Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

формирование потребности в экологических знаниях у учащихся в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности

  • 69 страниц
  • 2016 год
  • 327 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность работы. В современной системе образования важное место занимает экологическое воспитание и экологизация образовательной среды, ориентированной на непосредственное усвоение экологических знаний различного уровня. При этом экологизация системы образования выступает характеристикой реализации тенденций, принципов и подходов внедрения экологии в другие сферы, включая подготовку экологически грамотных специалистов различного профиля.
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье - основное право человека и главную цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ. Если литература и история нужны для усвоения ценностей культуры, а естествознание - закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоения специфических социально-природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека непосредственно. Поэтому основная цель экологического образования - формирование ответственного отношения к природе.
Исключительно важное значение для становления личности имеет обучение в школе, поскольку именно в школьном возрасте закладываются основы для формирования самостоятельности, инициативности, настойчивости детей, приобретаются знания, формируются умения, навыки, способности. Именно на таком фундаменте возникает потребность в знаниях, в частности, в экологических. Поэтому учитель должен использовать адекватные педагогические средства, направленные на сохранение и дальнейшее развитие природной любознательности детей, на формирование их заинтересованности, самостоятельности.
Степень разработанности темы. В последние десятилетия ведущие ученые стран постсоветского пространства (А. С. Анисимов, А. А. Сенбицкий, Е. В. Гирусов, В. П. Голов, М. В. Гусев, И. Д. Зверев, М. С . Касимов, Ю. П. Козлов, Б. Т. Лихачeв, М. М. Мамедов, В. В. Сериков, В. А. Сластенина, А. Д. Урсул и др.) разрабатывают методологические, теоретические и организационные основы экологического образования, воспитания и просвещения.
Вопрос потребности в экологическом образовании активно разрабатывают философы (А. Галеев, Е. Гирусов, В. Липицкий, М. Киселев, В. Крисаченко, М. Курок, Г. Платонов, А. Салтовский и др.) и специалисты по педагогике (А . Захлебного, И. Зверев, А. Плахотник, Е. Сластенина, И. Суравегина и др.).
С целью совершенствования экологического образования нередко обращаются к концепциям «воспитание на природе» как источника вдохновения, познания и мастерства (Демокрит, Аристотель, А. Дюкер, Л. Альберти, А. Баумгартен, И. Винкельман, И. Гердер), в педагогических школах «натуралистического воспитания» (Я. Коменский, Руссо, И. Песталоцци, А. Дистервег, Ушинский, Сухомлинский). Перечисленные авторы сформировали теоретическую основу по внедрению экологических знаний в образовательный процесс ОБЖ, которые послужили фундаментом для разработки и написания данной работы.
От выбора средств обучения и средств развития познавательной активности школьников будет зависеть их производительность познавательной деятельности и формирование фундаментальных знаний. Именно поэтому мы считаем тему исследования «Формирование потребности в экологических знаниях у учащихся в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности» актуальной и своевременной.
Цель работы: разработать программу познавательного содержания для формирования потребности в экологических знаниях на уроках ОБЖ.
Объект исследования: образовательная деятельность на уроках ОБЖ;
Предмет исследования: формирование потребности в экологических знания в процессе обучения ОБЖ в 8-м классе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать экологическое образование и его основные тенденции, процесс формирования экологических знаний в школе;
2. Исследовать особенности приобретения экологических знаний на уроках ОБЖ и понятие потребности в знаниях;
3. Проанализировать содержание программ и методических пособий на предмет включения экологических знаний в учебный процесс по ОБЖ;
4. Выделить особенности влияния мусоропереработки на экологию Москвы;
5. Определить этапы формирования потребности в экологических знаниях на уроках ОБЖ;
6. Разработать программу по формированию потребности в экологических знаниях по теме «Отходы, мусоропереработка».
База исследования (указать)
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое тестирование, педагогические эксперимента, синтез, обобщение, математико-статистическая обработка данных.
Новизна исследования: В исследовании разработана программа по интенсификации формирования потребности в экологических знаниях на уроках ОБЖ и обоснована ее эффективность.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Особенности формирования системы экологических знаний на уроках ОБЖ 7
1.1 Экологическое образование и его современные тенденции 7
1.2 Характеристика процесса формирования экологических знаний в общеобразовательной школе 13
1.3 Приобретение экологических знаний на уроках ОБЖ. Потребность в экологических знаниях 17
Глава 2. Значение актуальной потребности в экологических знаниях 27
2.1 Анализ содержания программ и методических пособий 27
2.2 Оценка экологического влияния мусороперерабатывающих заводов г. Москвы 33
Глава 3. Разработка программы по формированию потребности в экологических знаниях в 8 классе 42
3.1 Этапы формирования потребности в экологических знаниях и их обоснование 42
3.2 Содержание программы и оценка ее функциональности 49
Заключение 67
Список использованной литературы 69



