Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

отцовская иматеринская любовь;психологический и духовный аспект

  • 55 страниц
  • 2015 год
  • 227 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Материнство уважаемо, почитаемо. Нет большего греха, чем оскорбить материнское чувство, пренебрежительно отнестись к высокому материнскому долгу. И гораздо чаще вспоминают любовь материнскую. Её обожествляют, считают незаменимой, невосполнимой. И в этом много правды, ведь на протяжении многих и многих поколений забота о ребёнке была исключительно женским делом.
Иногда говорят, что отец больше нужен мальчику, ведь мужчина в семье – это, прежде всего, мужской характер, мужское начало, а девочка больше нуждается в матери. Но это заблуждение. Ребёнку необходима отцовская любовь. Сын и дочь одинаково нуждаются в отце. Мальчику необходимо мужское влияние, чтобы воспитать у него такие качества, как мужественность, ответственность, да и воспитание дочери – дело особое, деликатное.
При относительно активной разработке проблемы материнской любви (А. Адлер, Д. Винникот, М. Мид, В.А. Рамих, А.С. Спиваковская, Г.Г. Филиппова, Э. Фромм, А. Фрейд, 3. Фрейд, Л.Б. Шнейдер, Э, Эриксон) любовь отца является малоизученной (И.С. Кон, В.А. Рамих, Л.Б. Шнейдер, Э. Фромм).
Существуют психологические (А.С. Спиваковская) и педагогические (В.А. Сухомлинекий) трактовки понятия «родительская любовь». Наряду с понятием «родительская любовь» используется термин «принятие» (А.Я. Варга), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его ценности. Термин «эмоциональная близость» (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия-антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.
Анализ психологической литературы показывает, что остается малоизученным вопрос о психологической структуре родительской любви, ее особенностях у отцов и матерей, отсутствует эмпирически выделенные типы родительской любви, учитывающие гендерные особенности родителей, не разработаны способы целенаправленного развития родительской любви.
Проблема исследования заключается в недостаточной исследованности психологического содержания родительской любви и недостаточной разработанности проблемы ее целенаправленного развития.
Цель исследования: выявление восприятия родительской любви детьми.
Объект исследования: особенности родительской любви.
Предмет исследования: содержание родительской любви глазами детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть отцовскую любовь в психологическом и духовном аспекте.
2. Выделить отцовство как предназначение мужчины.
3. Изучить особенности материнской любви.
4. Изучить образа семьи у детей младшего возраста.
Методы исследования: Обзорно-аналитическое теоретическое исследование литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования, контент-анализ.



Введение 2
Глава 1. Отцовская любовь - психологический и духовный аспекты 4
1.1. Отцовская любовь в философском, психологическом и богословском осмыслении 4
1.2. Отцовство как предназначение мужчины 7
Глава 2. Материнская любовь и ее особенности 22
2.1. Особенности материнской любви 22
2.2.Материнская любовь как жертвенная любовь 22
2.3. Экспериментальная часть 39
Заключение 46
Список литературы 52


Таким ᅠобразом, ᅠмы ᅠрассмотрели ᅠнегативные ᅠпроявления ᅠхарактеров ᅠматерей ᅠразличных ᅠтипов ᅠи ᅠпоследствия ᅠвлияния ᅠданных ᅠчерт ᅠхарактера ᅠна ᅠразвитие ᅠи ᅠвоспитание ᅠребенка, ᅠстановление ᅠего ᅠсамооценки, ᅠформирование ᅠего ᅠличности.
Делая ᅠвывод ᅠнашего ᅠисследования, ᅠмы ᅠможем ᅠутверждать, ᅠчто ᅠобзор ᅠисследований ᅠв ᅠобласти ᅠпсихологии ᅠличности ᅠи ᅠпсихологии ᅠсемьи ᅠподтверждает ᅠтеоретическую ᅠзакономерность ᅠвлияния ᅠличностных ᅠособенностей ᅠродителей, ᅠи ᅠв ᅠчастности, ᅠматери, ᅠна ᅠповедение ᅠребенка.
Итак, ᅠособое ᅠзначение ᅠдля ᅠразвития ᅠребенка ᅠимеет ᅠего ᅠвзаимодействие ᅠс ᅠматерью. ᅠИсследователи, ᅠизучающие ᅠпроблемы ᅠматеринства ᅠ(В. ᅠН. ᅠКочубей, ᅠИ. ᅠС. ᅠКон, ᅠЕ. ᅠО. ᅠСмирнова, ᅠТ. ᅠМ. ᅠСорокина, ᅠР. ᅠВ. ᅠОвчарова ᅠи ᅠдр.) ᅠвыделяют ᅠхарактерные ᅠособенности ᅠтакого ᅠобщения ᅠи ᅠмеханизмы ᅠего ᅠвлияния ᅠна ᅠстановление ᅠпсихических ᅠфункций, ᅠэмоциональное ᅠразвитие ᅠребенка, ᅠего ᅠпознавательную ᅠактивность. ᅠВ ᅠработах ᅠбольшинства ᅠисследователей ᅠглавный ᅠакцент ᅠделается ᅠна ᅠэмоциональную ᅠсферу ᅠматери, ᅠа ᅠтакже ᅠее ᅠстиль ᅠвоспитания. ᅠЗначение ᅠэтих ᅠфакторов ᅠэкспериментально ᅠдоказано ᅠи ᅠне ᅠвызывает ᅠсомнений.
