На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Проблема по педагогике. Срочно закажу дипломную работу по педагогике. Есть буквально 7 дней. Тема работы « «Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»».
На нашем сайте вы можете заказать учебную работу напрямую у любого из 72000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам. Ниже приведен пример уже выполненной работы нашими авторами!
Практическая часть - на основе изучения темы "Сложение натуральных чисел и его свойства" учебника математики 5 класс и 6 класс (в сопоставлении) авторов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и А.В. Чесноков.
Актуальность исследования. Среди метапредметных универсальных учебных действий выделяются познавательные универсальные учебные действия. Формирование познавательных «умений учиться» [Богданова, 2011, с. 37] позволяет создать у учащегося своеобразную систему способов познания окружающего мира, организации самостоятельной работы поиска, исследований, дальнейшей систематизации и дальнейшего анализа полученных результатов. Таким образом, от уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий будет зависеть качество остальных универсальных учебных действий. Наиболее наглядно ученик имеет возможность продемонстрировать уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках математики. Обоснуем данное положение:
– во-первых, ключевым моментом учебн
Показать всеой деятельности на уроках математики является задача, поиск решения которой подталкивает учеников к постановке цели, задействует познавательные мотивы учащихся и обеспечивает осмысленность действий по ее решению;
– во-вторых, главным условием предметной задачи по математики является ее проблемность.
Иными словами, математическая задача сама по себе служит своеобразной целью, заданной в виде проблемной ситуации.Скрыть
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении математики в 5-6 классах 6
1.1. Современные подходы к формированию познавательных универсальных учебных действий 6
1.2. Специфика формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе 15
Глава 2. Теоретические аспекты использования технологии смыслового чтения для формирования познавательных универсальных учебных действий 21
2.2. Требования к уровню чтения в основной школе 21
2.2. Роль смыслового чтения в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий 24
Глава 3. Особенности работы по формированию познавательных УУД посредством технологии смыслового чтения 30
3.1. Особенности работы по технологии см
Показать всеыслового чтения на уроках математики в 5 классе 30
3.2. Особенности работы по технологии смыслового чтения на уроках математики в 6 классе 40
Список использованной литературы 53
Приложения 57
Приложение 1 57
Приложение 2 59 Скрыть
Список использованной литературы
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. М.: Просвещение, 2011.
2. Баталова О.В. Развитие смыслового чтения на уроках математики в 5-6 классах. Ханты-Мансийск: Институт развития образования. 2015. 57 с.
3. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Электронный ресурс, код доступа: [https://science-education.ru/ru/article/view?id=10870] (дата обращения 07.03.2017).
4. Богданова О.А. Развитие универсальных учебных действий и предметных умений у школьников на уроках математики // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2011. № 2. С. 36-39.
5. Боженкова Л.И. Преобразование учебной информации – необходимое условие формирования познавательных универсальных учебных действий при обуч
Показать всеении геометрии // Преподаватель XXI века. 2013. Том 1. № 4. С. 136-146.
6. Гуружапов В.А. О логике формирования познавательных универсальных действий // Школьные технологии. 2013. № 2. С. 54-58.
7. Елисеева Д.С. Исследовательские действия в системе познавательных универсальных учебных действий // Наука Красноярья. 2013. № 2. С. 98-118.
8. Кирикович Т.Е., Шлыкова О.В. Из опыта формирования познавательных универсальных учебных действий // Математика в школе. 2014. № 3. С. 16-18.
9. Крысанова О.А. Умение структурировать знания как системообразующее познавательное универсальные учебное действие в образовательном процессе // Система современного образования. Материалы XIII Международной конференции. 2015. С. 110-111.
10. Кудзилов Д.Б. Психодиагностика. М.: Слово. 2013. 122 с.
11. Кучеренко М.А. Совершенствование самостоятельной работы на основе стратегий смыслового чтения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 4. С. 11-18.
12. Ломакина Г.Р. Способность к смысловому чтению как метапредметный результат обучения в средней школе. М.: Академия. 2015. – 98 с.
13. Лукина Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий // Наука и образование: современные тренды. 2013. № 2. С. 46-102.
14. Малашенкова, Е.А. Методика работы педагога: учебно-методический комплекс / Е.А. Малашенкова. – Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова». – 2013. – 90 с.
15. Мартынова Т.Н. Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках математики через приемы педагогической техники // Обучение и воспитание: методика и практика. 2014. № 13. С. 145-150.
