Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности временной перспективы подростков-сирот.

  • 69 страниц
  • 2014 год
  • 1125 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность. Временная перспектива является одной из важнейших характеристик человека. Она оказывает существенное влияние на жизненные процессы и события, затрагивает многие сферы жизни, связана с различными личностными особенностями. Необходимость изучения временной перспективы личности обусловлена, прежде всего, тем влиянием, которое представления человека о своём прошлом и настоящем могут оказать на эффективность его деятельности в настоящем.
Вместе с тем, однозначного определения данного понятия не существует. Так, временная перспектива понимается на основе: включения будущего и прошлого, жизни в контекст настоящего и их существования в настоящем (К. Левин, Б.В. Зейгарник); взаимосвязи и взаимного обуславливания прошлого, настоящего и будущего в сознании человека (Л.К. Франк); последовательности событий с определенными интервалами между ними в сознании человека в конкретный момент времени (Ж. Нюттен); временного поля действия (Л.С. Выготский); временного измерения образа мира (А.Н. Леонтьев); целестремительности (П.Я. Гальперин); хронотопа (М.М. Бахтин, А.А. Ухтомский, Д.И. Фельдштейн, В.П. Зинченко, Н.Н. Толстых); субъективной картины жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Е.И. Головаха); образа потребного будущего, вероятностного прогнозирования (В.А. Иванников, И.М. Фейгенберг); целенаправленности (В.К. Вилюнас); антиципации (В. Вундт, Б.Ф. Ломов, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Сурков); опережающего отражения (П.К. Анохин); способности моделировать будущее (Н.А. Бернштейн); целевой детерминации мотивации (А. Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу); способности личности действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдалённых будущих событий (Т.Дж. Котл, С.Л. Клинберг); жизненной линии или жизненного пути (П. Батлз); трансспективы (В.И. Ковалёв); пространственно-временного континуума внутренней организации времени (Т.Н. Березина); временной компетентности, организации времени, тайм-менеджмента (А.К. Болотова); позиции по отношению к своему времени (Д.А. Леонтьев); конструирования временного гештальта в темпоральной работе личности (М.Ш. Магомед-Эминов); временной формы (Ю.К. Стрелков).
Изучение особенностей временной перспективы подростков-сирот связано с особой актуальностью проблемы их жизнеустройства. Воспитание и проживание в интернатных учреждениях приводят к нарушениям интеллектуального и социального развития детей, что в последующем вызывает сложности в их социализации, устройстве самостоятельной жизни. После выхода из стен учреждения воспитанники имеют сложности в адаптации, их потребительское отношение к жизни, неумение нести ответственность за собственную жизнь мешают им профессионально самоопределиться, неумение общаться, отсутствие примера семейных отношений препятствуют созданию собственной семьи.
Особенно актуализируются эти проблемы в ранней юности, когда приходится решать задачи жизненного и профессионального самоопределения. Важным компонентом и условием самоопределения является способность проектировать свое будущее, строить временную перспективу своей жизни. Для психологического здоровья личности и умения проектировать свою жизнь важно также уметь связывать свое прошлое, настоящее и будущее в одно целое. При этом прошлое выступает как основа, фундамент, на котором строится будущее, настоящее – это время приобретения необходимых ресурсов для самореализации в будущем, а будущее создает мотивацию.
Объектом нашего исследования выступают подростки-сироты, предметом – особенности их временной перспективы. Цель исследования – анализ параметров временной перспективы подростков-сирот.
В соответствии с обозначенными объектом, предметом и целью исследования необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие и сущность временной перспективы;
2) проанализировать основные характеристики подросткового возраста;
3) выявить особенности исследования временной перспективы подростков;
4) охарактеризовать организацию и методологический аппарат эмпирической работы;
5) представить результаты исследования временной перспективы подростков-сирот;
6) проанализировать данные исследования временной перспективы подростков-сирот.
Методы: анализ и синтез психологической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы с подростками, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Для исследования особенностей временной перспективы подростков нами были использованы следующие методики: 1) Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо; 2) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; 3) Самоактуализационный тест Ю.Е. Алёшиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загики и М.В. Кроза; 4) Шкала безнадёжности А. Бека.
