Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Обучение работе со словарями как средство формирования универсальных учебных действий

  • 105 страниц
  • 2016 год
  • 90 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Особенностью современного этапа развития общества является то, что оно меняется всё более быстрыми темпами. Каждое десятилетие объём информации в мире удваивается. В связи с этим знания, полученные людьми в период школьного обучения, достаточно быстро устаревают и нуждаются в дополнении, а результаты обучения не в форме конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся на сегодняшний день всё более востребованными.
В настоящее время в России происходит трансформация традиционной системы образования, внедряются Федеральные государственные стандарты начального общего образования, чтообеспечивает новую базу в системе начального общего образования.
Согласно ФГОС, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, что достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. А качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В связи с тем, что одним из основных направлений новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала школьного образования, важнейшей и актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин [2]. Одной из ключевых задач становится разработка концепции формирования и развития универсальных учебных действий в таких сферах, как личностная, коммуникативная, познавательная и регулятивная, что обеспечивает способность к организации самостоятельной учебной деятельности младшего школьника.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов стандартов второго поколения особое место занимает организация процесса обогащения словарного запаса младших школьников, и как следствие, повышение уровня речевого развития учащихся.Если на ранних этапах обучения ребёнку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, это затруднит дальнейшее использование существующего многообразия словарей. Именно поэтому работа со словарями должна начинаться в начальных классах. В связи с этим возникает необходимость в усовершенствовании методов обучения работе со словарями, как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.
Изучение формирования универсальных учебных действий имеет давние традиции в отечественной психологии. В рамках системно-деятельностного и культурно-исторического подходов (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я Гальперин, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьев, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконин, и др.) на первое место выдвигается не столько информированность ученика, сколько его способность разрешать практические проблемы в процессе деятельности. Именно так учебная деятельность сама становится предметом усвоения. Основополагающим служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса [2,31,32]. А выделением «объёма знаний по предмету» является одной из теоретических основ создания Фундаментального ядра общего образования и Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» [10; с.12].
Однако, поскольку целенаправленное формирование универсальных учебных действий в рамках Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения началось сравнительно недавно, ощущается некоторый дефицит теоретических знаний и практических методов работы с учащимися.
Исходя из этого, возникают противоречия:
между требованиями к уровню сформированности универсальных учебных действий и трудностью в реализации этих требований у младших школьников;
между насущной необходимостью формирования универсальных учебных действий и невостребованным потенциалом деятельности по обучению работы со словарями младших школьников.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в научном обосновании, разработке и апробации специализированной программы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения работе со словарями.
Цель исследования: разработать и апробировать психолого-педагогическую программу формирования универсальных учебных действий младших школьников посредством обучения работе со словарями.
Объект: универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет:формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения работе со словарями.
Гипотеза: процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников будет более эффективным, при условии применения психолого-педагогической программы обучения работе со словарями.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы нашего исследования были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме формирования универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
2. Проанализировать особенности организации деятельности по обучению работе со словарями в системе начального образования.
3. Провести исследование сформированности универсальных учебных действий младших школьников.
4. Разработать и апробировать программу обучения работе со словарями как средства формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Методологической основой данного исследования, является культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского, деятельностный подход С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, системно-деятельностный подходД.Б.Эльконина,Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся;концепции универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.А. Володарской, Н.Г. Салминой, в которых раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов.
Методы исследования.Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы), психологические (психодиагностические и психолого-педагогические) и математико-статистические (критерий оценки нормальности распределенияКолмагорова-Смирнова, критерий установления эквивалентности контрольной и экспериментальной групп Манна-Уитни, критерий определения сдвига значений измеряемого параметра Вилкоксона).
