Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

  • 54 страниц
  • 2016 год
  • 1151 просмотр
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей. Развитие у детей связной речи, овладение ими богатством языка, является одним из основных компонентов формирования личности и неразрывно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием, является приоритетным в языковом обучении и воспитании детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем ему легче выражать собственные мысли, тем больше у него возможностей познать действительность, эффективнее будут и его взаимоотношения со взрослыми и детьми, а, следовательно, и в целом – гармоничнее развита его личность.
Процесс речевого развития - явление многостороннее и сложное. Речь врожденной способностью не является, она у ребенка формируется постепенно, вместе с развитием и ростом. Нормально развивающиеся дети обладают, как правило, хорошими способностями к овладению родным языком. Ранний возраст представляет собой уникальный период жизни ребенка, в котором закладываются и формируются произвольное поведение, самосознание, мышление, сенсорные представления, память, речь. И то, что ребенок приобретет, как он будет полученные знания применять, во многом зависит от взрослого окружения.
Тема раннего развития детей очень актуальна, и проблема развития речи требует самого серьезного отношения. При этом, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии. Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет работа по профилактике данных нарушений у детей раннего возраста.
Вопросы развития речи дошкольников изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.М. Леушина, А.М. Бородин и др.), психологами (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.). В современной логопедии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова) речевые отклонения у детей раннего возраста традиционно обозначаются как «задержка речевого развития». Из данной категории выделены дети (О. Е. Громова), речевое развитие которых позволяет их отнести к «группе риска по общему недоразвитию речи».
Такие специалисты, как С.А. Миронова, Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и другие, утверждают, что основным фактором, обуславливающим развитие психики и речи ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в сензитивный период коррекционное воздействие. Раннее детство рассматривается данными и другими специалистами как наиболее значимый этап с точки зрения психолого-педагогического воздействия.
Становление в нашей стране ранней логопедической помощи является в настоящее время одним из приоритетов развития системы специального образования. В России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора и др.), представляющих систему ранней диагностики речевых нарушений и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.
Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С.Выготского, отмечавшего, что раннее коррекционное воздействие базируется на концепции непрерывного возникновения новых форм на основе предшествующих в развитии, протекающем в реальном взаимодействии со средой в условиях единства материальной и психической сторон генеза каждого явления. Однако применение данных программ ограничено отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, ранней диагностики и комплексной ранней помощи.
Недостаточно рассмотрены в литературных источниках и вопросы профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста. Так, Е.В.Шереметьева отмечает, что до сих пор в теории и практике логопедии остаются недостаточно изученными проблемы определения прогностически значимых признаков отклонений в формировании речи детей раннего возраста и отграничения их от задержки темпа речевого развитая с целью своевременного коррекционного воздействия.
Все вышесказанное, а также отмечаемое во всем мире увеличение количества детей с речевыми нарушениями, делает заявленную тему исследования актуальной.
Цель исследования – изучение особенностей речевого развития детей раннего возраста и разработка рекомендаций по проведению логопедической работы, направленной на профилактику речевых нарушений у детей раннего возраста.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей речевого развития детей раннего возраста.
3. Разработать рекомендации по проведению логопедической работы, направленной на профилактику речевых нарушений у детей раннего возраста.
Объект исследования: речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формированию полноценного базиса развития речи будут способствовать:
- диагностическое исследование особенностей речевого развития детей раннего возраста;
- логопедическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Теоретической основой исследования являются:
- положения культурно-исторической теории развития (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец С.Л. Рубинштейн и др.);
- концепции системной организации речи (Р. Е. Левина, А.А. Леонтьев, Г. В. Чиркина и др.),
- теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Методы исследования:
- анализ литературных источников по теме исследования, обобщение;
- констатирующий эксперимент;
- количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования и выборка испытуемых: ГБДОУ Детский сад … города … В ходе работы были обследовано 20 детей в возрасте от 2 лет 3 мес. до 2 лет 7 мес.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлены методические рекомендации по проведению логопедической работы, направленной на профилактику речевых нарушений у детей раннего возраста.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и … приложений. Общий объем текстовой части составляет … страниц, включает …. таблицы и … рисунков. Список использованной литературы содержит …. наименований.



