Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Инновационная деятельность социального педагога по взаимодействию образовательного учреждения с семьей

  • 67 страниц
  • 2016 год
  • 163 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Инновационная деятельность социального педагога ‒ один из признаков развивающегося образовательного учреждения. Однако она требует научно и методически обоснованных, современных, адекватных подходов.
Большее значение имеют исследования по проблемам методологии и теории педагогических исследований В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, В. И. Сластенина, Р. Г. Хомерики, И. Д. Чечель; педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса Г. С. Абрамовой, С. А. Беличевой, Т. С. Буториной, О. С. О. Г. Власовой, Л. М. Лузиной и др.).
Каждое учреждение подходит по разному к включению в инновационную деятельность. Вариантами инновационной деятельности могут быть внедрение программ нового поколения, открытие экспериментальных педагогических площадок и другое.
Актуальность данного направления педагогического поиска обусловлена следующими противоречиями педагогического и социального характера:
‒ между увеличивающимся объемом нововведений в педагогические системы и недостаточным опытом их систематизации;
‒ между потребностью социальных педагогов в теоретическом и методическом сопровождении инновационной деятельности и недостаточной разработанностью методик.
В своей деятельности социальный педагог руководствуется международными и федеральными нормативными правовыми актами, правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, локальными актами образовательного учреждения.
Конкретная деятельность социального педагога с учётом специфики образовательного учреждения, в которой он работает, особенностей социума, постановка задач и функций отражаются в локальных актах образовательного учреждения, правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В школе социальный педагог помогает детям в проблемных ситуациях, содействует созданию благоприятных педагогических условий для развития, воспитания и образования детей; сотрудничает с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания детей; изучает условия жизни, психолого-педагогические особенности детей, выявляет их интересы и потребности, проблемы, оказывает социальную помощь и поддержку; выступает посредником между учеником и школой, семьёй, средой, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления; постоянно взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями), специалистами социальных служб, помогая нуждающимся в этом детям и подросткам.
Основной сферой деятельности школьного социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения ребёнка). Особое значение имеет работа с семьёй, что обусловлено ролью, которую играет семья в процессе социализации ребёнка. Работа социального педагога с семьёй является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей, имеющими те или иные проблемы.
Проблема организации взаимодействия семьи и школы актуальна во все времена. Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как: И.П. Подласый, В.А. Сухомлинский, С. Дапкене, Т.В. Андреева, М.И. Демков, Т.В. Воликова, В.В. Воронова, И.В. Гребенников, А.А. Григорьева, Н.И. Дереклеева.
Цель деятельности социального педагога ‒ создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических и педагогических механизмов.
Социальная поддержка семей ‒ одно из важнейших направлений работы школы. Социальный педагог совместно с классными руководителями выявляет учащихся, нуждающихся в социальной поддержке, защищает их права и интересы, проводит индивидуальную работу с детьми, имеющими различные проблемы во взаимоотношениях в семье.
Формы работы по социально-педагогической поддержке семьи могут быть совершенно разными и зависят от конкретной ситуации. Это психолого-педагогическое просвещение, содействие в оформлении различных пособий, помощь в трудоустройстве в летний период, в получении бесплатных путёвок в детские летние оздоровительные лагеря, санатории, бесплатных пригласительных билетов в учреждения культуры и т.п.
Цель работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и апробации совокупности педагогических условий, для результативного ведения инновационной деятельности социального педагога по взаимодействию образовательного учреждения с семьей.
Объект исследования: инновационная деятельность социальных педагогов в образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия результативной инновационной деятельности социального педагога по взаимодействию образовательного учреждения с семьей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
‒ изучить основные теоретические подходы к определению инновационной деятельности социального педагога;
‒ определить содержание и формы инновационной деятельности социального педагога;
‒ исследовать влияние инновационной деятельности социального педагога на взаимодействие образовательного учреждения с семьей;
‒ разработать рекомендации, сделать выводы.
