Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

особенности лексического строя речи у детей с психической депривацией и пути его коррекции

  • 94 страниц
  • 2015 год
  • 192 просмотра
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Дошкольный возраст представляет собой самый ответственный период жизни человека, поскольку именно на это время приходится формирование наиболее фундаментальных способностей, которые определяют особенности онтогенеза. Их становление ставит перед взрослыми адекватные задачи по созданию определённых условий для общения и приобщения к совместным действиям [1].
От особенностей развития речи зависит становление многих мыслительных процессов, определяющих личностные характеристики ребёнка. Сегодня к речи относятся, главным образом, как к главному средству, обеспечивающее взаимодействие и сотрудничество людей [12].
Образование на ступени дошкольных учреждений представляет собой неотъемлемую составляющую непрерывного обучения. Как раз с детского сада начинается формирование лексического словаря речи: дошкольник начинает играть роль активного коммуникатора со сверстниками, на первых занятиях, групповых играх, в ходе целенаправленной подготовке к школе и т.д.
Многие учёные (Г.А. Волкова [4], М.Я. Ярмакович [4], Н.М. Дворянцева [7], И.А. Залысина [9], Е.Ю. Смирнова [9], Л.В. Боханова [2], Г.М. Землянухина [11], М.И. Лисина [11], М.А. Илюк [13, 14, 15], Л.В. Лопатина [19], Е.В. Бордовская [19] и др.) отмечают особенности развития речи детей в условия психической депривации. У детей в условиях депривации отмечается недоразвитие всех компонентов речевой системы [2]. У детей, которые воспитываются в детских домах, имеются нервно-психические заболевания, детей наблюдаются множественные речевые отклонения [7]. М.И. Лисина, Т.М. Землянухина, говоря об особенностях общения детей, обучающихся в детских домах, отмечают резкое снижение их познавательной активности и стойкую задержку всех психических функций [11].
Объект исследования: словарь дошкольников 5-6 лет.
Предмет исследования: особенности лексики у дошкольников 5-6 лет с психической депривацией.
Гипотеза: учитывая специфику социальных условий, в которых воспитываются дети с психической депривацией, можно предположить, что формирование лексикона дошкольников, воспитывающихся в детском доме, будет иметь количественные отличия и качественное своеобразие по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье.
Цель исследования: выявить уровень сформированности лексики у детей, воспитывающихся в семье и с психической депривацией.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Анализ специальной психологической, педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования лексики у дошкольников
3. Проведение констатирующего эксперимента.
4. Сравнительный анализ результатов эксперимента.
5. Разработка методических рекомендаций по развитию лексического строя у детей с психической депривацией.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений о характере и своеобразии лексики у дошкольников старшего возраста с психической депривацией.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть оформлены в виде методических рекомендаций по коррекции особенностей нарушений лексики у дошкольников с психической депривацией и организации коррекционно-развивающей работы с детьми.
Методы исследования:
• Эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент, метод диагностических заданий.
• Организационные: сравнительные.
• Интерпретационные: метод логического анализа.
• Количественный и качественный анализ полученных данных.
Положение, выносимое на защиту:
1. У детей с психической депривацией имеются особенности формирования лексической стороны речи: недоразвитие семантической структуры значения слов, низкий уровень организации лексико-семантических полей и несовершенство процесса поиска слова.
2. Для развития лексики у детей с психической депривацией необходима специальная коррекционная работа.




Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ 6
1.1. Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования состояниям лексики у дошкольников с психической депривацией 6
1.2. Развитие лексики в онтогенезе 9
1.3. Особенности речевого развития детей с психической депривацией 17
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 20
2.1. Научно-теоретические основы экспериментального исследования, цель, задачи и организация исследования 20
2.2. Методика исследования состояния лексики у старших 22
дошкольников 22
Выводы по главе 2 29
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ И ИХ СВЕРСТНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ 30
Выводы по главе 3 52
ГЛАВА IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ 54
4.1. Основные направления, задачи и технологии работы по коррекции нарушений лексического строя речи 54
4.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений лексического строя речи 57
Выводы по главе 4 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 96



