Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности оценки качества образования учащихся на уроках литературы

  • 80 страниц
  • 2016 год
  • 208 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность.Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатываются вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедряются идеи гуманизации в образовательном пространстве.
Любая педагогическая концепция тесно связана с качеством образования, как ведущим и доминирующим фактором успешности учащихся. Термин «качество образования» широко используется в образовательном процессе, однако сущность и значение этого понятия трактуется неоднозначно. Для учащихся качество образования определяется в оценках, привлекательности содержания учебных предметов и их востребованности для дальнейшего продолжения обучения. Для родителей оценка качества образования связана с сохранением конкретных семейных ценностей, с гарантией получения достойного образования и профессиональной устроенности. Для школы и общества оценка качества образования кроется в результативности экзаменов и тестов, рейтинга школы в городе или регионе.
Исходя из этого, актуальность темы дипломного исследования рассматривается с трех аспектов: общественном, теоретическом и практическом.
В социальном контексте остро ощущается рост неравенства образовательных возможностей учащихся. Эта проблема отражает не только вопросы нравственности и справедливости, но и специфику экономического благополучия страны. Оценка качества образования зависит от обеспечения равного доступа к нему для всех школьников, которое связано с социальным, экономическим и культурным уровнем их семей. Приобретение общих и социальных компетенций в процессе познавательной деятельности учащихся определяет их успешную адаптацию обществе, жизненные достижения, профессиональную и социальную продуктивность гражданина.
Научных представлений об оценке как категории системы качества образования учащихся осуществляется в русле основных направлений исследования проблем управления качеством образования. В теоретическом плане сегодня популярны три направления. Первое направление отражает концептуально-методологические исследования: в них рассматриваются разные аспекты оценки качества образования, выделяются показатели, расставляются приоритеты в определении критериев оценивания. Широко известны, в этом направлении, работы Ю. П. Адлер, В. И. Андреева, Н.Ф.Ефремовой, Г. С.Ковалевой, А. Н.Майорова, В. М.Монахова. Второе направление связано с рассмотрением государственных образовательных стандартов и систем менеджмента качества образования. В исследованиях О.В. Аристова, В. А. Исаева, Э. М. Короткова, В. А. Нефедова отражены концептуальные положения о стандартизации целевых ориентиров в процессе управления качеством образования. Третье направление базируется на теории педагогических измерений, отражая исследования в области оценки состояния, изменений и тенденций в образовании. Эти проблемы освещены в работах В. С.Аванесова, В. Н.Белобородова, В. А.Болотова, О.З.Кузнецовой, А. И.Севрука, А. Г.Шмелева.
В практическом плане актуальность концептуального обоснования оценочной деятельности в области качества образования в образовательном учреждении обусловлена необходимостью совершенствования оценки качества, разработка и реализации ее развивающей функции в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Несмотря на большое количество исследований в области контрольно-оценочной деятельности учащихся в практической деятельности педагогов возникает противоречие между потребностью повышения качества образования на всех этапах обучения и недостаточной разработанностью оценочной деятельности учащихся.отсюда возникает проблема исследования: «Каковы возможности педагогической деятельности при оценке качества образования учащихся на уроках литературы в старших классах?»
Цель исследования –выявление, обоснование и экспериментальная проверка особенностей оценки качества образования учащихся на уроках литературы.
Объект исследования –образовательный процесс в российских школах.
Предмет исследования – особенности оценки качества образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические исследования в области оценки качества образования.
2. Выявить особенности критериальной оценки как механизма самоопределения и саморазвития школьников.
3. Рассмотреть комплексный подход к оценке качества образования на уроках литературы.
4. Провести эмпирическое исследование специфики оценки качества образования учащихся.
5. Разработать модель системы оценки качества образования на уроках литературы.
Гипотеза исследования:
Гипотеза исследования: Оценка качества образования на уроках литературы в старших классах зависит от внедрения интерактивных педагогических технологий, направленных на умение самостоятельно оценивать результаты личного труда, умений выражать оценочные суждения: от формирования способностей увидеть авторскую позицию и ценности художественного произведения к умению высказать собственную точку зрения о художественном тексте.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования: изучение и анализ научных трудов психологов, литературоведов, методистов;
- методы эмпирического исследования: беседы с педагогом, анкетирование, анализ письменных и устных работ учащихся.
