Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе (младшая школа)

  • 86 страниц
  • 2014 год
  • 811 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Воспитание детей традиционно принадлежит семье. При этом каждая семья сама выбирает систему воспитания, которая наиболее соответствует ее традициям, убеждениям, личностным особенностям родителей. Но не все родители правильно представляют себе цели и задачи воспитания, большинство родителей не умеют целенаправленно применять методы и приемы воспитания, учитывать, что допустимо в отношении ребенка, а чего нельзя допускать ни при каких условиях.
В психологической литературе представлено большое количество работ, в которых типизируются взаимоотношения родителей и детей, рассматривается их влияние на развитие личности ребенка, на формирование его характера и особенности поведения. Различными исследованиями показана взаимосвязь между выбором стиля семейного воспитания и уровнем тревожности, агрессивности и других качеств личности детей. В отечественной психологии стиль воспитания и детско-родительские отношения изучались А.Я. Варгой, В.В. Столиным, А.С. Спиваковской и другими учеными.
В последнее время наблюдается повышенное внимание к проблеме семейного воспитания, как со стороны общества, так и в научных педагогических исследованиях. Это в основном связано с тем, что неблагоприятные социально-экономические условия последних десятилетий, а также смена идеологических ориентиров в обществе привели к тому, что родители не уделяют достаточного внимания воспитанию детей, что приводит к различным проблемам не только во внутрисемейных отношениях, но и в целом развитии личности ребенка. Так, одной из распространенных проблем в начальной школе является социальная дезадаптация ребенка.
От адаптации ребенка в начальной школе зависит вся его дальнейшая жизнь. Если не привить любовь к учебной деятельности, если не создать ситуацию успеха, не развить такие качества его личности как умение взаимодействовать с людьми, управление своим поведением, уверенность в себе и своих силах, если ребенок не научиться дружить и общаться он потеряет интерес к обучению. Исправить эту проблему в среднем или старшем звене школы гораздо тяжелее.
Часто социальная дезадаптация в начальных классах связана с неправильным типом взаимоотношений в семье. Это связано с тем, что в начальной школе важную роль играет умение ребенка регулировать произвольность своего поведения. В том случае, если ребенок обладает низким уровнем самоуправления, он не может в полной степени овладеть как предметной, так и социальной сторонами учебной деятельности. Это проявляется в том, что во время урока ребенок не может вести себя сдержанно, нарушает общие правила поведения, что приводит к нарушению адаптации в ученическом коллективе. Эта форма дезадаптации чаще всего является следствием неправильного воспитания в семье: или полного отсутствия внешних форм контроля и ограничений, которые подлежат интериоризации (стили воспитания «гиперопека», «кумир семьи»), или вынесения средств контроля вовне («доминирующая гиперпротекция»).
Несмотря на актуальность проблемы изучения школьной дезадаптации в начальных классах, в научной и методической литературе недостаточно рассмотрен вопрос влияния детско-родительских отношений на состояние социальной адаптации младших школьников. Актуальность данной проблемы и ее недостаточная изученность и определила выбор темы данной работы.
Цель исследования – изучить взаимосвязь между типом детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе и разработать рекомендации по коррекции детско-родительских отношений для улучшения социальной адаптации к школе.



Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детско-родительских отношений, социальной адаптации и ее особенностям в младшем школьном возрасте.
2. Изучить особенности адаптации к школе у учеников начальной школы.
3. Изучить особенности детско-родительских отношений.
4. Провести исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе.
5. Разработать программу по коррекции детско-родительских отношений для улучшения социальной адаптации к школе.
Объект исследования – социальная адаптация младших школьников.
Предмет исследования – взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе.
Анализ научной литературы позволяет сформулировать следующую гипотезу исследования: существует значимая взаимосвязь между стилем детско-родительских отношений и особенностями (уровнем) социальной адаптации детей к школе, при таких стилях как «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник» у ребенка будет наблюдаться социальная дезадаптация.
