Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности духовно-нравственного окормления детей 10-12 лет на приходе

  • 74 страниц
  • 2015 год
  • 214 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Во все века люди высоко ценили нравственно духовное воспитание. Глубокое социально-экономическое преобразование, происходящее в современном обществе, заставляет нас размышлять о будущем России, о молодежи. В настоящее время подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Духовное воспитание является одной из форм развития личности, одновременно является аспектом других элементов воспитания, а также формирование мировоззрения личности. Особенность такого воспитания заключается в том, что его конечной целью является гармоническое развитие личности. Духовное воспитание направлено на активную творческую способность человека, на повышение его общей культуры. В настоящее время духовное воспитание приобретает особое значение. Духовное воспитание - это эстетическое, нравственное становление личности человека, проявляющее через религию, архитектуру, музыку, театр, живопись, и т. д.
Воскресные школы ставят для себя задачу в подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение данной задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности подростка.
Проблема духовно-нравственного окормления в нашем обществе стоит как никогда остро. Одной из причин этого является абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. В настоящее время в средствах массовой информации мы слышим разрушительную антидуховную пропаганду, что является одной из причин снижения нравственности, а также угрожает психологическому здоровью человека.
Люди осознанно приходят к тому, что для духовного возрождения недостаточно только знаний, получаемых из традиционного образования. Никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
В современном мире педагогическая общественность, интеллигенция бурно обсуждает вопрос: «Каким быть духовно-нравственному воспитанию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём?».
Проблема нашего исследования это создание условий для духовно-нравственного окормления подростков на приходе.
Целью дипломной работы является: изучение возможностей духовно-нравственного воспитания детей подросткового возраста на приходе.
Предметом данной работы является: духовно-нравственное воспитание подростков на приходе.
Объект исследования: развитие духовно-нравственных качеств личности подростков 10-12 лет.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания детей подросткового возраста в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания подростков.
3. Провести исследование и интерпретировать полученные результаты.
4. Разработать программу развития духовно-нравственных качеств подростков.
Методы исследования:
• изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;
• опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание детей подростков 10-12 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.


Введение 2
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности подростка 5
1.1. Понятия «духовность» и «нравственность» в отечественной философской и психолого-педагогической литературе 5
1.2.Методы и приемы духовно-нравственного воспитания подростков 15
1.3.Духовно-нравственное воспитание учеников в церковно-приходской школе 22
Глава 2. Изучение уровня развития духовно-нравственных качеств у детей подросткового возраста 49
2.1 Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности детей подросткового возраста 49
2.2 Работа по духовно – нравственному воспитанию на в воскресной школе 57
2.3 Анализ результатов 67
Заключение 72
Список литературы 74


Заключение
Теоретическое исследование духовно-нравственного окормления детей 10-12 лет на приходе определило степень изученности выбранной темы, доказало ее актуальность.
Проанализировав результаты эксперимента по теме исследования, проведя анализ результатов экспериментальной проверки основных целей нашего исследования, эффективности духовно-нравственного окормления как средства формирования духовно-нравственных ценностей детей, можно сделать следующие обобщения.
Представленные данные показывают, что в целом наблюдается положительная динамика уровня нравственной воспитанности подростков воскресной школы, что свидетельствует об эффективности процесса реализации педагогического потенциала школы. Таким образом, можно сделать вывод, что качество воспитательной деятельности педагогов по школе имеет позитивный и стабильный характер.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
для формирования субъективно-значимого опыта приобщения к ценностям православия используется многообразие форм внеклассной работы с учащимися, способствующих творческому развитию детей, умению грамотно общаться, видеть ступени своего духовного роста;
референтные группы, возникающие в условиях детских объединений, оказывают существенное влияние на формирование личности, ее поведение;
система коллективных дел, будучи динамической формой православной традиции, позволяет накапливать и совершенствовать опыт деятельности воскресных школ.
В целях повышения эффективности реализации педагогического потенциала православной воскресной школы целесообразно предложить:
Педагогическим коллективам воскресных школ совершенствовать содержание педагогического процесса через различные формы работы, включение воспитанников в творческую деятельность с активным привлечением родителей для приобретения духовного опыта.