Заключение

Современная экологическая ситуация является результатом масштабной войны с природой, которую человечество развернуло за последние три-четыре века. В конце XX в. и в начале XXI в. противоречия между человеком и природой достигли высшей точки обострения: Земля оказалась малой и беззащитной перед человеком и его деятельностью. Возник быстротечный глобальный экологический кризис, который включает глобальное химическое загрязнение, потерю видов живого и природных комплексов, что ведет к тотальному опустошению. Сегодня взаимоотношения человека и природы достаточно ясны: либо человечество сможет «вписаться» в параметры существующей биосферы, сохранит ее, или погибнет вместе с ней.
Новое положение человека по отношению к природной среде, рост его технической мощности требует существенной модификации образования, если оно хочет адекватно отражать ситуация и вывести общество из нынешнего состояния экологического кризиса. На данном этапе для образования становится характерной его переориентация, что является тенденцией экологизации. Данная тенденция - насущная потребность нашего времени, ее развитие призвано решить экологическую проблему как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях.
Для гармонизации отношений между человеком и природой, а также для успешного решения экологической проблемы в современных условиях необходим переход на качественно иной уровень знаний. Этому должно способствовать развитие экологического образования. Оно, в свою очередь, является неотъемлемым компонентом такого ответственного института как система образования, которая обеспечивает социализацию молодежи и ее подготовку к жизни в условиях конкретного общества. Система образования выступает одновременно хранителем и мощным генератором духовности, мировоззренческих и научно-технических знаний человечества. Именно образование призвано восстановить иерархию ценностей, возродить культуру, обеспечить постепенное изменение менталитета общества.
Экологическое образование и воспитание является одним из важнейших механизмов построения нового общества, основанного на бережном отношении к окружающей среде. Главной целью экологического образования и просвещения является формирование нового мировоззрения и создания основы для имплементации постулатов устойчивого развития на уровне как рядового гражданина, так и управленцев любого уровня. Однако все начинается со школы.
Необходимо не просто давать ребенку экологические знания, необходимо сформировать потребность в экологических знаниях. Данный подход позволяет воспитать в ребенке экодружелюбную личность, человека, сведущего в проблемах современной экологии и понимающего пути их решения.
Основываясь на этом подходе мы спроектировали программу развития потребности в экологических знаниях на уроках ОБЖ, используя различные виды активных методов обучения. Мы предполагаем, что использование данной программы позволит сформировать потребность в экологических знаниях у учащихся 8 класса