Методы исследования:
- анализ научной и методической литературы,
- тестирование,
- анализ и интерпретация полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования можно использовать в работе школьного психолога с дезадаптированными детьми в начальной школе.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе в младшем школьном возрасте 6
1.1. Сущность и виды детско-родительских отношений 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 17
1.3. Понятие социальной адаптации, ее особенности в младшем школьном возрасте 31
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Организация и методы исследования 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Выборка исследования. 42
2.3. Методы и методики исследования 42
Глава 3. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе в младшем школьном возрасте 44
3.1. Анализ результатов исследования социальной адаптации младших школьников 44
3.2. Анализ результатов исследования детско-родительских отношений 47
3.3. Корреляционный анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе в младшем школьном возрасте 55
3.4. Программа коррекции детско-родительских отношений с целью повышения социальной адаптации младших школьников 57
Выводы 70
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 81

Таким образом, были решены поставленные цель и задачи исследования. Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.
Проблема взаимоотношений в семье, а также стили воспитания характеризуются по-разному. Но существует три основных стиля: авторитарный; демократический; либеральный.
Авторитарный стиль воспитания характеризуется холодным отношением взрослого к ребенку, при котором отсутствует эмоциональная близость между ними. В адрес ребенка отпускаются жесткие требования, без объяснений и причин, а также высокий уровень контроля, чрезмерность санкций. Модель общения выстраивается на основе окриков и угроз. В результате такого воспитания характер у ребенка становится пассивным с отсутствием инициативы, зависимый, с низкой самооценкой.
Демократический стиль воспитания можно назвать по-разному: сотрудничество, авторитетность, ценностное отношение с высокой рефлексией. Эмоциональная близость в этом случае между родителями и детьми теплая, дружелюбная, требования справедливые, с обоснованием запретов, контроль и санкции на основе разумной заботы. Модель общения выстраивается из личностно-ориентированных отношений, сложенных на основе диалога и сотрудничества.
Либеральный стиль общения ребенка с взрослым построен на теплых отношениях, но недостатком этого типа воспитания­ является низкий уровень контроля, требования также отсутствуют. При этом ребенок может вполне получать все удовлетворения своих потребностей. Такой ребенок вырастает избалованным, либо, предоставленный сам себе, также он может быть эгоцентричным, с трудностями общения.
На основе этих трех стилей был выстроен ряд моделей воспитания детей различными авторами. Различные исследования показали, что стиль детско-родительских отношений оказывает влияние на многие социально-психологические характеристики ребенка, такие как уровень тревожности, агрессивности, самооценку, социально-психологическую адаптацию к школе.
Под социально-психологической адаптацией к школе понимается приспособление учащегося к новой для него системе социальных отношений, условий, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Если ребенок вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, то его можно считать адаптированным. Адаптация – это не просто приспособленность к успешному функционированию в школьной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированным можно назвать того ребенка, который приспособлен к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
Для изучения влияния детско-родительских отношений на социальную адаптацию к школе было организовано и проведено исследование. Цель исследования – выявить взаимосвязь между стилем семейного воспитания и социальной адаптацией ребенка к школе.
В исследовании приняли участие 20 родителей детей первого класса. Для того чтобы исключить влияние других факторов, все семьи выбирались полные, отец ребенку родной.
Для проведения исследования использовались следующие методики: для изучения взаимоотношений родителей с детьми была использована методика «Опросник родительского отношения», для исследования социально-психологической адаптации учащихся использовался опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» Л.М. Ковалевой. Для проведения статистической обработки данных использовалась программа Statistica 6.0. коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Первоначальное исследование адаптации показало, что нормальный уровень адаптации наблюдается у 55%, средний уровень дезадаптации у 25%, высокий уровень дезадаптации у 10% детей и у 10% тяжелый уровень дезадаптации.
