Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Судебное оспаривание нормативных правовых актов: проблема теории и практики

  • 92 страниц
  • 2014 год
  • 404 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Правовая система России в настоящее время значительно расширила право на судебную защиту в судах общей юрисдикции и арбитражных судов, включив в нее ранее не известные судебной практике категории гражданских дел. Среди таких дел особое место занимают дела, связанные с оспариванием нормативно-правовых актов в связи с их несоответствием нормативному правовому акту, обладающим большей юридической силой.
Так, например, по данным Арбитражного суда Новосибирской области в 2008 году было рассмотрено 200 дел, основную категорию которых составили дела об оспаривании ненормативных правовых актов таможенных органов и действий (бездействия) должностных лиц — 196 дел, то в 2009 году рассмотрено 44 дела, из них 37 дел об оспаривании ненормативных правовых актов таможенных органов и действий (бездействия) должностных лиц. Количество дел по данной категории уменьшилось на 78%.
http://www.prokuratura-nso.ru/news/news_2201.html– 146), из них 2 Закона области (3), 2 – Губернатора НСО (8), 7 – Правительства НСО (2), 34 - областных исполнительных органов государственной власти (133) .
Рассмотрение дел такой категории затрагивает частные и публичные права и интересы в связи с тем, что предписания оспариваемого акта распространяются не только на лицо, которое его оспаривает, но и на неопределенный круг лиц.
В судебной практике возникает достаточно много проблем, связанных с реализацией права на оспаривание нормативно-правовых актов.
Во-первых, недостаточно четко проведена граница подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, между Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции.
Во-вторых, возникают неясности при оспаривании нормативных правовых актов, которые не были официально опубликованы (обнародованы), либо которые утратили уже юридическую силу.
В-третьих, следует отметить проблему доказывания по таким делам.
В-четвертых, нечетко прописан механизм оспаривания муниципальных нормативных правовых актов.
Однако все эти вопросы по-прежнему не имеют своего однозначного разрешения и вызывают множество споров в правовой науке, что и обусловило актуальность темы работы.
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с реализацией права на оспаривание нормативных правовых актов.
Предметом исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией права на оспаривание нормативных правовых актов.
Целью работы является анализ проблем теории и практики судебного оспаривания нормативных правовых актов.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать нормативные правовые акты, выявив последствия признания их незаконными.
2. Проанализировать подведомственность дел по оспариванию нормативных правовых актов.
3. Исследовать процесс оспаривания нормативного правового акта в суде.
4. Выявить проблемы, связанные с реализацией права на оспаривание нормативно-правовых актов, предложив пути их решения.
При написании работы были исследованы труды российских дореволюционных ученых-правоведов - Е.В.Васьковского, А.Х.Гольмстена, B.Л.Исаченко, С.А.Корф, Е.А.Нефедьева, В.А.Рязановского; представителей советской и современной российской правовой науки - Т.Е.Абовой, C.Н.Абрамова, Н.И.Авдеенко, С.С.Алексеева, М.В.Баглая, Д.Н.Бахраха, А.А.Белкина, А.Т.Боннера, А.П.Вершинина, М.А.Викут, Г.А.Гаджиева, Л.А.Грось, М.А.Гурвича, А.А.Добровольского, П.С.Дружкова, П.Ф.Елисейкина, И.А.Жеруолиса, Г.А.Жилина, В.М.Жуйкова, М.Д.Загряцкова, И.М.Зайцева, Н.Б.Зейдера, А.Б.Зеленцова, М.И.Клеандрова, А.Ф.Клейнмана, В.А.Кряжкова, В.М.Лебедева, Л.Ф.Лесницкой, В.А.Мусина, Ж.И.Овсепян, Ю.К.Осипова, Г.Л.Осокиной, Ю.А.Поповой, И.В.Решетниковой, В.Д.Сорокина, Ю.А.Тихомирова, М.К.Треушникова, Л.В.Тумановой, Н.А.Чечиной, Д.М.Чечота, М.С.Шакарян, А.В.Цихоцкого, К.С.Юдельсона, В.В.Яркова и др.
Методологическую основу исследования составляют: исторический метод, сравнительно-правовой метод, метод системного анализа, метод сбора и изучения единичных фактов, а также выведение общих закономерностей на основе конкретных правовых явлений.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации , Гражданского процессуального кодекса РФ , Арбитражного процессуального кодекса РФ , действующие федеральные законы и иные нормативные акты РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, судебная практика Конституционного Суда РФ, Конституционных (уставных) судов субъектов, Высшего Арбитражного суда РФ, арбитражных судов федеральных округов, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции.
Работа состоит из списка принятых сокращений, введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Содержание