Наличие ᅠприродной ᅠдетерминированности ᅠматеринской ᅠлюбви ᅠподтверждают ᅠи ᅠисследования ᅠИ. ᅠС. ᅠКона. ᅠАвтор ᅠговорит ᅠо ᅠтом, ᅠчто ᅠродительская ᅠзабота ᅠо ᅠпотомстве ᅠимеет ᅠсвои ᅠприродные ᅠпредпосылки: ᅠобщий ᅠстиль, ᅠобразец ᅠродительского ᅠухода, ᅠкоторый ᅠгенетически ᅠзапрограммирован. ᅠГенетическая ᅠфункция ᅠсамца ᅠзаключается ᅠв ᅠтом, ᅠчтобы ᅠоплодотворить ᅠкак ᅠможно ᅠбольше ᅠсамок, ᅠпередав ᅠсвои ᅠгены ᅠпотомству, ᅠтогда ᅠкак ᅠсамка ᅠобеспечивает ᅠне ᅠтолько ᅠрождение, ᅠно ᅠи ᅠсохранение ᅠпотомства. ᅠПоскольку ᅠвскармливание ᅠи ᅠуход ᅠза ᅠмаленькими ᅠдетьми ᅠповсеместно ᅠвходит ᅠв ᅠфункции ᅠженщины, ᅠне ᅠтолько ᅠбиологи, ᅠно ᅠи ᅠмногие ᅠсоциологи, ᅠа ᅠтакже ᅠпсихологи ᅠпризнают ᅠприродные ᅠдетерминанты ᅠматеринства ᅠ[70].
Таким ᅠобразом, ᅠорганические ᅠпобуждения ᅠматери ᅠпроявляются ᅠв ᅠвиде ᅠзаботы ᅠо ᅠдетях ᅠи ᅠпоследующей ᅠлюбви ᅠк ᅠним. ᅠВыделим ᅠнекоторые ᅠфакторы, ᅠспособствующие ᅠэтому, ᅠопираясь ᅠна ᅠвзгляды ᅠА, ᅠИ ᅠЗахарова ᅠо ᅠфакторах, ᅠспособствующих ᅠсозреванию ᅠи ᅠпроявлению ᅠинстинкта ᅠматеринства ᅠ[цит. ᅠпо ᅠ173, ᅠс. ᅠ264]:
- прообраз ᅠматеринства, ᅠважность ᅠпотребности ᅠв ᅠматеринстве ᅠи ᅠотцовстве ᅠу ᅠпрародителей ᅠи ᅠродителей;
- желание ᅠиметь ᅠдетей, ᅠустановка ᅠна ᅠних;
- положительный ᅠотклик ᅠна ᅠбеременность, ᅠзаранее ᅠпланируемый ᅠдень ᅠзачатия, ᅠожидаемая ᅠзадержка ᅠмесячных, ᅠчто ᅠполучает ᅠадекватный ᅠположительный ᅠэмоциональный ᅠотклик;
- нежность ᅠк ᅠзарождающейся ᅠжизни, ᅠпервое ᅠшевеление ᅠплода ᅠсоздает ᅠволнующее ᅠощущение ᅠсопричастности, ᅠжелание ᅠбыть ᅠс ᅠребенком;
- чувство ᅠжалости ᅠи ᅠсострадания ᅠк ᅠребенку, ᅠпервый ᅠкрик ᅠноворожденного ᅠвызывает ᅠу ᅠматери ᅠкак ᅠу ᅠтворца ᅠновой ᅠжизни ᅠчувство ᅠогромной ᅠрадости, ᅠоблегчения ᅠи ᅠудовлетворения ᅠот ᅠзавершения ᅠродов;
- чувство ᅠблизости ᅠс ᅠребенком, ᅠпервое ᅠприкладывание ᅠк ᅠгруди ᅠозначает ᅠпервый ᅠопыт ᅠсоучастия ᅠв ᅠжизни ᅠребенка, ᅠблизость ᅠчувств ᅠи ᅠнепосредственность ᅠощущений;
- эмоциональная ᅠотзывчивость ᅠматери, ᅠпервая ᅠулыбка, ᅠдоброжелательное, ᅠлюбящее ᅠотношение ᅠвзрослых ᅠсоздает ᅠэмоциональный ᅠконтакт ᅠмежду ᅠматерью ᅠи ᅠребенком.
Перечисленные ᅠфакторы ᅠспособствуют ᅠвозникновению ᅠорганических ᅠпотребностей ᅠматери, ᅠкоторые ᅠв ᅠпоследствии ᅠпроявляются ᅠв ᅠвиде ᅠзаботы ᅠи ᅠпоследующей ᅠлюбви ᅠк ᅠребенку.
Наше исследование показало что важной особенностью детей, не посещающих воскресную школу (90 %) является то, что семья им нужна для достижения определенных целей и задач (семья как средство удовлетворения желаний) но при этом 13 % детей много пишут о том, что принимают семью такой, какая она есть.
Описывая семью, практически все дети (94 %) не посещающие воскресную школу часто создают позитивный образ мамы, а 30 % - позитивный образ папы. В любом случае позитивный образ мамы более значим для детей, не посещающих воскресную школу. Следует отметить, что большинство детей (57 %) не посещающих воскресную школу описывают позитивный образ брата/сестры своего пола, а негативный образ брата/сестры противоположного пола описывают всего 7 %. При этом эмоциональные отношения с мамой более важны для детей (90 %) не посещающих воскресную школу.