Методики исследования:
1. Методика «Неоконченные предложения» (самооценка личного качества образования).
2. Методика З.И. Романовой «Анализ художественного произведения».
3. Тест PIRLS «Исследование качества чтения и понимания текста».
База исследования: Эмпирическое исследование проводилось в МОУ СОШ. В диагностике принимали участие 30 учащихся пятого класса.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав – одна теоретическая, две экспериментальные, заключения, списка литературы и приложений.


Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования в отечественной и зарубежной педагогике в области оценки качества образования учащихся 7
1.1 Ключевые аспекты качества образования в российских школах 7
1.2 Критериальная оценка как механизм самоопределения и саморазвития школьников 16
1.3 Комплексный подход к оценке качества образования на уроках литературы 21
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики оценки качества образования учащихся на уроках литературы в старших классах 42
2.1 Организация и методики исследования достижений учащихся 42
2.2 Анализ результатов исследования с использованием разных видов оценки качества знаний 50
2.3 Модель системы оценки качества образования на уроках литературы в старших классах 62
Заключение 75
Список литературы 78
Приложение 83

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся, которой и посвящена данная работа.
Место оценки качества образования в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующем фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи. Кроме этого оценка качества образования воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом.
При этомпод системой оценивания понимаетсяне только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целоммеханизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. Система оценивания и самооценивания - это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.
При выполнении работы нами были решены все поставленные задачи:
При решении первой задачи были проанализированы теоретические исследования в области оценки качества образования.В концепции развития образования в Российской Федерации до 2020 года представление о качестве жизни каждого ребенка неотделимо от качества его образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет образование как важнейшую жизненную ценность, главный фактор развития обучающихся в процессе всего образовательного процесса. Эта взаимосвязь характеризует социализацию школьников, то есть их адаптацию к новым изменившимся условиям в обществе. Главной стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, что соответствует современным потребностям общества, семьи и каждого ребенка. При реализации этой цели решаются приоритетные задачи, одной из ведущих служит задача формирования механизмов оценки качества образования.
Решение второй задачи было посвящено выявлению особенностей критериальной оценки как механизма самоопределения и саморазвития школьников. Было выявлено, что критериальная оценка отражает требования ФГОС ООО, где заложен системно-деятельностный подход, обеспечивающий развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира и активного взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития. В основу критериальной оценки заложены: комплексность, содержательность, определенность, открытость, предполагающая прозрачность и доступность оценки, которая является для школьников инструментом самооценки; объективность, диагностичность, позитивность, при которой оценка фиксирует только достижения в образовательной деятельности учащихся, и отсутствуют отрицательные отметки.
При решении третьей задачи был рассмотрен комплексный подход к оценке качества образования на уроках литературы.
После рассмотрения теоретических положений нами было проведено эмпирическое исследование специфики оценки качества образования учащихся.по результатам исследования были сделаны следующие выводы:
У пятиклассников с высоким уровнем оценки предметных результатов по литературе преобладает осознанно-художественный и интуитивно художественный уровень восприятия художественного текста, потенциально адекватная прогностическая оценка. Эти дети имеют эвристический и преобразующий уровни потенциальных возможностей: способны самостоятельно решить учебные задачи и самостоятельно оценить свои результаты умений и навыков по предмету.
У пятиклассников со средним уровнем оценки качества образования по литературе преобладает эмоционально-сюжетный уровень восприятия текста художественного произведения, они способны спланировать свои учебные действия, однако в практической деятельности постоянно нуждаются в помощи педагога. У четырех испытуемых наблюдается репродуктивный уровень восприятия текста, однако потенциальные возможности учащихся имеют преобразующий уровень и адекватная ретроспективная оценка, что способствует качественному анализу текста.
У пятиклассников с низким уровнем оценки предметных результатов по литературе наблюдается репродуктивный уровень восприятия текста, неадекватная прогностическая оценка качества образования. Однако эти дети не способны осознанно оценить новые требования к оцениванию своих умений и навыков по литературному образованию.