Методы исследования: анализ и сравнение результатов исследований, представленных в психолого-педагогической и учебно-методической литературе, анализ авторефератов диссертаций по теме исследования.
Практическая значимость работы заключается в:
‒ конкретизации содержания и форм инновационной деятельности социальных педагогов при взаимодействии образовательного учреждения с семьей;
‒ разработке научно-методических рекомендаций по организации инновационной деятельности социальных педагогов.




Введение 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 8
1.1 Основные теоретические подходы к определению инновационной деятельности педагога 8
1.2 Содержание и формы инновационной деятельности социального педагога 13
1.3 Организационно-педагогические условия для осуществления инновационной деятельности социального педагога 18
1.4 Выводы по главе 1 24
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 26
2.1 Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов 26
2.2 Региональная направленность инновационной деятельности социального педагога 29
2.3 Выводы по главе 2 39
3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ 41
3.1 Разработка моделей взаимодействия 41
3.2 Формы и методы работы с родителями «трудных» детей 48
3.3 Разработка рекомендаций по результатам исследования 56
3.4 Выводы по главе 3 61
Заключение 63
Список литературы 67


1. На основе анализа литературных источников изучены основные теоретико-практические подходы к инновационной деятельности социального педагога по взаимодействию образовательного учреждения с семьей. Показано, что в своей деятельности социальный педагог руководствуется международными и федеральными нормативными правовыми актами, правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, локальными актами образовательного учреждения.
2. Установлено, что характерными особенностями для социального педагога, осуществляющего инновационную деятельность, является: владение научными методами решения задач; умение убеждать других; способность «широкого предвидения»; сочетание рациональности и иррациональности.
3. Выделены общие функции в инновационной деятельности социального педагога при взаимодействии образовательного учреждения с семьей: диагностическая; прогностическая; образовательно-воспитательная; организационная; коммуникативная; предупредительно-профилактическая; социально-терапевтическая; защита прав и законных интересов школьников; посредническая; социально-педагогическая; социально-психологическая.
4. Показано, что индивидуальные формы работы школы с родителями включают посещение и изучение социальным педагогом семей учеников; проведение индивидуальных бесед и консультаций; Интернет-переписку; дни открытых дверей (родительские дни).
5. На основании анализа литературных источников установлено, что во взаимодействии педагогов и родителей в современной российской школе используются как положительно зарекомендовавшие себя в советский период формы и методы, так и новые интерактивные способы их совместной деятельности и общения. В инновационных формах взаимодействия школы и семьи родитель выступает субъектом педагогического процесса, так как совместно с педагогом принимает активное участие в определении и реализации механизмов воспитания. В качестве наиболее эффективных форм взаимодействия, стимулирующих активность родителей, консилиум по профессиональной ориентации, родительский семинар, групповую дискуссию, средства Интернета.
6. Рассмотрено и проанализировано содержание работы социального педагога в школе. Установлено, что первоочередная задача его работы направлена на предотвращение правонарушений со стороны подростков. Социальный педагог вместе с завучем по воспитательной работе разрабатывает и проводит для педагогов методические объединения по темам: «Трудовое воспитание обучающихся», «Военно-патриотическое воспитание обучающихся», «Учет индивидуальных особенностей обучающихся во внеурочной деятельности» и др.
7. Установлено, что социальное развитие подростка в городе имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных, в свою очередь, спецификой города как социального явления. Ярче всего это проявляется в формировании специфики городской семьи. Выделены подходы и базовые принципы, определяющие технологический и организационно-содержательный компоненты работы социального педагога городской школы. К числу основных подходов могут быть отнесены следующие:-Воспитательный подход – социальный педагог выступает в роли наставника, учителя, консультанта, эксперта, применяет ролевые игры как коррекционно-воспитательный метод. Фасилитативный подход – социальный педагог занимает роль помощника, сторонника или посредника в преодолении внутриличностных конфликтов и дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой. Его деятельность при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения. Коррегирующий подход – социальный педагог является технологом, способным применять методы и методики коррекции социального поведения, разрешать социальные конфликты, оказывать экстренную социальную помощь.