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многочисленные исследователи(Г.А. Волкова, М.Я. Ярмакович, Н.М. Дворянцева, И.А. Залысина, Е.Ю. Смирнова, Л.В. Боханова, Г.М. Землянухина, М.И. Лисина, М.А. Илюк и др.), занимающиеся изучением речи детей с психической депривацией, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затрагивают различные стороны психической деятельности, отмечают особенности развития речи детей в условия психической депривации. У детей в условиях депривации отмечается недоразвитие всех компонентов речевой системы. Уже в дошкольном возрасте дети с психической депривацией не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
Частое распространение нарушений лексики и других форм нарушений речи в настоящее время ставит перед логопедией проблему поиска оптимальных путей коррекции этой речевой патологии. Лексические нарушения, присущие психической депривации, оказывают неблагоприятное влияние на развитие речи.
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что основные компоненты: звуковая сторона речи, фонематические процессы, лексика, грамматический строй речи имеют большое значение для коммуникативной функции речи и для выражения эмоционального состояния человека. В случаях нарушения значительно снижает коммуникативные возможности детей, затрудняется формирование речи в целом, что препятствует гармоничному развитию личности.
Поэтому исследование нарушений лексики у дошкольников с психической депривацией представляется перспективным и может иметь определённую практическую ценность.
Анализ литературных данных (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. и др.) позволил уточнить современные представления о лексических компонентах речи.
Анализ литературных данных позволил сделать вывод о том, что в структуре речевого дефекта при психической депривации ведущим нарушением является неточность употребления слов и недоразвитие артикуляции, поэтому большое значение имеет создание комплексной методики исследование особенностей лексических компонентов речи у дошкольников.
Методика констатирующего эксперимента носила системный характер и была направлена на выявление особенностей лексических компонентов речи у дошкольников с психической депривацией.
Результаты проведённого констатирующего эксперимента показали, что нарушения лексики у дошкольников с психической депривацией, очень распространены и качественно неоднородны, значительно затрудняют развитие речи.
В зависимости от степени выраженности и характера недоразвития лексики, были выделены две группы детей с психической депривацией. Низкий уровень сформированности лексики был отмечен у 9 детей с психической депривацией. Во вторую подгруппу – средний уровень развития лексики – вошли 6 детей с психической депривацией.
Полученные в констатирующем эксперименте данные и современные представления науки о семантической структуре слова легли в основу разработанной системы коррекционного обучения, направленной на формирование словаря у детей с психической депривацией. Для формирования лексического запаса по всем направлениям определены приемы работы, подобран и систематизирован лексический материал.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента указанные теоретические положения, мы определили следующие направления логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с психической депривацией с низким уровнем развития лексики:
1) увеличение лексического запаса;
2) развитие компонентов значения слова (денотативного, сигнификативного, коннотативного, контекстуального) значений слов;
3) формирование парадигматических и синтагматических связей слова; организация лексико-семантических полей.
Выделение этих направлений способствует осознанию языковых процессов. Однако, их разграничение является условным, так как в процессе работы формирования словаря указанные направления тесно взаимосвязаны.
В рамках выделенных нами направлений работы рекомендуем использовать следующие упражнения:
- классификация предметов
- работа с прилагательными
- работа с глаголами
- работа с суффиксами
- развитие лексической системности
Нами были выделены направления для развития лексики детей психической депривацией со средним уровнем:
1. Уточнение и расширение лексического значения слова:
- уточнение семантики слова;
- организация семантического поля;
- определение парадигматических связей слова в данном семантическом поле.
2. Закрепление и активизация слова в связной речи, формирование синтагматических связей.
В рамках выделенных нами направлений работы рекомендуем использовать следующие упражнения:
- работа над антонимами
- работа над синонимами
- работа над многозначностью слов
- формирование парадигматических и синтагматических связей слова (работа над глаголами, работа над прилагательными, уточнение синтагматических связей, знакомство с различными способами словообразования)
Таким образом, мы экспериментально подтвердили гипотезу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с психической депривацией с малым объемом словаря, неточностью употребления и понимания слов имеют место недоразвитие семантической структуры значения слов, низкий уровень организации лексико-семантических полей, несовершенство процесса поиска слова, учёт которых позволит осуществлять более дифференцированный подход в процессе коррекции речи этих детей.
Цель исследования достигнута, задачи решены.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464 с
2. Боханова Л.В. О развитии речи старших дошкольников детского дома // Дефектология. 1992. № 2-3.- С. 36 – 43
3. Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. – М., 1977. – 312 с
4. Волкова Г.А., Ярмакович М.Я. Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи в условиях дошкольного детского дома // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых / Под ред. Г.А. Волковой. – Л., 1987. – С. 7
5. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. – М., 1957. – 410 с
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб., 2007. – 471 с.
7. Дворянцева Н.М. О состоянии здоровья детей-воспитанников семейных детских домов // Актуальные проблемы современного детства. – М., 1992. – С. 72 – 85
8. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека / А.А. Залевская. – Воронеж, 1990. – 208 с