Епархиальному отделу религиозного образования и катехизации устраивать семинарские занятия для педагогов воскресных школ, расширять и углублять взаимодействие светских и церковных образовательных учреждений, формировать культуру сотрудничества его участников на основе единой мировоззренческой позиции, православной традиции. С целью обмена опытом проводить научно-практические конференции, фестивали, конкурсы с привлечением департаментов образования, культуры, туризма и культурного наследия,
Православным духовным училищам и семинариям организовывать курсы повышения квалификации учителей воскресных школ.
Руководству вузов, факультетов и кафедр вводить спецкурсы в образовательный процесс высших учебных заведений, способствующих теоретической и методической подготовке студентов для учебно-воспитательной работы в воскресной школе и в целях развития потенциала высшей школы, а также осуществлять научное сопровождение учебно-воспитательного процесса православных воскресных школ как нового вида профессионально-педагогической деятельности.
Перспективы дальнейшей разработки темы. Исследование показало перспективность дальнейшего изучения проблемы по следующим направлениям: развитие православной традиции в семье; формирование духовно-нравственной культуры подростков; приобщение учащихся воскресных школ к ценностям отечественной культуры и т. д.


1. Агеева, А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития / А.В. Агееева // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2010. - Вып. 3. - С. 58-66.
2. Алексеев, А. В русской церкви появится единый учебник Закона Божия / А. Алексеев. - 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prichod.ru/church- documents/4124/.
3. Алфеев Иларион, игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное предание. М., 1998. С. 60.
4. Андриянов, Е.В. Нравственный идеал как предмет воспитания / Е.В. Андриянов, А.В. Деникин // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 3. - С. 220-223.
5. Аронов, А.А. Наследие А.С. Макаренко: что перечеркнуто временем? / А.А. Аронов // Мир образования - образование в мире. - М.: Московский психологосоциальный университет, 2014. - № 2. - С. 40-44.
6. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. 383 с.
7. Вахтеров, В.П. Сельские воскресные школы и повторительные классы / В.П. Вахтеров. - М.: изд. Х.М. Алчевской, 1896.- 48 с.
8. Ващенко, Г.С. Церковная школа: История развития и анализ современного состояния на примере Екатеринбургской епархии / Г.С. Ващенко.- Екатеринбург, 2008. - 47 с.
9. Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 63 с.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. чл. - кор. АПН СССР, проф. И.Т. Огородникова. Чебоксары: Чувашское кн. Изд-во, 1974. С. 76.
11. Воскресная школа по отзывам ее учеников // Вестник воспитания. - 1915. - Кн. 8. - C. 180-193.
12. Воскресные школы // Справочная книжка об устройстве и ведении бесплатных народных библиотек, народных чтений и воскресных школ. - Вологда: Типография Шлакова и Клыкова, 1903. - С. 75.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960. 500 с.
14. Деникин, А.В. Методология психолого-педагогических исследований / А.В. Деникин // Мир образования - образование в мире. - М.: Московский психологосоциальный университет, 2013. - № 2. - С. 11-17.
15. Дивногорцева С.Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. С. 88.
16. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. С.71.
17. Дронов, И.Т. Воскресные школы - очаги культуры и просвещения / И.Т. Дронов // Советская педагогика. - 1971. - № 6. - С. 112-117.
18. Дронов, И.Т. Первые воскресные школы в России / И.Т. Дронов // Вопросы истории. - 1970. - № 6. - С. 198-203.
19. Захарченко М.В. Христианство: духовная традиция в истории и культуре. СПб., 2001. 348 с.
20. Захарченко М.В., Шестун игумен Георгий, Ященко игумен Киприан. Методологические основы образовательной области «Духовно-нравственная культура» // Педагогика, 2008. № 9. С.40-46.
21. Зелененко Александр, прот. Основополагающие принципы православной педагогики и утрата их современной школой. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru. 2005
22. Зеньковский В.В. Педагогика. Клин: «Христианская жизнь», 2002. 62 с.
23. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Издат-во Свято-Владимирского Братства, 1995. 223 с.
24. Ириней Лионский, святитель. Творения. СПб.: изд-во книгопродавца Тузова, 1900. С.186.
25. Иустин, Мученик. Первая Апология // Сочинения святаго Иустина. Рус. перевод прот. П. Преображенского. - Москва, 1892. - гл. 67. - С. 98-99.
26. Карташов А.В. История Русской Церкви. В 2-х т. Т.1. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 48.