8. Показано, что между семьей, социальным педагогом и образовательным учреждением должны осуществляться постоянная связь и взаимодействие для построения более эффективной работы. Взаимодействие – понятие, фигурирующее во многих отраслях знания. Установлено, что важное место среди форм работы с семьей занимают консультационные беседы. Конечной целью является актуализация внутренних ресурсов семьи, позволяющих повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношения с ребенком. Социальный педагог играет важную роль во взаимодействии родителей с образовательным учреждением, в котором обучаются их дети, он является одним из звеньев, связывающих родителей с педагогическим коллективом, администрацией.
9. Обобщая и систематизируя опыт социальных педагогов по использованию нестандартных форм при организации взаимодействия семьи и школы выделены наиболее актуальные инновационные формы педагогической работы с семьей: Программы взаимодействия учителей и родителей, Семейный клуб, Психологическая игра.
10. Рассмотрен пример программы «Созвездие» автора Золотухиной Е.Д., которая направлена на установление партнерских отношений с семьей каждого ученика, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации взаимоотношений семьи и школы. Основные направления программы: «Диагностическое исследование», «Педагогическое просвещение семьи», «Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми», «Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса», «Анализ результатов».
11. Разработаны рекомендации для работы социального педагога с «трудными» детьми в семье, в образовательном учреждении, в работе с «трудными» детьми, воспитывающимися в детском доме, которые направлены на предупреждение возникновения правонарушений.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 20.03.2016).
2. Гореликова Г.А. Организационно-педагогические условия управления инновационной деятельностью педагогов Центра развития ребенка Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Автореферат дисс.канд. педагогических наук. Петрозаводск. 2013
3. Казачихина М.В. Формирование у педагогов установки на инновационную деятельность / Казачихина М.В. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С. 31-36.
4. Казачихина М.В. Развитие установки на инновационную деятельность у педагогов / Казачихина М.В. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 4. С. 30-35.
5. Лебедев М.В. Инновационная деятельность в образовательном учреждении: синтез практико-ориентированной науки и наукоемкой практики / Лебедев М.В. // Инновации в непрерывном образовании. 2012. № 4 (4). С. 15-23.
6. Дементьева Л.А. Инновационная деятельность школьных социальных педагогов / Дементьева Л.А. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2012. № 6. С. 34-39.
7. Павлова Л.В. Роль социологических исследований в развитии инновационной деятельности образовательного учреждения / Павлова Л.В. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 5. С. 1581-162.
8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: Изд-во БГУ, 1996. – 176 с.
9. Щенникова М.А. Причины сопротивлений педагогов в инновационной деятельности / Щенникова М.А. // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 18-21.
10. Прохорова И.Ф. Психологические механизмы индивидуального сопротивления и его преодоления // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5 (21)
11. Осин А.К. Проектирование внеурочной деятельности в инновационной парадигме новых стандартов / Осин А.К. // Научный поиск. 2015. № 3.6. С. 32-38.
12. Щербаков А.В. Роль института повышения квалификации в профессиональном становлении молодого педагога в условиях инновационной деятельности / Щербаков А.В. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. Т. 3. № 5. С. 11-16.
13. Аксарина Я.С. Теоретические и концептуальные основы формирования профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности / Аксарина Я.С. // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 1 (2). С. 180-184.
14. «Каким должен быть детский дом сегодня?» Всероссийский конкурс инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. 2011. № 4. С. 13-24.
15. Булдыгина Л.М. Готовность социальных педагогов к инновациям / Булдыгина Л.М. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2014. № 5. С. 17-22.
16. Галстян С.Г. Инновационные формы работы с родителями / Галстян С.Г. // Челябинский гуманитарий. 2015. № 1 (30). С. 53-61.
17. Новиков А.М., Новиков Д.А. МЕТОДОЛОГИя / Новиков А.М., Новиков Д.А. // Москва, 2007.
