Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Обогащение словарного запаса воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста с ОНР (за счет стимуляции речеслуховой памяти)

  • 66 страниц
  • 2015 год
  • 385 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей дошкольного возраста с различными видами речевой патологии. Одна из наиболее распространенных речевых патологий – это общее недоразвитие речи (ОНР). При общем недоразвитии речи отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, которые проявляются, в первую очередь, в нарушениях смысловой и произносительной составляющих речи. Так, лексическая система языка может находиться в различном состоянии у детей данной категории. У дошкольников со вторым уровнем ОНР словарный запас очень ограничен, в отличие от детей с третьим и четвертым уровнем, но и у них наблюдаются проблемы в лексическом строе языка – если пассивный словарный запас относительно сохранен, то активный словарный запас бедный, дети используют только простые слова, часто с нарушенной слоговой системой.
Работы Р.Е. Левиной , Т.Б. Филичевой , В.К. Воробьевой показали, что одна из главных задач в логопедической работе с дошкольниками, имеющими ОНР – это формирование лексического строя речи, развитие словарного запаса. Без развития словарного запаса ребенка невозможно полное преодоление общего недоразвития речи, а также подготовка детей к предстоящему школьному обучению. Овладение словом показывает процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка, именно это во многом определяет уровень его интеллектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памяти других психических процессов. В свою очередь и сам словарный запас оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка, так как именно значение слова, по мнению Л.С. Выготского, является единицей речевого мышления .
Если даже у детей, воспитывающихся в благоприятных условиях, встречается ОНР, обусловленное чаще всего проблемами в перинатальном и постнатальном развитии, то у детей, находящихся в условиях депривации, ОНР встречается в несколько раз чаще .
При этом необходимо отметить, что при общем недоразвитии речи обычно наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточное развитие речеслуховой памяти, несформированность логических мыслительных операций . Так, по данным Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева , А.Р. Лурия , уровень развития словарного запаса зависит от состояния речеслуховой памяти детей.
Не смотря на то, что изучением проблем формирования и развития словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи занимались многие теоретики и практики: Р.Е. Левина , Р.И. Лалаева , Н.С. Жукова , Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина . Данными авторами у детей с ОНР выявлена ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление многих общеупотребительных слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря, недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов. В то же время работ, посвященных особенностям речи воспитанников детских домов очень мало, тем более посвященных различным методам коррекции данного нарушения. Так как словарный запас во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР воспитанниками детских домов необходимо учитывать данную взаимосвязь и использовать специальные упражнения, направленные на развитие слухоречевой памяти детей.
Вышеперечисленные положения подтверждает актуальность данной темы для исследования: обогащение словарного запаса воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста с ОНР за счет стимуляции речеслуховой памяти.
Объект исследования – словарный запас старших дошкольников с ОНР воспитанников детского дома.
Предмет исследования – обогащение словарного запаса воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста с ОНР за счет стимуляции речеслуховой памяти.
Целью исследования является изучение обогащения словарного запаса воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста с ОНР за счет стимуляции речеслуховой памяти.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие словарного запаса у детей воспитанников детского дома дошкольного возраста с ОНР уровня будет протекать эффективней, если в комплекс коррекционных занятий, будут включены упражнения и игры на стимуляцию слухоречевой памяти.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования с целью выявления особенностей словарного запаса у детей воспитанников детских домов дошкольного возраста с ОНР.
2. Подобрать диагностические методики и составить диагностический комплекс для выявления уровня развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести исследование словарного запаса дошкольников воспитанников детского дома с ОНР и сделать выводы о состоянии развития у них словарного запаса.
4. Разработать программу коррекции, направленную на формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР с использованием стимуляции речеслуховой памяти, и проверить ее эффективность.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной и методической литературы.
2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент (логопедическое обследование), беседа (с логопедом, воспитателями), анализ и интерпретация полученных результатов.


