Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Повсеместное активное внедрение компьютерных технологий требует от нового поколения школьников все большего уровня математической подготовки.
Для этого формировать математические компетенции нужно уже в дошкольном возрасте. Особенно важным разделом является знакомство с геометрией, что важно для формирования пространственного мышления.
В ходе знакомства дошкольников с геометрическими основами выделяют две задачи: формирование представлений о форме объектов на сенсорной основе и формирование геометрических представлений о фигурах на основе их свойств.
Дошкольники старшего возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию старших дошкольников, частью которого является математическое развитие, а в частности геометрических представлений.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В.Дыбина, O.Л Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что геометрия традиционно является сложным предметом для большинства школьников, а родители большинства дошкольников не уделяют достаточного внимания развитию своих детей, полагая это полностью на плечи педагогов. К тому же, обширная компьютеризация отвлекает внимание детей на развлечения, вместо обычных игр и занятий, которые способствуют развитию геометрических представлений и базовых навыков. Поэтому необходимы превентивные меры для развития пространственного мышления.
Цель дипломной работы: исследование возможностей дидактических игр как средства формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей 6 года жизни.
Объект дипломной работы: дидактические игры как средства формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет дипломной работы: педагогическая система формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования, вытекающие из поставленной цели, заключались в следующем:
1. Изучение психологических и педагогических особенности детей дошкольного возраста,
2. Изучение реализации игрового метода в обучении детей дошкольного возраста основным умениям и навыкам,
3. Проанализировать понятийный аппарат по проблеме формирования элементарных геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Дать характеристику особенностям развития представлений о форме у детей дошкольного возраста в форме дидактических игр.
5. Провести исследование возможностей дидактических игр как средства формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей 6 года жизни.
6. Наметить пути и способы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр.
Гипотеза исследования - дидактические игры выступают высокоэффективным методом формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей 6 года жизни.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по данной проблеме,
- наблюдение за детьми,
- анкетирование родителей,
- эксперимент,
Итоговая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для использования дидактических игр как средства формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей 6 года жизни.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты использования дидактические игры как средства формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психологические характеристики развития детей дошкольного возраста 7
1.2 Особенности развития представлений о форме у детей дошкольного возраста 12
1.3 Реализация игрового метода в обучении детей дошкольного возраста основным умениям и навыкам 23
Выводы к 1 главе 31
Глава 2. Практические аспекты познавательного развития детей младшего дошкольного возраста 34
2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего эксперимента 34
2.2 Пути и способы формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр 40
Выводы ко 2 главе 53
Заключение 55
Список литературы 58
В ходе работы были рассмотрены особенности формирования геометрических представлений у дошкольников.
Анализ психологической и педагогической литературы по данной тематике выявил, что в процессе развития восприятия формы наблюдается определенная закономерность: сначала геометрическая форма воспринимается как предметная, затем происходит овладение геометрической формой, а после образной формой.
Для того чтобы ребёнок дошкольник получил знание об элементарных геометрических фигурах, необходима специальная и кропотливая педагогическая работа. Для этого активно применяются различные наглядные методы.
Старший дошкольный период – очень важный период в развитии мышления ребенка. Многие исследователи выделяют игру как основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры создаются оптимальные условия для сформирования навыков. Играя с игрушками, ассоциируя их с определенными формами ребенок учится различать предметы, идентифицировать формы, используя чувственные эталоны.
С целью выявления уровня сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе дошкольного учреждения ясли-сад 87 города Москвы.
По итогам диагностики на констатирующем этапе в экспериментальной группе 10 70 % детей показали средний уровень, они испытывали трудности в соотношении частей и целого, при выполнении заданий, требующих пространственного воображения, применения логических операций анализа и синтеза, 30 % справились со всеми заданиями (высокий уровень). В группе 6 (контрольная) 60 % детей показали средний уровень сформированности геометрических представлений, а 40 % – высокий уровень, справившись со всеми заданиями.