Опытно-экспериментальная база: исследование осуществлялось в …, выборка включала в себя 100 подростков-сирот.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели и задач исследования, разработку научного замысла изучения особенностей временной перспективы подростков-сирот;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей изучение временной перспективы подростков;
- третий этап включал эмпирическое исследование – были получены и проанализированы результаты изучения особенностей временной перспективы подростков-сирот.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлены, систематизированы и проанализированы различные подходы к проблеме временной перспективы и особенностей подросткового возраста, классифицированы типичные представления о временной перспективе подростков-сирот. Результаты исследования могут быть интересны психологам и педагогам, проводящим консультативную работу с подростками.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 70 источников. Общий объём работы 69 страниц.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения временной перспективы
подростков 7
1.1. Понятие и сущность временной перспективы 7
1.2. Основные характеристики подросткового возраста 20
1.3. Особенности исследования временной перспективы подростков 31
Выводы по второй главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей временной
перспективы подростков-сирот 38
2.1. Организация и методологический аппарат эмпирической работы 38
2.2. Результаты исследования временной перспективы подростков-сирот 44
2.3. Анализ данных исследования временной перспективы
подростков-сирот 47
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список литературы 63

Заключение

Наше исследование было посвящено исследованию особенностей временной перспективы подростков-сирот. Представим основные выводы.
1. Понятие временной перспективы используется в психологии для описания широкого круга временных явлений. Оно складывалось ещё на заре становления научной психологии, хотя терминологически оформляется значительно позже. Понятие временной перспективы не имеет до сих пор общепринятого понимания и однозначного определения, однако, несмотря на несводимость всех определений к единому основанию для дефиниции, мы обнаруживаем в них один сходный момент для выбора направления дальнейшего анализа. Все вышеперечисленные определения временной перспективы предполагают обращение к феномену времени, которое, в свою очередь, принимается без всякой концептуализации как само собой разумеющееся понятие. Можно утверждать, что в наиболее широком, недетализированном по своему характеру значении временная перспектива – это структурация времени процессов или отдельных сторон жизнедеятельности субъекта.
2. Подростковый период период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10 – 11 до 14 – 15 лет. Основные психологические потребности подростка стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.
3. Сформулированный методический подход Нюттена в 80-е годы привлек внимание отечественных авторов, получив отражение в научных публикациях. Так, особенности временной перспективы подростков исследовали Н.Н. Толстых, Ю.А. Васильева, С.В. Приходнюк, С.В. Духновский, В.И. Чудновский, Е.И. Головаха, А.И. Фёдоров, А.Б. Орлов, П.И. Яничев, П.А. Тропотяга, Ю.Е. Ершова, И.В. Рябикина и др. Вместе с тем, на данный момент отсутствуют исследования временной перспективы подростков-сирот, что является предпосылкой для проведения нами запланированного исследования.
4 Проведённое нами исследование базировалось на следующих 5 методиках: 1) Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо; 2) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; 3) Самоактуализационный тест Ю.Е. Алёшиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загики и М.В. Кроза; 4) Шкала безнадёжности А. Бека. Целью эмпирической части исследования стало изучение особенностей временной перспективы подростков-сирот. В соответствии с указанной целью мы решили ряд задач: 1) провели исследование при помощи вышеописанных методик; 2) проанализировали полученные данные путём статистического анализа; 3) сделали выводы об особенностях временной перспективы испытуемых.
5 С целью характеристики различных групп подростков-сирот на основании их временной перспективы мы провели кластерный анализ. Первый кластер объединяет собой 38 подростков. Они отличаются негативным, пессимистичным взглядом на прошлое, которое, очевидно, было тяжелым. Они своими руками пытаются строить своё настоящее и будущее, но проблема заключается в том, что они не знают, как это сделать лучше. У них неопределённые цели в жизни – есть желание изменить что-то, но нет возможности (либо они не видят её). Второй кластер объединяет 28 испытуемых. Это подростки более оптимистичны по сравнению с предыдущей группой – их не тяготит прошлое, они более-менее довольны настоящим и ориентируются на лучше будущее. Они считают, что вполне способны позаботиться о себе и своей дальнейшей жизни, у них высокий уровень самоуважения и принятия других людей. У этих подростков довольно высокие познавательные потребности, есть желание активно взаимодействовать с другими.
6. Третий кластер охватывает 23 подростка. Очевидно, эти испытуемые пережили в прошлом тяжёлые душевные потрясения, которые оказали очень сильное влияние на всю их дальнейшую жизнь. Они тяготятся прошлым и с опаской смотрят в будущее. У них нет цели, ради которой им хотелось бы что-то предпринимать, у них низкий самоконтроль и ещё более низкий локус контроля жизни. Эти подростки не чувствуют необходимости в самоактуализации, не доверяют ни другим людям, ни самим себе. К сожалению, они видят впереди только безнадёжность. Четвёртый кластер объединяет собой 11 испытуемых. У этих подростков либо нет трагического прошлого, либо они смогли закрыть эту страницу жизненного пути. Им свойственна устремлённость в будущее, но во многом их мечты – прожектёрство. У них есть цели, но они не знают, как их достичь, и часто они ограничиваются лишь мечтами о лучшем будущем без каких-либо действий для реализации задуманного в настоящем. Они не очень хорошо ориентируются во времени и рискуют стать эскапистами.