На основании того была разработана модель системы оценки качества образования на уроках литературы.В основе выбранной модели оценки качества образования на уроках литературы заложено системное использование групповых форм деятельности. Групповое мнение выступает показателем уровня развития группы, ее сплоченности, эффективности совместной работы. Групповое мнение выполняет следующие функции: информационную, функцию воздействия, оценочную. Для оценки качества литературного образования с использованием групповых форм деятельности, нами были выбраны и смоделированы критерии оценивания в группе.
Следовательно, цель и задачи достигнуты. Предположение, что оценка качества образования на уроках литературы в старших классах зависит от внедрения интерактивных педагогических технологий, направленных на умение самостоятельно оценивать результаты личного труда, умений выражать оценочные суждения: от формирования способностей увидеть авторскую позицию и ценности художественного произведения к умению высказать собственную точку зрения о художественном тексте, подтвердилось. 

1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий / В.С. Аванесов. ‒ М., 2012. – 260с.
2 Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования / А.А. Аветисов // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. – М.: Московская высшая школа, 2012. – 180с.
3. Агаркова М.И.Уроки литературы в многонациональном классе / М.И. Агаркова, В.К. Сигов. – М.: Дрофа, 2008. – 224с.
4. Адамский А.И. Развитие региональной системы оценки качества образования / А.И. Адамский. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 98с.
5. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования/Т.М. Балыхина. ‒ М.,2010. – 130с.
6. Беляева Л.И. Мотивы чтения и критерии оценок произведений художественной литературы у различных категорий читателей. Художественное восприятие/ Под ред. Б. С._Мейлаха. – СПб., 2010. – 180с.
7. Белоногова Г.М. О формах контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении литературы / Г.М. Белоногова. – М., 2015. – 89с.
8. Бенькович Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений/ Т.М. Бенькович// Профильная школа. ‒ 2012. ‒ №2. ‒С. 48- 50.
9. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса /Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трыпицын. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 190с.
10. Воспитание гражданской позиции: переосмысление подхода к оценке учеников: Семинар по оценке. – Будапешт, Венгрия: Институт «Открытое Общество», 2011. – 150с.
11. Выравнивание шансов детей на качественное образование: Сборник материалов / Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования. – М.: Издательский дом ВШЭ, 2012. – 208с.
12.Гохберг Л.М. Российская система образования и современное состояние статистики образования /Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева // Образовательная статистика и информационные технологии. Проект TACIS «Управление образованием». ‒ М.: 2010.
13. Губанова Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики / Т.М. Губанова. – М.: Институт учебника Пайдейя, 2011. – 296с.
14. Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2013. – № 2 – С. 12-17.
15. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, И. Ломпшер, А. К. Маркова. – М., 2009. – 231с.
16. Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире: Учебное пособие/ А.Н. Джуринский. – М.: Дрофа, 2014. – 270с.
17. Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)/ И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. ‒2010. ‒ №8. ‒С. 20-26.
18. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно- методическое пособие/ Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПК и ПРО, 2010. – 101с.
19. Инновационные модели школы: учебно-методическое пособие: В 3 кн. Кн.2 / Под общ.ред. З.Г. Найденовой, С.А. Лисицына. – СПб.: ЛОИРО, 2013. – 298с.
20. Качество общего образования в российской школе: по результатам международных исследований. – М.: Логос, 2014. – 120с.
21. Константиновский Д.Л.Дифференцированная совокупность запросов участников образовательного процесса в общем образовании: Аналитический отчет / Д.Л. Константиновский, В.С. Вахштайн, Д.Ю. Куракин. ‒ 2008.
22. Кресина О. Н. Методы повышения качества образования учащихся в образовательной системе детской школы искусств / О. Н. Кресина // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 4-6.
23. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей / И.В. Куропятник // Педагогическая мастерская. «Все для учителя». – 2012. - № 6. – С. 8 – 12.
24. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования/А.Н. Майоров. – М., 2010. – 179с.
25. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. – М.: Баласс, 2011. ‒ С. 272–286.
26. Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: Сборник научных трудов / Науч. ред. В.Н. Ефимов, под общ.ред. Т.Г.Новиковой. – М.:АПК и ПРО, 2009. – 192с.
28. Национальная система оценки качества образования в России. Агранович М., Константиновский Д., Логинова О. // Мониторинг, оценка качества и статистика в образовании: учебно-методический комплект. ‒ М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук. Центр изучения образовательной политики, 2012. ‒ 150с.