Список использованной литературы

1. Бабченко А. Господа канцерогены. Новая Газета. 11 февраля 2009 г. (http://www.novayagazeta.ru/data/2009/014/00.html) Боков М. Недвижимость рядом с заводами по сжиганию мусора де¬шевеет -Мой район-, 22 августа 2008 (http://www.mr-msk.ru/story/ top/2008/08/22/story_3918.html)
2. Бакланова, С.Л.Методика обучения экологии: учебное пособие / С.Л.Бакланова; Алтайская гос. академия обр-я им. В. М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. –180 с.
3. Бекетова Е. Н. Экологическое образование и формирование экологической культуры школьников в контексте устойчивого развития // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки . 2011. №5. С.38-41.
4. Беляев Г. Ю. Формирование термина «образовательная среда» в психолого-педагогической литературе конца ХХ— начала ХХI века[Электронный ресурс]. —Режим доступа www.dzd.communist.ru
5. Бжезинская М. Сор в избу. «Профиль», №25.30 июня 2008 г. Власти Москвы временно отказались от строительства МСЗ (По материалам Lenta.ru, 13 августа 2009 г.; http://www.dostali.su/ node/66).
6. Бондарева С. В. Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ [Текст] / С. В. Бондарева, С. А. Киселев // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 7-10.
7. Бут Свини Л., Медоуз Д. Сборник игр для развития системного мышления [пер. с англ.] / Под ред. Г.А. Ягодина, Н.П. Тарасовой. – М.: Просвещение, 2007. – 285 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008.
9. Гагарин А. В. Воспитание природой [Текст] / А. В. Гагарин. – М. : МГППИ, 2000. – 193 с.
10. Гейзлер П.С., Завьялова О.В. Управление проектами. — Минск: БГЭУ, 2005. — 255 с.
11. Глазачев С. Н. Технологии формирования экологической компетентности [Текст] / С. Н. Глазачев, В. И. Косоножкин // Использование и охрана природных ресурсов в России : Научно-информационный и проблемно-аналитический бюллетень. – 2011. – №3 (117) . – С. 44-48.
12. Гостева С. Р. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. – Вестник ТГТУ, 2010. –Т.16, №3
13. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей при¬родной среды в Российской Федерации в 2007 году. МНР. 2008. (http://www.mnr.gov.ru/part/?pid=1032).
14. Данилова С. На асфальте: В мусорном кольце, «Ведомости-, № 27, 16 февраля 2009 г.
15. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс». 1996. — 480 с.
16. Доклад о состоянии здоровья населения Москвы в 2008 году (http://www.mosgorzdrav.ru/mgz/komzdravsite.nsf/va_WebPages/ page_333?OpenDocument).
17. Ермаков Д.С. Образование в интересах устойчивого развития в России: состояние, оценка прогресса и перспективы // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2011. – №1 – С. 17-23.
18. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся – М.: РУДН, 2008. – С. 156.
19. Ермаков Д.С. Экологическая психология: практический курс. Учебно-методическое пособие по специализации «Экологическая психология». Часть 3: Экологическая компетентность старшеклассников. М.: Издательство РУДН, 2007. – 118 с.
20. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование:до школы, в школе, вне школы. – 2007. – № 3. – С. 3-8.
21. Золотарев Г.М, Новая экологически чистая технология управления бытовыми отходами для условий Москвы и Московской области. Журнал -Коммунальный комплекс Подмосковья-. 2009. N 1, ее. 26-30 (http://promo.nasledie.ru/prnt.php?prnt=l&ID=573182). Москва опасается мусорного коллапса, но единого решения про¬блемы не находит (http://www.newsmsk.com/article/23Jun2009/ musor_kollaps.html).
22. Зубов Л.А. Образование и здоровье - проблемы и пути их решения // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Физиол. и псих.-педаг. науки. 2003. № 2(4). С. 111.
23. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
24. Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмапьные сдвиги. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eco-forchildren.ucoz.ru/index/chto_takoe_ehkologicheskoe_obrazovanie/0-5.
25. Киселева Э.М., Гаврилова Л.А. Возможности курса Основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников// Вестник Орловского государственного университета. Серия 6: Новые гуманитарные исследования 2013, №5(34) с.97-101
26. Киселева Э.М., Прошичева Т.А. Использование данных экологического мониторинга в обучении безопасности жизнедеятельности. Сборник: Материалы экологического конгресса – Северная пальмира. СПб. Ноябрь 2010.
27. Кобылянский В. А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкологии, биоекологии. Учебное пособие / В.А. Кобылянский – М. : Фаир – Пресс, 2010. – 632 с.
28. Коджаспирова Г., Коджаспиров А. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
29. Костецкая Г. А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения // нет . 2014. №2 (28). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kurs-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-ekologicheskom-obrazovanii-shkolnikov-vozmozhnosti-problemy-i-puti-resheniya
30. Лавров С. Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. – СПб.: СПбГУПМ, 2008. – 72 с.
31. Макарова Л. М. Экологическая педагогика и психология /Л. М. Макарова.. – Самара:СГУ, 2014. – 123 с.
32. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. – М.: МГУ, 2006. 624 с.
33. Ма¬териалы к заседанию хозяйственно-экономического актива — рас¬ширенной коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. 216 с. (http://www.moseco.ru/ moscow-ecology/re рог ts/pdf/gosd о klad_2008_glava_8.pdf).
34. Методические рекомендации по планированию повышения квалификации педагогических кадров по вопросам образова- ния в интересах устойчивого развития / Н.Н. Кошель, С.Б. Савелова — Минск: АПО, Мисанта 2009. — 98 с.
35. Миронов Н. 2009. Or грязного воздуха в Москве гибнет в 4 раза больше людей, чем от аварий. 'Комсомольская правда". 23 апреля 2009 (http://msk.kp.rU/daily/24283.4/478046).
36. Моисеева Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2 – С.203-210.
37. Мошкин В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности : Учебное пособие для 5-11 классов. – В трех частях. – Часть первая. – Барнаул : АО «Полиграфист», 1995. – 240 с.
38. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Феде¬рации в 2007 году: Государственный доклад. М, Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2008, 397 с.
39. Образование для перемен: пособие для преподавания и изучения устойчивого развития. Программа Балтийского университета. – Швеция. Упсала: Изд-во Vides Vestis, 2011. – 72 с.
40. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Издание 16-е, испр. – М.: Изд-во «Русский язык», 1984. – 797 с.
41. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – М.: Дрофа, 2005. -254 с.
42. Основы педагогической экологии/ В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко; Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова. Институт судостроения и морской арктической техники (ИСМАРТ).- Северодвинск: ОАО «Северодвинская городская типография», 2015. – с.
43. Петренко В. Единство на мусорной куче. «Газета ру«. 28 мая 2009 г. (http//www.gazeta.ru/social/2009/05/28/3180063.shtml).
44. Полещук Ю. А. Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: wiki.iteach.ru/images/3/30/Методики353.doc
45. Примерные программы основного общего образования / Сост. А.М. Водянский, Н.Н. Гара. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 448 с.
46. Рахимов И. М. Экологическое воспитание будущих учителей// Высшее образование России, 2004. - №9. – с. 89-92
47. Родоинов А. В. Формирование эколого-образовательной среды школы // Биология в школе. – № 2 (3). – 2007. – С. 48–50.
48. Симакина А. В. Экологическое сознание в системе культурных отношений: дис. … канд. культурологии. Саранск, 2005.
49. Сотникова Е. Б. Формирование экологического мировоззрения в системе школа-ВУЗ//Современные проблемы науки и образования. -2015. -№4
50. Тематический контроль по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) [Текст] : комплект тестовых заданий для учащихся ст. ступени сред. шк., гимназий, лицеев (включая проф.), колледжей и проф. училищ / Е.И. Тупикин. - М. : Интеллект-Центр, 1999. - 128 c.
51. Устойчивое развитие в школе. — Минск: Орех, 2007. — 76 с.
52. Хащенко Н. Н. Актуальное экологическое сознание личности как фактор ее жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях (на примере радиоактивного за­грязнения) //Материалы III Российской конференции по экологической психологии. М. : Изд-во РУДН , 2003. С. 201.
53. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002, 480 с.
54. Шмелева И. А. Психология экологического сознания. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 204 с.
55. Шубов Л. Мусорный ветер. Возможность сжигать отходы есть -нет ответственности за здоровье жителей мегаполиса. «Независимая Газета», 12 марта 2008 г. (htlp:A'www.ng.ru/moscow/2008-Q3-12/8_ garbage.html).
56. Шубов Л.Я. 2009. Москва- мировой лидер по сжиганию отходов? Журнал «Твердые бытовые отходы», .V» 7, ее. 10-15.
57. Экологическая педагогика: Сб. науч. статей по материалам X Международной конференции. Екатеринбург: УралГПУ, 2004. 256 с.
58. Экология в школе (до и после). : Научно-методический журнал .— Альметьевск : Альметьевское районное отделение Татарстанской республиканской организации Общественной организации "Всероссийского общества охраны природы" №2 .— 2015
59. Я познаю мир: Пер. с англ.– М.: Планета детства: Астрель, 2000.– 320 с.: ил.
60. Яблоков А.В.Окружающая среда и здоровье москвичей (Москве необходима другая экологическая политика) — М.: 2009. — 132 с
61. Ягодин Г.А, Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В., Шейнис Г.В. Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития. / под ред. Г. А. Ягодина. – М: МИОО, 2010. – 192 с.
62. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. – 456 с.
63. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. 128 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность работы. В современной системе образования важное место занимает экологическое воспитание и экологизация образовательной среды, ориентированной на непосредственное усвоение экологических знаний различного уровня. При этом экологизация системы образования выступает характеристикой реализации тенденций, принципов и подходов внедрения экологии в другие сферы, включая подготовку экологически грамотных специалистов различного профиля.