18. Дувалина О.Н. Формирование положительных мотивационных установок на профессиональное совершенствование учителя средней школы / Дувалина О.Н. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2014. № 11. С. 97-101.
19. Артамонова Е.И. Формирование инновационной компетентности педагога в процессе обучения в вузе / Артамонова Е.И. // Педагогическое образование и наука. 2013. № 5. С. 17-26.
20. Боровик В.Г. Социальный педагог в школе / Боровик В.Г. // Народное образование. 2011. № 9. С. 24-27.
21. Сафиуллина Г.Н. Социальный педагог на защите прав дошкольника / Сафиуллина Г.Н. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 22. С. 69-78.
22. Орлов В.Б. Социальный педагог семейного профиля и преобразование семейно-соседского пространства / Орлов В.Б. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2013. № 3. С. 24-32.
23. Гурова Е.В. Социальный педагог городской школы: теория и практика работы / Гурова Е.В. // Наука. Инновации. Технологии. 2010. № 1. С. 34-40.
24. Хрусталькова Н. Социальный педагог: помощь профессионально-замещающей семье / Хрусталькова Н. // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 175-176.
25. Бочарова В. Социальный педагог семейного профиля: как «войти» в семью? / Бочарова В. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2009. № 2. С. 21-25.
26. Верховская Е.Н. Актуальность подготовки будущих социальных педагогов к организации школьных служб примирения / Верховская Е.Н. // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2015. № 2 (26). С. 59-63.
27. Бабаян А.В., Еремина Ю.С. Профессиональная культура будущих социальных педагогов: сущностная характеристика / Бабаян А.В., Еремина Ю.С. // Наука и образование: новое время. 2015. № 6 (11). С. 1-6.
28. Гурьянова М.П. Актуальные проблемы развития института сельских социальных педагогов россии / Гурьянова М.П. // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. № 1 (6). С. 61-67.
29. Идиева Е.С. Роль социального педагога во взаимодействии образовательного учреждения с семьей / Идиева Е.С. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 2. С. 168-171.
30. Недвецкая М.Н., Пыканов И.В., Вострикова М.В. Управление взаимодействием школы и семьи в процессе педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением / Недвецкая М.Н., Пыканов И.В., Вострикова М.В. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 77-80.
31. Карташев Н.В. Историко-педагогические традиции взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка / Карташев Н.В. // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 40-43.
32. Карташев Н.В. Становление отечественной педагогики взаимодействия образовательного учреждения и семьи в воспитании ребенка / Карташев Н.В. // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 128-137.
33. Овчарова А.А. Технология социально-педагогического взаимодействия школы и семьи (системно-деятельностный подход) / Овчарова А.А. // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 218.
34. Пронина И.Н. Инновационные способы взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению / Пронина И.Н. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 3. С. 272-277.
35. Розанов Д.А. Современная практика взаимодействия образовательного учреждения и семьи в воспитании детей / Розанов Д.А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 73-2. С. 153-155.
36. Акутина С.П., Беганцова И.С., Калинина Т.В., Маркеева М.В. Социально-психологическое обеспечение системы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС / Акутина С.П., Беганцова И.С., Калинина Т.В., Маркеева М.В. // European Social Science Journal. 2013. № 5 (33). С. 82-90.
37. Золотухина Е.Д., Мамедова Л.В. Особенности организации взаимодействия семьи и школы /Золотухина Е.Д., Мамедова Л.В. // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 8. С. 63-67.
38. Мадрахаев Л. В. Семья как социальная среда воспитания и развития личности. – 2003. – С. 149–161.
39. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – 3-е изд. – М., 2000. – С. 91–96.
40. Уткин А. И. Технологии социальной работы. – М., 2000. – С. 42–48.
41. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Академия, 2004. – 272 с. – С. 158–182.
42. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002. – 60 с.