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ 7
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА 12
1.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 15
1.4. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 26
2.1. ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ 33
2.4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54


Развитие речи ребенка непосредственно взаимосвязано с развитием интеллекта, психики, моторики и сенсорных функций. В связи с этим профилактика речевого развития детей раннего возраста приобретает особую актуальность.
Методы логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста должны соответствовать выявленным нарушениям развития речи. В связи с этим в настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, позволяющему своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого недоразвития. Конечно, такая комплексная работа во многом еще остается не реализованной. Тем не менее, многие специалисты (Н.Н.Малофеев, Ю.А. Разенкова, Е.А.Стребелева и другие) работают в данном направлении.
Логопедическое воздействие основывается на базе онтогенетического принципа, с учетом последовательности и закономерностей формирования у детей разных функций и форм речи. Кроме того, профилактика носит дифференцированный характер, определяясь рядом факторов: симптомов и ведущих механизмов речевых нарушений, структуры нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Основными направлениями работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста являются:
1. Формирование моторной сферы: упражнения для развития моторики (общей, мелкой, а также артикуляционной); нормализация мышечного тонуса (физкультурные занятия, общий массаж и др.); развитие зрительно-моторной координации; формирование кинетического и кинестетического ощущения артикуляторных и ручных движений (формирование чувства пространства, восприятие схемы тела, пальчиковые игры и прочее); развитие у детей навыков самообслуживания.
2. Развитие высших психических функций: эталонных представлений сенсорно-перцептивной деятельности, мыслительной деятельности, памяти (двигательной, зрительной, речеслуховой), восприятия, внимания, во взаимосвязи с развитием у детей речи, межанализаторного взаимодействия, творческих способностей; формирование ведущих видов детской деятельности (игровой, предметной); обеспечение устойчивой позитивной мотивации в разнообразных видах деятельности.
3. Развитие у ребенка импрессивной речи: понимания слов, которые обозначают действия, признаки, предметы; предложных конструкций и грамматических категорий.
4. Развитие у ребенка экспрессивной речи: лексического запаса, фонематических процессов, звукопроизношения, фразовой речи; активизация словаря, улучшение процессов поиска слов, перевода слова в активный словарь из пассивного; формирование предметно-практического и речевого общения с окружающими; развитие представлений и знаний об окружающем мире.
5. Работа с родителями: совместное обсуждение различных программ профилактического воспитания и обучения; анкетирование родителей; знакомство родителей с результатами диагностики, возможностями и особенностями ребенка, с планом развивающей и коррекционной работы с ребенком; посещение родителями занятий; согласование тем, содержания ближайших занятий, методов обучения; консультации для родителей об особенностях и причинах речевых нарушений у детей и способах их преодоления.
Проведенное нами обследование показало, что в целом у детей раннего возраста выявлен недостаточный уровень речевого развития. Низкий уровень речевого развития выявлен у 7 детей, что составляет 46,7%. У 8 детей, что составляет 53,3% детей, выявлен средний уровень речевого развития. Высокий уровень речевого развития у детей не выявлен.
Предложены методические рекомендации по профилактике нарушений речевого развития детей раннего возраста в процессе логопедической работы. Профилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста требует определенной системы и методов логопедической работы. Задачи логопедической работы по профилактике нарушений речевого развития детей раннего возраста определяются, прежде всего, возрастными, речевыми и индивидуально-личностными особенностями детей. При этом логопедическая работа базируется на ряде принципов, среди которых приоритетными являются: индивидуализация; разносторонность; комплексность; систематичность воздействия.
Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному. Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем (тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические анализаторы), что способствует развитию речи. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на стимуляцию усвоения слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.
