Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Эмоциональный вид памяти как особый вид памяти, ее свойства и значение для психики человека

  • 52 страниц
  • 2012 год
  • 538 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

АленаИгоревна

Старые заказчики, делайте персональный заказ, только так я смогу о нём узнать.

1800 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Состояние теоретической и практической разработанности
проблемы эмоциональной памяти как особого вида памяти человека….....6
1.1. Характеристика механизмов и процессов памяти человека…………………6
1.2. Свойства и значение эмоциональной памяти………………………………..12
1.3. Онтогенетическое развитие и гендерные различия
эмоциональной памяти………………………………………………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной
памяти у людей среднего возраста……………………………………………...26
2.1. Описание выборки, организации и методов исследования…………………26
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………30
2.3. Содержание психотерапевтической работы по коррекции
негативных воспоминаний в среднем возрасте……………………………...38
Заключение………………………………………………………………………...45
Литература…………………………………………………………………………48
Приложения………………………………………………………………………..53

2.3. Содержание психотерапевтической работы по коррекции
негативных воспоминаний в среднем возрасте
После некоторых травматические событий или ситуаций личностные психологические ресурсы человека как бы исчерпываются, и ему необходима помощь. Люди среднего возраста могут находиться в кризисном психологическом состоянии после травматического события. Это обычно такие события, как: потеря значимого близкого человека, потеря работы, экстремальные ситуации, потеря любимого животного, психологические и физические травмы и другие кризисные ситуации. Они вызывают сильнейшие негативные эмоции и фрагменты эмоциональных воспоминаний. Длительно действующее, такое состояние чревато серьезной угрозой здоровью и даже жизни человека.
...

32. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2011. – 496 с.
33. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха; пер. А. Алексеева. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 1096 с.
34. Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель, 2008. – 656 с.
35. Пурнис, Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии / Н.Е. Пурнис. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2011. – 208 с.
36. Рибо, Т. Психология чувств (по изданию 1898 г.) [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/74113 (дата обращения 12.07.2012).
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштей. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
38. Сеченов, И.М. Элементы мысли. Впечатления и действительность / И.М. Сеченов. – М.: Либроком, 2011. – 230 с.
39. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб: Речь, 2010. – 350 с.
...

1.1. Характеристика механизмов и процессов памяти человека
Как психологический феномен память связана со способностью живых существ избирательно фиксировать изменения, необходимые для активного приспособления к условиям жизни. Ученые определяют память как следовое психическое отражение прошлого. Сущность памяти в том, что она позволяет человеку сохранять прошлый опыт, и затем повторно использовать его в своей жизни и деятельности. Благодаря существованию памяти человек сохраняет и передает опыт предшествующих поколений, а также осваивает новые знания, умения и навыки (В.М. Козубовский) [22]. «Психологический феномен памяти – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и (или) восстановление в сфере сознания», – указывает В.В. Нуркова [31, с. 11].
Как указывает А.В. Петровский, роль памяти не сводится только к сохранению того, что «было в прошлом».
...

1.2. Свойства и значение эмоциональной памяти
Вопрос о связи функционирования памяти с эмоциями рассматривается многими учеными. Эмоционально окрашенная информация запоминается – при прочих равных условиях – лучше, чем эмоционально безразличная. Л.С. Выготский указывает, что эмоциональная окраска запоминаемого «руководит памятью»; нередки слова: «Я помню это потому, что это поразило меня в детстве» [11, с. 179].
Установлена активирующая роль несильных эмоций в отношении сохранения в памяти. В то же время, сильные эмоции могут значительно исказить содержание запоминаемого и препятствовать его сохранению (Т.П. Зинченко) [18, с. 75].
На прочность и полноту запоминания влияет и общее эмоциональное состояние человека на тот момент, когда впечатление было воспринято.
...

1.3. Онтогенетическое развитие и гендерные различия эмоциональной памяти
Как показывает изучение теоретических источников, возрастные и гендерные аспекты эмоциональной памяти изучены весьма неполно.
В соответствии с теорией П.П. Блонского, различные виды памяти развивают в онтогенезе поэтапно. На начальных этапах развития память тесно связана с непосредственными потребностями и аффектами ребенка. Моторная память, представляющая собой условные двигательные рефлексы, появляется уже в первый месяц жизни ребенка. Затем, около шести месяцев, появляется аффективная (эмоциональная)) память, которая достигает расцвета к 3 – 5 годам. Благодаря этому виду памяти у ребенка становятся возможны симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнавания («знакомое» и «чужое»). На втором году жизни у ребенка начинает развиваться образная память. С 3 – 4 лет формируется словесно-логическая память, и ее развитие протекает весьма длительный период. П.П.
...

