Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Взаимосвязь агрессии и характерологических особенностей подростков

  • 75 страниц
  • 2014 год
  • 711 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Многие ученые рассматривали природу агрессии в рамках различных теоретических подходов. При рассмотрении особенностей агрессивного поведения на различных возрастных этапах, они выделили факторы, провоцирующие агрессивность, дали характеристику многообразию форм агрессивного поведения. Значительное внимание в исследованиях агрессивности уделяется гендерным различиям и факторам риска проявления агрессии. Комплексная диагностика предрасположенности к развитию агрессивного поведения у человека позволяет выявлять причины, влияющие на формирование агрессивного поведения в ходе индивидуального развития личности.
Деструктивное поведение приобрело в XXI веке массовый характер, эта проблема оказалась в центре внимания криминологов, социологов, социальных работников. Отмечающаяся в течение последнего десятилетия среди качественных особенностей преступности ее все более глубокая взаимосвязь с процессами деморализации общества, усугубляется неуклонным ростом преступности прогнозируемого и в ближайшем обозримом будущем (Номоконов В.А., 2001) [33].
В настоящее время проблема агрессивного поведения подростков очень актуальна, так как мы сталкиваемся с этим почти каждый день на страницах газет, в телевизионных передачах, на улице. Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к другим людям. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возрос уровень преступности среди несовершеннолетних.
Одним из важнейших условий преодоления переживаемого в настоящее время кризиса является необходимость активизации интеллектуальных ресурсов нашего общества. Устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные отношения, то есть развитие социального интеллекта.
Методологической основой исследования служат: концепция К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (3. Фрейда, К. Хорни); теория Ч. Д. Спилбергера; концепции отечественных психологов (Захаров, И. В, Дубровина, В. Р. Кисловская, Л. И. Божовия, К. С. Лебединская, В.В. Суворова, А. М. Прихожан, Н. Д. Левитов, Давыдов).
Цель исследования: изучение взаимосвязи агрессии и характерологических особенностей подростков.
Объект: 50 подростков 14-15 лет.
Предмет: агрессия и характерологические особенности подростков.
Гипотеза:
Существует взаимосвязь уровня агрессивности и характерологических особенностей у подростков данной выборки.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ теоретической литературы по теме исследования
2. Психодиагностические методики:
• Опросник ПДО (Личко А.Е.)
• Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;
• Экспресс- диагностика характерологических особенностей личности (Н. Айзенк, в модификации Т.В. Матолиной)
3. Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0 for Wind.
Задачи исследования:
1. Подобрать психодиагностический инструментарий для проведения исследования
2. Выявить уровень агрессивности у подростков данной выборки
3.Выявить характерологические и патохарактерологические особенности подростков.
4. Выявить взаимосвязь агрессии и патохарактерологических особенностей у обследованных подростков.




Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессии и особенности ее проявления в подростковом возрасте 6
1.1 Феномен агрессии и агрессивность – различие терминологии 6
1.2 Теоретические подходы к изучению агрессии 8
1.3 Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте 11
Глава 2. Особенности формирования черт характера в подростковом возрасте 23
2.1 Формирование характерологических особенностей подростков 23
2.2 Акцентуации характера подростков по Личко 34
2.3 Взаимосвязь уровня агрессии с определенными характерологическими особенностями в психологических исследованиях разных авторов 41
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня агрессии с характерологическими особенностями подростков 44
3.1 Организация и методы эмпирического исследования 44
3.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 57
Заключение 61
Список литературы 67
Приложение 72

Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что существует взаимосвязь уровня агрессивности и характерологических особенностей у подростков данной выборки, подтвердилась.
Трудным периодом психологического взросления и полового созревания ребёнка является подростковый возраст. Значительные изменения происходят в самосознании ребенка: возникает чувство взрослости – появляется очень сильное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Подросток отстаивает свои новые права, для этого ограждаются многие сферы жизни ребенка от контроля родителей и часто возникают конфликты со старшим поколением. Подростк испытывает сильную потребность в общении со сверстниками в этот период. Увлечения возникают и сменяют друг друга.
В переводе с греческого характер значит «чеканка, печать, примета или особенность». То есть в характере отражается совокупность особых примет (черт), которые человек приобретает, живя в обществе. Зная характер человека, можно с высокой долей вероятности предсказать его отношение к работе и поведение, особенности взаимодействия с окружающими людьми, отношение к самому себе. Следовательно, характерологические особенности – это не не любые особенности (черты) личности, а только те, которые в самых разных жизненых ситуациях имеют тенденцию проявляются схожими способами отношения к действительности и поведения. Своеобразие психического облика человека сосредоточенно в его характере.
Родительское отношение – это сложный психологический фактор, являющийся основополагающим в развитии ребенка как личности. При этом, если рассматривать понятие «отношение» как психологическую категорию, то можно обобщить вышеизложенные взгляды на родительское отношение к ребенку. Так А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяли следующие признаки категории «отношение»: заданная субъектом векторность психического акта, избирательность, установка на оценку, (позитивную негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действий.
Акцентуациям характера по мнению Личко свойствено иметь сходство с психопатиями. Главным отличием акцентуаций характера от психопатий является отсутствие признака социальной дезадаптации. Причинами патологического формирования личности акцентуации характера не являются, однако не являсь основными, акцентуации характера могут стать одним из факторов, вызывающих развитие пограничных состояний.
Агрессивное отношение, явления жестокости, повышение тревожности у подростков становятся устойчивыми чертами обычно в процессе стихийно-группового общения, которое складывается в компании. Однако, данный вид общения общение, данная система отношений, включающая асоциальные подростковые группы, строящиеся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является лишь ситуацией замещения из-за неприятия подростка в мир социально-значимых взрослых отношений, в качестве ситуации совместного переживания непонятности значимыми взрослыми.
Чтобы принадлежать к компании подросток должен соотвествовать требованиям группы. Он должен предъявить доказательства своего соответствия и самоконтроля. Посдросток повинуется законам группы, иногда совершенно иррациональным, однако, совершенно неотвратимым, Ребеное подросткового возраста идет на невероятно жестокое преступление для того, чтобы доказать, очень важную для них связь собственного «Я» с группой.
Подростки данной выборки характеризуются склонностью к состоянию злобно-тоскливого настроения, в дальнейшем перерастающего в раздражение, подросток ищет объект, на который можно было бы излить раздражение, сорвать зло. Данное состояние связано с аффективной взрывчатостью. Аффективные реакции у данного типа патохарактерологических особенностей продолжительны и сильны. Для данного типа характерно неплохо адаптироваться в условиях строгой дисциплины, в такой ситуации подростки с данным типом акцентуации используют лесть, направленную на начальство, демострируют показную исполнительность. Стараются завладеть положением, чтобы иметь власть над другими подростками.
Сензитивный тип характеризуется инертностью, тугоподвижностью, вязкостью, которые определяют все психические проявления: начиная с моторики и эмоций и заканчивая мышлением и личностными ценностями. Им свойственно медленно говорить, их суждения отличаются вязкостью, не отличаются суетливостью. Им нравится накапливать физическую силу и подчеркивать ее, отдают предпочтение силовым видам спорта. Процесс принятия решений долгий, решения принимаются осмотрительно, из-за этого иногда могут пропустить момент, когда следует действовать быстро. Обладают однобокой самооценкой, характеризуются приверженностью к порядку и аккуратности, не любят пустые мечтания и предпочитают жить реальной жизнью; склонны представлять себя более конформными, чем есть на самом деле.