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обогащение словарного запаса воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста с ОНР за счет стимуляции речеслуховой памяти 7
1.1. Развитие словарного запаса в онтогенезе 7
1.2. Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР 13
1.3. Речеслуховая память и ее влияние на формирование словаря. 23
1.4. Психологические особенности воспитанников детского дома, влияющие на их речевое развитие 28
Глава 2. Изучение формирования словарного запаса старших дошкольников с ОНР, воспитанников детского дома за счет стимуляции речеслуховой памяти 34
2.1. Организация и методика изучения словаря и речеслуховой памяти у воспитанников детского дома с ОНР 34
2.2. Анализ констатирующего эксперимента изучения словаря и речеслуховой памяти у воспитанников детского дома с ОНР 37
2.3. Развитие словарного запаса старших дошкольников с ОНР, воспитанников детского дома за счет стимуляции речеслуховой памяти 48
2.4. Контрольный эксперимент изучения словаря и речеслуховой памяти у воспитанников детского дома с ОНР 52
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение 66


Заключение
К концу дошкольного периода дети без патологий в развитии и проблем с речью должны владеть развернутой фразовой речью, при этом она должна быть фонетически, лексически и грамматически правильно оформлена, словарный запас ребенка должен быть достаточно широким.
Словарный запас дошкольников с ОНР существенно отличается от нормы и зависит от уровня речевого недоразвития. В большей степени у дошкольников с ОНР не развит словарь прилагательных, глагольный словарь включает только те действия, которые дети ежедневно выполняют или наблюдают. Дошкольники с ОНР испытывают трудности при усвоении слов обобщенного значения, а также слов, обозначающих оценку, качества и признаки. Пассивный словарь дошкольников с ОНР развит лучше, но в актуализации пассивного словаря они испытывают значительные сложности.
Слухоречевая память, а также устойчивость внимания и его ограниченные возможности при распределении оказывают влияние на уровень речевого недоразвития. У детей с ОНР относительно сохранена смысловая, логическая память, но заметно снижен уровень вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Словарный запас детей-сирот с ОНР и детей, воспитывающихся в условиях детского сада, не соответствует возрастным нормам. Однако, у детей закрытого заведения уровень вербального развития ниже. Кратковременная память и способность осуществлять простейшие умозаключения у детей дошкольного возраста обеих групп имеет в большинстве случаев средний уровень. И все же при сравнении данных наблюдения дети-сироты имеют более низкие показатели, чем их ровесники в детском саду.
Для проверки поставленной гипотезы было проведено констатирующее исследование, цель которого – выявить особенности развития и уровень сформированности словарного запаса и слухоречевой памяти у старших дошкольников с ОНР воспитанников детского дома.
Для проведения эксперимента была скомплектована контрольная и экспертная группа. В исследовании принимали участие 10 детей 6-6,5 лет: 5 детей без нарушений развития и 5 детей с ОНР III уровня. В ходе констатирующего эксперимента для обследования состояния лексического развития у старших дошкольников с ОНР III уровня использовались методы, предложенные И.Д. Коненковой и А.Р. Лурия.
Проведенное исследование показало, что лучше всего у дошкольников с ОНР развит словарь притяжательных местоимений, словарь предметов и глаголов. Хуже у них сформирован словарь наречий и определений, они с трудом различают многозначные слова, также у них низкий уровень развития слухоречевой памяти.
Для развития слухоречевой памяти с дошкольниками с ОНР проводились занятия с использованием работы над сказками, также для обогащения словарного запаса проводилась работа над сюжетными картинками.
После проведения формирующего исследования словарный запас дошкольников с ОНР несколько улучшился, также повысилась продуктивность запоминания. Вместе с тем, у некоторых детей улучшений не было или они не значительны, что говорит о необходимости продолжения занятий с детьми данной группы по формированию словарного запаса и развитию слухоречевой памяти.

