Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Арт-терапия как метод коррекции негативных эмоциональных состояний личности подростков

  • 123 страниц
  • 2008 год
  • 4367 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

charodeika

1950 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
В переходный период развития российского общества молодое поколение находится в особенно сложной социально-психологической ситуации, когда в значительной мере разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит медленно и хаотично. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и особенно подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Все это, а также возрастные особенности детей в подростковый период способствует возникновению у них негативных эмоциональных состояний личности, которые необходимо своевременно корректировать. В то же время, по мнению И. А. Копытина, подростковый возраст – это время активного проявления творческого начала и экспериментов с внешней и внутренней реальностью, и именно этот ресурс нельзя оставлять без внимания.
О целительной силе искусства люди говорят издавна. Художественное творчество как таковое обладает уникальным воздействием на человека, несет в себе преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику. Искусство, по словам Н. Ю. Сергеевой, является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и равновесие, эмоциональное благополучие. Феномен «исцеляющих возможностей ис-кусства» лежит в основе такого направления практической психологии, как арт-терапия
Центральной фигурой в арт-терапии является личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства и другое. При их словесном описании, особенно у детей, могут возникать затруднения, поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний, особенно депрессивного характера. То есть можно сделать вывод о том, что арт-терапия позволяет особенно эффективно решать проблемы эмоционально-волевой сферы личности. Наиболее же результативной она оказывается в работе с подростками в силу ряда их возрастных особенностей.
Все это обусловило необходимость рассмотрения в нашем исследова-нии возможностей использования арт-терапии в процессе коррекции нега-тивных эмоциональных состояний подростков для повышения эффективно-сти последнего.
В современной литературе появляется все больше статей и публикаций, в которых раскрываются возможности использования арт-терапии.
Л. Д. Лебедева рассматривает в своих работах диагностические и коррекционные возможности рисунка, возникающие благодаря такому механизму, как проекция. А. И. Копытин занимается исследованиями в области групповой арт-терапии и проективной диагностики. В области сказкотерапии широко известны работы Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и И. В. Вачкова. Н. Сакович занимается методическими разработками в сфере фототерапии, песочной терапии. Также изучением вопросов, связанных с применением арт-терапии в работе с подростками занимались такие авторы, как В. Петрушин, Д. Соколов, Н. Сергеева и другие.
Как показывает краткий анализ исследований и психолого-педагогической практики, психологи нуждаются в научно обоснованных программах и рекомендациях по вопросам использования арт-терапии в процессе коррекции негативных эмоциональных состояний личности подростков. Таким образом, мы имеем противоречие между потребностями практики и уровнем разработанности избранной нами области психологической науки. Это и предопределило выбор темы и проблемы нашего исследования.
Исходя из потребностей практики и анализа изученной литературы, проблема исследования была сформулирована следующим образом: каковы возможности эффективного применения арт-терапии для коррекции негативных эмоциональных состояний подростков?
Решение поставленной проблемы составляет цель нашего исследова-ния.
Объектом исследования являются негативные эмоциональные состоя-ния подростков, а предметом – процесс коррекции негативных эмоциональных состояний подростков с помощью арт-терапии.
Гипотеза нашего исследования основана на том, что процесс коррекции негативных эмоциональных состояний личности подростков будет осуществляться эффективно, если в своей работе психолог будет активно использовать арт-терапевтические методики.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и охарактеризовать арт-терапию как метод психологической работы с подростками.
2. Раскрыть особенности использования арт-терапии в коррекции эмоциональных состояний подростков.
3. Рассмотреть основные методики, используемые в арт-терапевтиче-ском процессе для коррекции негативных эмоциональных состояний под-ростков.
4. Составить арт-терапевтическую программу коррекции эмоциональных состояний подростков и обосновать ее эффективность.
Методологической основой нашего исследования являются учение Л. Д. Лебедевой о диагностических и коррекционных возможностях рисунка, а также учение А. И. Копытина о системном подходе в арт-терапии.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы разнообразные методы, дополнявшие друг друга. Эта система методов включила в себя теоретический анализ психологической литературы по теме, изучение практики арт-терапевтической деятельности, наблюдение, опросные методы (беседы, анкеты), психодиагностические методики.
Экспериментальной базой исследования является РГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Калининского района г. Чебоксары» Министерства здравоохранения и социального развития ЧР.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами рассмотрены и систематизированы основные методики, используемые в арт-терапевтическом процессе для коррекции негативных эмоциональных состояний подростков. Практическая значимость исследования в том, что на его основе разработана научно обоснованная арт-терапевтическая программа коррекции негативных эмоциональных состояний подростков «Краски жизни». Результаты и выводы исследования могут быть использованы студентами, психологами и педагогами.
На защиту выносятся:
1. Характеристика арт-терапии как метода психологической работы с подростками.
2. Использование арт-терапии в коррекции негативных эмоцио-нальных состояний подростков.
3. Арт-терапевтическая программа коррекции негативных эмоциональных состояний подростков «Краски жизни».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассматриваются научно-теоретические аспекты изучения коррекции негативных эмоциональных состояний подростков с помощью арт-терапии, во второй  представлен опыт коррекционной работы с подростками, имеющими такие негативные эмоциональные состояния, как тревожность, неуверенность в себе и замкнутость, а также анализ результатов проведенной коррекции.

