Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности внимания у детей со стертой дизартрией

  • 103 страниц
  • 2016 год
  • 197 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Внимание является важнейшей психической функцией человека. Внимание создает специфически человеческие способы сохранения информации, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного сотрудничества. Овладевая вниманием, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к сознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий [5].
Нарушение внимания приводит к специфическому формированию высших психических функций у детей. А также специфические особенности отмечаются в таких видах деятельности как игровая, музыкальная и изобразительная. Проблемой развития внимания занимались такие специалисты как Н.С. Жукова [25], Е.М. Мастюкова [38], Г.В. Чиркина [60], Т.Б. Флерина [57] и мн. др.
Полноценное внимание необходимо для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте внимание играет большую роль в формировании и развитии всех компонентов речевой деятельности: фонетики, фонематики, лексики, грамматики.
Кроме того, в психофизиологических исследованиях Л.С. Выготского [11], П.Я. Гальперина [12], Л.П. Григорьевой [15] и др. показано, что активация всех форм внимания сопровождается оптимизацией интегративной деятельности мозга, что в свою очередь положительно влияет на речевые и познавательные процессы.
Речь тесно связана с формированием всех высших психических функций человека. Исследования различных направлений (медицинского, педагогического, психологического), изучающих процесс становления психики в онтогенезе, доказали, что различные виды нарушений речи в той или иной мере отражаются на динамике психической деятельности ребенка.
Расстройство речи отрицательно сказываются либо на становлении отдельных звеньев психической сферы, либо на ее развитии в целом
Стёртая дизартрия является одним из самых распространённых речевых нарушений [3]. Изучением дизартрии как одним из видов нарушения произношения звуков в разное время занимались: О.А. Токарева [55], Л.В. Лопатина [35], Е.Ф. Архипова [3] и многие др.
Во многих исследованиях подробно описаны специфические особенности как речевого, так и общего психического развития у детей с дизартрией (Р.И. Мартынова [37], Е.М. Мастюкова [38], Ю.Ф. Гаркуша [13], И.Б. Карелина [27]).
В настоящее время, стертая дизартрия рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушением звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, а также легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших психических функций [38]. Анализ литературных данных Л.В. Лопатина [35], Р.И. Мартынова [37] показывает, что у детей с дизартрией часто отмечается недоразвитие всех психических процессов, в том числе произвольного внимания и мышления. Однако специальному изучению особенностей высшей нервной деятельности у детей со стёртой дизартрией уделялось недостаточное внимание.
Однако вопрос изучения особенностей внимания у детей с дизартрией является в настоящее время недостаточно изученным. Проблема формирования внимания у этих дошкольников раскрыта лишь в немногочисленных работах (Р.И. Мартынова [37], Ю.Ф. Гаркуша [13], Л.Ф. Чупров [61]), где отмечается, что становление высших психических функций часто отклоняется от нормального развития. Р.И. Мартынова [37] отмечает, что у дошкольников со стертой дизартрией имеет место ослабление отдельных компонентов психики: внимания и памяти ребенка, что отрицательно отражается на успехах по устранению речевого дефекта.
Исследования Л.А. Рожковой [46] также показывают, что нарушения зрительного внимания, как и речевое нарушение, являются следствием морфофункциональной недостаточности головного мозга, обусловленной воздействием различных отрицательных факторов в период перинатального или раннего развития.
Именно поэтому ранняя диагностика и изучение психолого-педагогических условий развития внимания у детей 5 – 6 лет и особенно детей, имеющих нарушение речи, является наиболее значимой для профилактики последующих нарушений в процессе обучения детей в системе образования и нивелированию данного нарушения.
Ранняя диагностика и изучение психолого-педагогических условий развития внимания у детей 5 – 6 лет и особенно детей, имеющих нарушение речи, является наиболее значимой для профилактики последующих нарушений в процессе обучения детей в системе образования и нивелированию данного нарушения.
В результате теоретического исследования могут быть поставлены следующие проблемы:
1. Недостаточный объём теоретических знаний по изучаемому вопросу.
2. Отсутствие методических разработок по проблеме совершенствования внимания у детей со стёртой дизартрией.
Исходя из сказанного, объектом исследования является внимание у дошкольников со стертой дизартрией.
Предмет исследования: особенности внимания у детей со стертой дизартрией.
Цель данной работы – изучить особенности развития внимания у детей со стертой дизартрией.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) анализ литературы по проблеме исследования особенностей внимания у дошкольников со стёртой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием;
2) выбор методики исследования особенностей внимания у дошкольников со стёртой дизартрией;
3) анализ результатов констатирующего эксперимента; разработка методических рекомендаций по развитию внимания у детей со стертой дизартрией.
