настоящее время, проблема развития игровой деятельности детей с ОНР III уровня по праву может считаться одной из самых актуальных как в логопедии, так и в дошкольной педагогике. Развитие игровой деятельности необходимо потому, что оно лежит в основе умственных качеств личности, что проявляется впоследствии в развитии ее инициативности и самостоятельности суждений.
Игровая деятельность для детей, имеющих патологии в развитии, имеет свое значение не только как деятельность развлекательная, но и как деятельность развивающая, в которой реализовываются различные знания, мыслительные операции, а также практические умственные действия, которые необходимо освоить детям. Творческие игры детей, в большинстве своем отражательные, это не только средство развлечения, но и средство актуализации знаний об окружающем мире, средство развития ребенка. В процессе этих игр происходит развитие знаний ребенка.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Игра детей, имеющих общее недоразвитие речи отличается следующими особенностями: как правило, фиксируются только единичные попытки детей спланировать будущую игру, которые проявляются в предложениях играть вместе, распределении ролей. Гораздо чаще игры возникают ситуативно, без предварительного сговора, при этом организующим началом деятельности, определяющим ее содержание, становятся игрушки.
Мотивированность игры игрушками и материалами проявляется как в содержании, так и в названии игр - играть в куклы, машинки. При игре большая часть времени отводится манипуляциям с игровым материалом: расставление мебели, одевание-раздевание кукол. При этом обустройство не определяется спецификой игры, напротив, сама специфика игры напрямую зависит от этого обустройства.
В процессе такой деятельности четко выявляется изначальное стремление детей отмежеваться друг от друга (это будет мой дом, а это - твой). Манипулирование игровым материалом, как правило, указывает на неустойчивость замысла, связанную с переходом ребенка от одной игрушки к другой. Замыслы, которые возникают в ходе игровой деятельности у одного ребенка, как правило, игнорируются партнером, увлеченным собственной деятельностью. Да и сам ребенок, придумавший сюжет игры, как правило, оказывается не в состоянии его реализовать.
Ролевое поведение детей с ОНР, как правило, отличается выраженной хаотичностью: неумение соблюдать правила, налагаемые той или иной ролью, раскрываются в большом количестве нехарактерных ролевых действий, переходе от одной игрушки к другой и частой смене ролей. Как следствие, возникает скачкообразность сюжета и множество сюжетных линий никак не связанных между собой.
Игра детей с ОНР обнаружила следующие показатели:
1.не имела устойчивого характера,
2. складывались стихийно,
3. длительное застревание на сюжете,
4. «перепрыгивание» с него на другой, не имеющий с предыдущим ничего общего.
Были зафиксированы единичные попытки детей организовать переходы в игре, расширение сюжета, но попытки эти были достаточно слабы и не увенчивались успехом.
Игра детей с ОНР не имела устойчивого характера, складывались стихийно, при этом наблюдалось длительное застревание на сюжете, а затем «перепрыгивание» с него на другой, не имеющий с предыдущим ничего общего. Были зафиксированы единичные попытки детей организовать переходы в игре, расширение сюжета, но попытки эти были достаточно слабы и не увенчивались успехом.
Работу по формированию игровой деятельности и коммуникации в ней необходимо строить в соответствии с общедидактическими принципами (концентрированность, центричность, тематическая ориентация). В данной работе мы опирались на положения Н. С. Жуковой и Е. А. Стребелевой. Развитие речи детей лучше всего осуществлять посредством обращения к игровой деятельности, как ведущей в дошкольном возрасте. Организация должна сводиться к планированию деятельности, распределению ролей, использовании игровой атрибутики. Педагог в сюжетно-ролевой игре выполняет регуляторную функцию.
Таким образом, обучение ребенка игровой деятельности становится возможным только при условии систематической и целенаправленной коррекционно-логопедической работы, которая также должна способствовать расширению кругозора детей, обогащению их чувственного опыта, активизации мыслительной деятельности и развитию речи в целом.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2 -287 с.
2. Аркин Е.А. Родителям о воспитании.- М.: Учпедгиз, 1957. - 346 с.
3. Артемова Л.В. Динамика содержательности общения детей с 3 до 7 лет в игровых группах// Новые исследования в психологии.- 1986. - N2.-С. 49-55.
