Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Изобразительная деятельность как средство развития ценностного отношения к прекрасному у второклассников

  • 89 страниц
  • 2016 год
  • 225 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность. На современном этапе развития общества особую остроту приобретают вопросы формирования эстетической культуры личности, ее умение воспринимать, ценить и приумножать материальные и духовные ценности, которые по своему содержанию и направленности утверждают идеи добра и красоты. Важным компонентом эстетической культуры является эстетический вкус, поэтому успешное решение вопросов его формирования имеет большое значение как для личностного развития, так и для укрепления роли эстетических ценностей как носителей культурных традиций.
С точки зрения современной педагогической теории и практики вопрос формирования у младших школьников эстетических вкусов является актуальным и связан с последующим поиском путей, которые бы утверждали в жизни детей духовные ценности, обогащали их содержание и функциональную активность. Эстетические вкусы по своей сути - это интегрирующие свойства человека, в которых сочетаются эмоциональные и интеллектуальные силы. Их выражением является оценочная и творческая деятельность, то есть личностное отражение прекрасного в действительности и искусстве. Опыт научных исследований (Д. Джола, А. Щербо, Л. Коваль и др.) подтверждает, что эстетические вкусы младших школьников находятся на начальной стадии формирования. В этом возрасте интенсивно формируются как оценочные способности ребенка - восприятие, ощущение, так и творческие - воображение, фантазия, одновременно расширяются знания детей о прекрасном. Вместе с тем, эстетические вкусы учеников начальных классов приобретают признаки системности. В отличие от детей дошкольного возраста, они стремятся не спонтанно реагировать на эстетические проявления окружающей среды, а находить между ними общее, характерное, типичное. У них появляются собственные понятия и представления о прекрасном, любимые произведения искусства.
В решении вопросов формирования эстетических вкусов младших школьников важное значение приобретает изобразительное искусство, поскольку этот вид искусства является особой формой выражения эстетического отношения человека к действительности. Благодаря своим особенностям, изобразительное искусство способно влиять на эстетические вкусы, обогащать их содержание, развивать функциональную активность.
Результаты современных научных исследований способствуют глубокому пониманию проблемы формирования у детей отношения к прекрасному, убеждают в необходимости дальнейшего изучения и успешного решения в условиях современной школьной практики. Однако в современной теории и практике формирования ценностного отношения к прекрасному у учащихся средствами изобразительного искусства в начальной школе существует ряд противоречий, а именно: между пониманием социальной роли эстетических вкусов и недостаточным обоснованием педагогических условий их формирования в младшем школьном возрасте; между проявлением широких эстетико-воспитательных возможностей изобразительного искусства и их неэффективным использованием в практике формирования эстетических вкусов и ценностного отношения к прекрасному учащихся начальных классов; между эпизодическим обращением учителей начальной школы к проблеме формирования эстетических вкусов учащихся и необходимостью реализации системного подхода к ее решению. Без должного ответа остаются также вопросы о сущности и структуре эстетических вкусов младших школьников, критерии и показатели сформированности ценностного отношения учащихся начальной школы к прекрасному, педагогические условия формирования ценностного отношения к прекрасному учащихся в процессе изучения изобразительного искусства в начальной школе.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточное освещение в научной литературе, необходимость обоснования теоретических и методических основ эффективного решения в школе обусловили выбор темы нашего исследования - «Изобразительная деятельность как средство развития ценностного отношения к прекрасному у второклассников».
Цель: исследовать теоретические и прикладные аспекты формирования ценностного отношения к прекрасному у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект: формирование эстетических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности;
Предмет: изобразительная деятельность как средство формирования ценностного отношения к прекрасному у второклассников.
Гипотеза: развитие ценностного отношения к прекрасному через изобразительную деятельность детей будет эффективном при условии:
1. Диагностики начального уровня ценностного отношения к прекрасному и учета этих данных при создании проекта;
2. Включение в проект разнообразных по своему содержанию занятий, отличных от обычных уроков и изобилующих наглядным материалом, интересными фактами, свободой творческой мысли;
3.Будут применены нестандартные педагогические методы (напр. Круглый стол, Экскурсия).
Задачи:
1. Рассмотреть ценностное отношение к прекрасному как элемент эстетического воспитания в младшей школы;
2. Исследовать изобразительную деятельность как средство развития ценностного отношения школьников к прекрасному;
3. На основании теоретического обзора предложить практические подходы к формированию ценностного отношения к прекрасному на уроках ИЗО в младшей школе;
4.Разработать комплекс мероприятий в рамках урочной и внеурочной деятельности с целью формирования отношения к прекрасному у младших школьников.
5. Оценить эффективность разработанного проекта.
Согласно поставленным задачам использован комплекс методов исследования:
теоретические - анализ научной литературы для выяснения сущности и условий формирования ценностного отношения к прекрасному детей средствами изобразительного искусства, сравнение, обобщение и систематизация теоретических данных с целью конкретизации критериев сформированности эстетических вкусов и определения соответствующих педагогических условий эффективного использования изобразительного искусства для формирования ценностного отношения к прекрасному младших школьников;
эмпирические - педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование учителей и учеников, изучение результатов художественно-творческой деятельности младших школьников на занятиях изобразительного искусства для анализа современного состояния практики формирования ценностного отношения к прекрасному учащихся в процессе изучения изобразительного искусства;
формирующий эксперимент, направленный на изучение и проверку эффективности педагогических условий; статистические - сбор и обработка экспериментальных данных с целью определения состояния и динамики уровней сформированности эстетических вкусов младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы, приложений и размещена на 89 страницах.


Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы воспитания младших школьников как средства развития ценностного отношения к прекрасному 7
1.1 Развитие ценностного отношения к прекрасному как направление эстетического воспитания в начальной школе 7
1.2. Изобразительная деятельность как средство развития ценностного отношения к прекрасному у второклассников 12
1.3 Организация образовательного процесса на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС НОО 23
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа с младшими школьниками 31
2.1. Организация и содержание исследования 31
2.1.1 Описание этапов исследования 31
2.1.2 Описание выборки исследования 31
2.1.3 Описание диагностических методик 32
2.1.4 Анализ результатов исследования 33
2.2. Экспериментальная работа по формированию отношению к прекрасному у младших школьников 40
2.3. Сравнительная диагностика показателей сформированности отношения к прекрасному на этапе констатирующего и контрольного эксперимента 66
Выводы по 2 главе 74
Заключение 76
Список использованных источников 78
Приложения 85


Заключение

1. Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство. Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.
Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.
Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей
Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.
Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.
2. Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться (“выдохнуть”) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.
3. С учетом литературного обзора и результатов констатирующего этапа исследования нами были определены направления развития ценностного отношения к прекрасному у детей-второкласников через изобразительное искусство, воплотившиеся в проекте «Красота спасет мир». Проект включал как традиционные формы (занятия), так и нетрадиционные (круглый стол, Экскурсия), что повысило интерес детей к проблеме и мотивировало их к творческой деятельности.
4. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанного проекта в плане развития ценностного отношения детей к прекрасному. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список использованных источников