Содержание
Введе-ние……………………………………………………………………3
Глава I. Научно-теоретические аспекты изучения коррекции негатив-ных эмоциональных состояний подростков с помощью арт-тера-пии……………………………………………………………………………7
1.1. Сущность и характеристика арт-терапии как метода психологической работы с подростка-ми………………………………………………………7
1.2. Использование арт-терапии в коррекции негативных эмоциональных состояний подрост-ков……………………………………………………...19
Глава II. Экспериментальное изучение коррекции негативных эмоциональных состояний подростков с помощью арт-терапии……………………..30
2.1. Ход эксперимента и описание методик исследова-ния…………….30
2.2. Опытно-экспериментальная работа по использованию арт-терапии в коррекции негативных эмоциональных состояний подрост-ков……………46
Заключе-ние………………………………………………………………..58
Библиографический спи-сок………………………………………………60
Приложение 1……………………………………………………………..66
Приложение 2……………………………………………………………..70
Приложение 3……………………………………………………………..95
Приложение 4……………………………………………………………112
Приложение 5……………………………………………………………119

Защищена на отлично в 2008 году, г. Чебоксары. Дополнительно присутствует текст защиты.

Библиографический список
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь : программа психологического содействия успешной социальной адаптации подросков / Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с.
2. Арасланова Е. Искусство переживать / Е. Арасланова. // Обруч.  2001.  № 5.  С. 13 – 15.
3. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
4. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н. Мадонова. // Журнал прикладной психологии.  2005.  № 5.  С. 25 – 29.
5. Белкина О.А. Педагогика поддержки и арт-терапия. Точки соприкосновения / О.А. Белкина. // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: материалы всерос. науч.-практ. конф., 27  28 ноября 2003 г.  Чебоксары, 2004.  С. 52 – 54.
6. Богоявленская Д. Б. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание / Д. Б. Богоявленская // Педагогика. – 1998.  № 3. – С. 25 – 30.
7. Быстрицкий О. Терапия киноискусством / О. Быстрицкий. // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2007. – № 3 .  С. 18 – 21.
8. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. – (Образовательный стандарт XXI).
9. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие / И. В. Вачков.  М.: «Ось-89», 2002.  224 с.  (Практическая психология).
10. Воробьева, О. В. Музыка как средство терапии и формирования позитивной «Я – концепции» / О.В. Воробьева, И. И. Душенин // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса : материалы всерос. науч.-практ. конф., 27 - 28 ноября 2003 г.  Чебоксары, 2004.  С. 43 – 47.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 96 с.
12. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Ростов н/Д. : Феникс, 1998. – 479 с.
13. Дарвиш О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш ; под ред. В. Е. Клочко. – М. : Владос-Пресс, 2003. – 264 с.
14. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова.  Ростов н /Д : Феникс, 2005.  315 с.
15. Ермолаева-Тонина Л. Б. Психология художественного творчества : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева-Тонина. – М. : Академический проект, 2003. – 304 с.
16. Ещенко Н. Техника безопасности в арт-терапии /Н. Ещенко. // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2006.  № 10.  С. 4  7.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии /Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.  СПб. : Речь, 2005.  310 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Песочная терапия на современном этапе // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2002.  № 33.  С. 10 – 11.
19. Колесов Д. В. О психофизиологии творчества / Д. В. Колесов // Психологический журнал. – 1992.  № 6. – С. 27 – 30.
20. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А. И. Ко-пытин. – СПб. : Речь, 2003. – 320 с.
21. Копытин А. И. Системная арт-терапия /А. И. Копытин. – СПб. : Питер, 2001. – 216 с. – (Практикум по психотерапии).
22. Копытин, И. А. Американская арт-терапия  как сама Америка // Психологическая газета.  2003.  № 6/93.  С. 24 – 26.
23. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, си-стема занятий / Л. Лебедева. – СПб. : Речь, 2005. – 256 с.
24. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л. Лебедева, Ю. Никонорова, Н. Тараканова. – СПб. : Речь, 2006. – 336 с.
25. Лебедева Л. Краткая энциклопедия необычных признаков в проективном рисовании / Л. Лебедева, Ю. Петровичева, Н. Тараканова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2005.  № 15.  48 с.
26. Лебедева Л., Лебедева О. Затерянный мир: Арт-терапевтическая диагностика личности / Л. Д. Лебедева, О. Лебедева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2002.  № 10.  С. 7.
27. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике / Л.Д. Лебедева // Педагогика.  2000.  № 9.  С. 27 – 34.
28. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация / Л. Д. Лебедева // Педагогика.  2001.  № 10.  С. 21 – 25.