16. Мильчакова А.А. Обучение смысловому чтению. Киров: Из-во Кировского государственного гуманитарного университета. 2013. 61 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
17. Никулина. А.А. Непрерывное образование в условиях глобализации / А.А. Никулина // Международный научно-образовательный форум «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации». 2015. С. 417–422.
18. Новикова М.Н. Формирование метапредметных умений учащихся на уроках математики с помощью приемов технологии критического мышления // Красноярский государственный педагогический университет (материалы конференции за 21.03.2014). 2014. С. 168-173
19. Остапенко Р.И. Математические основы психологии. Учебно-методическое пособие. – 2 изд. Воронеж: ВГПУ, 2014. – 76 с.
20. Пашина Е. В. Вопросы к тексту как стратегия смыслового чтения // Инновационные педагогические технологии. Казань: Бук. 2016. С. 11-15.
21. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2012. – 643 с.
22. Петрова И.В. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий // Казанская наука. 2012. № 4. С. 323-325.
23. Подходова Н.С., Фефилова Е.Ф. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. № 4. С. 139–146.
24. Польникова, М.И. Методика проведения диагностических исследований / М.И. Польникова. М.: Изд. «Первое сентября». 2015. С. 6–9.
25. Рогожкина А.В. К вопросу о содержании познавательных универсальных учебных действий // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2012. № 2. С. 57-64.
26. Сазонова Л.В., Жданова С.М. Приемы смыслового чтения как средство обучения решения текстовых задач // Актуальные вопросы современной педагогики Материалы VIII Международной научной конференции. 2016. С. 181-187.
27. Середа Т.Ю. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: педагогика. 2013. № 4. С. 43-51.
28. Учебник математики 5 класс. / Авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М.: Мнемозия, 2013. 280 с.
29. Учебник математики 6 класс. / Авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М.: Мнемозия, 2013. 288 с.
30. Циклограмма мероприятий по мониторингу уровня сформированности личностных и метапредметных универсальных учебных действий в 5 – 6 классах. М.: Акадения, 2015. – 56 с.
31. Шамсрахманова У.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами ТРИЗ-технологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 310-312.
32. Шерман Э.В. Использование технологии проблемного обучения на уроках математики // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 161-163.
33. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – C. 103- 131.Скрыть
Почему ты думаешь…
В чем различие…
– Составили? А теперь поработайте в парах: задайте друг другу составленные вами вопросы.
Еще одним приемом работы по технологии осмысленного чтения на предтекстовом этапе является прием «Найди!», который с учетом возраста учащихся 5 класса целесообразно проводить в игровой форме:
– Предлагаю немного поиграть.
– Игра будет проходить в групповой форме, поэтому давайте сядем таким образом, чтобы вам было удобнее работать друг с другом в группах.
– Работа будет проходить с содержанием учебника, открываем.
– Итак, внимание: кто быстрее найдет название главы на странице 33. Начали!
– Теперь следующее задание: кто быстрее всех назовет второе и третье слово темы данной главы на стр. 33?
– Правильно, это слова «натуральные числа».
Данная стратегия
Показать всеработы по технологии смыслового чтения перед чтение позволяет:
– включиться в работу;
– сконцентрировать внимание перед знакомством с правилом;
– формировать умение формулировать вопросы;
– формировать умение соотносить понятия.
2 этап работы: работа с текстом.
На данном этапе работы происходит непосредственное чтение, нужно отметить, что работа с учебником должна обязательно преследователь определенную цель, которую сначала ученикам сообщает учитель, а в последствие дети учатся ставить перед собой такие цели самостоятельно. Основными целями смыслового чтения в 5 классе являются:
1) знакомство с информацией, заложенной в выделенном фрагменте текста;
2) понимание информации;
3) запоминание;
4) использование информации в различных учебных ситуациях (при выполнении заданий по данной теме).
В зависимости от поставленной цели, педагог выбирает один из следующих видов чтения: опережающее, углубленное, выборочное, чтение-сканирование, чтение изучение, просмотровое и т.д.
Учеников 5 класса необходимо научить пользоваться таким методическим приемом смыслового чтения при работе с информацией, как прием «Инсерт». Суть этого приема заключается в обучении пользования такими маркировочными знаками:
таблица 2.1
Маркировочные знаки метода «Инсерт»
Знак
Значение знака
V
для известной ученику информации
+
для новой информации
-
для информацией, которая идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями о ней
?
