Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие музыкально - сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - дидактических игр и пособий

  • 97 страниц
  • 2016 год
  • 267 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Vivian07Darkbloom

800 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, изучение его самодвижения, развитие его духовности и отношения к окружающему миру.[19,326]. Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.[32,67].
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.[51,79].
По утверждению специалистов, таких как Асафьев Б.В., Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. дошкольный возраст – это синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей.[39,81].
При активном использовании дидактического материала в процессе музыкальной деятельности, а именно музыкально-дидактических пособий и игр в процессе слушания, пения, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, повышается уровень развития сенсорного опыта, который способствует формированию способам вслушивания, ощущения, восприятия, музицирования, обследования. Все перечисленные действия лежат в основе развития музыкально-сенсорных способностей, которые необходимо развивать у детей с самого раннего возраста.[54,145].
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.[ 64,47].
Актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов связанных с музыкально-сенсорным развитием и воспитанием дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки. Возникает необходимость в упражнении детей в перцептивных действиях, в многократных повторениях этих действий, доведении их до уровня навыков музыкальной деятельности. Столь же необходимо создание привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали к подобным упражнениям. Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий. Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.[6,63].
Под музыкально–сенсорными способностями понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность, силу. Предполагается, что в структуру этих способностей входит качество активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях, наглядно–действенное ознакомление с музыкальными эталонами. Современное понимание сущности сенсорного развития формируется в комплексном подходе взаимодействия музыкального восприятия, слуховых ощущений и представлений, действуя одновременно на зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, способствуя музыкальному развитию в целом.[28,55].
Объектом исследования является развитие музыкально–сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – музыкально-дидактические пособия и игры.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
В соответствии с целью дипломной работы были определены следующие задачи:
- дать психолого-педагогическую характеристику музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
- раскрыть роль сенсорного воспитания и значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
- разработать набор пособий и игр, обеспечивающих последовательное развитие музыкально-сенсорных способностей в условиях учебной деятельности;
- экспериментально апробировать приемы эффективного развития у дошкольников музыкально-сенсорных способностей в процессе музыкальной деятельности.
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой активное использование музыкально-дидактических пособий и игр на занятиях музыки у старших дошкольников окажет положительное влияние как на развитие музыкально–сенсорных способностей, так и на процесс обучения в целом.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников с целью обеспечения теоретической базы исследования;
2. Изучение документации дошкольного учреждения (календарные, поурочные планы, методическая литература);
3. Проведение педагогического эксперимента (констатирующего и формирующего), содержанием которого явилось развитие у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей.
Практическая значимость: данный материал будет ценным для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений, и студентов педагогических учебных заведений.
База исследования: исследовательская работа проводилась на базе детского дошкольного учреждении «Теремок» с детьми старшей группы, поскольку для детей данного возраста игровая деятельность является ведущей. В опытно – экспериментальной работе была задействована группа дошкольников с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей, которая состояла из 20 человек.
Структура ВКР: Дипломная работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, первой части состоящей из трех параграфов, второй части, состоящей из трех параграфов, заключения, списка литературы, приложений.

Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Музыкально-сенсорное воспитание и развитие детей в дошкольной педагогике…………………………………………………………………………8
1.1.Психолого – педагогическая характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………. 8 – 12
1.2. Понятие, роль сенсорного воспитания и значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста…….13 – 16
1.3. Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников …………...........................................17 – 22
Выводы по первой главе…………………………………………………...23 – 27
Глава 2. Практическое изучение развития музыкально - сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально - дидактических пособий………….…. 28
2.1. Выявление состояния музыкально – сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….….…28- 30
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию у старших дошкольников музыкально - сенсорных способностей средствами музыкально - дидактических пособий и игр……………………………...31 – 37
2.3. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по развитию у старших дошкольников музыкально - сенсорных способностей средствами музыкально - дидактических пособий и игр……………………………..38 – 40
Выводы по второй главе…………………...………………………….…...41 – 45
Заключение……………………………………………….…………………46 – 54
Список литературы………………………………………………………………55


Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры

Список литературы

1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: музыка, 1973. – 144с.
3. Борытко Н.М. Педагогические технологии.Учебник для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып.2)
4. Введение в психологию. Под ред. Петровского А.В. - М.: Академия, 1996 - 496 с.
5. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
6. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
7. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.
8. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду. Киев: Сов. школа, 1977.
9. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.
10. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
11. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. “Дошкольное воспитание”; / Под ред. Ветлугиной Н. А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270с.
12. Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: 1976.
13. Генезис сенсорных способностей/Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Педагогика, 1976.
14. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
15. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
16. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. - 96 с.
17. Дзержинская И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детском саду. Сб. «Вопросы эстетического воспитания в детском саду». М., Учпедгиз, 1960.
18. Евдокимов В. И. Повышение эффективности обучения средствами наглядности: Учеб. пособие. – Харьков: ХГПИ, 1989. – 72с.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В2т - Т1. – М., 2006. -614 с.
20. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304с.
21. Игры и игровые упражнения/Под ред. Е. И. Коваленко. – К.: 1987.
22. Ильина Г. А. Развитие музыкальных представлений у детей дошкольного возраста. К., Сов. школа, 1958. – 87с.
23. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно – методическое пособие//Музыкальная палитра – М.,2008. - 48 стр.
24. Козлова С. А. Дошкольная педагогика/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Изд-во центр «Академия», 2000. — 280с.
25. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М.: Просвещение, 1986. - 141с.
26. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96с., ил.
27. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
28. Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. – В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе. Тезисы докладов. - М.: Педагогика, 1973. - С. 96-97
29. Костюк О. Г. Восприятие музыки и художественная культура слушателя – К.: 1965.
30. Костюк Г. С. Музыкальное искусство и формирование нового человека: I Сб. ст./Сост. А. Г. Костюк; Редкол.: А. Г. Костюк (гл. ред.) и др. I. – К.: Муз. Украина,1982. – 238с.
31. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг Д.Бокум. — СПб.: Питер, 2005. — 940с.
32. Крутецкий В. А. Психология. М.: 1980. - 236с.
33. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт – М», 2001. – 464с.
34. Кураев Г. А. Возрастная психология. Курс лекций / Г. А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов — на-Дону,2002. – 140 с.
35. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение 1981. – 159с.
36. Лозовая В. И., Троцко А. В. Теоретические основы воспитания и обучения: Научное пособие / ХГПУ им Г. С. Сковороды. – 2-е изд. иправл. и дополн. – Харьков “ОВС”, 2002. – 400с.
37. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 2008. – 384 с.
38. Михайлова Ф. А. Игрушки и пособия детского сада. М., Учпедгиз, 1951.
39. Михайлова Л. И., и Метлов Н. А. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях: Уч. пособие для пед. техникумов. М., Учпедгиз, 1935.
40. Мухина В. С. Возрастная психология. Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М: Академия, 1999. – 456 с.
41. Незнакинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. – М. ,2008. – 384 с.
42. Незнакинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 2002. – 358 с.
43. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
44. Никашина Г. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях: Пособие для музык.рук. и педагогов дошк. Учреждений. Мн., 2000. – 168 с.
45. Никашина Г. А. Педагогические условия воспитания эстетических чувств у старших дошкольников на музыкальных занятиях// Материалы исследований молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Могилев,1997. – С. 101-104.
46. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А. В. Запорожца, Т. А.Марковой. - М.: Педагогика, 1980. – 272с.
47. Павлова Л. С. Раннее детство: воспитание любознательности / Л.С. Павлова Дошкольное воспитание.-2006.- №12. – С. 113-118.
48. Петрова И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста.: Пособие для учителя/И. А. Петрова.- М.: Просвещение,1990.- 95с.
49. Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М., 1964.
50. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1994.
51. Радынова О.П. Сенсорное воспитание в детском саду – М., 2001 – 192 с.
52. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.
53. Рева В. П. Восприятие музыки школьниками: Пособие для учителей: В 2 ч. Мн., 2000. Ч. 1:Развитие музыкального восприятия у школьников. – 134 с.
54. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей /Под ред. Н. Н. Поддьяковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. - 192с.
55. Сенсорное воспитание дошкольников/Под ред. Запорожца А. В., А. П. Усовой. - М., 1963.
56. Смирнова Е. А. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность Е. А. Смирнова Дошкольное воспитание. — 2009. — № 2. — С. 22-27.
57. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. – М., 2001. – 336 с.
58. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – Москва, 1992.- 387с.
59. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей: (Педагогическая наука – реформе школы). М., 1988. –176 с.
