Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

  • 62 страниц
  • 2016 год
  • 692 просмотра
  • 2 покупки
Автор работы

user836067

На связи после 16.00МСК Приятно с Вами сотрудничать

2000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков [1].
На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы[2].
Важнейшей задачей современной казахстанской школы является развитие гуманистических тенденций образования, восстановление поликультурных функций языка. Языковое образование входит в систему гуманитарного образования, сутью которого является изучение человека в его отношении к миру. Отношение человека к миру проявляется в его речи. Социально-экономические преобразования, происходящие в Республике Казахстан, предъявляют новые требования к системе образования, призванной готовить новых граждан всесторонне развитых, самостоятельно и творчески мыслящих, способных ориентироваться в изменяющихся ситуациях, приносящих пользу отечеству и реализующих свой собственный потенциал [3].
В современном информационном обществе понятие грамотности становится ключевым для всех слоев общества. Сверх того, понятие грамотности значительно расширяется (информационная, техническая, музыкальная грамотность и т.п.) и приобретает статус атрибута культуры.
Цель: разработать систему развития функциональной грамотности младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку.
Предмет исследования: развитие функциональной грамотности младших школьников.
Гипотеза: Если использовать систему приемов развития функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, то повысится результативность учебного процесса, так как будут отобраны методы и приемы для урочной деятельности, которые являются как инновационными так и традиционными для существующей системы обучения.
Задачи:
1. Изучить теоретической и методологической литературы по вопросам развития функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка.
2. Выделить и охарактеризовать теоретико-методические подходы к развитию функциональной грамотности учащихся в отечественной и зарубежной образовательной практике.
3. Определить компонентный состав, обосновать структуру методов по развитию функциональной грамотности в процессе обучения русскому языку.
4. Разработать и внедрить систему развития функциональной грамотности младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Методологической основой исследования являются:
 концепции современного профессионально-педагогического образования (Н. Ф. Вишнякова, В. А. Караковский, А. М. Новиков, А. А. Орлов, И. П. Подласый, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.);
 педагогическая концепция личностно ориентированного обучения (Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Э. В. Ильенков, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, и др.) и проблемного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Г. К. Селевко и др.);
 системный подход в образовании (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. Н. Садовский, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.);
 компетентностный подход к профессиональному образованию педагогов (В. И. Андреев, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской и др.);
 исследования, выявляющие специфику взаимодействия педагога и школьника в процессах обучения (М. Н. Берулава, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, А. В. Хуторской, Г. А. Цукерман и др.)
Методы исследования:
теоретический анализ, синтез и обобщение; эмпирические методы научного исследования (включенное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, опросы, ранжирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов, изучение практического опыта, констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента); методы статистической обработки результатов исследования.
База исследования:


Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ школьников
1.1 Сущность понятия функциональная грамотность.
1.2. Психолого-педагогический аспект развития функциональной грамотности у младших школьников
1.3 Технологии развития функциональной грамотности в процессе обучения русскому языку в начальной школе
2 Опытно-экспериментальное исследование функциональной грамотности младших школьников в процессе обучения русскому языку
2.1 Изучение функциональной грамотности младших школьников.
2.2 Система развития функциональной грамотности.
2.3 Анализ данных опытно-экспериментальной работы
Заключение
Приложение


