Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Театрализованная деятельность, как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

  • 98 страниц
  • 2017 год
  • 898 просмотров
  • 2 покупки
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. Совершенствование дошкольного образования как важная составляющая образовательно-воспитательного процесса предполагает гуманизацию всей совокупности отношений: ребенок - ребенок, ребенок - воспитатель, ребенок - родители и т.д. Переход к системе образования, ориентированной на ребенка, делает проблемы культивирования человеческого достоинства, сохранения здоровья, адаптации к окружающей среде первоочередными. Решаются они в процессе общения - это на данном этапе возможность защиты человека от негативных проявлений общества: сохранить свое здоровье, свою психическую полноценность, обеспечить возможность развития [1].
Проблемы общения рассматриваются учеными разных наук - историками, философами, социологами, психологами, лингвистами, педагогами. В исследованиях психологов обосновывается теоретическая и практическая значимость общения. Современные исследования по проблеме отмечают, что общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек не выделился из общей деятельности и оказался бы вне человечества утраченным и беспомощным, то есть коммуникативные навыки можно считать основоположными для становления личности, особенно на дошкольном этапе [16; 8; 29; 41].
Актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей с ОНР, при определённой несформированности у них навыков коммуникации и взаимодействия, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим несколько важным причинам: играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем и самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их взаимоотношения со сверстниками.
Степень разработанности проблемы. Проблема общения детей изучается долгое время как в психологии, так и в педагогике. Исследователи сходятся во мнении, что общение является одной из доминирующих сторон в формировании личности ребенка, только при полноценном общении ребенка как с взрослы ми, так и со сверстниками, формируется гармонично и всесторонне развитая личность. Трудности общения детей с нарушениями речевого развития проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.К. Воробьева, В.П. Глухой, Н.К. Усольцева, Е.Г. Федосеева и др.), снижении потребности в общении (Б.М. Гриншпун, О.С. Павлова, Г.В. Чиркина и др.) [14; 16;24].
Недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г. Соловьева, Л.И. Усачева, П.А. Харитонова и др.). Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность препятствуют полноценному развитию детей, поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного общения. Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка [15; 50; 53].
Во ФГОС ДО [49] указано, что целью деятельности дошкольного учреждения является обеспечение гармоничного развития каждого ребенка, создание благоприятных условий для его личностного становления и творческой самореализации. Одним из эффективных средств педагогического воздействия на развитие личности дошкольника названа театрализованная деятельность. Она способствует эстетическому воспитанию детей, приобщает их к искусству, развивает умение видеть, слышать, понимать красоту слова, действия. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе - игра, а это для малыша - главный аспект деятельности, ведь дети, играя, развиваются.
Театрализованные игры приносят огромную пользу для духовного воспитания, становления характера ребенка, привитие ему лучших черт, способствующих утверждению себя в обществе. Участие в театрализованных постановках успешно помогает дошкольникам преодолеть такие качества, как робость, застенчивость, неумение вести диалог со сверстниками, чрезмерную агрессивность и эгоизм. Разыгрывание на сцене различных ситуаций развивает и закрепляет коммуникативные способности ребенка, прививает интерес к художественной литературе, обогащает словарный запас, учит невербальному общению. Театральное творчество корректирует эмоциональный фон дошкольника, на наглядном примере знакомит его с основными понятиями добра и зла, развивает фантазию и знакомит с многообразием окружающего мира. Данные факты говорят о широких возможностях использования театрализованной деятельности для развития навыков коммуникации у дошкольников.
Проблема исследования: каким образом следует использовать театрализованную деятельность для эффективного формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
Объект исследования: развитие коммуникативных навыков старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средства формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: раскрыть потенциал театрализованной деятельности как средства формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: трудности в общении с окружающими людьми у детей с ОНР связаны с несформированностью возрастных форм общения, неразвитостью его структурных компонентов и трудностей в генерации речи. Комплекс специальных мероприятий с использованием театрализованной деятельности позволит преодолеть имеющиеся нарушения коммуникативных качеств дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы использования театрализованной деятельности в целях формирования коммуникативных навыков;
2. Описать психические особенности детей старшего дошкольного возраста
3. Сформулировать результаты теоретических исследований детей с общим недоразвитием речи.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование театрализованной деятельности как средство формирования коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Методологические основы исследования: о взаимосвязи общения, языка и сознания (А.А.Брудный, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и др.), об особой роли речи в развитии коммуникативных навыков (П.Я.Гальперин, Ж.М. Глозман, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, А.А Леонтьев), о трудностях общения (Г.Гибш, М.Форверг, А.А.Рояк), о характере потребностей старших дошкольников в общении с окружающими (М.И.Лисина, О.Е.Смирнова, А.Г.Рузская); о роли общения и взаимодействия субъектов в образовательном процессе (И.А.Зимняя, Я.Л.Коломенский, И.С.Кон.); об идее средового подхода и организации развивающей среды для становления субъектного опыта и развития коммуникативных навыков и умений дошкольников (Л.Б. Баряева, O.E. Грибова, И.А. Липчанская, Ю.С.Мануйлов, М.С.Певзнер, Л.С.Сековец, М.М. Семаго, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Е.А. Стребелева).
Методы исследования:
обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследования;
эмпирические методы: анализ педагогической документации, наблюдение за детьми в процессе экспериментальных исследований и на занятиях;
экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: (указать)
Новизна исследования: состоит в развитии представлений об уточнении структурных и содержательных характеристик нарушения коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; в определении психолого-педагогических условий формирования у них коммуникативных навыков; в обосновании продуктивности разработанной системы коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении, позволяющей преодолеть трудности формирования коммуникативных навыков у детей с ОНР.
Практическая значимость: состоит в возможности применения исследовательского материала педагогами и родителями в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав (включающих таблицы и диаграммы), заключения, списка источника информации, приложений и изложена на 90 с.