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье - основное право человека и главную цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ. Если литература и история нужны для усвоения ценностей культуры, а естествознание - закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоения специфических социально-природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека непосредственно. Поэтому основная цель экологического образования - формирование ответственного отношения к природе.
Исключительно важное значение для становления личности имеет обучение в школе, поскольку именно в школьном возрасте закладываются основы для формирования самостоятельности, инициативности, настойчивости детей, приобретаются знания, формируются умения, навыки, способности. Именно на таком фундаменте возникает потребность в знаниях, в частности, в экологических. Поэтому учитель должен использовать адекватные педагогические средства, направленные на сохранение и дальнейшее развитие природной любознательности детей, на формирование их заинтересованности, самостоятельности.
Степень разработанности темы. В последние десятилетия ведущие ученые стран постсоветского пространства (А. С. Анисимов, А. А. Сенбицкий, Е. В. Гирусов, В. П. Голов, М. В. Гусев, И. Д. Зверев, М. С . Касимов, Ю. П. Козлов, Б. Т. Лихачeв, М. М. Мамедов, В. В. Сериков, В. А. Сластенина, А. Д. Урсул и др.) разрабатывают методологические, теоретические и организационные основы экологического образования, воспитания и просвещения.
Вопрос потребности в экологическом образовании активно разрабатывают философы (А. Галеев, Е. Гирусов, В. Липицкий, М. Киселев, В. Крисаченко, М. Курок, Г. Платонов, А. Салтовский и др.) и специалисты по педагогике (А . Захлебного, И. Зверев, А. Плахотник, Е. Сластенина, И. Суравегина и др.).
С целью совершенствования экологического образования нередко обращаются к концепциям «воспитание на природе» как источника вдохновения, познания и мастерства (Демокрит, Аристотель, А. Дюкер, Л. Альберти, А. Баумгартен, И. Винкельман, И. Гердер), в педагогических школах «натуралистического воспитания» (Я. Коменский, Руссо, И. Песталоцци, А. Дистервег, Ушинский, Сухомлинский). Перечисленные авторы сформировали теоретическую основу по внедрению экологических знаний в образовательный процесс ОБЖ, которые послужили фундаментом для разработки и написания данной работы.
От выбора средств обучения и средств развития познавательной активности школьников будет зависеть их производительность познавательной деятельности и формирование фундаментальных знаний. Именно поэтому мы считаем тему исследования «Формирование потребности в экологических знаниях у учащихся в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности» актуальной и своевременной.
Цель работы: разработать программу познавательного содержания для формирования потребности в экологических знаниях на уроках ОБЖ.
Объект исследования: образовательная деятельность на уроках ОБЖ;
Предмет исследования: формирование потребности в экологических знания в процессе обучения ОБЖ в 8-м классе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать экологическое образование и его основные тенденции, процесс формирования экологических знаний в школе;
2. Исследовать особенности приобретения экологических знаний на уроках ОБЖ и понятие потребности в знаниях;
3. Проанализировать содержание программ и методических пособий на предмет включения экологических знаний в учебный процесс по ОБЖ;
4. Выделить особенности влияния мусоропереработки на экологию Москвы;
5. Определить этапы формирования потребности в экологических знаниях на уроках ОБЖ;
6. Разработать программу по формированию потребности в экологических знаниях по теме «Отходы, мусоропереработка».
База исследования (указать)
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое тестирование, педагогические эксперимента, синтез, обобщение, математико-статистическая обработка данных.
Новизна исследования: В исследовании разработана программа по интенсификации формирования потребности в экологических знаниях на уроках ОБЖ и обоснована ее эффективность.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Особенности формирования системы экологических знаний на уроках ОБЖ 7
1.1 Экологическое образование и его современные тенденции 7
1.2 Характеристика процесса формирования экологических знаний в общеобразовательной школе 13
1.3 Приобретение экологических знаний на уроках ОБЖ. Потребность в экологических знаниях 17
Глава 2. Значение актуальной потребности в экологических знаниях 27
2.1 Анализ содержания программ и методических пособий 27
2.2 Оценка экологического влияния мусороперерабатывающих заводов г. Москвы 33
Глава 3. Разработка программы по формированию потребности в экологических знаниях в 8 классе 42
3.1 Этапы формирования потребности в экологических знаниях и их обоснование 42
3.2 Содержание программы и оценка ее функциональности 49
Заключение 67
Список использованной литературы 69