Список принятых сокращений…………..……………………………………….3
Введение 4
1. Теоретико- методологические основы исследования оспаривания нормативных правовых актов 7
1.1. Понятие нормативного правового акта 7
1.2. Подведомственность рассмотрения дел об оспаривании нормативного правового акта 13
1.3. Последствия признания нормативного правового акта незаконным 19
2. Процесс оспаривания нормативных правовых актов 25
2.1. Основания судебного оспаривания нормативных правовых актов 25
2.2. Порядок оспаривания нормативных правовых актов 32
2.3. Специфика доказывания по судебным делам по оспариванию нормативных правовых актов 37
2.4. Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов 44
3. Проблемы оспаривания нормативных правовых актов в судах 49
3.1. Проблема оспаривания неопубликованных (незарегистрированных) нормативных правовых актов 49
3.2. Проблема оспаривания утративших силу нормативных правовых актов 58
3.3. Судебная практика об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов 65
Заключение 80
Список источников и литературы 83
Приложения………………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав оспаривание нормативных правовых актов необходимо сделать следующие выводы.
Совершенствование правового регулирования компетенции судов в сфере прямого контроля за нормативными правовыми актами должно осуществляться по двум направлениям.
Первое направление - формально-юридическое, связано с уточнением места и порядка функционирования правил (норм) подведомственности в системе российского законодательства.
Второе направление - содержательное, касается объема и содержания предметной компетенции судов по проверке нормативных правовых актов. Главные вопросы заключаются в том, каковы должны быть критерии отнесения дел об оспаривании нормативных актов к подведомственности судов и каким должен быть перечень нормативных правовых актов, подлежащих проверке в порядке судопроизводства.
Проблемы доказывания по делам об оспаривании нормативных актов нуждаются в дополнительном теоретическом осмыслении. Необходимо обоснование того, что в отношении предмета судебного разбирательства по этим делам допустима процессуальная деятельность в форме судебного доказывания, а обстоятельства дела об оспаривании нормативных актов могут быть объектом (предметом) процессуального доказывания. В процессе доказывания необходимо более активное использование заключений экспертов, что позволит судьям более эффективно разобраться в обстоятельствах дела об оспаривании и вынести законное и обоснованное решение.
Участие прокурора по делам об оспаривании нормативных правовых актов следует сделать обязательным вне зависимости от того, является ли он непосредственным заявителем, или дело возбуждено по заявлению иного лица. В силу специфики данной категории дел велика вероятность нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, а также публичных интересов. В связи с этим представляется необходимым внести изменения в соответствующее законодательство.
В процессе оспаривания нормативного правового акта заявитель сталкивается со следующими трудностями:
1. Нет единого понятия «нормативный правовой акт», который применялся как гражданском процессе, так и в арбитражном, а также содержался непосредственно в тексте нормативно-правового акта. Для устранения такого недостатка предлагается разработать совместное определение «нормативного правового акта» и включить его в Постановление Правительства РФ, в котором указать, что применяется трактовка повсеместно.
2. В законодательстве отсутствует единый критерий подведомственности дел данной категории. Особо следует отметить проблему непосредственной проверки федеральных законов на соответствие международным договорам Российской Федерации, а также - региональным актам, изданным по предметам ведения субъектов Федерации. Трудности возникают и с установлением подведомственности и подсудности дел об оспаривании подобного рода документов. Таким образом, необходимо внести в статью 22 ГПК пункт, определяющий подведомственность рассмотрения таких споров.
3. Вместе с тем необходимо законодательное закрепление в ГПК РФ и АПК РФ процессуальных особенностей оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу в связи с их отменой (изменением) нормотворческим органом. Эти особенности, прежде всего, должны касаться субъектов, имеющих право оспаривания отмененных нормативных актов, оснований оспаривания, а также содержания судебного решения, которым такие акты признаются незаконными.
4. Кроме того, необходимо создать во всех субъектах РФ конституционные (уставные) суды и более четко определить полномочия между конституционным, арбитражным и общеюрисдикционным правосудием.
5. Целесообразно предусмотреть в законодательстве, что в случае признания нормативного правового акта недействительным, все правоотношения, которые были основаны на данном пункте, прекращаются. Это облегчит защиту в суде своих прав и законных интересов граждан и юридических лиц, когда после вынесения решения суда о признании недействительным нормативного правового акта, не надо будет идти и доказывать что такой нарушает права заявителя, а также с целью восстановления нарушенного права.
Указанные предложения позволят усовершенствовать процедуру оспаривания нормативных правовых актов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.1994. № 13. Ст. 1447.
3. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.04.1995г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.1995.№ 18. Ст. 1589.
4. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.1997.№ 1. Ст. 1.
5. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. №2-ФКЗ (ред. от 03.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
6. О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 №1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ.1999.№ 26. Ст. 3170.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // Собрание законодательства РФ.2002.№ 46.Ст. 4532.
8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002.№ 30. Ст. 301.
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ.2003.№ 40. Ст. 3822.
10. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996г. №763 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: приказ Минюста РФ от 04.05.2007г. № 8 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.2007. №37.
12. Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 11.11. 1996 №781-II ГД // Собрание законодательства РФ. 1996. №9. Ст.5506.