Список литературы
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Либроком, 2012. – 220с.
2. Бернштейн Н.А. О построении движений – М.: Медгиз, 1947. – 254с.
3. Блонский П.П. Память и мышление. – М.: ЛКИ, 2007 – 208с.
4. Борискина В.С. Картинный материал к тестовой речевой карте для детей 5-6 лет . – М., 2012. – 56 с.
5. Визель Т.Г., Колесникова Т.С., Кочеткова Н.А. Атипичный вариант динамической афазии // Практическая психология и логопедия. – 2006. - № 2. – С. 60-66.
6. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1987. – 127с.
7. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. – СПб.: КАРО, 2007. – 384с.
8. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
9. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2009. – 158с.
10. Воробьева Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. – СПб: "Литера", 2010.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 352с.
12. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. – М.: Ленанд, 2015. – 322с.
13. Жидкова Г.Ф., Митрофанова И.И. Современные психолингвистические проблемы обучения РКИ. – М.: РУДН, 2008. – 173 с.
14. Жинкин Н.И. Психолингвистика. – М.: Лабиринт, 2009. – 288с.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Книгомир, 2011. – 320с.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М.: КнигоМир, 2011. – 320с.
17. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография. – Кострома, 2009
18. Земцова О.Н. Умные книжки 4-5 лет (синяя серия). Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007. – 19с.
19. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
20. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. – 163 с.
21. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 80с.
22. Корнев А.Н. Нарушения письма и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330с.
23. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В., Лактионова С.В. Социальное закаливание детей-сирот: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. - М., 2007. - 120 с.
24. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303с.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
26. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология Учебное пособие. – M.: Владос, 2011. – 285с.
27. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: АльянС, 2014. – 368с.
28. Лелюх С., Сидорчук Т. Методика обучения дошкольников работе с серией сюжетных картинок. – Самара — Ульяновск, 2002. – 13с.
29. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Либроком, 2014. – 246с.
30. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2010. – 511с.
31. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. – М.: РГГУ, 2013. – 320с.
32. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб.: Питер, 2009. – 320с.
33. Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
34. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2013. – 384с.
35. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 368с.
36. Ляпидевский С.С. Расстройства речи у детей и подростков. – М. – 1969. – 289с.
37. Малашихина И.А., Черепкова Н.В., Эм Е.А. Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. – Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2008 . – 8 с.
38. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.
39. Психологическое сопровождение развития и воспитания детей-сирот: – Астана: ЕАГИ, 2008. – 200 с.
40. Развитие и воспитание детей в домах ребенка. / Под ред. : В.А. Доскина. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 37с.
41. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М. 1993. – 234 с.
42. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. – М.: КАРО, 2009. – 224с.
43. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
44. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
45. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2000. – 314с.
46. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: ДРОФА, 2009. – 192с.
47. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. – 566с.
48. Цейтлин С.Н. Усвоение детьми лексических единиц. - СПб.: Образование, 1994. – 25с.
49. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2010. – 272с.
50. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.
51. Чиркина Г.В., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 209с.
52. Чистякова О.В. Составляем рассказ по картинке. – СПб.: Литера, 2009. – 76с.
53. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. - М.: Академия, 2005. – 192с.
54. Шаховская С.Н. Логопатопсихология. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 464с.
55. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Academia, 2014. – 256с.
56. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 2004. – 330с.
57. Шевцова Б.Б. Технологии формирования интонационной стороны речи. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 222с/
58. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 277 с.
59. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. – М.: Академия, 2008. — 528 с.
60. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 384с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей дошкольного возраста с различными видами речевой патологии. Одна из наиболее распространенных речевых патологий – это общее недоразвитие речи (ОНР). При общем недоразвитии речи отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, которые проявляются, в первую очередь, в нарушениях смысловой и произносительной составляющих речи. Так, лексическая система языка может находиться в различном состоянии у детей данной категории. У дошкольников со вторым уровнем ОНР словарный запас очень ограничен, в отличие от детей с третьим и четвертым уровнем, но и у них наблюдаются проблемы в лексическом строе языка – если пассивный словарный запас относительно сохранен, то активный словарный запас бедный, дети используют только простые слова, часто с нарушенной слоговой системой.
Работы Р.Е. Левиной , Т.Б. Филичевой , В.К. Воробьевой показали, что одна из главных задач в логопедической работе с дошкольниками, имеющими ОНР – это формирование лексического строя речи, развитие словарного запаса. Без развития словарного запаса ребенка невозможно полное преодоление общего недоразвития речи, а также подготовка детей к предстоящему школьному обучению. Овладение словом показывает процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка, именно это во многом определяет уровень его интеллектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памяти других психических процессов. В свою очередь и сам словарный запас оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка, так как именно значение слова, по мнению Л.С. Выготского, является единицей речевого мышления .
Если даже у детей, воспитывающихся в благоприятных условиях, встречается ОНР, обусловленное чаще всего проблемами в перинатальном и постнатальном развитии, то у детей, находящихся в условиях депривации, ОНР встречается в несколько раз чаще .
При этом необходимо отметить, что при общем недоразвитии речи обычно наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточное развитие речеслуховой памяти, несформированность логических мыслительных операций . Так, по данным Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева , А.Р. Лурия , уровень развития словарного запаса зависит от состояния речеслуховой памяти детей.
Не смотря на то, что изучением проблем формирования и развития словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи занимались многие теоретики и практики: Р.Е. Левина , Р.И. Лалаева , Н.С. Жукова , Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина . Данными авторами у детей с ОНР выявлена ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление многих общеупотребительных слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря, недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов. В то же время работ, посвященных особенностям речи воспитанников детских домов очень мало, тем более посвященных различным методам коррекции данного нарушения. Так как словарный запас во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР воспитанниками детских домов необходимо учитывать данную взаимосвязь и использовать специальные упражнения, направленные на развитие слухоречевой памяти детей.
Вышеперечисленные положения подтверждает актуальность данной темы для исследования: обогащение словарного запаса воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста с ОНР за счет стимуляции речеслуховой памяти.
Объект исследования – словарный запас старших дошкольников с ОНР воспитанников детского дома.
Предмет исследования – обогащение словарного запаса воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста с ОНР за счет стимуляции речеслуховой памяти.
Целью исследования является изучение обогащения словарного запаса воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста с ОНР за счет стимуляции речеслуховой памяти.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие словарного запаса у детей воспитанников детского дома дошкольного возраста с ОНР уровня будет протекать эффективней, если в комплекс коррекционных занятий, будут включены упражнения и игры на стимуляцию слухоречевой памяти.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования с целью выявления особенностей словарного запаса у детей воспитанников детских домов дошкольного возраста с ОНР.
2. Подобрать диагностические методики и составить диагностический комплекс для выявления уровня развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести исследование словарного запаса дошкольников воспитанников детского дома с ОНР и сделать выводы о состоянии развития у них словарного запаса.
4. Разработать программу коррекции, направленную на формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР с использованием стимуляции речеслуховой памяти, и проверить ее эффективность.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной и методической литературы.
2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент (логопедическое обследование), беседа (с логопедом, воспитателями), анализ и интерпретация полученных результатов.