Их главной особенностью является нежелание нежелание трудиться: подростки данной выборки не хотят работать, учиться, испытывают постоянную сильную тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. Строгий и постоянный контроль заставляет из подчинятся, однако пользуются малейшей лазейкой, что отлынивать от любого труда.
Самые высокие показатели у подростков данной выборки получены по переменным: раздражение, физическая агрессия, подозрительность, обида. Самые низкие показатели по переменным: негативизм, чувство вины. Показатели по переменным: косвенная агрессия, вербальная агрессия находятся на среднем уровне.
Можно предположить, что подростки данной выборки имеют склонность использовать физическую силу против другого лица. Они готовы проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении (вспыльчивы, и грубы). Подростки данной выборки завидуют и ненавидят окружающих за действия действительные и вымышленные. Подроски данной выборки склонны недоверять людям, относятся к окружающим с осторожностью, иногда убеждены в том, что другие люди могут планировать и приносить вред.
Самые высокие показатели у подростков данной выборки получены по переменной индекс агрессивности. То есть подроскам данной выборки в целом свойственно агрессивное отношение, то есть поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым, так и косвенным распространение порочащих слухов. В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость». Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению.
Показатели нейротизма у подростков данной выборки находятся в дипазоне оценок среднего уровня. Тогда как показатели экстраверсии снижены, то есть подростки данной выборки склонны к интроверсии.
Можно предположить, что характерологическими особенностями подростков данной выборки является высокая степень пассивно-безразличности. Увереность в себе. Проявляет очень жесткие требования к окружающим. Подросткам данной выборки свойственна злопамятность. Склонен проявлять пассивное упрямство. Характеризуется педантичностью, мелочностью, рассудительностью, хладнокровностью. Его не интересует чужое мнение. Подросткам данной выборки свойствена ригидность, предпочитают монотоннность быта и привычные дела. Интонационной особенностью речи является маловыразительность. Ему свойственна малоэстетичность.
Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности взаимосвязей между переменными у подростков данной выборки исследования:
Можно предположить, что агрессивное отношение у подростков данной выборки связано с такими характерологическим особенностями как высокий уровень впечатлительности и чувством собственной неполноценности. Подросткам свойственно видеть в себе множество недостатков, особенно это относится к внешним данным, а также к области волевых и морально-этических качеств. С замкнутостью, робостью и застенчивостью в непривычной обстановке. С трудом вступают в контакты с незнакомыми людьми, однако, к хорошо знакомым людям проявляют общительность и откровенность.
Можно предположить, что враждебность по отношению к окружающим, как характеристика агрессивного поведения определяется физической и косвенной агрессией, а также отсутствием демонстративности в поведении. Дети не склонны проявлять эгоцентризм, они не жаждут внимания к своей особе.Самооценку подростков данной выборки отличает высокий уровень объективности.
Путями коррекции при данных характерологических особенностях является необходимость. Создавать у подростка ощущение, что он интересен учителю или воспитателю. Необходимо внимательно относится и проявлять интерес к мелочам быта, самочувствия. Выбирать среди общественных поручений деятельность, которая требует аккуратного исполнения (учет чего-то, ведение журнала или табеля, и т. п.). Подросток нуждается в похвале за исполнительность. Следует оказывать помощь, когда подросток выбирает себе занятие (желательно выбирать индивидуальные занятия).
Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, связанную с изучением взаимосвязи агрессии и характерологических особенностей подростков во всей полноте, а является лишь попыткой исследования в данной области.