4. Артемова Л.Ф. Формирование общественной направленности ребенка-дошкольника в игре.- Киев : Выща школа, 1988. - 159 с.
5. Арутюнова Л.Д., Булыгина Т.В., Кибрик A.A. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис.- М.: Наука, 1992. - 821 с.
6. Ахутина Т.В. Порождение речи.- М.: Изд-во МГУ, 1989. - 213 с.
7. Балли III. Французская стилистика,- М.: Изд-во ин. лит-ры, 1961. - 394 с.
8. Библер B.C. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога.- М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
9. Бодалев A.A. Личность и общение // Избран, психол. труды.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
10. Бодалев A.A. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика.-1990. - N 5. - С. 77-81.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. - 426 с.
12. Болдырева Т.А., Болдырева М.А., Фадеева H.A. Роль семьи в развитии речи и мышления ребенка / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации,- М, 1998. - С. 28-29.
13. Болдырева Н.К., Коваленко Е.В., Орешкина М.Ю. Особенности эмоциональной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи // Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного сипозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, 1997. - С. 29-30.
14. Василенко Т. А., Кольцова Т.И. Некоторые лексические особенности разговорной речи // Русская разговорная речь. Сб. науч. Трудов. – Саратов., 1970. -251 с.
15. Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии.- М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
16. Винокур Г.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. - 356 с.
17. Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические нуги устранения речевых нарушений у детей.- Л.: ЛГПИ им.Гертдена, 1976.- 136 с.
18. Вольцис К.Я. Взаимоотношения детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности. Сообщение 2 // Новые исследования в психологии.- 1973.- N 1. - С. 58-61.
19. Воробьева В.1С. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи // Дефектология,- 1988.-N 6. - С. 56-62.
20. Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. - 1989.- N 4. - С. 40-47.
21. Воробьева В.К., Даскалова Е.С. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности,- М.: Межвуз. сб. науч. трудов, 1983. - 134 с.
22. Выгодская Г.Л. Руководство ролевой игрой глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1964. - 155 с.
23. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.- М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
24. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
25. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии., 1966.- N 6. - С. 62-76.
26. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т.- М.: Педагогика, 1984. -Т.6.- 374 с.
27. Газман О.С. О понятии детской игры / Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. - 123 с.
28. Галигузова Л.Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности в общении со сверстником // Новые исследования в психологии., 1980.- N 2. - С. 31 -36.
29. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения // Дефектология.- 1989.- N 1. - С. 69-76.
30. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II Дефектология.- М., 1990.- N 6. - С. 63-70.
31. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология., 1995.- N 6. - С. 7-16.
32. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология.- 1988.-N 3. - С. 81-84.
33. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 127 с.
34. Жукова Н.С. Формирование устной речи,- М.: Социально- политический журнал. Ассоциация "Гуманитарий", 1994. - 96 с,
35. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: Социально-политический журнал. Ассоциация "Гуманитарий", 1994.-96 с.
36. Жуковская Р.И. Игры-занятия как педагогическое условие становления сюжетно-ролевой игры и взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста // Нравственное воспитание дошкольников, /Под ред. В.Г.Нечаевой.- М.: Педагогика, 1971. - 280 с,
37. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.А.Запорожца, А.П.Усовой.- М.: Изд-во Просвещение, 1966. - 351 с.
38. Капанадзе Л.А. Лексико-семантические особенности разговорной речи // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест /Под ред. Е.А.Земской, Н.Н.Розановой.- М.: Наука, 1993. - 238 с.
39. Крагшвина Л.М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, 1997. - С. 86-87.
40. Кривояз И.С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1996. - 17 с.
41. Литвинова С.Н. Формирование игрового взаимодействия у детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх: Автореф. дис. ... канд. пед. наук .- М., 1997. - 16 с.
42. Логопедия./ Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Просвещение, 1989. - 528 с.
43. Левина Р.Е. (ред.) Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1967 – 312 с.
44. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология.- 1971.- N 6. - С. 7-14.
45. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – 314 с.
46. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре.Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т.А.Марковой.- М.: Просвещение., 1982. - 182 с.
47. Муминова Л.Р. Теоретические основы коррекционно- педагогической работы по преодолению речевого недоразвития у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук,- Ташкент, 1992. - 39 с.
48. Рахимова Ж.Т. Формирование предпосылок обучения языку детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М., 1988. - 16 с.