Дети младшие школьники не посещающие воскресную школу (27 % респондентов) часто в своих сочинениях описывают, что родители их ругают на первое место для них выходит совместное времяпрепровождение с братом/ сестрой, об этом часто пишут 37 % детей, а время с мамой часто описывают только 19 % детей. Мы видим истинную эмоциональную информацию, понимаем, насколько для детей не посещающих воскресную школу значимо общение со своими братьями/ сестрами, а уж потом только - общение с мамой.
Скрытая эмоциональная информация проявляется у небольшого количества детей, но и здесь мы видим, что более значимо отсутствие возможности или желания брата/ сестры проводить свое свободное время с ребенком (у 6 % детей).
Ситуация с распределением положительных и отрицательных эмоций в сочинении говорит о том, что дети этого возраста не стараются скрыть эмоциональную информацию, а описывают. Отрицательные эмоции встречаются редко у 46 % детей и лишь у 7 % детей они наблюдаются часто.
Большая часть детей не посещающих воскресную школу (60 %), пишут о том, что проводят свой досуг дома, а 36 % рассказывают о своем досуге вне дома.
Общение с членами семьи у 36 % детей упоминается чаще, чем остальные способы совместного досуга. При этом 15 % детей пишут о творческих занятиях, а редко упоминают о творческих занятиях 24 % детей.
Оздоровительные занятия (прогулки, походы и т. д.) описывает 35 %, из них большая часть (31 %) пишут об этом способе досуга, но редко, и всего 4 % пишут об оздоровительных мероприятиях часто.
Проанализировав 4 основные критерия изучения эмоциональной среды семьи, мы обнаружили, что у детей, посещающих воскресную школу она имеет ряд особенностей.
Дети посещающие воскресную школу склонны чаще проводить досуг дома. При этом досуг достаточно разнообразен, но больше всего дети описывают общение друг с другом и с родителями. Положительные эмоции присутствуют у всех детей без исключения, а у большинства (93 %) они встречаются часто. Анализ же положительных эмоций показал, что они представлены очень разнообразно: радость (у 91 % детей), счастье (87 %), любовь (84 %), дружба (73 %), смех / веселье (63 %), доброта (60 %), поддержка /помощь (53 %).
Определенной тенденции, характерной для большинства детей данной группы, в наличии каких-то отрицательных эмоций не наблюдается, отрицательные эмоции присутствуют часто только у малого количества (7 %) детей.
Печаль часто присутствует у 12 % детей, так же часто встречается страх у 10 % детей, гнев, агрессия и ревность у 6 % детей.
В сочинениях дети в основном транслировали истинную эмоциональную информацию.
Таким образом, эмоциональная среда семьи дети, которых посещают воскресную школу, включает совместную деятельность детей и родителей, а также братьев и сестер.
Выявлены особенности эмоциональной среды семьи не посещающих воскресную школу.
1) Дети младшего школьного возраста не посещающие воскресную школу имеют разнообразный досуг, но проводят свое свободное время чаще дома. Для них наиболее важным является позитивный образ мамы, а лишь потом папы, эмоциональные отношения с мамой их также волнуют больше, чем с папой. Обследуемые дети чаще описывают и позитивный и негативный образ брата/сестры своего пола. Рассказывая о семье, они больше используют словосочетание «моя семья», местоимение «мы» применяется чаще, чем местоимение «я». Это может говорить о том, что они объединяют себя с другими членами семьи, нет чувства отчужденности.
Большинство детей младших школьников транслируют истинную эмоциональную информацию. В целом дети младшие школьники при описании своей семьи используют положительные эмоции (радость, счастье и любовь), но, достаточно часто у них встречается также и печаль.
Проведенное исследование показало, что дети, не посещающие воскресную школу испытывая несформированность или нарушение чувства привязанности, доверия к миру, стремится удовлетворить потребность в близости в семье. Однако семья не всегда может полностью насытить потребности ребенка в близости с членами семьи, что может стать причиной нарушения адаптации проживания в ней ребенка.
Таким образом, материнская и отцовская любовь оказывает большое влияние на формирование личности ребенка,в частности духовный аспект.
Материнская любовь обеспечивает у ребенка наличие уверенности в окружающем мире и себе, отцовская любовь обеспечивает чувство безопасности и защищенности. Для материнской и отцовской любви характерны особенности, обусловленные гендерными различиями мужчин и женщин.
Считаем, что материнская и отцовская любовь не должна препятствовать взрослению ребенка, не должна извлекать выгоду из его беспомощности. Одной из основных задач родителей должно быть стремление к тому, чтобы их ребенок стал самостоятельным и в последствии отделился от них. При исследовании феномена родительской любви необходимо учитывать специфику любви отца и любви матери, особенности влияния данных сторон родительской любви на развитие личности ребенка, а также их взаимодополняемость. Любовь матери безусловна, она любит ребенка таким, каков он есть. Любовь отца более условна и взыскательна, он гордится реальными достоинствами и успехами ребенка. Ребенку необходимы обе стороны родительской любви, ему важно, чтобы его объективно оценивали за жизненные достижения, не менее важно, чтобы его безусловно принимали.

1. Акивис, Д. С. Отцовская любовь / Д. С. Акивис. – Москва : Профиздат, 1989. – 208 с. – (Библиотека семейного воспитания).
2. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 2008. - 21 с.
3. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: Автореф. дис. .канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 22 с.
4. Блаженной памяти старец Паисий Святогорец Слова. Том IV Семейная жизнь Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта Москва. 2003
5. Быков, Д. Отеческое : / Д. Быков // ГЕО. – 2011. – № 4. – С. 100-101.
