Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Взаимодействие педагога детьми дошкольного возраста в сюжетной игре

  • 62 страниц
  • 2016 год
  • 175 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования.
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Значимое место в процессе развития личности ребенка занимает игра, которая является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В ходе важной для всестороннего развития дошкольника сюжетной игры ребенок реализует свое стремление к совместной социальной жизни со взрослыми. В процессе развития сюжетной игры происходит разрешение противоречия между неподготовленностью ребенка к этой деятельности и растущей самостоятельностью ребенка.
Способность ребенка включаться в игру с возрастом не связана, игра в каждом возрасте имеет определенные особенности. В данной работе основное внимание уделено детям старшего дошкольного возраста. В этом возрасте игровой репертуар активно пополняется, разнообразными становятся сюжетно-ролевые самодеятельные игры. В основе сюжетно-ролевой игры находится окружающий ребенка мир и деятельность взрослых и сверстников. Ее особенностью является формирование воображаемой ситуации, которая состоит их сюжетов и ролей. Под сюжетом следует понимать последовательность событий, объединенных жизненно мотивированными связями, которые и раскрываются в ходе игры. Роль – это модель поведения в игре, ассоциируемая у ребенка с действиями взрослого. В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает воспринимать себя как взрослый, примеряет на себя эту роль, воспроизводит события жизни окружающих его взрослых людей, их деятельность и взаимоотношения, развивает навыки коммуникации.
В настоящее время важно также учитывать современные требования ФГОС ДО к реализации программы ДОО в формах детской деятельности, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего - в форме игры [1].
В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и других ученых указывается, что игра возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Основные требования к руководству игрой детей дошкольного возраста раскрываются в трудах С.Л. Новоселовой, Н.Я.Михайленко, Н.А. Коротковой, Э. Я. Степаненковой и других. Авторы подчеркивают, что для воспитателя руководство сюжетно-ролевой игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен подготовить условия, в которых творчество и навыки коммуникации детей могут проявиться и развиваться, уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов, создать, взаимодействовать с ребенком в процессе игры.
Важность развития готовности воспитателей к личностно-ориентированному профессиональному взаимодействию с детьми дошкольного возраста обусловлена и тем, что педагогическая поддержка развития ребенка в образовательно-воспитательном процессе ДОО закреплена в ФГОС ДО как один из признаков современной модели образовательного процесса [1].
Между тем, несмотря на провозглашенные в ФГОС задачи, на практике воспитатели в ДОО чаще используют метод прямых инструкций, тогда как дети могут и должны в сюжетной игре решать более сложные и интересные задачи, способствующие личностному развитию.
В практике деятельности ДОО существуют противоречия между необходимостью использования передового педагогического опыта, взаимодействия педагогов с воспитанниками в процессе их развития, в том числе – и в ходе игровой деятельности, и недостаточной квалификацией воспитателей в вопросах педагогического взаимодействия, недооценкой роли сюжетной игры в развитии детей.
Эти противоречия определили проблему исследования: каковы возможности взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре, как средства развития способности детей к положительному взаимодействию.
Объект исследования – взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования - взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре.
Цель работы – исследовать возможности взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре, как средства развития способности детей к положительному взаимодействию.
Гипотеза исследования - предполагаем, что взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре является эффективным средством развития способности детей к положительному взаимодействию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Изучить педагогическое взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста в сюжетных играх в практике ДОО.
3. Разработать и реализовать способы педагогического взаимодействия с детьми 7 года жизни в сюжетных играх.
4. Выявить динамику изменений в развитии способности к положительному взаимодействию в ходе сюжетных игр у детей 7 года жизни. Методы исследования:
аналитический обзор психолого-педагогической и методической литературы, обобщение;
эксперимент, анкетирование воспитателей, индивидуальная беседа, педагогическое наблюдение, социометрия);
количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна и практическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке содержания работы по развитию способности детей старшего дошкольного возраста к положительному взаимодействию средствами взаимодействия педагога с детьми в сюжетной игре.
База исследования: г. Москва, ул. Лухмановская д. 31 детский сад 2616/2. Подготовительная группа 15 «Радуга».