для непонятной информации, требующей дополнительных пояснений
Данный прием смыслового чтения целесообразно применять при знакомстве с правилами. Так, например, при изучении темы «Сложение натуральных чисел и его свойства» такой прием позволит учащимся сориентироваться в понимании нового правила. Рассмотрим использование данного приема на конкретном примере.
Так, после работой над заголовком темы в учебнике сразу размещается правило:
Если прибавить к натуральному числу единицу, то получится следующее за ним число. Например, к 6 + 1 = 7, или 99 + 1 = 100.
Сложить числа 5 и 3 – это значит прибавить к 5 три раза единицу.
Получим: 5 + 3 = 5 +1+1+1 = 6 + 1+ 1 = 7 + 1 = 8
Числа, которые складывают, называют слагаемыми, получающееся при сложении этих чисел называют суммой.
Мы знаем следующие свойства сложений:
1) сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых. Это свойство сложения называют переместительным.
2) чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, нужно сначала прибавить к числу первое слагаемое, а затем к полученной сумме прибавить оставшееся слагаемое. Это свойство сложения называют сочетательным.
3) от прибавления к числу нуля, само число не изменяется.
– Ребята, прочитайте внимательно правило и поставьте уже известные вам обозначения в самом тексте правила.
После этой работы текст правила может приобрести следующий вид:
V Если прибавить к натуральному числу единицу, то получится следующее за ним число. Например, к 6 + 1 = 7, или 99 + 1 = 100.
V Сложить числа 5 и 3 – это значит прибавить к 5 три раза единицу.
Получим: 5 + 3 = 5 +1+1+1 = 6 + 1+ 1 = 7 + 1 = 8
V Числа, которые складывают, называют слагаемыми, получающееся при сложении этих чисел называют суммой.
Мы знаем следующие свойства сложений:
V 1) сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых. Это свойство сложения называют переместительным.
? 2) чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, нужно сначала прибавить к числу первое слагаемое, а затем к полученной сумме прибавить оставшееся слагаемое. Это свойство сложения называют сочетательным.
V 3) от прибавления к числу нуля, само число не изменяется.
После этого, дети могут заполнить такие карточки с табличками:
Уже знал (V)
Узнал новое (+)
Думал иначе (-)
Есть вопросы (?)
В таблицу вписывают только краткие фразы и ключевые слова. Такая карточка позволит иметь перед глазами учащихся своеобразный мини-конспект.
Пример части правила, которое дети выделили знаком ? требует наибольшего осмысления, так как от этого будет зависеть степень понимания и усвоения правила. Для наиболее эффективного преобразования и интерпретации той части информации, которая нуждается в дополнительном уточнении также можно использовать технологию смыслового чтения путем использования схематического изображения сочетательного закона сложения:
Таким образом, используя схемы технологии смыслового чтения, объяснение такого вида задействует образное мышление, логическое мышление, воображение, что в конечном итоге позволит верно интерпретировать учебную информацию.
Также, прием «Инсерт» удобно использовать при решении любых задач:
Задача № 184.
Купили 3 кг. картофеля, 3 кг. свеклы, 4 кг. моркови, 5 кг. яблок, 6 кг. капусты. 2 кг. груш и 4 кг. слив. Сколько было куплено килограммов овощей и сколько килограммов фруктов?
Используя прием «Инсерт», дети читают задачу, отмечают необходимые места значками, а потом заносят в таблицу:
Купили 3 кг. картофеля V, 3 кг. свеклы V, 4 кг. моркови V, 5 кг. яблок V, 6 кг. капусты V, 2 кг. груш V и 4 кг. слив V. Сколько было куплено килограммов овощей? и сколько килограммов фруктов?
При заполнении в таблицу задача выглядит следующим образом:
Уже знал (V)
Узнал новое (+)
Думал иначе (-)
Есть вопросы (?)
3 кг. картофеля
3 кг. свеклы
4 кг. моркови
5 кг. яблок
6 кг. капусты
2 кг. груш
4 кг. слив.
кг. овощей?
кг. фруктов?
Также в технологии смыслового чтения существует подход различного выделения смысловых значимых слов, которые облегчают составление краткого условия задачи. Рассмотрим это при примере задачи № 186.
В одной пачке 23 книги, и в ней на 8 книг больше, чем во второй. А в третьей пачке на 6 книг больше, чем во второй. Сколько всего книг в трех пачках.