Заключение

Современная экологическая ситуация является результатом масштабной войны с природой, которую человечество развернуло за последние три-четыре века. В конце XX в. и в начале XXI в. противоречия между человеком и природой достигли высшей точки обострения: Земля оказалась малой и беззащитной перед человеком и его деятельностью. Возник быстротечный глобальный экологический кризис, который включает глобальное химическое загрязнение, потерю видов живого и природных комплексов, что ведет к тотальному опустошению. Сегодня взаимоотношения человека и природы достаточно ясны: либо человечество сможет «вписаться» в параметры существующей биосферы, сохранит ее, или погибнет вместе с ней.
Новое положение человека по отношению к природной среде, рост его технической мощности требует существенной модификации образования, если оно хочет адекватно отражать ситуация и вывести общество из нынешнего состояния экологического кризиса. На данном этапе для образования становится характерной его переориентация, что является тенденцией экологизации. Данная тенденция - насущная потребность нашего времени, ее развитие призвано решить экологическую проблему как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях.
Для гармонизации отношений между человеком и природой, а также для успешного решения экологической проблемы в современных условиях необходим переход на качественно иной уровень знаний. Этому должно способствовать развитие экологического образования. Оно, в свою очередь, является неотъемлемым компонентом такого ответственного института как система образования, которая обеспечивает социализацию молодежи и ее подготовку к жизни в условиях конкретного общества. Система образования выступает одновременно хранителем и мощным генератором духовности, мировоззренческих и научно-технических знаний человечества. Именно образование призвано восстановить иерархию ценностей, возродить культуру, обеспечить постепенное изменение менталитета общества.
Экологическое образование и воспитание является одним из важнейших механизмов построения нового общества, основанного на бережном отношении к окружающей среде. Главной целью экологического образования и просвещения является формирование нового мировоззрения и создания основы для имплементации постулатов устойчивого развития на уровне как рядового гражданина, так и управленцев любого уровня. Однако все начинается со школы.
Необходимо не просто давать ребенку экологические знания, необходимо сформировать потребность в экологических знаниях. Данный подход позволяет воспитать в ребенке экодружелюбную личность, человека, сведущего в проблемах современной экологии и понимающего пути их решения.
Основываясь на этом подходе мы спроектировали программу развития потребности в экологических знаниях на уроках ОБЖ, используя различные виды активных методов обучения. Мы предполагаем, что использование данной программы позволит сформировать потребность в экологических знаниях у учащихся 8 класса