2.1. Описание выборки, организации и методов исследования
Целью эмпирического исследования стало изучение особенностей эмоциональной памяти людей среднего возраста.
Нами проверяется гипотеза о том, что особенности проявлений эмоциональной памяти в среднем возрасте влияют на уровень тревожности человека.
Базой эмпирического исследования стали небольшие частные организации г. Брянска.
Выборку составили индивидуальные предприниматели и сотрудники различных небольших организаций (офисные работники среднего звена, продавцы). Всего в исследовании участвовало 32 человека в возрасте от 31 до 38 лет, из них 23 женщины (72% выборки) и 9 мужчин (28%).
При организации эмпирического исследования нами решены следующие задачи:
1) сформировать выборку исследования;
2) подобрать диагностические методики;
3) провести эмпирическое исследование;
4) обработать результаты, сделать их качественный и количественный анализ.
Методы исследования: тестирование, методы качественного и количественного анализа.
...

2.2. Анализ результатов исследования
1. Методика Д. Лаппа.
Нами были зафиксированы по две первые ситуации, которые вспомнили испытуемые (Таблица 1 Приложения 3).
Проанализируем частоту воспоминания негативных, позитивных и нейтральных образов и ситуаций.
Частота воспоминания негативных ситуаций:
– «острый нож, режущий палец» – 9 чел. или 28% выборки (Альбина С., Дания Ш., Елена М., Линара Д., Мария В., Ольга В., Руслана Д., Евгений С., Павел Д.);
– «плачущий старик на скамейке» – 7 чел. или 22% (Виолетта М., Мария В., Татьяна Ш., Яна А., Антон Б., Данил Д., Шамиль Я.);
– «осиное гнездо в ванной» – 5 чел. или 16% (Виолетта М., Линара Д., Олеся С., Татьяна Ш., Павел Б.);
– «свет фар и вой сирены скорой помощи у вашей двери» – 5 чел. или 16% (Альбина С., Марина О., Надежда И., Яна А., Евгений С.);
– «птичка, спасающаяся от кошачьих лап» – 4 чел. или 13% (Жанна С., Олеся С., Ульяна Р., Николай М.);
– «разбитая кружка с черникой на вашей любимой скатерти» – 1 чел. или 3% (Марина О.).
...

5. Осветить содержание психотерапевтической работы по коррекции негативных воспоминаний в среднем возрасте.
Нами выдвигается гипотеза о том, что особенности проявлений эмоциональной памяти в среднем возрасте влияют на уровень тревожности человека.
Методологической основой работы стали:
– принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев);
– положения современной науки о механизмах и процессах памяти человека (Д. Адам, Т.П. Зинченко, Д. Норман, Р. Солсо и др.);
– генетическая теория памяти человека (П.П. Блонский);
– работы по эмоциональной памяти (С.С. Корсаков, Т. Рибо, Е.А. Громова);
– положения возрастной (Т.Д. Марцинковская, И.В. Шаповаленко) и гендерной (Т.В. Бендас, Е.П. Ильин) психологии об особенностях развития мнемических и эмоциональных процессов.
...

Заключение

Итак, нами была исследована весьма актуальная проблема эмоциональной памяти человека и сделаны следующие выводы.
Память – это определяющая психологическая характеристика, участвующая в любом действии человека, и определяющая целостность его личности. Большинство ученых в ХХ в. опираются на трехкомпонентную модель механизма памяти. Память в этой модели представлена блоками сенсорной регистрации, кратковременной и долговременной памяти. Память включает процессы запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта человека.
Эмоциональная память – это способность воспроизводить пережитое ранее эмоциональное состояние в комплексе с воспоминанием о вызвавшей его ситуации и субъективным отношением к ней. Это явление воспроизведения определенного эмоционального состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые.
...