Используя различные выделения, получает следующую запись:
Для выделения структурных единиц задачи:
В одной пачке 23 книги, и в ней на 8 книг больше, чем во второй. А в третьей пачке на 6 книг больше, чем во второй. Сколько всего книг в трех пачках.
Для выделения связей между единицами текста:
В одной пачке 23 книги, и в ней на 8 книг больше, чем во второй. А в третьей пачке на 6 книг больше, чем во второй. Сколько всего книг в трех пачках.
Для выделения логических единиц:
В одной пачке 23 книги, и в ней на 8 книг больше, чем во второй. А в третьей пачке на 6 книг больше, чем во второй. Сколько всего книг в трех пачках.
Такое выделение задействует аналитические способности учащихся 5 классов, позволяет выделять структурные, логические единицы текста
3 этап работы: работа после чтения.
На данном этапе реализации технологии смыслового чтения необходимо вызвать у учащихся желание высказать свое отношение, свои мысли, свои идеи, дать свою характеристику и привести свои примеры. Необходимо, чтобы пятиклассники сопоставили уже имеющуюся информацию с только что полученной. Однако учебник математики, в отличие от других учебников, буквально насыщен различного рода информацией: формулами, определениями, правилами и алгоритмами, что нередко приводит к искажению информации.
По сделанным записям (планам, конспектам, заполненным карточкам) учащиеся должны неоднократно воспроизвести изученный материал. Следовательно, после прочтения текста, его обработки и ведения записей, ученики 5 классов должны перейти к обобщению путем составления схем, таблиц и рисунков. Представляем работу по технологии смыслового чтения на этапе работы после чтения на примере задачи № 225 по теме «Сложение натуральных чисел и его свойства».
Задача 225.
Сколько лет составляют два века?
Полвека?
Четверть века?
Сколько веков составляют 300 лет?
500 лет?
1000 лет?
Работа по технологии смыслового чтения после понимания прочитанного и ее преобразования и интерпретации, может заключаться в составлении схемы:
10 лет
20 лет
30 лет
40 лет
50 лет
60 лет
70 лет
80 лет
90 лет
100 лет
четверть
половина века
1 век
Таким образом, ученики 5 класса перекодируют полученную информацию на свой язык символов и знаков. Данный этап технологии смыслового чтения позволяет:
– оценить полученную и преобразованную информацию;
– привести в систему полученные знания;
– глубже понять и использовать в дальнейшей работе.
3.2. Особенности работы по технологии смыслового чтения на уроках математики в 6 классе
Исходя из того, что технология смыслового чтения усложняется от классу к классу, критерии овладения навыками и умениями смыслового чтения для учащихся 6 классов также остаются:
1) выделение главного в тексте;
2) составление примеров, аналогично приведенным в тексте;
3) умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
4) грамотно пересказать прочитанный текст.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста в 6 классе отличается от предыдущего класса лишь степенью усложнения; следовательно, все этапы и последовательность реализации смыслового чтения – остаются такими же.
1 этап работы: работа до чтения.
На данном этапе работы необходимо внутренне включить в процесс чтения каждого ребенка. Для этого можно попросить учеников 5 класса по заголовку или по теме урока рассказать о том, что сегодня буде изучаться.
Так, например, при начале работы над темой «Простые и составные числа» можно использовать прием «Тонкие вопросы» (в отличие от «толстых вопросов», используемых при работе в 5 классе)
Прием «Тонкие вопросы» представляю собой вопросы, которые требуют обдуманного и осознанного ответа:
– Откройте учебники на странице 17 и прочитайте тему урока. (Простые и составные числа).
– Что по-вашему означает эта тема?
– Можете ли вы сразу ответить на этот вопрос?
– Почему?
– Верно ли утверждение, что все числа являются простыми?
– Согласны ли вы с выражением, что все числа – простые?
Также во время работы до чтения целесообразно использовать прием «Составление вопросов по теме», но уже ориентацией учащихся на более осмысленные вопросы:
– Вам предлагаются карточки, в которые нужно записать по 5 вопросов к только что прочитанной теме: «Простые и составные числа». В левом столбце начало вопросов, которые нужно продолжить, в правом – место для записи. Приступаем.
Толстые вопросы начинаются со слов:
Место для записей вопросов
Мог ли…?
Было ли?
Согласны ли вы?
Верно ли?
Когда?
– Составили? А теперь поработайте в парах: задайте друг другу составленные вами вопросы.
