Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Тему сформулировать автору на основании курсовой работы.

  • 94 страниц
  • 2016 год
  • 232 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

В свете реформирования системы образования при подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, креативности и других сторон психической деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети полноценно овладевают навыками связной монологической речи только в условиях целенаправленного обучения (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Ладыженская, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко и др.).
На сегодняшний день, в области специального образования, развитие связной речи у дошкольников 5–7 лет является одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Особого внимания заслуживает проблема формирования связной монологической речи у старших дошкольников, имеющих задержку психического развития (ЗПР), так как от уровня овладения связной речью во многом зависит успешность их дальнейшего школьного обучения. Известно, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наряду со стойкими фонетико-фонематическими и лексико-грамматическими нарушениями наблюдается значительное отставание в формировании навыков связной контекстной речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, Т.Б., Филичева, А.В., Ястребова и др.).
Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеет практическая необходимость в определении дифференцированного содержания коррекционно-развивающего обучения, с учётом возрастных и индивидуальных различий детей с ЗПР. Методической основой, позволяющей ориентироваться в коррекционно-развивающем процессе на формирование развитой личности ребёнка, является личностно-ориентированная педагогика. Всесторонняя личностно-ориентированная логопедическая помощь детям с ЗПР в возрасте от 5 до 7 лет возможна только в условиях организации систематического обучения и воспитания по инновационным общеобразовательным программам и использования новых коррекционных технологий, что соответствует современным тенденциям развития образования.
Актуальность проблемы обусловливается ее социальной значимостью, а также стойким интересом и потребностям логопедической практики в создании эффективной системы формирования и развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель работы – теоретически и экспериментально выявить эффективность комплекса логопедических занятий в коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования – монологическая связная речь у старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования – процесс развития монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезу: логопедические занятия, включающие задания по развитию связной речи, способствуют повышению уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Поставленная цель и выдвинутые гипотезы определили следующие задачи:
1. Проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования, определить теоретические и методические основы формирования навыков связной речи у детей с нормативным развитием речи и с задержкой психического развития.
2. Подобрать и адаптировать методики исследования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и сравнить уровень сформированности различных видов связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормативным речевым развитием.
4. Разработать комплекс занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и апробировать его на объекте исследования.
5. Провести повторную диагности уровня развития связной речи и контрольной и экспериментальной групп и сравнить результаты.
Методологические основы исследования определены на основании положений об объективных законах психического развития ребенка с отклоняющимся развитием, основы которых заложены в теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Исследование опиралось на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Выготским Л.С., Лисиной М.И., Леонтьевым А.Н., Элькониным Д.Б., Цукерман Г.А. и др.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы включающего 54 источника, 3 приложения, 1 рисунок, 12 таблиц.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Анализ теоретико-методологических подходов к изучению монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 20
1.4 Специфика формирования связной монологической речи у старших дошкольников с ЗПР 31
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 42
2.1. Цели и задачи исследования. Организация исследования 42
2.1. Результаты констатирующего эксперимента 44
Выводы по 2 главе 51
Глава 3. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 52
3.1. Разработка и проведение комплекса логопедических занятий для коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ЗПР 52
3.2 Результаты контрольного эксперимента 57
Выводы по 3 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Список литературы 66
Приложения 71


