Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Правовое регулирование конкуренции на товарных рынках по законодательству РФ

  • 83 страниц
  • 2014 год
  • 1452 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что конкуренция является основной движущей силой рыночной экономики. Поддержка конкуренции - одна из основных гарантий в сфере экономической деятельности, провозглашенной Конституцией РФ (ч. 1 ст. 8). Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, запрещается (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).
Конкуренция как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Наличие конкуренции на товарных рынках способствует установлению равновесной цены на однородные товары, эффективному развитию производства, удовлетворению спроса потребителей, применению новых технологий, совершенствованию форм и методов организации производства и сбыта товаров, улучшению качества и расширению ассортимента товаров.
При становлении рыночной экономики одной из главных задач государства является поддержка конкуренции, поскольку она выражает суть рыночной экономики.
Решение этой главной задачи означает: во-первых, формирование конкурентной среды на товарных рынках, т.е. предоставление хозяйствующим субъектам возможности беспрепятственного осуществления правомерных конкурентных действий с целью привлечения покупательского спроса; во-вторых, защиту конкуренции; в-третьих, борьбу с недобросовестной конкуренцией.
Объектом данной работы является институт защиты конкуренции в современной России. Данный институт включает в себя различные аспекты - социальные, экономические, культурные, правовые.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой конкуренции на товарных рынках, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексное изучение правового регулирования конкуренции на товарных рынках по законодательству Российской Федерации, выявление проблем в правовом регулировании рассматриваемых вопросов.
Задачами работы является:
• Изучить понятие конкуренции и ее соотношение с монополистической деятельностью;
• Исследовать становление и развитие антимонопольного законодательства в России;
• Дать правовую характеристику товарного рынка;
• Проанализировать правовые средства ограничения монополистической деятельности на товарных рынках;
• Рассмотреть компетенцию и практику деятельности антимонопольных органов по обеспечению добросовестной конкуренции на товарных рынках.
Состояние научной изученности проблемы. Вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности и предпринимательского права посвящены работы В.К. Андреева, А.В. Баркова, B.C. Белых, О.А. Беляевой, А.Ю. Бушева, Б.М. Гонгало, Е.П. Губи-на, В.В. Гущина, С.Э. Жилинского, И.В. Дойникова, С.С. Занковского, М.Н. Илюшиной, Н.М. Попондопуло, Г.Ф. Ручкиной, И.А. Смагиной, М.Ю. Тихомирова и др.
В российской научной литературе вопросы правового регулирования конкуренции исследовались в работах СБ. Авдашевой, В.В. Галкина, О.Г. Голиченко, В.П. Горева, О.А. Григорьевой, Л.Е. Гукасян, А.Н. Варламовой, В.И. Еременко, Н.В. Ефимова, П.В. Каменевой, А.Н. Козырина, А.Б. Кулешовой, Б.К. Шиткиной, А.Г. Шмелева, А.Ю. Юданова, В.И. Ярочкина и ряда других.
Теоретическую основу данного исследования составили работы таких авторов как: Андреева Л.В., Бадмаев Б.Г., Варламова А.Н., Владимирова П.М., Головин В.Н., Гущин В.В., Егорова М.А., Кононов В.С., Леонов Р., Мигитко О., Мучкина Ю.П., Паращук С.А., Писенко К.А., Рудык Н.Б., Татаринова С.С., Телюкина М.В., Тотьев К.Ю., Цинделиани И.А., Шиткина И.С. и других.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, ФЗ «О защите конкуренции» и другие.
Практическая значимость работы заключается в том, что работа содержит выводы, предложения и рекомендации, которые могут быть использованы в работе по совершенствованию соответствующих разделов российского законодательства.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа конкупенции на товарных рынках как института права в свете последних изменений законодательства в данной области.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.





СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3
Глава 1. Правовая природа конкуренции в Российской Федерации 6
§ 1.1. Понятие конкуренции и ее соотношение с монополистической деятельностью 6
§ 1.2. Становление и развитие антимонопольного законодательства в России 16
Глава 2. Правовое обеспечение конкуренции на товарных рынках России 27
§ 2.1. Правовая характеристика товарного рынка 27
§ 2.2. Правовые средства ограничения монополистической деятельности на товарных рынках 35
§ 2.3. Компетенция и практика деятельности антимонопольных органов по обеспечению добросовестной конкуренции на товарных рынках 55
Заключение 75
Список использованных источников 78


Заключение
Итак, монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением; соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Антимонопольное законодательство - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополизма, связанных с властью, позволяющей подавлять конкуренцию.
Антимонопольное законодательство в настоящее время является одной из сравнительно молодых, но интенсивно развивающихся и достаточно сложных сфер. Теснейшим образом связанное с вопросами стратегического воздействия публичной власти на экономику, антимонопольное законодательство в очередной раз было реформировано - вступил в силу так называемый Третий антимонопольный пакет. Причем принятию законодательного акта предшествовало достаточно интересное обсуждение предлагаемых изменений, что не так часто происходит в России. Обсуждение законопроекта показало, как остро стоят вопросы развития конкуренции в нашей стране, какой интерес испытывает юридическая общественность к тому, по какому пути пойдет развитие экономического законодательства в целом. Будет ли отдан приоритет публично-правовым средствам воздействия либо же в сфере экономики все больше будет ощущаться рыночная свобода? В этой статье мы попробуем оценить антимонопольное законодательство с точки зрения учения о методах правового регулирования.
В настоящее время основное средство борьбы с недобросовестной конкуренцией и монополистической деятельностью - обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предпринимателям, использующим недозволенные формы конкуренции, предписания о прекращении нарушений, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения недобросовестной конкуренцией убытков предприниматель вправе обратиться в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд с иском об их возмещении. Однако превентивная и пресекательная функции названных видов ответственности не всегда достаточно эффективны. Кроме того, сроки для рассмотрения заявлений о фактах нарушения антимонопольного законодательства (в т.ч. актах недобросовестной конкуренции) могут достигать нескольких месяцев. Столь продолжительные сроки в условиях динамично меняющейся рыночной конъюнктуры значительно снижают эффект от обращения в антимонопольные органы. Проблема, связанная с возможным лишением лицензии нарушителя, легко преодолевается реорганизацией юридического лица или созданием нового и повторным обращением в лицензирующий орган. В результате оказывается, что во многих случаях вести нечистоплотную конкурентную борьбу становится даже экономически выгодно.
Отмеченные аспекты показывают, что в Российской Федерации правовые средства защиты от недобросовестной конкуренции являются недостаточными и требуют дальнейшего развития, в т.ч. на основе международного опыта. В этой связи вызывает недоумение позиция законодателя, отменившего с декабря 2003 г. уголовную ответственность за обман потребителей и заведомо ложную рекламу. К сожалению, отмена уголовной ответственности за данные деяния привела к тому, что противоправные, социально вредные деяния останутся без должной реакции со стороны государства. А значит, окажутся без должной защиты в экономической сфере важнейшие конституционные права личности и основополагающие принципы конституционного строя.
Безусловно, проблему защиты от недобросовестной конкуренции нельзя решить исключительно правовыми средствами. Степень реальной защищенности личности в экономических отношениях зависит от уровня развития национальной экономики, наличия традиций цивилизованного рынка, а также уровня развития правовой культуры как производителей, так и самих потребителей. Но при этом наличие в обществе надежных правовых гарантий в сфере экономических отношений служит обязательным условием формирования современной экономики, основанной на добросовестной конкуренции и ориентированной в первую очередь на нужды потребителей.
На основе изученного можно внести следующие предложения:
1) Статья 10 Закона о защите конкуренции борется лишь с субъектами, злоупотребляющими доминирующим положением. Право войти на рынок должно иметься у хозяйствующего субъекта независимо от того, кто ему противодействует: монополист или обычный конкурент. Право войти на рынок нуждается в закреплении непосредственно в легальном определении конкуренции. Закон о защите конкуренции постоянно совершенствуется в сторону детализации. В частности, расширен перечень антиконкурентных соглашений и признаков ограничения конкуренции. Закрепление права хозяйствующего субъекта войти на рынок непосредственно в определении конкуренции также является детализацией закона. Следовательно, понятие конкуренции, можно сформулировать следующим образом: конкуренция - это самостоятельные действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на возникновение, изменение и прекращение соперничества (объяснить, в каких случаях это не является уничтожением конкуренции).
2) В целях повышения инициативы хозяйствующих субъектов по защите нарушенных прав полагаю необходимым предусмотреть в Законе N 135-ФЗ норму о праве пострадавших лиц требовать возмещения ущерба, причиненного нарушением антимонопольного законодательства. Аналогичные нормы содержатся в зарубежном законодательстве:
3) Возрастает вероятность использования правовых решений в форме административных методов, которые способны в более короткий срок вывести экономику из кризисной ситуации. Необходимы такие правовые решения, которые позволяли бы реагировать на эволюционные процессы современной экономики, особенно в условиях, когда весь мир находится в сложной переходной фазе.