29. Лебедева Л.Д. Педагогическое взаимодействие в арт-терапевтиче-ском процессе / Лебедева Л.Д. // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума  Чебоксары, 2004.  С. 68 – 71.
30. Лебедева Л.Д. Погружение без снаряжения / Л.Д.Лебедева. // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2007.  № 3.  С.28 – 31.
31. Лебедева Л.Д. Полезная экспрессия / Л. Д. Лебедева. // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2002.  № 45.  С. 8 – 9.
32. Лебедева Л.Д. Теоретические основы арт-терапии / Л. Д. Лебедева. // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2006.  № 3.  С. 9 – 11.
33. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Наука, 1978. – 125 с.
34. Михеева С. В поисках общего языка: Сказкотерапия / С. Михеева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2005.  № 9.  С. 31 – 33.
35. Набойкина Е. Роспись на стекле / Е. Набойкина // Школьный пси-холог. Приложение к газете «Первое сентября».  2007.  № 1.  С. 46 – 47.
36. Немов Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. – 4-е изд.  М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологичесое исследование с элементами математичесой статистики. – 640 с.
37. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – М. : Роспедагенство, 1997. – 374 с.
38. Оганесян Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию.  М.: «Ось-89», 2002.  272 с.
39. Петровичева Ю. В. Арт-терапевтическая методика «Мой жизнен-ный путь» / Петровичева Ю.В., Н.А. Тараканова // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума  Чебоксары, 2004.  С. 80 – 82.
40. Пономарева В. В некотором царстве, в некотором государстве... : сказкотерапия / В. Пономарева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”.  2005.  № 18.  С. 9 – 11.
41. Протасова Л., Гилева, Т. «Творческая гостиная»: Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения / Л. Протасова, Т. Гилева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2006.  № 15.  С. 32 – 39.
42. Рудякова О. Использование арт-терапевтических техник в работе с подростками / О. Рудякова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2006.  № 9.  С. 14 – 15.
43. Рыбакова С.Г. Арт-терапия как способ социальной адаптации старшеклассника / С.Г. Рыбакова // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: материалы всерос. науч.-практ. конф., 27  28 ноября 2003 г.  Чебоксары, 2004.  С. 25 – 29.
44. Сакович Н. «Я» в фокусе / Н. Сакович // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2005.  № 22.  С. 11 – 13.
45. Сакович Н. Достоинства песочной терапии // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2007.  № 3.  С. 26 – 27.
46. Сенчищева М. В. Арт-терапия как средство исследования образа цели / М. В. Сенчищева // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума  Чебоксары, 2004.  С. 82 – 85.
47. Сенчищева М. Снежная арт-терапия / М. Сенчищева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2006.  № 7.  С. 46 – 47.
48. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика : радость самовыражения : учебно-методическое пособие / Н. Сергеева. – Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2003. – 100 с.
49. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. – СПб. : Питер, 2001. – 750 с.
50. Сушенцева Д.Б. Арт-терапия и арт-педагогика в системе образования / Сушенцева Д.Б. // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума  Чебоксары, 2004.  С. 74 – 76.
51. Техника «Маска» для подростков // Искусство объединяет, учит, воспитывает: Материалы Всерос. науч.-практ. форума  Чебоксары, 2004.  С. 78 – 80.
52. Фридман Л. М. Психология детей и подростков : справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – М. : ИНП, 2003. – 479 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
В переходный период развития российского общества молодое поколение находится в особенно сложной социально-психологической ситуации, когда в значительной мере разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит медленно и хаотично. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и особенно подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Все это, а также возрастные особенности детей в подростковый период способствует возникновению у них негативных эмоциональных состояний личности, которые необходимо своевременно корректировать. В то же время, по мнению И. А. Копытина, подростковый возраст – это время активного проявления творческого начала и экспериментов с внешней и внутренней реальностью, и именно этот ресурс нельзя оставлять без внимания.
О целительной силе искусства люди говорят издавна. Художественное творчество как таковое обладает уникальным воздействием на человека, несет в себе преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику. Искусство, по словам Н. Ю. Сергеевой, является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и равновесие, эмоциональное благополучие. Феномен «исцеляющих возможностей ис-кусства» лежит в основе такого направления практической психологии, как арт-терапия