Содержание

Введение 3
I. Теоретические аспекты изучения театрализованной деятельности как средство формирования коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 8
1.1. Проблемы использования театрализованной деятельности в целях формирования коммуникативных навыков 8
1.2. Психические особенности детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Теоретические исследования детей с общим недоразвитием речи 28
Выводы по Главе I 34
II. Экспериментальное исследование театрализованной деятельности как средство формирования коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 36
2.1.Организация и методика 36
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа коррекции их развития речи 46
2.3. Анализ результатов работы по программе коррекции 56
Выводы по Главе II 64
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 75



Заключение

Рассматривая проблемы использования театрализованной деятельности в целях формирования коммуникативных навыков, мы определили, что театр - это осознание собственного «я» и возможность самовыражения личности. Здесь формируются нравственные качества, преодолеваются недостатки: застенчивым, неуверенным в себе детям театр помогает снять напряженность, преодолеть сомнения в себя, поверить в собственные возможности; неугомонным и неорганизованным - научиться выдержки.
Согласно принятой нами структуре коммуникативных умений и обобщению исследований по проблемам развития коммуникативных старших дошкольников, отметим, что театрализованная деятельность выступает средством формирования всех компонентов коммуникативных умений старших дошкольников. В контексте театрализованной деятельности формируются коммуникативные умения, предусматривающие информационно-коммуникативный компонент, суть которого заключается в обмене информацией в художественной форме, опирающейся на гуманные, партнерские межличностные отношения детей. Реализация этих умений связана со спецификой театрализованной деятельности коллективного характера, требующей совместной информационной основы.
Театрализованная деятельность активизируют умственную работу детей, их внимание, восприятие, память, понимание, речь, воображение. Информационно-коммуникативные умения формируются в процессе совместной работы, когда детям нужно согласовывать свои мысли, намерения, знания - все те внутренние ресурсы, выступающие условием их партнерства. Таким образом, уже на начальном этапе участники театрализованной деятельности становятся партнерами по общению.
Учитывая наработки педагогов-исследователей и практиков, понятие «формирование коммуникативных умений в процессе театрализованной деятельности» трактуем как процесс совершенствования коммуникативных умений во время игрового взаимодействия путем их количественных и качественных преобразований от низшего к высшему уровням проявления, основанный на включении детей в специально организованную и контролируемую взрослыми театрализованную деятельность, предполагающую активное речевое, репродуктивное, творческое и эмоциональное взаимодействие ее субъектов.
Кроме того, нами определена специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности, которая заключается в том, что в процессе театрализованной деятельности ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.) в различных сферах познания, передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.
Основными направлениями совершенствования коррекционно- педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с ОНР по формированию коммуникативных навыков являются:
коррекционно-развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;
широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования коммуникативных навыков;
активное включение родителей в коррекционный процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми;
повышение квалификации педагогов в сфере построения учебного общения и продуктивного взаимодействия с детьми с ОНР в условиях дошкольного учреждения.
Экспериментальное обучение позволило детям 6-7 лет с ОНР обеспечить более высокий уровень развития коммуникативных навыков по сравнению с традиционной практикой. При этом у детей значительно расширился опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Проведенное исследование показало, что по уровню сформированности коммуникативных навыков дети с ОНР экспериментальной группы приблизились к нормально развивающимся сверстникам.
Система коррекционно-развивающих занятий способствовала преодолению трудностей коммуникации, повышению уровня удовлетворенности взаимодействиями с окружающими, социальной активности.
Использованная система коррекционно-развивающих занятий по формированию коммуникативных навыков может быть полезна в практической работе со старшими дошкольниками с ОНР, а также в массовых дошкольных образовательных учреждениях.



