Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет как средство экологического воспитания дошкольников

  • 75 страниц
  • 2016 год
  • 685 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования.
На сегодняшний день возрастает актуальность воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе, экологического образования и воспитания. Важно уже в дошкольном возрасте начинать формирование бережного отношения к природе и закладывать основы экологических знаний. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, гуманного отношения детей к природе. Так, ФГОС ДО определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, в числе которых: «…пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; … обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живет; … обладает элементарными представлениями из области живой природы» [2, п. 4.6.].
Для успешного осуществления экологического воспитания детей в ДОО необходимо сочетание экологически ориентированных видов детской деятельности: наблюдение, труд в природе, игры, чтение природоведческой литературы, художественно-творческая деятельность и других. Существенное значение в процессе воспитания имеет проектная деятельность, которая позволяет объединять указанные виды детской деятельности. ФГОС ДО указывает, что «…условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают … недирективную помощь детям, поддержку детской самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) … взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов» [2, п. 3.2.5].
В то же время, некоторые ДОО идут по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой в «экологические». Создавшееся положение требует поиска наиболее эффективных методов и средств экологического развития дошкольников.
Степень разработанности темы.
Различные вопросы экологического образования рассмотрены в работах многих педагогов и методистов. Так, тот факт, что дети дошкольного возраста обладают способностью усваивать биологические и экологические взаимосвязи окружающего мира, доказан Н.Ф. Виноградовой, И.Д. Зверевым, С.Н. Николаевой и многими другими. Методика экологического воспитания дошкольников рассматривается С.Н. Николаевой, Т.В. Потаповой, Н.А. Рыжовой и другими авторами. Проектная деятельность дошкольников рассмотрена в работах Н.Е Веракса, А.Н. Веракса, Н.В. Нищевой, И.В.Штанько и других.
Многие авторы подчеркивают важность экологического воспитания детей. В то же время, анализ литературных источников позволил обнаружить противоречие между запросами и реалиями современного общества и недостаточно разработанными методами и средствами экологического воспитания детей 5-6 лет, методическими условиями организации исследовательской деятельности старших дошкольников.
Это определило проблему исследования – каковы методические условия эффективной организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации?
Объект исследования – организация исследовательской деятельности дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – организация экологического воспитания дошкольников средствами проектирования исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования – разработка, обоснование и апробирование методических условий эффективной организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования – предположение о том, что проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет как средство экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации будет эффективным при:
- выявлении педагогического потенциала организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации;
- раскрытии сущности и содержания понятия исследовательской деятельности старших дошкольников;
- взаимодействии субъектов по организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.

ВВЕДЕНИЕ Стр.
3
ГЛАВА 1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ


8
1.1 Теоретические основы экологического воспитания дошкольников в теории педагогической науки
8
1.2 Сущностно-содержательная характеристика понятия «проектирования исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

18
1.3 Анализ современного состояния организации исследовательской деятельности старших дошкольников по организации экологического воспитания в дошкольной образовательной организации


28
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



36
2.1 Анализ состояния практики по организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации

36
2.2 Проект исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России»
46
2.3 Анализ и оценка результатов опытно – экспериментальной работы
57
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений деятельности современного дошкольного учреждения. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку узнать законы природы, помогают наладить гуманные взаимоотношения с ней.
В ДОО одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является исследовательская деятельность. Основное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, дети – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает у детей познавательную активность, самостоятельность, умение планировать.
Для анализа состояния практики по организации исследовательской деятельности старших дошкольников нами проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали 25 детей в возрасте 5-6 лет и 10 педагогов ДОО.
Выявлено, что педагоги готовы к новшествам, они считают нужным увеличить запас своих знаний по организации исследовательской деятельности, нуждаются в методической помощи. Однако, большинство педагогов не используют в своей работе проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет как средство экологического воспитания дошкольников.
Констатирующая диагностика выявила в основном низкий и средний уровень экологического воспитания детей старшей группы, недостаточную сформированность когнитивного, волевого и эмоционального компонентов исследовательской деятельности. Большинство детей не осознают своей ответственности за происходящее в окружающей природе. Многие дети не понимают необходимости заботы о животных, растениях, о борьбе с загрязнениями. Наблюдение показало, что большинство детей что большинство детей 5-6 лет участвуют в исследовательской деятельности без особого интереса, уровень самостоятельности в экспериментах экологической направленности низкий.
Нами разработан и апробирован на практике проект исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России», включающий совместную деятельность детей и педагогов, привлечение родителей. Продукты проекта: стенды-выставки, фотографии, видеоматериалы, рисунки, поделки, кормушки для птиц, посадки.
Контрольная диагностика выявила значительную положительную динамику показателей экологического воспитания, а также его когнитивного, волевого и эмоционального компонентов исследовательской деятельности дошкольников.
Можно сделать вывод об эффективности проекта исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России» как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Подтверждена гипотеза исследования: проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет как средство экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации будет эффективным при:
- выявлении педагогического потенциала организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации;
- раскрытии сущности и содержания понятия исследовательской деятельности старших дошкольников;
- взаимодействии субъектов по организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования и проект исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России» могут быть использованы в процессе совершенствования работы воспитателей и педагогов ДОО в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.