Список использованной литературы

1. Бабченко А. Господа канцерогены. Новая Газета. 11 февраля 2009 г. (http://www.novayagazeta.ru/data/2009/014/00.html) Боков М. Недвижимость рядом с заводами по сжиганию мусора де¬шевеет -Мой район-, 22 августа 2008 (http://www.mr-msk.ru/story/ top/2008/08/22/story_3918.html)
2. Бакланова, С.Л.Методика обучения экологии: учебное пособие / С.Л.Бакланова; Алтайская гос. академия обр-я им. В. М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. –180 с.
3. Бекетова Е. Н. Экологическое образование и формирование экологической культуры школьников в контексте устойчивого развития // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки . 2011. №5. С.38-41.
4. Беляев Г. Ю. Формирование термина «образовательная среда» в психолого-педагогической литературе конца ХХ— начала ХХI века[Электронный ресурс]. —Режим доступа www.dzd.communist.ru
5. Бжезинская М. Сор в избу. «Профиль», №25.30 июня 2008 г. Власти Москвы временно отказались от строительства МСЗ (По материалам Lenta.ru, 13 августа 2009 г.; http://www.dostali.su/ node/66).
6. Бондарева С. В. Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ [Текст] / С. В. Бондарева, С. А. Киселев // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 7-10.
7. Бут Свини Л., Медоуз Д. Сборник игр для развития системного мышления [пер. с англ.] / Под ред. Г.А. Ягодина, Н.П. Тарасовой. – М.: Просвещение, 2007. – 285 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008.
9. Гагарин А. В. Воспитание природой [Текст] / А. В. Гагарин. – М. : МГППИ, 2000. – 193 с.
10. Гейзлер П.С., Завьялова О.В. Управление проектами. — Минск: БГЭУ, 2005. — 255 с.
11. Глазачев С. Н. Технологии формирования экологической компетентности [Текст] / С. Н. Глазачев, В. И. Косоножкин // Использование и охрана природных ресурсов в России : Научно-информационный и проблемно-аналитический бюллетень. – 2011. – №3 (117) . – С. 44-48.
12. Гостева С. Р. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. – Вестник ТГТУ, 2010. –Т.16, №3
13. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей при¬родной среды в Российской Федерации в 2007 году. МНР. 2008. (http://www.mnr.gov.ru/part/?pid=1032).
14. Данилова С. На асфальте: В мусорном кольце, «Ведомости-, № 27, 16 февраля 2009 г.
15. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс». 1996. — 480 с.
16. Доклад о состоянии здоровья населения Москвы в 2008 году (http://www.mosgorzdrav.ru/mgz/komzdravsite.nsf/va_WebPages/ page_333?OpenDocument).
17. Ермаков Д.С. Образование в интересах устойчивого развития в России: состояние, оценка прогресса и перспективы // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2011. – №1 – С. 17-23.
18. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся – М.: РУДН, 2008. – С. 156.
19. Ермаков Д.С. Экологическая психология: практический курс. Учебно-методическое пособие по специализации «Экологическая психология». Часть 3: Экологическая компетентность старшеклассников. М.: Издательство РУДН, 2007. – 118 с.
20. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование:до школы, в школе, вне школы. – 2007. – № 3. – С. 3-8.
21. Золотарев Г.М, Новая экологически чистая технология управления бытовыми отходами для условий Москвы и Московской области. Журнал -Коммунальный комплекс Подмосковья-. 2009. N 1, ее. 26-30 (http://promo.nasledie.ru/prnt.php?prnt=l&ID=573182). Москва опасается мусорного коллапса, но единого решения про¬блемы не находит (http://www.newsmsk.com/article/23Jun2009/ musor_kollaps.html).
22. Зубов Л.А. Образование и здоровье - проблемы и пути их решения // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Физиол. и псих.-педаг. науки. 2003. № 2(4). С. 111.
23. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
24. Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмапьные сдвиги. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eco-forchildren.ucoz.ru/index/chto_takoe_ehkologicheskoe_obrazovanie/0-5.
25. Киселева Э.М., Гаврилова Л.А. Возможности курса Основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников// Вестник Орловского государственного университета. Серия 6: Новые гуманитарные исследования 2013, №5(34) с.97-101
26. Киселева Э.М., Прошичева Т.А. Использование данных экологического мониторинга в обучении безопасности жизнедеятельности. Сборник: Материалы экологического конгресса – Северная пальмира. СПб. Ноябрь 2010.
27. Кобылянский В. А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкологии, биоекологии. Учебное пособие / В.А. Кобылянский – М. : Фаир – Пресс, 2010. – 632 с.
28. Коджаспирова Г., Коджаспиров А. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
29. Костецкая Г. А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения // нет . 2014. №2 (28). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kurs-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-ekologicheskom-obrazovanii-shkolnikov-vozmozhnosti-problemy-i-puti-resheniya
30. Лавров С. Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. – СПб.: СПбГУПМ, 2008. – 72 с.
31. Макарова Л. М. Экологическая педагогика и психология /Л. М. Макарова.. – Самара:СГУ, 2014. – 123 с.
32. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. – М.: МГУ, 2006. 624 с.
33. Ма¬териалы к заседанию хозяйственно-экономического актива — рас¬ширенной коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. 216 с. (http://www.moseco.ru/ moscow-ecology/re рог ts/pdf/gosd о klad_2008_glava_8.pdf).
34. Методические рекомендации по планированию повышения квалификации педагогических кадров по вопросам образова- ния в интересах устойчивого развития / Н.Н. Кошель, С.Б. Савелова — Минск: АПО, Мисанта 2009. — 98 с.