6. Евсенкова Ю. В., Портнова А. Г. Отцовство как структурно-динамический феномен // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. — Кемерово: Кузбасвузиздат, 2004.
7. Захар Прилепин, писатель и отец четырёх детей, размышляет о том, почему семейные ценности нуждаются в защите : // Крестьянка. – 2012. – № 1. – С. 60-61
8. Зорин, К. Об истоках родительской любви / К. Зорин // Славянка. – 2008. – № 5-6. – С. 68-75.
9. Залунина, Л. М. С подростком каждый день : полезные советы для родителей / Л. М. Залунина. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 144 с.
10. Иванова И.М. Социально-педагогическая реабилитация детей в условиях приемной семьи: Автореф. дис. .канд. психол. наук. - СПб., 2007. - 20 с.
11. Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. 2-е изд. Редакция «Свет Православия», 2005. — 335 с.
12. Калинина, Г. В. Как мы любим наших детей? Стратегия семейного воспитания / Г. В. Калинина. – Москва : Лепта Книга, 2010. – 544 с.
13. Калинина, Г. Отцы и дети сегодня : папам на заметку / Г. Калинина. – Москва : Лепта Книга, 2010. – 93 с.
14. Котова, Т. Спросите маму : / Т. Котова // Здоровье школьника. – 2012. – № 1. – С. 18-19.
15. Кудрявцева, Е. Родить без мамы : / Е. Кудрявцева // Огонёк. – 2010. – № 35. – С. 30-35
16. Курганский, С. М. Без хороших отцов нет хорошего воспитания : /
С. М. Курганский // Народное образование. – 2011. – № 6. – С. 268-274.
17. Кон И. С. Психология ранней юности. М.,2003.
18. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 336 с.
19. Королев В. В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., 1992.
20. На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред.: Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. — М.: МГППУ, 2011. — 297 с.
21. Матейчек, З. Родители и дети : книга для учителя : пер. с чешско-
го / З. Матейчек. – Москва : Просвещение, 1992. – 320 с.
22. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья. - М., 2006. - 368 с.
23. Паульсен, С. Отцы и дети : / С. Паульсен // ГЕО. – 2011. № 4. – С. 88-99 : фот.
24. Письма о папах: // Фома. – 2012. – № 6. – С. 4-6.
25. Повх Ю. А. Филиппова Е. В. Образ отца и представление о будущем у младших подростков // Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции «Другое детство». — М.: МГППУ, 2009.
26. Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. Пилиповского В. Я.. М., 1991;
27. Раттер М.// Помощь трудным детям. М., 1987.
28. Регуш Л. А., Лихтарников А. Л. Подростки в эпоху перемен // Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш — Спб.: Речь, 2005.
29. Словарь Русского языка С.И. Ожегова. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.:РЯ, 1981.-816 с.
30. Святитель Феофан Затворник Спасение в семейной жизни. - М.: 1995. - 63 С.
31. Священник Александр Ильяшенко Как найти семейное счастье. - М.: 2001. - 192 С. (Серия "За советом к батюшке")
32. Священник Анатолий Гармаев Обрести себя //Свет Православия. Христианский собеседник. Издание Макариев-Решемской обители: 1999, Вып. 49. - 287 С.
33. Священник Анатолий Гармаев. От зачатия до рождения. //Свет православия. Христианский собеседник. Издание Макариев-Решемской обители: 2000. - 109 С.
34. Священник Анатолий Гармаев Пути и ошибки новоначальных: Размышления в паломническом рейсе. - Волгоград, 2001
35. Священник Алексий Грачев Когда болеют дети. - М.: 1998. - 88 С.
36. Священник Дионисий Тацис Поучения старцев. - М.: 1997. - 110 С.
37. Священник Сергий Николаев Детские секреты семьи. Крестины. - М.: 1997. - 32 С. (Серия "За советом к батюшке")
38. Священник Сергий Николаев Детское счастье. - М.: 2000. - 96 С. (Серия "За советом к батюшке")
39. Священник Тимофей, Берсенева Т.А. Жизнь по совести: Пособие для учителей и учащихся. -М.: 2001. - 205 С.
40. Спасайте детей: Поучения святителя Иннокентия, Митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. - СПб.: 1998. - 175 С.
41. Старец Паисий Святогорец Мысли о семье христианской. - М., 2001. - 63 С.
42. Семейная энциклопедия воспитания ребёнка : 3000 вопросов что делать, если... / сост. М. Г. Коляда. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 446 с.
43. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. .докт. психол. наук. - М., 2004. - 57 с.
44. Трофимова, М. Отцы и детки : / М. Трофимова // Здоровье школьника. – 2012. – № 1. – С.12-17.
45. Фурутан, А. Отцы, матери, дети : практические советы родителям : пер. с англ. / А. Фурутан – Москва : Прогресс, 1992. – 192 с.
46. Флоренская Т.А. Мир дома твоего /Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" в новой, 1997 года редакции/. - М.: 1999. - 128 С.
47. Фромм А. Азбука для родителей. -Л.: Лениздат, 1991. - 319 с.
48. Фромм Э. Искусство любви. - Минск.: ТПЦ «Политфакт», 1990. -80 с.
49. Что необходимо знать каждой матери. - М.: 2000. - 80 С.
50. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений // Вестник МГОУ Серия «Психологические науки». - М., 2010. - № 1.- С. 5-11.
51. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви. - М.\: 1997. - 480 С.
52. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. - М.: 1997. - 127 С.
53. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. - М.: 1999. - 126 С. (Библиотека журнала "воспитание школьников". Вып. 8)
54. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. - М.: 2001

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Материнство уважаемо, почитаемо. Нет большего греха, чем оскорбить материнское чувство, пренебрежительно отнестись к высокому материнскому долгу. И гораздо чаще вспоминают любовь материнскую. Её обожествляют, считают незаменимой, невосполнимой. И в этом много правды, ведь на протяжении многих и многих поколений забота о ребёнке была исключительно женским делом.
Иногда говорят, что отец больше нужен мальчику, ведь мужчина в семье – это, прежде всего, мужской характер, мужское начало, а девочка больше нуждается в матери. Но это заблуждение. Ребёнку необходима отцовская любовь. Сын и дочь одинаково нуждаются в отце. Мальчику необходимо мужское влияние, чтобы воспитать у него такие качества, как мужественность, ответственность, да и воспитание дочери – дело особое, деликатное.
При относительно активной разработке проблемы материнской любви (А. Адлер, Д. Винникот, М. Мид, В.А. Рамих, А.С. Спиваковская, Г.Г. Филиппова, Э. Фромм, А. Фрейд, 3. Фрейд, Л.Б. Шнейдер, Э, Эриксон) любовь отца является малоизученной (И.С. Кон, В.А. Рамих, Л.Б. Шнейдер, Э. Фромм).
Существуют психологические (А.С. Спиваковская) и педагогические (В.А. Сухомлинекий) трактовки понятия «родительская любовь». Наряду с понятием «родительская любовь» используется термин «принятие» (А.Я. Варга), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его ценности. Термин «эмоциональная близость» (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия-антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.
Анализ психологической литературы показывает, что остается малоизученным вопрос о психологической структуре родительской любви, ее особенностях у отцов и матерей, отсутствует эмпирически выделенные типы родительской любви, учитывающие гендерные особенности родителей, не разработаны способы целенаправленного развития родительской любви.
Проблема исследования заключается в недостаточной исследованности психологического содержания родительской любви и недостаточной разработанности проблемы ее целенаправленного развития.
Цель исследования: выявление восприятия родительской любви детьми.
Объект исследования: особенности родительской любви.
Предмет исследования: содержание родительской любви глазами детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть отцовскую любовь в психологическом и духовном аспекте.
2. Выделить отцовство как предназначение мужчины.
3. Изучить особенности материнской любви.
4. Изучить образа семьи у детей младшего возраста.
Методы исследования: Обзорно-аналитическое теоретическое исследование литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования, контент-анализ.



Введение 2
Глава 1. Отцовская любовь - психологический и духовный аспекты 4
1.1. Отцовская любовь в философском, психологическом и богословском осмыслении 4
1.2. Отцовство как предназначение мужчины 7
Глава 2. Материнская любовь и ее особенности 22
2.1. Особенности материнской любви 22
2.2.Материнская любовь как жертвенная любовь 22
2.3. Экспериментальная часть 39
Заключение 46
Список литературы 52


Таким ᅠобразом, ᅠмы ᅠрассмотрели ᅠнегативные ᅠпроявления ᅠхарактеров ᅠматерей ᅠразличных ᅠтипов ᅠи ᅠпоследствия ᅠвлияния ᅠданных ᅠчерт ᅠхарактера ᅠна ᅠразвитие ᅠи ᅠвоспитание ᅠребенка, ᅠстановление ᅠего ᅠсамооценки, ᅠформирование ᅠего ᅠличности.
Делая ᅠвывод ᅠнашего ᅠисследования, ᅠмы ᅠможем ᅠутверждать, ᅠчто ᅠобзор ᅠисследований ᅠв ᅠобласти ᅠпсихологии ᅠличности ᅠи ᅠпсихологии ᅠсемьи ᅠподтверждает ᅠтеоретическую ᅠзакономерность ᅠвлияния ᅠличностных ᅠособенностей ᅠродителей, ᅠи ᅠв ᅠчастности, ᅠматери, ᅠна ᅠповедение ᅠребенка.
Итак, ᅠособое ᅠзначение ᅠдля ᅠразвития ᅠребенка ᅠимеет ᅠего ᅠвзаимодействие ᅠс ᅠматерью. ᅠИсследователи, ᅠизучающие ᅠпроблемы ᅠматеринства ᅠ(В. ᅠН. ᅠКочубей, ᅠИ. ᅠС. ᅠКон, ᅠЕ. ᅠО. ᅠСмирнова, ᅠТ. ᅠМ. ᅠСорокина, ᅠР. ᅠВ. ᅠОвчарова ᅠи ᅠдр.) ᅠвыделяют ᅠхарактерные ᅠособенности ᅠтакого ᅠобщения ᅠи ᅠмеханизмы ᅠего ᅠвлияния ᅠна ᅠстановление ᅠпсихических ᅠфункций, ᅠэмоциональное ᅠразвитие ᅠребенка, ᅠего ᅠпознавательную ᅠактивность. ᅠВ ᅠработах ᅠбольшинства ᅠисследователей ᅠглавный ᅠакцент ᅠделается ᅠна ᅠэмоциональную ᅠсферу ᅠматери, ᅠа ᅠтакже ᅠее ᅠстиль ᅠвоспитания. ᅠЗначение ᅠэтих ᅠфакторов ᅠэкспериментально ᅠдоказано ᅠи ᅠне ᅠвызывает ᅠсомнений.