4) подбор методических рекомендаций по развитию внимания у детей со стёртой дизартрией
Гипотеза: учитывая сложную структуру дефекта при дизартрии, сочетание речевой и неречевой симптоматики, можно предположить, что у детей со стертой дизартрией имеются особенности формирования внимания.
Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы:
- эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);
- биографические (анализ амнестических данных, изучение документации);
- организационные методы (комплексный, сравнительный);
- метод логического анализа, математическая статистика.
Теоретико-методологической основой нашего исследования явились:
1) исследования о представлении внимания в современной науке (Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, В.И. Страхов, Р.С. Немов, Р.В. Овчарова, О.А. Андреев, Е.М. Самущенко, Л.М. Веккер, Т.В. Ендовицкая, Л.Д. Столяренко, Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов и др.);
2) исследования о закономерностях развития внимания у дошкольников (Ф.Н. Гоноболин, Л.П. Григорьева, Н.Ф. Добрынин, А.Р. Лурия, В.С. Мухина и др.);
3) исследования об особенностях внимания детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией (Л.В. Лопатина, В.А. Киселёва, Р.И. Мартынова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Е.Ф. Соботович и др.).
Экспериментальная база нашего исследования:
ГБДОУ 137 комбинированного вида и ГБДОУ 25 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Основные этапы исследования:
Первый этап – изучение научной литературы по проблеме исследования; выделение основных направлений работы; разработка теоретических основ исследования. Определение целей, задач, гипотезы исследования.
Второй этап – проведение констатирующего эксперимента, обработка и анализ полученных данных. Теоретическое обоснование и разработка системы работы.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем:
- систематизирован и обобщен материал по изучаемой проблеме;
- обоснована необходимость и востребованность проведения логопедической работы по совершенствованию связной внимания у детей со стёртой дизартрией;
- выявлены особенности внимания у дошкольников изучаемой категории;
- получены данные о состоянии внимания у детей со стёртой дизартрией.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- на основе наиболее оптимальных методик создана схема обследования внимания;
- создана система занятий по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией;
- отобран дидактический материал, который может быть использован логопедами в практической деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Актуальность проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
2. Основные направления обследования внимания у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
3. Система занятий по совершенствованию внимания у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложение.


Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения внимания у детей со стертой дизартрией
1.1. Представления о внимании в современной науке
1.2. Развитие внимания у дошкольников
1.3. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей внимания у старших дошкольников со стертой дизартрией
2.1. Цели, задачи, организация исследования
2.2. Содержание методики констатирующего эксперимента
2.3. Особенности развития внимания у детей с нормой речевого развития
2.4. Особенности развития внимания у детей со стёртой дизартрией
2.5. Сравнительный анализ уровней сформированности внимания у детей контрольной и экспериментальной групп
2.6. Статистическая обработка и анализ экспериментальных данных
2.7. Методические рекомендации по развитию внимания у детей со стёртой дизартрии
Заключение
Библиографический список
Приложение


Внимание является важнейшей психической функцией человека. Полноценное внимание необходимо для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте внимание играет большую роль в формировании и развитии всех компонентов речевой деятельности: фонетики, фонематики, лексики, грамматики. В настоящее время, стертая дизартрия рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушением звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания
Р.И. Мартынова отмечает, что у дошкольников со стертой дизартрией имеет место ослабление отдельных компонентов психики: внимания и памяти ребенка, что отрицательно отражается на успехах по устранению речевого дефекта. Исследования Л.А. Рожковой также показывают, что нарушения зрительного внимания, как и речевое нарушение, являются следствием морфофункциональной недостаточности головного мозга, обусловленной воздействием различных отрицательных факторов в период перинатального или раннего развития. Именно поэтому ранняя диагностика и изучение психолого-педагогических условий развития внимания у детей 5 – 6 лет и особенно детей имеющих нарушение речи, является наиболее значимой для профилактики последующих нарушений в процессе обучения детей в системе образования и нивелированию данного нарушения.
Цель данной работы – изучить особенности развития внимания у детей со стертой дизартрией. В исследовании участвовали 20 детей со стертой дизартрией и 20 дошкольников с нормальным речевым развитием. Возраст детей 6 лет.
Для исследования зрительного внимания были использованы задания на исследование зрительного и слухового внимания.