В данной работе была достигнута поставленная цель – теоретически и экспериментально выявить эффективность комплекса логопедических занятий в коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ЗПР.
Для достижения поставленной цели были решены соответствующие задачи.
1. Проанализирована общая и специальная литература по проблеме исследования, определены теоретические и методические основы формирования навыков связной речи у детей с нормативным развитием речи и с задержкой психического развития.
В первой главе был рассмотрен процесс формирования монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и с задержкой психического развития. Обосновывается важное значение овладения связной речью в процессе подготовки детей к обучению в школе.
Под связной речью в широком смысле слова понимают любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
Развитие диалогической и монологической форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
2. Подобраны и адаптированы методики исследования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и сравнить уровень сформированности различных видов связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормативным речевым развитием.
Во второй главе было проведено экспериментальное исследование уровня развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и с ЗПР. Результаты исследования позволили выявить специфику особенностей нарушения монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
По результатам проведенной работы в основной группе детей отмечен низкий показатель развития связной монологической речи и составляет 83%, 15% составляют дети со средним показателем. Высокий показатель развития не зарегистрирован. Особенно трудным для детей было составление рассказа по картине и пересказ текста.
При этом у детей контрольной группы показатели значительно выше, 90% составляют дети с высоким уровнем развития связной монологической речи и 10% детей со средним уровнем.
Таким образом, проведенный эксперимент позволил заключить, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается отставание в развитии монологической речи связной.
4. Разработан комплекс занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и апробировать его на объекте исследования.
Основными средствами комплекса логопедических занятий, являются рассказы (рассказ-описание (по различным готовым схемам), рассказ по представлению, рассказ по картинке, составление предложений, загадки-описания, сюжетно-ролевые игры).
5. Проведена повторная диагностика уровня развития связной речи и контрольной и экспериментальной групп и сравнить результаты.
Разработанный комплекс логопедических занятий доказал свою эффективность: по всем показателям дети улучшили свои результаты по сравнению с констатирующим экспериментом, в большей степени это сказалось на достижении среднего уровня развития связной речи.
Гипотеза исследования подтверждена: логопедические занятия, включающие задания по развитию связной речи, способствуют повышению уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Проведенное исследование показало, что необходимо совершенствование традиционных методик, а также поиск новых более эффективных, научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ЗПР.
Коррекция и развитие связной речи у детей с ЗПР будет более эффективной, если:
- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребёнку;
- максимально использовать современные методики и технологии для проведения диагностики и занятий по развитию связной речи;
- сделать приоритетными гуманистические педагогические принципы работы с детьми.


1. Блинова Л.Н «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития». – М., 2002.
2. Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушение речи и голоса у детей. – М.: Просвещение, 1975.
3. Воробьёва В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи — Дефектология, № 4 1990г.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб, 1997.
5. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. Собрание соч.- М., 1982.Т.2. — с.168.
6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.
7. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., Просвещение, 1989.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
9. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Дефектология. – 1986. - № 6. – С. 73-79.
10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.
11. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 1996.
12. Еврастов Н.П. Культура связной речи. – Ярославль, 1969.
13. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976.
14. Ильина В.Н. Развитие личности ребенка от трех до пяти. - Екатеринбург: У-Фактория, 2014. – 528с.
15. Козырева О. А., Борисова Н. Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 119с.
16. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., Просвещение, 1988.
17. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
18. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М, 1998.
19. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6-7 лет: Сб. науч. трудов. – М., 1979.
20. Ладынежская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи. — М., 1975г.
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
22. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,1997.
23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. — М., 1968.
24. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). – М, 1997.
25. Лидерс А.Г. Развитие и коррекция произвольности речевого общения детей 6-8 лет. – М., 1991.
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Просвещение, 1986.
27. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.
28. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М.,1978.
29. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Педагогика, 1974.
30. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
31. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.
32. Психологическая диагностика / Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М.: Ун-т РАО, 1997.
33. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1979.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989.
35. Солдатова Н.А. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - № 3. – С. 18-22.
36. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с ОНР в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. – 1996. - № 1.
37. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.: Академия, 2001.
38. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.,2001.
39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1972.
40. Успенская Л.П. Учись говорить правильно: Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. – М.: Просвещение, 1973.
41. Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.
42. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.
43. Фотекова Т.А., Ахунтина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических приемов: Пособие для логопедов и психологов. – М.,2002.
44. Хабарова О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 151-160.
45. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000.
46. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. – М., 1997.
47. Шаховская С.Н., Селиверстов В.И., Пузанов Б.П. Состояние речевой коммуникации дошкольников с ОНР // Коррекционная педагогика – вчера, сегодня, завтра. – М., 1997.
48. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М., 2004.
49. Шевченко С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. Шевченко С.Г. – М., 2001.
50. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронкова А.П. Азбука общения со взрослыми и сверстниками. – М., 2000.
51. Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964.
52. Эльконин Д.Б. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности дошкольника. – М., 1965.
53. Яшина В.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.: Университет, 1995.
54. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

