Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

  • 56 страниц
  • 2016 год
  • 175 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной проблемы определяется тем, что в настоящее время в России многие дети имеют различного рода отклонения в развитии, в том числе в интеллектуальном развитии.
Создание психолого-педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, имеющего проблемы в развитии, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование коррекционной среды в условиях школьного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Педагогическая значимость памяти очевидна. Память в совокупности с другими психическими процессами несет ответственность за получение, сохранение и переработку, а также воспроизведение информации в процессе учебной деятельности, то есть является основой любого познания и тем самым определяет одну из основных задач школьного обучения.
Проблема развития памяти детей младшего школьного возраста и ее особенности анализировалась у различных авторов, как в зарубежной, так и в отечественной психологии и педагогики.
Психология детей с интеллектуальной недостаточностью – одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.
Под интеллектуальной недостаточностью отечественные специалисты понимают стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры [6, 7, 10, 28. 29 и др.]. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие памяти [32, 36]. Как показали исследования, дети с интеллектуальной недостаточностью усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Замедленность и непрочность процесса запоминания проявляются, прежде всего, в том, что программу четырех классов массовой школы умственно отсталые дети усваивают за 7—8 лет обучения.
Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их.
Чтобы прочно усвоить какой-либо новый материал, учащимся вспомогательной школы необходимо значительно большее число повторений, чем учащимся массовой школы. Без многократных повторений учебного материала дети с интеллектуальной недостаточностью очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей [25, 26, 40 и др.].
Пользуясь термином Л.С. Выготского, «ядерные» свойства памяти детей с интеллектуальной недостаточностью, а именно: замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения - отчетливо видны педагогам [4].
Таким образом, исследование особенностей памяти детей с интеллектуальной недостаточностью остаётся актуальными вопросом коррекционной педагогики.
Объект исследования: память детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: своеобразие характеристик памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: выявить особенности памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости наблюдаются различные, качественно неоднородные уровни сформированности памяти. Нарушение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте предполагает необходимость их развития на коррекционных занятиях.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по рассматриваемой проблеме.
2) Определить содержание методики исследования памяти детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью интеллектуальной отсталости.
3) Выявить особенности памяти у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
4) Разработать методические рекомендации по развитию памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, коррекционной и методической литературы; эмпирические: тестирование, обработка данных: количественный и качественный (интерпретационный) анализ результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что были изучены особенности памяти младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью. Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты исследовательской работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе коррекционных учреждений.
Методологическую основу работы составили научные труды педагогов, психологов: Л.С. Выготского [3,4], А.В. Запорожца [12], А.Н. Леонтьева [20], П.П. Блонского [2] и других, изложившие научно обоснованные подходы к вопросам психолого-педагогических особенностей данной возрастной группы; публикации, посвященные развитию детей с интеллектуальной недостаточностью: Л.И. Аксеновой, Б.А. Архиповой [39], Л.И. Беляковой [29], Д.Н. Исаева [16], З.М. Истоминой [17], В.Г. Петровой [28] и др.
База исследования: Школа-интернат 37 – учреждение закрытого типа.
Структура и объем работы обусловлены логикой исследования, включает введение, три главы, заключение, список литературы, 2 приложения. Объем работы составил 50 страниц (без учета приложений).  

СОДЕЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 7
1.1. Память. Виды и характеристики памяти 7
1.2. Развитие памяти в онтогенезе 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика лиц с интеллектуальной недостаточностью 18
1.4. Особенности памяти детей с умственной отсталостью 23
Выводы по главе 1 26

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 28
2.1. Описание использованных методов и методик исследования 28
2.2. Результаты исследования памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 34
2.2.1. Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы 34
2.2.2. Анализ результатов исследование памяти 36