Центральной фигурой в арт-терапии является личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства и другое. При их словесном описании, особенно у детей, могут возникать затруднения, поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний, особенно депрессивного характера. То есть можно сделать вывод о том, что арт-терапия позволяет особенно эффективно решать проблемы эмоционально-волевой сферы личности. Наиболее же результативной она оказывается в работе с подростками в силу ряда их возрастных особенностей.
Все это обусловило необходимость рассмотрения в нашем исследова-нии возможностей использования арт-терапии в процессе коррекции нега-тивных эмоциональных состояний подростков для повышения эффективно-сти последнего.
В современной литературе появляется все больше статей и публикаций, в которых раскрываются возможности использования арт-терапии.
Л. Д. Лебедева рассматривает в своих работах диагностические и коррекционные возможности рисунка, возникающие благодаря такому механизму, как проекция. А. И. Копытин занимается исследованиями в области групповой арт-терапии и проективной диагностики. В области сказкотерапии широко известны работы Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и И. В. Вачкова. Н. Сакович занимается методическими разработками в сфере фототерапии, песочной терапии. Также изучением вопросов, связанных с применением арт-терапии в работе с подростками занимались такие авторы, как В. Петрушин, Д. Соколов, Н. Сергеева и другие.
Как показывает краткий анализ исследований и психолого-педагогической практики, психологи нуждаются в научно обоснованных программах и рекомендациях по вопросам использования арт-терапии в процессе коррекции негативных эмоциональных состояний личности подростков. Таким образом, мы имеем противоречие между потребностями практики и уровнем разработанности избранной нами области психологической науки. Это и предопределило выбор темы и проблемы нашего исследования.
Исходя из потребностей практики и анализа изученной литературы, проблема исследования была сформулирована следующим образом: каковы возможности эффективного применения арт-терапии для коррекции негативных эмоциональных состояний подростков?
Решение поставленной проблемы составляет цель нашего исследова-ния.
Объектом исследования являются негативные эмоциональные состоя-ния подростков, а предметом – процесс коррекции негативных эмоциональных состояний подростков с помощью арт-терапии.
Гипотеза нашего исследования основана на том, что процесс коррекции негативных эмоциональных состояний личности подростков будет осуществляться эффективно, если в своей работе психолог будет активно использовать арт-терапевтические методики.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и охарактеризовать арт-терапию как метод психологической работы с подростками.
2. Раскрыть особенности использования арт-терапии в коррекции эмоциональных состояний подростков.
3. Рассмотреть основные методики, используемые в арт-терапевтиче-ском процессе для коррекции негативных эмоциональных состояний под-ростков.
4. Составить арт-терапевтическую программу коррекции эмоциональных состояний подростков и обосновать ее эффективность.
Методологической основой нашего исследования являются учение Л. Д. Лебедевой о диагностических и коррекционных возможностях рисунка, а также учение А. И. Копытина о системном подходе в арт-терапии.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы разнообразные методы, дополнявшие друг друга. Эта система методов включила в себя теоретический анализ психологической литературы по теме, изучение практики арт-терапевтической деятельности, наблюдение, опросные методы (беседы, анкеты), психодиагностические методики.
Экспериментальной базой исследования является РГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Калининского района г. Чебоксары» Министерства здравоохранения и социального развития ЧР.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами рассмотрены и систематизированы основные методики, используемые в арт-терапевтическом процессе для коррекции негативных эмоциональных состояний подростков. Практическая значимость исследования в том, что на его основе разработана научно обоснованная арт-терапевтическая программа коррекции негативных эмоциональных состояний подростков «Краски жизни». Результаты и выводы исследования могут быть использованы студентами, психологами и педагогами.
На защиту выносятся:
1. Характеристика арт-терапии как метода психологической работы с подростками.
2. Использование арт-терапии в коррекции негативных эмоцио-нальных состояний подростков.
3. Арт-терапевтическая программа коррекции негативных эмоциональных состояний подростков «Краски жизни».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассматриваются научно-теоретические аспекты изучения коррекции негативных эмоциональных состояний подростков с помощью арт-терапии, во второй  представлен опыт коррекционной работы с подростками, имеющими такие негативные эмоциональные состояния, как тревожность, неуверенность в себе и замкнутость, а также анализ результатов проведенной коррекции.