Литература

1. Агафонов, А.Ю. Психология мнемических явлений / А.Ю. Агафонов, Е.Е. Волчек. – 2-е изд., доп. – Самара: Универс-Групп, 2011. – 130 с.
2. Адам, Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Д. Адам. – М.: ДиректМедиаПаблишинг, 2012. – 75 с.
3. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.raai.org/library/ (дата обращения 11.07.2012).
4. Ашмарин, И.П. Механизмы памяти / И.П. Ашмарин, Ю.С. Бородкин и др.; отв. ред. Г.А. Вартанян. – [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/estesstv_nauki/1181257/ (дата обращения 12.07.2012).
5. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.
6. Бергфельд, А.Ю. Эмоциональный опыт как теоретический конструкт / А.Ю. Бергфельд // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. – 2010. – Вып. 1. – С. 38-46.
7. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский.
...

Литература

1. Агафонов, А.Ю. Психология мнемических явлений / А.Ю. Агафонов, Е.Е. Волчек. – 2-е изд., доп. – Самара: Универс-Групп, 2011. – 130 с.
2. Адам, Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Д. Адам. – М.: ДиректМедиаПаблишинг, 2012. – 75 с.
3. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.raai.org/library/ (дата обращения 11.07.2012).
4. Ашмарин, И.П. Механизмы памяти / И.П. Ашмарин, Ю.С. Бородкин и др.; отв. ред. Г.А. Вартанян. – [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/estesstv_nauki/1181257/ (дата обращения 12.07.2012).
5. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.
6. Бергфельд, А.Ю. Эмоциональный опыт как теоретический конструкт / А.Ю. Бергфельд // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. – 2010. – Вып. 1. – С. 38-46.
7. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – 3-е изд. – М.: ЛКИ, 2011. – 208 с.
8. Боев, И.В. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений: Монография / И.В. Боев, Я.Л. Обухов. – Ставрополь: Сервисшкола, 2009. – 167 с.
9. Величковский, Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания: В 2-х т. / Б.М. Величковский. – Т. 1. – 2-е изд. – М.: Смысл, 2012. – 448 с.
10. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2010. – 1136 с.
12. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0420/ (дата обращения 10.07.2012).
13. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – 6-е изд., стереотип. – СПб.: Речь, 2011. – 656 с.
14. Гребельная, В.М. Эмоциональная память актера эстрады / В.М. Гребельная // Вестник ВятГГУ (г.Вятка). – 2010. – № 2 (4). – С. 150-159.
15. Грин, Ш. Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания / Ш. Грин; пер. Е. Румянцева. – М.: АСТ, 2010. – 228 с.
16. Громова, Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы / Е.А. Громова. – М.: Наука, 1980. – 181 с.
17. Зинченко, Т.П. Когнитивная и прикладная психология / Т.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Когито-Центр, 2010. – 608 с.
18. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
19. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 544 с.
20. Исаева, П.Т. Влияние эмоций и памяти на изменение установок и стереотипов / П.Т. Исаева // Вектор науки ТГУ (г.Тольятти). – 2011. – № 2 (25). – С. 96-99.
21. Когнитивная психология памяти / Под ред. У. Найссера, А. Хаймен; пер. С. Рысев, О. Исакова и др. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2011. – 640 с.
22. Козубовский, В.М. Общая психология. Познавательные процессы / В.М. Козубовский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Амалфея, 2011. – 372 с.
23. Корсаков, С.С. Болезненные расстройства памяти и их диагностика [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://alconom.ru/knigi/audio-knigi/1470 (дата обращения 11.07.2012).
24. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 944 с.
25. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Смысл, 2010. – 511 с.
26. Леутин, В.П. Тест инверсии эмоционального отражения / В.П. Леутин, Е.И. Николаева // Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей-сирот. – М.: Проспект, 2011. – С. 111-113.
27. Линдсей, П. Переработка информации у человека / П. Линдсей, Д. Норман [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/... (дата обращения 10.07.2012).
28. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2010. – 256 с.
29. Мельницкая, Т.Б. Шкала оценки влияния травматического события (IES-R) применительно к радиационному фактору / Т.Б. Мельницкая, А.В. Хавыло, Т.В. Белых // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – № 5(19). [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения 07.07.2012).
30. Мокшанцев, Р.И. Эмоциональная память как индикатор профессиональной адаптивности социального работника на пороге профессиональной социализации / Р.И. Мокшанцев // Медицина и образование в Сибири (г.Новосибирск). – 2008. – С. 36-41.
31. Нуркова, В.В. Общая психология: В 7 т. – Т. 3. Память / Под ред. Б.С. Братуся. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
32. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2011. – 496 с.
33. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха; пер. А. Алексеева. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 1096 с.
34. Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель, 2008. – 656 с.
35. Пурнис, Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии / Н.Е. Пурнис. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2011. – 208 с.
36. Рибо, Т. Психология чувств (по изданию 1898 г.) [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/74113 (дата обращения 12.07.2012).
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштей. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
38. Сеченов, И.М. Элементы мысли. Впечатления и действительность / И.М. Сеченов. – М.: Либроком, 2011. – 230 с.
39. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб: Речь, 2010. – 350 с.
40. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо; пер. С. Комаров. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.
41. Станиславский, К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика / К.С. Станиславский. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 480 с.
42. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон; пер. Л. Рудкевича. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
43. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Авторский сборник / Б.М. Теплов. – М.: МПСИ, 2009. – 640 с.
44. Филатова, С.А. Геронтология / С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. – 6-е изд., стереотип. – Ростов/н/Д.: Феникс, 2011. – 512 с.
45. Хомская, Е.Д. Мозг и эмоции / Е.Д. Хомская, Н.Я. Батова. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 160 с.
46. Черемошкина, Л.В. Психология памяти / Л.В. Черемошкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 320 с.
47. Чернобай, А.Д. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти / А.Д. Чернобай, Ю.Ю. Федотова. – СПб.: Речь, 2011. – 52 с.
48. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2012. – 576 с.
49. Шевелева, Е.В. Авторская программа индивидуальных психокоррекционных занятий с подростками в кризисной ситуации, после травматического события // Первое сентября (Психологическая помощь). – 2011. – № 5. – С. 5-6.
50. Штейнхард, Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхард. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2011. – 384 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Состояние теоретической и практической разработанности
проблемы эмоциональной памяти как особого вида памяти человека….....6
1.1. Характеристика механизмов и процессов памяти человека…………………6
1.2. Свойства и значение эмоциональной памяти………………………………..12
1.3. Онтогенетическое развитие и гендерные различия
эмоциональной памяти………………………………………………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной
памяти у людей среднего возраста……………………………………………...26
2.1. Описание выборки, организации и методов исследования…………………26
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………30
2.3. Содержание психотерапевтической работы по коррекции
негативных воспоминаний в среднем возрасте……………………………...38
Заключение………………………………………………………………………...45
Литература…………………………………………………………………………48
Приложения………………………………………………………………………..53