29. Образование для всех к 2015 году. Добьёмся ли мы успеха? Резюме Всемирного доклада по мониторингу ОДВ. – М: ЮНЕСКО, 2013.
30. Остапенко А.А. Основы моделирования системы школьной оценки / А.А, Остапенко // Педагогическая диагностика. ‒ 2011. ‒№3. ‒ С.48-51.
31. Оценка качества образования: обзор международных подходов и тенденций. ‒ М.: Всемирный банк, 2010. – 105с.
32. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе ⁄ В.П. Панасюк. – СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2010. ‒ 240 с.
33. Переверзев В.Ю. Оценка ключевых компетенций учащихся ⁄ В.Ю. Переверзев, Г.В. Ярочкина// Профессиональное образование. ‒ 2012. ‒ №3. ‒С. 26-27.
34. Расширение возможностей и развитие способностей молодёжи: Новые задачи среднего образования. – М.: Весь Мир, 2014. – 60с.
35. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2013. По материалам анализа результатов международных исследований PISA – 2000, 2013.– М.: Логос, 2014. – 140с.
36. Сидорова О.Ю. Контроль и оценка знаний учащихся – одно из средств повышения качества образования по литературе ⁄ О.Ю. Сидорова. – Иркутск, 2012. – 90с.
37. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур// Высшее образование сегодня. ‒ 2009. ‒ №3. ‒ С. 43-47.
38. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. МС.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 210с.
39. Формирование школьной системы оценки качества образования: Сборник методических материалов. – М.: МБУ «СПОКО», 2011. – 170с.
40. Хуторской В.А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / В.А. Хуторской // Народное образование. ‒ 2008. ‒ №2.‒ С. 58-63.
41. Цукерман Г.А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников /Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2011.‒ № 2.
42. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов/ М.Б. Челышкова. – М., 2012. – 265с.
43. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков// Высшее образование сегодня. ‒ 2010. ‒ №8.
44. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 150с.
45. Школа России» в контексте требований международного проекта: «Изучение качества чтения и понимания текста». - PIRLS (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy)

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность.Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатываются вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедряются идеи гуманизации в образовательном пространстве.
Любая педагогическая концепция тесно связана с качеством образования, как ведущим и доминирующим фактором успешности учащихся. Термин «качество образования» широко используется в образовательном процессе, однако сущность и значение этого понятия трактуется неоднозначно. Для учащихся качество образования определяется в оценках, привлекательности содержания учебных предметов и их востребованности для дальнейшего продолжения обучения. Для родителей оценка качества образования связана с сохранением конкретных семейных ценностей, с гарантией получения достойного образования и профессиональной устроенности. Для школы и общества оценка качества образования кроется в результативности экзаменов и тестов, рейтинга школы в городе или регионе.
Исходя из этого, актуальность темы дипломного исследования рассматривается с трех аспектов: общественном, теоретическом и практическом.
В социальном контексте остро ощущается рост неравенства образовательных возможностей учащихся. Эта проблема отражает не только вопросы нравственности и справедливости, но и специфику экономического благополучия страны. Оценка качества образования зависит от обеспечения равного доступа к нему для всех школьников, которое связано с социальным, экономическим и культурным уровнем их семей. Приобретение общих и социальных компетенций в процессе познавательной деятельности учащихся определяет их успешную адаптацию обществе, жизненные достижения, профессиональную и социальную продуктивность гражданина.
Научных представлений об оценке как категории системы качества образования учащихся осуществляется в русле основных направлений исследования проблем управления качеством образования. В теоретическом плане сегодня популярны три направления. Первое направление отражает концептуально-методологические исследования: в них рассматриваются разные аспекты оценки качества образования, выделяются показатели, расставляются приоритеты в определении критериев оценивания. Широко известны, в этом направлении, работы Ю. П. Адлер, В. И. Андреева, Н.Ф.Ефремовой, Г. С.Ковалевой, А. Н.Майорова, В. М.Монахова. Второе направление связано с рассмотрением государственных образовательных стандартов и систем менеджмента качества образования. В исследованиях О.В. Аристова, В. А. Исаева, Э. М. Короткова, В. А. Нефедова отражены концептуальные положения о стандартизации целевых ориентиров в процессе управления качеством образования. Третье направление базируется на теории педагогических измерений, отражая исследования в области оценки состояния, изменений и тенденций в образовании. Эти проблемы освещены в работах В. С.Аванесова, В. Н.Белобородова, В. А.Болотова, О.З.Кузнецовой, А. И.Севрука, А. Г.Шмелева.