60. Теплов Б. М. Избранные труды:В 2 т. Сост. Н. С. Лейтес. М., 1985. Т. 1 – 329 с.
61. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. Издательство академии педагогических наук РСФСР, М.: 1961.
62. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.
63. Техеева Е.А. Дидактическая игра// История дошкольной педагогики: - М., 2000.с – 273 - 239.
64. Удальцева Е. А. Дидактические игры: Пособие для студентов-заочников дошкольных фак. пед. ин-тов. М., Учпедгиз, 1963.
65. Учите детей петь. Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1986. – 144с.
66. Ходонович Л. С. Игра как форма диагностики в музыкальном воспитании дошкольников Личность и музыка: Материалы междунар. конф., 1-3 окт. 1988 г. Мн., 1998. – С. 49-51.
67. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: В 2 ч М., 1990. Ч. 1: Музыкальное произведение как феномен. – 139 с.
68. Шоломович С., Рудченко И., Зинич Р. Методика музыкального воспитания в детском саду. Киев «Муз. Украина», 1985. – 142с.
69. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника. В сб.: «Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию», М., Учпедгиз, 1949.
70. Эстетическое воспитание детей в игре/Под ред. Г. Н. Швыдкая-Эйсмонт. - М., 1963.
71. Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно – методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, изучение его самодвижения, развитие его духовности и отношения к окружающему миру.[19,326]. Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.[32,67].
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.[51,79].
По утверждению специалистов, таких как Асафьев Б.В., Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. дошкольный возраст – это синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей.[39,81].
При активном использовании дидактического материала в процессе музыкальной деятельности, а именно музыкально-дидактических пособий и игр в процессе слушания, пения, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, повышается уровень развития сенсорного опыта, который способствует формированию способам вслушивания, ощущения, восприятия, музицирования, обследования. Все перечисленные действия лежат в основе развития музыкально-сенсорных способностей, которые необходимо развивать у детей с самого раннего возраста.[54,145].
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.[ 64,47].
Актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов связанных с музыкально-сенсорным развитием и воспитанием дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки. Возникает необходимость в упражнении детей в перцептивных действиях, в многократных повторениях этих действий, доведении их до уровня навыков музыкальной деятельности. Столь же необходимо создание привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали к подобным упражнениям. Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий. Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.[6,63].
Под музыкально–сенсорными способностями понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность, силу. Предполагается, что в структуру этих способностей входит качество активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях, наглядно–действенное ознакомление с музыкальными эталонами. Современное понимание сущности сенсорного развития формируется в комплексном подходе взаимодействия музыкального восприятия, слуховых ощущений и представлений, действуя одновременно на зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, способствуя музыкальному развитию в целом.[28,55].
Объектом исследования является развитие музыкально–сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – музыкально-дидактические пособия и игры.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
В соответствии с целью дипломной работы были определены следующие задачи:
- дать психолого-педагогическую характеристику музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
- раскрыть роль сенсорного воспитания и значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
- разработать набор пособий и игр, обеспечивающих последовательное развитие музыкально-сенсорных способностей в условиях учебной деятельности;
- экспериментально апробировать приемы эффективного развития у дошкольников музыкально-сенсорных способностей в процессе музыкальной деятельности.
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой активное использование музыкально-дидактических пособий и игр на занятиях музыки у старших дошкольников окажет положительное влияние как на развитие музыкально–сенсорных способностей, так и на процесс обучения в целом.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников с целью обеспечения теоретической базы исследования;
2. Изучение документации дошкольного учреждения (календарные, поурочные планы, методическая литература);
3. Проведение педагогического эксперимента (констатирующего и формирующего), содержанием которого явилось развитие у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей.
Практическая значимость: данный материал будет ценным для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений, и студентов педагогических учебных заведений.
База исследования: исследовательская работа проводилась на базе детского дошкольного учреждении «Теремок» с детьми старшей группы, поскольку для детей данного возраста игровая деятельность является ведущей. В опытно – экспериментальной работе была задействована группа дошкольников с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей, которая состояла из 20 человек.
Структура ВКР: Дипломная работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, первой части состоящей из трех параграфов, второй части, состоящей из трех параграфов, заключения, списка литературы, приложений.

Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Музыкально-сенсорное воспитание и развитие детей в дошкольной педагогике…………………………………………………………………………8
1.1.Психолого – педагогическая характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………. 8 – 12
1.2. Понятие, роль сенсорного воспитания и значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста…….13 – 16
1.3. Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников …………...........................................17 – 22
Выводы по первой главе…………………………………………………...23 – 27
Глава 2. Практическое изучение развития музыкально - сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально - дидактических пособий………….…. 28
2.1. Выявление состояния музыкально – сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….….…28- 30
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию у старших дошкольников музыкально - сенсорных способностей средствами музыкально - дидактических пособий и игр……………………………...31 – 37
2.3. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по развитию у старших дошкольников музыкально - сенсорных способностей средствами музыкально - дидактических пособий и игр……………………………..38 – 40
Выводы по второй главе…………………...………………………….…...41 – 45
Заключение……………………………………………….…………………46 – 54
Список литературы………………………………………………………………55


Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры

Список литературы

1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: музыка, 1973. – 144с.
3. Борытко Н.М. Педагогические технологии.Учебник для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып.2)
4. Введение в психологию. Под ред. Петровского А.В. - М.: Академия, 1996 - 496 с.
5. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
6. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
7. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.
8. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду. Киев: Сов. школа, 1977.
9. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.
10. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
11. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. “Дошкольное воспитание”; / Под ред. Ветлугиной Н. А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270с.
12. Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: 1976.
13. Генезис сенсорных способностей/Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Педагогика, 1976.
14. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
15. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
16. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. - 96 с.
17. Дзержинская И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детском саду. Сб. «Вопросы эстетического воспитания в детском саду». М., Учпедгиз, 1960.
18. Евдокимов В. И. Повышение эффективности обучения средствами наглядности: Учеб. пособие. – Харьков: ХГПИ, 1989. – 72с.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В2т - Т1. – М., 2006. -614 с.
20. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304с.
21. Игры и игровые упражнения/Под ред. Е. И. Коваленко. – К.: 1987.
22. Ильина Г. А. Развитие музыкальных представлений у детей дошкольного возраста. К., Сов. школа, 1958. – 87с.
23. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно – методическое пособие//Музыкальная палитра – М.,2008. - 48 стр.
24. Козлова С. А. Дошкольная педагогика/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Изд-во центр «Академия», 2000. — 280с.
25. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М.: Просвещение, 1986. - 141с.
26. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96с., ил.
27. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
28. Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. – В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе. Тезисы докладов. - М.: Педагогика, 1973. - С. 96-97
29. Костюк О. Г. Восприятие музыки и художественная культура слушателя – К.: 1965.
30. Костюк Г. С. Музыкальное искусство и формирование нового человека: I Сб. ст./Сост. А. Г. Костюк; Редкол.: А. Г. Костюк (гл. ред.) и др. I. – К.: Муз. Украина,1982. – 238с.
31. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг Д.Бокум. — СПб.: Питер, 2005. — 940с.
32. Крутецкий В. А. Психология. М.: 1980. - 236с.
33. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт – М», 2001. – 464с.
34. Кураев Г. А. Возрастная психология. Курс лекций / Г. А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов — на-Дону,2002. – 140 с.
35. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение 1981. – 159с.
36. Лозовая В. И., Троцко А. В. Теоретические основы воспитания и обучения: Научное пособие / ХГПУ им Г. С. Сковороды. – 2-е изд. иправл. и дополн. – Харьков “ОВС”, 2002. – 400с.
37. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 2008. – 384 с.
38. Михайлова Ф. А. Игрушки и пособия детского сада. М., Учпедгиз, 1951.
39. Михайлова Л. И., и Метлов Н. А. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях: Уч. пособие для пед. техникумов. М., Учпедгиз, 1935.
40. Мухина В. С. Возрастная психология. Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М: Академия, 1999. – 456 с.
41. Незнакинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. – М. ,2008. – 384 с.
42. Незнакинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 2002. – 358 с.
43. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
44. Никашина Г. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях: Пособие для музык.рук. и педагогов дошк. Учреждений. Мн., 2000. – 168 с.
45. Никашина Г. А. Педагогические условия воспитания эстетических чувств у старших дошкольников на музыкальных занятиях// Материалы исследований молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Могилев,1997. – С. 101-104.
46. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А. В. Запорожца, Т. А.Марковой. - М.: Педагогика, 1980. – 272с.
47. Павлова Л. С. Раннее детство: воспитание любознательности / Л.С. Павлова Дошкольное воспитание.-2006.- №12. – С. 113-118.
48. Петрова И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста.: Пособие для учителя/И. А. Петрова.- М.: Просвещение,1990.- 95с.
49. Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М., 1964.
50. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1994.
51. Радынова О.П. Сенсорное воспитание в детском саду – М., 2001 – 192 с.
52. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.
53. Рева В. П. Восприятие музыки школьниками: Пособие для учителей: В 2 ч. Мн., 2000. Ч. 1:Развитие музыкального восприятия у школьников. – 134 с.
54. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей /Под ред. Н. Н. Поддьяковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. - 192с.
55. Сенсорное воспитание дошкольников/Под ред. Запорожца А. В., А. П. Усовой. - М., 1963.
56. Смирнова Е. А. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность Е. А. Смирнова Дошкольное воспитание. — 2009. — № 2. — С. 22-27.
57. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. – М., 2001. – 336 с.
58. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – Москва, 1992.- 387с.
59. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей: (Педагогическая наука – реформе школы). М., 1988. –176 с.
60. Теплов Б. М. Избранные труды:В 2 т. Сост. Н. С. Лейтес. М., 1985. Т. 1 – 329 с.
61. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. Издательство академии педагогических наук РСФСР, М.: 1961.
62. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.
63. Техеева Е.А. Дидактическая игра// История дошкольной педагогики: - М., 2000.с – 273 - 239.
64. Удальцева Е. А. Дидактические игры: Пособие для студентов-заочников дошкольных фак. пед. ин-тов. М., Учпедгиз, 1963.
65. Учите детей петь. Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1986. – 144с.
66. Ходонович Л. С. Игра как форма диагностики в музыкальном воспитании дошкольников Личность и музыка: Материалы междунар. конф., 1-3 окт. 1988 г. Мн., 1998. – С. 49-51.
67. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: В 2 ч М., 1990. Ч. 1: Музыкальное произведение как феномен. – 139 с.
68. Шоломович С., Рудченко И., Зинич Р. Методика музыкального воспитания в детском саду. Киев «Муз. Украина», 1985. – 142с.
69. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника. В сб.: «Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию», М., Учпедгиз, 1949.
70. Эстетическое воспитание детей в игре/Под ред. Г. Н. Швыдкая-Эйсмонт. - М., 1963.
71. Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно – методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985.

Купить эту работу

Развитие музыкально - сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - дидактических игр и пособий

800 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

24 октября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Vivian07Darkbloom
4.9
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
800 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе Vivian07Darkbloom 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе Vivian07Darkbloom 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе Vivian07Darkbloom 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе Vivian07Darkbloom 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА. АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА В АКУШЕРСТВЕ. КОСТНЫЙ ТАЗ С АКУШЕРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Индивидуализация и личностно-ориентированный подход в профессиональном развитии педагога вуза

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Разработка и оценка качества обучающих тестов по математике по требованиям ФГОС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Креативный интеллект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Конспект Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

Роль И.Г.Песталоцци в возникновении и развитии педагогики. И. Песталоцци (1746-1827), педагог. Швейцария.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

"МЫ-СОЛДАТЫ" (СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Инновационные процессы в современном профессиональном образовании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
730 ₽
Готовая работа

"в школу"(СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Контрольная работа ( Английский язык)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...........................................................................................

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

"Blended Learning " як система інноваційних принципів та методів в освіті (на прикладі викладання дисципліни "Політології")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