49. Смирнова Л.А. Приемы работы по преодолению импрессивного аграмматизма у детей // Дефектология., 1979.- N 3. - С. 65-70.
50. Усачева Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. ... канд. пед. наук.- М., 1983. - 195 с.
51. Усольцева TI.K. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук,- М., 1996. - 16 с.
52. ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР в старшей группе специального детского сада // Дефектология,- 1987.-N4 - С. 71-75.
53. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста // Дефектология, 1985.-N4.-С. 72-78.
54. Харитонова Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно- ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1997. - 17 с.
55. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. A.B.Запорожца, А.П.Усовой,- М.: Просвещение, 1966. - 351 с.
56. Ястребова A.B. Коррекция общего недоразвития речи у учащихся общеобразовательной школы // Дефектология, 1981.- N 1. - С. 59-65.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного сотрудничества. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к сознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.
Нарушение речевой функциональной системы приводит к специфическому формированию высших психических функций у детей с ОНР. А также специфические особенности отмечаются в таких видах деятельности как игровая, музыкальная и изобразительная. Проблемой нарушения игровой деятельности у дошкольников с ОНР занимались такие ученые как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Эти авторы указывают на то, что игровая деятельность детей недостаточно развита, проявляется как застревание на одном сюжете, многочисленные описания действий. Примечательно, что все они говорят об одних и тех же характеристиках игры, что позволяет увидеть специфические признаки ее при ОНР.
Цель данной работы – выявление особенностей игровой деятельности у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть особенности развития речи старших дошкольников с ОНР III уровня и их проявления речи в игровой деятельности;
2. Подбор и адаптация методик исследования игровой деятельности для старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Исследование игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня по взятым методикам. Анализ полученных результатов и определение состояния игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Уточнить методические рекомендации по формированию игровой деятельности для старших дошкольников с ОНР III уровня.
Объектом настоящей работы является игровая деятельность детей с ОНР III уровня. Предмет работы – особенности состояния игровой деятельности у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, сопоставительный анализ, методики практического эксперимента.
Экспериментальное исследование было организовано на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 33 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Структура работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..…...4
Глава I Научно-теоретические основы исследования игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня…………………….…..7
1.1 Понятие об игровой деятельности……………………………………….........7
1.2 Онтогенез игровой деятельности………………………………………….....17
1.3 Характеристика общего недоразвития речи……………………………..….18
1.4 Особенности игровой деятельности у детей собщим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….…..25
Глава II Исследование игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………………………….…30
2.1 Цели, задачи и основные этапы исследования…………………………......30
2.2 Характеристика обследуемых детей…………………………………….…..30
2.3 Методика констатирующего эксперимента…………………………….…...31
Глава III Сравнительная характеристика игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи III уровня и у детей с нормальным развитием....39
3.1 Анализ результатов контрольной группы………………………………….39
3.2 Результаты в экспериментальной группе…………………………………..42
3.3 Сравнительный анализ обеих групп………………………………………..51
Глава IV Методические рекомендации по развитию игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………...52
4.1 Принципы, цель, задачи, методы и организация методики……………….52
4.2 Методика коррекционно-логопедической работы по совершенствованию игровой деятельности у детей…………………………………………………..58
Заключение……………………………………………………………………….68
Список литературы………………………………………………………………74
Заключение
Анализ литературных источников по проблеме игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи показал что, что эта тема актуальна и значима в настоящее время, проблема развития игровой деятельности детей с ОНР III уровня по праву может считаться одной из самых актуальных как в логопедии, так и в дошкольной педагогике. Развитие игровой деятельности необходимо потому, что оно лежит в основе умственных качеств личности, что проявляется впоследствии в развитии ее инициативности и самостоятельности суждений.
Игровая деятельность для детей, имеющих патологии в развитии, имеет свое значение не только как деятельность развлекательная, но и как деятельность развивающая, в которой реализовываются различные знания, мыслительные операции, а также практические умственные действия, которые необходимо освоить детям. Творческие игры детей, в большинстве своем отражательные, это не только средство развлечения, но и средство актуализации знаний об окружающем мире, средство развития ребенка. В процессе этих игр происходит развитие знаний ребенка.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Игра детей, имеющих общее недоразвитие речи отличается следующими особенностями: как правило, фиксируются только единичные попытки детей спланировать будущую игру, которые проявляются в предложениях играть вместе, распределении ролей. Гораздо чаще игры возникают ситуативно, без предварительного сговора, при этом организующим началом деятельности, определяющим ее содержание, становятся игрушки.