Полученные результаты исследования зрительного внимания позволяют сделать вывод, что дошкольники со стёртой дизартрией имеют невысокий уровень развития зрительного внимания. Дошкольники с трудом справлялись, и не всегда отражали закономерность заданий, не старались выполнить задания, выполняли их неохотно. Дошкольники контрольной группы показали более высокие результаты. При выполнении данного задания у детей контрольной группы наблюдалось отсутствие отвлечений, задания выполняли заинтересовано. Полученные результаты позволяют условно выделить 5 групп детей в зависимости от степени сформированности зрительного внимания
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента мы определили, что у детей устойчивость и переключение внимания находятся на низком уровне. Дети плохо умеют отличать рисунки друг от друга. Кроме того, обращает на себя внимание то, что не все могут обнаружить на картинках недостающую деталь, что также свидетельствует о недостаточном развитии зрительного внимания.
В результате исследования зрительного восприятия мы сделали вывод, что для детей с речевыми нарушениями характерна низкая степень развития зрительного внимания. У дошкольников со стёртой дизартрией работоспособность и неустойчивость внимания у всех проявляются по-разному. У одних дошкольников более высокая концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность отмечаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы снижаются. Другие дошкольники сосредотачиваются, когда приступают к выполнению задания, а для третьих характерно периодическое колебание зрительного внимания. Для данной категории детей оказалось типично: среднепродуктивное и неустойчивое внимание; низкое переключение и распределение; и соответственно низкий объем внимания.
У большинства дошкольников со стёртой дизартрией зрительное внимание неустойчивое – быстро фиксируется на предмет и быстро переключается. Можно предположить, что такие дети способны к усвоению только малого объёма информации.
Нами было отмечено, что в экспериментальной группе есть дошкольники с пассивным вниманием. Эти дети медленно сосредотачиваются и так же медленно переключаются на другую работу. Можно предположить, что эти дети склонны к стереотипным действиям.
Таким образом, большинство детей со стёртой дизартрией находятся на уровне ниже среднего. У многих детей экспериментальной группы на фоне достаточно высокой работоспособности переключение внимания, объём и устойчивость внимания находятся на более низком уровне.
После того, как нами были определены результаты по зрительному вниманию, мы приступили к исследованию слухового внимания. Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию слухового внимания.
При выполнении заданий на исследование слухового внимания особую сложность для дошкольников контрольной и экспериментальной групп составила возможность повтора ритма. Эти характеристики говорят о том, что у группы испытуемых плохо развита способность к переключению слухового внимания. Таким образом, отметим что в целом для экспериментальной группы испытуемых характерны: низкая работоспособность, быстрая истощаемость, раздражительность и повышенная возбудимость. Им быстро надоедало выполнение одного и того же вида деятельности.
Подводя итог исследования, можно отметить, что для детей со стертой дизартрией характерна низкая степень сформированности зрительного и слухового внимания. А показатели устойчивости и переключаемости внимания находятся на уровне ниже среднего
Проверка результатов с помощью t - критерия Стьюдента показала, что средние арифметические значения различаются статистически значимо (достоверно) на уровне 0,05 и 0,01. Это позволяет сделать заключение, что имеются статистически достоверные различия уровней сформированности как зрительного, так и слухового внимания детей контрольной и экспериментальной групп.
В целом для детей с нормальным речевым развитием характерны высокие показатели зрительного и слухового внимания. В то же время, приходится обратить внимание на то, что в этом возрасте недоразвитие показывает лишь переключаемость внимания. При этом, негативные тенденции характерны как для зрительного, так и для слухового внимания.
Для детей со стертой дизартрией характерна низкая степень сформированности зрительного и слухового внимания. А показатели устойчивости и переключаемости внимания находятся на уровне ниже среднего.
С детьми должна быть организована коррекционная работа. Кроме того, исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах внимания у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.

Библиографический список
1. Андреев, О.А. Техника развития внимания. [Текст] – М.: Прогресс, 2001 – 194 с
2. Андреев, О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. [Текст] - М., 1996. – 99 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. [Текст] – М.: АСТ: Атрель, 2007. – 331 с.
4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] – М., 1977. – 176 с.
5. Богословский, В.В., Ковалев А.Г., Степанова А.А. Общая психология. [Текст] - М.: Просвещение, 1981. – 351 с.
6. Венгер, Л, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Дошкольное воспитание. 1974. № 12. – С.12-16
7. Веккер, Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М., Смысл, 1998. [Электронный ресурс], режим доступа http://psyoffice.ru/2367-9-vekkl01-index.html
8. Винарская, Е.Н. Дизартрия. [Текст] - М.: АСТ, 2006. — 141 с.
9. Винарская, Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. [Текст] - Ташкент, 1989
10. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию/[Текст]Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219
12. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. [Текст] – М.: Издательство МГУ, 1976 – 289 с.