Список использованных источников

I. Нормативные правовые акты:
1. Конвенция по охране промышленной собственности. Заключена в Париже 20.03.1883 // Закон, N 7, 1999.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, N 9, ст. 851.
3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 1998. Ст. 3824.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 03.02.2014.) // Российская газета, N 249, 22.12.2001.
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Российская газета, N 137, 27.07.2002.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Российская газета, N 220, 20.11.2002.
9. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 28.12.2013) // Российская газета, N 162, 27.07.2006.
10. Федеральный закон РФ от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.
11. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 25.11.2013) // Российская газета, N 60, 01.04.2003.
12. Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Российская газета, N 1, 10.01.2007.
13. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 28.12.2013) // Российская газета, N 51, 15.03.2006.
14. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службы» (ред. от 02.11.2013) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.
15. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» (ред. от 02.11.2013). Российская газета, N 150, 15.07.2004.
16. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (ред. от 27.08.2012). Российская газета, N 75, 10.04.2004.
17. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» (ред. от 29.12.2008)// СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.
18. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 30.09.2013) // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
19. Приказ ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» // БНА ФОИС. 2006. N 32.
20. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418. Утратил силу.
21. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499. Утратил силу.
22. Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 191 «О Государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 14. Ст. 1052. Утратил силу.

II. Научная и учебная литература:
23. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
24. Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2012.
25. Белов В. К реформе законодательства о конкуренции. М.: Статут, 2006.
26. Борисов А. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Части 1, 2, 3,4 М: Книжный мир, 2014.
27. Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2008.
28. Владимирова П.М. Конкуренция в российском законодательстве: историко-правовой аспект // История государства и права. 2007. N 17.
29. Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013.
30. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, Статут, 2013.
31. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2012.
32. Козлова М.Ю. Антимонопольное законодательство РФ: Учебное пособие. Волгоград, 2005.
33. Коммерческое право России: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б.И. Пугинского. М.: Городец, 2001.
34. Корнеев О.С. Добросовестность поведения субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, при осуществлении им субъективных гражданских прав в договорных отношениях // Предпринимательское право. 2013. N 2.
35. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2013.
36. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
37. Мартыненко Г.И. Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности // Право и экономика. 2013. N 2.
38. Мигитко О. Антимонопольная политика: время перемен // Конкуренция и право. 2012. N 5.
39. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. М., 2002.
40. Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М.: Городец-издат, 2002.
41. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: курс лекций / под ред. С.В. Запольского. М.: Российская академия правосудия, Статут, 2010.
42. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. 2005. N 5.
43. Соболь О.С. Запрет монополизации товарного рынка в свете принятия «третьего антимонопольного пакета» // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. N 2.
44. Татаринова С. Тенденции развития антимонопольного законодательства России на современном этапе // Аспирантский вестник Поволжья. 2011. N 7 - 8.
45. Тотьев К.Ю. Конкурентное право: Учеб. пособие / Под ред. О.М. Олейник. М.: Моск. гос. юрид. акад., 2000.
46. Шиткина И. Правовое регулирование экономической концентрации (в свете нового Федерального закона "О защите конкуренции") // Хозяйство и право. 2007. N 1.
47. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Норма, 1991.
48. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. 2-е изд., доп. М., 2006.