1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., новая редакция вступила в силу с 11.07.2015). - 34 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Андреева, Т.Т. Воспитание этического отношения к природе во время прогулок и экскурсий //Современный детский сад.  2012.  №7.  С. 72-76.
4. Аплеева Н.Н. Активные методы обучения в воспитании экологической культуры старших дошкольников. - Нижний Новгород, 2007. – 36 с.
5. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Уроки мира: методическое пособие по проведению занятий и уроков в детских садах и школах. М.: Педагогическое общество России, 2003. – 234 с.
6. Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. Практическое пособие.  М.: ИП Лакоценина, 2012.  190 с.
7. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Н.Е Веракса, О.Р. Галимов.  М.: Мозаика-синтез, 2012.  80 с.
8. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособия для педагогов дошкольных учреждений./ Н. Е Веракса, А.Н. Веракса.  М.: Мозаика-синтез, 2015.  64 с.
9. Газина, О.М, Фокина В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста.  М.: Прометей, 2013.  254 с.
10. Галчева, К.Б. Модель экологического воспитания ребенка дошкольного возраста // Современный детский сад. – 2011. – №4. – С. 51– 55.
11. Губанова, Н.Ф, Макашина Т.Ю. Познание живой природы посредством обогащения эстетической деятельности дошкольников // Современный детский сад.  2011.  №5.  С. 62-69.
12. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : «Детство-Пресс», 2014. – 280 с.
13. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  М.: Сфера, 2015.  192 с.
14. Дыбина, О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.  М.: Сфера, 2009.  64 с.
15. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / – М. : ТЦ Сфера. 2006 – 64с.
16. Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. - 2014 .- №5 .- С. 18-22.
17. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии - М.: Перемена, 1996. - 123с.
18. Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009. – 136 с.
19. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.  М.: Сфера, 2009.  56 с.
20. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
21. Казаручик, Г.Н. Модель экологического воспитания ребенка дошкольного возраста // Современный детский сад. – 2011. – №4. – С. 55–62.
22. Киселева, Л.С, Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособия для руководителей и дошкольных работников ДОУ.  М.: Аркти, 2013.  96 с.
23. Кобзева, Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа.  Волгоград: Учитель, 2013. 330 с.
24. Копцева, Т. А. Природа и художник: художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 268с.
25. Королева, И. А. Роль экологической тропы в формировании у детей бережного отношения к природе // Современный детский сад.  2008.  №5.  С. 56-63.
26. Корнилова, В. М. Экологическое окно в детском саду: Методические рекомендации.  М.: Сфера, 2009.  128 с.
27. Крылова, Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
28. Лаврентьева, Н.Г. Инновационная система организации экологического образования дошкольников / Н.Г. Лаврентьева // Педагогическое образование и наука. - 2014 . - №3 .- С. 29-32.
29. Левашева, И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 2(5). – С.133.
30. Лобанова, О.И. Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском саду // Современный детский сад  2012.  №1.  С. 46-49.
31. Лобанова, В.А. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности / В.А. Лобанова, А.И. Тимошенко // Дошкольное воспитание  2014 .  №12 .  С. 99104.
32. Лопатина, О.Г. Конспект педагогической мастерской на тему «Организация проектной деятельности в детском саду» // Современный детский сад.  2013.  №2.  С. 28-31.
33. Лосева, В.В. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности / В.В. Лосева // Дошкольная педагогика. - 2014 .- №8 .- С. 21-25.
34. Лыкова, И.А, Рыжова, Н.А. Эколого-эстетические образовательные проекты в детском саду и начальной школе // Современный детский сад.  2013.  №4.  С. 50-55.
35. Мартынова, Е.А, Сучкова, И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.  Волгоград: Учитель, 2014.  333 с.
36. Масленникова, О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.  Волгоград: Учитель, 2014.  232 с.
37. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. ФГОС.  СПб.: «Детство-Пресс», 2015. – 128 с.
38. Меньщикова, Л.Н. Экспериментальная деятельность для детей 4-6 лет: из опыта работы ДОУ.  Волгоград.: Учитель, 2009,  130 с.
39. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - С. 52-64.
40. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
41. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М: Мозаика-синтез. – 2010. – 108 с.
42. Нищева, Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – СПб.: «Детство-Пресс», 2013. – 304 с.
43. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  М.: Мозаика синтез, 2014.  368 с.
44. Петрикевич А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мн.: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 102 с.
45. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 512 с.
46. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. – 371 с.
47. Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка в детском саду: учеб.-метод. комплек.  М.: Линка-пресс, 2009.  272 с.
48. Савенков, А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010.  448 с.
49. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников.  Самара: Учебная литература, 2010.  128 с.
50. Семицветик: программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет / под ред. В.И. Ашимов, С.Г. Ашимова  М.: Педагогическое общество России.  2015.  192 с.
51. Соломенникова О. А. Диагностика уровня экологических знаний детей / В кн. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - Ярославль: Академия развития, 2006. - С.127-129.
52. Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 193-195.
53. Тугушева, Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС. – СПб.: «Детство-Пресс», 2015. – 128 с.
54. Флегонтова, Н.П. Проектная деятельность в дошкольном образовании: проблемы и перспективы // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.  2014.  № 2.  С. 10-17.
55. Флегонтова, Н. П. Дошкольник как субъект проектной деятельности // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.  2015. № 1.  С. 63-69.
56. Фудорова, Т.Т., Хайруллина, Р.Р. Распространение экологических знаний в дошкольных образовательных учреждениях // Современный детский сад.  2010,  №3.  С 20-22.
57. Хьюит, С. Природа в занимательных экспериментах / Под ред. А. Мейяни; пер. с ит. Э.И. Мотылёвой. – М. : ЗАО «Росмэнпресс», 2011. – 264 с
58. Шлат, Н.Ю. О некоторых аспектах психолого-педагогического сопровождения познавательного развития дошкольников / Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов // Детский сад от А до Я. - 2014 .- №5 .- С. 61-66.
59. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. - М. - 2004. - № 4. – С.31-34.
60. Ягодин, Г.А. Воспитать гражданина планеты. //Обруч -1997. - № 2. – С.29 - 36.
61. Янакиева, Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания // Современный детский сад.  2008.  №8  С. 49-55.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования.
На сегодняшний день возрастает актуальность воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе, экологического образования и воспитания. Важно уже в дошкольном возрасте начинать формирование бережного отношения к природе и закладывать основы экологических знаний. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, гуманного отношения детей к природе. Так, ФГОС ДО определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, в числе которых: «…пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; … обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живет; … обладает элементарными представлениями из области живой природы» [2, п. 4.6.].
Для успешного осуществления экологического воспитания детей в ДОО необходимо сочетание экологически ориентированных видов детской деятельности: наблюдение, труд в природе, игры, чтение природоведческой литературы, художественно-творческая деятельность и других. Существенное значение в процессе воспитания имеет проектная деятельность, которая позволяет объединять указанные виды детской деятельности. ФГОС ДО указывает, что «…условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают … недирективную помощь детям, поддержку детской самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) … взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов» [2, п. 3.2.5].
В то же время, некоторые ДОО идут по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой в «экологические». Создавшееся положение требует поиска наиболее эффективных методов и средств экологического развития дошкольников.
Степень разработанности темы.
Различные вопросы экологического образования рассмотрены в работах многих педагогов и методистов. Так, тот факт, что дети дошкольного возраста обладают способностью усваивать биологические и экологические взаимосвязи окружающего мира, доказан Н.Ф. Виноградовой, И.Д. Зверевым, С.Н. Николаевой и многими другими. Методика экологического воспитания дошкольников рассматривается С.Н. Николаевой, Т.В. Потаповой, Н.А. Рыжовой и другими авторами. Проектная деятельность дошкольников рассмотрена в работах Н.Е Веракса, А.Н. Веракса, Н.В. Нищевой, И.В.Штанько и других.
Многие авторы подчеркивают важность экологического воспитания детей. В то же время, анализ литературных источников позволил обнаружить противоречие между запросами и реалиями современного общества и недостаточно разработанными методами и средствами экологического воспитания детей 5-6 лет, методическими условиями организации исследовательской деятельности старших дошкольников.
Это определило проблему исследования – каковы методические условия эффективной организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации?
Объект исследования – организация исследовательской деятельности дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – организация экологического воспитания дошкольников средствами проектирования исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования – разработка, обоснование и апробирование методических условий эффективной организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования – предположение о том, что проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет как средство экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации будет эффективным при:
- выявлении педагогического потенциала организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации;
- раскрытии сущности и содержания понятия исследовательской деятельности старших дошкольников;
- взаимодействии субъектов по организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.