Грамотность – это с традиционной точки зрения определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития.
Важнейшей задачей современной казахстанской школы является развитие гуманистических тенденций образования, восстановление поликультурных функций языка, а именно развитие функциональной грамотности в процессе обучения русскому языку в начальных классах.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Мы доказали, что научиться действовать ученик может только в процессе обучения, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные модели, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников. Поэтому важнейшей задачей в развитии мастерства современного учителя является развитие его функциональной компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных моделей на уроке, готовность к гибкости, адаптации и модификации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и временных потребностей.
Теоретически обоснованы и эмпирически проверены педагогические условия успешного формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка:
- реализация стратегических и тактических языковых образовательных технологий формирования искомых умений младших школьников (задачные технологии, тренинговые технологии, метод проектов и др.), способствующих становлению самостоятельной языковой личности;
- языковая направленность учебных форм работы (взаимосвязь обучения учащихся с познавательной языковой направленностью, наличие факторов для перевода младшего школьника из объекта в субъект языковой деятельности, создание ситуаций, при которых учитель видит в ученике заинтересованного участника учебного процесса по овладению личностными языковыми знаниями, актуализация психологической готовности учащихся начальной школы к осознанному самостоятельному овладению русским языком и стремление стать функционально грамотной языковой личностью), обеспечивающая открытие младшими школьниками личностного языкового знания;
- актуализация языкового самосознания младших школьников (обусловлена динамикой превращения потенциальных особенностей личности учащегося в актуальные при переходе от модели языкового функционирования к модели личностного развития и перестройки личности от уровней адаптации к уровню самореализации), ориентирующего их на получение личного языкового образовательного продукта;
Для развития функциональной грамотности нами предложены некоторые орфографические упражнения, которые используются с целью развития грамотности учащихся, подчеркнув при этом главную задачу учителя - развитие орфографической зоркости учащихся. Проследить успешность предлагаемых методов и приёмов можно с помощью сравнительного анализа диктантов и проверочных работ, проводимых в классе. Данный анализ результативности работы по развитию орфографической грамотности класса представлен нами в виде диаграмм, в которых прослеживаются изменения орфографических навыков учащихся испытуемого.
В ходе опытно-экспериментального исследования были достигнуты поставленные цели и решены задачи исследования. Проведенный педагогический эксперимент, в свою очередь, подтвердил выдвинутую нами гипотезу о реальном повышении качества обучения посредством реализации системы развития функциональной грамотности младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что правильно разработанная система работы с детьми в процессе обучения русскому языку будет способствовать развитию функциональной грамотности детей, что является на сегодняшний момент приоритетной задачей начального образования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Жанпеисова У.А. Кожакеева Ш.Т. «Русская речь»: методическое руководство для 5 класса Алматы «Атамура» 2010 г.
2. Пересмотренная Рекомендация о Международной стандартизации статистики в области образования (Принята в г. Париже 27.11.1978 на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) [Электрон-ный ресурс] // Сейчас.ру. Бизнес и власть. Режим доступа: http://www.lawmix.ru/abrolaw/14970.
3. Мацкевич В., Крупник С. Функциональная грамотность // Всемирная энциклопедия. Философия. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2001. С. 1172—1173.
4. Глотова, Л.В. Учимся определять средства выразительности [Текст] / Л.В. Глотова: Русский язык: методическая газета для учителей словесников. - №1. - 2007.
5. Бунеев, Р.Н. Русский язык: методические разработки по преподаванию русского языка в основной школе [Текст] / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва ; под ред. А.А.Леонтьева. - М. : Баласс, 2000.
6. Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
7. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование, 2003г.
8. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю. К. Бабанский. М. : Педагогика, 1992.-207 с.
9. Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы Текст. / Е. Д. Божович // Вопр. психологии. 1997. -№ 1. - С. 33-34.
10. Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения: Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного (II—III ступень обучения) [Электронный ресурс] // Тартуский университет, Нарвский филиал. Нарва, 2012. Режим доступа: http://www.narva.ut.ee/sites/default/ files/nc/materjal.pdf.