III Материалы юридической практики
49. Постановление Европейского суда по правам человека от 18.07.2006 "Дело "Шведский профсоюз транспортных рабочих (Swedish Transport Workers Union) против Швеции". СПС «КонсультантПлюс».
50. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 N 11-П. Российская газета, N 127, 14.07.2009,
51. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 N 11-П. Российская газета, N 127, 14.07.2009.
52. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 1-П. Российская газета, N 18, 30.01.2013.
53. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2006 N 619-О. СПС «КонсультантПлюс».
54. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». Вестник ВАС РФ, N 8, август, 2008.
55. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». Вестник ВАС РФ, N 8, август, 2008,
56. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Вестник ВАС РФ, N 5, май, 2011.
57. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 8433/11 по делу N А09-3584/2010. Вестник ВАС РФ, 2012, N 6.
58. Постановление ФАС СЗО от 20 сентября 2011 г. по делу N А26-9669/2010. СПС «КонсультантПлюс».
59. Постановление ФАС Центрального округа от 29.10.2008 по делу N А64-1871/08-13. СПС «КонсультантПлюс».
60. Постановление ФАС Центрального округа от 20.01.2009 по делу N А48-1211/08-18. СПС «КонсультантПлюс».
61. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства". СПС «КонсультантПлюс».
62. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.02.2010 по делу N А70-4690/2009. СПС «КонсультантПлюс».
63. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2010 по делу N А33-12066/2009. СПС «КонсультантПлюс».
64. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2008 N А33-4761/07-Ф02-1277/07 по делу N А33-4761/07. СПС «КонсультантПлюс».

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что конкуренция является основной движущей силой рыночной экономики. Поддержка конкуренции - одна из основных гарантий в сфере экономической деятельности, провозглашенной Конституцией РФ (ч. 1 ст. 8). Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, запрещается (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).
Конкуренция как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Наличие конкуренции на товарных рынках способствует установлению равновесной цены на однородные товары, эффективному развитию производства, удовлетворению спроса потребителей, применению новых технологий, совершенствованию форм и методов организации производства и сбыта товаров, улучшению качества и расширению ассортимента товаров.
При становлении рыночной экономики одной из главных задач государства является поддержка конкуренции, поскольку она выражает суть рыночной экономики.
Решение этой главной задачи означает: во-первых, формирование конкурентной среды на товарных рынках, т.е. предоставление хозяйствующим субъектам возможности беспрепятственного осуществления правомерных конкурентных действий с целью привлечения покупательского спроса; во-вторых, защиту конкуренции; в-третьих, борьбу с недобросовестной конкуренцией.
Объектом данной работы является институт защиты конкуренции в современной России. Данный институт включает в себя различные аспекты - социальные, экономические, культурные, правовые.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой конкуренции на товарных рынках, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексное изучение правового регулирования конкуренции на товарных рынках по законодательству Российской Федерации, выявление проблем в правовом регулировании рассматриваемых вопросов.
Задачами работы является:
• Изучить понятие конкуренции и ее соотношение с монополистической деятельностью;
• Исследовать становление и развитие антимонопольного законодательства в России;
• Дать правовую характеристику товарного рынка;
• Проанализировать правовые средства ограничения монополистической деятельности на товарных рынках;
• Рассмотреть компетенцию и практику деятельности антимонопольных органов по обеспечению добросовестной конкуренции на товарных рынках.
Состояние научной изученности проблемы. Вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности и предпринимательского права посвящены работы В.К. Андреева, А.В. Баркова, B.C. Белых, О.А. Беляевой, А.Ю. Бушева, Б.М. Гонгало, Е.П. Губи-на, В.В. Гущина, С.Э. Жилинского, И.В. Дойникова, С.С. Занковского, М.Н. Илюшиной, Н.М. Попондопуло, Г.Ф. Ручкиной, И.А. Смагиной, М.Ю. Тихомирова и др.
В российской научной литературе вопросы правового регулирования конкуренции исследовались в работах СБ. Авдашевой, В.В. Галкина, О.Г. Голиченко, В.П. Горева, О.А. Григорьевой, Л.Е. Гукасян, А.Н. Варламовой, В.И. Еременко, Н.В. Ефимова, П.В. Каменевой, А.Н. Козырина, А.Б. Кулешовой, Б.К. Шиткиной, А.Г. Шмелева, А.Ю. Юданова, В.И. Ярочкина и ряда других.
Теоретическую основу данного исследования составили работы таких авторов как: Андреева Л.В., Бадмаев Б.Г., Варламова А.Н., Владимирова П.М., Головин В.Н., Гущин В.В., Егорова М.А., Кононов В.С., Леонов Р., Мигитко О., Мучкина Ю.П., Паращук С.А., Писенко К.А., Рудык Н.Б., Татаринова С.С., Телюкина М.В., Тотьев К.Ю., Цинделиани И.А., Шиткина И.С. и других.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, ФЗ «О защите конкуренции» и другие.
Практическая значимость работы заключается в том, что работа содержит выводы, предложения и рекомендации, которые могут быть использованы в работе по совершенствованию соответствующих разделов российского законодательства.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа конкупенции на товарных рынках как института права в свете последних изменений законодательства в данной области.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.





СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3
Глава 1. Правовая природа конкуренции в Российской Федерации 6
§ 1.1. Понятие конкуренции и ее соотношение с монополистической деятельностью 6
§ 1.2. Становление и развитие антимонопольного законодательства в России 16
Глава 2. Правовое обеспечение конкуренции на товарных рынках России 27
§ 2.1. Правовая характеристика товарного рынка 27
§ 2.2. Правовые средства ограничения монополистической деятельности на товарных рынках 35
§ 2.3. Компетенция и практика деятельности антимонопольных органов по обеспечению добросовестной конкуренции на товарных рынках 55
Заключение 75
Список использованных источников 78


Заключение
Итак, монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением; соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Антимонопольное законодательство - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополизма, связанных с властью, позволяющей подавлять конкуренцию.
Антимонопольное законодательство в настоящее время является одной из сравнительно молодых, но интенсивно развивающихся и достаточно сложных сфер. Теснейшим образом связанное с вопросами стратегического воздействия публичной власти на экономику, антимонопольное законодательство в очередной раз было реформировано - вступил в силу так называемый Третий антимонопольный пакет. Причем принятию законодательного акта предшествовало достаточно интересное обсуждение предлагаемых изменений, что не так часто происходит в России. Обсуждение законопроекта показало, как остро стоят вопросы развития конкуренции в нашей стране, какой интерес испытывает юридическая общественность к тому, по какому пути пойдет развитие экономического законодательства в целом. Будет ли отдан приоритет публично-правовым средствам воздействия либо же в сфере экономики все больше будет ощущаться рыночная свобода? В этой статье мы попробуем оценить антимонопольное законодательство с точки зрения учения о методах правового регулирования.
В настоящее время основное средство борьбы с недобросовестной конкуренцией и монополистической деятельностью - обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предпринимателям, использующим недозволенные формы конкуренции, предписания о прекращении нарушений, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения недобросовестной конкуренцией убытков предприниматель вправе обратиться в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд с иском об их возмещении. Однако превентивная и пресекательная функции названных видов ответственности не всегда достаточно эффективны. Кроме того, сроки для рассмотрения заявлений о фактах нарушения антимонопольного законодательства (в т.ч. актах недобросовестной конкуренции) могут достигать нескольких месяцев. Столь продолжительные сроки в условиях динамично меняющейся рыночной конъюнктуры значительно снижают эффект от обращения в антимонопольные органы. Проблема, связанная с возможным лишением лицензии нарушителя, легко преодолевается реорганизацией юридического лица или созданием нового и повторным обращением в лицензирующий орган. В результате оказывается, что во многих случаях вести нечистоплотную конкурентную борьбу становится даже экономически выгодно.
Отмеченные аспекты показывают, что в Российской Федерации правовые средства защиты от недобросовестной конкуренции являются недостаточными и требуют дальнейшего развития, в т.ч. на основе международного опыта. В этой связи вызывает недоумение позиция законодателя, отменившего с декабря 2003 г. уголовную ответственность за обман потребителей и заведомо ложную рекламу. К сожалению, отмена уголовной ответственности за данные деяния привела к тому, что противоправные, социально вредные деяния останутся без должной реакции со стороны государства. А значит, окажутся без должной защиты в экономической сфере важнейшие конституционные права личности и основополагающие принципы конституционного строя.
Безусловно, проблему защиты от недобросовестной конкуренции нельзя решить исключительно правовыми средствами. Степень реальной защищенности личности в экономических отношениях зависит от уровня развития национальной экономики, наличия традиций цивилизованного рынка, а также уровня развития правовой культуры как производителей, так и самих потребителей. Но при этом наличие в обществе надежных правовых гарантий в сфере экономических отношений служит обязательным условием формирования современной экономики, основанной на добросовестной конкуренции и ориентированной в первую очередь на нужды потребителей.
На основе изученного можно внести следующие предложения:
1) Статья 10 Закона о защите конкуренции борется лишь с субъектами, злоупотребляющими доминирующим положением. Право войти на рынок должно иметься у хозяйствующего субъекта независимо от того, кто ему противодействует: монополист или обычный конкурент. Право войти на рынок нуждается в закреплении непосредственно в легальном определении конкуренции. Закон о защите конкуренции постоянно совершенствуется в сторону детализации. В частности, расширен перечень антиконкурентных соглашений и признаков ограничения конкуренции. Закрепление права хозяйствующего субъекта войти на рынок непосредственно в определении конкуренции также является детализацией закона. Следовательно, понятие конкуренции, можно сформулировать следующим образом: конкуренция - это самостоятельные действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на возникновение, изменение и прекращение соперничества (объяснить, в каких случаях это не является уничтожением конкуренции).
2) В целях повышения инициативы хозяйствующих субъектов по защите нарушенных прав полагаю необходимым предусмотреть в Законе N 135-ФЗ норму о праве пострадавших лиц требовать возмещения ущерба, причиненного нарушением антимонопольного законодательства. Аналогичные нормы содержатся в зарубежном законодательстве:
3) Возрастает вероятность использования правовых решений в форме административных методов, которые способны в более короткий срок вывести экономику из кризисной ситуации. Необходимы такие правовые решения, которые позволяли бы реагировать на эволюционные процессы современной экономики, особенно в условиях, когда весь мир находится в сложной переходной фазе.