Цель формирования у детей геометрических представлений достигается посредством внедрения в методику работы с детьми занятий, основанных на сюжетных логико-математических играх. Вовлеченные педагогом в поисково-исследовательскую деятельность дети знакомятся с многообразием геометрических форм на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. Этому способствуют развивающие игры и учебно-игровые пособия: логические блоки Дьенеша; развивающие игры В.П. Никитина; наглядные модели; игры-головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино» (геометрические конструкторы).
Цель начального исследования - выявить уровень формирования геометрических представлений у дошкольников 6 лет и особенности уровня развития познавательной активности ребенка-дошкольника.
С целью выявления уровня сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе дошкольного учреждения ясли-сад 87 города Москвы.
По итогам диагностики на констатирующем этапе в экспериментальной группе 10 70 % детей показали средний уровень, они испытывали трудности в соотношении частей и целого, при выполнении заданий, требующих пространственного воображения, применения логических операций анализа и синтеза, 30 % справились со всеми заданиями (высокий уровень). В группе 6 (контрольная) 60 % детей показали средний уровень сформированности геометрических представлений, а 40 % – высокий уровень, справившись со всеми заданиями.
Цель исследования констатирующего эксперимента: Выявить особенности уровня развития познавательной активности ребенка-дошкольника при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики проведения занятий с элементами дидактических игр по геометрии детей-дошкольников в ДОУ.
2. Провести занятия с элементами дидактических игр по геометрии для детей-дошкольников в ДОУ.
3. Проанализировать полученные результаты
Для решения поставленных задач нами были использованы методы:
- анализ методик экспериментирования;
- анкетирование родителей на предмет развития детей.
В исследовании принимали участие 30 детей: первая группа (15 детей) в возрасте от 2-3 лет, вторая группа (15 детей) в возрасте 3-4 лет.
Была показано явное положительное влияние влияния занятий с элементами дидактических игр как направления развития познавательной активности ребенка-дошкольника при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Нами подобрана целая программа развития дошкольников 6 лет при применение дидактических игр как средства формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Программа включает два блока:
- игры и упражнения для ознакомления с объемными формами (геометрическими телами), их функциональным признакам, дифференциация геометрических тел,
- игры и упражнения на сравнение объемных форм (геометрических тел) с плоскими и с отверстиями.
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: учеб. для вузов. - М.: Владос, 2004. - 400с.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 400 с: ил.
3. Бескин Н.М. Методика геометрии: Учебник для пед. институтов. – М.: Учпедгиз, 1947.
4. Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе. 2 изд. – М.: Учпедгиз, 1951.
5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969. – 365 с.
6. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер ; сост. Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
7. Гангус Р.В., Гурвиц Ю.О. Геометрия. Методическое пособие для высших педагогических учебных заведений и преподавателей средней школы: часть 1. Планиметрия; часть 2. Стереометрия / Под ред. проф. Андронова И. К. – М.: Учпедгиз, 1934. – Ч. 1. – 323 с.; 1935. – Ч. 2.
8. Гастева С.А. и др. Методика преподавания математики в восьмилетней школе / Под общ. ред. С.Е. Ляпина. – М.: Просвешение, 1965.
9. Геометрия. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А.Д. Александров, Т.Г. Ходот, В.И. Рыжик, А.Л. Вернер. – М.: Просвещение, 2008.
10. Геометрия. 7 - 9 классы. Атанасян Л.С. и др. 20-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
11. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаева и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Акцидент, 1999, - 224 с.
12. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2007. - С.142.
14. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет.: Сценарии учебно-практических занятий по развитию математических представлений. – М.: Том-Пресс, 1999. – 128 с
15. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.
16. Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / Л.С.Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.
17. Методика преподавания геометрии в старших классах средней школы / Ред. А. И. Фетисов. – М.: Просвещение, 1967
18. Михайлова, 3. А. и др.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 378 с.
19. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики / М. Монтессори ; пер. с итал. С.Ф. Займовского. – М.: АСТ Астрель, 2005. – 272 с.
20. Новикова В.П. Математика в детском саду, Подготовительная группа. – М.: Мозаика- Синтез, 2006. – 184 с.
21. Развитие : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 2. Старший дошкольный возраст пoд ред. А. И. Булычевой - М. : НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012 г. - 279 с.
22. Программа воспитания и обучения детей в детском саду /Под ред. М. А.Васильевой, В. В.Гербовой, Т. С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 – 208с.
23. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т. Н.Доронова, С. Т.Якобсон, Е. В.Соловьева и др.; Науч. рук. Т. Н.Доронова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 78с.
24. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр, Р. Л. Березина, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, Т. Д. Рихтерман, - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
25. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. - М.: Просвещение, 1965. - 188 с.
26. Фетисов А.И. Геометрия. Учебное пособие по программе старших классов. — М.: АПН РСФСР, 1963. — 299 с.
27. Хачапуридзе Б.И. О построении дидактических материалов и игр / Б.И. Хачапуридзе, К.Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – С. 213-220.
28. Чичигин В.Г. Методика преподавания геометрии. – М.: Учпедгиз, 1959.
29. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - С.143-148.
30. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. 320 с.
31. Большой толковый психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб. — Прайм — Еврознак, 2003. 672 с.
32. Волкова Е. Готов ли ребенок к школе? // Дошкольное воспитание. — 2001. —№ 8. — С. 99—101.
33. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. 1008 с.
34. Гагилева М.С. Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст [Электронный документ] / М.С. Гагилева // www.detsad126.ru
35. Гуревич П.С. Психология: Учебник для студентов вузов /П.С. Гуревич. — М.:ЮНТИ-ДАНА, 2005. 320 с.
36. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. Пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2005. 80 с.
37. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. М., 2000. 266 с.
38. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей / А.Н. Поддъяков. — М.: Российское психологическое общество, 1998. 85 с.
39. Артемова Л. В. Гра // Методичні рекомендації до програми виховання дітей дошкільного віку “Малятко”.– К.: “Свенас”. – 1993. – С. 31-48.
40. Виготський Л. С. Педагогічна психологія. – М.: Педагогіка – 1991.– 232с.
41. Сидоренко А. Ігровий підхід у навчанні / А. Сидоренко // Народна освіта. – 2000. – №8. – 135с.
42. Талапканич Т. Виховання дітей дошкільного віку засобами гри упроцесі вивчення англійської мови / Т. Талапканич // Науково-методичний журнал. Закарпатський інститут післядипломної педагогічної освіти. – с. 6-12
43. Шкваріна Т. М. Англійська мова для дітей дошкільного віку (Програма, методичні рекомендації): [навч. посіб. для вчит. раннього навч. англ. мови, студ. вищ. пед. навч. закл.]. – Умань. Видавничо-поліграф. підприємництво. – 2003. – 120с.
44. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос: Интернет-журн. 10.09.2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 20.11.2013).
45. Воронина Ю.В. Космонавты в пролете. Эксперты рассказали о профессиях будущего // Российская Бизнес-газета: Инновации. — 2013. — № 924. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2013/11/26/studenty.html (дата обращения 12.12.2013).
46. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3—12.
47. Обследование населения по проблемам занятости — 2013 год// Официальный интернет-портал Федеральной службы государственной статистики, 2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_30/Main.htm (дата обращения: 10.12.2013).
48. Шаталова Н.А. Ставка на карту. Правительство одобрило план развития ИТ-отрасли// Поиск: Еженедельная газета научного сообщества. 26.07.2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.poisknews.ru/theme/science-politic/6626/ (дата обращения: 20.10.2013).
49. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 360с.
50. Трайнев В.А., Матросова Л.Н., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Т.2. Теория и методология учебных деловых игр. – М.: Прометей, 2000.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Повсеместное активное внедрение компьютерных технологий требует от нового поколения школьников все большего уровня математической подготовки.