2.3. Содержание психотерапевтической работы по коррекции
негативных воспоминаний в среднем возрасте
После некоторых травматические событий или ситуаций личностные психологические ресурсы человека как бы исчерпываются, и ему необходима помощь. Люди среднего возраста могут находиться в кризисном психологическом состоянии после травматического события. Это обычно такие события, как: потеря значимого близкого человека, потеря работы, экстремальные ситуации, потеря любимого животного, психологические и физические травмы и другие кризисные ситуации. Они вызывают сильнейшие негативные эмоции и фрагменты эмоциональных воспоминаний. Длительно действующее, такое состояние чревато серьезной угрозой здоровью и даже жизни человека.
...

32. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2011. – 496 с.
33. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха; пер. А. Алексеева. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 1096 с.
34. Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель, 2008. – 656 с.
35. Пурнис, Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии / Н.Е. Пурнис. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2011. – 208 с.
36. Рибо, Т. Психология чувств (по изданию 1898 г.) [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/74113 (дата обращения 12.07.2012).
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштей. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
38. Сеченов, И.М. Элементы мысли. Впечатления и действительность / И.М. Сеченов. – М.: Либроком, 2011. – 230 с.
39. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб: Речь, 2010. – 350 с.
...

1.1. Характеристика механизмов и процессов памяти человека
Как психологический феномен память связана со способностью живых существ избирательно фиксировать изменения, необходимые для активного приспособления к условиям жизни. Ученые определяют память как следовое психическое отражение прошлого. Сущность памяти в том, что она позволяет человеку сохранять прошлый опыт, и затем повторно использовать его в своей жизни и деятельности. Благодаря существованию памяти человек сохраняет и передает опыт предшествующих поколений, а также осваивает новые знания, умения и навыки (В.М. Козубовский) [22]. «Психологический феномен памяти – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и (или) восстановление в сфере сознания», – указывает В.В. Нуркова [31, с. 11].
Как указывает А.В. Петровский, роль памяти не сводится только к сохранению того, что «было в прошлом».
...

1.2. Свойства и значение эмоциональной памяти
Вопрос о связи функционирования памяти с эмоциями рассматривается многими учеными. Эмоционально окрашенная информация запоминается – при прочих равных условиях – лучше, чем эмоционально безразличная. Л.С. Выготский указывает, что эмоциональная окраска запоминаемого «руководит памятью»; нередки слова: «Я помню это потому, что это поразило меня в детстве» [11, с. 179].
Установлена активирующая роль несильных эмоций в отношении сохранения в памяти. В то же время, сильные эмоции могут значительно исказить содержание запоминаемого и препятствовать его сохранению (Т.П. Зинченко) [18, с. 75].
На прочность и полноту запоминания влияет и общее эмоциональное состояние человека на тот момент, когда впечатление было воспринято.
...

1.3. Онтогенетическое развитие и гендерные различия эмоциональной памяти
Как показывает изучение теоретических источников, возрастные и гендерные аспекты эмоциональной памяти изучены весьма неполно.
В соответствии с теорией П.П. Блонского, различные виды памяти развивают в онтогенезе поэтапно. На начальных этапах развития память тесно связана с непосредственными потребностями и аффектами ребенка. Моторная память, представляющая собой условные двигательные рефлексы, появляется уже в первый месяц жизни ребенка. Затем, около шести месяцев, появляется аффективная (эмоциональная)) память, которая достигает расцвета к 3 – 5 годам. Благодаря этому виду памяти у ребенка становятся возможны симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнавания («знакомое» и «чужое»). На втором году жизни у ребенка начинает развиваться образная память. С 3 – 4 лет формируется словесно-логическая память, и ее развитие протекает весьма длительный период. П.П.
...

2.1. Описание выборки, организации и методов исследования
Целью эмпирического исследования стало изучение особенностей эмоциональной памяти людей среднего возраста.
Нами проверяется гипотеза о том, что особенности проявлений эмоциональной памяти в среднем возрасте влияют на уровень тревожности человека.
Базой эмпирического исследования стали небольшие частные организации г. Брянска.
Выборку составили индивидуальные предприниматели и сотрудники различных небольших организаций (офисные работники среднего звена, продавцы). Всего в исследовании участвовало 32 человека в возрасте от 31 до 38 лет, из них 23 женщины (72% выборки) и 9 мужчин (28%).
При организации эмпирического исследования нами решены следующие задачи:
1) сформировать выборку исследования;
2) подобрать диагностические методики;
3) провести эмпирическое исследование;
4) обработать результаты, сделать их качественный и количественный анализ.
Методы исследования: тестирование, методы качественного и количественного анализа.
...

2.2. Анализ результатов исследования
1. Методика Д. Лаппа.
Нами были зафиксированы по две первые ситуации, которые вспомнили испытуемые (Таблица 1 Приложения 3).
Проанализируем частоту воспоминания негативных, позитивных и нейтральных образов и ситуаций.
Частота воспоминания негативных ситуаций:
– «острый нож, режущий палец» – 9 чел. или 28% выборки (Альбина С., Дания Ш., Елена М., Линара Д., Мария В., Ольга В., Руслана Д., Евгений С., Павел Д.);
– «плачущий старик на скамейке» – 7 чел. или 22% (Виолетта М., Мария В., Татьяна Ш., Яна А., Антон Б., Данил Д., Шамиль Я.);
– «осиное гнездо в ванной» – 5 чел. или 16% (Виолетта М., Линара Д., Олеся С., Татьяна Ш., Павел Б.);
– «свет фар и вой сирены скорой помощи у вашей двери» – 5 чел. или 16% (Альбина С., Марина О., Надежда И., Яна А., Евгений С.);
– «птичка, спасающаяся от кошачьих лап» – 4 чел. или 13% (Жанна С., Олеся С., Ульяна Р., Николай М.);
– «разбитая кружка с черникой на вашей любимой скатерти» – 1 чел. или 3% (Марина О.).
...