13. Гаркуша, Ю.Ф. Опыт развития внимания у детей с дизартрией. [Текст] //Дефектология. - М., 1983.- № 4. – С. 16-22
14. Гоноболин, Ф.Н. Психология. [Текст] – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.
15. Григорьева, Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями [Текст] // Дефектология. – 2002. - № 1. – С.3-14
16. Гуровец, Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей страдающих стёртой формой дизартрии и ринофонией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых [Текст] / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Под ред. В.И. Селиверстова и С.Н. Шаховской. – М., 1985. – С. 103 – 114
17. Гуровец, Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] /Под ред. В.И. Селивёрстова и др. – М., 1982. – 176 с.
18. Добрынин, Н.Ф. О селективности и динамике внимания. [Текст] // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 68 - 80
19. Добрынин, Н.Ф. Внимание. В кн.: Общая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - 187 с.
20. Добрынин, Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии [Текст]. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – С. 93 – 137
21. Добрынин, Н.Ф. О селективности и динамике внимания [Текст] // Вопросы психологии. 1975 . № 2. - С. 68-80
22. Дормашев, Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. [Текст] - М.: Тривола, 1999. – 347 с.
23. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе [Текст] / Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65
24. Ендовицкая, Т.В. и др. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст]. – 1964. – 352 с.
25. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева ,Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. - 205 с.
26. Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст]. – СПб.: ВЛАДОС, 2008. – 115 с.
27. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] // Дефектология, № 5, 1996. – С. 10 – 14.
28. Киселева, В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией [Текст] / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - С.39-50
29. Козырева, Л. М. Как стать внимательным. [Текст] – Ярославль: Академия развития, 2002. – 36 с.
30. Коноваленко, В.В. и Коноваленко, С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. [Текст] – М.: Гном, 2013. - 48 с.
31. Крутецкий, В.А Психология обучения и воспитания школьников. [Текст] – М.: Просвещение, 1976 – 346 с.
32. Левина, Р.Е. Предмет логопедии. [Текст] Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
33. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] - М.: Наука, 1984. — 444 с.
34. Лопатина, Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия). // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.
35. Лопатина, Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стёртой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. [Текст] – СПб, 1996. – 176 с.
36. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. [Текст] – М.: Академия, 2003. – 384 с.
37. Мартынова, Р.И, Мелихова И.В. Расстройство речи и методы устранения [Текст]. // Дефектология. – М.: Просвещение, 1975. – № 5. – С. 12 - 15
38. Мастюкова, Е.М., Ипполитова, М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. [Текст] - М., 1985. – 170 с.
39. Московкина, А.Г., Анисимова, И.В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания [Текст] // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 61-63
40. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] – М.: Академия, 2003. – 456 с.
41. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. [Текст] – М.: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
42. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]. - М.: ТЦ «Сфера», 1996 – 240 с.
43. Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 104 с.
44. Панченко, И.И., Щербакова, Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия [Текст] / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2003. – С. 119 – 131
45. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. [Текст] - М.: АСТ, 2002. – 333 с.
46. Рожкова, Л.А. Особенности зрительного внимания детей с различной речевой патологией. [Текст] - М., 2000
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] – СПб.: Питер, 2000 - 712 с.
48. Семёнова, К.А., Мастюкова, Е.М., Смуглин, М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии [Текст] / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 103 – 119
49. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. [Текст] – СПб., 1981. – С. 59 – 96
50. Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии [Текст]. – Томск, 2013. – 40 с
51. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. [Текст] – Ростов/Д., Феникс, 2004. – 671 с.
52. Страхов, И.В. Психология характера. [Текст] – Саратов: СГПИ, 1970 – 215 с.
53. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.
54. Токарева, О.А. Дизартрия / Расстройства речи у детей и подростков //[Текст] Под.ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.
55. Ушинский, К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. [Текст] - М.: Учпедгиз, 1954 – 372 с.
56. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Текст] Программно-методические рекомендации - М.: Дрофа, 2009. - 189 с.
57. Цветкова, Л.С. Методики нейропсихологической диагностики детей. [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 96 с.
58. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей [Текст] – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
59. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] – М.: АРКТИ, – 240 с.
60. Чупров, Л.Ф. Особенности внимания и познавательной деятельности дошкольников [Текст]// Дефектология, №6, 1987.
61. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие [Текст] / Составление К.Ф. Седова - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с
62. Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) [Текст] – М.: Учпедгиз, 1960. – 342 с.
63. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко – М., 1989. – 560 с. [Электронный ресурс], режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/eit/eit-001-.htm

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Внимание является важнейшей психической функцией человека. Внимание создает специфически человеческие способы сохранения информации, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного сотрудничества. Овладевая вниманием, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к сознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий [5].
Нарушение внимания приводит к специфическому формированию высших психических функций у детей. А также специфические особенности отмечаются в таких видах деятельности как игровая, музыкальная и изобразительная. Проблемой развития внимания занимались такие специалисты как Н.С. Жукова [25], Е.М. Мастюкова [38], Г.В. Чиркина [60], Т.Б. Флерина [57] и мн. др.
Полноценное внимание необходимо для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте внимание играет большую роль в формировании и развитии всех компонентов речевой деятельности: фонетики, фонематики, лексики, грамматики.
Кроме того, в психофизиологических исследованиях Л.С. Выготского [11], П.Я. Гальперина [12], Л.П. Григорьевой [15] и др. показано, что активация всех форм внимания сопровождается оптимизацией интегративной деятельности мозга, что в свою очередь положительно влияет на речевые и познавательные процессы.
Речь тесно связана с формированием всех высших психических функций человека. Исследования различных направлений (медицинского, педагогического, психологического), изучающих процесс становления психики в онтогенезе, доказали, что различные виды нарушений речи в той или иной мере отражаются на динамике психической деятельности ребенка.
Расстройство речи отрицательно сказываются либо на становлении отдельных звеньев психической сферы, либо на ее развитии в целом
Стёртая дизартрия является одним из самых распространённых речевых нарушений [3]. Изучением дизартрии как одним из видов нарушения произношения звуков в разное время занимались: О.А. Токарева [55], Л.В. Лопатина [35], Е.Ф. Архипова [3] и многие др.
Во многих исследованиях подробно описаны специфические особенности как речевого, так и общего психического развития у детей с дизартрией (Р.И. Мартынова [37], Е.М. Мастюкова [38], Ю.Ф. Гаркуша [13], И.Б. Карелина [27]).
В настоящее время, стертая дизартрия рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушением звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, а также легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших психических функций [38]. Анализ литературных данных Л.В. Лопатина [35], Р.И. Мартынова [37] показывает, что у детей с дизартрией часто отмечается недоразвитие всех психических процессов, в том числе произвольного внимания и мышления. Однако специальному изучению особенностей высшей нервной деятельности у детей со стёртой дизартрией уделялось недостаточное внимание.
Однако вопрос изучения особенностей внимания у детей с дизартрией является в настоящее время недостаточно изученным. Проблема формирования внимания у этих дошкольников раскрыта лишь в немногочисленных работах (Р.И. Мартынова [37], Ю.Ф. Гаркуша [13], Л.Ф. Чупров [61]), где отмечается, что становление высших психических функций часто отклоняется от нормального развития. Р.И. Мартынова [37] отмечает, что у дошкольников со стертой дизартрией имеет место ослабление отдельных компонентов психики: внимания и памяти ребенка, что отрицательно отражается на успехах по устранению речевого дефекта.
Исследования Л.А. Рожковой [46] также показывают, что нарушения зрительного внимания, как и речевое нарушение, являются следствием морфофункциональной недостаточности головного мозга, обусловленной воздействием различных отрицательных факторов в период перинатального или раннего развития.
Именно поэтому ранняя диагностика и изучение психолого-педагогических условий развития внимания у детей 5 – 6 лет и особенно детей, имеющих нарушение речи, является наиболее значимой для профилактики последующих нарушений в процессе обучения детей в системе образования и нивелированию данного нарушения.
Ранняя диагностика и изучение психолого-педагогических условий развития внимания у детей 5 – 6 лет и особенно детей, имеющих нарушение речи, является наиболее значимой для профилактики последующих нарушений в процессе обучения детей в системе образования и нивелированию данного нарушения.
В результате теоретического исследования могут быть поставлены следующие проблемы:
1. Недостаточный объём теоретических знаний по изучаемому вопросу.
2. Отсутствие методических разработок по проблеме совершенствования внимания у детей со стёртой дизартрией.
Исходя из сказанного, объектом исследования является внимание у дошкольников со стертой дизартрией.
Предмет исследования: особенности внимания у детей со стертой дизартрией.
Цель данной работы – изучить особенности развития внимания у детей со стертой дизартрией.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) анализ литературы по проблеме исследования особенностей внимания у дошкольников со стёртой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием;
2) выбор методики исследования особенностей внимания у дошкольников со стёртой дизартрией;
3) анализ результатов констатирующего эксперимента; разработка методических рекомендаций по развитию внимания у детей со стертой дизартрией.