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИЕТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы нельзя не отметить, насколько важно и актуально на сегодняшний день изучение памяти, ее процессов, особенностей ее развития, как в норме, так и при различных патологиях, в том числе и при интеллектуальной недостаточности.
Осуществление познавательной психической деятельности невозможно без процессов памяти. Память скрепляет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека.
Несмотря на то, что память ранее считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии, дальнейшее изучение ее закономерностей в наши дни сделало ее одной из самых главных проблем в науке. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний.
Процесс обучения был бы в принципе невозможен и вообще не сформировался бы как процесс, если бы не существование памяти. Таким образом, становится понятно, что память лежит в основе процесса обучения. И это еще раз подчеркивает важность и необходимость исследования закономерностей развития памяти, особенно это, актуально для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Исследование особенностей памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью показало, что заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают инструкции. Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций.
Прежде всего, нужно отметить, что у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение оперативной вербальной памяти. Это проявляется в значительных трудностях воспроизведения слов, что отражается в большом количестве ошибок запоминания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Многие забывают последовательность заданий.
Характер воспроизведения свидетельствует о том, что у детей с интеллектуальной недостаточностью недостаточно сформированы механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.
Полученные данные при исследовании процессов памяти позволяют говорить о том, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью снижено использование семантических характеристик материала при его запоминании по этим признакам, несмотря на принципиальную возможность обнаружения этих связей.
В ходе исследования были получены данные, позволяющие говорить о сохранности памяти как мнестической деятельности, в частности, процессов запоминания и узнавания.
Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Особая роль в этом принадлежит играм с правилами и, в особенности, дидактическим играм.
Развитие памяти включено в структуру занятий в виде:
• использования репродуктивной памяти для понимания и решения задачи;
• постоянного включения произвольной памяти в работу детей как необходимости запомнить инструкцию и условия задания;
• использования долговременной памяти как отсрочки выполнения инструкции.
При проведении занятий используются следующие приемы:
- Организация совместной деятельности педагога и ребенка на занятии.
- Создание игровых ситуаций.
- Упражнение — основной прием развития памяти
Развитие памяти включено в структуру занятий в виде: использования репродуктивной памяти для понимания и решения задачи; постоянного включения произвольной памяти в работу детей как необходимости запомнить инструкцию и условия задания; использования долговременной памяти как отсрочки выполнения инструкции.
Таким образом, поставленные в работе задачи выполнены, гипотеза подтвердилась, цель достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития //Специальная психология. 2007. № 1. – С. 16 – 22
2. Блонский П.П. Память и мышление. – М.: ЛКИ, 2007. – 208 с
3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с.
4. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — 3-е издание, перераб. и доп. — М.: Астрель, 2008. – 656 с.
5. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: АСТ, 2014. - 976 с.
6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2005. – С. 191 – 241
7. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.: Шк. пресса, 2006. – 126 с.
8. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. – Л.: Наука, 1985. – 205 с.
9. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение, 1983. – 87 с. - http://pedlib.ru/Books/6/0408/index.shtml?from_page=1
10. Забрамная С.Д. Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В.Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. - 64 с.
11. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.Ф. Развивающие занятия с детьми. – М.: Академия, 2001. - 80 с.
12. Запорожец А.В. Развитие памяти у детей. - М.: Знание, 2002. – 420 с.
13. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2010. — 717с.
14. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни. - 2-е изд., доп. - М.: АО "МЕНАТЕП - ИНФОРМ", 1996. - 224 с.
15. Илюшенко А.С. Обучение умственно отсталых детей // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - №12. - С. 60 – 63
16. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2003. – 389 с.
17. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: / Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж. - 1995. С. 70 – 88
18. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – СПб.: КАРО, 2004. – 432 с.
19. Крысько В.Г. Психология и педагогика. - М: Юрайт, 2014. - 471 c.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. — 345 с. https://refdb.ru/look/2490166.html
21. Мещерякова Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
22. Мнухин С.С. Хрестоматия по психиатрии детского возраста. – М.: Юридический центр, 2008. – 320 с.
23. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
24. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с
25. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; // Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. - 490 с.
26. Олигофренопедагогика. – М.: Академия, 2011. - 336 c.
27. Пахомов А.П. Методика исследования непроизвольного запоминания // Экспериментальная психология. - 2011. Том 4. № 4. - С. 117–126
28. Петрова В.Г. Психологические особенности умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. – 2007. - №1. – С. 5 – 15
29. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
30. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Академия, 1997. - 496 с.
31. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - - СПб.: Питер, 2003. – 192 с.