5. Осветить содержание психотерапевтической работы по коррекции негативных воспоминаний в среднем возрасте.
Нами выдвигается гипотеза о том, что особенности проявлений эмоциональной памяти в среднем возрасте влияют на уровень тревожности человека.
Методологической основой работы стали:
– принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев);
– положения современной науки о механизмах и процессах памяти человека (Д. Адам, Т.П. Зинченко, Д. Норман, Р. Солсо и др.);
– генетическая теория памяти человека (П.П. Блонский);
– работы по эмоциональной памяти (С.С. Корсаков, Т. Рибо, Е.А. Громова);
– положения возрастной (Т.Д. Марцинковская, И.В. Шаповаленко) и гендерной (Т.В. Бендас, Е.П. Ильин) психологии об особенностях развития мнемических и эмоциональных процессов.
...

Заключение

Итак, нами была исследована весьма актуальная проблема эмоциональной памяти человека и сделаны следующие выводы.
Память – это определяющая психологическая характеристика, участвующая в любом действии человека, и определяющая целостность его личности. Большинство ученых в ХХ в. опираются на трехкомпонентную модель механизма памяти. Память в этой модели представлена блоками сенсорной регистрации, кратковременной и долговременной памяти. Память включает процессы запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта человека.
Эмоциональная память – это способность воспроизводить пережитое ранее эмоциональное состояние в комплексе с воспоминанием о вызвавшей его ситуации и субъективным отношением к ней. Это явление воспроизведения определенного эмоционального состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые.
...

Литература

1. Агафонов, А.Ю. Психология мнемических явлений / А.Ю. Агафонов, Е.Е. Волчек. – 2-е изд., доп. – Самара: Универс-Групп, 2011. – 130 с.
2. Адам, Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Д. Адам. – М.: ДиректМедиаПаблишинг, 2012. – 75 с.
3. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.raai.org/library/ (дата обращения 11.07.2012).
4. Ашмарин, И.П. Механизмы памяти / И.П. Ашмарин, Ю.С. Бородкин и др.; отв. ред. Г.А. Вартанян. – [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/estesstv_nauki/1181257/ (дата обращения 12.07.2012).
5. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.
6. Бергфельд, А.Ю. Эмоциональный опыт как теоретический конструкт / А.Ю. Бергфельд // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. – 2010. – Вып. 1. – С. 38-46.
7. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский.
...