Список использованных источников

I. Нормативные правовые акты:
1. Конвенция по охране промышленной собственности. Заключена в Париже 20.03.1883 // Закон, N 7, 1999.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, N 9, ст. 851.
3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 1998. Ст. 3824.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 03.02.2014.) // Российская газета, N 249, 22.12.2001.
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Российская газета, N 137, 27.07.2002.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Российская газета, N 220, 20.11.2002.
9. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 28.12.2013) // Российская газета, N 162, 27.07.2006.
10. Федеральный закон РФ от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.
11. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 25.11.2013) // Российская газета, N 60, 01.04.2003.
12. Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Российская газета, N 1, 10.01.2007.
13. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 28.12.2013) // Российская газета, N 51, 15.03.2006.
14. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службы» (ред. от 02.11.2013) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.
15. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» (ред. от 02.11.2013). Российская газета, N 150, 15.07.2004.
16. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (ред. от 27.08.2012). Российская газета, N 75, 10.04.2004.
17. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» (ред. от 29.12.2008)// СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.
18. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 30.09.2013) // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
19. Приказ ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» // БНА ФОИС. 2006. N 32.
20. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418. Утратил силу.
21. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499. Утратил силу.
22. Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 191 «О Государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 14. Ст. 1052. Утратил силу.

II. Научная и учебная литература:
23. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
24. Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2012.
25. Белов В. К реформе законодательства о конкуренции. М.: Статут, 2006.
26. Борисов А. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Части 1, 2, 3,4 М: Книжный мир, 2014.
27. Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2008.
28. Владимирова П.М. Конкуренция в российском законодательстве: историко-правовой аспект // История государства и права. 2007. N 17.
29. Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013.
30. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, Статут, 2013.
31. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2012.
32. Козлова М.Ю. Антимонопольное законодательство РФ: Учебное пособие. Волгоград, 2005.
33. Коммерческое право России: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б.И. Пугинского. М.: Городец, 2001.
34. Корнеев О.С. Добросовестность поведения субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, при осуществлении им субъективных гражданских прав в договорных отношениях // Предпринимательское право. 2013. N 2.
35. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2013.
36. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
37. Мартыненко Г.И. Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности // Право и экономика. 2013. N 2.
38. Мигитко О. Антимонопольная политика: время перемен // Конкуренция и право. 2012. N 5.
39. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. М., 2002.
40. Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М.: Городец-издат, 2002.
41. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: курс лекций / под ред. С.В. Запольского. М.: Российская академия правосудия, Статут, 2010.
42. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. 2005. N 5.
43. Соболь О.С. Запрет монополизации товарного рынка в свете принятия «третьего антимонопольного пакета» // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. N 2.
44. Татаринова С. Тенденции развития антимонопольного законодательства России на современном этапе // Аспирантский вестник Поволжья. 2011. N 7 - 8.
45. Тотьев К.Ю. Конкурентное право: Учеб. пособие / Под ред. О.М. Олейник. М.: Моск. гос. юрид. акад., 2000.
46. Шиткина И. Правовое регулирование экономической концентрации (в свете нового Федерального закона "О защите конкуренции") // Хозяйство и право. 2007. N 1.
47. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Норма, 1991.
48. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. 2-е изд., доп. М., 2006.