Материалы судебной практики:

13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997г. №17-П // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998г. №19-П // Собрание законодательства РФ. 1998. № 25. Ст. 3004.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 №6-П// Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 16. - Ст. 1774.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №13-П Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 №1-П // Вестник Конституционного Суда РФ.- 2004.-№2.
18. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.10.1999 №174-О // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005г. №244-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. №6.
20. Определение Конституционного суда РФ от 02.03.2006г. № 58-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 4. С. 48-49.
21. Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. №182-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. №1.
22. Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2006г. №13-О // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
23. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006г. № 338-О // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
24. Определение Конституционного суда РФ от 02.11.2006 №537-О // Вестник КС РФ. 2007. № 2. С. 77-78.
25. Определения Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 244-О-О, от 19.06.2007г. №469-О-О // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
26. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.1993г. № 5 (утратил силу) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. №7.
27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995г. №8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1996. -№ 1;
28. О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003г. № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ.2003.№3.
29. О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или частично: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007г. №48 // Бюллетень Верховного Суда РФ.2008. №1.
30. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2003 г. : утвержден Президиумом ВС РФ 3 и 24.12.2003 // ВВС РФ. 2004. № 3. С. 21.
31. Обзор судебной практики Верховного суда РФ за III квартал 2006 г. : утвержден Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 29.11.2006) // ВВС РФ. 2007. № 6. С. 20.
32. Обзор судебной практики Верховного суда РФ за I квартал 2006 г.: утвержден Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 07.06.2006 и 14.06.2006 // ВВС РФ. 2006. № 9. С. 23.
33. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11.12.2003 № КАС03-599 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
34. Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 19.06.2007 по делу №КАС07-319 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
35. Определение Верховного Суда РФ №7-Г05-1 от 16.03.2005 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
36. Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2005 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
37. Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2006 № ГКПИ06-53 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
38. Определение Верховного Суда РФ от 22.06.2006г. №КАС06-194 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
39. Определение Верховного Суда РФ от 19.12. 2007г. № 41-Г07-25 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
40. Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2007г. №КАС06-521 // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
41. Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2008г. №КАС08-86 Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
42. Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2008г. №ГКПИ08-2113 Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
43. Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2009г. № 18-Г09-3 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
44. Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 15.07.2008 // СПС «КонсультантПлюс // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
45. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов: информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004г. №80 // Вестник ВАС РФ.- 2004.-№10.
46. Определение ВАС РФ от 11.10. 2007г. № 9504/07 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
47. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2008г. № Ф08-1929/2008 по делу №А01-789/2007-10 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
48. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.04.2009г. по делу №А32-22897/2008 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
49. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.01.2005 N Ф04-9320/2004(7533-А45-23) // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
50. Определение Новосибирского областного суда от 23.05.2012 по делу N 3-48/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
51. Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.03.2004г. № 251/04 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
52. Решение арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2007г. по делу №А63-10209/2006-С7-21 // URL: http:// www.stavropol.arbitr.ru/.
53. Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 01.04.2005г. № 26-П // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
54. Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.05.2007г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
55. Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.03.2008г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
56. Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 12.03.2009г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
57. Определение Конституционного Суда Республики Татарстан от 30.10.2008г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
58. Определение Конституционного Суда Республики Татарстан от 23.03.2009 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
59. Постановление Уставного суда Свердловской области от 23.05.2000г. №П-16 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
60. Постановление Уставного суда Свердловской области от 13.05.2003 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
61. Постановление Уставного суда Свердловской области от 13.10.2005 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
62. Постановление Уставного суда Свердловской области от 14.02.2006 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
63. Постановление Уставного суда Свердловской области от 13.02.2007 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
64. Постановление Уставного суда Свердловской области от 18.03.2008 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
65. Постановление Уставного суда Свердловской области от 15.07.2008 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
66. Постановление Уставного суда Калининградской области от 20.05.2009г. №1-П // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
67. Решение Совета депутатов Киришского муниципального района Ленинградской области от 09.11.2009г. №2/4 «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Администрации Киришского муниципального района Ленинградской области» // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
68. Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 25.09.2009г. № 39 «О внесении изменений в состав депутатской группы «Единая Россия» Совета Нижнекамского муниципального района» // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

Литература:

69. Алешкова Н.П. Правовой механизм и последствия отмены и приостановления актов органов местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2009. №2. С. 12-14.
70. Безруков А.В. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и субъектов в условиях федеративных преобразований в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 9. С. 34-36.
71. Бек О.А. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 242 с.
72. Бурков А.Л. Акты судебного нормоконтроля как источник административного права: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2005. 258с.
73. Бурков А.Л. Судебная защита прав граждан, нарушенных недействующими нормативными правовыми актами // Правоведение. 2004. № 1. С. 114-116.
74. Власова М.Г. Некоторые вопросы подведомственности и подсудности дел об оспаривании нормативных правовых актов в свете ГПК РФ // Современное право. 2003. № 3. С.28-32.
75. Еремина О.А. Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов // Администратор суда. 2008. № 1 // URL: http://www.consultant.ru.
76. Кирсанов В.А. Теоретические проблемы судопроизводства по оспариванию нормативных правовых актов: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001. 197с.
77. Комментарий к Арбитражному процессуальному Кодексу Российской Федерации (постатейный) / М.С.Шакарян. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.С.443.
78. Кондрашев А.А. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: современные проблемы и практика законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2005. №1.С. 33-37.
79. Котова А. Не опубликован, но оспорим // ЭЖ-Юрист. 2006. № 33. С. 8-10.
80. Курбатов А.Я. Оспаривание актов нормативного характера // Хозяйство и право. 2004. № 9. С.54-56.
81. Медведев И.Р. Некоторые вопросы использования объяснений при разбирательстве дел в военных судах // Российская юстиция. 2007. №1. С. 45-46.
82. Медведев И.Р. Проблемы оспаривания неопубликованных (незарегистрированных) нормативных правовых актов // Закон. 2007. №12. С.32-35.
83. Научно-практическое пособие по разрешению дел, возникающих из публичных правоотношений / под ред. П.П. Серкова. М.: Норма, 2006. 432с.
84. Никитин С.В. Доказывание по делам об оспаривании нормативных правовых актов // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. № 10. С. 37-39.
85. Никитин С.В. Основания судебного оспаривания нормативных правовых актов // Российская юстиция. 2009. №12. С. 38-42.
86. Никитин С.В. Право на оспаривание нормативных правовых актов в арбитражном суде // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: теория и практика: сб. научных статей. Краснодар - СПб., 2004. С. 484.
87. Носенко М.С. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001. 189с.
88. Особое мнение судьи КС РФ Г.К. Жилина по Определению Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 №58-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 4. С. 50.
89. Попова Ю.А. Защита публично-правовых интересов граждан в судах общей юрисдикции. Краснодар, 2001. 95с.
90. Попова Ю.А. Предмет доказывания в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: Теория и практика. Краснодар, 2004. С. 454-458.
91. Потапенко С. Разграничение нормативных и ненормативных актов при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений // Российская юстиция. 2003. № 6.С.43-45.
92. Собянин С.С. Правовые основы социального развития субъектов Федерации // Журнал российского права. 2005. № 12. С.29-31.
93. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / Под ред. И.В. Решетниковой. М.: Норма, 2005. 436с.
94. Тихомиров Ю.А. Критерии законности правовых актов // Право и экономика. 1997. №19 - 20. С. 3 - 5.
95. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции // Журнал российского права. 2000. №10. С.34-36.
96. Треушников М.К. Судебные доказательства. М.: Городец, 2005. С. 57.
97. Хазанов С.Д. Административная юстиция в России: нерешенные вопросы // Проблемы административной юстиции: материалы семинара. М., 2002. С. 148-152.
98. Чертков А.Н. Проблема договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами // Право и политика. 2004. № 5. С.35-37.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Правовая система России в настоящее время значительно расширила право на судебную защиту в судах общей юрисдикции и арбитражных судов, включив в нее ранее не известные судебной практике категории гражданских дел. Среди таких дел особое место занимают дела, связанные с оспариванием нормативно-правовых актов в связи с их несоответствием нормативному правовому акту, обладающим большей юридической силой.