Наличие ᅠприродной ᅠдетерминированности ᅠматеринской ᅠлюбви ᅠподтверждают ᅠи ᅠисследования ᅠИ. ᅠС. ᅠКона. ᅠАвтор ᅠговорит ᅠо ᅠтом, ᅠчто ᅠродительская ᅠзабота ᅠо ᅠпотомстве ᅠимеет ᅠсвои ᅠприродные ᅠпредпосылки: ᅠобщий ᅠстиль, ᅠобразец ᅠродительского ᅠухода, ᅠкоторый ᅠгенетически ᅠзапрограммирован. ᅠГенетическая ᅠфункция ᅠсамца ᅠзаключается ᅠв ᅠтом, ᅠчтобы ᅠоплодотворить ᅠкак ᅠможно ᅠбольше ᅠсамок, ᅠпередав ᅠсвои ᅠгены ᅠпотомству, ᅠтогда ᅠкак ᅠсамка ᅠобеспечивает ᅠне ᅠтолько ᅠрождение, ᅠно ᅠи ᅠсохранение ᅠпотомства. ᅠПоскольку ᅠвскармливание ᅠи ᅠуход ᅠза ᅠмаленькими ᅠдетьми ᅠповсеместно ᅠвходит ᅠв ᅠфункции ᅠженщины, ᅠне ᅠтолько ᅠбиологи, ᅠно ᅠи ᅠмногие ᅠсоциологи, ᅠа ᅠтакже ᅠпсихологи ᅠпризнают ᅠприродные ᅠдетерминанты ᅠматеринства ᅠ[70].
Таким ᅠобразом, ᅠорганические ᅠпобуждения ᅠматери ᅠпроявляются ᅠв ᅠвиде ᅠзаботы ᅠо ᅠдетях ᅠи ᅠпоследующей ᅠлюбви ᅠк ᅠним. ᅠВыделим ᅠнекоторые ᅠфакторы, ᅠспособствующие ᅠэтому, ᅠопираясь ᅠна ᅠвзгляды ᅠА, ᅠИ ᅠЗахарова ᅠо ᅠфакторах, ᅠспособствующих ᅠсозреванию ᅠи ᅠпроявлению ᅠинстинкта ᅠматеринства ᅠ[цит. ᅠпо ᅠ173, ᅠс. ᅠ264]:
- прообраз ᅠматеринства, ᅠважность ᅠпотребности ᅠв ᅠматеринстве ᅠи ᅠотцовстве ᅠу ᅠпрародителей ᅠи ᅠродителей;
- желание ᅠиметь ᅠдетей, ᅠустановка ᅠна ᅠних;
- положительный ᅠотклик ᅠна ᅠбеременность, ᅠзаранее ᅠпланируемый ᅠдень ᅠзачатия, ᅠожидаемая ᅠзадержка ᅠмесячных, ᅠчто ᅠполучает ᅠадекватный ᅠположительный ᅠэмоциональный ᅠотклик;
- нежность ᅠк ᅠзарождающейся ᅠжизни, ᅠпервое ᅠшевеление ᅠплода ᅠсоздает ᅠволнующее ᅠощущение ᅠсопричастности, ᅠжелание ᅠбыть ᅠс ᅠребенком;
- чувство ᅠжалости ᅠи ᅠсострадания ᅠк ᅠребенку, ᅠпервый ᅠкрик ᅠноворожденного ᅠвызывает ᅠу ᅠматери ᅠкак ᅠу ᅠтворца ᅠновой ᅠжизни ᅠчувство ᅠогромной ᅠрадости, ᅠоблегчения ᅠи ᅠудовлетворения ᅠот ᅠзавершения ᅠродов;
- чувство ᅠблизости ᅠс ᅠребенком, ᅠпервое ᅠприкладывание ᅠк ᅠгруди ᅠозначает ᅠпервый ᅠопыт ᅠсоучастия ᅠв ᅠжизни ᅠребенка, ᅠблизость ᅠчувств ᅠи ᅠнепосредственность ᅠощущений;
- эмоциональная ᅠотзывчивость ᅠматери, ᅠпервая ᅠулыбка, ᅠдоброжелательное, ᅠлюбящее ᅠотношение ᅠвзрослых ᅠсоздает ᅠэмоциональный ᅠконтакт ᅠмежду ᅠматерью ᅠи ᅠребенком.
Перечисленные ᅠфакторы ᅠспособствуют ᅠвозникновению ᅠорганических ᅠпотребностей ᅠматери, ᅠкоторые ᅠв ᅠпоследствии ᅠпроявляются ᅠв ᅠвиде ᅠзаботы ᅠи ᅠпоследующей ᅠлюбви ᅠк ᅠребенку.
Наше исследование показало что важной особенностью детей, не посещающих воскресную школу (90 %) является то, что семья им нужна для достижения определенных целей и задач (семья как средство удовлетворения желаний) но при этом 13 % детей много пишут о том, что принимают семью такой, какая она есть.
Описывая семью, практически все дети (94 %) не посещающие воскресную школу часто создают позитивный образ мамы, а 30 % - позитивный образ папы. В любом случае позитивный образ мамы более значим для детей, не посещающих воскресную школу. Следует отметить, что большинство детей (57 %) не посещающих воскресную школу описывают позитивный образ брата/сестры своего пола, а негативный образ брата/сестры противоположного пола описывают всего 7 %. При этом эмоциональные отношения с мамой более важны для детей (90 %) не посещающих воскресную школу.
Дети младшие школьники не посещающие воскресную школу (27 % респондентов) часто в своих сочинениях описывают, что родители их ругают на первое место для них выходит совместное времяпрепровождение с братом/ сестрой, об этом часто пишут 37 % детей, а время с мамой часто описывают только 19 % детей. Мы видим истинную эмоциональную информацию, понимаем, насколько для детей не посещающих воскресную школу значимо общение со своими братьями/ сестрами, а уж потом только - общение с мамой.