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обогащение словарного запаса воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста с ОНР за счет стимуляции речеслуховой памяти 7
1.1. Развитие словарного запаса в онтогенезе 7
1.2. Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР 13
1.3. Речеслуховая память и ее влияние на формирование словаря. 23
1.4. Психологические особенности воспитанников детского дома, влияющие на их речевое развитие 28
Глава 2. Изучение формирования словарного запаса старших дошкольников с ОНР, воспитанников детского дома за счет стимуляции речеслуховой памяти 34
2.1. Организация и методика изучения словаря и речеслуховой памяти у воспитанников детского дома с ОНР 34
2.2. Анализ констатирующего эксперимента изучения словаря и речеслуховой памяти у воспитанников детского дома с ОНР 37
2.3. Развитие словарного запаса старших дошкольников с ОНР, воспитанников детского дома за счет стимуляции речеслуховой памяти 48
2.4. Контрольный эксперимент изучения словаря и речеслуховой памяти у воспитанников детского дома с ОНР 52
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение 66


Заключение
К концу дошкольного периода дети без патологий в развитии и проблем с речью должны владеть развернутой фразовой речью, при этом она должна быть фонетически, лексически и грамматически правильно оформлена, словарный запас ребенка должен быть достаточно широким.
Словарный запас дошкольников с ОНР существенно отличается от нормы и зависит от уровня речевого недоразвития. В большей степени у дошкольников с ОНР не развит словарь прилагательных, глагольный словарь включает только те действия, которые дети ежедневно выполняют или наблюдают. Дошкольники с ОНР испытывают трудности при усвоении слов обобщенного значения, а также слов, обозначающих оценку, качества и признаки. Пассивный словарь дошкольников с ОНР развит лучше, но в актуализации пассивного словаря они испытывают значительные сложности.
Слухоречевая память, а также устойчивость внимания и его ограниченные возможности при распределении оказывают влияние на уровень речевого недоразвития. У детей с ОНР относительно сохранена смысловая, логическая память, но заметно снижен уровень вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Словарный запас детей-сирот с ОНР и детей, воспитывающихся в условиях детского сада, не соответствует возрастным нормам. Однако, у детей закрытого заведения уровень вербального развития ниже. Кратковременная память и способность осуществлять простейшие умозаключения у детей дошкольного возраста обеих групп имеет в большинстве случаев средний уровень. И все же при сравнении данных наблюдения дети-сироты имеют более низкие показатели, чем их ровесники в детском саду.
Для проверки поставленной гипотезы было проведено констатирующее исследование, цель которого – выявить особенности развития и уровень сформированности словарного запаса и слухоречевой памяти у старших дошкольников с ОНР воспитанников детского дома.
Для проведения эксперимента была скомплектована контрольная и экспертная группа. В исследовании принимали участие 10 детей 6-6,5 лет: 5 детей без нарушений развития и 5 детей с ОНР III уровня. В ходе констатирующего эксперимента для обследования состояния лексического развития у старших дошкольников с ОНР III уровня использовались методы, предложенные И.Д. Коненковой и А.Р. Лурия.
Проведенное исследование показало, что лучше всего у дошкольников с ОНР развит словарь притяжательных местоимений, словарь предметов и глаголов. Хуже у них сформирован словарь наречий и определений, они с трудом различают многозначные слова, также у них низкий уровень развития слухоречевой памяти.
Для развития слухоречевой памяти с дошкольниками с ОНР проводились занятия с использованием работы над сказками, также для обогащения словарного запаса проводилась работа над сюжетными картинками.
После проведения формирующего исследования словарный запас дошкольников с ОНР несколько улучшился, также повысилась продуктивность запоминания. Вместе с тем, у некоторых детей улучшений не было или они не значительны, что говорит о необходимости продолжения занятий с детьми данной группы по формированию словарного запаса и развитию слухоречевой памяти.