Так, например, по данным Арбитражного суда Новосибирской области в 2008 году было рассмотрено 200 дел, основную категорию которых составили дела об оспаривании ненормативных правовых актов таможенных органов и действий (бездействия) должностных лиц — 196 дел, то в 2009 году рассмотрено 44 дела, из них 37 дел об оспаривании ненормативных правовых актов таможенных органов и действий (бездействия) должностных лиц. Количество дел по данной категории уменьшилось на 78%.
http://www.prokuratura-nso.ru/news/news_2201.html– 146), из них 2 Закона области (3), 2 – Губернатора НСО (8), 7 – Правительства НСО (2), 34 - областных исполнительных органов государственной власти (133) .
Рассмотрение дел такой категории затрагивает частные и публичные права и интересы в связи с тем, что предписания оспариваемого акта распространяются не только на лицо, которое его оспаривает, но и на неопределенный круг лиц.
В судебной практике возникает достаточно много проблем, связанных с реализацией права на оспаривание нормативно-правовых актов.
Во-первых, недостаточно четко проведена граница подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, между Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции.
Во-вторых, возникают неясности при оспаривании нормативных правовых актов, которые не были официально опубликованы (обнародованы), либо которые утратили уже юридическую силу.
В-третьих, следует отметить проблему доказывания по таким делам.
В-четвертых, нечетко прописан механизм оспаривания муниципальных нормативных правовых актов.
Однако все эти вопросы по-прежнему не имеют своего однозначного разрешения и вызывают множество споров в правовой науке, что и обусловило актуальность темы работы.
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с реализацией права на оспаривание нормативных правовых актов.
Предметом исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией права на оспаривание нормативных правовых актов.
Целью работы является анализ проблем теории и практики судебного оспаривания нормативных правовых актов.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать нормативные правовые акты, выявив последствия признания их незаконными.
2. Проанализировать подведомственность дел по оспариванию нормативных правовых актов.
3. Исследовать процесс оспаривания нормативного правового акта в суде.
4. Выявить проблемы, связанные с реализацией права на оспаривание нормативно-правовых актов, предложив пути их решения.
При написании работы были исследованы труды российских дореволюционных ученых-правоведов - Е.В.Васьковского, А.Х.Гольмстена, B.Л.Исаченко, С.А.Корф, Е.А.Нефедьева, В.А.Рязановского; представителей советской и современной российской правовой науки - Т.Е.Абовой, C.Н.Абрамова, Н.И.Авдеенко, С.С.Алексеева, М.В.Баглая, Д.Н.Бахраха, А.А.Белкина, А.Т.Боннера, А.П.Вершинина, М.А.Викут, Г.А.Гаджиева, Л.А.Грось, М.А.Гурвича, А.А.Добровольского, П.С.Дружкова, П.Ф.Елисейкина, И.А.Жеруолиса, Г.А.Жилина, В.М.Жуйкова, М.Д.Загряцкова, И.М.Зайцева, Н.Б.Зейдера, А.Б.Зеленцова, М.И.Клеандрова, А.Ф.Клейнмана, В.А.Кряжкова, В.М.Лебедева, Л.Ф.Лесницкой, В.А.Мусина, Ж.И.Овсепян, Ю.К.Осипова, Г.Л.Осокиной, Ю.А.Поповой, И.В.Решетниковой, В.Д.Сорокина, Ю.А.Тихомирова, М.К.Треушникова, Л.В.Тумановой, Н.А.Чечиной, Д.М.Чечота, М.С.Шакарян, А.В.Цихоцкого, К.С.Юдельсона, В.В.Яркова и др.
Методологическую основу исследования составляют: исторический метод, сравнительно-правовой метод, метод системного анализа, метод сбора и изучения единичных фактов, а также выведение общих закономерностей на основе конкретных правовых явлений.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации , Гражданского процессуального кодекса РФ , Арбитражного процессуального кодекса РФ , действующие федеральные законы и иные нормативные акты РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, судебная практика Конституционного Суда РФ, Конституционных (уставных) судов субъектов, Высшего Арбитражного суда РФ, арбитражных судов федеральных округов, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции.
Работа состоит из списка принятых сокращений, введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Содержание