7 Проведённое нами исследование позволило выявить, что подростки-сироты по-разному видят своё прошлое, настоящее и будущее, а отношение к временной перспективе обусловливается как внешними обстоятельствами, так и личностными особенностями испытуемых. Очевидно, что многие из них нуждаются в грамотной психологической, педагогической и социальной помощи, чутких и понимающих наставниках, которые помогли бы им сделать жизненный выбор, поддержали в мечтах и стремлениях.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. – СПб: Алетейя, 2001. – 304 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1991. – 229 с.
3. Августин А. Исповедь / А. Августин // Об истинной религии. Теологический тракткт. – М.: Харвест, 1999. – С. 517 – 805.
4. Аристотель. Метафизика: Переводы. Комментарии. Толкования / Аристотель. – СПб; Киев: Алетейя; Эльга, 2002. – 830 с.
5. Байярд Р. Родители и подросток / Р. Байярд, Дж. Байярд // Подросток и семья. – М.: Бахрах-М, 2002. – С. 556 – 646.
6. Бергсон А. Непосредственные данные сознания. Время и свобода воли / А. Бергсон. – М.: ЛКИ, 2012. – 226 с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.
8. Бондырева С.К. Будущее во временной перспективе студентов вуза / С.К. Бондырева // Мир психологии. – 2011 - №3. – С. 141 – 147.
9. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведении / Ю.А. Васильева // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. - №2. – С. 58 – 78.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. / Л.С. Выготский. – М., 2012.
11. Гераклит Эфесский. Всё наследие / Гераклит Эфесский. – М.: Ад Маргинем, 2012. – 350 с.
12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е.И. Головаха. – Киев, 1988.
13. Головаха Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. – Киев, 1984. – 208 с.
14. Голубев А.М. Временная перспектива и мотивационные предпочтения / А.М. Голубев, М.Г. Казачанская // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. – 2009. – Т. 3. - №2. – С. 69 – 77.
15. Горькая Ж.В. Ценностные ориентации и временная перспектива личности студентов разного профиля обучения / Ж.В. Горькая // Вестник Самарского государственного университета. – 2013. - №5. – С. 179 – 183.
16. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гусерль. – М.: Наука, 2013. – 496 с.
17. Джемс У. Психология / У. Джемс. – М.: Педагогика, 1991. – 367 с.
18. Дмитриева Е.Н. Особенности временной перспективы детей и подростков с детским церебральным параличом: Дис. канд. психол. наук. – Томск, 2006. – 211 с.
19. Драгунова Т.В. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста / Т.В. Драгунова // Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка. – М.: МПСИ, 2005. – С. 318 – 322.
20. Духновский С.В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков: Дис. канд. психол. наук. – Казань, 2002.
21. Ершова Ю.Е. Временная перспектива проект жизни подростка / Ю.Е. Ершова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. - №26. – С. 45 – 48.
22. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. – М., 2012. – 129 с.
23. Камнева Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта: В возрастном диапазоне от 6 до 18 лет: Дис. канд. психол. наук. – Тула, 2002. – 191 с.
24. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. – М.: Эксмо, 2012. – 736 с.
25. Караваева Л.П. Особенности представления о будущем в период середины жизни личности у людей с разной временной перспективой / Л.П. Караваева // Человеческий капитал. – 2013. - №4. – С. 23 – 27.
26. Ковалёв В.И. Особенности личностной организации времени жизни / В.И. Ковалёв // Гуманистические проблемы психологической теории. – М., 1995. – С. 179 – 185.
27. Ковдра А.С. Временная перспектива как предиспозиция психологической безопасности личности: Дис. канд. психол. наук. – Пятигорск, 2012. – 224 с.
28. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. – СПб: Речь, 2000. – 368 с.
29. Лейбниц Г.В. Монадология. Опыт рассмотрения динамики / Г.В. Лейбниц // Сочинения: В 4-х тт. – М.: Мысль, 1982.
30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – СПб: Речь, 2013. – 256 с.
31. Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь / Н.А. Логинова // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М., 1978. – С. 156 – 166.
32. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека: В 2-х тт. / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: ПАРФ, 2007.
33. Мамедова Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности: На примере делинквентных подростков: Дис. канд. психол. наук. – М., 2007. – 193 с.
34. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике / Ю.Б. Молчанов. – М.. 1977. – 192 с.
35. Ньютон И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон. – М.: ЛКИ, 2014. – 704 с.
36. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего Ж. Нюттен. – СПб: Смысл, 2004. – 608 с.
37. Орлов А.Б. Развитие склонности и «временная перспектива» личности / А.Б. Орлов // Основные проблемы общей возрастной и педагогической психологии. – М., 1978.
38. Парменид. О природе / Парменид // Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. 1. – М.: Наука, 1989. – С. 289 – 298.
39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. – М., 2001. – 528 с.
40. Платон. Избранные диалоги / Платон. – М.: Эксмо, 2013. – 768 с.
41. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
42. Приходнюк С.В. Особенности временных самооценок несовершеннолетних преступников / С.В. Приходнюк // Психология личности и время. – Т. 2. – Черновцы, 1991.
43. Ремшмидт Х. Психология взросления / Х. Ремшмидт // Подросток и семья. – М.: Бахрах-М, 2002. – С. 232 – 356.
44. Рябикина И.В. Особенности временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности / И.В. Рябикина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. - №43-2. – С. 207 – 212.
45. Толстых Н.Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы / Н.Н. Толстых // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989. – С. 25 – 55.
46. Толстых Н.Н. Развитие индивидуального хронотопа в детстве и юности / Н.Н. Толстых // Вопросы психологии. – 2010. - №2. – С. 30 – 45.
47. Тропотяга П.А. Временная перспектива как факто профессионального становления личности / П.А. Тропотяга // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - №14. – С. 378 – 390.
48. Трубникова Н.И. Временная перспектива как важнейший компонент жизненного самоопределения / Н.И. Трубникова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - №5. – С. 137 – 138.
49. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: В 2-х тт. / Д.И. Фельдштейн. – Т. 1. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2005. – 568 с.
50. Фёдоров А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте: Типологический подход: Дис. канд. психол. наук. – М., 1996.
51. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. «Я» и механизмы защиты / А. Фрейд. – М.: Попурри, 2010. – 448 с.
52. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Азбука, 2013. – 480 с.
53. Фресс П. Восприятие и оценка времени / П. Фресс, Ж. Пиаже // Экспериментальная психология. – М.: Прогресс, 1978. – Вып. 6. – С. 88 – 130.
54. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М.: Академический Проект, 2013. – 452 с.
55. Хачатурова М.Р. Временная перспектива личности и выбор стратегий совладающего поведения в ситуации межличностного конфликта / М.Р. Хачатурова, А.К. Болотова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. - №10. – С. 241 – 249.
56. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.
57. Чудновский В.Э. О временном аспекте гармонического развития личности / В.Э. Чудновский // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. – М., 1980. – С. 60 – 67.
58. Шаповаленко И.В. Психология развития / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2013. – 576 с.
59. Ширяева О.С. Временная перспектива личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности / О.С. Ширяева, Е.А. Навроцкая // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2011. - №2. – С. 108 – 118.
60. Эйнштейн А. Сущность теории относительности / А. Эйнштейн // Собрание научных трудов: В 4-х тт. – Т. 2. – М.: Наука, 1966. – С. 5 – 82.
61. Эльконин Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2006. – 144 с.
62. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
63. Яничев П.И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте / П.И. Яничев // Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб, 1999.
64. Frank L.K. Time perspectives / L.K. Frank // Journal of Social Philosophy. – N4. – P. 293 – 312.
65. Lennings C.J. Profiles of Time Perspective and Personality: Developmental Considerations / C.J. Lennings // Journal of Psychology. 1998. – N132. – P. 629 – 641.
66. Lennings C.J. Self-Efficacy and Temporal Orientation as Predictors of Treatment Outcome in Severely Dependent Alcoholics / C.J. Lennings // Alcoholism Treatment Quarterly. – 1996. – N14. – P. 71 – 79.
67. Nuttin J. Le Fonctionnement de la Motivation Humaine / J. Nuttin // L’Orientation Scolaire et Professionelle. – 1985. – N14. – P. 91 – 103.
68. Raynor J.O. Future Orientation, Self-evaluation, and Motivation for Achievement / J.O. Raynor. – State University of New York, Buffalo, 1976.
69. Zimbardo P.G. Balancing One’s Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning / P.G. Zimbardo, I. Boniwell //Positive Psychology in Practice. – Hoboken; NJ: Wiley, 2004.