В практическом плане актуальность концептуального обоснования оценочной деятельности в области качества образования в образовательном учреждении обусловлена необходимостью совершенствования оценки качества, разработка и реализации ее развивающей функции в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Несмотря на большое количество исследований в области контрольно-оценочной деятельности учащихся в практической деятельности педагогов возникает противоречие между потребностью повышения качества образования на всех этапах обучения и недостаточной разработанностью оценочной деятельности учащихся.отсюда возникает проблема исследования: «Каковы возможности педагогической деятельности при оценке качества образования учащихся на уроках литературы в старших классах?»
Цель исследования –выявление, обоснование и экспериментальная проверка особенностей оценки качества образования учащихся на уроках литературы.
Объект исследования –образовательный процесс в российских школах.
Предмет исследования – особенности оценки качества образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические исследования в области оценки качества образования.
2. Выявить особенности критериальной оценки как механизма самоопределения и саморазвития школьников.
3. Рассмотреть комплексный подход к оценке качества образования на уроках литературы.
4. Провести эмпирическое исследование специфики оценки качества образования учащихся.
5. Разработать модель системы оценки качества образования на уроках литературы.
Гипотеза исследования:
Гипотеза исследования: Оценка качества образования на уроках литературы в старших классах зависит от внедрения интерактивных педагогических технологий, направленных на умение самостоятельно оценивать результаты личного труда, умений выражать оценочные суждения: от формирования способностей увидеть авторскую позицию и ценности художественного произведения к умению высказать собственную точку зрения о художественном тексте.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования: изучение и анализ научных трудов психологов, литературоведов, методистов;
- методы эмпирического исследования: беседы с педагогом, анкетирование, анализ письменных и устных работ учащихся.
Методики исследования:
1. Методика «Неоконченные предложения» (самооценка личного качества образования).
2. Методика З.И. Романовой «Анализ художественного произведения».
3. Тест PIRLS «Исследование качества чтения и понимания текста».
База исследования: Эмпирическое исследование проводилось в МОУ СОШ. В диагностике принимали участие 30 учащихся пятого класса.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав – одна теоретическая, две экспериментальные, заключения, списка литературы и приложений.


Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования в отечественной и зарубежной педагогике в области оценки качества образования учащихся 7
1.1 Ключевые аспекты качества образования в российских школах 7
1.2 Критериальная оценка как механизм самоопределения и саморазвития школьников 16
1.3 Комплексный подход к оценке качества образования на уроках литературы 21
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики оценки качества образования учащихся на уроках литературы в старших классах 42
2.1 Организация и методики исследования достижений учащихся 42
2.2 Анализ результатов исследования с использованием разных видов оценки качества знаний 50
2.3 Модель системы оценки качества образования на уроках литературы в старших классах 62
Заключение 75
Список литературы 78
Приложение 83

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся, которой и посвящена данная работа.
Место оценки качества образования в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующем фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи. Кроме этого оценка качества образования воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом.
При этомпод системой оценивания понимаетсяне только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целоммеханизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. Система оценивания и самооценивания - это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.
При выполнении работы нами были решены все поставленные задачи:
При решении первой задачи были проанализированы теоретические исследования в области оценки качества образования.В концепции развития образования в Российской Федерации до 2020 года представление о качестве жизни каждого ребенка неотделимо от качества его образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет образование как важнейшую жизненную ценность, главный фактор развития обучающихся в процессе всего образовательного процесса. Эта взаимосвязь характеризует социализацию школьников, то есть их адаптацию к новым изменившимся условиям в обществе. Главной стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, что соответствует современным потребностям общества, семьи и каждого ребенка. При реализации этой цели решаются приоритетные задачи, одной из ведущих служит задача формирования механизмов оценки качества образования.