Список принятых сокращений…………..……………………………………….3
Введение 4
1. Теоретико- методологические основы исследования оспаривания нормативных правовых актов 7
1.1. Понятие нормативного правового акта 7
1.2. Подведомственность рассмотрения дел об оспаривании нормативного правового акта 13
1.3. Последствия признания нормативного правового акта незаконным 19
2. Процесс оспаривания нормативных правовых актов 25
2.1. Основания судебного оспаривания нормативных правовых актов 25
2.2. Порядок оспаривания нормативных правовых актов 32
2.3. Специфика доказывания по судебным делам по оспариванию нормативных правовых актов 37
2.4. Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов 44
3. Проблемы оспаривания нормативных правовых актов в судах 49
3.1. Проблема оспаривания неопубликованных (незарегистрированных) нормативных правовых актов 49
3.2. Проблема оспаривания утративших силу нормативных правовых актов 58
3.3. Судебная практика об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов 65
Заключение 80
Список источников и литературы 83
Приложения………………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав оспаривание нормативных правовых актов необходимо сделать следующие выводы.
Совершенствование правового регулирования компетенции судов в сфере прямого контроля за нормативными правовыми актами должно осуществляться по двум направлениям.
Первое направление - формально-юридическое, связано с уточнением места и порядка функционирования правил (норм) подведомственности в системе российского законодательства.
Второе направление - содержательное, касается объема и содержания предметной компетенции судов по проверке нормативных правовых актов. Главные вопросы заключаются в том, каковы должны быть критерии отнесения дел об оспаривании нормативных актов к подведомственности судов и каким должен быть перечень нормативных правовых актов, подлежащих проверке в порядке судопроизводства.
Проблемы доказывания по делам об оспаривании нормативных актов нуждаются в дополнительном теоретическом осмыслении. Необходимо обоснование того, что в отношении предмета судебного разбирательства по этим делам допустима процессуальная деятельность в форме судебного доказывания, а обстоятельства дела об оспаривании нормативных актов могут быть объектом (предметом) процессуального доказывания. В процессе доказывания необходимо более активное использование заключений экспертов, что позволит судьям более эффективно разобраться в обстоятельствах дела об оспаривании и вынести законное и обоснованное решение.
Участие прокурора по делам об оспаривании нормативных правовых актов следует сделать обязательным вне зависимости от того, является ли он непосредственным заявителем, или дело возбуждено по заявлению иного лица. В силу специфики данной категории дел велика вероятность нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, а также публичных интересов. В связи с этим представляется необходимым внести изменения в соответствующее законодательство.
В процессе оспаривания нормативного правового акта заявитель сталкивается со следующими трудностями:
1. Нет единого понятия «нормативный правовой акт», который применялся как гражданском процессе, так и в арбитражном, а также содержался непосредственно в тексте нормативно-правового акта. Для устранения такого недостатка предлагается разработать совместное определение «нормативного правового акта» и включить его в Постановление Правительства РФ, в котором указать, что применяется трактовка повсеместно.
2. В законодательстве отсутствует единый критерий подведомственности дел данной категории. Особо следует отметить проблему непосредственной проверки федеральных законов на соответствие международным договорам Российской Федерации, а также - региональным актам, изданным по предметам ведения субъектов Федерации. Трудности возникают и с установлением подведомственности и подсудности дел об оспаривании подобного рода документов. Таким образом, необходимо внести в статью 22 ГПК пункт, определяющий подведомственность рассмотрения таких споров.
3. Вместе с тем необходимо законодательное закрепление в ГПК РФ и АПК РФ процессуальных особенностей оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу в связи с их отменой (изменением) нормотворческим органом. Эти особенности, прежде всего, должны касаться субъектов, имеющих право оспаривания отмененных нормативных актов, оснований оспаривания, а также содержания судебного решения, которым такие акты признаются незаконными.
4. Кроме того, необходимо создать во всех субъектах РФ конституционные (уставные) суды и более четко определить полномочия между конституционным, арбитражным и общеюрисдикционным правосудием.
5. Целесообразно предусмотреть в законодательстве, что в случае признания нормативного правового акта недействительным, все правоотношения, которые были основаны на данном пункте, прекращаются. Это облегчит защиту в суде своих прав и законных интересов граждан и юридических лиц, когда после вынесения решения суда о признании недействительным нормативного правового акта, не надо будет идти и доказывать что такой нарушает права заявителя, а также с целью восстановления нарушенного права.
Указанные предложения позволят усовершенствовать процедуру оспаривания нормативных правовых актов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.1994. № 13. Ст. 1447.
3. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.04.1995г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.1995.№ 18. Ст. 1589.
4. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.1997.№ 1. Ст. 1.
5. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. №2-ФКЗ (ред. от 03.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
6. О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 №1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ.1999.№ 26. Ст. 3170.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // Собрание законодательства РФ.2002.№ 46.Ст. 4532.
8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002.№ 30. Ст. 301.
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ.2003.№ 40. Ст. 3822.
10. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996г. №763 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: приказ Минюста РФ от 04.05.2007г. № 8 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.2007. №37.
12. Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 11.11. 1996 №781-II ГД // Собрание законодательства РФ. 1996. №9. Ст.5506.