70. Zimbardo P.G. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable Individual-Differences Metric / P.G. Zimbardo, J.N. Boyd // Journal of Personality and Social Psychology. – 1999. – N77. – P. 1271 – 1288.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность. Временная перспектива является одной из важнейших характеристик человека. Она оказывает существенное влияние на жизненные процессы и события, затрагивает многие сферы жизни, связана с различными личностными особенностями. Необходимость изучения временной перспективы личности обусловлена, прежде всего, тем влиянием, которое представления человека о своём прошлом и настоящем могут оказать на эффективность его деятельности в настоящем.
Вместе с тем, однозначного определения данного понятия не существует. Так, временная перспектива понимается на основе: включения будущего и прошлого, жизни в контекст настоящего и их существования в настоящем (К. Левин, Б.В. Зейгарник); взаимосвязи и взаимного обуславливания прошлого, настоящего и будущего в сознании человека (Л.К. Франк); последовательности событий с определенными интервалами между ними в сознании человека в конкретный момент времени (Ж. Нюттен); временного поля действия (Л.С. Выготский); временного измерения образа мира (А.Н. Леонтьев); целестремительности (П.Я. Гальперин); хронотопа (М.М. Бахтин, А.А. Ухтомский, Д.И. Фельдштейн, В.П. Зинченко, Н.Н. Толстых); субъективной картины жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Е.И. Головаха); образа потребного будущего, вероятностного прогнозирования (В.А. Иванников, И.М. Фейгенберг); целенаправленности (В.К. Вилюнас); антиципации (В. Вундт, Б.Ф. Ломов, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Сурков); опережающего отражения (П.К. Анохин); способности моделировать будущее (Н.А. Бернштейн); целевой детерминации мотивации (А. Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу); способности личности действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдалённых будущих событий (Т.Дж. Котл, С.Л. Клинберг); жизненной линии или жизненного пути (П. Батлз); трансспективы (В.И. Ковалёв); пространственно-временного континуума внутренней организации времени (Т.Н. Березина); временной компетентности, организации времени, тайм-менеджмента (А.К. Болотова); позиции по отношению к своему времени (Д.А. Леонтьев); конструирования временного гештальта в темпоральной работе личности (М.Ш. Магомед-Эминов); временной формы (Ю.К. Стрелков).
Изучение особенностей временной перспективы подростков-сирот связано с особой актуальностью проблемы их жизнеустройства. Воспитание и проживание в интернатных учреждениях приводят к нарушениям интеллектуального и социального развития детей, что в последующем вызывает сложности в их социализации, устройстве самостоятельной жизни. После выхода из стен учреждения воспитанники имеют сложности в адаптации, их потребительское отношение к жизни, неумение нести ответственность за собственную жизнь мешают им профессионально самоопределиться, неумение общаться, отсутствие примера семейных отношений препятствуют созданию собственной семьи.
Особенно актуализируются эти проблемы в ранней юности, когда приходится решать задачи жизненного и профессионального самоопределения. Важным компонентом и условием самоопределения является способность проектировать свое будущее, строить временную перспективу своей жизни. Для психологического здоровья личности и умения проектировать свою жизнь важно также уметь связывать свое прошлое, настоящее и будущее в одно целое. При этом прошлое выступает как основа, фундамент, на котором строится будущее, настоящее – это время приобретения необходимых ресурсов для самореализации в будущем, а будущее создает мотивацию.
Объектом нашего исследования выступают подростки-сироты, предметом – особенности их временной перспективы. Цель исследования – анализ параметров временной перспективы подростков-сирот.
В соответствии с обозначенными объектом, предметом и целью исследования необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие и сущность временной перспективы;
2) проанализировать основные характеристики подросткового возраста;
3) выявить особенности исследования временной перспективы подростков;
4) охарактеризовать организацию и методологический аппарат эмпирической работы;
5) представить результаты исследования временной перспективы подростков-сирот;
6) проанализировать данные исследования временной перспективы подростков-сирот.
Методы: анализ и синтез психологической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы с подростками, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Для исследования особенностей временной перспективы подростков нами были использованы следующие методики: 1) Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо; 2) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; 3) Самоактуализационный тест Ю.Е. Алёшиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загики и М.В. Кроза; 4) Шкала безнадёжности А. Бека.