43. Мицкевич Ж.И. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей. –Мн.: Эксперт, 2002. – 238 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Инновационная деятельность социального педагога ‒ один из признаков развивающегося образовательного учреждения. Однако она требует научно и методически обоснованных, современных, адекватных подходов.
Большее значение имеют исследования по проблемам методологии и теории педагогических исследований В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, В. И. Сластенина, Р. Г. Хомерики, И. Д. Чечель; педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса Г. С. Абрамовой, С. А. Беличевой, Т. С. Буториной, О. С. О. Г. Власовой, Л. М. Лузиной и др.).
Каждое учреждение подходит по разному к включению в инновационную деятельность. Вариантами инновационной деятельности могут быть внедрение программ нового поколения, открытие экспериментальных педагогических площадок и другое.
Актуальность данного направления педагогического поиска обусловлена следующими противоречиями педагогического и социального характера:
‒ между увеличивающимся объемом нововведений в педагогические системы и недостаточным опытом их систематизации;
‒ между потребностью социальных педагогов в теоретическом и методическом сопровождении инновационной деятельности и недостаточной разработанностью методик.
В своей деятельности социальный педагог руководствуется международными и федеральными нормативными правовыми актами, правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, локальными актами образовательного учреждения.
Конкретная деятельность социального педагога с учётом специфики образовательного учреждения, в которой он работает, особенностей социума, постановка задач и функций отражаются в локальных актах образовательного учреждения, правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В школе социальный педагог помогает детям в проблемных ситуациях, содействует созданию благоприятных педагогических условий для развития, воспитания и образования детей; сотрудничает с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания детей; изучает условия жизни, психолого-педагогические особенности детей, выявляет их интересы и потребности, проблемы, оказывает социальную помощь и поддержку; выступает посредником между учеником и школой, семьёй, средой, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления; постоянно взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями), специалистами социальных служб, помогая нуждающимся в этом детям и подросткам.
Основной сферой деятельности школьного социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения ребёнка). Особое значение имеет работа с семьёй, что обусловлено ролью, которую играет семья в процессе социализации ребёнка. Работа социального педагога с семьёй является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей, имеющими те или иные проблемы.
Проблема организации взаимодействия семьи и школы актуальна во все времена. Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как: И.П. Подласый, В.А. Сухомлинский, С. Дапкене, Т.В. Андреева, М.И. Демков, Т.В. Воликова, В.В. Воронова, И.В. Гребенников, А.А. Григорьева, Н.И. Дереклеева.
Цель деятельности социального педагога ‒ создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических и педагогических механизмов.
Социальная поддержка семей ‒ одно из важнейших направлений работы школы. Социальный педагог совместно с классными руководителями выявляет учащихся, нуждающихся в социальной поддержке, защищает их права и интересы, проводит индивидуальную работу с детьми, имеющими различные проблемы во взаимоотношениях в семье.
Формы работы по социально-педагогической поддержке семьи могут быть совершенно разными и зависят от конкретной ситуации. Это психолого-педагогическое просвещение, содействие в оформлении различных пособий, помощь в трудоустройстве в летний период, в получении бесплатных путёвок в детские летние оздоровительные лагеря, санатории, бесплатных пригласительных билетов в учреждения культуры и т.п.
Цель работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и апробации совокупности педагогических условий, для результативного ведения инновационной деятельности социального педагога по взаимодействию образовательного учреждения с семьей.
Объект исследования: инновационная деятельность социальных педагогов в образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия результативной инновационной деятельности социального педагога по взаимодействию образовательного учреждения с семьей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
‒ изучить основные теоретические подходы к определению инновационной деятельности социального педагога;
‒ определить содержание и формы инновационной деятельности социального педагога;
‒ исследовать влияние инновационной деятельности социального педагога на взаимодействие образовательного учреждения с семьей;
‒ разработать рекомендации, сделать выводы.
Методы исследования: анализ и сравнение результатов исследований, представленных в психолого-педагогической и учебно-методической литературе, анализ авторефератов диссертаций по теме исследования.