Скрытая эмоциональная информация проявляется у небольшого количества детей, но и здесь мы видим, что более значимо отсутствие возможности или желания брата/ сестры проводить свое свободное время с ребенком (у 6 % детей).
Ситуация с распределением положительных и отрицательных эмоций в сочинении говорит о том, что дети этого возраста не стараются скрыть эмоциональную информацию, а описывают. Отрицательные эмоции встречаются редко у 46 % детей и лишь у 7 % детей они наблюдаются часто.
Большая часть детей не посещающих воскресную школу (60 %), пишут о том, что проводят свой досуг дома, а 36 % рассказывают о своем досуге вне дома.
Общение с членами семьи у 36 % детей упоминается чаще, чем остальные способы совместного досуга. При этом 15 % детей пишут о творческих занятиях, а редко упоминают о творческих занятиях 24 % детей.
Оздоровительные занятия (прогулки, походы и т. д.) описывает 35 %, из них большая часть (31 %) пишут об этом способе досуга, но редко, и всего 4 % пишут об оздоровительных мероприятиях часто.
Проанализировав 4 основные критерия изучения эмоциональной среды семьи, мы обнаружили, что у детей, посещающих воскресную школу она имеет ряд особенностей.
Дети посещающие воскресную школу склонны чаще проводить досуг дома. При этом досуг достаточно разнообразен, но больше всего дети описывают общение друг с другом и с родителями. Положительные эмоции присутствуют у всех детей без исключения, а у большинства (93 %) они встречаются часто. Анализ же положительных эмоций показал, что они представлены очень разнообразно: радость (у 91 % детей), счастье (87 %), любовь (84 %), дружба (73 %), смех / веселье (63 %), доброта (60 %), поддержка /помощь (53 %).
Определенной тенденции, характерной для большинства детей данной группы, в наличии каких-то отрицательных эмоций не наблюдается, отрицательные эмоции присутствуют часто только у малого количества (7 %) детей.
Печаль часто присутствует у 12 % детей, так же часто встречается страх у 10 % детей, гнев, агрессия и ревность у 6 % детей.
В сочинениях дети в основном транслировали истинную эмоциональную информацию.
Таким образом, эмоциональная среда семьи дети, которых посещают воскресную школу, включает совместную деятельность детей и родителей, а также братьев и сестер.
Выявлены особенности эмоциональной среды семьи не посещающих воскресную школу.
1) Дети младшего школьного возраста не посещающие воскресную школу имеют разнообразный досуг, но проводят свое свободное время чаще дома. Для них наиболее важным является позитивный образ мамы, а лишь потом папы, эмоциональные отношения с мамой их также волнуют больше, чем с папой. Обследуемые дети чаще описывают и позитивный и негативный образ брата/сестры своего пола. Рассказывая о семье, они больше используют словосочетание «моя семья», местоимение «мы» применяется чаще, чем местоимение «я». Это может говорить о том, что они объединяют себя с другими членами семьи, нет чувства отчужденности.
Большинство детей младших школьников транслируют истинную эмоциональную информацию. В целом дети младшие школьники при описании своей семьи используют положительные эмоции (радость, счастье и любовь), но, достаточно часто у них встречается также и печаль.
Проведенное исследование показало, что дети, не посещающие воскресную школу испытывая несформированность или нарушение чувства привязанности, доверия к миру, стремится удовлетворить потребность в близости в семье. Однако семья не всегда может полностью насытить потребности ребенка в близости с членами семьи, что может стать причиной нарушения адаптации проживания в ней ребенка.
Таким образом, материнская и отцовская любовь оказывает большое влияние на формирование личности ребенка,в частности духовный аспект.
Материнская любовь обеспечивает у ребенка наличие уверенности в окружающем мире и себе, отцовская любовь обеспечивает чувство безопасности и защищенности. Для материнской и отцовской любви характерны особенности, обусловленные гендерными различиями мужчин и женщин.
Считаем, что материнская и отцовская любовь не должна препятствовать взрослению ребенка, не должна извлекать выгоду из его беспомощности. Одной из основных задач родителей должно быть стремление к тому, чтобы их ребенок стал самостоятельным и в последствии отделился от них. При исследовании феномена родительской любви необходимо учитывать специфику любви отца и любви матери, особенности влияния данных сторон родительской любви на развитие личности ребенка, а также их взаимодополняемость. Любовь матери безусловна, она любит ребенка таким, каков он есть. Любовь отца более условна и взыскательна, он гордится реальными достоинствами и успехами ребенка. Ребенку необходимы обе стороны родительской любви, ему важно, чтобы его объективно оценивали за жизненные достижения, не менее важно, чтобы его безусловно принимали.

1. Акивис, Д. С. Отцовская любовь / Д. С. Акивис. – Москва : Профиздат, 1989. – 208 с. – (Библиотека семейного воспитания).
2. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 2008. - 21 с.
3. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: Автореф. дис. .канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 22 с.
4. Блаженной памяти старец Паисий Святогорец Слова. Том IV Семейная жизнь Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта Москва. 2003
5. Быков, Д. Отеческое : / Д. Быков // ГЕО. – 2011. – № 4. – С. 100-101.
6. Евсенкова Ю. В., Портнова А. Г. Отцовство как структурно-динамический феномен // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. — Кемерово: Кузбасвузиздат, 2004.