Для этого формировать математические компетенции нужно уже в дошкольном возрасте. Особенно важным разделом является знакомство с геометрией, что важно для формирования пространственного мышления.
В ходе знакомства дошкольников с геометрическими основами выделяют две задачи: формирование представлений о форме объектов на сенсорной основе и формирование геометрических представлений о фигурах на основе их свойств.
Дошкольники старшего возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию старших дошкольников, частью которого является математическое развитие, а в частности геометрических представлений.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В.Дыбина, O.Л Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что геометрия традиционно является сложным предметом для большинства школьников, а родители большинства дошкольников не уделяют достаточного внимания развитию своих детей, полагая это полностью на плечи педагогов. К тому же, обширная компьютеризация отвлекает внимание детей на развлечения, вместо обычных игр и занятий, которые способствуют развитию геометрических представлений и базовых навыков. Поэтому необходимы превентивные меры для развития пространственного мышления.
Цель дипломной работы: исследование возможностей дидактических игр как средства формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей 6 года жизни.
Объект дипломной работы: дидактические игры как средства формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет дипломной работы: педагогическая система формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования, вытекающие из поставленной цели, заключались в следующем:
1. Изучение психологических и педагогических особенности детей дошкольного возраста,
2. Изучение реализации игрового метода в обучении детей дошкольного возраста основным умениям и навыкам,
3. Проанализировать понятийный аппарат по проблеме формирования элементарных геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Дать характеристику особенностям развития представлений о форме у детей дошкольного возраста в форме дидактических игр.
5. Провести исследование возможностей дидактических игр как средства формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей 6 года жизни.
6. Наметить пути и способы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр.
Гипотеза исследования - дидактические игры выступают высокоэффективным методом формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей 6 года жизни.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по данной проблеме,
- наблюдение за детьми,
- анкетирование родителей,
- эксперимент,
Итоговая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для использования дидактических игр как средства формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей 6 года жизни.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты использования дидактические игры как средства формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психологические характеристики развития детей дошкольного возраста 7
1.2 Особенности развития представлений о форме у детей дошкольного возраста 12
1.3 Реализация игрового метода в обучении детей дошкольного возраста основным умениям и навыкам 23
Выводы к 1 главе 31
Глава 2. Практические аспекты познавательного развития детей младшего дошкольного возраста 34
2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего эксперимента 34
2.2 Пути и способы формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр 40
Выводы ко 2 главе 53
Заключение 55
Список литературы 58
В ходе работы были рассмотрены особенности формирования геометрических представлений у дошкольников.
Анализ психологической и педагогической литературы по данной тематике выявил, что в процессе развития восприятия формы наблюдается определенная закономерность: сначала геометрическая форма воспринимается как предметная, затем происходит овладение геометрической формой, а после образной формой.
Для того чтобы ребёнок дошкольник получил знание об элементарных геометрических фигурах, необходима специальная и кропотливая педагогическая работа. Для этого активно применяются различные наглядные методы.
Старший дошкольный период – очень важный период в развитии мышления ребенка. Многие исследователи выделяют игру как основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры создаются оптимальные условия для сформирования навыков. Играя с игрушками, ассоциируя их с определенными формами ребенок учится различать предметы, идентифицировать формы, используя чувственные эталоны.
С целью выявления уровня сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе дошкольного учреждения ясли-сад 87 города Москвы.
По итогам диагностики на констатирующем этапе в экспериментальной группе 10 70 % детей показали средний уровень, они испытывали трудности в соотношении частей и целого, при выполнении заданий, требующих пространственного воображения, применения логических операций анализа и синтеза, 30 % справились со всеми заданиями (высокий уровень). В группе 6 (контрольная) 60 % детей показали средний уровень сформированности геометрических представлений, а 40 % – высокий уровень, справившись со всеми заданиями.