Практическая значимость работы заключается в:
‒ конкретизации содержания и форм инновационной деятельности социальных педагогов при взаимодействии образовательного учреждения с семьей;
‒ разработке научно-методических рекомендаций по организации инновационной деятельности социальных педагогов.




Введение 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 8
1.1 Основные теоретические подходы к определению инновационной деятельности педагога 8
1.2 Содержание и формы инновационной деятельности социального педагога 13
1.3 Организационно-педагогические условия для осуществления инновационной деятельности социального педагога 18
1.4 Выводы по главе 1 24
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 26
2.1 Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов 26
2.2 Региональная направленность инновационной деятельности социального педагога 29
2.3 Выводы по главе 2 39
3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ 41
3.1 Разработка моделей взаимодействия 41
3.2 Формы и методы работы с родителями «трудных» детей 48
3.3 Разработка рекомендаций по результатам исследования 56
3.4 Выводы по главе 3 61
Заключение 63
Список литературы 67


1. На основе анализа литературных источников изучены основные теоретико-практические подходы к инновационной деятельности социального педагога по взаимодействию образовательного учреждения с семьей. Показано, что в своей деятельности социальный педагог руководствуется международными и федеральными нормативными правовыми актами, правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, локальными актами образовательного учреждения.
2. Установлено, что характерными особенностями для социального педагога, осуществляющего инновационную деятельность, является: владение научными методами решения задач; умение убеждать других; способность «широкого предвидения»; сочетание рациональности и иррациональности.
3. Выделены общие функции в инновационной деятельности социального педагога при взаимодействии образовательного учреждения с семьей: диагностическая; прогностическая; образовательно-воспитательная; организационная; коммуникативная; предупредительно-профилактическая; социально-терапевтическая; защита прав и законных интересов школьников; посредническая; социально-педагогическая; социально-психологическая.
4. Показано, что индивидуальные формы работы школы с родителями включают посещение и изучение социальным педагогом семей учеников; проведение индивидуальных бесед и консультаций; Интернет-переписку; дни открытых дверей (родительские дни).
5. На основании анализа литературных источников установлено, что во взаимодействии педагогов и родителей в современной российской школе используются как положительно зарекомендовавшие себя в советский период формы и методы, так и новые интерактивные способы их совместной деятельности и общения. В инновационных формах взаимодействия школы и семьи родитель выступает субъектом педагогического процесса, так как совместно с педагогом принимает активное участие в определении и реализации механизмов воспитания. В качестве наиболее эффективных форм взаимодействия, стимулирующих активность родителей, консилиум по профессиональной ориентации, родительский семинар, групповую дискуссию, средства Интернета.
6. Рассмотрено и проанализировано содержание работы социального педагога в школе. Установлено, что первоочередная задача его работы направлена на предотвращение правонарушений со стороны подростков. Социальный педагог вместе с завучем по воспитательной работе разрабатывает и проводит для педагогов методические объединения по темам: «Трудовое воспитание обучающихся», «Военно-патриотическое воспитание обучающихся», «Учет индивидуальных особенностей обучающихся во внеурочной деятельности» и др.
7. Установлено, что социальное развитие подростка в городе имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных, в свою очередь, спецификой города как социального явления. Ярче всего это проявляется в формировании специфики городской семьи. Выделены подходы и базовые принципы, определяющие технологический и организационно-содержательный компоненты работы социального педагога городской школы. К числу основных подходов могут быть отнесены следующие:-Воспитательный подход – социальный педагог выступает в роли наставника, учителя, консультанта, эксперта, применяет ролевые игры как коррекционно-воспитательный метод. Фасилитативный подход – социальный педагог занимает роль помощника, сторонника или посредника в преодолении внутриличностных конфликтов и дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой. Его деятельность при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения. Коррегирующий подход – социальный педагог является технологом, способным применять методы и методики коррекции социального поведения, разрешать социальные конфликты, оказывать экстренную социальную помощь.