1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 312 с.
2. Айхорн А. Трудный подросток. – М.: Просвещение, 2001. – 278 с.
3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М.: Академия, 1993. – 213 с.
4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988 – 138 с.
5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2001. – 312 с.
6. Братусь Б.С., Розовский И.Я., Цапкин В.И. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалии личности уч.–мет. пособие, Изд–во М. Унив. 1998 г. – 78 с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997.- 456 с.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций.– М., 1996. – 348 с.
9. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. – М., 1964 – 278 с.
10. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
11. Даниленко А.А., Даниленкова Г.А. Психолого–педагогические подходы к преодолению девиантного поведения у подростков. – Калининград, 1999. – 216 с.
12. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60–71.
13. Казанская В.Г. Подросток: трудности и взросление.– М.: Прогресс, 2006. – 378 с.
14. Ковалев П.А. Возрастно–половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.– СПб.: Речь, 1996. – 416 с.
15. Кон И.С. Психология юношеского возраста.– М.: Просвещение, 1979. – 216 с.
16. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1991. – № 1. – С. 8–15.
17. Кузнецов В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО и УНП // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. - Л., 1981. - С.54-55.
18. Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. – 1990. – № 5. – С. 38–42.
19. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981
20. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М: Прогресс, 2003. – 246 с.
21. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л, 1977 – 78 с.
22. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – СПб.: Медицина, 2005. – 234 с.
23. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). – М.: Просвещение, 1994. – 278 с.
24. Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12–15 лет // Воспитание школьников. – 1997. – №2. – С.18–25.
25. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 213 c.
26. Малахова О.В. Агрессия как преступление по международному и национальному уголовному праву: Дис. ... канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2003. – 218 с.
27. Манн–Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика.– М.: Класс, 1998. – 216 с.
28. Масогутов Р.М. Детская подростковая агрессия.– Уфа.: УГНТУ, 2002. – 178 с.
29. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. Пособ. – М.: МЕДпресс. – 2001. – 327 с.
30. Можчинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризистный механизм.– СПб.: Речь, 1999. – 398 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология.– М.: Академия, 1997. – 412 с.
32. Немов Р.С. Психология: кн.3. – М.: ВЛАДОС, 2003.
33. Номоконов В.А. Российская преступность в условиях глобализации // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. – М. 2001. – 226 с.
34. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Академия, 2003. – 478 с.
35. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 279 с.
36. Осницкая А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. – 1994. – №3. – С. 61.
37. Первин А. А., Джон О.П. Психология личности. – М.: Аспект–Пресса, 2000. – 426 с.
38. Петровская Л.А. Компетентность в общении.– М.: Класс, 1989. – 218 с.
39. Пряжникова Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.–Воронеж, 1996. – 178 с.
40. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
41. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 1999. – 656 с.
42. Психотерапевтическая энциклопедия./ под ред. Б.Д. Карвасарский. – СПб., Питер, 1998. – 624 с.
43. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб, 1995. – С.303–347.
44. Реан А.А. Изучение агрессивности личности // А.А. Реан Психология изучения личности. – СПб., 1999. – С. 216–251.
45. Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия. – М.: Аспект–Пресс, 2001. – 456 с.
46. Рудестам К. Групповая психология.– М.: Прогресс, 1990. – 312 с.
47. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 81.
48. Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся–подростков.– СПб., 2002. – 278 с.
49. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. – Иркутск, 2004. – 178 с.
50. Соловьева С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. – 1995. – №3–4. – С.13–20.
51. Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. ... д–ра психол. наук. – СПб., 1996. – 600 c.
52. Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2004. – №2.
53. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под редакцией И.В. Дубровиной. – М. Педагогика, 2001. – 312 с.
54. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно–методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2003. – 122 с.
55. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.– М.: Наука, 1989. – 448 с.
56. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 378 с.
57. Хлыстова Н.М. Социально–психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 2003. – 156 с.
58. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом. – СПб., 1997. – 112 с.
59. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития.– СПб.: Питер, 2003. – 812 с.
60. Эриксон Э. Детство и общество.– СПб.: Питер, 1996. – 328 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Многие ученые рассматривали природу агрессии в рамках различных теоретических подходов. При рассмотрении особенностей агрессивного поведения на различных возрастных этапах, они выделили факторы, провоцирующие агрессивность, дали характеристику многообразию форм агрессивного поведения. Значительное внимание в исследованиях агрессивности уделяется гендерным различиям и факторам риска проявления агрессии. Комплексная диагностика предрасположенности к развитию агрессивного поведения у человека позволяет выявлять причины, влияющие на формирование агрессивного поведения в ходе индивидуального развития личности.
Деструктивное поведение приобрело в XXI веке массовый характер, эта проблема оказалась в центре внимания криминологов, социологов, социальных работников. Отмечающаяся в течение последнего десятилетия среди качественных особенностей преступности ее все более глубокая взаимосвязь с процессами деморализации общества, усугубляется неуклонным ростом преступности прогнозируемого и в ближайшем обозримом будущем (Номоконов В.А., 2001) [33].
В настоящее время проблема агрессивного поведения подростков очень актуальна, так как мы сталкиваемся с этим почти каждый день на страницах газет, в телевизионных передачах, на улице. Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к другим людям. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возрос уровень преступности среди несовершеннолетних.
Одним из важнейших условий преодоления переживаемого в настоящее время кризиса является необходимость активизации интеллектуальных ресурсов нашего общества. Устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные отношения, то есть развитие социального интеллекта.
Методологической основой исследования служат: концепция К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (3. Фрейда, К. Хорни); теория Ч. Д. Спилбергера; концепции отечественных психологов (Захаров, И. В, Дубровина, В. Р. Кисловская, Л. И. Божовия, К. С. Лебединская, В.В. Суворова, А. М. Прихожан, Н. Д. Левитов, Давыдов).
Цель исследования: изучение взаимосвязи агрессии и характерологических особенностей подростков.
Объект: 50 подростков 14-15 лет.
Предмет: агрессия и характерологические особенности подростков.
Гипотеза:
Существует взаимосвязь уровня агрессивности и характерологических особенностей у подростков данной выборки.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ теоретической литературы по теме исследования
2. Психодиагностические методики:
• Опросник ПДО (Личко А.Е.)
• Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;
• Экспресс- диагностика характерологических особенностей личности (Н. Айзенк, в модификации Т.В. Матолиной)
3. Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0 for Wind.
Задачи исследования:
1. Подобрать психодиагностический инструментарий для проведения исследования
2. Выявить уровень агрессивности у подростков данной выборки
3.Выявить характерологические и патохарактерологические особенности подростков.
4. Выявить взаимосвязь агрессии и патохарактерологических особенностей у обследованных подростков.




Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессии и особенности ее проявления в подростковом возрасте 6
1.1 Феномен агрессии и агрессивность – различие терминологии 6
1.2 Теоретические подходы к изучению агрессии 8
1.3 Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте 11
Глава 2. Особенности формирования черт характера в подростковом возрасте 23
2.1 Формирование характерологических особенностей подростков 23
2.2 Акцентуации характера подростков по Личко 34
2.3 Взаимосвязь уровня агрессии с определенными характерологическими особенностями в психологических исследованиях разных авторов 41
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня агрессии с характерологическими особенностями подростков 44
3.1 Организация и методы эмпирического исследования 44
3.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 57
Заключение 61
Список литературы 67
Приложение 72

Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что существует взаимосвязь уровня агрессивности и характерологических особенностей у подростков данной выборки, подтвердилась.
Трудным периодом психологического взросления и полового созревания ребёнка является подростковый возраст. Значительные изменения происходят в самосознании ребенка: возникает чувство взрослости – появляется очень сильное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Подросток отстаивает свои новые права, для этого ограждаются многие сферы жизни ребенка от контроля родителей и часто возникают конфликты со старшим поколением. Подростк испытывает сильную потребность в общении со сверстниками в этот период. Увлечения возникают и сменяют друг друга.
В переводе с греческого характер значит «чеканка, печать, примета или особенность». То есть в характере отражается совокупность особых примет (черт), которые человек приобретает, живя в обществе. Зная характер человека, можно с высокой долей вероятности предсказать его отношение к работе и поведение, особенности взаимодействия с окружающими людьми, отношение к самому себе. Следовательно, характерологические особенности – это не не любые особенности (черты) личности, а только те, которые в самых разных жизненых ситуациях имеют тенденцию проявляются схожими способами отношения к действительности и поведения. Своеобразие психического облика человека сосредоточенно в его характере.
Родительское отношение – это сложный психологический фактор, являющийся основополагающим в развитии ребенка как личности. При этом, если рассматривать понятие «отношение» как психологическую категорию, то можно обобщить вышеизложенные взгляды на родительское отношение к ребенку. Так А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяли следующие признаки категории «отношение»: заданная субъектом векторность психического акта, избирательность, установка на оценку, (позитивную негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действий.
Акцентуациям характера по мнению Личко свойствено иметь сходство с психопатиями. Главным отличием акцентуаций характера от психопатий является отсутствие признака социальной дезадаптации. Причинами патологического формирования личности акцентуации характера не являются, однако не являсь основными, акцентуации характера могут стать одним из факторов, вызывающих развитие пограничных состояний.
Агрессивное отношение, явления жестокости, повышение тревожности у подростков становятся устойчивыми чертами обычно в процессе стихийно-группового общения, которое складывается в компании. Однако, данный вид общения общение, данная система отношений, включающая асоциальные подростковые группы, строящиеся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является лишь ситуацией замещения из-за неприятия подростка в мир социально-значимых взрослых отношений, в качестве ситуации совместного переживания непонятности значимыми взрослыми.
Чтобы принадлежать к компании подросток должен соотвествовать требованиям группы. Он должен предъявить доказательства своего соответствия и самоконтроля. Посдросток повинуется законам группы, иногда совершенно иррациональным, однако, совершенно неотвратимым, Ребеное подросткового возраста идет на невероятно жестокое преступление для того, чтобы доказать, очень важную для них связь собственного «Я» с группой.
Подростки данной выборки характеризуются склонностью к состоянию злобно-тоскливого настроения, в дальнейшем перерастающего в раздражение, подросток ищет объект, на который можно было бы излить раздражение, сорвать зло. Данное состояние связано с аффективной взрывчатостью. Аффективные реакции у данного типа патохарактерологических особенностей продолжительны и сильны. Для данного типа характерно неплохо адаптироваться в условиях строгой дисциплины, в такой ситуации подростки с данным типом акцентуации используют лесть, направленную на начальство, демострируют показную исполнительность. Стараются завладеть положением, чтобы иметь власть над другими подростками.