27. Ключарев Амвросий, архиепископ. О семейном счастии и христианском воспитании. М., 1997. С. 57 - 61.
28. Ковалевский, Е. П. Воскресные школы / Е.П. Ковалевский // Народное образование в России. Исторический альманах. - М.: Народное образование, 2000. С. 228-232.
29. Корабельщикова И.А. Социально-культурные условия воспитания подростков на основе православных традиций: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007. 198 с.
30. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 1999. С. 12.
31. Кошмина И.В. Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе: дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. С. 45.
32. Краткий философский словарь. /А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев [и др.] /Под ред. А.П.Алексеева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 496с. Толковый словарь русского языка'; Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю.; Изд-во: М.: Аз, 1996 г
33. Кудряшова, А.Н. Педагогический диалог православных воспитательных традиций и отечественной системы светского образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кудряшова Анна Николаевна. - Ростов-на-Дону, 2006. - 176 с.
34. Культурологические и этнопедагогические аспекты образования / Под ред. А.Г. Козловой, А.П. Тряпицыной. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. С. 69.
35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
36. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - № 3. - С.20-50.
37. Лодкина Т.В. Воспитание самостоятельности у подростков в семье: дис. ...канд. пед. наук. М., 1983. 197 с.
38. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 4-е издание. С. 52.
39. Лодкина Т.В., Марченко Л.А. Воскресная школа в контексте православной традиции: история и современность: Монография. М.: ПРО-ПРЕСС. 2012. С. 85.
40. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 58–59.
41. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова. 2000. 190 с.
42. Марченко Л.А. Обучение церковному пению в детском хоре // Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сб. науч. тр. Выпуск 3. Вологда: «Русь», 2007. С. 151.
43. Маслов Н.М. Основы русской педагогики: Православное воспитание как основа русской педагогики (по трудам схиархимандрита Иоанна Маслова). М.: Самшит-издат, 2007. С. 137.
44. Маслов С.И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. 2008. № 9. С. 49.
45. Машарова Т.В., Ходырева Е.А. Моделирование учебных ситуаций в личностно-ориентированной образовательной среде: на примере учреждений среднего профессионального образования. Екатеринбург, 2002. 98 с.
46. Медушевский В.В. Святая традиция Руси // Христианство и мир. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. "Христианство 2000". Самара, 2001. С. 308-309.
47. Мень М.А. Ценностные ориентации личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры // Мир образования - образование в мире. 2002. № 2. С. 25.
48. Мудрик А.В. Психология и воспитание. М.: МПСИ, 2006. 472 с.
49. Мудрик А.В. Психология и воспитание: Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ, 2006. С. 72.
50. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под редакцией А.А. Бодылева. Москва Воронеж, 1995. 353 с.
51. Немчикова Л.А. Постижение духовного смысла православного праздника как педагогическое условие воспитания учащихся // Герценовские чтения - 2006. Ч.
52. Никандров Н.Д. Церковь, государство, общество: соработничество ради духовно-нравственного здоровья россиян // Педагогика. 2008. № 9. С. 7.
53. Николаева Л.М. Нравственный идеал старшего школьника как цель и средство совершенствования личности: дис... канд. пед. наук. М., 1969. С.89.
54. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994. 124 с.
55. Опыт воскресной школы // Руководство для сельских пастырей. - 1860. - № 11. - С. 253-267.
56. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижев, С. Фомин. М.: Литературная учеба, 1993. - 239 с.
57. Орлинский, Евсевий (еп. Могилевский). О воспитании детей в духе христианского благочестия / Е. Орлинский. - М., 1877. - 400 с.
58. Орлова, Ю.В. Воспитательный потенциал курса «Ценности воспитания в святоотеческом наследии» / Ю.В. Орлова // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: История и современность: VI Международные Покровские образовательные чтения, октябрь, 2007 год. - Рязань, 2008. - С. 76-80.
59. Осипов, А.И. Православное понимание смысла жизни / А.И. Осипов. - Киев, 2001. - 239с.
60. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2001. - 125 с.
61. Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадского: Опыты православной педагогики. М.: Молодая гвардия. 1993. С.95-105.
62. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96
63. Пирогов, Н.И. О воскресных школах / Н.И. Пирогов // Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. - С. 301-308.
64. Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII - XX веках: Этнографические исследования и материалы / О.В. Кириченко, Х.В. Поплавская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2002. С. 69.