Опытно-экспериментальная база: исследование осуществлялось в …, выборка включала в себя 100 подростков-сирот.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели и задач исследования, разработку научного замысла изучения особенностей временной перспективы подростков-сирот;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей изучение временной перспективы подростков;
- третий этап включал эмпирическое исследование – были получены и проанализированы результаты изучения особенностей временной перспективы подростков-сирот.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлены, систематизированы и проанализированы различные подходы к проблеме временной перспективы и особенностей подросткового возраста, классифицированы типичные представления о временной перспективе подростков-сирот. Результаты исследования могут быть интересны психологам и педагогам, проводящим консультативную работу с подростками.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 70 источников. Общий объём работы 69 страниц.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения временной перспективы
подростков 7
1.1. Понятие и сущность временной перспективы 7
1.2. Основные характеристики подросткового возраста 20
1.3. Особенности исследования временной перспективы подростков 31
Выводы по второй главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей временной
перспективы подростков-сирот 38
2.1. Организация и методологический аппарат эмпирической работы 38
2.2. Результаты исследования временной перспективы подростков-сирот 44
2.3. Анализ данных исследования временной перспективы
подростков-сирот 47
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список литературы 63

Заключение

Наше исследование было посвящено исследованию особенностей временной перспективы подростков-сирот. Представим основные выводы.
1. Понятие временной перспективы используется в психологии для описания широкого круга временных явлений. Оно складывалось ещё на заре становления научной психологии, хотя терминологически оформляется значительно позже. Понятие временной перспективы не имеет до сих пор общепринятого понимания и однозначного определения, однако, несмотря на несводимость всех определений к единому основанию для дефиниции, мы обнаруживаем в них один сходный момент для выбора направления дальнейшего анализа. Все вышеперечисленные определения временной перспективы предполагают обращение к феномену времени, которое, в свою очередь, принимается без всякой концептуализации как само собой разумеющееся понятие. Можно утверждать, что в наиболее широком, недетализированном по своему характеру значении временная перспектива – это структурация времени процессов или отдельных сторон жизнедеятельности субъекта.
2. Подростковый период период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10 – 11 до 14 – 15 лет. Основные психологические потребности подростка стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.
3. Сформулированный методический подход Нюттена в 80-е годы привлек внимание отечественных авторов, получив отражение в научных публикациях. Так, особенности временной перспективы подростков исследовали Н.Н. Толстых, Ю.А. Васильева, С.В. Приходнюк, С.В. Духновский, В.И. Чудновский, Е.И. Головаха, А.И. Фёдоров, А.Б. Орлов, П.И. Яничев, П.А. Тропотяга, Ю.Е. Ершова, И.В. Рябикина и др. Вместе с тем, на данный момент отсутствуют исследования временной перспективы подростков-сирот, что является предпосылкой для проведения нами запланированного исследования.
4 Проведённое нами исследование базировалось на следующих 5 методиках: 1) Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо; 2) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; 3) Самоактуализационный тест Ю.Е. Алёшиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загики и М.В. Кроза; 4) Шкала безнадёжности А. Бека. Целью эмпирической части исследования стало изучение особенностей временной перспективы подростков-сирот. В соответствии с указанной целью мы решили ряд задач: 1) провели исследование при помощи вышеописанных методик; 2) проанализировали полученные данные путём статистического анализа; 3) сделали выводы об особенностях временной перспективы испытуемых.
5 С целью характеристики различных групп подростков-сирот на основании их временной перспективы мы провели кластерный анализ. Первый кластер объединяет собой 38 подростков. Они отличаются негативным, пессимистичным взглядом на прошлое, которое, очевидно, было тяжелым. Они своими руками пытаются строить своё настоящее и будущее, но проблема заключается в том, что они не знают, как это сделать лучше. У них неопределённые цели в жизни – есть желание изменить что-то, но нет возможности (либо они не видят её). Второй кластер объединяет 28 испытуемых. Это подростки более оптимистичны по сравнению с предыдущей группой – их не тяготит прошлое, они более-менее довольны настоящим и ориентируются на лучше будущее. Они считают, что вполне способны позаботиться о себе и своей дальнейшей жизни, у них высокий уровень самоуважения и принятия других людей. У этих подростков довольно высокие познавательные потребности, есть желание активно взаимодействовать с другими.
6. Третий кластер охватывает 23 подростка. Очевидно, эти испытуемые пережили в прошлом тяжёлые душевные потрясения, которые оказали очень сильное влияние на всю их дальнейшую жизнь. Они тяготятся прошлым и с опаской смотрят в будущее. У них нет цели, ради которой им хотелось бы что-то предпринимать, у них низкий самоконтроль и ещё более низкий локус контроля жизни. Эти подростки не чувствуют необходимости в самоактуализации, не доверяют ни другим людям, ни самим себе. К сожалению, они видят впереди только безнадёжность. Четвёртый кластер объединяет собой 11 испытуемых. У этих подростков либо нет трагического прошлого, либо они смогли закрыть эту страницу жизненного пути. Им свойственна устремлённость в будущее, но во многом их мечты – прожектёрство. У них есть цели, но они не знают, как их достичь, и часто они ограничиваются лишь мечтами о лучшем будущем без каких-либо действий для реализации задуманного в настоящем. Они не очень хорошо ориентируются во времени и рискуют стать эскапистами.