11. Штрекер, Н. Ю. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе Текст. : учеб. пособие / Н. Ю. Штрекер. — М. : Высш. шк., 2003.-256 с.
12. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Текст. / А. В. Хуторской. — М. : ВЛАДОС ПРЕСС, 2005. 383 с.
13. Жанпеисова У.А. «Русская речь»: методическое руководство для 7 класса Алматы «Атамура» 2012.
14. Хакунова // Нач. шк. 2003. - № 1. - С. 70 -75. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа. 2006 г.
15. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Текст. / Г. А. Цукерман. Рига : Эксперимент, 2000. - 260 с.
16. Эльконин, Б. Д. Психология развития Текст. : учеб. пособие / Б. Д. Эльконин. -М.: Академия, 2001. 141 с.
17. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. — М. : Педагогика-Пресс, 2000.-111 с.
18. Архарова, Д.И. Русский язык : единый государственный экзамен : анализ текста и написание рецензии [Текст] / Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудиков. - М. : Айрис-пресс, 2006.
19. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М. : Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.
20. Чошанов, М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения Текст. / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997. - № 2. -С. 21-27.
21. Шиянов, Е. Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности Текст. / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. -Ростов н /Д : РИО АО «Цвет. Печать», 1995. 310 с.
22. Дезорцева, Э.С. Система работы по развитию речи у школьников 5-8 классов [Текст] / Э.С. Дезорцева : /Русский язык : методическая газета для учителей словесников. - №4. - 2007.
23. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте. М.: Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, 2002. 120 с.
24. Ермоленко В.А. Ценностные и методологические основания самообразования в меняющемся социуме // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 1. С.35—43.
25. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотно-сти. М.: Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, 1999. 228 с.
26. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Текст. / Г. А. Цукерман. Рига : Эксперимент, 2000. - 260 с.
27. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности\\ Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла/ Сборник материалов под научной редакцией А.А. Леонтьева.- М. «Балас», Издательский дом РАО, 2003.
28. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // интернет-журнал «Эйдос» 2002 г.
29. Парминова Л. М. Функциональная грамотность/неграмотность как социально-педагогическое явление. 2012г.
30. Селевко Г. Компетентность и их классификация// Народное образование- 2004г. №4.
31. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления . М. 1991г.
32. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.:Народное образование, 1998г.
33. В. Сластенин, И.Исаев, Е. Шиянов Педагогика. М., 2000.
34. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2х томах. М.1999.
35. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева История педагогики М. «Просвещение», 1982.
36. Латышина Д.И. История педагогики М. 2005.
37. Выготский Л.С. Педагогическая психология М. 1996.
38. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.М.1985.
39. Занков Л.В. Избранные педагогические труды М. 1990.
40. Эльконин Д.Б. Психология развития Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М. 2001.
41. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития М. 1999.
42. Зимняя И.А. Педагогическая психология М., 1999.
43. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие Под.ред. Смирнова С.А. М., 1998.
44. Канакина В.П. Щеголева Г.С. Русский язык 1-4 классы. Сборник диктантов М., «Просвещение», 2014.
45. Чирков, В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека Текст. / В. И. Чирков // Вопр. психологии. — 1996. № 3. -С. 116-130.
46. Чошанов, М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения Текст. / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997. - № 2. -С. 21-27.
47. Шамова, Т. И. Избранное Текст. / Т. И. Шамова. М. : Центр, изд-во, 2004. - 320 с.
48. Шиянов, Е. Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности Текст. / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. -Ростов н /Д : РИО АО «Цвет. Печать», 1995. 310 с.
49. Бадамбаева Г.А. Тюлебаева М.А. «Русская речь»: методическое руководство для 8 класса. Алматы «Мектеп» 2012 г.
67. ж. «Русский язык в школах и ВУЗах Казахстана» 2009 г.
50. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников (учёт и коррекция) : учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М. : Академия, 2002.
51. Эльконин, Б. Д. Психология развития Текст. : учеб. пособие / Б. Д. Эльконин. -М.: Академия, 2001. 141 с.
52. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М. : Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.
53. Языковая педагогика Текст. : коллективная моногр. / под ред. Е. Ю. Никитиной. -М. : ВЛАДОС, 2009. 286 с.
54. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. — М. : Педагогика-Пресс, 2000.-111 с.
55. Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века // Совет. педагогика. 1990. № 1. С. 58–64.
56. Грохольская О.Г. Основы дидактики безопасности жизнедеятельности: Монография. Одесса: Печатный дом, 2010. 350 с.
57. Янченко, В. Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки Текст. : метод, рекомендации и дидакт. Матер
58. Комисарова, Л.Ю. Русский язык 5 класс : методические рекомендации для учителя [Текст] / Л.Ю. Комисарова, И.В. Текучёва, Е.В. Бунеева. - М.: Баласс, 2000.
59. Комисарова, Л.Ю. Русский язык 6 класс : методические рекомендации для учителя [Текст] / Л.Ю. Комисарова, И.В. Текучёва - М. : Баласс, 2000.
60. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе : использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов [Текст] / И.В. Никишина. – Волгоград : Учитель, 2007.
61. Солганик, Г.Я. Стилистика русского языка : учеб. пособие для общеобразовательных учеб. заведений [Текст] / Г.Я. Солганик. – М. : Дрофа, 1996.
62. Мацкевич В., Крупник С. Функциональная грамотность // Всемирная энциклопедия. Философия. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2001. С. 1172—1173. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://worvik.narod.ru/philo/fg.htm.
63. Пошконяк Н. Образование: традиция и нововведения в условиях социальных изменений // Инновации и традиции в образовании: Сб. материалов российско-югославской конференции (Элатибор, Югославия, 23—25 сент. 1995 г.). Белград: Ассоциация учительских факультетов Сербии, 1996. С. 9—22.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков [1].
На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы[2].
Важнейшей задачей современной казахстанской школы является развитие гуманистических тенденций образования, восстановление поликультурных функций языка. Языковое образование входит в систему гуманитарного образования, сутью которого является изучение человека в его отношении к миру. Отношение человека к миру проявляется в его речи. Социально-экономические преобразования, происходящие в Республике Казахстан, предъявляют новые требования к системе образования, призванной готовить новых граждан всесторонне развитых, самостоятельно и творчески мыслящих, способных ориентироваться в изменяющихся ситуациях, приносящих пользу отечеству и реализующих свой собственный потенциал [3].
В современном информационном обществе понятие грамотности становится ключевым для всех слоев общества. Сверх того, понятие грамотности значительно расширяется (информационная, техническая, музыкальная грамотность и т.п.) и приобретает статус атрибута культуры.
Цель: разработать систему развития функциональной грамотности младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку.
Предмет исследования: развитие функциональной грамотности младших школьников.
Гипотеза: Если использовать систему приемов развития функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, то повысится результативность учебного процесса, так как будут отобраны методы и приемы для урочной деятельности, которые являются как инновационными так и традиционными для существующей системы обучения.
Задачи:
1. Изучить теоретической и методологической литературы по вопросам развития функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка.
2. Выделить и охарактеризовать теоретико-методические подходы к развитию функциональной грамотности учащихся в отечественной и зарубежной образовательной практике.
3. Определить компонентный состав, обосновать структуру методов по развитию функциональной грамотности в процессе обучения русскому языку.
4. Разработать и внедрить систему развития функциональной грамотности младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Методологической основой исследования являются:
 концепции современного профессионально-педагогического образования (Н. Ф. Вишнякова, В. А. Караковский, А. М. Новиков, А. А. Орлов, И. П. Подласый, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.);
 педагогическая концепция личностно ориентированного обучения (Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Э. В. Ильенков, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, и др.) и проблемного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Г. К. Селевко и др.);
 системный подход в образовании (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. Н. Садовский, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.);
 компетентностный подход к профессиональному образованию педагогов (В. И. Андреев, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской и др.);
 исследования, выявляющие специфику взаимодействия педагога и школьника в процессах обучения (М. Н. Берулава, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, А. В. Хуторской, Г. А. Цукерман и др.)
Методы исследования:
теоретический анализ, синтез и обобщение; эмпирические методы научного исследования (включенное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, опросы, ранжирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов, изучение практического опыта, констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента); методы статистической обработки результатов исследования.
База исследования:


Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ школьников
1.1 Сущность понятия функциональная грамотность.
1.2. Психолого-педагогический аспект развития функциональной грамотности у младших школьников
1.3 Технологии развития функциональной грамотности в процессе обучения русскому языку в начальной школе
2 Опытно-экспериментальное исследование функциональной грамотности младших школьников в процессе обучения русскому языку
2.1 Изучение функциональной грамотности младших школьников.
2.2 Система развития функциональной грамотности.
2.3 Анализ данных опытно-экспериментальной работы
Заключение
Приложение


Грамотность – это с традиционной точки зрения определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития.
Важнейшей задачей современной казахстанской школы является развитие гуманистических тенденций образования, восстановление поликультурных функций языка, а именно развитие функциональной грамотности в процессе обучения русскому языку в начальных классах.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Мы доказали, что научиться действовать ученик может только в процессе обучения, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные модели, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников. Поэтому важнейшей задачей в развитии мастерства современного учителя является развитие его функциональной компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных моделей на уроке, готовность к гибкости, адаптации и модификации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и временных потребностей.
Теоретически обоснованы и эмпирически проверены педагогические условия успешного формирования умений рациональной организации учебного труда младших школьников на уроках русского языка:
- реализация стратегических и тактических языковых образовательных технологий формирования искомых умений младших школьников (задачные технологии, тренинговые технологии, метод проектов и др.), способствующих становлению самостоятельной языковой личности;
- языковая направленность учебных форм работы (взаимосвязь обучения учащихся с познавательной языковой направленностью, наличие факторов для перевода младшего школьника из объекта в субъект языковой деятельности, создание ситуаций, при которых учитель видит в ученике заинтересованного участника учебного процесса по овладению личностными языковыми знаниями, актуализация психологической готовности учащихся начальной школы к осознанному самостоятельному овладению русским языком и стремление стать функционально грамотной языковой личностью), обеспечивающая открытие младшими школьниками личностного языкового знания;
- актуализация языкового самосознания младших школьников (обусловлена динамикой превращения потенциальных особенностей личности учащегося в актуальные при переходе от модели языкового функционирования к модели личностного развития и перестройки личности от уровней адаптации к уровню самореализации), ориентирующего их на получение личного языкового образовательного продукта;
Для развития функциональной грамотности нами предложены некоторые орфографические упражнения, которые используются с целью развития грамотности учащихся, подчеркнув при этом главную задачу учителя - развитие орфографической зоркости учащихся. Проследить успешность предлагаемых методов и приёмов можно с помощью сравнительного анализа диктантов и проверочных работ, проводимых в классе. Данный анализ результативности работы по развитию орфографической грамотности класса представлен нами в виде диаграмм, в которых прослеживаются изменения орфографических навыков учащихся испытуемого.
В ходе опытно-экспериментального исследования были достигнуты поставленные цели и решены задачи исследования. Проведенный педагогический эксперимент, в свою очередь, подтвердил выдвинутую нами гипотезу о реальном повышении качества обучения посредством реализации системы развития функциональной грамотности младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что правильно разработанная система работы с детьми в процессе обучения русскому языку будет способствовать развитию функциональной грамотности детей, что является на сегодняшний момент приоритетной задачей начального образования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Жанпеисова У.А. Кожакеева Ш.Т. «Русская речь»: методическое руководство для 5 класса Алматы «Атамура» 2010 г.
2. Пересмотренная Рекомендация о Международной стандартизации статистики в области образования (Принята в г. Париже 27.11.1978 на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) [Электрон-ный ресурс] // Сейчас.ру. Бизнес и власть. Режим доступа: http://www.lawmix.ru/abrolaw/14970.
3. Мацкевич В., Крупник С. Функциональная грамотность // Всемирная энциклопедия. Философия. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2001. С. 1172—1173.
4. Глотова, Л.В. Учимся определять средства выразительности [Текст] / Л.В. Глотова: Русский язык: методическая газета для учителей словесников. - №1. - 2007.
5. Бунеев, Р.Н. Русский язык: методические разработки по преподаванию русского языка в основной школе [Текст] / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва ; под ред. А.А.Леонтьева. - М. : Баласс, 2000.
6. Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
7. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование, 2003г.
8. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю. К. Бабанский. М. : Педагогика, 1992.-207 с.
9. Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы Текст. / Е. Д. Божович // Вопр. психологии. 1997. -№ 1. - С. 33-34.
10. Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения: Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного (II—III ступень обучения) [Электронный ресурс] // Тартуский университет, Нарвский филиал. Нарва, 2012. Режим доступа: http://www.narva.ut.ee/sites/default/ files/nc/materjal.pdf.
11. Штрекер, Н. Ю. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе Текст. : учеб. пособие / Н. Ю. Штрекер. — М. : Высш. шк., 2003.-256 с.
12. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Текст. / А. В. Хуторской. — М. : ВЛАДОС ПРЕСС, 2005. 383 с.
13. Жанпеисова У.А. «Русская речь»: методическое руководство для 7 класса Алматы «Атамура» 2012.
14. Хакунова // Нач. шк. 2003. - № 1. - С. 70 -75. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа. 2006 г.
15. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Текст. / Г. А. Цукерман. Рига : Эксперимент, 2000. - 260 с.
16. Эльконин, Б. Д. Психология развития Текст. : учеб. пособие / Б. Д. Эльконин. -М.: Академия, 2001. 141 с.
17. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. — М. : Педагогика-Пресс, 2000.-111 с.
18. Архарова, Д.И. Русский язык : единый государственный экзамен : анализ текста и написание рецензии [Текст] / Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудиков. - М. : Айрис-пресс, 2006.
19. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М. : Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.
20. Чошанов, М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения Текст. / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997. - № 2. -С. 21-27.
21. Шиянов, Е. Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности Текст. / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. -Ростов н /Д : РИО АО «Цвет. Печать», 1995. 310 с.
22. Дезорцева, Э.С. Система работы по развитию речи у школьников 5-8 классов [Текст] / Э.С. Дезорцева : /Русский язык : методическая газета для учителей словесников. - №4. - 2007.
23. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте. М.: Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, 2002. 120 с.
24. Ермоленко В.А. Ценностные и методологические основания самообразования в меняющемся социуме // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 1. С.35—43.
25. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотно-сти. М.: Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, 1999. 228 с.
26. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Текст. / Г. А. Цукерман. Рига : Эксперимент, 2000. - 260 с.
27. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности\\ Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла/ Сборник материалов под научной редакцией А.А. Леонтьева.- М. «Балас», Издательский дом РАО, 2003.
28. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // интернет-журнал «Эйдос» 2002 г.
29. Парминова Л. М. Функциональная грамотность/неграмотность как социально-педагогическое явление. 2012г.
30. Селевко Г. Компетентность и их классификация// Народное образование- 2004г. №4.
31. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления . М. 1991г.
32. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.:Народное образование, 1998г.
33. В. Сластенин, И.Исаев, Е. Шиянов Педагогика. М., 2000.
34. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2х томах. М.1999.
35. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева История педагогики М. «Просвещение», 1982.
36. Латышина Д.И. История педагогики М. 2005.
37. Выготский Л.С. Педагогическая психология М. 1996.
38. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.М.1985.
39. Занков Л.В. Избранные педагогические труды М. 1990.
40. Эльконин Д.Б. Психология развития Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М. 2001.
41. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития М. 1999.
42. Зимняя И.А. Педагогическая психология М., 1999.
43. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие Под.ред. Смирнова С.А. М., 1998.
44. Канакина В.П. Щеголева Г.С. Русский язык 1-4 классы. Сборник диктантов М., «Просвещение», 2014.
45. Чирков, В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека Текст. / В. И. Чирков // Вопр. психологии. — 1996. № 3. -С. 116-130.
46. Чошанов, М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения Текст. / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997. - № 2. -С. 21-27.
47. Шамова, Т. И. Избранное Текст. / Т. И. Шамова. М. : Центр, изд-во, 2004. - 320 с.
48. Шиянов, Е. Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности Текст. / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. -Ростов н /Д : РИО АО «Цвет. Печать», 1995. 310 с.
49. Бадамбаева Г.А. Тюлебаева М.А. «Русская речь»: методическое руководство для 8 класса. Алматы «Мектеп» 2012 г.
67. ж. «Русский язык в школах и ВУЗах Казахстана» 2009 г.
50. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников (учёт и коррекция) : учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М. : Академия, 2002.
51. Эльконин, Б. Д. Психология развития Текст. : учеб. пособие / Б. Д. Эльконин. -М.: Академия, 2001. 141 с.
52. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М. : Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.
53. Языковая педагогика Текст. : коллективная моногр. / под ред. Е. Ю. Никитиной. -М. : ВЛАДОС, 2009. 286 с.
54. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. — М. : Педагогика-Пресс, 2000.-111 с.
55. Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века // Совет. педагогика. 1990. № 1. С. 58–64.
56. Грохольская О.Г. Основы дидактики безопасности жизнедеятельности: Монография. Одесса: Печатный дом, 2010. 350 с.
57. Янченко, В. Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки Текст. : метод, рекомендации и дидакт. Матер
58. Комисарова, Л.Ю. Русский язык 5 класс : методические рекомендации для учителя [Текст] / Л.Ю. Комисарова, И.В. Текучёва, Е.В. Бунеева. - М.: Баласс, 2000.
59. Комисарова, Л.Ю. Русский язык 6 класс : методические рекомендации для учителя [Текст] / Л.Ю. Комисарова, И.В. Текучёва - М. : Баласс, 2000.
60. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе : использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов [Текст] / И.В. Никишина. – Волгоград : Учитель, 2007.
61. Солганик, Г.Я. Стилистика русского языка : учеб. пособие для общеобразовательных учеб. заведений [Текст] / Г.Я. Солганик. – М. : Дрофа, 1996.
62. Мацкевич В., Крупник С. Функциональная грамотность // Всемирная энциклопедия. Философия. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2001. С. 1172—1173. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://worvik.narod.ru/philo/fg.htm.
63. Пошконяк Н. Образование: традиция и нововведения в условиях социальных изменений // Инновации и традиции в образовании: Сб. материалов российско-югославской конференции (Элатибор, Югославия, 23—25 сент. 1995 г.). Белград: Ассоциация учительских факультетов Сербии, 1996. С. 9—22.

Купить эту работу

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

2000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

28 октября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
user836067
4
На связи после 16.00МСК Приятно с Вами сотрудничать
Купить эту работу vs Заказать новую
2 раза Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе user836067 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе user836067 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе user836067 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе user836067 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