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………..7
1.1. Подходы к изучению универсальных учебных действий в современной психологии. Требования ФГОС к формированию универсальных учебных действий………………………………………………………………………...7
1.2. Содержание, структура и формирование универсальных учебных действий младших школьников……………………………………………...17
1.3. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшей школы………………………………………………………………………….30
1.4. Возможности работы со словарями в процессе формирования универсальных учебных действий в системе начального образования…………………………………………………………………..37
Вывод по первой главе……………………………………………………….48
Глава 2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ СО СЛОВАРЯМИ………………………………………………………………..50
2.1. Организация и методы исследования…………………………………...50
2.2. Исследование сформированности универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте………………………………………………...61
2.3. Апробация программы обучения работе со словарями как средства формирования универсальных учебных действий младших школьников……………………………………………………………………69
Вывод по второй главе………………………………………………………..79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….83
ПРОЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………88


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с внедрением Федеральных государственных стандартов начального общего образования ФГОС НООактуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.Важнейшей задачей становится разработка концепции формирования и развития универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности младшего школьника.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий нами установлено, что наиболее успешное овладение учебной деятельностью на начальных этапах, возможно при сформированных универсальных учебных действиях, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности младшего школьника.
Под содержанием универсальных учебных действий мы, вслед за А. Г. Асмоловым, понимаем умение учиться, то есть способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия включают в себя личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные действия.
Анализ литературы позволил описать наиболее значимые показатели в отношении развития системы универсальных учебных действий на ступени начального образования,а именно: для личностных действий - рефлексивная самооценка, оптимальная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и моральная децентрация; для познавательных действий - общая осведомленность, сформированность логических действий, качество умозаключения,словесно-логическое мышление, сформированность обобщающих понятий способность к абстракции, образование понятий; умение словесно выражать мысль; для регулятивных действий – сформированностьсаморегуляции; для коммуникативных действий - учет позиции собеседника (партнера), умение организовать и осуществить сотрудничество, адекватность передачи информации и отображения предметного содержания и условий деятельности.
Анализ методического материала показал, что целенаправленное обучение работе со словарем содержит значительныйпотенциал для универсальных учебных действий ребенка в период начального обучения в школе. Представляя собой процесс активного функционирования всей совокупности универсальных учебных действий школьников, работа со словарем является одной из основ всего процесса обучения, так как успехи в изучении слов во многом определяют результаты освоения всех школьных предметов.
Эмпирическое исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что обучение работе со словарями является эффективным средством формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий
Констатирующий эксперимент позволил описать особенностиуниверсальных учебных действийу младших школьников. Разработаннаяна основе результатов эмпирического исследования, программа обучения работе со словарями «Мир в алфавитном порядке»апробирована нами на учащихся младших классов. Реализация программы позволила подтвердить предположение о том, что обучение работе со словарями является эффективным средством формирования универсальных учебных действий младших школьников. Эффективность программы доказывают произошедшие достоверные изменения в уровне сформированности компонентов универсальных учебных действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметныхрезультатов // Теория и практика образования всовременном мире: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург,февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. -140-142 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. 2-е издание / А.Г. Асмолов - Москва «Просвещение», 2010. –152 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
4. Афанасьева, Н.А. Самоорганизация - фактор успешной учебной деятельности /Афанасьева, Н.А. // Журнал: Фундаментальные исследования.– 2008. – № 2 –60-61 с.
5. Бордовская, З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов /З.В.Бордовская// Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2009.
6. Воровщиков С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С.Г.Воровщиков // Управление начальной школой – 2012. - №5 –33 – 40сс.
7. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся /С.Г.Воровщиков– М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 208 с.
8. Григорьев Д.В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. –321с.
9. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников. /Е.Н.Землянская//Журнал «Начальная школа», № 9, 2008. - 5-7 с.
10. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования / М.: Просвещение, 2008. –39с. (Стандарты второго поколения).
11. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании /О.Е. Лебедев // Школьные технологии. 2009. № 5. 3–12 с.
12. Никитина, Л.П. Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе /Л.П.Никитина // Начальное общее образование – 2011 - №3, 4-5 с.
13. Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья / Панкратов, В.Н. – М. 2008.- 356 с.
14. Пахомова, Н.Ю.Метод проектов. /Н.Ю.Пахомова // Информатика и образование 2010. - №1. - 92-96 с.
15. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.- М.: Просвещение, 2011- 111 с.
16. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2011. –119 с.
17. Салмина, Н.Г., Филимонова, О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника /Н.Г.Салмина -М.: Издательство: МГППУ, 2007. –210 с.
18. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.. /И.С. Сергеев — М.: АРКТИ, 2007. —80 с.
19. Ступницкая, М.А.Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами /М.А.Ступницкая- Ярославль: Акад. развития, 2008. –255 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. –32с. - (Стандарты второго поколения).