65. Православная жизнь русских крестьян XIX - XX веков: Итоги этнографических исследований. М.: Наука, 2001. С. 313 с.
66. Православные традиции на Европейском Севере России в XVIII - XX веках / Под ред. А.В. Камкина. Вологда, 2007. С. 5.
67. Радович Амфилохий, митрополит. Основы православного воспитания. Сборник статей. Пермь, 2000. С. 73.
68. Романов, А.А. Воспитание нравственно ценной личности (К 140-летию А.П. Нечаева) / А.А. Романов // Мир образования - образование в мире. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2010. - № 2. - С. 44-51.
69. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. 463 с.
70. Русские обычаи и обряды / Автор и составитель Н.А. Юдина. М.: Вече, 2005. С. 229.
71. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на кн. Бытия // Творения. ч. 1. с. 110
72. Свешников Владислав, протоиерей. Очерки христианской этики. М.: Лента Книга, 2010. 784 с.
73. Сикорская Л.Е. Добровольческая деятельность как сфера социализации молодежи // Под редакцией В.А. Ситарова. М.: Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2009. С. 36.
74. Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 89.
75. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 195с.
76. Сластенин В.А. Современные подходы к подготовке учителя // Педагогическое образование и наука. 2000. № 1. С. 44-51.
77. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 381 с.
78. Слободчиков, В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. -N 9.- С.33 - 39.
79. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - С. 5-10.
80. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Сочинения. М., 1994. С. 13-168.
81. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Изд. Владимирской епархии, 2000. 495 с.
82. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: Радянская школа, 1985. 557 с.
83. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные труды: В 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики. М.: Дрофа. 2005. С. 211.
84. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский // Избранные труды. - М.: Дрофа, 2005. - T.I. - 515с.
85. Фасоля, А.А. Подготовка обучающихся к невербальному общению в вузах: Сборник научных трудов / А.А. Фасоля, М.А. Кушнир // Образование - путь к успеху. Международный форум «YEES 2012». - 2012. - С. 218-221.
86. Федченко Л.В. Религиозное образование в Вологодской епархии: итоги учебного года // Православное воспитание и образование. Вып. 26. 2014.С. 5.
87. Федченко, Л.В. Религиозное образование в Вологодской епархии: итоги учебного года / Л.В. Федченко // Православное воспитание и образование. - Вып. 26. - 2013. - С. 3-7.
88. Фельдштейн Д.И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (Доклад на общем собрании Российской академии образования 29 октября 2013 года) // Мир образования - образование в мире. М.: Московский психолого-социальный университет, 2013. № 4. С. 3 - 15.
89. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.208 с.
90. Фролов А.С. Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. С. 9.
91. Чурсина Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: дис. ... канд. пед. наук.. Елец, 2001. С. 55.
92. Чурсина, Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Чурсина Элеонора Александровна. - Елец, 2001. - 150 с.
93. Шестун Георгий, игумен. Учитель должен стать звездой / Г. Шестун // Покров. - 2010. - № 2. - С. 29-31.
94. Шестун, Г еоргий, игумен. Православная педагогика / Г. Шестун. - М: ПРОПРЕСС, 2010. - 576 с.
95. Шестун, Г еоргий, игумен. Традиция как форма сохранения народа в мире / Г. Шестун // Духовно-нравственная культура: Материалы первого Фестиваля духовной культуры. - М., 2006. - С. 61-65.
96. Шестун, Георгий, игумен. Православная школа / Г. Шестун. - М.: Издательство «Воскресная школа», 2004. - 368 с.
97. Шестун, Е.В. Духовно-нравственное становление личности в православной традиции / Е.В. Шестун // Педагогика. - № 4. - 2006. -С. 53-61.
98. Экономцев игумен Иоанн. Православное образование в России // Педагогика. 1999. № 4. С. 18.
99. Экономцев, игумен Иоанн. Православное образование в России / И. Экономцев // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 15-21.
100. Ювеналий, митрополит. Православные ценности как основа воспитания // Сборник пленарных докладов XVI Международных Рождественских Образовательных чтений. - М., 2008. - С. 34-44.