Несомненно, залогом успешности логопедического воздействия является нацеленность логопеда не только профилактику нарушений речевого развития или устранение выявленного у ребенка раннего возраста речевого недостатка, сколько на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов.
Подводя итоги, отметим, что решены все поставленные исследовательские задачи и достигнута цель исследования.
Доказана гипотеза исследования: формированию полноценного базиса развития речи будут способствовать:
- диагностическое исследование особенностей речевого развития детей раннего возраста;
- логопедическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Предложенные направления и содержание логопедической работы, направленной на профилактику речевого развития детей раннего возраста, а также разработанные методические рекомендации и игры могут быть использованы в практике работы логопедов детского сада.

1. Аксарина Н.М., Ладыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. – М., 2009. - 183 с.
2. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. - 2002. - №3. - С. 9 - 20.
3. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. - 2002. - №5. - С.З - 27.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-синтез. 2002.
5. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.
6. Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.
7. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии ). - М., 1972.
8. Богомазов Г.М., Винарская Е.Н. Возрастная фонетика: учеб.пособие для студентов. – М.: Астрель, 2005.
9. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2008. - 222 с.
10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития эмоциональных предпосылок освоения языка: Кн. для логопеда. - М.: Правда, 1987. - 159 с.
11. Воейкова М. Д. Усвоение семантики глагольного вида: Материалы межвузовской конференции «Проблемы детской речи», 1996.
12. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПБ. 1993.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М., 1999.
14. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
15. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
16. Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ, 2007.
17. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: Сфера, 2005. - 171 с.
18. Державин Н.С. Изучение звукового развития ребёнка русской речи.// «Академику Н.Ф.Марру».- М., 1935.
19. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1997.
20. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб., 2005.
21. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1985.
22. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста. - СПб.: Каро 2000. - 331 с.
23. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1981.
24. Жукова О. С., Балобанова В. П. Малыш учится говорить. – СПб.: Изд-во «Нева», 2005.
25. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
26. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: «САГА», 2002.
27. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. Под общ.ред. М.А. Поваляевой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
28. Коррекционно- педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Под.ред. Ю.Ф. Гаркуши,- М.: Секачев В.Ю., 2000.
29. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: Изд-во РОУ, 1996.
30. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1974.
31. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: Смысл, 2003. – 287 с.
32. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. - 2004. - № 2. – С. 34 -35.
33. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста:методическое пособие. - М. : Айрис, 2006. - 96 с.
34. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
35. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн.для логопеда. - М.: Просвещение, 1991.
36. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. - М.: Владос, 2001. – 496 с.
37. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 525 с.
38. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Гринго», 2003. – 254 с.
39. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1-3 года): методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 166 с.
40. Педагогика раннего возраста: учеб. пособие / Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др.; под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. - М.: «Академия», 1998. - 336 с.
41. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. -Спб. 2008. – 431с.
42. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
43. Развивающие игры с малышами до трех лет: пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2002.
44. Рубинштейн С.Л. Избранные произведения в 2-х томах. – М.: Педагогика, 2000. - Т.1.
45. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
46. Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2008. – 112 с.
47. Стребелева Е.А. Коррекционно-воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии // Дефектология - 1996. - № 4. - С. 75-83.
48. Сулейменова Р.А. О системе раннего выявления детей с риском отставания в развитии // Дефектология. - 1999. - №3. - С.58 - 64.
49. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1967. – 216 с.
50. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
51. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. – 2004. - №5. С. 7-14.
52. Филипович И.В. Тактики стимуляции и развития речи детей раннего возраста // «Логопед». - 2004. - № 5.
53. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 2000.
54. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПб.: КАРО, 2004. – 272с.
55. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.
56. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. - М., 2003.
57. Шахнарович А.М., Негневицкая Е.И. Язык и дети. - М., 1981.
58. Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие.– М. : Аквариум ЛТД, 2007. ‒ 351 с.
59. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Педагогика, 2008. – 144 с.
60. Эльконин Д.Б., Жукова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное восприятие дошкольников / Под ред. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1963. - С. 213 – 226.
61. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 22–28.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей. Развитие у детей связной речи, овладение ими богатством языка, является одним из основных компонентов формирования личности и неразрывно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием, является приоритетным в языковом обучении и воспитании детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем ему легче выражать собственные мысли, тем больше у него возможностей познать действительность, эффективнее будут и его взаимоотношения со взрослыми и детьми, а, следовательно, и в целом – гармоничнее развита его личность.
Процесс речевого развития - явление многостороннее и сложное. Речь врожденной способностью не является, она у ребенка формируется постепенно, вместе с развитием и ростом. Нормально развивающиеся дети обладают, как правило, хорошими способностями к овладению родным языком. Ранний возраст представляет собой уникальный период жизни ребенка, в котором закладываются и формируются произвольное поведение, самосознание, мышление, сенсорные представления, память, речь. И то, что ребенок приобретет, как он будет полученные знания применять, во многом зависит от взрослого окружения.
Тема раннего развития детей очень актуальна, и проблема развития речи требует самого серьезного отношения. При этом, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии. Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет работа по профилактике данных нарушений у детей раннего возраста.
Вопросы развития речи дошкольников изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.М. Леушина, А.М. Бородин и др.), психологами (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.). В современной логопедии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова) речевые отклонения у детей раннего возраста традиционно обозначаются как «задержка речевого развития». Из данной категории выделены дети (О. Е. Громова), речевое развитие которых позволяет их отнести к «группе риска по общему недоразвитию речи».
Такие специалисты, как С.А. Миронова, Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и другие, утверждают, что основным фактором, обуславливающим развитие психики и речи ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в сензитивный период коррекционное воздействие. Раннее детство рассматривается данными и другими специалистами как наиболее значимый этап с точки зрения психолого-педагогического воздействия.
Становление в нашей стране ранней логопедической помощи является в настоящее время одним из приоритетов развития системы специального образования. В России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора и др.), представляющих систему ранней диагностики речевых нарушений и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.
Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С.Выготского, отмечавшего, что раннее коррекционное воздействие базируется на концепции непрерывного возникновения новых форм на основе предшествующих в развитии, протекающем в реальном взаимодействии со средой в условиях единства материальной и психической сторон генеза каждого явления. Однако применение данных программ ограничено отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, ранней диагностики и комплексной ранней помощи.
Недостаточно рассмотрены в литературных источниках и вопросы профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста. Так, Е.В.Шереметьева отмечает, что до сих пор в теории и практике логопедии остаются недостаточно изученными проблемы определения прогностически значимых признаков отклонений в формировании речи детей раннего возраста и отграничения их от задержки темпа речевого развитая с целью своевременного коррекционного воздействия.
Все вышесказанное, а также отмечаемое во всем мире увеличение количества детей с речевыми нарушениями, делает заявленную тему исследования актуальной.
Цель исследования – изучение особенностей речевого развития детей раннего возраста и разработка рекомендаций по проведению логопедической работы, направленной на профилактику речевых нарушений у детей раннего возраста.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей речевого развития детей раннего возраста.
3. Разработать рекомендации по проведению логопедической работы, направленной на профилактику речевых нарушений у детей раннего возраста.
Объект исследования: речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формированию полноценного базиса развития речи будут способствовать:
- диагностическое исследование особенностей речевого развития детей раннего возраста;
- логопедическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Теоретической основой исследования являются:
- положения культурно-исторической теории развития (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец С.Л. Рубинштейн и др.);
- концепции системной организации речи (Р. Е. Левина, А.А. Леонтьев, Г. В. Чиркина и др.),
- теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Методы исследования:
- анализ литературных источников по теме исследования, обобщение;
- констатирующий эксперимент;
- количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования и выборка испытуемых: ГБДОУ Детский сад … города … В ходе работы были обследовано 20 детей в возрасте от 2 лет 3 мес. до 2 лет 7 мес.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлены методические рекомендации по проведению логопедической работы, направленной на профилактику речевых нарушений у детей раннего возраста.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и … приложений. Общий объем текстовой части составляет … страниц, включает …. таблицы и … рисунков. Список использованной литературы содержит …. наименований.