21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под ред. А.Г. Асмолова/А.Г. Асмолов - М.: Просвещение 2010. –159 с.
22. Фундаментальное ядро содержания общего образования / М.: Просвещение, 2009. –48с. (Стандарты второго поколения).
23. Цирулик, Н.А.Работаем по методу проектов. /Н.А.Цирюлик // Практика образования – 2009. - №4.- 26-29с.
24. Шликене, Т.И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа.- 2008.- №9.- 34-38 с.
25. Шляпников, В.Н Исследования волевой регуляции в современной зарубежной психологии /Шляпников, В.Н//Вопросы психологии.-2009- №2 –135-144 с.
КЛАССИЧЕСКИЕ ТРУДЫ, МОНОГРАФИИ, ДИССЕРТАЦИИ
26. . Абульханова, К.А. - Ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Абульханова, К.А. Рубинштейн,С.Л. //Под ред.А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Изд-во «Академический проект», 2000.- 320с .
27. .Андрущенко, Т.Ю. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения /Андрущенко, Т.Ю., Каробекова, Н.В. //Вопросы психологии.-1993.- №1.- 47-53 с.
28. Божович,Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И. Божович — М., 1968. –464 с.
29. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.- 8-14 с.
30. Бортникова,Л.Г. Динамика развития рефлексивности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (младший и подростковый возраст): Автореф. дисс. .канд. психол. наук/Л.Г. Бортникова— М., 2008. —18 с.
31. Выготский, JI.C. Детская психология// Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. —1. Т.4. - 432 с.
32. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии/ П.Я. Гальперин - М: Издательство АСТ,КДУ,Харвест- 2008 –400 с.
33. Давыдов,В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., 1986. —240 с.
34. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. 34–42с.
35. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / Иванников, В.А: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.- 142 с.
36. Ильин, Е.П. Психология воли. - СПб: Издательство "Питер" 2-е издание, 2009. – 368 с.
37. Киселевская, Н.А. Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза: автореферат дис… канд. психол. наук: 19.00.07./ Киселевская, Н. А. – Иркутск: Иркутский гос. педагогический ун-т, 2005.- 4 с.
38. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности: издание 2-е, испр. и доп./ О.А.Конопкин — М.: Ленанд, 2011. –320 с.
39. Моросанова, В.И.Индивидуальнаясаморегуляция и характер человека [Текст]./ В.И. Моросанова // Вопросы психологии – 2007 - №3 –59-68 с.
40. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека /В.И.Моросанова // Научный журнал Вестник Московского Университета, 2010. - 36-46 с.
41. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. / Н.И.Непомнящая. Научн. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наукСССР. — М., 1992.- 160 с.
42. Осадько,О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников /О.Ю.Осадько — Киев, 1998.- 19сс.
43. Полат, Е.С. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
44. Росина, Н.Л. Особенности саморегуляции в учебной деятельности первоклассников /Н.М.Росина // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвуз. сб. научн. трудов. Н. Новгород, 1998 г. - 123-132 с.
45. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Смирнова, Е.О. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 1998.- 256 с.
46. Ушинский К.Д. Собр. Соч. – Л., 1988-89.
47. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность/ Хекхаузен Х. Т. 1. Пер. с нем. – М., 1986. –392 с.
48. Чумаков, М.В.Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии: автореф. дис… доктора.психол. наук. / Чумаков, М.В. Ярославль, 2007.- 214 с.
49. . Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. /Селевко Г.К. - М.: 2006, Т.2 – С. 816. с.92
ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
50. Baumeister, Roy F. Self-Regulation and the Executive Function: The Self as Controlling Agent. Chapter prepared for A. W. Kruglanski& E.T. Higgins [Text]. / Roy F. Baumeister, Brandon J. Schmeichel, Kathleen D. Vohs. Social psychology: Handbook of basic principles (Second edition). New York: Guilford.
51. Driscoll,A. Early Childhood Education: Birth - 8: The World of Children, Families, and Educators [Text]. /A. Driscoll, N.G. Nagel, 2008 edition, p. 60.Режим доступа:http://www.pearsonhighered.com
52. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников / О.В.Гребенникова // Психологические исследования: электрон.науч. журн. 2009. N 1(3). URL: http://psystudy.ru

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Особенностью современного этапа развития общества является то, что оно меняется всё более быстрыми темпами. Каждое десятилетие объём информации в мире удваивается. В связи с этим знания, полученные людьми в период школьного обучения, достаточно быстро устаревают и нуждаются в дополнении, а результаты обучения не в форме конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся на сегодняшний день всё более востребованными.