Мотивированность игры игрушками и материалами проявляется как в содержании, так и в названии игр - играть в куклы, машинки. При игре большая часть времени отводится манипуляциям с игровым материалом: расставление мебели, одевание-раздевание кукол. При этом обустройство не определяется спецификой игры, напротив, сама специфика игры напрямую зависит от этого обустройства.
В процессе такой деятельности четко выявляется изначальное стремление детей отмежеваться друг от друга (это будет мой дом, а это - твой). Манипулирование игровым материалом, как правило, указывает на неустойчивость замысла, связанную с переходом ребенка от одной игрушки к другой. Замыслы, которые возникают в ходе игровой деятельности у одного ребенка, как правило, игнорируются партнером, увлеченным собственной деятельностью. Да и сам ребенок, придумавший сюжет игры, как правило, оказывается не в состоянии его реализовать.
Ролевое поведение детей с ОНР, как правило, отличается выраженной хаотичностью: неумение соблюдать правила, налагаемые той или иной ролью, раскрываются в большом количестве нехарактерных ролевых действий, переходе от одной игрушки к другой и частой смене ролей. Как следствие, возникает скачкообразность сюжета и множество сюжетных линий никак не связанных между собой.
Игра детей с ОНР обнаружила следующие показатели:
1.не имела устойчивого характера,
2. складывались стихийно,
3. длительное застревание на сюжете,
4. «перепрыгивание» с него на другой, не имеющий с предыдущим ничего общего.
Были зафиксированы единичные попытки детей организовать переходы в игре, расширение сюжета, но попытки эти были достаточно слабы и не увенчивались успехом.
Игра детей с ОНР не имела устойчивого характера, складывались стихийно, при этом наблюдалось длительное застревание на сюжете, а затем «перепрыгивание» с него на другой, не имеющий с предыдущим ничего общего. Были зафиксированы единичные попытки детей организовать переходы в игре, расширение сюжета, но попытки эти были достаточно слабы и не увенчивались успехом.
Работу по формированию игровой деятельности и коммуникации в ней необходимо строить в соответствии с общедидактическими принципами (концентрированность, центричность, тематическая ориентация). В данной работе мы опирались на положения Н. С. Жуковой и Е. А. Стребелевой. Развитие речи детей лучше всего осуществлять посредством обращения к игровой деятельности, как ведущей в дошкольном возрасте. Организация должна сводиться к планированию деятельности, распределению ролей, использовании игровой атрибутики. Педагог в сюжетно-ролевой игре выполняет регуляторную функцию.
Таким образом, обучение ребенка игровой деятельности становится возможным только при условии систематической и целенаправленной коррекционно-логопедической работы, которая также должна способствовать расширению кругозора детей, обогащению их чувственного опыта, активизации мыслительной деятельности и развитию речи в целом.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2 -287 с.
2. Аркин Е.А. Родителям о воспитании.- М.: Учпедгиз, 1957. - 346 с.
3. Артемова Л.В. Динамика содержательности общения детей с 3 до 7 лет в игровых группах// Новые исследования в психологии.- 1986. - N2.-С. 49-55.
4. Артемова Л.Ф. Формирование общественной направленности ребенка-дошкольника в игре.- Киев : Выща школа, 1988. - 159 с.
5. Арутюнова Л.Д., Булыгина Т.В., Кибрик A.A. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис.- М.: Наука, 1992. - 821 с.
6. Ахутина Т.В. Порождение речи.- М.: Изд-во МГУ, 1989. - 213 с.
7. Балли III. Французская стилистика,- М.: Изд-во ин. лит-ры, 1961. - 394 с.
8. Библер B.C. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога.- М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
9. Бодалев A.A. Личность и общение // Избран, психол. труды.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
10. Бодалев A.A. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика.-1990. - N 5. - С. 77-81.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. - 426 с.
12. Болдырева Т.А., Болдырева М.А., Фадеева H.A. Роль семьи в развитии речи и мышления ребенка / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации,- М, 1998. - С. 28-29.