Список использованной литературы

1. Акулова, Е. Тесты на выявление коммуникативных особенностей / Е. Акулова. //Дошкольное воспитание. -2007. -№ 6. -С. 10-12.
2. Александрова, О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2005. - 26 с.
3. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград, 2007. — 168 с.
4. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А. Е. Антипина. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с.
5. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. - 126 с. (http://www.twirpx.com/file/1692342/)
6. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
7. Арушанова, А. Г. Исследование развития коммуникативной компетенции дошкольника / А. Г. Арушанова // Наука о детстве и современное образование: материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца. - М. : Центр «Школьная книга», 2005. - 184 с.
8. Арушанова, А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80
9. Бахтин, Н. Н. Театр и его роль в воспитании / Н. Н. Бахтин // В помощь семье и школе. — М., 1991. (http://az.lib.ru/b/bahtin_n_n/text_0010.shtml)
10. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии : коммуникативная дифференциация личности : учебно-методическое пособие / Д.И. Бойков. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.
11. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – с.3 (pdb.uspi.ru/book_2448/)
12. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников : Метод. рекомендации для воспитателей и методистов дошк. образоват. учеждений / С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2002. - 95 c.
13. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю. А. Вакуленко. М.: Волгоград, 2007. — 393 с.
14. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до позд. зрелости: Учеб.пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера: Юрайт, 2003. – 461 с.
15. Волков, Б. С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб. : Питер, 2008. – 272 с.
16. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада/О.П. Гаврилушкина// Ребенок в детском саду.- 2003. - №2.-с. 19-26
17. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7–16.
18. Дзюба, О.В. Система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XXI век. 2009. № 2. С. 13–18.
19. Дорожевец, Т.В. Использование «сказочных помощников» для активизации внутренних ресурсов ребенка // Журнал практического психолога. 1998. - №5. - С.48-56.
20. Доронова, Т.Н., Доронова, Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. М., 1997. - 92 с.
21. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Москва : Просвещение, 1990. – 316 с.
22. Игры-драматизации в детском саду: Методические рекомендации / Сост. Е. Л. Трусова.— Киев, 1991.
23. Картушина, Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. М.: 2005.
24. Колупаева, Е.И. Психолого-педагогические и методические основы формирования личности ребенка средством театрального искусства: Учеб.-метод. Пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. - 62с.
25. Кравцова, Е.Е. Учите детей общаться / Е.Е. Кравцова, Т. Пуртова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10. - С. 89-93. (http://pedlib.ru/Books/6/0487/6_0487-108.shtml)
26. Левина, Р. Н. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина -М.: Просвещение, 1968. - 367 е.
27. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М. : Просвещение, 1968.
28. Леонтьев, А. Н., Леонтьев А.А. Психологические основы развития ребенка и обучения: [текст] / А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. – 312 с.
29. Лесняк, И. В. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста // Вестник ТГУ. 2011. №7 С.118-125.
30. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. -М.: Педагогика, 1986. - 144 с. (http://www.twirpx.com/file/672861/)
31. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарторнус. -М.: Просвещение, 1980. - 169 с.(http://www.voppsy.ru/issues/1982/824/824018.htm)
32. Лисина, М.И. Общение и речь / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1985.-208с. (http://pedlib.ru/Books/7/0027/7_0027-1.shtml)
33. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, [под ред. А.Г. Рузской]. - М.; Воронеж, 1997. - 384 с. (http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-383.html)
34. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, [под ред. А.Г. Рузской]. - М.; Воронеж, 1997. - 384 с. (http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-383.html)
35. Лисина, М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. - Минск: Сила, 1985. - 194 с. (http://flogiston.ru/library/lisina)
36. Лисина, М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 57 с. (http://psyera.ru/potrebnost-v-obshchenii_7537.htm)