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология и образ жизни личности. — М.: Наука, 1987. С. 19-44.
2. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста. -М., 1983. -163 с.
3. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Просвещение, 1968.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 336 с.
5. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М., 1981
6. Борев Ю. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988. – 496 с
7. Василенк В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М. - Л., 1966. - С. 41-49
8. Виноградова М. Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1999. - 159с.
9. Воронцов А.В, Педагогические условия приобщения учащхся к ценностям в процессе обучения в школе. — Дис. канд. пед. Наук: Самара, 2002.-228 с.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328с.
12. Гизатуллина А. Г. Совершенствование изобразительной деятельности младших школьников : Дис. . канд. пед. наук:- Омск, 2002. 191 с.
13. Головин С. Ю. Словарь практического психолога/ С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 409 с.
14. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2001. - 565 с.
15. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.
16. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86с.
17. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518с.
18. Демченко E.H. Преподавание изобразительного искусства и художественного труда в первом классе общеобразовательной школы. Благовещенск, БГПИ, 1994. - 25 с.
19. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 27,48с.
20. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.
21. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5. - С. 67-76.
22. Емельянов Б.Е. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2000
23. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. – 152с.
24. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – изд. 2-е, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. – М.: Изд. корпорация»Логос», 2000. – 384 с.
25. Игнатьев Е.И. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 2001. - 233 с.
26. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. -2-е изд. перераб. и доп. -Минск: Народная Лсвета, 1992. 192с.
27. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – 288с.
28. Каган М.С. Художественный вкус/ М. С. Каган. – М. : Наука, 1966. – 114 с.
29. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200с.
30. Каменева Е. О. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984. - 79 с.
31. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 2007. –151, 198с.
32. Кирьякова A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика): Учебное пособие. Л.: Изд - во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. -174' с.
33. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. М. 1990
34. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : ИКЦ»МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр»МарТ», 2005. – 448 с.
35. Кравчунас Б.К. Изобразительное творчество^ ребенка как явление художественной культуры: специфика, проблемы развития: Дисс. . канд. искусствоведения. СПб, 1995. — 168 с.
36. Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства // Вопросы психологии. 1992. -№ 4. - С. 102-110.
37. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1974. - 207 с.
38. Кузьмина О.Д. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности. Дисс. . канд. пед. наук. Ком-сомольск-на Амуре, 2002. — 208 с.
39. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное метод. пособие / Под ред. Е.Г. Вансловой. М.: МИРОС, 1995.
40. Лапина, Е.В. Формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности. [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2008. – 24 с.
41. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания шко-льников. – М.: Искусство, 1985. – С. 350.
42. Ломов Б. Формирование графических знаний и знаний учащихся / Б. Ломов. – М., 1959. – 265 с.
43. Лопатина А.Н. Скребцова М.Л. Краски рассказывают сказки. М. 2004
44. Малахова И.А. Способность к творчеству. Одаренность, талант . Ч. 1 Минск. 2002
45. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М. 1996
46. Миронова Л. Н. Цветоведение. — М., 1984.
47. Мухина Б. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социаль¬ного опыта. — М.: Педагогика, 1981.
48. Неменский Б. М. Мудрость красоты. — М. : Просвещение, 1987.
49. Осмоловская И.М. Дидактика. М.: Академия, 2006.
50. Полуянов Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. - 1998. -№5. -С.94- 101
51. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. - (Стандарты второго поколения).
52. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. -48с. – (Стандарты второго поколения).
53. Программа "Начальные классы" (1 - 3) по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1998. - 189 с.
54. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника: Методическое пособие. – Казань, 2012. –91 с.
55. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности«В мире прекрасного» на 2015-2016 учебный год http://school217.spb.ru/nachalka/v_mire4.pdf
56. Ракитин В. И. Искусство видеть / В.И. Ракитин. – М.: «Знания», 1992. – 128 с.
57. Рева Н.Д. Методические рекомендации к циклу экскурсий для младших школьников. СПб., Азбука, 1991.
58. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: АГАР, 1998. - 256 с.
59. Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. — М. : Просвещение, 1987.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - 460 с.
61. Сельченок К.В. Новейшая цветописхология. – Минск: Харвест, 2007. – 672 с.
62. Система эстетическою восприятия школьников. — М.: Искусство. 1983.-С.212.
63. Тимофеева, Е.Н. Художественно-эстетическая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников [Текст]: (на примере дет. шк. иск.): автореф. дис. …канд. пед. наук. – Чебоксары, 2009. – 22 с.
64. Трофимова М. В., Тарабарина Т. Н. И учеба, и игра: изобразительное искусство. — Ярославль : «Академия развития», 1997.
65. Турро И. Н. Коллективные работы учащихся по рисованию. — М.-Л. : Просвеще¬ние, 1965.
66. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: текст с изм. и доп. на 2011г. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. -33с. – (Стандарты второго поколения).
67. Федорова О.А. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников на основе проектной деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Саратов, 2014. – 24 с.
68. Федорова О.А., Морозова Е.Е. К вопросу о диагностике уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников// Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конф. «Артемовские чтения». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – С. 133–136.
69. Художественно-педагогический словарь / сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. — М. : Академический Проект: Трикста, 2005. — 480 с.
70. Чен Н. В. Игры на уроках изобразительного искусства / Искусство. Все для учите¬ля! // Науч.-метод. журнал, 2011. — С. 26—28.
71. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
72. Щипанов А. С. Юным любителям кисти и резца. — М.: Просвещение, 1997.
73. Юсупхаджиева, Т. В. Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности. тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, Махачкала, 2011, 168 с.
74. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. М. 2003




Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность. На современном этапе развития общества особую остроту приобретают вопросы формирования эстетической культуры личности, ее умение воспринимать, ценить и приумножать материальные и духовные ценности, которые по своему содержанию и направленности утверждают идеи добра и красоты. Важным компонентом эстетической культуры является эстетический вкус, поэтому успешное решение вопросов его формирования имеет большое значение как для личностного развития, так и для укрепления роли эстетических ценностей как носителей культурных традиций.
С точки зрения современной педагогической теории и практики вопрос формирования у младших школьников эстетических вкусов является актуальным и связан с последующим поиском путей, которые бы утверждали в жизни детей духовные ценности, обогащали их содержание и функциональную активность. Эстетические вкусы по своей сути - это интегрирующие свойства человека, в которых сочетаются эмоциональные и интеллектуальные силы. Их выражением является оценочная и творческая деятельность, то есть личностное отражение прекрасного в действительности и искусстве. Опыт научных исследований (Д. Джола, А. Щербо, Л. Коваль и др.) подтверждает, что эстетические вкусы младших школьников находятся на начальной стадии формирования. В этом возрасте интенсивно формируются как оценочные способности ребенка - восприятие, ощущение, так и творческие - воображение, фантазия, одновременно расширяются знания детей о прекрасном. Вместе с тем, эстетические вкусы учеников начальных классов приобретают признаки системности. В отличие от детей дошкольного возраста, они стремятся не спонтанно реагировать на эстетические проявления окружающей среды, а находить между ними общее, характерное, типичное. У них появляются собственные понятия и представления о прекрасном, любимые произведения искусства.
В решении вопросов формирования эстетических вкусов младших школьников важное значение приобретает изобразительное искусство, поскольку этот вид искусства является особой формой выражения эстетического отношения человека к действительности. Благодаря своим особенностям, изобразительное искусство способно влиять на эстетические вкусы, обогащать их содержание, развивать функциональную активность.
Результаты современных научных исследований способствуют глубокому пониманию проблемы формирования у детей отношения к прекрасному, убеждают в необходимости дальнейшего изучения и успешного решения в условиях современной школьной практики. Однако в современной теории и практике формирования ценностного отношения к прекрасному у учащихся средствами изобразительного искусства в начальной школе существует ряд противоречий, а именно: между пониманием социальной роли эстетических вкусов и недостаточным обоснованием педагогических условий их формирования в младшем школьном возрасте; между проявлением широких эстетико-воспитательных возможностей изобразительного искусства и их неэффективным использованием в практике формирования эстетических вкусов и ценностного отношения к прекрасному учащихся начальных классов; между эпизодическим обращением учителей начальной школы к проблеме формирования эстетических вкусов учащихся и необходимостью реализации системного подхода к ее решению. Без должного ответа остаются также вопросы о сущности и структуре эстетических вкусов младших школьников, критерии и показатели сформированности ценностного отношения учащихся начальной школы к прекрасному, педагогические условия формирования ценностного отношения к прекрасному учащихся в процессе изучения изобразительного искусства в начальной школе.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточное освещение в научной литературе, необходимость обоснования теоретических и методических основ эффективного решения в школе обусловили выбор темы нашего исследования - «Изобразительная деятельность как средство развития ценностного отношения к прекрасному у второклассников».
Цель: исследовать теоретические и прикладные аспекты формирования ценностного отношения к прекрасному у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект: формирование эстетических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности;
Предмет: изобразительная деятельность как средство формирования ценностного отношения к прекрасному у второклассников.
Гипотеза: развитие ценностного отношения к прекрасному через изобразительную деятельность детей будет эффективном при условии:
1. Диагностики начального уровня ценностного отношения к прекрасному и учета этих данных при создании проекта;
2. Включение в проект разнообразных по своему содержанию занятий, отличных от обычных уроков и изобилующих наглядным материалом, интересными фактами, свободой творческой мысли;
3.Будут применены нестандартные педагогические методы (напр. Круглый стол, Экскурсия).
Задачи:
1. Рассмотреть ценностное отношение к прекрасному как элемент эстетического воспитания в младшей школы;
2. Исследовать изобразительную деятельность как средство развития ценностного отношения школьников к прекрасному;
3. На основании теоретического обзора предложить практические подходы к формированию ценностного отношения к прекрасному на уроках ИЗО в младшей школе;
4.Разработать комплекс мероприятий в рамках урочной и внеурочной деятельности с целью формирования отношения к прекрасному у младших школьников.
5. Оценить эффективность разработанного проекта.
Согласно поставленным задачам использован комплекс методов исследования:
теоретические - анализ научной литературы для выяснения сущности и условий формирования ценностного отношения к прекрасному детей средствами изобразительного искусства, сравнение, обобщение и систематизация теоретических данных с целью конкретизации критериев сформированности эстетических вкусов и определения соответствующих педагогических условий эффективного использования изобразительного искусства для формирования ценностного отношения к прекрасному младших школьников;
эмпирические - педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование учителей и учеников, изучение результатов художественно-творческой деятельности младших школьников на занятиях изобразительного искусства для анализа современного состояния практики формирования ценностного отношения к прекрасному учащихся в процессе изучения изобразительного искусства;
формирующий эксперимент, направленный на изучение и проверку эффективности педагогических условий; статистические - сбор и обработка экспериментальных данных с целью определения состояния и динамики уровней сформированности эстетических вкусов младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы, приложений и размещена на 89 страницах.


Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы воспитания младших школьников как средства развития ценностного отношения к прекрасному 7
1.1 Развитие ценностного отношения к прекрасному как направление эстетического воспитания в начальной школе 7
1.2. Изобразительная деятельность как средство развития ценностного отношения к прекрасному у второклассников 12
1.3 Организация образовательного процесса на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС НОО 23
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа с младшими школьниками 31
2.1. Организация и содержание исследования 31
2.1.1 Описание этапов исследования 31
2.1.2 Описание выборки исследования 31
2.1.3 Описание диагностических методик 32
2.1.4 Анализ результатов исследования 33
2.2. Экспериментальная работа по формированию отношению к прекрасному у младших школьников 40
2.3. Сравнительная диагностика показателей сформированности отношения к прекрасному на этапе констатирующего и контрольного эксперимента 66
Выводы по 2 главе 74
Заключение 76
Список использованных источников 78
Приложения 85


Заключение

1. Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство. Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.
Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.
Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей
Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.
Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.
2. Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться (“выдохнуть”) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.
3. С учетом литературного обзора и результатов констатирующего этапа исследования нами были определены направления развития ценностного отношения к прекрасному у детей-второкласников через изобразительное искусство, воплотившиеся в проекте «Красота спасет мир». Проект включал как традиционные формы (занятия), так и нетрадиционные (круглый стол, Экскурсия), что повысило интерес детей к проблеме и мотивировало их к творческой деятельности.
4. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанного проекта в плане развития ценностного отношения детей к прекрасному. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список использованных источников