7. Захар Прилепин, писатель и отец четырёх детей, размышляет о том, почему семейные ценности нуждаются в защите : // Крестьянка. – 2012. – № 1. – С. 60-61
8. Зорин, К. Об истоках родительской любви / К. Зорин // Славянка. – 2008. – № 5-6. – С. 68-75.
9. Залунина, Л. М. С подростком каждый день : полезные советы для родителей / Л. М. Залунина. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 144 с.
10. Иванова И.М. Социально-педагогическая реабилитация детей в условиях приемной семьи: Автореф. дис. .канд. психол. наук. - СПб., 2007. - 20 с.
11. Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. 2-е изд. Редакция «Свет Православия», 2005. — 335 с.
12. Калинина, Г. В. Как мы любим наших детей? Стратегия семейного воспитания / Г. В. Калинина. – Москва : Лепта Книга, 2010. – 544 с.
13. Калинина, Г. Отцы и дети сегодня : папам на заметку / Г. Калинина. – Москва : Лепта Книга, 2010. – 93 с.
14. Котова, Т. Спросите маму : / Т. Котова // Здоровье школьника. – 2012. – № 1. – С. 18-19.
15. Кудрявцева, Е. Родить без мамы : / Е. Кудрявцева // Огонёк. – 2010. – № 35. – С. 30-35
16. Курганский, С. М. Без хороших отцов нет хорошего воспитания : /
С. М. Курганский // Народное образование. – 2011. – № 6. – С. 268-274.
17. Кон И. С. Психология ранней юности. М.,2003.
18. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 336 с.
19. Королев В. В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., 1992.
20. На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред.: Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. — М.: МГППУ, 2011. — 297 с.
21. Матейчек, З. Родители и дети : книга для учителя : пер. с чешско-
го / З. Матейчек. – Москва : Просвещение, 1992. – 320 с.
22. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья. - М., 2006. - 368 с.
23. Паульсен, С. Отцы и дети : / С. Паульсен // ГЕО. – 2011. № 4. – С. 88-99 : фот.
24. Письма о папах: // Фома. – 2012. – № 6. – С. 4-6.
25. Повх Ю. А. Филиппова Е. В. Образ отца и представление о будущем у младших подростков // Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции «Другое детство». — М.: МГППУ, 2009.
26. Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. Пилиповского В. Я.. М., 1991;
27. Раттер М.// Помощь трудным детям. М., 1987.
28. Регуш Л. А., Лихтарников А. Л. Подростки в эпоху перемен // Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш — Спб.: Речь, 2005.
29. Словарь Русского языка С.И. Ожегова. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.:РЯ, 1981.-816 с.
30. Святитель Феофан Затворник Спасение в семейной жизни. - М.: 1995. - 63 С.
31. Священник Александр Ильяшенко Как найти семейное счастье. - М.: 2001. - 192 С. (Серия "За советом к батюшке")
32. Священник Анатолий Гармаев Обрести себя //Свет Православия. Христианский собеседник. Издание Макариев-Решемской обители: 1999, Вып. 49. - 287 С.
33. Священник Анатолий Гармаев. От зачатия до рождения. //Свет православия. Христианский собеседник. Издание Макариев-Решемской обители: 2000. - 109 С.
34. Священник Анатолий Гармаев Пути и ошибки новоначальных: Размышления в паломническом рейсе. - Волгоград, 2001
35. Священник Алексий Грачев Когда болеют дети. - М.: 1998. - 88 С.
36. Священник Дионисий Тацис Поучения старцев. - М.: 1997. - 110 С.
37. Священник Сергий Николаев Детские секреты семьи. Крестины. - М.: 1997. - 32 С. (Серия "За советом к батюшке")
38. Священник Сергий Николаев Детское счастье. - М.: 2000. - 96 С. (Серия "За советом к батюшке")
39. Священник Тимофей, Берсенева Т.А. Жизнь по совести: Пособие для учителей и учащихся. -М.: 2001. - 205 С.
40. Спасайте детей: Поучения святителя Иннокентия, Митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. - СПб.: 1998. - 175 С.
41. Старец Паисий Святогорец Мысли о семье христианской. - М., 2001. - 63 С.
42. Семейная энциклопедия воспитания ребёнка : 3000 вопросов что делать, если... / сост. М. Г. Коляда. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 446 с.
43. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. .докт. психол. наук. - М., 2004. - 57 с.
44. Трофимова, М. Отцы и детки : / М. Трофимова // Здоровье школьника. – 2012. – № 1. – С.12-17.
45. Фурутан, А. Отцы, матери, дети : практические советы родителям : пер. с англ. / А. Фурутан – Москва : Прогресс, 1992. – 192 с.
46. Флоренская Т.А. Мир дома твоего /Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" в новой, 1997 года редакции/. - М.: 1999. - 128 С.
47. Фромм А. Азбука для родителей. -Л.: Лениздат, 1991. - 319 с.
48. Фромм Э. Искусство любви. - Минск.: ТПЦ «Политфакт», 1990. -80 с.
49. Что необходимо знать каждой матери. - М.: 2000. - 80 С.
50. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений // Вестник МГОУ Серия «Психологические науки». - М., 2010. - № 1.- С. 5-11.
51. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви. - М.\: 1997. - 480 С.
52. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. - М.: 1997. - 127 С.
53. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. - М.: 1999. - 126 С. (Библиотека журнала "воспитание школьников". Вып. 8)
54. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. - М.: 2001

Купить эту работу

отцовская иматеринская любовь;психологический и духовный аспект

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

9 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