101. Янушкявичене, О.Л. Духовное воспитание: история и современность / О.Л. Янушкявичене, - М.: «ПРО-ПРЕСС», 2009. - 176 с

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Во все века люди высоко ценили нравственно духовное воспитание. Глубокое социально-экономическое преобразование, происходящее в современном обществе, заставляет нас размышлять о будущем России, о молодежи. В настоящее время подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Духовное воспитание является одной из форм развития личности, одновременно является аспектом других элементов воспитания, а также формирование мировоззрения личности. Особенность такого воспитания заключается в том, что его конечной целью является гармоническое развитие личности. Духовное воспитание направлено на активную творческую способность человека, на повышение его общей культуры. В настоящее время духовное воспитание приобретает особое значение. Духовное воспитание - это эстетическое, нравственное становление личности человека, проявляющее через религию, архитектуру, музыку, театр, живопись, и т. д.
Воскресные школы ставят для себя задачу в подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение данной задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности подростка.
Проблема духовно-нравственного окормления в нашем обществе стоит как никогда остро. Одной из причин этого является абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. В настоящее время в средствах массовой информации мы слышим разрушительную антидуховную пропаганду, что является одной из причин снижения нравственности, а также угрожает психологическому здоровью человека.
Люди осознанно приходят к тому, что для духовного возрождения недостаточно только знаний, получаемых из традиционного образования. Никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
В современном мире педагогическая общественность, интеллигенция бурно обсуждает вопрос: «Каким быть духовно-нравственному воспитанию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём?».
Проблема нашего исследования это создание условий для духовно-нравственного окормления подростков на приходе.
Целью дипломной работы является: изучение возможностей духовно-нравственного воспитания детей подросткового возраста на приходе.
Предметом данной работы является: духовно-нравственное воспитание подростков на приходе.
Объект исследования: развитие духовно-нравственных качеств личности подростков 10-12 лет.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания детей подросткового возраста в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания подростков.
3. Провести исследование и интерпретировать полученные результаты.
4. Разработать программу развития духовно-нравственных качеств подростков.
Методы исследования:
• изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;
• опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание детей подростков 10-12 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.


Введение 2
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности подростка 5
1.1. Понятия «духовность» и «нравственность» в отечественной философской и психолого-педагогической литературе 5
1.2.Методы и приемы духовно-нравственного воспитания подростков 15
1.3.Духовно-нравственное воспитание учеников в церковно-приходской школе 22
Глава 2. Изучение уровня развития духовно-нравственных качеств у детей подросткового возраста 49
2.1 Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности детей подросткового возраста 49
2.2 Работа по духовно – нравственному воспитанию на в воскресной школе 57
2.3 Анализ результатов 67
Заключение 72
Список литературы 74


Заключение
Теоретическое исследование духовно-нравственного окормления детей 10-12 лет на приходе определило степень изученности выбранной темы, доказало ее актуальность.
Проанализировав результаты эксперимента по теме исследования, проведя анализ результатов экспериментальной проверки основных целей нашего исследования, эффективности духовно-нравственного окормления как средства формирования духовно-нравственных ценностей детей, можно сделать следующие обобщения.
Представленные данные показывают, что в целом наблюдается положительная динамика уровня нравственной воспитанности подростков воскресной школы, что свидетельствует об эффективности процесса реализации педагогического потенциала школы. Таким образом, можно сделать вывод, что качество воспитательной деятельности педагогов по школе имеет позитивный и стабильный характер.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
для формирования субъективно-значимого опыта приобщения к ценностям православия используется многообразие форм внеклассной работы с учащимися, способствующих творческому развитию детей, умению грамотно общаться, видеть ступени своего духовного роста;
референтные группы, возникающие в условиях детских объединений, оказывают существенное влияние на формирование личности, ее поведение;
система коллективных дел, будучи динамической формой православной традиции, позволяет накапливать и совершенствовать опыт деятельности воскресных школ.
В целях повышения эффективности реализации педагогического потенциала православной воскресной школы целесообразно предложить:
Педагогическим коллективам воскресных школ совершенствовать содержание педагогического процесса через различные формы работы, включение воспитанников в творческую деятельность с активным привлечением родителей для приобретения духовного опыта.