В настоящее время в России происходит трансформация традиционной системы образования, внедряются Федеральные государственные стандарты начального общего образования, чтообеспечивает новую базу в системе начального общего образования.
Согласно ФГОС, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, что достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. А качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В связи с тем, что одним из основных направлений новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала школьного образования, важнейшей и актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин [2]. Одной из ключевых задач становится разработка концепции формирования и развития универсальных учебных действий в таких сферах, как личностная, коммуникативная, познавательная и регулятивная, что обеспечивает способность к организации самостоятельной учебной деятельности младшего школьника.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов стандартов второго поколения особое место занимает организация процесса обогащения словарного запаса младших школьников, и как следствие, повышение уровня речевого развития учащихся.Если на ранних этапах обучения ребёнку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, это затруднит дальнейшее использование существующего многообразия словарей. Именно поэтому работа со словарями должна начинаться в начальных классах. В связи с этим возникает необходимость в усовершенствовании методов обучения работе со словарями, как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.
Изучение формирования универсальных учебных действий имеет давние традиции в отечественной психологии. В рамках системно-деятельностного и культурно-исторического подходов (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я Гальперин, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьев, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконин, и др.) на первое место выдвигается не столько информированность ученика, сколько его способность разрешать практические проблемы в процессе деятельности. Именно так учебная деятельность сама становится предметом усвоения. Основополагающим служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса [2,31,32]. А выделением «объёма знаний по предмету» является одной из теоретических основ создания Фундаментального ядра общего образования и Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» [10; с.12].
Однако, поскольку целенаправленное формирование универсальных учебных действий в рамках Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения началось сравнительно недавно, ощущается некоторый дефицит теоретических знаний и практических методов работы с учащимися.
Исходя из этого, возникают противоречия:
между требованиями к уровню сформированности универсальных учебных действий и трудностью в реализации этих требований у младших школьников;
между насущной необходимостью формирования универсальных учебных действий и невостребованным потенциалом деятельности по обучению работы со словарями младших школьников.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в научном обосновании, разработке и апробации специализированной программы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения работе со словарями.
Цель исследования: разработать и апробировать психолого-педагогическую программу формирования универсальных учебных действий младших школьников посредством обучения работе со словарями.
Объект: универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет:формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения работе со словарями.
Гипотеза: процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников будет более эффективным, при условии применения психолого-педагогической программы обучения работе со словарями.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы нашего исследования были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме формирования универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
2. Проанализировать особенности организации деятельности по обучению работе со словарями в системе начального образования.
3. Провести исследование сформированности универсальных учебных действий младших школьников.
4. Разработать и апробировать программу обучения работе со словарями как средства формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Методологической основой данного исследования, является культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского, деятельностный подход С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, системно-деятельностный подходД.Б.Эльконина,Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся;концепции универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.А. Володарской, Н.Г. Салминой, в которых раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов.
Методы исследования.Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы), психологические (психодиагностические и психолого-педагогические) и математико-статистические (критерий оценки нормальности распределенияКолмагорова-Смирнова, критерий установления эквивалентности контрольной и экспериментальной групп Манна-Уитни, критерий определения сдвига значений измеряемого параметра Вилкоксона).
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………..7
1.1. Подходы к изучению универсальных учебных действий в современной психологии. Требования ФГОС к формированию универсальных учебных действий………………………………………………………………………...7
1.2. Содержание, структура и формирование универсальных учебных действий младших школьников……………………………………………...17
1.3. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшей школы………………………………………………………………………….30
1.4. Возможности работы со словарями в процессе формирования универсальных учебных действий в системе начального образования…………………………………………………………………..37
Вывод по первой главе……………………………………………………….48
Глава 2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ СО СЛОВАРЯМИ………………………………………………………………..50
2.1. Организация и методы исследования…………………………………...50
2.2. Исследование сформированности универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте………………………………………………...61
2.3. Апробация программы обучения работе со словарями как средства формирования универсальных учебных действий младших школьников……………………………………………………………………69
Вывод по второй главе………………………………………………………..79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….83
ПРОЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………88


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с внедрением Федеральных государственных стандартов начального общего образования ФГОС НООактуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.Важнейшей задачей становится разработка концепции формирования и развития универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности младшего школьника.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий нами установлено, что наиболее успешное овладение учебной деятельностью на начальных этапах, возможно при сформированных универсальных учебных действиях, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности младшего школьника.