4) подбор методических рекомендаций по развитию внимания у детей со стёртой дизартрией
Гипотеза: учитывая сложную структуру дефекта при дизартрии, сочетание речевой и неречевой симптоматики, можно предположить, что у детей со стертой дизартрией имеются особенности формирования внимания.
Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы:
- эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);
- биографические (анализ амнестических данных, изучение документации);
- организационные методы (комплексный, сравнительный);
- метод логического анализа, математическая статистика.
Теоретико-методологической основой нашего исследования явились:
1) исследования о представлении внимания в современной науке (Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, В.И. Страхов, Р.С. Немов, Р.В. Овчарова, О.А. Андреев, Е.М. Самущенко, Л.М. Веккер, Т.В. Ендовицкая, Л.Д. Столяренко, Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов и др.);
2) исследования о закономерностях развития внимания у дошкольников (Ф.Н. Гоноболин, Л.П. Григорьева, Н.Ф. Добрынин, А.Р. Лурия, В.С. Мухина и др.);
3) исследования об особенностях внимания детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией (Л.В. Лопатина, В.А. Киселёва, Р.И. Мартынова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Е.Ф. Соботович и др.).
Экспериментальная база нашего исследования:
ГБДОУ 137 комбинированного вида и ГБДОУ 25 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Основные этапы исследования:
Первый этап – изучение научной литературы по проблеме исследования; выделение основных направлений работы; разработка теоретических основ исследования. Определение целей, задач, гипотезы исследования.
Второй этап – проведение констатирующего эксперимента, обработка и анализ полученных данных. Теоретическое обоснование и разработка системы работы.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем:
- систематизирован и обобщен материал по изучаемой проблеме;
- обоснована необходимость и востребованность проведения логопедической работы по совершенствованию связной внимания у детей со стёртой дизартрией;
- выявлены особенности внимания у дошкольников изучаемой категории;
- получены данные о состоянии внимания у детей со стёртой дизартрией.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- на основе наиболее оптимальных методик создана схема обследования внимания;
- создана система занятий по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией;
- отобран дидактический материал, который может быть использован логопедами в практической деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Актуальность проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
2. Основные направления обследования внимания у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
3. Система занятий по совершенствованию внимания у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложение.


Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения внимания у детей со стертой дизартрией
1.1. Представления о внимании в современной науке
1.2. Развитие внимания у дошкольников
1.3. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей внимания у старших дошкольников со стертой дизартрией
2.1. Цели, задачи, организация исследования
2.2. Содержание методики констатирующего эксперимента
2.3. Особенности развития внимания у детей с нормой речевого развития
2.4. Особенности развития внимания у детей со стёртой дизартрией
2.5. Сравнительный анализ уровней сформированности внимания у детей контрольной и экспериментальной групп
2.6. Статистическая обработка и анализ экспериментальных данных
2.7. Методические рекомендации по развитию внимания у детей со стёртой дизартрии
Заключение
Библиографический список
Приложение


Внимание является важнейшей психической функцией человека. Полноценное внимание необходимо для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте внимание играет большую роль в формировании и развитии всех компонентов речевой деятельности: фонетики, фонематики, лексики, грамматики. В настоящее время, стертая дизартрия рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушением звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания
Р.И. Мартынова отмечает, что у дошкольников со стертой дизартрией имеет место ослабление отдельных компонентов психики: внимания и памяти ребенка, что отрицательно отражается на успехах по устранению речевого дефекта. Исследования Л.А. Рожковой также показывают, что нарушения зрительного внимания, как и речевое нарушение, являются следствием морфофункциональной недостаточности головного мозга, обусловленной воздействием различных отрицательных факторов в период перинатального или раннего развития. Именно поэтому ранняя диагностика и изучение психолого-педагогических условий развития внимания у детей 5 – 6 лет и особенно детей имеющих нарушение речи, является наиболее значимой для профилактики последующих нарушений в процессе обучения детей в системе образования и нивелированию данного нарушения.
Цель данной работы – изучить особенности развития внимания у детей со стертой дизартрией. В исследовании участвовали 20 детей со стертой дизартрией и 20 дошкольников с нормальным речевым развитием. Возраст детей 6 лет.
Для исследования зрительного внимания были использованы задания на исследование зрительного и слухового внимания.