Решение второй задачи было посвящено выявлению особенностей критериальной оценки как механизма самоопределения и саморазвития школьников. Было выявлено, что критериальная оценка отражает требования ФГОС ООО, где заложен системно-деятельностный подход, обеспечивающий развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира и активного взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития. В основу критериальной оценки заложены: комплексность, содержательность, определенность, открытость, предполагающая прозрачность и доступность оценки, которая является для школьников инструментом самооценки; объективность, диагностичность, позитивность, при которой оценка фиксирует только достижения в образовательной деятельности учащихся, и отсутствуют отрицательные отметки.
При решении третьей задачи был рассмотрен комплексный подход к оценке качества образования на уроках литературы.
После рассмотрения теоретических положений нами было проведено эмпирическое исследование специфики оценки качества образования учащихся.по результатам исследования были сделаны следующие выводы:
У пятиклассников с высоким уровнем оценки предметных результатов по литературе преобладает осознанно-художественный и интуитивно художественный уровень восприятия художественного текста, потенциально адекватная прогностическая оценка. Эти дети имеют эвристический и преобразующий уровни потенциальных возможностей: способны самостоятельно решить учебные задачи и самостоятельно оценить свои результаты умений и навыков по предмету.
У пятиклассников со средним уровнем оценки качества образования по литературе преобладает эмоционально-сюжетный уровень восприятия текста художественного произведения, они способны спланировать свои учебные действия, однако в практической деятельности постоянно нуждаются в помощи педагога. У четырех испытуемых наблюдается репродуктивный уровень восприятия текста, однако потенциальные возможности учащихся имеют преобразующий уровень и адекватная ретроспективная оценка, что способствует качественному анализу текста.
У пятиклассников с низким уровнем оценки предметных результатов по литературе наблюдается репродуктивный уровень восприятия текста, неадекватная прогностическая оценка качества образования. Однако эти дети не способны осознанно оценить новые требования к оцениванию своих умений и навыков по литературному образованию.
На основании того была разработана модель системы оценки качества образования на уроках литературы.В основе выбранной модели оценки качества образования на уроках литературы заложено системное использование групповых форм деятельности. Групповое мнение выступает показателем уровня развития группы, ее сплоченности, эффективности совместной работы. Групповое мнение выполняет следующие функции: информационную, функцию воздействия, оценочную. Для оценки качества литературного образования с использованием групповых форм деятельности, нами были выбраны и смоделированы критерии оценивания в группе.
Следовательно, цель и задачи достигнуты. Предположение, что оценка качества образования на уроках литературы в старших классах зависит от внедрения интерактивных педагогических технологий, направленных на умение самостоятельно оценивать результаты личного труда, умений выражать оценочные суждения: от формирования способностей увидеть авторскую позицию и ценности художественного произведения к умению высказать собственную точку зрения о художественном тексте, подтвердилось. 

1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий / В.С. Аванесов. ‒ М., 2012. – 260с.
2 Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования / А.А. Аветисов // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. – М.: Московская высшая школа, 2012. – 180с.
3. Агаркова М.И.Уроки литературы в многонациональном классе / М.И. Агаркова, В.К. Сигов. – М.: Дрофа, 2008. – 224с.
4. Адамский А.И. Развитие региональной системы оценки качества образования / А.И. Адамский. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 98с.
5. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования/Т.М. Балыхина. ‒ М.,2010. – 130с.
6. Беляева Л.И. Мотивы чтения и критерии оценок произведений художественной литературы у различных категорий читателей. Художественное восприятие/ Под ред. Б. С._Мейлаха. – СПб., 2010. – 180с.
7. Белоногова Г.М. О формах контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении литературы / Г.М. Белоногова. – М., 2015. – 89с.
8. Бенькович Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений/ Т.М. Бенькович// Профильная школа. ‒ 2012. ‒ №2. ‒С. 48- 50.
9. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса /Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трыпицын. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 190с.
10. Воспитание гражданской позиции: переосмысление подхода к оценке учеников: Семинар по оценке. – Будапешт, Венгрия: Институт «Открытое Общество», 2011. – 150с.
11. Выравнивание шансов детей на качественное образование: Сборник материалов / Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования. – М.: Издательский дом ВШЭ, 2012. – 208с.
12.Гохберг Л.М. Российская система образования и современное состояние статистики образования /Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева // Образовательная статистика и информационные технологии. Проект TACIS «Управление образованием». ‒ М.: 2010.