37. Лотман, Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю.М. Лотман // Избранные статьи. – У 3 т. – Т.1. –Таллинн : Александра, 1992. – С. 76-89.
38. Мажара Ю.С., Машевская С.М. Использование театральной деятельности в работе с детьми с ОВЗ // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2485/28414
39. Максаков, А.И. Развитие правильной речи в семье. - М.: Мозаика-Синтез, 2008
40. Максимова, С. М. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в процессе театрализованной деятельности [Текст] / С. М. Максимова // Интерактивная наука. — 2017. — № 2 (12). — С. 92–95.
41. Масленникова, О. М. Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 581-583.
42. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
43. Парамонова, Л.Г. Говори и правильно. - СПб.: Декото, 1996.- с.55
44. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
45. Петрова, Т.И., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная Пресса, 2003.- 128с.
46. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т.В. Волосовец. М., 2008. 224 с.
47. Психология развития / Под ред. Е. Строгановой. – СПб.: Питер, 2001. – 508 с.
48. Психология развития: Учеб.для студ. высш. психол. Учеб. заведений / Т.Д. Марциновская, Т.М. Мирютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марциновской. – 2-е изд., перераб. И доп.. – М.: Издательство центр «Академия», 2005. – 528 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении 262 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.rq.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.09.2014).
50. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н. А. Чевслева. -М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
51. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб.пособие для студентов / Моск. психол-социал. ин-т; Сост. Л.М. Семенюк; Гл. Ред. Д.И. Фельдштейн. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 399 с.
52. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 256 с.
53. Чиркина, Г.В., Соловьева Л.Г. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция : монография. Архангельск, 2009. 403 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. Совершенствование дошкольного образования как важная составляющая образовательно-воспитательного процесса предполагает гуманизацию всей совокупности отношений: ребенок - ребенок, ребенок - воспитатель, ребенок - родители и т.д. Переход к системе образования, ориентированной на ребенка, делает проблемы культивирования человеческого достоинства, сохранения здоровья, адаптации к окружающей среде первоочередными. Решаются они в процессе общения - это на данном этапе возможность защиты человека от негативных проявлений общества: сохранить свое здоровье, свою психическую полноценность, обеспечить возможность развития [1].
Проблемы общения рассматриваются учеными разных наук - историками, философами, социологами, психологами, лингвистами, педагогами. В исследованиях психологов обосновывается теоретическая и практическая значимость общения. Современные исследования по проблеме отмечают, что общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек не выделился из общей деятельности и оказался бы вне человечества утраченным и беспомощным, то есть коммуникативные навыки можно считать основоположными для становления личности, особенно на дошкольном этапе [16; 8; 29; 41].
Актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей с ОНР, при определённой несформированности у них навыков коммуникации и взаимодействия, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим несколько важным причинам: играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем и самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их взаимоотношения со сверстниками.
Степень разработанности проблемы. Проблема общения детей изучается долгое время как в психологии, так и в педагогике. Исследователи сходятся во мнении, что общение является одной из доминирующих сторон в формировании личности ребенка, только при полноценном общении ребенка как с взрослы ми, так и со сверстниками, формируется гармонично и всесторонне развитая личность. Трудности общения детей с нарушениями речевого развития проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.К. Воробьева, В.П. Глухой, Н.К. Усольцева, Е.Г. Федосеева и др.), снижении потребности в общении (Б.М. Гриншпун, О.С. Павлова, Г.В. Чиркина и др.) [14; 16;24].
Недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г. Соловьева, Л.И. Усачева, П.А. Харитонова и др.). Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность препятствуют полноценному развитию детей, поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного общения. Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка [15; 50; 53].