35. Миронов Н. 2009. Or грязного воздуха в Москве гибнет в 4 раза больше людей, чем от аварий. 'Комсомольская правда". 23 апреля 2009 (http://msk.kp.rU/daily/24283.4/478046).
36. Моисеева Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2 – С.203-210.
37. Мошкин В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности : Учебное пособие для 5-11 классов. – В трех частях. – Часть первая. – Барнаул : АО «Полиграфист», 1995. – 240 с.
38. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Феде¬рации в 2007 году: Государственный доклад. М, Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2008, 397 с.
39. Образование для перемен: пособие для преподавания и изучения устойчивого развития. Программа Балтийского университета. – Швеция. Упсала: Изд-во Vides Vestis, 2011. – 72 с.
40. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Издание 16-е, испр. – М.: Изд-во «Русский язык», 1984. – 797 с.
41. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – М.: Дрофа, 2005. -254 с.
42. Основы педагогической экологии/ В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко; Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова. Институт судостроения и морской арктической техники (ИСМАРТ).- Северодвинск: ОАО «Северодвинская городская типография», 2015. – с.
43. Петренко В. Единство на мусорной куче. «Газета ру«. 28 мая 2009 г. (http//www.gazeta.ru/social/2009/05/28/3180063.shtml).
44. Полещук Ю. А. Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: wiki.iteach.ru/images/3/30/Методики353.doc
45. Примерные программы основного общего образования / Сост. А.М. Водянский, Н.Н. Гара. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 448 с.
46. Рахимов И. М. Экологическое воспитание будущих учителей// Высшее образование России, 2004. - №9. – с. 89-92
47. Родоинов А. В. Формирование эколого-образовательной среды школы // Биология в школе. – № 2 (3). – 2007. – С. 48–50.
48. Симакина А. В. Экологическое сознание в системе культурных отношений: дис. … канд. культурологии. Саранск, 2005.
49. Сотникова Е. Б. Формирование экологического мировоззрения в системе школа-ВУЗ//Современные проблемы науки и образования. -2015. -№4
50. Тематический контроль по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) [Текст] : комплект тестовых заданий для учащихся ст. ступени сред. шк., гимназий, лицеев (включая проф.), колледжей и проф. училищ / Е.И. Тупикин. - М. : Интеллект-Центр, 1999. - 128 c.
51. Устойчивое развитие в школе. — Минск: Орех, 2007. — 76 с.
52. Хащенко Н. Н. Актуальное экологическое сознание личности как фактор ее жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях (на примере радиоактивного за­грязнения) //Материалы III Российской конференции по экологической психологии. М. : Изд-во РУДН , 2003. С. 201.
53. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002, 480 с.
54. Шмелева И. А. Психология экологического сознания. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 204 с.
55. Шубов Л. Мусорный ветер. Возможность сжигать отходы есть -нет ответственности за здоровье жителей мегаполиса. «Независимая Газета», 12 марта 2008 г. (htlp:A'www.ng.ru/moscow/2008-Q3-12/8_ garbage.html).
56. Шубов Л.Я. 2009. Москва- мировой лидер по сжиганию отходов? Журнал «Твердые бытовые отходы», .V» 7, ее. 10-15.
57. Экологическая педагогика: Сб. науч. статей по материалам X Международной конференции. Екатеринбург: УралГПУ, 2004. 256 с.
58. Экология в школе (до и после). : Научно-методический журнал .— Альметьевск : Альметьевское районное отделение Татарстанской республиканской организации Общественной организации "Всероссийского общества охраны природы" №2 .— 2015
59. Я познаю мир: Пер. с англ.– М.: Планета детства: Астрель, 2000.– 320 с.: ил.
60. Яблоков А.В.Окружающая среда и здоровье москвичей (Москве необходима другая экологическая политика) — М.: 2009. — 132 с
61. Ягодин Г.А, Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В., Шейнис Г.В. Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития. / под ред. Г. А. Ягодина. – М: МИОО, 2010. – 192 с.
62. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. – 456 с.
63. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. 128 с.

Купить эту работу

формирование потребности в экологических знаниях у учащихся в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

25 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Портфолио (Дисциплина "Классное руководство")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Сравнение пояснительных записок программ по литературе под ред. В.Ф. Чертова, по ред. Г.С. Меркина

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Рецензия на учебник УМК по литературе для 5 класса под ред. В.Ф. Чертова, Аннотация на методические рекомендации по УМК по литературе под ред. В.Я. Ко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Занятие по английскому языку "Animals around us" для детей 6-7 лет. Методические рекомендации к нему.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

конспект урока по английскому языку 5 класс "dress right"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Написание конспектов для воспитателей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Проект развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Оформление картотек для детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Сравнение программ : Екжанова, Стребелева / Баряева, Гаврилушкина (олигофренопедагогика)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