Епархиальному отделу религиозного образования и катехизации устраивать семинарские занятия для педагогов воскресных школ, расширять и углублять взаимодействие светских и церковных образовательных учреждений, формировать культуру сотрудничества его участников на основе единой мировоззренческой позиции, православной традиции. С целью обмена опытом проводить научно-практические конференции, фестивали, конкурсы с привлечением департаментов образования, культуры, туризма и культурного наследия,
Православным духовным училищам и семинариям организовывать курсы повышения квалификации учителей воскресных школ.
Руководству вузов, факультетов и кафедр вводить спецкурсы в образовательный процесс высших учебных заведений, способствующих теоретической и методической подготовке студентов для учебно-воспитательной работы в воскресной школе и в целях развития потенциала высшей школы, а также осуществлять научное сопровождение учебно-воспитательного процесса православных воскресных школ как нового вида профессионально-педагогической деятельности.
Перспективы дальнейшей разработки темы. Исследование показало перспективность дальнейшего изучения проблемы по следующим направлениям: развитие православной традиции в семье; формирование духовно-нравственной культуры подростков; приобщение учащихся воскресных школ к ценностям отечественной культуры и т. д.


1. Агеева, А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития / А.В. Агееева // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2010. - Вып. 3. - С. 58-66.
2. Алексеев, А. В русской церкви появится единый учебник Закона Божия / А. Алексеев. - 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prichod.ru/church- documents/4124/.
3. Алфеев Иларион, игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное предание. М., 1998. С. 60.
4. Андриянов, Е.В. Нравственный идеал как предмет воспитания / Е.В. Андриянов, А.В. Деникин // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 3. - С. 220-223.
5. Аронов, А.А. Наследие А.С. Макаренко: что перечеркнуто временем? / А.А. Аронов // Мир образования - образование в мире. - М.: Московский психологосоциальный университет, 2014. - № 2. - С. 40-44.
6. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. 383 с.
7. Вахтеров, В.П. Сельские воскресные школы и повторительные классы / В.П. Вахтеров. - М.: изд. Х.М. Алчевской, 1896.- 48 с.
8. Ващенко, Г.С. Церковная школа: История развития и анализ современного состояния на примере Екатеринбургской епархии / Г.С. Ващенко.- Екатеринбург, 2008. - 47 с.
9. Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 63 с.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. чл. - кор. АПН СССР, проф. И.Т. Огородникова. Чебоксары: Чувашское кн. Изд-во, 1974. С. 76.
11. Воскресная школа по отзывам ее учеников // Вестник воспитания. - 1915. - Кн. 8. - C. 180-193.
12. Воскресные школы // Справочная книжка об устройстве и ведении бесплатных народных библиотек, народных чтений и воскресных школ. - Вологда: Типография Шлакова и Клыкова, 1903. - С. 75.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960. 500 с.
14. Деникин, А.В. Методология психолого-педагогических исследований / А.В. Деникин // Мир образования - образование в мире. - М.: Московский психологосоциальный университет, 2013. - № 2. - С. 11-17.
15. Дивногорцева С.Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. С. 88.
16. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. С.71.
17. Дронов, И.Т. Воскресные школы - очаги культуры и просвещения / И.Т. Дронов // Советская педагогика. - 1971. - № 6. - С. 112-117.
18. Дронов, И.Т. Первые воскресные школы в России / И.Т. Дронов // Вопросы истории. - 1970. - № 6. - С. 198-203.
19. Захарченко М.В. Христианство: духовная традиция в истории и культуре. СПб., 2001. 348 с.
20. Захарченко М.В., Шестун игумен Георгий, Ященко игумен Киприан. Методологические основы образовательной области «Духовно-нравственная культура» // Педагогика, 2008. № 9. С.40-46.
21. Зелененко Александр, прот. Основополагающие принципы православной педагогики и утрата их современной школой. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru. 2005
22. Зеньковский В.В. Педагогика. Клин: «Христианская жизнь», 2002. 62 с.
23. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Издат-во Свято-Владимирского Братства, 1995. 223 с.
24. Ириней Лионский, святитель. Творения. СПб.: изд-во книгопродавца Тузова, 1900. С.186.
25. Иустин, Мученик. Первая Апология // Сочинения святаго Иустина. Рус. перевод прот. П. Преображенского. - Москва, 1892. - гл. 67. - С. 98-99.
26. Карташов А.В. История Русской Церкви. В 2-х т. Т.1. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 48.
27. Ключарев Амвросий, архиепископ. О семейном счастии и христианском воспитании. М., 1997. С. 57 - 61.