13. Губанова Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики / Т.М. Губанова. – М.: Институт учебника Пайдейя, 2011. – 296с.
14. Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2013. – № 2 – С. 12-17.
15. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, И. Ломпшер, А. К. Маркова. – М., 2009. – 231с.
16. Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире: Учебное пособие/ А.Н. Джуринский. – М.: Дрофа, 2014. – 270с.
17. Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)/ И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. ‒2010. ‒ №8. ‒С. 20-26.
18. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно- методическое пособие/ Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПК и ПРО, 2010. – 101с.
19. Инновационные модели школы: учебно-методическое пособие: В 3 кн. Кн.2 / Под общ.ред. З.Г. Найденовой, С.А. Лисицына. – СПб.: ЛОИРО, 2013. – 298с.
20. Качество общего образования в российской школе: по результатам международных исследований. – М.: Логос, 2014. – 120с.
21. Константиновский Д.Л.Дифференцированная совокупность запросов участников образовательного процесса в общем образовании: Аналитический отчет / Д.Л. Константиновский, В.С. Вахштайн, Д.Ю. Куракин. ‒ 2008.
22. Кресина О. Н. Методы повышения качества образования учащихся в образовательной системе детской школы искусств / О. Н. Кресина // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 4-6.
23. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей / И.В. Куропятник // Педагогическая мастерская. «Все для учителя». – 2012. - № 6. – С. 8 – 12.
24. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования/А.Н. Майоров. – М., 2010. – 179с.
25. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. – М.: Баласс, 2011. ‒ С. 272–286.
26. Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: Сборник научных трудов / Науч. ред. В.Н. Ефимов, под общ.ред. Т.Г.Новиковой. – М.:АПК и ПРО, 2009. – 192с.
28. Национальная система оценки качества образования в России. Агранович М., Константиновский Д., Логинова О. // Мониторинг, оценка качества и статистика в образовании: учебно-методический комплект. ‒ М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук. Центр изучения образовательной политики, 2012. ‒ 150с.
29. Образование для всех к 2015 году. Добьёмся ли мы успеха? Резюме Всемирного доклада по мониторингу ОДВ. – М: ЮНЕСКО, 2013.
30. Остапенко А.А. Основы моделирования системы школьной оценки / А.А, Остапенко // Педагогическая диагностика. ‒ 2011. ‒№3. ‒ С.48-51.
31. Оценка качества образования: обзор международных подходов и тенденций. ‒ М.: Всемирный банк, 2010. – 105с.
32. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе ⁄ В.П. Панасюк. – СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2010. ‒ 240 с.
33. Переверзев В.Ю. Оценка ключевых компетенций учащихся ⁄ В.Ю. Переверзев, Г.В. Ярочкина// Профессиональное образование. ‒ 2012. ‒ №3. ‒С. 26-27.
34. Расширение возможностей и развитие способностей молодёжи: Новые задачи среднего образования. – М.: Весь Мир, 2014. – 60с.
35. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2013. По материалам анализа результатов международных исследований PISA – 2000, 2013.– М.: Логос, 2014. – 140с.
36. Сидорова О.Ю. Контроль и оценка знаний учащихся – одно из средств повышения качества образования по литературе ⁄ О.Ю. Сидорова. – Иркутск, 2012. – 90с.
37. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур// Высшее образование сегодня. ‒ 2009. ‒ №3. ‒ С. 43-47.
38. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. МС.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 210с.
39. Формирование школьной системы оценки качества образования: Сборник методических материалов. – М.: МБУ «СПОКО», 2011. – 170с.
40. Хуторской В.А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / В.А. Хуторской // Народное образование. ‒ 2008. ‒ №2.‒ С. 58-63.
41. Цукерман Г.А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников /Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2011.‒ № 2.
42. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов/ М.Б. Челышкова. – М., 2012. – 265с.
43. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков// Высшее образование сегодня. ‒ 2010. ‒ №8.
44. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 150с.
45. Школа России» в контексте требований международного проекта: «Изучение качества чтения и понимания текста». - PIRLS (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy)

Купить эту работу

Особенности оценки качества образования учащихся на уроках литературы

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

24 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