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ 7
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА 12
1.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 15
1.4. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 26
2.1. ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ 33
2.4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54


Развитие речи ребенка непосредственно взаимосвязано с развитием интеллекта, психики, моторики и сенсорных функций. В связи с этим профилактика речевого развития детей раннего возраста приобретает особую актуальность.
Методы логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста должны соответствовать выявленным нарушениям развития речи. В связи с этим в настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, позволяющему своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого недоразвития. Конечно, такая комплексная работа во многом еще остается не реализованной. Тем не менее, многие специалисты (Н.Н.Малофеев, Ю.А. Разенкова, Е.А.Стребелева и другие) работают в данном направлении.
Логопедическое воздействие основывается на базе онтогенетического принципа, с учетом последовательности и закономерностей формирования у детей разных функций и форм речи. Кроме того, профилактика носит дифференцированный характер, определяясь рядом факторов: симптомов и ведущих механизмов речевых нарушений, структуры нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Основными направлениями работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста являются:
1. Формирование моторной сферы: упражнения для развития моторики (общей, мелкой, а также артикуляционной); нормализация мышечного тонуса (физкультурные занятия, общий массаж и др.); развитие зрительно-моторной координации; формирование кинетического и кинестетического ощущения артикуляторных и ручных движений (формирование чувства пространства, восприятие схемы тела, пальчиковые игры и прочее); развитие у детей навыков самообслуживания.
2. Развитие высших психических функций: эталонных представлений сенсорно-перцептивной деятельности, мыслительной деятельности, памяти (двигательной, зрительной, речеслуховой), восприятия, внимания, во взаимосвязи с развитием у детей речи, межанализаторного взаимодействия, творческих способностей; формирование ведущих видов детской деятельности (игровой, предметной); обеспечение устойчивой позитивной мотивации в разнообразных видах деятельности.
3. Развитие у ребенка импрессивной речи: понимания слов, которые обозначают действия, признаки, предметы; предложных конструкций и грамматических категорий.
4. Развитие у ребенка экспрессивной речи: лексического запаса, фонематических процессов, звукопроизношения, фразовой речи; активизация словаря, улучшение процессов поиска слов, перевода слова в активный словарь из пассивного; формирование предметно-практического и речевого общения с окружающими; развитие представлений и знаний об окружающем мире.
5. Работа с родителями: совместное обсуждение различных программ профилактического воспитания и обучения; анкетирование родителей; знакомство родителей с результатами диагностики, возможностями и особенностями ребенка, с планом развивающей и коррекционной работы с ребенком; посещение родителями занятий; согласование тем, содержания ближайших занятий, методов обучения; консультации для родителей об особенностях и причинах речевых нарушений у детей и способах их преодоления.
Проведенное нами обследование показало, что в целом у детей раннего возраста выявлен недостаточный уровень речевого развития. Низкий уровень речевого развития выявлен у 7 детей, что составляет 46,7%. У 8 детей, что составляет 53,3% детей, выявлен средний уровень речевого развития. Высокий уровень речевого развития у детей не выявлен.
Предложены методические рекомендации по профилактике нарушений речевого развития детей раннего возраста в процессе логопедической работы. Профилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста требует определенной системы и методов логопедической работы. Задачи логопедической работы по профилактике нарушений речевого развития детей раннего возраста определяются, прежде всего, возрастными, речевыми и индивидуально-личностными особенностями детей. При этом логопедическая работа базируется на ряде принципов, среди которых приоритетными являются: индивидуализация; разносторонность; комплексность; систематичность воздействия.
Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному. Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем (тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические анализаторы), что способствует развитию речи. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на стимуляцию усвоения слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.
Несомненно, залогом успешности логопедического воздействия является нацеленность логопеда не только профилактику нарушений речевого развития или устранение выявленного у ребенка раннего возраста речевого недостатка, сколько на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов.