9. Залысина И.А, Смирнова Е.Ю. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1985. № 4. –т С. 31 – 37
10. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972. – 23 с
11. Землянухина Г.М., Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1992. – С. 36 – 59
12. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. — М., 1989. – 286 с
13. Илюк М.А. К проблеме воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями в дошкольном детском доме // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. – Л., - С. 153 – 155
14. Илюк М.А. Методика логопедической работы с детьми дошкольного возраста в детском доме // Нарушения речи, методы изучения и коррекция. – СПб., 1993. – С. 72
15. Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме. – М., 2008. – 210 с
16. Клименко А.П. Вопросы психолингвистического изучения се-мантики. - Минск, 1970. – 206 с
17. Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. – М., 1976. - С. 7-56
18. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М., 1969. — 214 с. - http://www.rowanleaf.net/?page_id=40
19. Лопатина Л.В., Бордовская Е.В. Особенности формирования лексики детей в условиях психической депривации // Онтогенез речевой деятельности. – М., 1999. – С. 432 - 436
20. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов н/Д., 1998. – 416 с
21. Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л.А. Новиков. – М., 1982. – 272 с
22. Овчинникова И.Г. Ассоциации и высказывание: структура и семантика. - Пермь, 1994. - 124 с
23. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М., 1995. – 560 с
24. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией. – СПб., 2009. – 224 с
25. Телия В.Н. Типы языковых значений. Связное значение слова в языке / В.Н. Телия. – М., 1981. – 270 с
26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного воз-раста). – М., 1988
27. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова. – М., 1989. – 192 с
28. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1989. - 42 с
29. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М., 2000. – 240 с.
30. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 240 – 250
31. Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелёв. – М., 2006. – 280 с
32. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста: из книги В. Штерна: учение / В. Штерн. – М., 2009. - С. 80-87
33. Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М., 1958. - 115 с. - http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Дошкольный возраст представляет собой самый ответственный период жизни человека, поскольку именно на это время приходится формирование наиболее фундаментальных способностей, которые определяют особенности онтогенеза. Их становление ставит перед взрослыми адекватные задачи по созданию определённых условий для общения и приобщения к совместным действиям [1].
От особенностей развития речи зависит становление многих мыслительных процессов, определяющих личностные характеристики ребёнка. Сегодня к речи относятся, главным образом, как к главному средству, обеспечивающее взаимодействие и сотрудничество людей [12].
Образование на ступени дошкольных учреждений представляет собой неотъемлемую составляющую непрерывного обучения. Как раз с детского сада начинается формирование лексического словаря речи: дошкольник начинает играть роль активного коммуникатора со сверстниками, на первых занятиях, групповых играх, в ходе целенаправленной подготовке к школе и т.д.
Многие учёные (Г.А. Волкова [4], М.Я. Ярмакович [4], Н.М. Дворянцева [7], И.А. Залысина [9], Е.Ю. Смирнова [9], Л.В. Боханова [2], Г.М. Землянухина [11], М.И. Лисина [11], М.А. Илюк [13, 14, 15], Л.В. Лопатина [19], Е.В. Бордовская [19] и др.) отмечают особенности развития речи детей в условия психической депривации. У детей в условиях депривации отмечается недоразвитие всех компонентов речевой системы [2]. У детей, которые воспитываются в детских домах, имеются нервно-психические заболевания, детей наблюдаются множественные речевые отклонения [7]. М.И. Лисина, Т.М. Землянухина, говоря об особенностях общения детей, обучающихся в детских домах, отмечают резкое снижение их познавательной активности и стойкую задержку всех психических функций [11].
Объект исследования: словарь дошкольников 5-6 лет.
Предмет исследования: особенности лексики у дошкольников 5-6 лет с психической депривацией.
Гипотеза: учитывая специфику социальных условий, в которых воспитываются дети с психической депривацией, можно предположить, что формирование лексикона дошкольников, воспитывающихся в детском доме, будет иметь количественные отличия и качественное своеобразие по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье.
Цель исследования: выявить уровень сформированности лексики у детей, воспитывающихся в семье и с психической депривацией.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Анализ специальной психологической, педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования лексики у дошкольников
3. Проведение констатирующего эксперимента.
4. Сравнительный анализ результатов эксперимента.
5. Разработка методических рекомендаций по развитию лексического строя у детей с психической депривацией.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений о характере и своеобразии лексики у дошкольников старшего возраста с психической депривацией.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть оформлены в виде методических рекомендаций по коррекции особенностей нарушений лексики у дошкольников с психической депривацией и организации коррекционно-развивающей работы с детьми.
Методы исследования:
• Эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент, метод диагностических заданий.
• Организационные: сравнительные.
• Интерпретационные: метод логического анализа.
• Количественный и качественный анализ полученных данных.
Положение, выносимое на защиту:
1. У детей с психической депривацией имеются особенности формирования лексической стороны речи: недоразвитие семантической структуры значения слов, низкий уровень организации лексико-семантических полей и несовершенство процесса поиска слова.
2. Для развития лексики у детей с психической депривацией необходима специальная коррекционная работа.




Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ 6
1.1. Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования состояниям лексики у дошкольников с психической депривацией 6
1.2. Развитие лексики в онтогенезе 9
1.3. Особенности речевого развития детей с психической депривацией 17
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 20
2.1. Научно-теоретические основы экспериментального исследования, цель, задачи и организация исследования 20
2.2. Методика исследования состояния лексики у старших 22
дошкольников 22
Выводы по главе 2 29
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ И ИХ СВЕРСТНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ 30
Выводы по главе 3 52
ГЛАВА IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ 54
4.1. Основные направления, задачи и технологии работы по коррекции нарушений лексического строя речи 54
4.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений лексического строя речи 57
Выводы по главе 4 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 96



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многочисленные исследователи(Г.А. Волкова, М.Я. Ярмакович, Н.М. Дворянцева, И.А. Залысина, Е.Ю. Смирнова, Л.В. Боханова, Г.М. Землянухина, М.И. Лисина, М.А. Илюк и др.), занимающиеся изучением речи детей с психической депривацией, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затрагивают различные стороны психической деятельности, отмечают особенности развития речи детей в условия психической депривации. У детей в условиях депривации отмечается недоразвитие всех компонентов речевой системы. Уже в дошкольном возрасте дети с психической депривацией не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
Частое распространение нарушений лексики и других форм нарушений речи в настоящее время ставит перед логопедией проблему поиска оптимальных путей коррекции этой речевой патологии. Лексические нарушения, присущие психической депривации, оказывают неблагоприятное влияние на развитие речи.
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что основные компоненты: звуковая сторона речи, фонематические процессы, лексика, грамматический строй речи имеют большое значение для коммуникативной функции речи и для выражения эмоционального состояния человека. В случаях нарушения значительно снижает коммуникативные возможности детей, затрудняется формирование речи в целом, что препятствует гармоничному развитию личности.
Поэтому исследование нарушений лексики у дошкольников с психической депривацией представляется перспективным и может иметь определённую практическую ценность.
Анализ литературных данных (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. и др.) позволил уточнить современные представления о лексических компонентах речи.
Анализ литературных данных позволил сделать вывод о том, что в структуре речевого дефекта при психической депривации ведущим нарушением является неточность употребления слов и недоразвитие артикуляции, поэтому большое значение имеет создание комплексной методики исследование особенностей лексических компонентов речи у дошкольников.
Методика констатирующего эксперимента носила системный характер и была направлена на выявление особенностей лексических компонентов речи у дошкольников с психической депривацией.
Результаты проведённого констатирующего эксперимента показали, что нарушения лексики у дошкольников с психической депривацией, очень распространены и качественно неоднородны, значительно затрудняют развитие речи.
В зависимости от степени выраженности и характера недоразвития лексики, были выделены две группы детей с психической депривацией. Низкий уровень сформированности лексики был отмечен у 9 детей с психической депривацией. Во вторую подгруппу – средний уровень развития лексики – вошли 6 детей с психической депривацией.
Полученные в констатирующем эксперименте данные и современные представления науки о семантической структуре слова легли в основу разработанной системы коррекционного обучения, направленной на формирование словаря у детей с психической депривацией. Для формирования лексического запаса по всем направлениям определены приемы работы, подобран и систематизирован лексический материал.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента указанные теоретические положения, мы определили следующие направления логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с психической депривацией с низким уровнем развития лексики:
1) увеличение лексического запаса;
2) развитие компонентов значения слова (денотативного, сигнификативного, коннотативного, контекстуального) значений слов;
3) формирование парадигматических и синтагматических связей слова; организация лексико-семантических полей.
Выделение этих направлений способствует осознанию языковых процессов. Однако, их разграничение является условным, так как в процессе работы формирования словаря указанные направления тесно взаимосвязаны.
В рамках выделенных нами направлений работы рекомендуем использовать следующие упражнения:
- классификация предметов
- работа с прилагательными
- работа с глаголами
- работа с суффиксами
- развитие лексической системности
Нами были выделены направления для развития лексики детей психической депривацией со средним уровнем:
1. Уточнение и расширение лексического значения слова:
- уточнение семантики слова;
- организация семантического поля;
- определение парадигматических связей слова в данном семантическом поле.
2. Закрепление и активизация слова в связной речи, формирование синтагматических связей.
В рамках выделенных нами направлений работы рекомендуем использовать следующие упражнения:
- работа над антонимами
- работа над синонимами
- работа над многозначностью слов
- формирование парадигматических и синтагматических связей слова (работа над глаголами, работа над прилагательными, уточнение синтагматических связей, знакомство с различными способами словообразования)
Таким образом, мы экспериментально подтвердили гипотезу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с психической депривацией с малым объемом словаря, неточностью употребления и понимания слов имеют место недоразвитие семантической структуры значения слов, низкий уровень организации лексико-семантических полей, несовершенство процесса поиска слова, учёт которых позволит осуществлять более дифференцированный подход в процессе коррекции речи этих детей.
Цель исследования достигнута, задачи решены.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464 с
2. Боханова Л.В. О развитии речи старших дошкольников детского дома // Дефектология. 1992. № 2-3.- С. 36 – 43
3. Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. – М., 1977. – 312 с
4. Волкова Г.А., Ярмакович М.Я. Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи в условиях дошкольного детского дома // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых / Под ред. Г.А. Волковой. – Л., 1987. – С. 7
5. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. – М., 1957. – 410 с
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб., 2007. – 471 с.
7. Дворянцева Н.М. О состоянии здоровья детей-воспитанников семейных детских домов // Актуальные проблемы современного детства. – М., 1992. – С. 72 – 85
8. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека / А.А. Залевская. – Воронеж, 1990. – 208 с
9. Залысина И.А, Смирнова Е.Ю. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1985. № 4. –т С. 31 – 37
10. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972. – 23 с
11. Землянухина Г.М., Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1992. – С. 36 – 59
12. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. — М., 1989. – 286 с
13. Илюк М.А. К проблеме воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями в дошкольном детском доме // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. – Л., - С. 153 – 155
14. Илюк М.А. Методика логопедической работы с детьми дошкольного возраста в детском доме // Нарушения речи, методы изучения и коррекция. – СПб., 1993. – С. 72
15. Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме. – М., 2008. – 210 с
16. Клименко А.П. Вопросы психолингвистического изучения се-мантики. - Минск, 1970. – 206 с
17. Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. – М., 1976. - С. 7-56
18. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М., 1969. — 214 с. - http://www.rowanleaf.net/?page_id=40
19. Лопатина Л.В., Бордовская Е.В. Особенности формирования лексики детей в условиях психической депривации // Онтогенез речевой деятельности. – М., 1999. – С. 432 - 436
20. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов н/Д., 1998. – 416 с
21. Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л.А. Новиков. – М., 1982. – 272 с
22. Овчинникова И.Г. Ассоциации и высказывание: структура и семантика. - Пермь, 1994. - 124 с
23. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М., 1995. – 560 с
24. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией. – СПб., 2009. – 224 с
25. Телия В.Н. Типы языковых значений. Связное значение слова в языке / В.Н. Телия. – М., 1981. – 270 с
26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного воз-раста). – М., 1988
27. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова. – М., 1989. – 192 с
28. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1989. - 42 с
29. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М., 2000. – 240 с.
30. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 240 – 250
31. Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелёв. – М., 2006. – 280 с
32. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста: из книги В. Штерна: учение / В. Штерн. – М., 2009. - С. 80-87
33. Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М., 1958. - 115 с. - http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm

Купить эту работу

особенности лексического строя речи у детей с психической депривацией и пути его коррекции

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

25 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