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНОЙ ИГРЕ 7
1.1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
1.3. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНОЙ ИГРЕ 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНОЙ ИГРЕ 32
2.1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНЫХ ИГРАХ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 32
2.2. СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ 7 ГОДА ЖИЗНИ В СЮЖЕТНЫХ ИГРАХ 44
2.3. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ К ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ХОДЕ СЮЖЕТНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ 7 ГОДА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62


Анализ литературных источников показал, что воспитательное и развивающее значение сюжетно-ролевых игр во многом зависит от профессионального мастерства воспитателя, от его умения взаимодействовать с детьми в сюжетной игре, в том числе – от интереса педагога к игре, его игрового опыта, от знания воспитателем психологии ребенка и учета возрастных особенностей старших дошкольников.
Для исследования педагогического взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в сюжетных играх в практике ДОО нами было организовано экспериментальное исследование.
В результате анкетного опроса выявлено, что взаимодействие педагогов с детьми старшего дошкольного возраста в сюжетной игре – недостаточное, только двое воспитателей ответили, что они занимают в проведении игры творческую позицию, общаются с детьми в ходе игры, корректируют ход сюжета, подбирая средства педагогического воздействия в случае негативного взаимодействия детей.
Результаты методики «Педагогическое наблюдение за взаимодействием детей в игровой деятельности и повседневном общении» показали, что коммуникативные навыки у детей развиты недостаточно: у большинства детей выявлен средний и низкий уровни развития коммуникативных навыков. Большинство детей отличаются недостаточной инициативностью в общении, мотивы общения – только игровые, преобладающее эмоциональное отношение к сверстникам – негативное, многие дети обидчивы, капризны, зачастую стараются избежать общения с другими детьми; дети отличаются недостаточным интересом к ним со стороны сверстников, продуктивность общения низкая, то есть дети редко добиваются своих целей, готовность помочь другим детям у большинства детей не наблюдалась.
Результаты определения социометрического статуса детей в группе сверстников показали, что в группе выявлен недостаточно эмоционально благоприятный характер общения и отношений детей, недостаточное стремление к более тесным, эмоционально насыщенным дружеским контактам. У большинства детей выявлен недостаточный социальный статус.
На основании анализа результатов диагностического исследования сделаны выводы о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию коммуникативных навыков, включая способности к положительному взаимодействию, у детей старшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе эксперимента разработана и реализована опытно-экспериментальная работа, нацеленная на повышение уровня развития коммуникативных навыков детей группы, их способности к положительному взаимодействию, средствами взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре.
С целью проверки эффективности взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре была проведена повторная диагностика по методике первичного исследования с теми же детьми.
Контрольный этап исследования показал эффективность опытно-экспериментальной работы: уровень развития коммуникативных навыков у детей, их способности к положительному взаимодействию, стал значительно выше. Кроме того, отмечено, что у большинства детей не только в игре, но и в повседневной жизни улучшилось, по наблюдениям воспитателей, общение с детьми и взрослыми. Редкими стали ссоры, грубые слова, драки и другие проявления агрессии. Дети стали осуждать тех, кто старался вырвать понравившуюся им игрушку, толкнуть, назвать обидным словом, стали проявлять сочувствие к обиженным. Улучшилось и поведение на прогулке, во время еды и пр. Это говорит о том, что реализованная программа взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре оказалась эффективной.
Итак, нами решены задачи исследования, достигнута его цель и подтверждена гипотеза исследования: взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре является эффективным средством развития способности детей к положительному взаимодействию.
Тема исследования представляется весьма перспективной. Взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре является эффективным средством формирования личности ребенка, развития творческих способностей и интеллекта, способности ребенка к положительному взаимодействию с окружающими.