В свете реформирования системы образования при подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, креативности и других сторон психической деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети полноценно овладевают навыками связной монологической речи только в условиях целенаправленного обучения (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Ладыженская, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко и др.).
На сегодняшний день, в области специального образования, развитие связной речи у дошкольников 5–7 лет является одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Особого внимания заслуживает проблема формирования связной монологической речи у старших дошкольников, имеющих задержку психического развития (ЗПР), так как от уровня овладения связной речью во многом зависит успешность их дальнейшего школьного обучения. Известно, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наряду со стойкими фонетико-фонематическими и лексико-грамматическими нарушениями наблюдается значительное отставание в формировании навыков связной контекстной речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, Т.Б., Филичева, А.В., Ястребова и др.).
Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеет практическая необходимость в определении дифференцированного содержания коррекционно-развивающего обучения, с учётом возрастных и индивидуальных различий детей с ЗПР. Методической основой, позволяющей ориентироваться в коррекционно-развивающем процессе на формирование развитой личности ребёнка, является личностно-ориентированная педагогика. Всесторонняя личностно-ориентированная логопедическая помощь детям с ЗПР в возрасте от 5 до 7 лет возможна только в условиях организации систематического обучения и воспитания по инновационным общеобразовательным программам и использования новых коррекционных технологий, что соответствует современным тенденциям развития образования.
Актуальность проблемы обусловливается ее социальной значимостью, а также стойким интересом и потребностям логопедической практики в создании эффективной системы формирования и развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель работы – теоретически и экспериментально выявить эффективность комплекса логопедических занятий в коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования – монологическая связная речь у старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования – процесс развития монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезу: логопедические занятия, включающие задания по развитию связной речи, способствуют повышению уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Поставленная цель и выдвинутые гипотезы определили следующие задачи:
1. Проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования, определить теоретические и методические основы формирования навыков связной речи у детей с нормативным развитием речи и с задержкой психического развития.
2. Подобрать и адаптировать методики исследования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и сравнить уровень сформированности различных видов связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормативным речевым развитием.
4. Разработать комплекс занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и апробировать его на объекте исследования.
5. Провести повторную диагности уровня развития связной речи и контрольной и экспериментальной групп и сравнить результаты.
Методологические основы исследования определены на основании положений об объективных законах психического развития ребенка с отклоняющимся развитием, основы которых заложены в теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Исследование опиралось на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Выготским Л.С., Лисиной М.И., Леонтьевым А.Н., Элькониным Д.Б., Цукерман Г.А. и др.
Структура работы: дипломное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы включающего 54 источника, 3 приложения, 1 рисунок, 12 таблиц.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Анализ теоретико-методологических подходов к изучению монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 20
1.4 Специфика формирования связной монологической речи у старших дошкольников с ЗПР 31
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 42
2.1. Цели и задачи исследования. Организация исследования 42
2.1. Результаты констатирующего эксперимента 44
Выводы по 2 главе 51
Глава 3. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 52
3.1. Разработка и проведение комплекса логопедических занятий для коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ЗПР 52
3.2 Результаты контрольного эксперимента 57
Выводы по 3 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Список литературы 66
Приложения 71