8. Показано, что между семьей, социальным педагогом и образовательным учреждением должны осуществляться постоянная связь и взаимодействие для построения более эффективной работы. Взаимодействие – понятие, фигурирующее во многих отраслях знания. Установлено, что важное место среди форм работы с семьей занимают консультационные беседы. Конечной целью является актуализация внутренних ресурсов семьи, позволяющих повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношения с ребенком. Социальный педагог играет важную роль во взаимодействии родителей с образовательным учреждением, в котором обучаются их дети, он является одним из звеньев, связывающих родителей с педагогическим коллективом, администрацией.
9. Обобщая и систематизируя опыт социальных педагогов по использованию нестандартных форм при организации взаимодействия семьи и школы выделены наиболее актуальные инновационные формы педагогической работы с семьей: Программы взаимодействия учителей и родителей, Семейный клуб, Психологическая игра.
10. Рассмотрен пример программы «Созвездие» автора Золотухиной Е.Д., которая направлена на установление партнерских отношений с семьей каждого ученика, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации взаимоотношений семьи и школы. Основные направления программы: «Диагностическое исследование», «Педагогическое просвещение семьи», «Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми», «Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса», «Анализ результатов».
11. Разработаны рекомендации для работы социального педагога с «трудными» детьми в семье, в образовательном учреждении, в работе с «трудными» детьми, воспитывающимися в детском доме, которые направлены на предупреждение возникновения правонарушений.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 20.03.2016).
2. Гореликова Г.А. Организационно-педагогические условия управления инновационной деятельностью педагогов Центра развития ребенка Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Автореферат дисс.канд. педагогических наук. Петрозаводск. 2013
3. Казачихина М.В. Формирование у педагогов установки на инновационную деятельность / Казачихина М.В. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С. 31-36.
4. Казачихина М.В. Развитие установки на инновационную деятельность у педагогов / Казачихина М.В. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 4. С. 30-35.
5. Лебедев М.В. Инновационная деятельность в образовательном учреждении: синтез практико-ориентированной науки и наукоемкой практики / Лебедев М.В. // Инновации в непрерывном образовании. 2012. № 4 (4). С. 15-23.
6. Дементьева Л.А. Инновационная деятельность школьных социальных педагогов / Дементьева Л.А. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2012. № 6. С. 34-39.
7. Павлова Л.В. Роль социологических исследований в развитии инновационной деятельности образовательного учреждения / Павлова Л.В. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 5. С. 1581-162.
8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: Изд-во БГУ, 1996. – 176 с.
9. Щенникова М.А. Причины сопротивлений педагогов в инновационной деятельности / Щенникова М.А. // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 18-21.
10. Прохорова И.Ф. Психологические механизмы индивидуального сопротивления и его преодоления // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5 (21)
11. Осин А.К. Проектирование внеурочной деятельности в инновационной парадигме новых стандартов / Осин А.К. // Научный поиск. 2015. № 3.6. С. 32-38.
12. Щербаков А.В. Роль института повышения квалификации в профессиональном становлении молодого педагога в условиях инновационной деятельности / Щербаков А.В. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. Т. 3. № 5. С. 11-16.
13. Аксарина Я.С. Теоретические и концептуальные основы формирования профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности / Аксарина Я.С. // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 1 (2). С. 180-184.
14. «Каким должен быть детский дом сегодня?» Всероссийский конкурс инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. 2011. № 4. С. 13-24.
15. Булдыгина Л.М. Готовность социальных педагогов к инновациям / Булдыгина Л.М. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2014. № 5. С. 17-22.
16. Галстян С.Г. Инновационные формы работы с родителями / Галстян С.Г. // Челябинский гуманитарий. 2015. № 1 (30). С. 53-61.
17. Новиков А.М., Новиков Д.А. МЕТОДОЛОГИя / Новиков А.М., Новиков Д.А. // Москва, 2007.
18. Дувалина О.Н. Формирование положительных мотивационных установок на профессиональное совершенствование учителя средней школы / Дувалина О.Н. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2014. № 11. С. 97-101.