28. Ковалевский, Е. П. Воскресные школы / Е.П. Ковалевский // Народное образование в России. Исторический альманах. - М.: Народное образование, 2000. С. 228-232.
29. Корабельщикова И.А. Социально-культурные условия воспитания подростков на основе православных традиций: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007. 198 с.
30. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 1999. С. 12.
31. Кошмина И.В. Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе: дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. С. 45.
32. Краткий философский словарь. /А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев [и др.] /Под ред. А.П.Алексеева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 496с. Толковый словарь русского языка'; Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю.; Изд-во: М.: Аз, 1996 г
33. Кудряшова, А.Н. Педагогический диалог православных воспитательных традиций и отечественной системы светского образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кудряшова Анна Николаевна. - Ростов-на-Дону, 2006. - 176 с.
34. Культурологические и этнопедагогические аспекты образования / Под ред. А.Г. Козловой, А.П. Тряпицыной. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. С. 69.
35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
36. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - № 3. - С.20-50.
37. Лодкина Т.В. Воспитание самостоятельности у подростков в семье: дис. ...канд. пед. наук. М., 1983. 197 с.
38. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 4-е издание. С. 52.
39. Лодкина Т.В., Марченко Л.А. Воскресная школа в контексте православной традиции: история и современность: Монография. М.: ПРО-ПРЕСС. 2012. С. 85.
40. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 58–59.
41. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова. 2000. 190 с.
42. Марченко Л.А. Обучение церковному пению в детском хоре // Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сб. науч. тр. Выпуск 3. Вологда: «Русь», 2007. С. 151.
43. Маслов Н.М. Основы русской педагогики: Православное воспитание как основа русской педагогики (по трудам схиархимандрита Иоанна Маслова). М.: Самшит-издат, 2007. С. 137.
44. Маслов С.И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. 2008. № 9. С. 49.
45. Машарова Т.В., Ходырева Е.А. Моделирование учебных ситуаций в личностно-ориентированной образовательной среде: на примере учреждений среднего профессионального образования. Екатеринбург, 2002. 98 с.
46. Медушевский В.В. Святая традиция Руси // Христианство и мир. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. "Христианство 2000". Самара, 2001. С. 308-309.
47. Мень М.А. Ценностные ориентации личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры // Мир образования - образование в мире. 2002. № 2. С. 25.
48. Мудрик А.В. Психология и воспитание. М.: МПСИ, 2006. 472 с.
49. Мудрик А.В. Психология и воспитание: Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ, 2006. С. 72.
50. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под редакцией А.А. Бодылева. Москва Воронеж, 1995. 353 с.
51. Немчикова Л.А. Постижение духовного смысла православного праздника как педагогическое условие воспитания учащихся // Герценовские чтения - 2006. Ч.
52. Никандров Н.Д. Церковь, государство, общество: соработничество ради духовно-нравственного здоровья россиян // Педагогика. 2008. № 9. С. 7.
53. Николаева Л.М. Нравственный идеал старшего школьника как цель и средство совершенствования личности: дис... канд. пед. наук. М., 1969. С.89.
54. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994. 124 с.
55. Опыт воскресной школы // Руководство для сельских пастырей. - 1860. - № 11. - С. 253-267.
56. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижев, С. Фомин. М.: Литературная учеба, 1993. - 239 с.
57. Орлинский, Евсевий (еп. Могилевский). О воспитании детей в духе христианского благочестия / Е. Орлинский. - М., 1877. - 400 с.
58. Орлова, Ю.В. Воспитательный потенциал курса «Ценности воспитания в святоотеческом наследии» / Ю.В. Орлова // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: История и современность: VI Международные Покровские образовательные чтения, октябрь, 2007 год. - Рязань, 2008. - С. 76-80.
59. Осипов, А.И. Православное понимание смысла жизни / А.И. Осипов. - Киев, 2001. - 239с.
60. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2001. - 125 с.
61. Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадского: Опыты православной педагогики. М.: Молодая гвардия. 1993. С.95-105.
62. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96
63. Пирогов, Н.И. О воскресных школах / Н.И. Пирогов // Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. - С. 301-308.
64. Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII - XX веках: Этнографические исследования и материалы / О.В. Кириченко, Х.В. Поплавская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2002. С. 69.