Сензитивный тип характеризуется инертностью, тугоподвижностью, вязкостью, которые определяют все психические проявления: начиная с моторики и эмоций и заканчивая мышлением и личностными ценностями. Им свойственно медленно говорить, их суждения отличаются вязкостью, не отличаются суетливостью. Им нравится накапливать физическую силу и подчеркивать ее, отдают предпочтение силовым видам спорта. Процесс принятия решений долгий, решения принимаются осмотрительно, из-за этого иногда могут пропустить момент, когда следует действовать быстро. Обладают однобокой самооценкой, характеризуются приверженностью к порядку и аккуратности, не любят пустые мечтания и предпочитают жить реальной жизнью; склонны представлять себя более конформными, чем есть на самом деле.
Их главной особенностью является нежелание нежелание трудиться: подростки данной выборки не хотят работать, учиться, испытывают постоянную сильную тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. Строгий и постоянный контроль заставляет из подчинятся, однако пользуются малейшей лазейкой, что отлынивать от любого труда.
Самые высокие показатели у подростков данной выборки получены по переменным: раздражение, физическая агрессия, подозрительность, обида. Самые низкие показатели по переменным: негативизм, чувство вины. Показатели по переменным: косвенная агрессия, вербальная агрессия находятся на среднем уровне.
Можно предположить, что подростки данной выборки имеют склонность использовать физическую силу против другого лица. Они готовы проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении (вспыльчивы, и грубы). Подростки данной выборки завидуют и ненавидят окружающих за действия действительные и вымышленные. Подроски данной выборки склонны недоверять людям, относятся к окружающим с осторожностью, иногда убеждены в том, что другие люди могут планировать и приносить вред.
Самые высокие показатели у подростков данной выборки получены по переменной индекс агрессивности. То есть подроскам данной выборки в целом свойственно агрессивное отношение, то есть поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым, так и косвенным распространение порочащих слухов. В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость». Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению.
Показатели нейротизма у подростков данной выборки находятся в дипазоне оценок среднего уровня. Тогда как показатели экстраверсии снижены, то есть подростки данной выборки склонны к интроверсии.
Можно предположить, что характерологическими особенностями подростков данной выборки является высокая степень пассивно-безразличности. Увереность в себе. Проявляет очень жесткие требования к окружающим. Подросткам данной выборки свойственна злопамятность. Склонен проявлять пассивное упрямство. Характеризуется педантичностью, мелочностью, рассудительностью, хладнокровностью. Его не интересует чужое мнение. Подросткам данной выборки свойствена ригидность, предпочитают монотоннность быта и привычные дела. Интонационной особенностью речи является маловыразительность. Ему свойственна малоэстетичность.
Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности взаимосвязей между переменными у подростков данной выборки исследования:
Можно предположить, что агрессивное отношение у подростков данной выборки связано с такими характерологическим особенностями как высокий уровень впечатлительности и чувством собственной неполноценности. Подросткам свойственно видеть в себе множество недостатков, особенно это относится к внешним данным, а также к области волевых и морально-этических качеств. С замкнутостью, робостью и застенчивостью в непривычной обстановке. С трудом вступают в контакты с незнакомыми людьми, однако, к хорошо знакомым людям проявляют общительность и откровенность.
Можно предположить, что враждебность по отношению к окружающим, как характеристика агрессивного поведения определяется физической и косвенной агрессией, а также отсутствием демонстративности в поведении. Дети не склонны проявлять эгоцентризм, они не жаждут внимания к своей особе.Самооценку подростков данной выборки отличает высокий уровень объективности.
Путями коррекции при данных характерологических особенностях является необходимость. Создавать у подростка ощущение, что он интересен учителю или воспитателю. Необходимо внимательно относится и проявлять интерес к мелочам быта, самочувствия. Выбирать среди общественных поручений деятельность, которая требует аккуратного исполнения (учет чего-то, ведение журнала или табеля, и т. п.). Подросток нуждается в похвале за исполнительность. Следует оказывать помощь, когда подросток выбирает себе занятие (желательно выбирать индивидуальные занятия).
Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, связанную с изучением взаимосвязи агрессии и характерологических особенностей подростков во всей полноте, а является лишь попыткой исследования в данной области.