Содержание
Введе-ние……………………………………………………………………3
Глава I. Научно-теоретические аспекты изучения коррекции негатив-ных эмоциональных состояний подростков с помощью арт-тера-пии……………………………………………………………………………7
1.1. Сущность и характеристика арт-терапии как метода психологической работы с подростка-ми………………………………………………………7
1.2. Использование арт-терапии в коррекции негативных эмоциональных состояний подрост-ков……………………………………………………...19
Глава II. Экспериментальное изучение коррекции негативных эмоциональных состояний подростков с помощью арт-терапии……………………..30
2.1. Ход эксперимента и описание методик исследова-ния…………….30
2.2. Опытно-экспериментальная работа по использованию арт-терапии в коррекции негативных эмоциональных состояний подрост-ков……………46
Заключе-ние………………………………………………………………..58
Библиографический спи-сок………………………………………………60
Приложение 1……………………………………………………………..66
Приложение 2……………………………………………………………..70
Приложение 3……………………………………………………………..95
Приложение 4……………………………………………………………112
Приложение 5……………………………………………………………119

Защищена на отлично в 2008 году, г. Чебоксары. Дополнительно присутствует текст защиты.

Библиографический список
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь : программа психологического содействия успешной социальной адаптации подросков / Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с.
2. Арасланова Е. Искусство переживать / Е. Арасланова. // Обруч.  2001.  № 5.  С. 13 – 15.
3. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
4. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н. Мадонова. // Журнал прикладной психологии.  2005.  № 5.  С. 25 – 29.
5. Белкина О.А. Педагогика поддержки и арт-терапия. Точки соприкосновения / О.А. Белкина. // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: материалы всерос. науч.-практ. конф., 27  28 ноября 2003 г.  Чебоксары, 2004.  С. 52 – 54.
6. Богоявленская Д. Б. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание / Д. Б. Богоявленская // Педагогика. – 1998.  № 3. – С. 25 – 30.
7. Быстрицкий О. Терапия киноискусством / О. Быстрицкий. // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2007. – № 3 .  С. 18 – 21.
8. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. – (Образовательный стандарт XXI).
9. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие / И. В. Вачков.  М.: «Ось-89», 2002.  224 с.  (Практическая психология).
10. Воробьева, О. В. Музыка как средство терапии и формирования позитивной «Я – концепции» / О.В. Воробьева, И. И. Душенин // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса : материалы всерос. науч.-практ. конф., 27 - 28 ноября 2003 г.  Чебоксары, 2004.  С. 43 – 47.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 96 с.
12. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Ростов н/Д. : Феникс, 1998. – 479 с.
13. Дарвиш О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш ; под ред. В. Е. Клочко. – М. : Владос-Пресс, 2003. – 264 с.
14. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова.  Ростов н /Д : Феникс, 2005.  315 с.
15. Ермолаева-Тонина Л. Б. Психология художественного творчества : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева-Тонина. – М. : Академический проект, 2003. – 304 с.
16. Ещенко Н. Техника безопасности в арт-терапии /Н. Ещенко. // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2006.  № 10.  С. 4  7.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии /Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.  СПб. : Речь, 2005.  310 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Песочная терапия на современном этапе // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2002.  № 33.  С. 10 – 11.
19. Колесов Д. В. О психофизиологии творчества / Д. В. Колесов // Психологический журнал. – 1992.  № 6. – С. 27 – 30.
20. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А. И. Ко-пытин. – СПб. : Речь, 2003. – 320 с.
21. Копытин А. И. Системная арт-терапия /А. И. Копытин. – СПб. : Питер, 2001. – 216 с. – (Практикум по психотерапии).
22. Копытин, И. А. Американская арт-терапия  как сама Америка // Психологическая газета.  2003.  № 6/93.  С. 24 – 26.
23. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, си-стема занятий / Л. Лебедева. – СПб. : Речь, 2005. – 256 с.
24. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л. Лебедева, Ю. Никонорова, Н. Тараканова. – СПб. : Речь, 2006. – 336 с.
25. Лебедева Л. Краткая энциклопедия необычных признаков в проективном рисовании / Л. Лебедева, Ю. Петровичева, Н. Тараканова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2005.  № 15.  48 с.