ВВЕДЕНИЕ Стр.
3
ГЛАВА 1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ


8
1.1 Теоретические основы экологического воспитания дошкольников в теории педагогической науки
8
1.2 Сущностно-содержательная характеристика понятия «проектирования исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

18
1.3 Анализ современного состояния организации исследовательской деятельности старших дошкольников по организации экологического воспитания в дошкольной образовательной организации


28
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



36
2.1 Анализ состояния практики по организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации

36
2.2 Проект исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России»
46
2.3 Анализ и оценка результатов опытно – экспериментальной работы
57
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений деятельности современного дошкольного учреждения. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку узнать законы природы, помогают наладить гуманные взаимоотношения с ней.
В ДОО одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является исследовательская деятельность. Основное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, дети – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает у детей познавательную активность, самостоятельность, умение планировать.
Для анализа состояния практики по организации исследовательской деятельности старших дошкольников нами проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали 25 детей в возрасте 5-6 лет и 10 педагогов ДОО.
Выявлено, что педагоги готовы к новшествам, они считают нужным увеличить запас своих знаний по организации исследовательской деятельности, нуждаются в методической помощи. Однако, большинство педагогов не используют в своей работе проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет как средство экологического воспитания дошкольников.
Констатирующая диагностика выявила в основном низкий и средний уровень экологического воспитания детей старшей группы, недостаточную сформированность когнитивного, волевого и эмоционального компонентов исследовательской деятельности. Большинство детей не осознают своей ответственности за происходящее в окружающей природе. Многие дети не понимают необходимости заботы о животных, растениях, о борьбе с загрязнениями. Наблюдение показало, что большинство детей что большинство детей 5-6 лет участвуют в исследовательской деятельности без особого интереса, уровень самостоятельности в экспериментах экологической направленности низкий.
Нами разработан и апробирован на практике проект исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России», включающий совместную деятельность детей и педагогов, привлечение родителей. Продукты проекта: стенды-выставки, фотографии, видеоматериалы, рисунки, поделки, кормушки для птиц, посадки.
Контрольная диагностика выявила значительную положительную динамику показателей экологического воспитания, а также его когнитивного, волевого и эмоционального компонентов исследовательской деятельности дошкольников.
Можно сделать вывод об эффективности проекта исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России» как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Подтверждена гипотеза исследования: проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет как средство экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации будет эффективным при:
- выявлении педагогического потенциала организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации;
- раскрытии сущности и содержания понятия исследовательской деятельности старших дошкольников;
- взаимодействии субъектов по организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования и проект исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России» могут быть использованы в процессе совершенствования работы воспитателей и педагогов ДОО в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.