Под содержанием универсальных учебных действий мы, вслед за А. Г. Асмоловым, понимаем умение учиться, то есть способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия включают в себя личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные действия.
Анализ литературы позволил описать наиболее значимые показатели в отношении развития системы универсальных учебных действий на ступени начального образования,а именно: для личностных действий - рефлексивная самооценка, оптимальная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и моральная децентрация; для познавательных действий - общая осведомленность, сформированность логических действий, качество умозаключения,словесно-логическое мышление, сформированность обобщающих понятий способность к абстракции, образование понятий; умение словесно выражать мысль; для регулятивных действий – сформированностьсаморегуляции; для коммуникативных действий - учет позиции собеседника (партнера), умение организовать и осуществить сотрудничество, адекватность передачи информации и отображения предметного содержания и условий деятельности.
Анализ методического материала показал, что целенаправленное обучение работе со словарем содержит значительныйпотенциал для универсальных учебных действий ребенка в период начального обучения в школе. Представляя собой процесс активного функционирования всей совокупности универсальных учебных действий школьников, работа со словарем является одной из основ всего процесса обучения, так как успехи в изучении слов во многом определяют результаты освоения всех школьных предметов.
Эмпирическое исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что обучение работе со словарями является эффективным средством формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий
Констатирующий эксперимент позволил описать особенностиуниверсальных учебных действийу младших школьников. Разработаннаяна основе результатов эмпирического исследования, программа обучения работе со словарями «Мир в алфавитном порядке»апробирована нами на учащихся младших классов. Реализация программы позволила подтвердить предположение о том, что обучение работе со словарями является эффективным средством формирования универсальных учебных действий младших школьников. Эффективность программы доказывают произошедшие достоверные изменения в уровне сформированности компонентов универсальных учебных действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметныхрезультатов // Теория и практика образования всовременном мире: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург,февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. -140-142 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. 2-е издание / А.Г. Асмолов - Москва «Просвещение», 2010. –152 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
4. Афанасьева, Н.А. Самоорганизация - фактор успешной учебной деятельности /Афанасьева, Н.А. // Журнал: Фундаментальные исследования.– 2008. – № 2 –60-61 с.
5. Бордовская, З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов /З.В.Бордовская// Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2009.
6. Воровщиков С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С.Г.Воровщиков // Управление начальной школой – 2012. - №5 –33 – 40сс.
7. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся /С.Г.Воровщиков– М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 208 с.
8. Григорьев Д.В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. –321с.
9. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников. /Е.Н.Землянская//Журнал «Начальная школа», № 9, 2008. - 5-7 с.
10. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования / М.: Просвещение, 2008. –39с. (Стандарты второго поколения).
11. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании /О.Е. Лебедев // Школьные технологии. 2009. № 5. 3–12 с.
12. Никитина, Л.П. Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе /Л.П.Никитина // Начальное общее образование – 2011 - №3, 4-5 с.
13. Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья / Панкратов, В.Н. – М. 2008.- 356 с.
14. Пахомова, Н.Ю.Метод проектов. /Н.Ю.Пахомова // Информатика и образование 2010. - №1. - 92-96 с.
15. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.- М.: Просвещение, 2011- 111 с.
16. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2011. –119 с.
17. Салмина, Н.Г., Филимонова, О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника /Н.Г.Салмина -М.: Издательство: МГППУ, 2007. –210 с.
18. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.. /И.С. Сергеев — М.: АРКТИ, 2007. —80 с.
19. Ступницкая, М.А.Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами /М.А.Ступницкая- Ярославль: Акад. развития, 2008. –255 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. –32с. - (Стандарты второго поколения).
21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под ред. А.Г. Асмолова/А.Г. Асмолов - М.: Просвещение 2010. –159 с.