Во ФГОС ДО [49] указано, что целью деятельности дошкольного учреждения является обеспечение гармоничного развития каждого ребенка, создание благоприятных условий для его личностного становления и творческой самореализации. Одним из эффективных средств педагогического воздействия на развитие личности дошкольника названа театрализованная деятельность. Она способствует эстетическому воспитанию детей, приобщает их к искусству, развивает умение видеть, слышать, понимать красоту слова, действия. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе - игра, а это для малыша - главный аспект деятельности, ведь дети, играя, развиваются.
Театрализованные игры приносят огромную пользу для духовного воспитания, становления характера ребенка, привитие ему лучших черт, способствующих утверждению себя в обществе. Участие в театрализованных постановках успешно помогает дошкольникам преодолеть такие качества, как робость, застенчивость, неумение вести диалог со сверстниками, чрезмерную агрессивность и эгоизм. Разыгрывание на сцене различных ситуаций развивает и закрепляет коммуникативные способности ребенка, прививает интерес к художественной литературе, обогащает словарный запас, учит невербальному общению. Театральное творчество корректирует эмоциональный фон дошкольника, на наглядном примере знакомит его с основными понятиями добра и зла, развивает фантазию и знакомит с многообразием окружающего мира. Данные факты говорят о широких возможностях использования театрализованной деятельности для развития навыков коммуникации у дошкольников.
Проблема исследования: каким образом следует использовать театрализованную деятельность для эффективного формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
Объект исследования: развитие коммуникативных навыков старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средства формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: раскрыть потенциал театрализованной деятельности как средства формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: трудности в общении с окружающими людьми у детей с ОНР связаны с несформированностью возрастных форм общения, неразвитостью его структурных компонентов и трудностей в генерации речи. Комплекс специальных мероприятий с использованием театрализованной деятельности позволит преодолеть имеющиеся нарушения коммуникативных качеств дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы использования театрализованной деятельности в целях формирования коммуникативных навыков;
2. Описать психические особенности детей старшего дошкольного возраста
3. Сформулировать результаты теоретических исследований детей с общим недоразвитием речи.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование театрализованной деятельности как средство формирования коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Методологические основы исследования: о взаимосвязи общения, языка и сознания (А.А.Брудный, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и др.), об особой роли речи в развитии коммуникативных навыков (П.Я.Гальперин, Ж.М. Глозман, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, А.А Леонтьев), о трудностях общения (Г.Гибш, М.Форверг, А.А.Рояк), о характере потребностей старших дошкольников в общении с окружающими (М.И.Лисина, О.Е.Смирнова, А.Г.Рузская); о роли общения и взаимодействия субъектов в образовательном процессе (И.А.Зимняя, Я.Л.Коломенский, И.С.Кон.); об идее средового подхода и организации развивающей среды для становления субъектного опыта и развития коммуникативных навыков и умений дошкольников (Л.Б. Баряева, O.E. Грибова, И.А. Липчанская, Ю.С.Мануйлов, М.С.Певзнер, Л.С.Сековец, М.М. Семаго, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Е.А. Стребелева).
Методы исследования:
обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследования;
эмпирические методы: анализ педагогической документации, наблюдение за детьми в процессе экспериментальных исследований и на занятиях;
экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: (указать)
Новизна исследования: состоит в развитии представлений об уточнении структурных и содержательных характеристик нарушения коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; в определении психолого-педагогических условий формирования у них коммуникативных навыков; в обосновании продуктивности разработанной системы коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении, позволяющей преодолеть трудности формирования коммуникативных навыков у детей с ОНР.
Практическая значимость: состоит в возможности применения исследовательского материала педагогами и родителями в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав (включающих таблицы и диаграммы), заключения, списка источника информации, приложений и изложена на 90 с.