Полученные результаты исследования зрительного внимания позволяют сделать вывод, что дошкольники со стёртой дизартрией имеют невысокий уровень развития зрительного внимания. Дошкольники с трудом справлялись, и не всегда отражали закономерность заданий, не старались выполнить задания, выполняли их неохотно. Дошкольники контрольной группы показали более высокие результаты. При выполнении данного задания у детей контрольной группы наблюдалось отсутствие отвлечений, задания выполняли заинтересовано. Полученные результаты позволяют условно выделить 5 групп детей в зависимости от степени сформированности зрительного внимания
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента мы определили, что у детей устойчивость и переключение внимания находятся на низком уровне. Дети плохо умеют отличать рисунки друг от друга. Кроме того, обращает на себя внимание то, что не все могут обнаружить на картинках недостающую деталь, что также свидетельствует о недостаточном развитии зрительного внимания.
В результате исследования зрительного восприятия мы сделали вывод, что для детей с речевыми нарушениями характерна низкая степень развития зрительного внимания. У дошкольников со стёртой дизартрией работоспособность и неустойчивость внимания у всех проявляются по-разному. У одних дошкольников более высокая концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность отмечаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы снижаются. Другие дошкольники сосредотачиваются, когда приступают к выполнению задания, а для третьих характерно периодическое колебание зрительного внимания. Для данной категории детей оказалось типично: среднепродуктивное и неустойчивое внимание; низкое переключение и распределение; и соответственно низкий объем внимания.
У большинства дошкольников со стёртой дизартрией зрительное внимание неустойчивое – быстро фиксируется на предмет и быстро переключается. Можно предположить, что такие дети способны к усвоению только малого объёма информации.
Нами было отмечено, что в экспериментальной группе есть дошкольники с пассивным вниманием. Эти дети медленно сосредотачиваются и так же медленно переключаются на другую работу. Можно предположить, что эти дети склонны к стереотипным действиям.
Таким образом, большинство детей со стёртой дизартрией находятся на уровне ниже среднего. У многих детей экспериментальной группы на фоне достаточно высокой работоспособности переключение внимания, объём и устойчивость внимания находятся на более низком уровне.
После того, как нами были определены результаты по зрительному вниманию, мы приступили к исследованию слухового внимания. Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию слухового внимания.
При выполнении заданий на исследование слухового внимания особую сложность для дошкольников контрольной и экспериментальной групп составила возможность повтора ритма. Эти характеристики говорят о том, что у группы испытуемых плохо развита способность к переключению слухового внимания. Таким образом, отметим что в целом для экспериментальной группы испытуемых характерны: низкая работоспособность, быстрая истощаемость, раздражительность и повышенная возбудимость. Им быстро надоедало выполнение одного и того же вида деятельности.
Подводя итог исследования, можно отметить, что для детей со стертой дизартрией характерна низкая степень сформированности зрительного и слухового внимания. А показатели устойчивости и переключаемости внимания находятся на уровне ниже среднего
Проверка результатов с помощью t - критерия Стьюдента показала, что средние арифметические значения различаются статистически значимо (достоверно) на уровне 0,05 и 0,01. Это позволяет сделать заключение, что имеются статистически достоверные различия уровней сформированности как зрительного, так и слухового внимания детей контрольной и экспериментальной групп.
В целом для детей с нормальным речевым развитием характерны высокие показатели зрительного и слухового внимания. В то же время, приходится обратить внимание на то, что в этом возрасте недоразвитие показывает лишь переключаемость внимания. При этом, негативные тенденции характерны как для зрительного, так и для слухового внимания.
Для детей со стертой дизартрией характерна низкая степень сформированности зрительного и слухового внимания. А показатели устойчивости и переключаемости внимания находятся на уровне ниже среднего.
С детьми должна быть организована коррекционная работа. Кроме того, исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах внимания у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.

Библиографический список
1. Андреев, О.А. Техника развития внимания. [Текст] – М.: Прогресс, 2001 – 194 с
2. Андреев, О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. [Текст] - М., 1996. – 99 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. [Текст] – М.: АСТ: Атрель, 2007. – 331 с.
4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] – М., 1977. – 176 с.
5. Богословский, В.В., Ковалев А.Г., Степанова А.А. Общая психология. [Текст] - М.: Просвещение, 1981. – 351 с.
6. Венгер, Л, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Дошкольное воспитание. 1974. № 12. – С.12-16
7. Веккер, Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М., Смысл, 1998. [Электронный ресурс], режим доступа http://psyoffice.ru/2367-9-vekkl01-index.html
8. Винарская, Е.Н. Дизартрия. [Текст] - М.: АСТ, 2006. — 141 с.
9. Винарская, Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. [Текст] - Ташкент, 1989
10. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию/[Текст]Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219
12. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. [Текст] – М.: Издательство МГУ, 1976 – 289 с.