Литература

1. Агафонов, А.Ю. Психология мнемических явлений / А.Ю. Агафонов, Е.Е. Волчек. – 2-е изд., доп. – Самара: Универс-Групп, 2011. – 130 с.
2. Адам, Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Д. Адам. – М.: ДиректМедиаПаблишинг, 2012. – 75 с.
3. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.raai.org/library/ (дата обращения 11.07.2012).
4. Ашмарин, И.П. Механизмы памяти / И.П. Ашмарин, Ю.С. Бородкин и др.; отв. ред. Г.А. Вартанян. – [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/estesstv_nauki/1181257/ (дата обращения 12.07.2012).
5. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.
6. Бергфельд, А.Ю. Эмоциональный опыт как теоретический конструкт / А.Ю. Бергфельд // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. – 2010. – Вып. 1. – С. 38-46.
7. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – 3-е изд. – М.: ЛКИ, 2011. – 208 с.
8. Боев, И.В. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений: Монография / И.В. Боев, Я.Л. Обухов. – Ставрополь: Сервисшкола, 2009. – 167 с.
9. Величковский, Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания: В 2-х т. / Б.М. Величковский. – Т. 1. – 2-е изд. – М.: Смысл, 2012. – 448 с.
10. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2010. – 1136 с.
12. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0420/ (дата обращения 10.07.2012).
13. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – 6-е изд., стереотип. – СПб.: Речь, 2011. – 656 с.
14. Гребельная, В.М. Эмоциональная память актера эстрады / В.М. Гребельная // Вестник ВятГГУ (г.Вятка). – 2010. – № 2 (4). – С. 150-159.
15. Грин, Ш. Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания / Ш. Грин; пер. Е. Румянцева. – М.: АСТ, 2010. – 228 с.
16. Громова, Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы / Е.А. Громова. – М.: Наука, 1980. – 181 с.
17. Зинченко, Т.П. Когнитивная и прикладная психология / Т.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Когито-Центр, 2010. – 608 с.
18. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
19. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 544 с.
20. Исаева, П.Т. Влияние эмоций и памяти на изменение установок и стереотипов / П.Т. Исаева // Вектор науки ТГУ (г.Тольятти). – 2011. – № 2 (25). – С. 96-99.
21. Когнитивная психология памяти / Под ред. У. Найссера, А. Хаймен; пер. С. Рысев, О. Исакова и др. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2011. – 640 с.
22. Козубовский, В.М. Общая психология. Познавательные процессы / В.М. Козубовский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Амалфея, 2011. – 372 с.
23. Корсаков, С.С. Болезненные расстройства памяти и их диагностика [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://alconom.ru/knigi/audio-knigi/1470 (дата обращения 11.07.2012).
24. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 944 с.
25. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Смысл, 2010. – 511 с.
26. Леутин, В.П. Тест инверсии эмоционального отражения / В.П. Леутин, Е.И. Николаева // Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей-сирот. – М.: Проспект, 2011. – С. 111-113.
27. Линдсей, П. Переработка информации у человека / П. Линдсей, Д. Норман [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/... (дата обращения 10.07.2012).
28. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2010. – 256 с.
29. Мельницкая, Т.Б. Шкала оценки влияния травматического события (IES-R) применительно к радиационному фактору / Т.Б. Мельницкая, А.В. Хавыло, Т.В. Белых // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – № 5(19). [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения 07.07.2012).
30. Мокшанцев, Р.И. Эмоциональная память как индикатор профессиональной адаптивности социального работника на пороге профессиональной социализации / Р.И. Мокшанцев // Медицина и образование в Сибири (г.Новосибирск). – 2008. – С. 36-41.
31. Нуркова, В.В. Общая психология: В 7 т. – Т. 3. Память / Под ред. Б.С. Братуся. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
32. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2011. – 496 с.
33. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха; пер. А. Алексеева. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 1096 с.
34. Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель, 2008. – 656 с.
35. Пурнис, Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии / Н.Е. Пурнис. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2011. – 208 с.
36. Рибо, Т. Психология чувств (по изданию 1898 г.) [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/74113 (дата обращения 12.07.2012).
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштей. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
38. Сеченов, И.М. Элементы мысли. Впечатления и действительность / И.М. Сеченов. – М.: Либроком, 2011. – 230 с.
39. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб: Речь, 2010. – 350 с.
40. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо; пер. С. Комаров. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.
41. Станиславский, К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика / К.С. Станиславский. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 480 с.
42. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон; пер. Л. Рудкевича. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
43. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Авторский сборник / Б.М. Теплов. – М.: МПСИ, 2009. – 640 с.
44. Филатова, С.А. Геронтология / С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. – 6-е изд., стереотип. – Ростов/н/Д.: Феникс, 2011. – 512 с.
45. Хомская, Е.Д. Мозг и эмоции / Е.Д. Хомская, Н.Я. Батова. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 160 с.
46. Черемошкина, Л.В. Психология памяти / Л.В. Черемошкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 320 с.
47. Чернобай, А.Д. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти / А.Д. Чернобай, Ю.Ю. Федотова. – СПб.: Речь, 2011. – 52 с.
48. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2012. – 576 с.
49. Шевелева, Е.В. Авторская программа индивидуальных психокоррекционных занятий с подростками в кризисной ситуации, после травматического события // Первое сентября (Психологическая помощь). – 2011. – № 5. – С. 5-6.
50. Штейнхард, Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхард. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2011. – 384 с.

Купить эту работу

Эмоциональный вид памяти как особый вид памяти, ее свойства и значение для психики человека

1800 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

28 февраля 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
АленаИгоревна
4.3
Старые заказчики, делайте персональный заказ, только так я смогу о нём узнать.
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1800 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе АленаИгоревна 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе АленаИгоревна 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе АленаИгоревна 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе АленаИгоревна 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