1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., новая редакция вступила в силу с 11.07.2015). - 34 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Андреева, Т.Т. Воспитание этического отношения к природе во время прогулок и экскурсий //Современный детский сад.  2012.  №7.  С. 72-76.
4. Аплеева Н.Н. Активные методы обучения в воспитании экологической культуры старших дошкольников. - Нижний Новгород, 2007. – 36 с.
5. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Уроки мира: методическое пособие по проведению занятий и уроков в детских садах и школах. М.: Педагогическое общество России, 2003. – 234 с.
6. Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. Практическое пособие.  М.: ИП Лакоценина, 2012.  190 с.
7. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Н.Е Веракса, О.Р. Галимов.  М.: Мозаика-синтез, 2012.  80 с.
8. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособия для педагогов дошкольных учреждений./ Н. Е Веракса, А.Н. Веракса.  М.: Мозаика-синтез, 2015.  64 с.
9. Газина, О.М, Фокина В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста.  М.: Прометей, 2013.  254 с.
10. Галчева, К.Б. Модель экологического воспитания ребенка дошкольного возраста // Современный детский сад. – 2011. – №4. – С. 51– 55.
11. Губанова, Н.Ф, Макашина Т.Ю. Познание живой природы посредством обогащения эстетической деятельности дошкольников // Современный детский сад.  2011.  №5.  С. 62-69.
12. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : «Детство-Пресс», 2014. – 280 с.
13. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  М.: Сфера, 2015.  192 с.
14. Дыбина, О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.  М.: Сфера, 2009.  64 с.
15. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / – М. : ТЦ Сфера. 2006 – 64с.
16. Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. - 2014 .- №5 .- С. 18-22.
17. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии - М.: Перемена, 1996. - 123с.
18. Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009. – 136 с.
19. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.  М.: Сфера, 2009.  56 с.
20. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
21. Казаручик, Г.Н. Модель экологического воспитания ребенка дошкольного возраста // Современный детский сад. – 2011. – №4. – С. 55–62.
22. Киселева, Л.С, Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособия для руководителей и дошкольных работников ДОУ.  М.: Аркти, 2013.  96 с.
23. Кобзева, Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа.  Волгоград: Учитель, 2013. 330 с.
24. Копцева, Т. А. Природа и художник: художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 268с.
25. Королева, И. А. Роль экологической тропы в формировании у детей бережного отношения к природе // Современный детский сад.  2008.  №5.  С. 56-63.
26. Корнилова, В. М. Экологическое окно в детском саду: Методические рекомендации.  М.: Сфера, 2009.  128 с.
27. Крылова, Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
28. Лаврентьева, Н.Г. Инновационная система организации экологического образования дошкольников / Н.Г. Лаврентьева // Педагогическое образование и наука. - 2014 . - №3 .- С. 29-32.
29. Левашева, И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 2(5). – С.133.
30. Лобанова, О.И. Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском саду // Современный детский сад  2012.  №1.  С. 46-49.
31. Лобанова, В.А. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности / В.А. Лобанова, А.И. Тимошенко // Дошкольное воспитание  2014 .  №12 .  С. 99104.
32. Лопатина, О.Г. Конспект педагогической мастерской на тему «Организация проектной деятельности в детском саду» // Современный детский сад.  2013.  №2.  С. 28-31.
33. Лосева, В.В. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности / В.В. Лосева // Дошкольная педагогика. - 2014 .- №8 .- С. 21-25.
34. Лыкова, И.А, Рыжова, Н.А. Эколого-эстетические образовательные проекты в детском саду и начальной школе // Современный детский сад.  2013.  №4.  С. 50-55.
35. Мартынова, Е.А, Сучкова, И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.  Волгоград: Учитель, 2014.  333 с.
36. Масленникова, О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.  Волгоград: Учитель, 2014.  232 с.
37. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. ФГОС.  СПб.: «Детство-Пресс», 2015. – 128 с.
38. Меньщикова, Л.Н. Экспериментальная деятельность для детей 4-6 лет: из опыта работы ДОУ.  Волгоград.: Учитель, 2009,  130 с.
39. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - С. 52-64.
40. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
41. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М: Мозаика-синтез. – 2010. – 108 с.
42. Нищева, Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – СПб.: «Детство-Пресс», 2013. – 304 с.
43. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  М.: Мозаика синтез, 2014.  368 с.
44. Петрикевич А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мн.: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 102 с.
45. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 512 с.
46. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. – 371 с.
47. Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка в детском саду: учеб.-метод. комплек.  М.: Линка-пресс, 2009.  272 с.
48. Савенков, А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010.  448 с.
49. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников.  Самара: Учебная литература, 2010.  128 с.
50. Семицветик: программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет / под ред. В.И. Ашимов, С.Г. Ашимова  М.: Педагогическое общество России.  2015.  192 с.
51. Соломенникова О. А. Диагностика уровня экологических знаний детей / В кн. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - Ярославль: Академия развития, 2006. - С.127-129.
52. Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 193-195.
53. Тугушева, Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС. – СПб.: «Детство-Пресс», 2015. – 128 с.
54. Флегонтова, Н.П. Проектная деятельность в дошкольном образовании: проблемы и перспективы // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.  2014.  № 2.  С. 10-17.
55. Флегонтова, Н. П. Дошкольник как субъект проектной деятельности // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.  2015. № 1.  С. 63-69.
56. Фудорова, Т.Т., Хайруллина, Р.Р. Распространение экологических знаний в дошкольных образовательных учреждениях // Современный детский сад.  2010,  №3.  С 20-22.
57. Хьюит, С. Природа в занимательных экспериментах / Под ред. А. Мейяни; пер. с ит. Э.И. Мотылёвой. – М. : ЗАО «Росмэнпресс», 2011. – 264 с
58. Шлат, Н.Ю. О некоторых аспектах психолого-педагогического сопровождения познавательного развития дошкольников / Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов // Детский сад от А до Я. - 2014 .- №5 .- С. 61-66.
59. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. - М. - 2004. - № 4. – С.31-34.
60. Ягодин, Г.А. Воспитать гражданина планеты. //Обруч -1997. - № 2. – С.29 - 36.
61. Янакиева, Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания // Современный детский сад.  2008.  №8  С. 49-55.

Купить эту работу

Проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет как средство экологического воспитания дошкольников

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

21 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Урок как основная форма организации процесса обучения в современной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие двигательных умений и навыков у детей раннего возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Дидактические игры, как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