Содержание

Введение 3
I. Теоретические аспекты изучения театрализованной деятельности как средство формирования коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 8
1.1. Проблемы использования театрализованной деятельности в целях формирования коммуникативных навыков 8
1.2. Психические особенности детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Теоретические исследования детей с общим недоразвитием речи 28
Выводы по Главе I 34
II. Экспериментальное исследование театрализованной деятельности как средство формирования коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 36
2.1.Организация и методика 36
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа коррекции их развития речи 46
2.3. Анализ результатов работы по программе коррекции 56
Выводы по Главе II 64
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 75



Заключение

Рассматривая проблемы использования театрализованной деятельности в целях формирования коммуникативных навыков, мы определили, что театр - это осознание собственного «я» и возможность самовыражения личности. Здесь формируются нравственные качества, преодолеваются недостатки: застенчивым, неуверенным в себе детям театр помогает снять напряженность, преодолеть сомнения в себя, поверить в собственные возможности; неугомонным и неорганизованным - научиться выдержки.
Согласно принятой нами структуре коммуникативных умений и обобщению исследований по проблемам развития коммуникативных старших дошкольников, отметим, что театрализованная деятельность выступает средством формирования всех компонентов коммуникативных умений старших дошкольников. В контексте театрализованной деятельности формируются коммуникативные умения, предусматривающие информационно-коммуникативный компонент, суть которого заключается в обмене информацией в художественной форме, опирающейся на гуманные, партнерские межличностные отношения детей. Реализация этих умений связана со спецификой театрализованной деятельности коллективного характера, требующей совместной информационной основы.
Театрализованная деятельность активизируют умственную работу детей, их внимание, восприятие, память, понимание, речь, воображение. Информационно-коммуникативные умения формируются в процессе совместной работы, когда детям нужно согласовывать свои мысли, намерения, знания - все те внутренние ресурсы, выступающие условием их партнерства. Таким образом, уже на начальном этапе участники театрализованной деятельности становятся партнерами по общению.
Учитывая наработки педагогов-исследователей и практиков, понятие «формирование коммуникативных умений в процессе театрализованной деятельности» трактуем как процесс совершенствования коммуникативных умений во время игрового взаимодействия путем их количественных и качественных преобразований от низшего к высшему уровням проявления, основанный на включении детей в специально организованную и контролируемую взрослыми театрализованную деятельность, предполагающую активное речевое, репродуктивное, творческое и эмоциональное взаимодействие ее субъектов.
Кроме того, нами определена специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности, которая заключается в том, что в процессе театрализованной деятельности ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.) в различных сферах познания, передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.
Основными направлениями совершенствования коррекционно- педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с ОНР по формированию коммуникативных навыков являются:
коррекционно-развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;
широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования коммуникативных навыков;
активное включение родителей в коррекционный процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми;
повышение квалификации педагогов в сфере построения учебного общения и продуктивного взаимодействия с детьми с ОНР в условиях дошкольного учреждения.
Экспериментальное обучение позволило детям 6-7 лет с ОНР обеспечить более высокий уровень развития коммуникативных навыков по сравнению с традиционной практикой. При этом у детей значительно расширился опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Проведенное исследование показало, что по уровню сформированности коммуникативных навыков дети с ОНР экспериментальной группы приблизились к нормально развивающимся сверстникам.
Система коррекционно-развивающих занятий способствовала преодолению трудностей коммуникации, повышению уровня удовлетворенности взаимодействиями с окружающими, социальной активности.
Использованная система коррекционно-развивающих занятий по формированию коммуникативных навыков может быть полезна в практической работе со старшими дошкольниками с ОНР, а также в массовых дошкольных образовательных учреждениях.