Также на этапе перед чтением прием «Найди» несколько утрачивает свою актуальность из-за явного игрового характера; для учащихся 6 классов целесообразнее будет использование такого приема смыслового чтения, как прием «Верный или неверные рассуждения».
– Я сейчас буду зачитывать утверждения, а вы отвечайте только с помощью фраз «Верно» или «Не верно».
– Верно ли, что простые числа – это все числа от 0 до 10?
– Верно ли, что число 1 относится к простым числам?
– Верно ли, что число 9 может быть составным?
Такая работа по технологии осмысленного чтения на работе до чтения позволяет:
– включиться в работу;
– настроиться на восприятие новой учебной информации;
– формировать умение оценивать информацию по принципу «верное / неверное».
2 этап работы: работа с текстом.
На данном этапе работы, как уже было отмечено ранее. происходит непосредственное чтение, однако смысловые цели для учащихся 6 классов уже несколько усложняются:
1) знакомство с информацией, заложенной в выделенном фрагменте текста;
2) понимание информации;
3) запоминание;
4) использование информации в различных учебных ситуациях (при выполнении заданий по данной теме);
5) подтверждение изученного или того, что знали ранее;
6) отыскание примеров;
7) работа с рисунками, чертежами, диаграммами.
В зависимости от поставленной цели, педагог выбирает один из следующих видов чтения: опережающее, углубленное, выборочное, чтение-сканирование, чтение изучение, просмотровое и т.д.
На данном этапе работы можно также, как и в 5 классе использовать прием «Инсерт» с заполнением таблицы:
Уже знал (V)
Узнал новое (+)
Думал иначе (-)
Есть вопросы (?)
Однако целесообразнее для организации работы с текстом использовать прием «Составление вопросов», который позволяет формировать у учащихся 6 класса умение выявлять основную и второстепенную по значимости информацию.
Так, например, при решении задачи № 114:
Дочь пообещала: «Я схожу в булочную и вымою посуду».
Можно ли обещание считать выполненным, если:
а) дочь вымыла посуду, но не сходила в булочную;
б) сходила в булочную, но не вымыла посуду;
в) вымыла посуду и сходила в булочную;
г) не вымыла посуды и не сходила с булочную – педагог может использовать следующие вопросы:
– О чем говориться?
– Что уже известно?
– Что должно быть выполненным?
– Что выполнено в варианте а? (б, в, г).
– Выделите основные условия обещания
Дочь пообещала: «Я схожу в булочную и вымою посуду».
– Выделите условия, которые были выполнены в варианте а (б, в, г):
а) дочь вымыла посуду, но не сходила в булочную;
б) сходила в булочную, но не вымыла посуду;
в) вымыла посуду и сходила в булочную;
г) не вымыла посуды и не сходила с булочную.
– Соотнесите выделенные вами условия из вариантов с условиями, которые были заявлены изначально в задаче.
– заполните таблицу (вариант приема «Инсерт»):
Вариант
Сделала
Не сделала
а)
вымыла
не сходила
б)
сходила
не вымыла
в)
вымыла и сходила
_
г)
_
_
– Ответе на конкретные вопросы по задаче.
– Придумайте подобные вопросы.
– Задайте их соседу по парте.
Итак, работа с текстом позволяет:
– ознакомиться с информацией:
– понять ее;
– выделить главную и избыточную информацию;
– пользоваться разными приемами понимания прочитанного;
– использовать в подобных учебных ситуациях.
3 этап работы: работа после чтения.
Данный этап работы по технологии смыслового чтения подразумевает оценку той информации, которая уже была прочитана и интерпретирована. Для того, чтобы вызвать у учащихся желание высказать свое отношение, свои мысли, свои идеи, дать свою характеристику и привести свои примеры, можно использовать составление кратких записей по рисунку, составление плана, кодирование информации в графических схемах. Рассмотрим практическое применение смыслового чтения на этапе работы после чтения при изучении темы «Простые и составные числа» на примере упражнения № 104:
Упражнение 104.
Найди пропущенные числа, если а = 33; 42; 75
: 2
+39
*10
*3
+17
→
→
→
?
а
→
→
четное
число
→
→
→
?
+19
: 2
*5
Использование такой записи позволяет не только выявить логические и структурные единицы задания, но и зафиксировать их в граф-схеме. А целенаправленное повторение решений неизвестного числа по такой закодированной схеме позволит глубже понять этапы действий по поиску неизвестного числа, а также использовать в дальнейшей работе.