III Материалы юридической практики
49. Постановление Европейского суда по правам человека от 18.07.2006 "Дело "Шведский профсоюз транспортных рабочих (Swedish Transport Workers Union) против Швеции". СПС «КонсультантПлюс».
50. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 N 11-П. Российская газета, N 127, 14.07.2009,
51. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 N 11-П. Российская газета, N 127, 14.07.2009.
52. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 1-П. Российская газета, N 18, 30.01.2013.
53. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2006 N 619-О. СПС «КонсультантПлюс».
54. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». Вестник ВАС РФ, N 8, август, 2008.
55. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». Вестник ВАС РФ, N 8, август, 2008,
56. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Вестник ВАС РФ, N 5, май, 2011.
57. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 8433/11 по делу N А09-3584/2010. Вестник ВАС РФ, 2012, N 6.
58. Постановление ФАС СЗО от 20 сентября 2011 г. по делу N А26-9669/2010. СПС «КонсультантПлюс».
59. Постановление ФАС Центрального округа от 29.10.2008 по делу N А64-1871/08-13. СПС «КонсультантПлюс».
60. Постановление ФАС Центрального округа от 20.01.2009 по делу N А48-1211/08-18. СПС «КонсультантПлюс».
61. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства". СПС «КонсультантПлюс».
62. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.02.2010 по делу N А70-4690/2009. СПС «КонсультантПлюс».
63. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2010 по делу N А33-12066/2009. СПС «КонсультантПлюс».
64. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2008 N А33-4761/07-Ф02-1277/07 по делу N А33-4761/07. СПС «КонсультантПлюс».

Купить эту работу

Правовое регулирование конкуренции на товарных рынках по законодательству РФ

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв anarx об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-06-10
Дипломная работа

Прекрасный автор!!! Сделал работу в срок, всегда выходил на связь, помогал и давал ценные советы)) В общем советую всем, кто хочет получить хорошую дипломку без нервов и лишнего геморроя. Автор ты красавчик, знай это!!))

Общая оценка 5
Отзыв ИринаК_4673 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-03-04
Дипломная работа

Очень хороший,ответственный автор,спасибо большое!

Общая оценка 5
Отзыв saga об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-04-01
Дипломная работа

работа в срок,написано хорошо

Общая оценка 5
Отзыв le_d об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-10
Дипломная работа

Евгения, делает все на совесть. я заказывал много работ на этом сайте и больше половины был перерасчет. В данном случае все было сделано действительно качественно. Главное, что автор тебя понимает, что ты хочешь и ждешь от работы. Вы получите именно то, что заказываете.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

правовое регулирование договора поставки

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
8000 ₽
Готовая работа

Геноцид и экоцид

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1900 ₽
Готовая работа

диплом Регулирование вины в гражданско-правовых отношениях. Диплом Вина в гражданском праве

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Правовое регулирование конкурентных отношений по российскому законодательству

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

диплом Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Развитие института пенсионного обеспечения инвалидов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
15000 ₽
Готовая работа

Правовые основы государственных закупок

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Государственное управление в сфере культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5600 ₽
Готовая работа

Управленческая деятельность в органах внутренних дел

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Уголовно-правовая характеристика нарушения неприкосновенности жилища

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Конституционное право граждан на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной вл

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2100 ₽
Готовая работа

Правовое регулирование обязательств, возникающих при причинении вреда действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