1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2000. - 427 с.
3. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учебное пособие / В.П.Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144с.
4. Берикханова Е.А. Педагогическое общение как основа взаимодействия субъектов педагогического процесса / Е.А. Берикханова //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: сб.статей по материалам XL междунар. научно-практической конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 145–149.
5. Бойченко H.A. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / H.A. Бойченко. Киев: «Радянська школа», 1982. – 96 с.
6. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М.Букатов. - 2-ое изд. - М.: Флинта, 2003. - 176 с.
7. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-метод. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2009.-311с.
8. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова. - М.: Айрис-Пресс, 2009. – 67 с.
9. Выгодский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выгодский // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 2005. - 228с.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский //Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С.75.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2011. - 243с.
12. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие / Н. Ф.Голованова. – СПБ.: Речь, 2004. – 230 с.
13. Детская практическая психология: Учебник под. ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2010. - 255с.
14. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова. – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2006. – 112с.
15. Дошкольная педагогика: Учебник / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2014. - 510 с.
16. Задворная М.С. Готовность воспитателей к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми дошкольного возраста как важнейшее условие обеспечения качества образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru
17. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева – М.: Воспитание дошкольника, 2002. – 128 с.
18. Игра в жизни дошкольника: учеб. пособие / Е.А. Панько [и др.]; под ред Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 184с.
19. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А.Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
20. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2009. - 416 с.
21. Кононенко С.Р. Игра как средство социализации дошкольника и младшего школьника / С.Р.Кононенко [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/2015/
22. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. - М.: Феникс, 2006. – 251с.
23. Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики: Книга для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. - М.: Народное образование, 2003. – 441 с.
24. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2008. – 358с.
25. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения: учебник / И.Я.Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
26. Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3.-91с.
27. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. – М., 2001. – 382 с.
28. Лихачева Е. Н. Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста: психолого-педагогическая поддержка // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №24 (95). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
29. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания / О.В.Лишин. - М., 2007. - 256 с.
30. Лобода Т.В. История исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста / Т.В. Лобода // Современные исследования социальных проблем. – 2011. - №1(05). – С.78 -80.
31. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская, Е.О. Смирнова, Е.И. Изотова и др. - М. : Гардарики, 2007. - 252 с.
32. Микляева Н. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ : метод. пос. / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
33. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. Изд. 2-е, испр. – М.: Гном и Д, 2001. - 96 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов вузов / В.С.Мухина. – 12-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 638 с.
35. Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи / М.Н. Недвецкая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dibase.ru/article/2009_nedvetskayamn/
36. Новиков А.М. Методология игровой деятельности / А.М.Новиков. - М.: Изд-во «Эгвес», 2006. - 48 с.
37. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф.Обухова. – М.: Юрайт, 2013. – 460 с.
38. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  М.: Мозаика синтез, 2014.  368 с.
39. Педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е.Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
41. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - 6-е изд. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
42. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие / Е.О.Смирнова. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
43. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: Сфера, 2003. - 160 с.
44. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А.Титов. - СПб, 1997. – 364 с.
45. Урунтаева Г. А. Детская психология / Г.А.Урунтаева.- М.: Академия, 2006. - 368 с.
46. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П.Усова.  М., 2005. – 212 с.
47. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста / Г.Р.Хузеева, Е.В.Быковская, А.А.Трошина. - М.: Владос, 2014. – 80 с.
48. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник / А.В.Хуторской. - Питер, 2001. - 536 с.
49. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: Владос, 2010. - 360 с.
50. Яркина Т.Н. К проблеме развития профессионально значимых личностных качеств и свойств педагога дошкольного образования / Т.Н. Яркина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 1. – С. 60 – 66.



Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования.
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Значимое место в процессе развития личности ребенка занимает игра, которая является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В ходе важной для всестороннего развития дошкольника сюжетной игры ребенок реализует свое стремление к совместной социальной жизни со взрослыми. В процессе развития сюжетной игры происходит разрешение противоречия между неподготовленностью ребенка к этой деятельности и растущей самостоятельностью ребенка.
Способность ребенка включаться в игру с возрастом не связана, игра в каждом возрасте имеет определенные особенности. В данной работе основное внимание уделено детям старшего дошкольного возраста. В этом возрасте игровой репертуар активно пополняется, разнообразными становятся сюжетно-ролевые самодеятельные игры. В основе сюжетно-ролевой игры находится окружающий ребенка мир и деятельность взрослых и сверстников. Ее особенностью является формирование воображаемой ситуации, которая состоит их сюжетов и ролей. Под сюжетом следует понимать последовательность событий, объединенных жизненно мотивированными связями, которые и раскрываются в ходе игры. Роль – это модель поведения в игре, ассоциируемая у ребенка с действиями взрослого. В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает воспринимать себя как взрослый, примеряет на себя эту роль, воспроизводит события жизни окружающих его взрослых людей, их деятельность и взаимоотношения, развивает навыки коммуникации.
В настоящее время важно также учитывать современные требования ФГОС ДО к реализации программы ДОО в формах детской деятельности, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего - в форме игры [1].
В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и других ученых указывается, что игра возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Основные требования к руководству игрой детей дошкольного возраста раскрываются в трудах С.Л. Новоселовой, Н.Я.Михайленко, Н.А. Коротковой, Э. Я. Степаненковой и других. Авторы подчеркивают, что для воспитателя руководство сюжетно-ролевой игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен подготовить условия, в которых творчество и навыки коммуникации детей могут проявиться и развиваться, уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов, создать, взаимодействовать с ребенком в процессе игры.
Важность развития готовности воспитателей к личностно-ориентированному профессиональному взаимодействию с детьми дошкольного возраста обусловлена и тем, что педагогическая поддержка развития ребенка в образовательно-воспитательном процессе ДОО закреплена в ФГОС ДО как один из признаков современной модели образовательного процесса [1].
Между тем, несмотря на провозглашенные в ФГОС задачи, на практике воспитатели в ДОО чаще используют метод прямых инструкций, тогда как дети могут и должны в сюжетной игре решать более сложные и интересные задачи, способствующие личностному развитию.
В практике деятельности ДОО существуют противоречия между необходимостью использования передового педагогического опыта, взаимодействия педагогов с воспитанниками в процессе их развития, в том числе – и в ходе игровой деятельности, и недостаточной квалификацией воспитателей в вопросах педагогического взаимодействия, недооценкой роли сюжетной игры в развитии детей.
Эти противоречия определили проблему исследования: каковы возможности взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре, как средства развития способности детей к положительному взаимодействию.
Объект исследования – взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования - взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре.
Цель работы – исследовать возможности взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре, как средства развития способности детей к положительному взаимодействию.
Гипотеза исследования - предполагаем, что взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре является эффективным средством развития способности детей к положительному взаимодействию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Изучить педагогическое взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста в сюжетных играх в практике ДОО.
3. Разработать и реализовать способы педагогического взаимодействия с детьми 7 года жизни в сюжетных играх.
4. Выявить динамику изменений в развитии способности к положительному взаимодействию в ходе сюжетных игр у детей 7 года жизни. Методы исследования:
аналитический обзор психолого-педагогической и методической литературы, обобщение;
эксперимент, анкетирование воспитателей, индивидуальная беседа, педагогическое наблюдение, социометрия);
количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна и практическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке содержания работы по развитию способности детей старшего дошкольного возраста к положительному взаимодействию средствами взаимодействия педагога с детьми в сюжетной игре.
База исследования: г. Москва, ул. Лухмановская д. 31 детский сад 2616/2. Подготовительная группа 15 «Радуга».