В данной работе была достигнута поставленная цель – теоретически и экспериментально выявить эффективность комплекса логопедических занятий в коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ЗПР.
Для достижения поставленной цели были решены соответствующие задачи.
1. Проанализирована общая и специальная литература по проблеме исследования, определены теоретические и методические основы формирования навыков связной речи у детей с нормативным развитием речи и с задержкой психического развития.
В первой главе был рассмотрен процесс формирования монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и с задержкой психического развития. Обосновывается важное значение овладения связной речью в процессе подготовки детей к обучению в школе.
Под связной речью в широком смысле слова понимают любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
Развитие диалогической и монологической форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
2. Подобраны и адаптированы методики исследования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и сравнить уровень сформированности различных видов связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормативным речевым развитием.
Во второй главе было проведено экспериментальное исследование уровня развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и с ЗПР. Результаты исследования позволили выявить специфику особенностей нарушения монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
По результатам проведенной работы в основной группе детей отмечен низкий показатель развития связной монологической речи и составляет 83%, 15% составляют дети со средним показателем. Высокий показатель развития не зарегистрирован. Особенно трудным для детей было составление рассказа по картине и пересказ текста.
При этом у детей контрольной группы показатели значительно выше, 90% составляют дети с высоким уровнем развития связной монологической речи и 10% детей со средним уровнем.
Таким образом, проведенный эксперимент позволил заключить, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается отставание в развитии монологической речи связной.
4. Разработан комплекс занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и апробировать его на объекте исследования.
Основными средствами комплекса логопедических занятий, являются рассказы (рассказ-описание (по различным готовым схемам), рассказ по представлению, рассказ по картинке, составление предложений, загадки-описания, сюжетно-ролевые игры).
5. Проведена повторная диагностика уровня развития связной речи и контрольной и экспериментальной групп и сравнить результаты.
Разработанный комплекс логопедических занятий доказал свою эффективность: по всем показателям дети улучшили свои результаты по сравнению с констатирующим экспериментом, в большей степени это сказалось на достижении среднего уровня развития связной речи.
Гипотеза исследования подтверждена: логопедические занятия, включающие задания по развитию связной речи, способствуют повышению уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Проведенное исследование показало, что необходимо совершенствование традиционных методик, а также поиск новых более эффективных, научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ЗПР.
Коррекция и развитие связной речи у детей с ЗПР будет более эффективной, если:
- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребёнку;
- максимально использовать современные методики и технологии для проведения диагностики и занятий по развитию связной речи;
- сделать приоритетными гуманистические педагогические принципы работы с детьми.


1. Блинова Л.Н «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития». – М., 2002.
2. Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушение речи и голоса у детей. – М.: Просвещение, 1975.
3. Воробьёва В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи — Дефектология, № 4 1990г.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб, 1997.
5. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. Собрание соч.- М., 1982.Т.2. — с.168.
6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.
7. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., Просвещение, 1989.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
9. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Дефектология. – 1986. - № 6. – С. 73-79.
10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.
11. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 1996.
12. Еврастов Н.П. Культура связной речи. – Ярославль, 1969.
13. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976.
14. Ильина В.Н. Развитие личности ребенка от трех до пяти. - Екатеринбург: У-Фактория, 2014. – 528с.
15. Козырева О. А., Борисова Н. Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 119с.
16. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., Просвещение, 1988.
17. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
18. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М, 1998.
19. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6-7 лет: Сб. науч. трудов. – М., 1979.
20. Ладынежская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи. — М., 1975г.
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
22. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,1997.
23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. — М., 1968.
24. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). – М, 1997.
25. Лидерс А.Г. Развитие и коррекция произвольности речевого общения детей 6-8 лет. – М., 1991.
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Просвещение, 1986.
27. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.
28. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М.,1978.
29. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Педагогика, 1974.
30. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
31. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.
32. Психологическая диагностика / Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М.: Ун-т РАО, 1997.
33. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1979.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989.
35. Солдатова Н.А. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - № 3. – С. 18-22.
36. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с ОНР в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. – 1996. - № 1.
37. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.: Академия, 2001.
38. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.,2001.
39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1972.
40. Успенская Л.П. Учись говорить правильно: Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. – М.: Просвещение, 1973.
41. Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.
42. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.
43. Фотекова Т.А., Ахунтина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических приемов: Пособие для логопедов и психологов. – М.,2002.
44. Хабарова О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 151-160.
45. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000.
46. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. – М., 1997.
47. Шаховская С.Н., Селиверстов В.И., Пузанов Б.П. Состояние речевой коммуникации дошкольников с ОНР // Коррекционная педагогика – вчера, сегодня, завтра. – М., 1997.
48. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М., 2004.
49. Шевченко С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. Шевченко С.Г. – М., 2001.
50. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронкова А.П. Азбука общения со взрослыми и сверстниками. – М., 2000.
51. Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964.
52. Эльконин Д.Б. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности дошкольника. – М., 1965.
53. Яшина В.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.: Университет, 1995.
54. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004.


Купить эту работу

Тему сформулировать автору на основании курсовой работы.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

1 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Урок как основная форма организации процесса обучения в современной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие двигательных умений и навыков у детей раннего возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Дидактические игры, как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