19. Артамонова Е.И. Формирование инновационной компетентности педагога в процессе обучения в вузе / Артамонова Е.И. // Педагогическое образование и наука. 2013. № 5. С. 17-26.
20. Боровик В.Г. Социальный педагог в школе / Боровик В.Г. // Народное образование. 2011. № 9. С. 24-27.
21. Сафиуллина Г.Н. Социальный педагог на защите прав дошкольника / Сафиуллина Г.Н. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 22. С. 69-78.
22. Орлов В.Б. Социальный педагог семейного профиля и преобразование семейно-соседского пространства / Орлов В.Б. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2013. № 3. С. 24-32.
23. Гурова Е.В. Социальный педагог городской школы: теория и практика работы / Гурова Е.В. // Наука. Инновации. Технологии. 2010. № 1. С. 34-40.
24. Хрусталькова Н. Социальный педагог: помощь профессионально-замещающей семье / Хрусталькова Н. // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 175-176.
25. Бочарова В. Социальный педагог семейного профиля: как «войти» в семью? / Бочарова В. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2009. № 2. С. 21-25.
26. Верховская Е.Н. Актуальность подготовки будущих социальных педагогов к организации школьных служб примирения / Верховская Е.Н. // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2015. № 2 (26). С. 59-63.
27. Бабаян А.В., Еремина Ю.С. Профессиональная культура будущих социальных педагогов: сущностная характеристика / Бабаян А.В., Еремина Ю.С. // Наука и образование: новое время. 2015. № 6 (11). С. 1-6.
28. Гурьянова М.П. Актуальные проблемы развития института сельских социальных педагогов россии / Гурьянова М.П. // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. № 1 (6). С. 61-67.
29. Идиева Е.С. Роль социального педагога во взаимодействии образовательного учреждения с семьей / Идиева Е.С. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 2. С. 168-171.
30. Недвецкая М.Н., Пыканов И.В., Вострикова М.В. Управление взаимодействием школы и семьи в процессе педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением / Недвецкая М.Н., Пыканов И.В., Вострикова М.В. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 77-80.
31. Карташев Н.В. Историко-педагогические традиции взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка / Карташев Н.В. // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 40-43.
32. Карташев Н.В. Становление отечественной педагогики взаимодействия образовательного учреждения и семьи в воспитании ребенка / Карташев Н.В. // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 128-137.
33. Овчарова А.А. Технология социально-педагогического взаимодействия школы и семьи (системно-деятельностный подход) / Овчарова А.А. // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 218.
34. Пронина И.Н. Инновационные способы взаимодействия школы и семьи в подготовке учащихся к профильному обучению / Пронина И.Н. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 3. С. 272-277.
35. Розанов Д.А. Современная практика взаимодействия образовательного учреждения и семьи в воспитании детей / Розанов Д.А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 73-2. С. 153-155.
36. Акутина С.П., Беганцова И.С., Калинина Т.В., Маркеева М.В. Социально-психологическое обеспечение системы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС / Акутина С.П., Беганцова И.С., Калинина Т.В., Маркеева М.В. // European Social Science Journal. 2013. № 5 (33). С. 82-90.
37. Золотухина Е.Д., Мамедова Л.В. Особенности организации взаимодействия семьи и школы /Золотухина Е.Д., Мамедова Л.В. // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 8. С. 63-67.
38. Мадрахаев Л. В. Семья как социальная среда воспитания и развития личности. – 2003. – С. 149–161.
39. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – 3-е изд. – М., 2000. – С. 91–96.
40. Уткин А. И. Технологии социальной работы. – М., 2000. – С. 42–48.
41. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Академия, 2004. – 272 с. – С. 158–182.
42. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002. – 60 с.
43. Мицкевич Ж.И. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей. –Мн.: Эксперт, 2002. – 238 с.

Купить эту работу

Инновационная деятельность социального педагога по взаимодействию образовательного учреждения с семьей

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

18 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