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНОЙ ИГРЕ 7
1.1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
1.3. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНОЙ ИГРЕ 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНОЙ ИГРЕ 32
2.1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНЫХ ИГРАХ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 32
2.2. СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ 7 ГОДА ЖИЗНИ В СЮЖЕТНЫХ ИГРАХ 44
2.3. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ К ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ХОДЕ СЮЖЕТНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ 7 ГОДА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62


Анализ литературных источников показал, что воспитательное и развивающее значение сюжетно-ролевых игр во многом зависит от профессионального мастерства воспитателя, от его умения взаимодействовать с детьми в сюжетной игре, в том числе – от интереса педагога к игре, его игрового опыта, от знания воспитателем психологии ребенка и учета возрастных особенностей старших дошкольников.
Для исследования педагогического взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в сюжетных играх в практике ДОО нами было организовано экспериментальное исследование.
В результате анкетного опроса выявлено, что взаимодействие педагогов с детьми старшего дошкольного возраста в сюжетной игре – недостаточное, только двое воспитателей ответили, что они занимают в проведении игры творческую позицию, общаются с детьми в ходе игры, корректируют ход сюжета, подбирая средства педагогического воздействия в случае негативного взаимодействия детей.
Результаты методики «Педагогическое наблюдение за взаимодействием детей в игровой деятельности и повседневном общении» показали, что коммуникативные навыки у детей развиты недостаточно: у большинства детей выявлен средний и низкий уровни развития коммуникативных навыков. Большинство детей отличаются недостаточной инициативностью в общении, мотивы общения – только игровые, преобладающее эмоциональное отношение к сверстникам – негативное, многие дети обидчивы, капризны, зачастую стараются избежать общения с другими детьми; дети отличаются недостаточным интересом к ним со стороны сверстников, продуктивность общения низкая, то есть дети редко добиваются своих целей, готовность помочь другим детям у большинства детей не наблюдалась.
Результаты определения социометрического статуса детей в группе сверстников показали, что в группе выявлен недостаточно эмоционально благоприятный характер общения и отношений детей, недостаточное стремление к более тесным, эмоционально насыщенным дружеским контактам. У большинства детей выявлен недостаточный социальный статус.
На основании анализа результатов диагностического исследования сделаны выводы о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию коммуникативных навыков, включая способности к положительному взаимодействию, у детей старшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе эксперимента разработана и реализована опытно-экспериментальная работа, нацеленная на повышение уровня развития коммуникативных навыков детей группы, их способности к положительному взаимодействию, средствами взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре.
С целью проверки эффективности взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре была проведена повторная диагностика по методике первичного исследования с теми же детьми.
Контрольный этап исследования показал эффективность опытно-экспериментальной работы: уровень развития коммуникативных навыков у детей, их способности к положительному взаимодействию, стал значительно выше. Кроме того, отмечено, что у большинства детей не только в игре, но и в повседневной жизни улучшилось, по наблюдениям воспитателей, общение с детьми и взрослыми. Редкими стали ссоры, грубые слова, драки и другие проявления агрессии. Дети стали осуждать тех, кто старался вырвать понравившуюся им игрушку, толкнуть, назвать обидным словом, стали проявлять сочувствие к обиженным. Улучшилось и поведение на прогулке, во время еды и пр. Это говорит о том, что реализованная программа взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре оказалась эффективной.
Итак, нами решены задачи исследования, достигнута его цель и подтверждена гипотеза исследования: взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре является эффективным средством развития способности детей к положительному взаимодействию.
Тема исследования представляется весьма перспективной. Взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в сюжетной игре является эффективным средством формирования личности ребенка, развития творческих способностей и интеллекта, способности ребенка к положительному взаимодействию с окружающими.