65. Православная жизнь русских крестьян XIX - XX веков: Итоги этнографических исследований. М.: Наука, 2001. С. 313 с.
66. Православные традиции на Европейском Севере России в XVIII - XX веках / Под ред. А.В. Камкина. Вологда, 2007. С. 5.
67. Радович Амфилохий, митрополит. Основы православного воспитания. Сборник статей. Пермь, 2000. С. 73.
68. Романов, А.А. Воспитание нравственно ценной личности (К 140-летию А.П. Нечаева) / А.А. Романов // Мир образования - образование в мире. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2010. - № 2. - С. 44-51.
69. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. 463 с.
70. Русские обычаи и обряды / Автор и составитель Н.А. Юдина. М.: Вече, 2005. С. 229.
71. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на кн. Бытия // Творения. ч. 1. с. 110
72. Свешников Владислав, протоиерей. Очерки христианской этики. М.: Лента Книга, 2010. 784 с.
73. Сикорская Л.Е. Добровольческая деятельность как сфера социализации молодежи // Под редакцией В.А. Ситарова. М.: Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2009. С. 36.
74. Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 89.
75. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 195с.
76. Сластенин В.А. Современные подходы к подготовке учителя // Педагогическое образование и наука. 2000. № 1. С. 44-51.
77. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 381 с.
78. Слободчиков, В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. -N 9.- С.33 - 39.
79. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - С. 5-10.
80. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Сочинения. М., 1994. С. 13-168.
81. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Изд. Владимирской епархии, 2000. 495 с.
82. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: Радянская школа, 1985. 557 с.
83. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные труды: В 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики. М.: Дрофа. 2005. С. 211.
84. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский // Избранные труды. - М.: Дрофа, 2005. - T.I. - 515с.
85. Фасоля, А.А. Подготовка обучающихся к невербальному общению в вузах: Сборник научных трудов / А.А. Фасоля, М.А. Кушнир // Образование - путь к успеху. Международный форум «YEES 2012». - 2012. - С. 218-221.
86. Федченко Л.В. Религиозное образование в Вологодской епархии: итоги учебного года // Православное воспитание и образование. Вып. 26. 2014.С. 5.
87. Федченко, Л.В. Религиозное образование в Вологодской епархии: итоги учебного года / Л.В. Федченко // Православное воспитание и образование. - Вып. 26. - 2013. - С. 3-7.
88. Фельдштейн Д.И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (Доклад на общем собрании Российской академии образования 29 октября 2013 года) // Мир образования - образование в мире. М.: Московский психолого-социальный университет, 2013. № 4. С. 3 - 15.
89. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.208 с.
90. Фролов А.С. Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. С. 9.
91. Чурсина Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: дис. ... канд. пед. наук.. Елец, 2001. С. 55.
92. Чурсина, Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Чурсина Элеонора Александровна. - Елец, 2001. - 150 с.
93. Шестун Георгий, игумен. Учитель должен стать звездой / Г. Шестун // Покров. - 2010. - № 2. - С. 29-31.
94. Шестун, Г еоргий, игумен. Православная педагогика / Г. Шестун. - М: ПРОПРЕСС, 2010. - 576 с.
95. Шестун, Г еоргий, игумен. Традиция как форма сохранения народа в мире / Г. Шестун // Духовно-нравственная культура: Материалы первого Фестиваля духовной культуры. - М., 2006. - С. 61-65.
96. Шестун, Георгий, игумен. Православная школа / Г. Шестун. - М.: Издательство «Воскресная школа», 2004. - 368 с.
97. Шестун, Е.В. Духовно-нравственное становление личности в православной традиции / Е.В. Шестун // Педагогика. - № 4. - 2006. -С. 53-61.
98. Экономцев игумен Иоанн. Православное образование в России // Педагогика. 1999. № 4. С. 18.
99. Экономцев, игумен Иоанн. Православное образование в России / И. Экономцев // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 15-21.
100. Ювеналий, митрополит. Православные ценности как основа воспитания // Сборник пленарных докладов XVI Международных Рождественских Образовательных чтений. - М., 2008. - С. 34-44.
101. Янушкявичене, О.Л. Духовное воспитание: история и современность / О.Л. Янушкявичене, - М.: «ПРО-ПРЕСС», 2009. - 176 с

Купить эту работу

Особенности духовно-нравственного окормления детей 10-12 лет на приходе

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

5 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