Для более глубокого сопоставления изученного материала по теме «Простые и составные числа» с учениками 6 класса целесообразно будет использовать такой прием, как «Дерево знаний». Суть его заключается в предложении составления детьми вопросов по данной теме, например:
– Какие числа называют составными?
– Какие числа – простые?
– Верно ли, что все числа являются составными?
– Сколько нечетных четырехзначных чисел можно составить из цифр 0? 1?
– Может ли нечетное число делиться на четное?
– Может ли четное число делиться на нечетное?
Все подобные вопросы ученики пишут на листочках и прикрепляют их к дереву знание:
В начале следующего урока еще раз прочитывается текст темы, затем с «Дерева Знаний» снимаются листочки с вопросами, которые зачитываются и ученики 6 класса отвечают на них. Такая работа развивает:
– самостоятельность мышления;
– речевые умения;
– снижает утомляемость.
Еще одним приемом работы по технологии смыслового чтения является работа с таблицей «Знаем. Хотим узнать. Узнали», которая является вариацией уже представленного в дипломном исследовании приема «Инсерт»:
Интересным приемом систематизации материала после ознакомления и интерпретации является прием «Кластер», суть которого заключается в следующем: детям раздаются карточки следующего вида:
Итак, по середине карточек помещается ключевое слово (тема, идея) а по сторонам от него фиксируются идеи, слова, рисунки, схемы – все то. что связано, по мнению детей с ключевым словом (темой, идеей).
Осуществление технологии смыслового чтения при работе с этими карточками может проводиться индивидуально или иметь групповую или коллективную форму.
Таким образом, работа по технологии смыслового чтения должна:
– носить системный характер;
– усложняться от класса к классу в плане приемов чтения и обработки информации (как было представлено усложнение от 5 к 6 классу);
– использовать разные приемы смыслового чтения, что позволяет менять режим работы мозга;
– постепенно увеличивать долю самостоятельной деятельности с текстом.
Все выше указанные методические особенности реализации смыслового чтения вырабатывают умения и навыки осмысленного чтения и глубокого осознания изученного материала, что в свою очередь прививает интерес к математике, к учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность.
Заключение
Целью дипломной работы было исследование особенностей формирования познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения.
Для достижения цели были сформулированы и успешно решены такие задачи:
1. Изучили психолого-педагогическую, методическую и учебную литературу по формированию познавательных УУД при обучении математике 5-6 класса на примере технологии смыслового чтения. Представляем результаты по решению этой задачи:
Новая система образования, которая постепенно формируется в результате модернизации и различных преобразовательных процессов, отличается вариативностью путей и средств, с помощью которых возможно решение проблем обучения людей вне зависимости от их принадлежности к возрастным категориям. Образовательные учреждения все чаще стали ориентироваться на конкретные запросы и потребности обучающихся, следовательно, единый социальный заказ в образовании стал отходить на второй план. Таким образом, современное образование дает максимальную возможность выбора учащимся, что само по себе можно считать в некотором роде прогрессом.
Познавательные универсальные учебные действия являются основой для успешного овладения учебной информацией, для личностного развития учащегося, а также для успешной его социальной и профессиональной реализации в обществе.
В современной педагогике вопрос изучения познавательных УУД – весьма актуален. Существует большое количество научных исследований познавательных универсальных учебных действий самого разного характера:
– часть работ посвящена изучению отдельных умений, входящих в комплекс познавательных УУД;
– в ряде работ рассматриваются проблемы, возникающие в образовательном процессе при формировании познавательных УУД;
– некоторые исследователи уточняют содержание умений познавательных УУД.
2. Выявили особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе. Представляем результаты по решению второй задачи:
Ведущая роль при формировании познавательных УУД на уроках принадлежит педагогу.
Посредством изучения математики, учащиеся должны научиться мыслить системно, овладеть наиболее продуктивными способами учебно-познавательной деятельности.
Успешное овладение познавательными универсальными учебными навыками создают не только возможность для успешного овладения учебными знаниями по математики, но в силу своего универсального характера, влияют на:
– успешность освоения всего школьного курса;
– успешность в освоении умения учиться;
– успешность в самостоятельной организации в дальнейшем любой деятельности. Скрыть
Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.
Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.
Заполнить форму
Оценим бесплатно
за 10 минут
Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать дипломную работу