Список литературы
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Либроком, 2012. – 220с.
2. Бернштейн Н.А. О построении движений – М.: Медгиз, 1947. – 254с.
3. Блонский П.П. Память и мышление. – М.: ЛКИ, 2007 – 208с.
4. Борискина В.С. Картинный материал к тестовой речевой карте для детей 5-6 лет . – М., 2012. – 56 с.
5. Визель Т.Г., Колесникова Т.С., Кочеткова Н.А. Атипичный вариант динамической афазии // Практическая психология и логопедия. – 2006. - № 2. – С. 60-66.
6. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1987. – 127с.
7. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. – СПб.: КАРО, 2007. – 384с.
8. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
9. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2009. – 158с.
10. Воробьева Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. – СПб: "Литера", 2010.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 352с.
12. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. – М.: Ленанд, 2015. – 322с.
13. Жидкова Г.Ф., Митрофанова И.И. Современные психолингвистические проблемы обучения РКИ. – М.: РУДН, 2008. – 173 с.
14. Жинкин Н.И. Психолингвистика. – М.: Лабиринт, 2009. – 288с.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Книгомир, 2011. – 320с.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М.: КнигоМир, 2011. – 320с.
17. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография. – Кострома, 2009
18. Земцова О.Н. Умные книжки 4-5 лет (синяя серия). Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007. – 19с.
19. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
20. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. – 163 с.
21. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 80с.
22. Корнев А.Н. Нарушения письма и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330с.
23. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В., Лактионова С.В. Социальное закаливание детей-сирот: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. - М., 2007. - 120 с.
24. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303с.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
26. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология Учебное пособие. – M.: Владос, 2011. – 285с.
27. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: АльянС, 2014. – 368с.
28. Лелюх С., Сидорчук Т. Методика обучения дошкольников работе с серией сюжетных картинок. – Самара — Ульяновск, 2002. – 13с.
29. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Либроком, 2014. – 246с.
30. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2010. – 511с.
31. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. – М.: РГГУ, 2013. – 320с.
32. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб.: Питер, 2009. – 320с.
33. Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
34. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2013. – 384с.
35. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 368с.
36. Ляпидевский С.С. Расстройства речи у детей и подростков. – М. – 1969. – 289с.
37. Малашихина И.А., Черепкова Н.В., Эм Е.А. Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. – Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2008 . – 8 с.
38. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.
39. Психологическое сопровождение развития и воспитания детей-сирот: – Астана: ЕАГИ, 2008. – 200 с.
40. Развитие и воспитание детей в домах ребенка. / Под ред. : В.А. Доскина. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 37с.
41. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М. 1993. – 234 с.
42. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. – М.: КАРО, 2009. – 224с.
43. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
44. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
45. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2000. – 314с.
46. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: ДРОФА, 2009. – 192с.
47. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. – 566с.
48. Цейтлин С.Н. Усвоение детьми лексических единиц. - СПб.: Образование, 1994. – 25с.
49. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2010. – 272с.
50. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.
51. Чиркина Г.В., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 209с.
52. Чистякова О.В. Составляем рассказ по картинке. – СПб.: Литера, 2009. – 76с.
53. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. - М.: Академия, 2005. – 192с.
54. Шаховская С.Н. Логопатопсихология. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 464с.
55. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Academia, 2014. – 256с.
56. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 2004. – 330с.
57. Шевцова Б.Б. Технологии формирования интонационной стороны речи. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 222с/
58. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 277 с.
59. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. – М.: Академия, 2008. — 528 с.
60. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 384с.

Купить эту работу

Обогащение словарного запаса воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста с ОНР (за счет стимуляции речеслуховой памяти)

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

14 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА. АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА В АКУШЕРСТВЕ. КОСТНЫЙ ТАЗ С АКУШЕРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Индивидуализация и личностно-ориентированный подход в профессиональном развитии педагога вуза

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Разработка и оценка качества обучающих тестов по математике по требованиям ФГОС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Креативный интеллект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Конспект Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

Роль И.Г.Песталоцци в возникновении и развитии педагогики. И. Песталоцци (1746-1827), педагог. Швейцария.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

"МЫ-СОЛДАТЫ" (СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Инновационные процессы в современном профессиональном образовании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
730 ₽
Готовая работа

"в школу"(СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Контрольная работа ( Английский язык)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...........................................................................................

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

"Blended Learning " як система інноваційних принципів та методів в освіті (на прикладі викладання дисципліни "Політології")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