Подводя итоги, отметим, что решены все поставленные исследовательские задачи и достигнута цель исследования.
Доказана гипотеза исследования: формированию полноценного базиса развития речи будут способствовать:
- диагностическое исследование особенностей речевого развития детей раннего возраста;
- логопедическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Предложенные направления и содержание логопедической работы, направленной на профилактику речевого развития детей раннего возраста, а также разработанные методические рекомендации и игры могут быть использованы в практике работы логопедов детского сада.

1. Аксарина Н.М., Ладыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. – М., 2009. - 183 с.
2. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. - 2002. - №3. - С. 9 - 20.
3. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. - 2002. - №5. - С.З - 27.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-синтез. 2002.
5. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.
6. Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.
7. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии ). - М., 1972.
8. Богомазов Г.М., Винарская Е.Н. Возрастная фонетика: учеб.пособие для студентов. – М.: Астрель, 2005.
9. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2008. - 222 с.
10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития эмоциональных предпосылок освоения языка: Кн. для логопеда. - М.: Правда, 1987. - 159 с.
11. Воейкова М. Д. Усвоение семантики глагольного вида: Материалы межвузовской конференции «Проблемы детской речи», 1996.
12. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПБ. 1993.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М., 1999.
14. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
15. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
16. Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ, 2007.
17. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: Сфера, 2005. - 171 с.
18. Державин Н.С. Изучение звукового развития ребёнка русской речи.// «Академику Н.Ф.Марру».- М., 1935.
19. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1997.
20. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб., 2005.
21. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1985.
22. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста. - СПб.: Каро 2000. - 331 с.
23. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1981.
24. Жукова О. С., Балобанова В. П. Малыш учится говорить. – СПб.: Изд-во «Нева», 2005.
25. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
26. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: «САГА», 2002.
27. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. Под общ.ред. М.А. Поваляевой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
28. Коррекционно- педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Под.ред. Ю.Ф. Гаркуши,- М.: Секачев В.Ю., 2000.
29. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: Изд-во РОУ, 1996.
30. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1974.
31. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: Смысл, 2003. – 287 с.
32. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. - 2004. - № 2. – С. 34 -35.
33. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста:методическое пособие. - М. : Айрис, 2006. - 96 с.
34. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
35. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн.для логопеда. - М.: Просвещение, 1991.
36. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. - М.: Владос, 2001. – 496 с.
37. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 525 с.
38. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Гринго», 2003. – 254 с.
39. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1-3 года): методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 166 с.
40. Педагогика раннего возраста: учеб. пособие / Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др.; под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. - М.: «Академия», 1998. - 336 с.
41. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. -Спб. 2008. – 431с.
42. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
43. Развивающие игры с малышами до трех лет: пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2002.
44. Рубинштейн С.Л. Избранные произведения в 2-х томах. – М.: Педагогика, 2000. - Т.1.
45. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
46. Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2008. – 112 с.
47. Стребелева Е.А. Коррекционно-воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии // Дефектология - 1996. - № 4. - С. 75-83.
48. Сулейменова Р.А. О системе раннего выявления детей с риском отставания в развитии // Дефектология. - 1999. - №3. - С.58 - 64.
49. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1967. – 216 с.
50. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
51. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. – 2004. - №5. С. 7-14.
52. Филипович И.В. Тактики стимуляции и развития речи детей раннего возраста // «Логопед». - 2004. - № 5.
53. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 2000.
54. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПб.: КАРО, 2004. – 272с.
55. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.
56. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. - М., 2003.
57. Шахнарович А.М., Негневицкая Е.И. Язык и дети. - М., 1981.
58. Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие.– М. : Аквариум ЛТД, 2007. ‒ 351 с.
59. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Педагогика, 2008. – 144 с.
60. Эльконин Д.Б., Жукова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное восприятие дошкольников / Под ред. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1963. - С. 213 – 226.
61. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 22–28.

Купить эту работу

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

14 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