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология и образ жизни личности. — М.: Наука, 1987. С. 19-44.
2. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста. -М., 1983. -163 с.
3. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Просвещение, 1968.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 336 с.
5. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М., 1981
6. Борев Ю. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988. – 496 с
7. Василенк В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М. - Л., 1966. - С. 41-49
8. Виноградова М. Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1999. - 159с.
9. Воронцов А.В, Педагогические условия приобщения учащхся к ценностям в процессе обучения в школе. — Дис. канд. пед. Наук: Самара, 2002.-228 с.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328с.
12. Гизатуллина А. Г. Совершенствование изобразительной деятельности младших школьников : Дис. . канд. пед. наук:- Омск, 2002. 191 с.
13. Головин С. Ю. Словарь практического психолога/ С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 409 с.
14. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2001. - 565 с.
15. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.
16. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86с.
17. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518с.
18. Демченко E.H. Преподавание изобразительного искусства и художественного труда в первом классе общеобразовательной школы. Благовещенск, БГПИ, 1994. - 25 с.
19. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 27,48с.
20. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.
21. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5. - С. 67-76.
22. Емельянов Б.Е. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2000
23. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. – 152с.
24. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – изд. 2-е, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. – М.: Изд. корпорация»Логос», 2000. – 384 с.
25. Игнатьев Е.И. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 2001. - 233 с.
26. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. -2-е изд. перераб. и доп. -Минск: Народная Лсвета, 1992. 192с.
27. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – 288с.
28. Каган М.С. Художественный вкус/ М. С. Каган. – М. : Наука, 1966. – 114 с.
29. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200с.
30. Каменева Е. О. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984. - 79 с.
31. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 2007. –151, 198с.
32. Кирьякова A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика): Учебное пособие. Л.: Изд - во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. -174' с.
33. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. М. 1990
34. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : ИКЦ»МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр»МарТ», 2005. – 448 с.
35. Кравчунас Б.К. Изобразительное творчество^ ребенка как явление художественной культуры: специфика, проблемы развития: Дисс. . канд. искусствоведения. СПб, 1995. — 168 с.
36. Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства // Вопросы психологии. 1992. -№ 4. - С. 102-110.
37. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1974. - 207 с.
38. Кузьмина О.Д. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности. Дисс. . канд. пед. наук. Ком-сомольск-на Амуре, 2002. — 208 с.
39. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное метод. пособие / Под ред. Е.Г. Вансловой. М.: МИРОС, 1995.
40. Лапина, Е.В. Формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности. [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2008. – 24 с.
41. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания шко-льников. – М.: Искусство, 1985. – С. 350.
42. Ломов Б. Формирование графических знаний и знаний учащихся / Б. Ломов. – М., 1959. – 265 с.
43. Лопатина А.Н. Скребцова М.Л. Краски рассказывают сказки. М. 2004
44. Малахова И.А. Способность к творчеству. Одаренность, талант . Ч. 1 Минск. 2002
45. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М. 1996
46. Миронова Л. Н. Цветоведение. — М., 1984.
47. Мухина Б. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социаль¬ного опыта. — М.: Педагогика, 1981.
48. Неменский Б. М. Мудрость красоты. — М. : Просвещение, 1987.
49. Осмоловская И.М. Дидактика. М.: Академия, 2006.
50. Полуянов Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. - 1998. -№5. -С.94- 101
51. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. - (Стандарты второго поколения).
52. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. -48с. – (Стандарты второго поколения).
53. Программа "Начальные классы" (1 - 3) по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1998. - 189 с.
54. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника: Методическое пособие. – Казань, 2012. –91 с.
55. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности«В мире прекрасного» на 2015-2016 учебный год http://school217.spb.ru/nachalka/v_mire4.pdf
56. Ракитин В. И. Искусство видеть / В.И. Ракитин. – М.: «Знания», 1992. – 128 с.
57. Рева Н.Д. Методические рекомендации к циклу экскурсий для младших школьников. СПб., Азбука, 1991.
58. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: АГАР, 1998. - 256 с.
59. Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. — М. : Просвещение, 1987.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - 460 с.
61. Сельченок К.В. Новейшая цветописхология. – Минск: Харвест, 2007. – 672 с.
62. Система эстетическою восприятия школьников. — М.: Искусство. 1983.-С.212.
63. Тимофеева, Е.Н. Художественно-эстетическая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников [Текст]: (на примере дет. шк. иск.): автореф. дис. …канд. пед. наук. – Чебоксары, 2009. – 22 с.
64. Трофимова М. В., Тарабарина Т. Н. И учеба, и игра: изобразительное искусство. — Ярославль : «Академия развития», 1997.
65. Турро И. Н. Коллективные работы учащихся по рисованию. — М.-Л. : Просвеще¬ние, 1965.
66. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: текст с изм. и доп. на 2011г. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. -33с. – (Стандарты второго поколения).
67. Федорова О.А. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников на основе проектной деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Саратов, 2014. – 24 с.
68. Федорова О.А., Морозова Е.Е. К вопросу о диагностике уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников// Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конф. «Артемовские чтения». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – С. 133–136.
69. Художественно-педагогический словарь / сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. — М. : Академический Проект: Трикста, 2005. — 480 с.
70. Чен Н. В. Игры на уроках изобразительного искусства / Искусство. Все для учите¬ля! // Науч.-метод. журнал, 2011. — С. 26—28.
71. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
72. Щипанов А. С. Юным любителям кисти и резца. — М.: Просвещение, 1997.
73. Юсупхаджиева, Т. В. Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности. тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, Махачкала, 2011, 168 с.
74. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. М. 2003




Купить эту работу

Изобразительная деятельность как средство развития ценностного отношения к прекрасному у второклассников

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

22 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