Материалы судебной практики:

13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997г. №17-П // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998г. №19-П // Собрание законодательства РФ. 1998. № 25. Ст. 3004.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 №6-П// Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 16. - Ст. 1774.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №13-П Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 №1-П // Вестник Конституционного Суда РФ.- 2004.-№2.
18. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.10.1999 №174-О // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005г. №244-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. №6.
20. Определение Конституционного суда РФ от 02.03.2006г. № 58-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 4. С. 48-49.
21. Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. №182-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. №1.
22. Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2006г. №13-О // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
23. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006г. № 338-О // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
24. Определение Конституционного суда РФ от 02.11.2006 №537-О // Вестник КС РФ. 2007. № 2. С. 77-78.
25. Определения Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 244-О-О, от 19.06.2007г. №469-О-О // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
26. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.1993г. № 5 (утратил силу) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. №7.
27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995г. №8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1996. -№ 1;
28. О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003г. № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ.2003.№3.
29. О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или частично: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007г. №48 // Бюллетень Верховного Суда РФ.2008. №1.
30. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2003 г. : утвержден Президиумом ВС РФ 3 и 24.12.2003 // ВВС РФ. 2004. № 3. С. 21.
31. Обзор судебной практики Верховного суда РФ за III квартал 2006 г. : утвержден Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 29.11.2006) // ВВС РФ. 2007. № 6. С. 20.
32. Обзор судебной практики Верховного суда РФ за I квартал 2006 г.: утвержден Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 07.06.2006 и 14.06.2006 // ВВС РФ. 2006. № 9. С. 23.
33. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11.12.2003 № КАС03-599 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
34. Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 19.06.2007 по делу №КАС07-319 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
35. Определение Верховного Суда РФ №7-Г05-1 от 16.03.2005 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
36. Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2005 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
37. Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2006 № ГКПИ06-53 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
38. Определение Верховного Суда РФ от 22.06.2006г. №КАС06-194 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
39. Определение Верховного Суда РФ от 19.12. 2007г. № 41-Г07-25 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
40. Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2007г. №КАС06-521 // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
41. Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2008г. №КАС08-86 Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
42. Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2008г. №ГКПИ08-2113 Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
43. Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2009г. № 18-Г09-3 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
44. Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 15.07.2008 // СПС «КонсультантПлюс // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
45. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов: информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004г. №80 // Вестник ВАС РФ.- 2004.-№10.
46. Определение ВАС РФ от 11.10. 2007г. № 9504/07 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
47. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2008г. № Ф08-1929/2008 по делу №А01-789/2007-10 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
48. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.04.2009г. по делу №А32-22897/2008 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
49. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.01.2005 N Ф04-9320/2004(7533-А45-23) // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
50. Определение Новосибирского областного суда от 23.05.2012 по делу N 3-48/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
51. Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.03.2004г. № 251/04 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
52. Решение арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2007г. по делу №А63-10209/2006-С7-21 // URL: http:// www.stavropol.arbitr.ru/.
53. Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 01.04.2005г. № 26-П // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
54. Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.05.2007г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
55. Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.03.2008г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
56. Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 12.03.2009г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
57. Определение Конституционного Суда Республики Татарстан от 30.10.2008г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
58. Определение Конституционного Суда Республики Татарстан от 23.03.2009 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
59. Постановление Уставного суда Свердловской области от 23.05.2000г. №П-16 // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
60. Постановление Уставного суда Свердловской области от 13.05.2003 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
61. Постановление Уставного суда Свердловской области от 13.10.2005 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
62. Постановление Уставного суда Свердловской области от 14.02.2006 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
63. Постановление Уставного суда Свердловской области от 13.02.2007 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
64. Постановление Уставного суда Свердловской области от 18.03.2008 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
65. Постановление Уставного суда Свердловской области от 15.07.2008 г. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
66. Постановление Уставного суда Калининградской области от 20.05.2009г. №1-П // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
67. Решение Совета депутатов Киришского муниципального района Ленинградской области от 09.11.2009г. №2/4 «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Администрации Киришского муниципального района Ленинградской области» // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
68. Решение Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 25.09.2009г. № 39 «О внесении изменений в состав депутатской группы «Единая Россия» Совета Нижнекамского муниципального района» // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

Литература:

69. Алешкова Н.П. Правовой механизм и последствия отмены и приостановления актов органов местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2009. №2. С. 12-14.
70. Безруков А.В. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и субъектов в условиях федеративных преобразований в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 9. С. 34-36.
71. Бек О.А. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 242 с.
72. Бурков А.Л. Акты судебного нормоконтроля как источник административного права: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2005. 258с.
73. Бурков А.Л. Судебная защита прав граждан, нарушенных недействующими нормативными правовыми актами // Правоведение. 2004. № 1. С. 114-116.
74. Власова М.Г. Некоторые вопросы подведомственности и подсудности дел об оспаривании нормативных правовых актов в свете ГПК РФ // Современное право. 2003. № 3. С.28-32.
75. Еремина О.А. Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов // Администратор суда. 2008. № 1 // URL: http://www.consultant.ru.
76. Кирсанов В.А. Теоретические проблемы судопроизводства по оспариванию нормативных правовых актов: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001. 197с.
77. Комментарий к Арбитражному процессуальному Кодексу Российской Федерации (постатейный) / М.С.Шакарян. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.С.443.
78. Кондрашев А.А. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: современные проблемы и практика законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2005. №1.С. 33-37.
79. Котова А. Не опубликован, но оспорим // ЭЖ-Юрист. 2006. № 33. С. 8-10.
80. Курбатов А.Я. Оспаривание актов нормативного характера // Хозяйство и право. 2004. № 9. С.54-56.
81. Медведев И.Р. Некоторые вопросы использования объяснений при разбирательстве дел в военных судах // Российская юстиция. 2007. №1. С. 45-46.
82. Медведев И.Р. Проблемы оспаривания неопубликованных (незарегистрированных) нормативных правовых актов // Закон. 2007. №12. С.32-35.
83. Научно-практическое пособие по разрешению дел, возникающих из публичных правоотношений / под ред. П.П. Серкова. М.: Норма, 2006. 432с.
84. Никитин С.В. Доказывание по делам об оспаривании нормативных правовых актов // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. № 10. С. 37-39.
85. Никитин С.В. Основания судебного оспаривания нормативных правовых актов // Российская юстиция. 2009. №12. С. 38-42.
86. Никитин С.В. Право на оспаривание нормативных правовых актов в арбитражном суде // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: теория и практика: сб. научных статей. Краснодар - СПб., 2004. С. 484.
87. Носенко М.С. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001. 189с.
88. Особое мнение судьи КС РФ Г.К. Жилина по Определению Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 №58-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 4. С. 50.
89. Попова Ю.А. Защита публично-правовых интересов граждан в судах общей юрисдикции. Краснодар, 2001. 95с.
90. Попова Ю.А. Предмет доказывания в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: Теория и практика. Краснодар, 2004. С. 454-458.
91. Потапенко С. Разграничение нормативных и ненормативных актов при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений // Российская юстиция. 2003. № 6.С.43-45.
92. Собянин С.С. Правовые основы социального развития субъектов Федерации // Журнал российского права. 2005. № 12. С.29-31.
93. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / Под ред. И.В. Решетниковой. М.: Норма, 2005. 436с.
94. Тихомиров Ю.А. Критерии законности правовых актов // Право и экономика. 1997. №19 - 20. С. 3 - 5.
95. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции // Журнал российского права. 2000. №10. С.34-36.
96. Треушников М.К. Судебные доказательства. М.: Городец, 2005. С. 57.
97. Хазанов С.Д. Административная юстиция в России: нерешенные вопросы // Проблемы административной юстиции: материалы семинара. М., 2002. С. 148-152.
98. Чертков А.Н. Проблема договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами // Право и политика. 2004. № 5. С.35-37.


Купить эту работу

Судебное оспаривание нормативных правовых актов: проблема теории и практики

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв anarx об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-06-10
Дипломная работа

Прекрасный автор!!! Сделал работу в срок, всегда выходил на связь, помогал и давал ценные советы)) В общем советую всем, кто хочет получить хорошую дипломку без нервов и лишнего геморроя. Автор ты красавчик, знай это!!))

Общая оценка 5
Отзыв ИринаК_4673 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-03-04
Дипломная работа

Очень хороший,ответственный автор,спасибо большое!

Общая оценка 5
Отзыв saga об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-04-01
Дипломная работа

работа в срок,написано хорошо

Общая оценка 5
Отзыв le_d об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-10
Дипломная работа

Евгения, делает все на совесть. я заказывал много работ на этом сайте и больше половины был перерасчет. В данном случае все было сделано действительно качественно. Главное, что автор тебя понимает, что ты хочешь и ждешь от работы. Вы получите именно то, что заказываете.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Выпускная квалификационная работа по специальности таможенное дело (аспирантская) "Основные проблемы при формировании специалиста в таможенных органах

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

ПОПЕРЕДЖЕННЯ НАСИЛЬСТВА В СІМ’Ї

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Криминальное дезинформирование монография или как материал для магистерской

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Конспект лекцій з Правознавства / конспект лекций по правоведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Адвокатура - АТР, 14 заданий по 5 тестовых вопроса

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Сетевые аспекты развития права, государства, общества

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
20000 ₽
Готовая работа

Право социального обеспечения в РФ методическое пособие

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСТОРЖЕНИЯ НАРУШЕННОГО ДОГОВОРА В ЗАРУБЕЖНОМ И РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

План курсовой работы на тему: «Личные права граждан в Российской Федерации»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

макет уголовное дело по ст.228 Ч.2 (наркотики)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
25000 ₽
Готовая работа

План курсовой работы на тему: «Правомерное поведение и его виды» со списком источников

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

ПОЛОЖЕНИЕ о пропускном режиме работы государственного учреждения «Паритет» (по законодательству РБ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