32. Психология лиц с умственной отсталостью / Е.А. Калмыкова. – Курск: Курский государственный ун-т, 2007. – 121 с.
33. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2005. – 688 с.
34. Развитие логической памяти у детей / Под ред. А.А. Смирнова. - М: Просвещение, 2001. - 256 с.
35. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 448 с.
36. Рубинштейн С.Я. Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей // Дети с ограниченными возможностями: проблемы, инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – С., 2005. – С. 191 – 215
37. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с.
38. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1999. - 221 с.
39. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. // Под ред. Н.М. Назаровой. – 10-е изд. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
40. Специальная психология. В 2 т. Т. 1: / В.И. Лубовский [и др.]. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — 428 с.
41. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c.
42. Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 256 с.
43. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. – М.: Медицина, 1965. – 337 с.
44. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. - М.: Рольф, 2000. – 362 с.
45. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. № 4. - С. 5 – 12
46. Уфимцева Л.П. Благодатская Е.В. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками // Специальная психология. 2011. № 1 - С. 16 – 22
47. Фомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 210 с.
48. Хорошевский Н.И. Современные методы развития памяти и мышления. – М.: Дашков и К., 2015. – 256 с.
49. Шипицына Л.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. - М.: Флинта, 2013. - 208 c.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной проблемы определяется тем, что в настоящее время в России многие дети имеют различного рода отклонения в развитии, в том числе в интеллектуальном развитии.
Создание психолого-педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, имеющего проблемы в развитии, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование коррекционной среды в условиях школьного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Педагогическая значимость памяти очевидна. Память в совокупности с другими психическими процессами несет ответственность за получение, сохранение и переработку, а также воспроизведение информации в процессе учебной деятельности, то есть является основой любого познания и тем самым определяет одну из основных задач школьного обучения.
Проблема развития памяти детей младшего школьного возраста и ее особенности анализировалась у различных авторов, как в зарубежной, так и в отечественной психологии и педагогики.
Психология детей с интеллектуальной недостаточностью – одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.
Под интеллектуальной недостаточностью отечественные специалисты понимают стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры [6, 7, 10, 28. 29 и др.]. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие памяти [32, 36]. Как показали исследования, дети с интеллектуальной недостаточностью усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Замедленность и непрочность процесса запоминания проявляются, прежде всего, в том, что программу четырех классов массовой школы умственно отсталые дети усваивают за 7—8 лет обучения.
Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их.
Чтобы прочно усвоить какой-либо новый материал, учащимся вспомогательной школы необходимо значительно большее число повторений, чем учащимся массовой школы. Без многократных повторений учебного материала дети с интеллектуальной недостаточностью очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей [25, 26, 40 и др.].
Пользуясь термином Л.С. Выготского, «ядерные» свойства памяти детей с интеллектуальной недостаточностью, а именно: замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения - отчетливо видны педагогам [4].
Таким образом, исследование особенностей памяти детей с интеллектуальной недостаточностью остаётся актуальными вопросом коррекционной педагогики.
Объект исследования: память детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: своеобразие характеристик памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: выявить особенности памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости наблюдаются различные, качественно неоднородные уровни сформированности памяти. Нарушение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте предполагает необходимость их развития на коррекционных занятиях.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по рассматриваемой проблеме.
2) Определить содержание методики исследования памяти детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью интеллектуальной отсталости.
3) Выявить особенности памяти у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
4) Разработать методические рекомендации по развитию памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, коррекционной и методической литературы; эмпирические: тестирование, обработка данных: количественный и качественный (интерпретационный) анализ результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что были изучены особенности памяти младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью. Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты исследовательской работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе коррекционных учреждений.
Методологическую основу работы составили научные труды педагогов, психологов: Л.С. Выготского [3,4], А.В. Запорожца [12], А.Н. Леонтьева [20], П.П. Блонского [2] и других, изложившие научно обоснованные подходы к вопросам психолого-педагогических особенностей данной возрастной группы; публикации, посвященные развитию детей с интеллектуальной недостаточностью: Л.И. Аксеновой, Б.А. Архиповой [39], Л.И. Беляковой [29], Д.Н. Исаева [16], З.М. Истоминой [17], В.Г. Петровой [28] и др.
База исследования: Школа-интернат 37 – учреждение закрытого типа.
Структура и объем работы обусловлены логикой исследования, включает введение, три главы, заключение, список литературы, 2 приложения. Объем работы составил 50 страниц (без учета приложений).  

СОДЕЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 7
1.1. Память. Виды и характеристики памяти 7
1.2. Развитие памяти в онтогенезе 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика лиц с интеллектуальной недостаточностью 18
1.4. Особенности памяти детей с умственной отсталостью 23
Выводы по главе 1 26

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 28
2.1. Описание использованных методов и методик исследования 28
2.2. Результаты исследования памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 34
2.2.1. Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы 34
2.2.2. Анализ результатов исследование памяти 36

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИЕТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы нельзя не отметить, насколько важно и актуально на сегодняшний день изучение памяти, ее процессов, особенностей ее развития, как в норме, так и при различных патологиях, в том числе и при интеллектуальной недостаточности.
Осуществление познавательной психической деятельности невозможно без процессов памяти. Память скрепляет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека.
Несмотря на то, что память ранее считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии, дальнейшее изучение ее закономерностей в наши дни сделало ее одной из самых главных проблем в науке. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний.
Процесс обучения был бы в принципе невозможен и вообще не сформировался бы как процесс, если бы не существование памяти. Таким образом, становится понятно, что память лежит в основе процесса обучения. И это еще раз подчеркивает важность и необходимость исследования закономерностей развития памяти, особенно это, актуально для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Исследование особенностей памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью показало, что заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают инструкции. Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций.
Прежде всего, нужно отметить, что у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение оперативной вербальной памяти. Это проявляется в значительных трудностях воспроизведения слов, что отражается в большом количестве ошибок запоминания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Многие забывают последовательность заданий.
Характер воспроизведения свидетельствует о том, что у детей с интеллектуальной недостаточностью недостаточно сформированы механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.
Полученные данные при исследовании процессов памяти позволяют говорить о том, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью снижено использование семантических характеристик материала при его запоминании по этим признакам, несмотря на принципиальную возможность обнаружения этих связей.
В ходе исследования были получены данные, позволяющие говорить о сохранности памяти как мнестической деятельности, в частности, процессов запоминания и узнавания.
Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Особая роль в этом принадлежит играм с правилами и, в особенности, дидактическим играм.
Развитие памяти включено в структуру занятий в виде:
• использования репродуктивной памяти для понимания и решения задачи;
• постоянного включения произвольной памяти в работу детей как необходимости запомнить инструкцию и условия задания;
• использования долговременной памяти как отсрочки выполнения инструкции.
При проведении занятий используются следующие приемы:
- Организация совместной деятельности педагога и ребенка на занятии.
- Создание игровых ситуаций.
- Упражнение — основной прием развития памяти
Развитие памяти включено в структуру занятий в виде: использования репродуктивной памяти для понимания и решения задачи; постоянного включения произвольной памяти в работу детей как необходимости запомнить инструкцию и условия задания; использования долговременной памяти как отсрочки выполнения инструкции.
Таким образом, поставленные в работе задачи выполнены, гипотеза подтвердилась, цель достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития //Специальная психология. 2007. № 1. – С. 16 – 22
2. Блонский П.П. Память и мышление. – М.: ЛКИ, 2007. – 208 с
3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с.
4. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — 3-е издание, перераб. и доп. — М.: Астрель, 2008. – 656 с.
5. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: АСТ, 2014. - 976 с.
6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2005. – С. 191 – 241
7. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.: Шк. пресса, 2006. – 126 с.
8. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. – Л.: Наука, 1985. – 205 с.
9. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение, 1983. – 87 с. - http://pedlib.ru/Books/6/0408/index.shtml?from_page=1
10. Забрамная С.Д. Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В.Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. - 64 с.
11. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.Ф. Развивающие занятия с детьми. – М.: Академия, 2001. - 80 с.
12. Запорожец А.В. Развитие памяти у детей. - М.: Знание, 2002. – 420 с.
13. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2010. — 717с.
14. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни. - 2-е изд., доп. - М.: АО "МЕНАТЕП - ИНФОРМ", 1996. - 224 с.
15. Илюшенко А.С. Обучение умственно отсталых детей // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - №12. - С. 60 – 63
16. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2003. – 389 с.
17. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: / Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж. - 1995. С. 70 – 88
18. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – СПб.: КАРО, 2004. – 432 с.
19. Крысько В.Г. Психология и педагогика. - М: Юрайт, 2014. - 471 c.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. — 345 с. https://refdb.ru/look/2490166.html
21. Мещерякова Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
22. Мнухин С.С. Хрестоматия по психиатрии детского возраста. – М.: Юридический центр, 2008. – 320 с.
23. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
24. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с
25. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; // Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. - 490 с.
26. Олигофренопедагогика. – М.: Академия, 2011. - 336 c.
27. Пахомов А.П. Методика исследования непроизвольного запоминания // Экспериментальная психология. - 2011. Том 4. № 4. - С. 117–126
28. Петрова В.Г. Психологические особенности умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. – 2007. - №1. – С. 5 – 15
29. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
30. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Академия, 1997. - 496 с.
31. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - - СПб.: Питер, 2003. – 192 с.
32. Психология лиц с умственной отсталостью / Е.А. Калмыкова. – Курск: Курский государственный ун-т, 2007. – 121 с.
33. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2005. – 688 с.
34. Развитие логической памяти у детей / Под ред. А.А. Смирнова. - М: Просвещение, 2001. - 256 с.
35. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 448 с.
36. Рубинштейн С.Я. Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей // Дети с ограниченными возможностями: проблемы, инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – С., 2005. – С. 191 – 215
37. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с.
38. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1999. - 221 с.
39. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. // Под ред. Н.М. Назаровой. – 10-е изд. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
40. Специальная психология. В 2 т. Т. 1: / В.И. Лубовский [и др.]. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — 428 с.
41. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c.
42. Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 256 с.
43. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. – М.: Медицина, 1965. – 337 с.
44. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. - М.: Рольф, 2000. – 362 с.
45. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. № 4. - С. 5 – 12
46. Уфимцева Л.П. Благодатская Е.В. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками // Специальная психология. 2011. № 1 - С. 16 – 22
47. Фомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 210 с.
48. Хорошевский Н.И. Современные методы развития памяти и мышления. – М.: Дашков и К., 2015. – 256 с.
49. Шипицына Л.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. - М.: Флинта, 2013. - 208 c.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.


Купить эту работу

Особенности памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

1 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Урок как основная форма организации процесса обучения в современной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие двигательных умений и навыков у детей раннего возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Дидактические игры, как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