1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2000. - 427 с.
3. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учебное пособие / В.П.Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144с.
4. Берикханова Е.А. Педагогическое общение как основа взаимодействия субъектов педагогического процесса / Е.А. Берикханова //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: сб.статей по материалам XL междунар. научно-практической конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 145–149.
5. Бойченко H.A. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / H.A. Бойченко. Киев: «Радянська школа», 1982. – 96 с.
6. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М.Букатов. - 2-ое изд. - М.: Флинта, 2003. - 176 с.
7. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-метод. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2009.-311с.
8. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова. - М.: Айрис-Пресс, 2009. – 67 с.
9. Выгодский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выгодский // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 2005. - 228с.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский //Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С.75.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2011. - 243с.
12. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие / Н. Ф.Голованова. – СПБ.: Речь, 2004. – 230 с.
13. Детская практическая психология: Учебник под. ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2010. - 255с.
14. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова. – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2006. – 112с.
15. Дошкольная педагогика: Учебник / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2014. - 510 с.
16. Задворная М.С. Готовность воспитателей к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми дошкольного возраста как важнейшее условие обеспечения качества образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru
17. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева – М.: Воспитание дошкольника, 2002. – 128 с.
18. Игра в жизни дошкольника: учеб. пособие / Е.А. Панько [и др.]; под ред Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 184с.
19. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А.Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
20. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2009. - 416 с.
21. Кононенко С.Р. Игра как средство социализации дошкольника и младшего школьника / С.Р.Кононенко [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/2015/
22. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. - М.: Феникс, 2006. – 251с.
23. Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики: Книга для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. - М.: Народное образование, 2003. – 441 с.
24. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2008. – 358с.
25. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения: учебник / И.Я.Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
26. Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3.-91с.
27. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. – М., 2001. – 382 с.
28. Лихачева Е. Н. Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста: психолого-педагогическая поддержка // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №24 (95). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
29. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания / О.В.Лишин. - М., 2007. - 256 с.
30. Лобода Т.В. История исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста / Т.В. Лобода // Современные исследования социальных проблем. – 2011. - №1(05). – С.78 -80.
31. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская, Е.О. Смирнова, Е.И. Изотова и др. - М. : Гардарики, 2007. - 252 с.
32. Микляева Н. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ : метод. пос. / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
33. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. Изд. 2-е, испр. – М.: Гном и Д, 2001. - 96 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов вузов / В.С.Мухина. – 12-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 638 с.
35. Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи / М.Н. Недвецкая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dibase.ru/article/2009_nedvetskayamn/
36. Новиков А.М. Методология игровой деятельности / А.М.Новиков. - М.: Изд-во «Эгвес», 2006. - 48 с.
37. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф.Обухова. – М.: Юрайт, 2013. – 460 с.
38. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  М.: Мозаика синтез, 2014.  368 с.
39. Педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е.Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
41. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - 6-е изд. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
42. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие / Е.О.Смирнова. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
43. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: Сфера, 2003. - 160 с.
44. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А.Титов. - СПб, 1997. – 364 с.
45. Урунтаева Г. А. Детская психология / Г.А.Урунтаева.- М.: Академия, 2006. - 368 с.
46. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П.Усова.  М., 2005. – 212 с.
47. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста / Г.Р.Хузеева, Е.В.Быковская, А.А.Трошина. - М.: Владос, 2014. – 80 с.
48. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник / А.В.Хуторской. - Питер, 2001. - 536 с.
49. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: Владос, 2010. - 360 с.
50. Яркина Т.Н. К проблеме развития профессионально значимых личностных качеств и свойств педагога дошкольного образования / Т.Н. Яркина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 1. – С. 60 – 66.



Купить эту работу

Взаимодействие педагога детьми дошкольного возраста в сюжетной игре

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

21 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА. АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА В АКУШЕРСТВЕ. КОСТНЫЙ ТАЗ С АКУШЕРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Индивидуализация и личностно-ориентированный подход в профессиональном развитии педагога вуза

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Разработка и оценка качества обучающих тестов по математике по требованиям ФГОС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Креативный интеллект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Конспект Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

Роль И.Г.Песталоцци в возникновении и развитии педагогики. И. Песталоцци (1746-1827), педагог. Швейцария.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

"МЫ-СОЛДАТЫ" (СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Инновационные процессы в современном профессиональном образовании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
730 ₽
Готовая работа

"в школу"(СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Контрольная работа ( Английский язык)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...........................................................................................

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

"Blended Learning " як система інноваційних принципів та методів в освіті (на прикладі викладання дисципліни "Політології")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