26. Лебедева Л., Лебедева О. Затерянный мир: Арт-терапевтическая диагностика личности / Л. Д. Лебедева, О. Лебедева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2002.  № 10.  С. 7.
27. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике / Л.Д. Лебедева // Педагогика.  2000.  № 9.  С. 27 – 34.
28. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация / Л. Д. Лебедева // Педагогика.  2001.  № 10.  С. 21 – 25.
29. Лебедева Л.Д. Педагогическое взаимодействие в арт-терапевтиче-ском процессе / Лебедева Л.Д. // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума  Чебоксары, 2004.  С. 68 – 71.
30. Лебедева Л.Д. Погружение без снаряжения / Л.Д.Лебедева. // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2007.  № 3.  С.28 – 31.
31. Лебедева Л.Д. Полезная экспрессия / Л. Д. Лебедева. // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2002.  № 45.  С. 8 – 9.
32. Лебедева Л.Д. Теоретические основы арт-терапии / Л. Д. Лебедева. // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2006.  № 3.  С. 9 – 11.
33. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Наука, 1978. – 125 с.
34. Михеева С. В поисках общего языка: Сказкотерапия / С. Михеева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2005.  № 9.  С. 31 – 33.
35. Набойкина Е. Роспись на стекле / Е. Набойкина // Школьный пси-холог. Приложение к газете «Первое сентября».  2007.  № 1.  С. 46 – 47.
36. Немов Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. – 4-е изд.  М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологичесое исследование с элементами математичесой статистики. – 640 с.
37. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – М. : Роспедагенство, 1997. – 374 с.
38. Оганесян Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию.  М.: «Ось-89», 2002.  272 с.
39. Петровичева Ю. В. Арт-терапевтическая методика «Мой жизнен-ный путь» / Петровичева Ю.В., Н.А. Тараканова // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума  Чебоксары, 2004.  С. 80 – 82.
40. Пономарева В. В некотором царстве, в некотором государстве... : сказкотерапия / В. Пономарева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”.  2005.  № 18.  С. 9 – 11.
41. Протасова Л., Гилева, Т. «Творческая гостиная»: Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения / Л. Протасова, Т. Гилева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2006.  № 15.  С. 32 – 39.
42. Рудякова О. Использование арт-терапевтических техник в работе с подростками / О. Рудякова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2006.  № 9.  С. 14 – 15.
43. Рыбакова С.Г. Арт-терапия как способ социальной адаптации старшеклассника / С.Г. Рыбакова // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: материалы всерос. науч.-практ. конф., 27  28 ноября 2003 г.  Чебоксары, 2004.  С. 25 – 29.
44. Сакович Н. «Я» в фокусе / Н. Сакович // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2005.  № 22.  С. 11 – 13.
45. Сакович Н. Достоинства песочной терапии // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2007.  № 3.  С. 26 – 27.
46. Сенчищева М. В. Арт-терапия как средство исследования образа цели / М. В. Сенчищева // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума  Чебоксары, 2004.  С. 82 – 85.
47. Сенчищева М. Снежная арт-терапия / М. Сенчищева // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября».  2006.  № 7.  С. 46 – 47.
48. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика : радость самовыражения : учебно-методическое пособие / Н. Сергеева. – Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2003. – 100 с.
49. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. – СПб. : Питер, 2001. – 750 с.
50. Сушенцева Д.Б. Арт-терапия и арт-педагогика в системе образования / Сушенцева Д.Б. // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума  Чебоксары, 2004.  С. 74 – 76.
51. Техника «Маска» для подростков // Искусство объединяет, учит, воспитывает: Материалы Всерос. науч.-практ. форума  Чебоксары, 2004.  С. 78 – 80.
52. Фридман Л. М. Психология детей и подростков : справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – М. : ИНП, 2003. – 479 с.

Купить эту работу

Арт-терапия как метод коррекции негативных эмоциональных состояний личности подростков

1950 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

28 марта 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
charodeika
4.5
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1950 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе charodeika 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе charodeika 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе charodeika 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе charodeika 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