13. Гаркуша, Ю.Ф. Опыт развития внимания у детей с дизартрией. [Текст] //Дефектология. - М., 1983.- № 4. – С. 16-22
14. Гоноболин, Ф.Н. Психология. [Текст] – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.
15. Григорьева, Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями [Текст] // Дефектология. – 2002. - № 1. – С.3-14
16. Гуровец, Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей страдающих стёртой формой дизартрии и ринофонией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых [Текст] / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Под ред. В.И. Селиверстова и С.Н. Шаховской. – М., 1985. – С. 103 – 114
17. Гуровец, Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] /Под ред. В.И. Селивёрстова и др. – М., 1982. – 176 с.
18. Добрынин, Н.Ф. О селективности и динамике внимания. [Текст] // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 68 - 80
19. Добрынин, Н.Ф. Внимание. В кн.: Общая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - 187 с.
20. Добрынин, Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии [Текст]. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – С. 93 – 137
21. Добрынин, Н.Ф. О селективности и динамике внимания [Текст] // Вопросы психологии. 1975 . № 2. - С. 68-80
22. Дормашев, Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. [Текст] - М.: Тривола, 1999. – 347 с.
23. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе [Текст] / Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65
24. Ендовицкая, Т.В. и др. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст]. – 1964. – 352 с.
25. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева ,Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. - 205 с.
26. Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст]. – СПб.: ВЛАДОС, 2008. – 115 с.
27. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] // Дефектология, № 5, 1996. – С. 10 – 14.
28. Киселева, В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией [Текст] / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - С.39-50
29. Козырева, Л. М. Как стать внимательным. [Текст] – Ярославль: Академия развития, 2002. – 36 с.
30. Коноваленко, В.В. и Коноваленко, С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. [Текст] – М.: Гном, 2013. - 48 с.
31. Крутецкий, В.А Психология обучения и воспитания школьников. [Текст] – М.: Просвещение, 1976 – 346 с.
32. Левина, Р.Е. Предмет логопедии. [Текст] Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
33. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] - М.: Наука, 1984. — 444 с.
34. Лопатина, Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия). // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.
35. Лопатина, Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стёртой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. [Текст] – СПб, 1996. – 176 с.
36. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. [Текст] – М.: Академия, 2003. – 384 с.
37. Мартынова, Р.И, Мелихова И.В. Расстройство речи и методы устранения [Текст]. // Дефектология. – М.: Просвещение, 1975. – № 5. – С. 12 - 15
38. Мастюкова, Е.М., Ипполитова, М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. [Текст] - М., 1985. – 170 с.
39. Московкина, А.Г., Анисимова, И.В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания [Текст] // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 61-63
40. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] – М.: Академия, 2003. – 456 с.
41. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. [Текст] – М.: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
42. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]. - М.: ТЦ «Сфера», 1996 – 240 с.
43. Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 104 с.
44. Панченко, И.И., Щербакова, Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия [Текст] / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2003. – С. 119 – 131
45. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. [Текст] - М.: АСТ, 2002. – 333 с.
46. Рожкова, Л.А. Особенности зрительного внимания детей с различной речевой патологией. [Текст] - М., 2000
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] – СПб.: Питер, 2000 - 712 с.
48. Семёнова, К.А., Мастюкова, Е.М., Смуглин, М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии [Текст] / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 103 – 119
49. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. [Текст] – СПб., 1981. – С. 59 – 96
50. Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии [Текст]. – Томск, 2013. – 40 с
51. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. [Текст] – Ростов/Д., Феникс, 2004. – 671 с.
52. Страхов, И.В. Психология характера. [Текст] – Саратов: СГПИ, 1970 – 215 с.
53. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.
54. Токарева, О.А. Дизартрия / Расстройства речи у детей и подростков //[Текст] Под.ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.
55. Ушинский, К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. [Текст] - М.: Учпедгиз, 1954 – 372 с.
56. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Текст] Программно-методические рекомендации - М.: Дрофа, 2009. - 189 с.
57. Цветкова, Л.С. Методики нейропсихологической диагностики детей. [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 96 с.
58. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей [Текст] – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
59. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] – М.: АРКТИ, – 240 с.
60. Чупров, Л.Ф. Особенности внимания и познавательной деятельности дошкольников [Текст]// Дефектология, №6, 1987.
61. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие [Текст] / Составление К.Ф. Седова - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с
62. Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) [Текст] – М.: Учпедгиз, 1960. – 342 с.
63. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко – М., 1989. – 560 с. [Электронный ресурс], режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/eit/eit-001-.htm

Купить эту работу

Особенности внимания у детей со стертой дизартрией

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

12 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