7 Проведённое нами исследование позволило выявить, что подростки-сироты по-разному видят своё прошлое, настоящее и будущее, а отношение к временной перспективе обусловливается как внешними обстоятельствами, так и личностными особенностями испытуемых. Очевидно, что многие из них нуждаются в грамотной психологической, педагогической и социальной помощи, чутких и понимающих наставниках, которые помогли бы им сделать жизненный выбор, поддержали в мечтах и стремлениях.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. – СПб: Алетейя, 2001. – 304 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1991. – 229 с.
3. Августин А. Исповедь / А. Августин // Об истинной религии. Теологический тракткт. – М.: Харвест, 1999. – С. 517 – 805.
4. Аристотель. Метафизика: Переводы. Комментарии. Толкования / Аристотель. – СПб; Киев: Алетейя; Эльга, 2002. – 830 с.
5. Байярд Р. Родители и подросток / Р. Байярд, Дж. Байярд // Подросток и семья. – М.: Бахрах-М, 2002. – С. 556 – 646.
6. Бергсон А. Непосредственные данные сознания. Время и свобода воли / А. Бергсон. – М.: ЛКИ, 2012. – 226 с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.
8. Бондырева С.К. Будущее во временной перспективе студентов вуза / С.К. Бондырева // Мир психологии. – 2011 - №3. – С. 141 – 147.
9. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведении / Ю.А. Васильева // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. - №2. – С. 58 – 78.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. / Л.С. Выготский. – М., 2012.
11. Гераклит Эфесский. Всё наследие / Гераклит Эфесский. – М.: Ад Маргинем, 2012. – 350 с.
12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е.И. Головаха. – Киев, 1988.
13. Головаха Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. – Киев, 1984. – 208 с.
14. Голубев А.М. Временная перспектива и мотивационные предпочтения / А.М. Голубев, М.Г. Казачанская // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. – 2009. – Т. 3. - №2. – С. 69 – 77.
15. Горькая Ж.В. Ценностные ориентации и временная перспектива личности студентов разного профиля обучения / Ж.В. Горькая // Вестник Самарского государственного университета. – 2013. - №5. – С. 179 – 183.
16. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гусерль. – М.: Наука, 2013. – 496 с.
17. Джемс У. Психология / У. Джемс. – М.: Педагогика, 1991. – 367 с.
18. Дмитриева Е.Н. Особенности временной перспективы детей и подростков с детским церебральным параличом: Дис. канд. психол. наук. – Томск, 2006. – 211 с.
19. Драгунова Т.В. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста / Т.В. Драгунова // Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка. – М.: МПСИ, 2005. – С. 318 – 322.
20. Духновский С.В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков: Дис. канд. психол. наук. – Казань, 2002.
21. Ершова Ю.Е. Временная перспектива проект жизни подростка / Ю.Е. Ершова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. - №26. – С. 45 – 48.
22. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. – М., 2012. – 129 с.
23. Камнева Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта: В возрастном диапазоне от 6 до 18 лет: Дис. канд. психол. наук. – Тула, 2002. – 191 с.
24. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. – М.: Эксмо, 2012. – 736 с.
25. Караваева Л.П. Особенности представления о будущем в период середины жизни личности у людей с разной временной перспективой / Л.П. Караваева // Человеческий капитал. – 2013. - №4. – С. 23 – 27.
26. Ковалёв В.И. Особенности личностной организации времени жизни / В.И. Ковалёв // Гуманистические проблемы психологической теории. – М., 1995. – С. 179 – 185.
27. Ковдра А.С. Временная перспектива как предиспозиция психологической безопасности личности: Дис. канд. психол. наук. – Пятигорск, 2012. – 224 с.
28. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. – СПб: Речь, 2000. – 368 с.
29. Лейбниц Г.В. Монадология. Опыт рассмотрения динамики / Г.В. Лейбниц // Сочинения: В 4-х тт. – М.: Мысль, 1982.
30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – СПб: Речь, 2013. – 256 с.
31. Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь / Н.А. Логинова // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М., 1978. – С. 156 – 166.
32. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека: В 2-х тт. / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: ПАРФ, 2007.
33. Мамедова Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности: На примере делинквентных подростков: Дис. канд. психол. наук. – М., 2007. – 193 с.
34. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике / Ю.Б. Молчанов. – М.. 1977. – 192 с.