Список использованной литературы

1. Акулова, Е. Тесты на выявление коммуникативных особенностей / Е. Акулова. //Дошкольное воспитание. -2007. -№ 6. -С. 10-12.
2. Александрова, О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2005. - 26 с.
3. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград, 2007. — 168 с.
4. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А. Е. Антипина. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с.
5. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. - 126 с. (http://www.twirpx.com/file/1692342/)
6. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
7. Арушанова, А. Г. Исследование развития коммуникативной компетенции дошкольника / А. Г. Арушанова // Наука о детстве и современное образование: материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца. - М. : Центр «Школьная книга», 2005. - 184 с.
8. Арушанова, А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80
9. Бахтин, Н. Н. Театр и его роль в воспитании / Н. Н. Бахтин // В помощь семье и школе. — М., 1991. (http://az.lib.ru/b/bahtin_n_n/text_0010.shtml)
10. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии : коммуникативная дифференциация личности : учебно-методическое пособие / Д.И. Бойков. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.
11. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – с.3 (pdb.uspi.ru/book_2448/)
12. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников : Метод. рекомендации для воспитателей и методистов дошк. образоват. учеждений / С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2002. - 95 c.
13. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю. А. Вакуленко. М.: Волгоград, 2007. — 393 с.
14. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до позд. зрелости: Учеб.пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера: Юрайт, 2003. – 461 с.
15. Волков, Б. С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб. : Питер, 2008. – 272 с.
16. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада/О.П. Гаврилушкина// Ребенок в детском саду.- 2003. - №2.-с. 19-26
17. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7–16.
18. Дзюба, О.В. Система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XXI век. 2009. № 2. С. 13–18.
19. Дорожевец, Т.В. Использование «сказочных помощников» для активизации внутренних ресурсов ребенка // Журнал практического психолога. 1998. - №5. - С.48-56.
20. Доронова, Т.Н., Доронова, Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. М., 1997. - 92 с.
21. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Москва : Просвещение, 1990. – 316 с.
22. Игры-драматизации в детском саду: Методические рекомендации / Сост. Е. Л. Трусова.— Киев, 1991.
23. Картушина, Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. М.: 2005.
24. Колупаева, Е.И. Психолого-педагогические и методические основы формирования личности ребенка средством театрального искусства: Учеб.-метод. Пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. - 62с.
25. Кравцова, Е.Е. Учите детей общаться / Е.Е. Кравцова, Т. Пуртова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10. - С. 89-93. (http://pedlib.ru/Books/6/0487/6_0487-108.shtml)
26. Левина, Р. Н. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина -М.: Просвещение, 1968. - 367 е.
27. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М. : Просвещение, 1968.
28. Леонтьев, А. Н., Леонтьев А.А. Психологические основы развития ребенка и обучения: [текст] / А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. – 312 с.
29. Лесняк, И. В. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста // Вестник ТГУ. 2011. №7 С.118-125.
30. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. -М.: Педагогика, 1986. - 144 с. (http://www.twirpx.com/file/672861/)
31. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарторнус. -М.: Просвещение, 1980. - 169 с.(http://www.voppsy.ru/issues/1982/824/824018.htm)
32. Лисина, М.И. Общение и речь / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1985.-208с. (http://pedlib.ru/Books/7/0027/7_0027-1.shtml)
33. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, [под ред. А.Г. Рузской]. - М.; Воронеж, 1997. - 384 с. (http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-383.html)
34. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, [под ред. А.Г. Рузской]. - М.; Воронеж, 1997. - 384 с. (http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-383.html)
35. Лисина, М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. - Минск: Сила, 1985. - 194 с. (http://flogiston.ru/library/lisina)
36. Лисина, М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 57 с. (http://psyera.ru/potrebnost-v-obshchenii_7537.htm)
37. Лотман, Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю.М. Лотман // Избранные статьи. – У 3 т. – Т.1. –Таллинн : Александра, 1992. – С. 76-89.
38. Мажара Ю.С., Машевская С.М. Использование театральной деятельности в работе с детьми с ОВЗ // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2485/28414
39. Максаков, А.И. Развитие правильной речи в семье. - М.: Мозаика-Синтез, 2008
40. Максимова, С. М. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в процессе театрализованной деятельности [Текст] / С. М. Максимова // Интерактивная наука. — 2017. — № 2 (12). — С. 92–95.
41. Масленникова, О. М. Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 581-583.
42. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
43. Парамонова, Л.Г. Говори и правильно. - СПб.: Декото, 1996.- с.55
44. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
45. Петрова, Т.И., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная Пресса, 2003.- 128с.
46. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т.В. Волосовец. М., 2008. 224 с.
47. Психология развития / Под ред. Е. Строгановой. – СПб.: Питер, 2001. – 508 с.
48. Психология развития: Учеб.для студ. высш. психол. Учеб. заведений / Т.Д. Марциновская, Т.М. Мирютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марциновской. – 2-е изд., перераб. И доп.. – М.: Издательство центр «Академия», 2005. – 528 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении 262 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.rq.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.09.2014).
50. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н. А. Чевслева. -М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
51. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб.пособие для студентов / Моск. психол-социал. ин-т; Сост. Л.М. Семенюк; Гл. Ред. Д.И. Фельдштейн. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 399 с.
52. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 256 с.
53. Чиркина, Г.В., Соловьева Л.Г. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция : монография. Архангельск, 2009. 403 с.

Купить эту работу

Театрализованная деятельность, как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 августа 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
2 раза Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Тьюторское сопровождение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Мотивационное письмо для поступления в магистратуру по направлению "Менеджмент"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

По книге Марии Монтессори «Дети – другие»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Социально-психологические характеристики подростков, склонных к компьютерной зависимости

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Возрастные особенности младших школьников

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Родители и воспитатель: грани сотрудничества

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Если бы я была/был учителем (эссе). Полностью оригинальная работа на 2 страницы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

ЭССЕ НА ТЕМУ «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕАДАПТИРОВАННЫХ (ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ) ДЕТЕЙ»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Взаимодействие дополнительных образовательных организаций и ДОУ как форма интеграции по требованиям ФГОС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Опыт работы по использованию игр драматизации (или театральных игр) для развития речи дошкольников

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

эссе Компетентность учителя иностранного языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