22. Фундаментальное ядро содержания общего образования / М.: Просвещение, 2009. –48с. (Стандарты второго поколения).
23. Цирулик, Н.А.Работаем по методу проектов. /Н.А.Цирюлик // Практика образования – 2009. - №4.- 26-29с.
24. Шликене, Т.И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа.- 2008.- №9.- 34-38 с.
25. Шляпников, В.Н Исследования волевой регуляции в современной зарубежной психологии /Шляпников, В.Н//Вопросы психологии.-2009- №2 –135-144 с.
КЛАССИЧЕСКИЕ ТРУДЫ, МОНОГРАФИИ, ДИССЕРТАЦИИ
26. . Абульханова, К.А. - Ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Абульханова, К.А. Рубинштейн,С.Л. //Под ред.А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Изд-во «Академический проект», 2000.- 320с .
27. .Андрущенко, Т.Ю. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения /Андрущенко, Т.Ю., Каробекова, Н.В. //Вопросы психологии.-1993.- №1.- 47-53 с.
28. Божович,Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И. Божович — М., 1968. –464 с.
29. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.- 8-14 с.
30. Бортникова,Л.Г. Динамика развития рефлексивности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (младший и подростковый возраст): Автореф. дисс. .канд. психол. наук/Л.Г. Бортникова— М., 2008. —18 с.
31. Выготский, JI.C. Детская психология// Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. —1. Т.4. - 432 с.
32. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии/ П.Я. Гальперин - М: Издательство АСТ,КДУ,Харвест- 2008 –400 с.
33. Давыдов,В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., 1986. —240 с.
34. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. 34–42с.
35. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / Иванников, В.А: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.- 142 с.
36. Ильин, Е.П. Психология воли. - СПб: Издательство "Питер" 2-е издание, 2009. – 368 с.
37. Киселевская, Н.А. Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза: автореферат дис… канд. психол. наук: 19.00.07./ Киселевская, Н. А. – Иркутск: Иркутский гос. педагогический ун-т, 2005.- 4 с.
38. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности: издание 2-е, испр. и доп./ О.А.Конопкин — М.: Ленанд, 2011. –320 с.
39. Моросанова, В.И.Индивидуальнаясаморегуляция и характер человека [Текст]./ В.И. Моросанова // Вопросы психологии – 2007 - №3 –59-68 с.
40. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека /В.И.Моросанова // Научный журнал Вестник Московского Университета, 2010. - 36-46 с.
41. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. / Н.И.Непомнящая. Научн. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наукСССР. — М., 1992.- 160 с.
42. Осадько,О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников /О.Ю.Осадько — Киев, 1998.- 19сс.
43. Полат, Е.С. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
44. Росина, Н.Л. Особенности саморегуляции в учебной деятельности первоклассников /Н.М.Росина // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвуз. сб. научн. трудов. Н. Новгород, 1998 г. - 123-132 с.
45. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Смирнова, Е.О. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 1998.- 256 с.
46. Ушинский К.Д. Собр. Соч. – Л., 1988-89.
47. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность/ Хекхаузен Х. Т. 1. Пер. с нем. – М., 1986. –392 с.
48. Чумаков, М.В.Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии: автореф. дис… доктора.психол. наук. / Чумаков, М.В. Ярославль, 2007.- 214 с.
49. . Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. /Селевко Г.К. - М.: 2006, Т.2 – С. 816. с.92
ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
50. Baumeister, Roy F. Self-Regulation and the Executive Function: The Self as Controlling Agent. Chapter prepared for A. W. Kruglanski& E.T. Higgins [Text]. / Roy F. Baumeister, Brandon J. Schmeichel, Kathleen D. Vohs. Social psychology: Handbook of basic principles (Second edition). New York: Guilford.
51. Driscoll,A. Early Childhood Education: Birth - 8: The World of Children, Families, and Educators [Text]. /A. Driscoll, N.G. Nagel, 2008 edition, p. 60.Режим доступа:http://www.pearsonhighered.com
52. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников / О.В.Гребенникова // Психологические исследования: электрон.науч. журн. 2009. N 1(3). URL: http://psystudy.ru

Купить эту работу

Обучение работе со словарями как средство формирования универсальных учебных действий

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

25 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