35. Ньютон И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон. – М.: ЛКИ, 2014. – 704 с.
36. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего Ж. Нюттен. – СПб: Смысл, 2004. – 608 с.
37. Орлов А.Б. Развитие склонности и «временная перспектива» личности / А.Б. Орлов // Основные проблемы общей возрастной и педагогической психологии. – М., 1978.
38. Парменид. О природе / Парменид // Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. 1. – М.: Наука, 1989. – С. 289 – 298.
39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. – М., 2001. – 528 с.
40. Платон. Избранные диалоги / Платон. – М.: Эксмо, 2013. – 768 с.
41. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
42. Приходнюк С.В. Особенности временных самооценок несовершеннолетних преступников / С.В. Приходнюк // Психология личности и время. – Т. 2. – Черновцы, 1991.
43. Ремшмидт Х. Психология взросления / Х. Ремшмидт // Подросток и семья. – М.: Бахрах-М, 2002. – С. 232 – 356.
44. Рябикина И.В. Особенности временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности / И.В. Рябикина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. - №43-2. – С. 207 – 212.
45. Толстых Н.Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы / Н.Н. Толстых // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989. – С. 25 – 55.
46. Толстых Н.Н. Развитие индивидуального хронотопа в детстве и юности / Н.Н. Толстых // Вопросы психологии. – 2010. - №2. – С. 30 – 45.
47. Тропотяга П.А. Временная перспектива как факто профессионального становления личности / П.А. Тропотяга // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - №14. – С. 378 – 390.
48. Трубникова Н.И. Временная перспектива как важнейший компонент жизненного самоопределения / Н.И. Трубникова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - №5. – С. 137 – 138.
49. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: В 2-х тт. / Д.И. Фельдштейн. – Т. 1. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2005. – 568 с.
50. Фёдоров А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте: Типологический подход: Дис. канд. психол. наук. – М., 1996.
51. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. «Я» и механизмы защиты / А. Фрейд. – М.: Попурри, 2010. – 448 с.
52. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Азбука, 2013. – 480 с.
53. Фресс П. Восприятие и оценка времени / П. Фресс, Ж. Пиаже // Экспериментальная психология. – М.: Прогресс, 1978. – Вып. 6. – С. 88 – 130.
54. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М.: Академический Проект, 2013. – 452 с.
55. Хачатурова М.Р. Временная перспектива личности и выбор стратегий совладающего поведения в ситуации межличностного конфликта / М.Р. Хачатурова, А.К. Болотова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. - №10. – С. 241 – 249.
56. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.
57. Чудновский В.Э. О временном аспекте гармонического развития личности / В.Э. Чудновский // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. – М., 1980. – С. 60 – 67.
58. Шаповаленко И.В. Психология развития / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2013. – 576 с.
59. Ширяева О.С. Временная перспектива личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности / О.С. Ширяева, Е.А. Навроцкая // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2011. - №2. – С. 108 – 118.
60. Эйнштейн А. Сущность теории относительности / А. Эйнштейн // Собрание научных трудов: В 4-х тт. – Т. 2. – М.: Наука, 1966. – С. 5 – 82.
61. Эльконин Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2006. – 144 с.
62. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
63. Яничев П.И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте / П.И. Яничев // Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб, 1999.
64. Frank L.K. Time perspectives / L.K. Frank // Journal of Social Philosophy. – N4. – P. 293 – 312.
65. Lennings C.J. Profiles of Time Perspective and Personality: Developmental Considerations / C.J. Lennings // Journal of Psychology. 1998. – N132. – P. 629 – 641.
66. Lennings C.J. Self-Efficacy and Temporal Orientation as Predictors of Treatment Outcome in Severely Dependent Alcoholics / C.J. Lennings // Alcoholism Treatment Quarterly. – 1996. – N14. – P. 71 – 79.
67. Nuttin J. Le Fonctionnement de la Motivation Humaine / J. Nuttin // L’Orientation Scolaire et Professionelle. – 1985. – N14. – P. 91 – 103.
68. Raynor J.O. Future Orientation, Self-evaluation, and Motivation for Achievement / J.O. Raynor. – State University of New York, Buffalo, 1976.
69. Zimbardo P.G. Balancing One’s Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning / P.G. Zimbardo, I. Boniwell //Positive Psychology in Practice. – Hoboken; NJ: Wiley, 2004.
70. Zimbardo P.G. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable Individual-Differences Metric / P.G. Zimbardo, J.N. Boyd // Journal of Personality and Social Psychology. – 1999. – N77. – P. 1271 – 1288.

Купить эту работу

Особенности временной перспективы подростков-сирот.

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