13. Болдырева Н.К., Коваленко Е.В., Орешкина М.Ю. Особенности эмоциональной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи // Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного сипозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, 1997. - С. 29-30.
14. Василенко Т. А., Кольцова Т.И. Некоторые лексические особенности разговорной речи // Русская разговорная речь. Сб. науч. Трудов. – Саратов., 1970. -251 с.
15. Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии.- М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
16. Винокур Г.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. - 356 с.
17. Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические нуги устранения речевых нарушений у детей.- Л.: ЛГПИ им.Гертдена, 1976.- 136 с.
18. Вольцис К.Я. Взаимоотношения детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности. Сообщение 2 // Новые исследования в психологии.- 1973.- N 1. - С. 58-61.
19. Воробьева В.1С. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи // Дефектология,- 1988.-N 6. - С. 56-62.
20. Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. - 1989.- N 4. - С. 40-47.
21. Воробьева В.К., Даскалова Е.С. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности,- М.: Межвуз. сб. науч. трудов, 1983. - 134 с.
22. Выгодская Г.Л. Руководство ролевой игрой глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1964. - 155 с.
23. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.- М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
24. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
25. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии., 1966.- N 6. - С. 62-76.
26. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т.- М.: Педагогика, 1984. -Т.6.- 374 с.
27. Газман О.С. О понятии детской игры / Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. - 123 с.
28. Галигузова Л.Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности в общении со сверстником // Новые исследования в психологии., 1980.- N 2. - С. 31 -36.
29. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения // Дефектология.- 1989.- N 1. - С. 69-76.
30. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II Дефектология.- М., 1990.- N 6. - С. 63-70.
31. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология., 1995.- N 6. - С. 7-16.
32. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология.- 1988.-N 3. - С. 81-84.
33. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 127 с.
34. Жукова Н.С. Формирование устной речи,- М.: Социально- политический журнал. Ассоциация "Гуманитарий", 1994. - 96 с,
35. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: Социально-политический журнал. Ассоциация "Гуманитарий", 1994.-96 с.
36. Жуковская Р.И. Игры-занятия как педагогическое условие становления сюжетно-ролевой игры и взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста // Нравственное воспитание дошкольников, /Под ред. В.Г.Нечаевой.- М.: Педагогика, 1971. - 280 с,
37. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.А.Запорожца, А.П.Усовой.- М.: Изд-во Просвещение, 1966. - 351 с.
38. Капанадзе Л.А. Лексико-семантические особенности разговорной речи // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест /Под ред. Е.А.Земской, Н.Н.Розановой.- М.: Наука, 1993. - 238 с.
39. Крагшвина Л.М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, 1997. - С. 86-87.
40. Кривояз И.С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1996. - 17 с.
41. Литвинова С.Н. Формирование игрового взаимодействия у детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх: Автореф. дис. ... канд. пед. наук .- М., 1997. - 16 с.
42. Логопедия./ Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Просвещение, 1989. - 528 с.
43. Левина Р.Е. (ред.) Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1967 – 312 с.
44. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология.- 1971.- N 6. - С. 7-14.
45. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – 314 с.
46. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре.Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т.А.Марковой.- М.: Просвещение., 1982. - 182 с.
47. Муминова Л.Р. Теоретические основы коррекционно- педагогической работы по преодолению речевого недоразвития у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук,- Ташкент, 1992. - 39 с.
48. Рахимова Ж.Т. Формирование предпосылок обучения языку детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М., 1988. - 16 с.
49. Смирнова Л.А. Приемы работы по преодолению импрессивного аграмматизма у детей // Дефектология., 1979.- N 3. - С. 65-70.
50. Усачева Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. ... канд. пед. наук.- М., 1983. - 195 с.
51. Усольцева TI.K. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук,- М., 1996. - 16 с.
52. ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР в старшей группе специального детского сада // Дефектология,- 1987.-N4 - С. 71-75.
53. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста // Дефектология, 1985.-N4.-С. 72-78.
54. Харитонова Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно- ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1997. - 17 с.
55. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. A.B.Запорожца, А.П.Усовой,- М.: Просвещение, 1966. - 351 с.
56. Ястребова A.B. Коррекция общего недоразвития речи у учащихся общеобразовательной школы // Дефектология, 1981.- N 1. - С. 59-65.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54480 Дипломных работ — поможем найти подходящую