Цель формирования у детей геометрических представлений достигается посредством внедрения в методику работы с детьми занятий, основанных на сюжетных логико-математических играх. Вовлеченные педагогом в поисково-исследовательскую деятельность дети знакомятся с многообразием геометрических форм на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. Этому способствуют развивающие игры и учебно-игровые пособия: логические блоки Дьенеша; развивающие игры В.П. Никитина; наглядные модели; игры-головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино» (геометрические конструкторы).
Цель начального исследования - выявить уровень формирования геометрических представлений у дошкольников 6 лет и особенности уровня развития познавательной активности ребенка-дошкольника.
С целью выявления уровня сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе дошкольного учреждения ясли-сад 87 города Москвы.
По итогам диагностики на констатирующем этапе в экспериментальной группе 10 70 % детей показали средний уровень, они испытывали трудности в соотношении частей и целого, при выполнении заданий, требующих пространственного воображения, применения логических операций анализа и синтеза, 30 % справились со всеми заданиями (высокий уровень). В группе 6 (контрольная) 60 % детей показали средний уровень сформированности геометрических представлений, а 40 % – высокий уровень, справившись со всеми заданиями.
Цель исследования констатирующего эксперимента: Выявить особенности уровня развития познавательной активности ребенка-дошкольника при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики проведения занятий с элементами дидактических игр по геометрии детей-дошкольников в ДОУ.
2. Провести занятия с элементами дидактических игр по геометрии для детей-дошкольников в ДОУ.
3. Проанализировать полученные результаты
Для решения поставленных задач нами были использованы методы:
- анализ методик экспериментирования;
- анкетирование родителей на предмет развития детей.
В исследовании принимали участие 30 детей: первая группа (15 детей) в возрасте от 2-3 лет, вторая группа (15 детей) в возрасте 3-4 лет.
Была показано явное положительное влияние влияния занятий с элементами дидактических игр как направления развития познавательной активности ребенка-дошкольника при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Нами подобрана целая программа развития дошкольников 6 лет при применение дидактических игр как средства формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Программа включает два блока:
- игры и упражнения для ознакомления с объемными формами (геометрическими телами), их функциональным признакам, дифференциация геометрических тел,
- игры и упражнения на сравнение объемных форм (геометрических тел) с плоскими и с отверстиями.
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: учеб. для вузов. - М.: Владос, 2004. - 400с.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 400 с: ил.
3. Бескин Н.М. Методика геометрии: Учебник для пед. институтов. – М.: Учпедгиз, 1947.
4. Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе. 2 изд. – М.: Учпедгиз, 1951.
5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969. – 365 с.
6. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер ; сост. Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
7. Гангус Р.В., Гурвиц Ю.О. Геометрия. Методическое пособие для высших педагогических учебных заведений и преподавателей средней школы: часть 1. Планиметрия; часть 2. Стереометрия / Под ред. проф. Андронова И. К. – М.: Учпедгиз, 1934. – Ч. 1. – 323 с.; 1935. – Ч. 2.
8. Гастева С.А. и др. Методика преподавания математики в восьмилетней школе / Под общ. ред. С.Е. Ляпина. – М.: Просвешение, 1965.
9. Геометрия. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А.Д. Александров, Т.Г. Ходот, В.И. Рыжик, А.Л. Вернер. – М.: Просвещение, 2008.
10. Геометрия. 7 - 9 классы. Атанасян Л.С. и др. 20-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
11. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаева и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Акцидент, 1999, - 224 с.
12. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2007. - С.142.
14. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет.: Сценарии учебно-практических занятий по развитию математических представлений. – М.: Том-Пресс, 1999. – 128 с
15. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.
16. Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / Л.С.Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.
17. Методика преподавания геометрии в старших классах средней школы / Ред. А. И. Фетисов. – М.: Просвещение, 1967
18. Михайлова, 3. А. и др.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 378 с.
19. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики / М. Монтессори ; пер. с итал. С.Ф. Займовского. – М.: АСТ Астрель, 2005. – 272 с.
20. Новикова В.П. Математика в детском саду, Подготовительная группа. – М.: Мозаика- Синтез, 2006. – 184 с.
21. Развитие : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 2. Старший дошкольный возраст пoд ред. А. И. Булычевой - М. : НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012 г. - 279 с.
22. Программа воспитания и обучения детей в детском саду /Под ред. М. А.Васильевой, В. В.Гербовой, Т. С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 – 208с.
23. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т. Н.Доронова, С. Т.Якобсон, Е. В.Соловьева и др.; Науч. рук. Т. Н.Доронова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 78с.
24. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр, Р. Л. Березина, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, Т. Д. Рихтерман, - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
25. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. - М.: Просвещение, 1965. - 188 с.
26. Фетисов А.И. Геометрия. Учебное пособие по программе старших классов. — М.: АПН РСФСР, 1963. — 299 с.
27. Хачапуридзе Б.И. О построении дидактических материалов и игр / Б.И. Хачапуридзе, К.Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – С. 213-220.
28. Чичигин В.Г. Методика преподавания геометрии. – М.: Учпедгиз, 1959.
29. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - С.143-148.
30. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. 320 с.
31. Большой толковый психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб. — Прайм — Еврознак, 2003. 672 с.
32. Волкова Е. Готов ли ребенок к школе? // Дошкольное воспитание. — 2001. —№ 8. — С. 99—101.
33. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. 1008 с.
34. Гагилева М.С. Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст [Электронный документ] / М.С. Гагилева // www.detsad126.ru
35. Гуревич П.С. Психология: Учебник для студентов вузов /П.С. Гуревич. — М.:ЮНТИ-ДАНА, 2005. 320 с.
36. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. Пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2005. 80 с.
37. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. М., 2000. 266 с.
38. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей / А.Н. Поддъяков. — М.: Российское психологическое общество, 1998. 85 с.
39. Артемова Л. В. Гра // Методичні рекомендації до програми виховання дітей дошкільного віку “Малятко”.– К.: “Свенас”. – 1993. – С. 31-48.
40. Виготський Л. С. Педагогічна психологія. – М.: Педагогіка – 1991.– 232с.
41. Сидоренко А. Ігровий підхід у навчанні / А. Сидоренко // Народна освіта. – 2000. – №8. – 135с.
42. Талапканич Т. Виховання дітей дошкільного віку засобами гри упроцесі вивчення англійської мови / Т. Талапканич // Науково-методичний журнал. Закарпатський інститут післядипломної педагогічної освіти. – с. 6-12
43. Шкваріна Т. М. Англійська мова для дітей дошкільного віку (Програма, методичні рекомендації): [навч. посіб. для вчит. раннього навч. англ. мови, студ. вищ. пед. навч. закл.]. – Умань. Видавничо-поліграф. підприємництво. – 2003. – 120с.
44. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос: Интернет-журн. 10.09.2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 20.11.2013).
45. Воронина Ю.В. Космонавты в пролете. Эксперты рассказали о профессиях будущего // Российская Бизнес-газета: Инновации. — 2013. — № 924. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2013/11/26/studenty.html (дата обращения 12.12.2013).
46. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3—12.
47. Обследование населения по проблемам занятости — 2013 год// Официальный интернет-портал Федеральной службы государственной статистики, 2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_30/Main.htm (дата обращения: 10.12.2013).
48. Шаталова Н.А. Ставка на карту. Правительство одобрило план развития ИТ-отрасли// Поиск: Еженедельная газета научного сообщества. 26.07.2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.poisknews.ru/theme/science-politic/6626/ (дата обращения: 20.10.2013).
49. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 360с.
50. Трайнев В.А., Матросова Л.Н., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Т.2. Теория и методология учебных деловых игр. – М.: Прометей, 2000.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54480 Дипломных работ — поможем найти подходящую