1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 312 с.
2. Айхорн А. Трудный подросток. – М.: Просвещение, 2001. – 278 с.
3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М.: Академия, 1993. – 213 с.
4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988 – 138 с.
5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2001. – 312 с.
6. Братусь Б.С., Розовский И.Я., Цапкин В.И. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалии личности уч.–мет. пособие, Изд–во М. Унив. 1998 г. – 78 с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997.- 456 с.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций.– М., 1996. – 348 с.
9. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. – М., 1964 – 278 с.
10. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
11. Даниленко А.А., Даниленкова Г.А. Психолого–педагогические подходы к преодолению девиантного поведения у подростков. – Калининград, 1999. – 216 с.
12. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60–71.
13. Казанская В.Г. Подросток: трудности и взросление.– М.: Прогресс, 2006. – 378 с.
14. Ковалев П.А. Возрастно–половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.– СПб.: Речь, 1996. – 416 с.
15. Кон И.С. Психология юношеского возраста.– М.: Просвещение, 1979. – 216 с.
16. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1991. – № 1. – С. 8–15.
17. Кузнецов В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО и УНП // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. - Л., 1981. - С.54-55.
18. Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. – 1990. – № 5. – С. 38–42.
19. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981
20. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М: Прогресс, 2003. – 246 с.
21. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л, 1977 – 78 с.
22. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – СПб.: Медицина, 2005. – 234 с.
23. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). – М.: Просвещение, 1994. – 278 с.
24. Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12–15 лет // Воспитание школьников. – 1997. – №2. – С.18–25.
25. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 213 c.
26. Малахова О.В. Агрессия как преступление по международному и национальному уголовному праву: Дис. ... канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2003. – 218 с.
27. Манн–Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика.– М.: Класс, 1998. – 216 с.
28. Масогутов Р.М. Детская подростковая агрессия.– Уфа.: УГНТУ, 2002. – 178 с.
29. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. Пособ. – М.: МЕДпресс. – 2001. – 327 с.
30. Можчинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризистный механизм.– СПб.: Речь, 1999. – 398 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология.– М.: Академия, 1997. – 412 с.
32. Немов Р.С. Психология: кн.3. – М.: ВЛАДОС, 2003.
33. Номоконов В.А. Российская преступность в условиях глобализации // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. – М. 2001. – 226 с.
34. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Академия, 2003. – 478 с.
35. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 279 с.
36. Осницкая А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. – 1994. – №3. – С. 61.
37. Первин А. А., Джон О.П. Психология личности. – М.: Аспект–Пресса, 2000. – 426 с.
38. Петровская Л.А. Компетентность в общении.– М.: Класс, 1989. – 218 с.
39. Пряжникова Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.–Воронеж, 1996. – 178 с.
40. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
41. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 1999. – 656 с.
42. Психотерапевтическая энциклопедия./ под ред. Б.Д. Карвасарский. – СПб., Питер, 1998. – 624 с.
43. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб, 1995. – С.303–347.
44. Реан А.А. Изучение агрессивности личности // А.А. Реан Психология изучения личности. – СПб., 1999. – С. 216–251.
45. Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия. – М.: Аспект–Пресс, 2001. – 456 с.
46. Рудестам К. Групповая психология.– М.: Прогресс, 1990. – 312 с.
47. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 81.
48. Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся–подростков.– СПб., 2002. – 278 с.
49. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. – Иркутск, 2004. – 178 с.
50. Соловьева С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. – 1995. – №3–4. – С.13–20.
51. Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. ... д–ра психол. наук. – СПб., 1996. – 600 c.
52. Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2004. – №2.
53. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под редакцией И.В. Дубровиной. – М. Педагогика, 2001. – 312 с.
54. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно–методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2003. – 122 с.
55. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.– М.: Наука, 1989. – 448 с.
56. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 378 с.
57. Хлыстова Н.М. Социально–психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 2003. – 156 с.
58. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом. – СПб., 1997. – 112 с.
59. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития.– СПб.: Питер, 2003. – 812 с.
60. Эриксон Э. Детство и общество.– СПб.: Питер, 1996. – 328 с.

Купить эту работу

Взаимосвязь агрессии и характерологических особенностей подростков

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Кроха и домашние животные: есть ли ограничения на общение?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Мир годовалого ребенка: фотокадр на одну персону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Маленькие первооткрыватели: что может быть опасного в доме и как не допустить беды?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
180 ₽
Готовая работа

Развитие и общение ребенка до полугода

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблемы родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Как распознать женскую измену

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

В чем секрет счастливой семьи?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

МАЛЫШ ПОДРАСТАЕТ - ПОЯВЛЯЮТСЯ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Правильное поведение за столом деток от двух до пяти лет: приоткрываем занавес в мир взрослых

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пост о принятии себя, раньше была одержима стремилась к недосягаемому совершенству, а сейчас приняла себя.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

картотека диагностических методик

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