Первоначальное исследование типов детско-родительских отношений показало, что оптимальный уровень родительских отношений наблюдается у 30% отцов, и у матерей, нейтральный уровень родительских отношений у 35% и 40% у матерей, отрицательный уровень родительских отношений у 35% отцов и 30% у матерей.
Проведенный корреляционный анализ показал, что социально-психологическая адаптация ребенка связана со стилем детско-родительских отношений: чем выше принятие ребенка и кооперация с ним, тем выше уровень адаптации, ем выше симбиоз, авторитарность и восприятие ребенка как неудачника, тем ниже уровень адаптации.
Для повышения социальной адаптации первоклассников к школе и коррекции детско-родительских отношений была разработана программа. Программа предназначена для работы с родителями в семьях с неблагоприятными детско-родительскими отношениями и их детьми в возрасте 6-8 лет, имеющих нарушения адаптации (эмоциональная нестабильность, повышенная впечатлительность, агрессивность, страхи и т.д.).
Таким образом, была доказана поставленная гипотеза: стиль детско-родительских отношений взаимосвязан с социальной адаптацией детей к школе, при таких стилях как «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник» у ребенка будет наблюдаться социальная дезадаптация.

1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 208c.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб.: Речь 2005. – 436с.
3. Бардиер Г. Социальная психология толерантности. – СПб: СПбГУ, 2005. – 120с.
4. Баскова И.Л. Внимание дошкольника, методы его обучения и его развития. Изучение внимания школьников. – Москва – Воронеж.1995. – 64с.
5. Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. 2-е изд. – М.: Генезис. 2001. – 352с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 280с.
8. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ювета», 2001. – 176с.
9. Варламова А.Я. Школьная адаптация. – Волгоград, 2005. – 204с.
10. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.
11. Вербицкий А.А., Игровое моделирование: Методология и практика. / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145с.
12. Волков Б.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2008. – 672с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2001. – 398с.
14. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332с.
15. Гамезо М.В. Возрастная психология. – М.: Педагогика, 1999. – 234с.
16. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.
17. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 288 с.
18. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 1993. – 240с.
19. Жедунова Л.Г., Можаровская И.А., Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 328с.
20. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. – 448с.
21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Ркечь, 2005. – 320с.
22. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 64с.
23. Казакова Е.И. Возможности общеобразовательных школ в организации интегрированного образования детей с особыми нуждами // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб, 1996.– С. 101-104.
24. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 354с.
25. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. – 1997. – №4. – с.126
26. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 448с.
27. Литовченко В.Н. Адаптация личности как социально-педагогическая проблема// Социально-педагогическая работа. – 1999. - №1. – с.2
28. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 368с.
29. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. – М.: Просвещение, 1972. – 256с.
30. Макаренко А.С. Педагогические сочинения (том 6). – М.: Педагогика, 1985. – 393 c.
31. Марковская И.М. О возможности применения теста семейных отношений в психологической консультации // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 42 – 49.
32. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2002. – 150с.
33. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 298с.
34. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 392с.
35. Мечинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989. – 143с
36. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.
37. Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. / Под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова. – М.: издательский дом "Академия", 2008. – 321с.
38. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
39. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319с.
40. Поддьяков Н.Н., Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 200с.
41. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. / Под редакцией М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2011. – 304с.
42. Психология. Учеб. для студ. высш. учеб. завед. /под ред. В.М. Дружинина. – СПб: Питер Ком, 2001. – 534с
43. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета. – 2000. – №1. – с.88-93.
44. Реан А.А. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 458с.
45. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб.: Питер Ком, 1998. – 668 с.
46. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Речь, 2000. – 254с.
47. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989. – 276с.
48. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-воМГУ, 1989.-215с.
49. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: краткий курс. – СПб: Питер, 2009. – 322с.
50. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 304 с.
51. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – 1989. – №3. – с.16-37.
52. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. – М.: Гном и Д, 2000. – 160 с.
53. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989.– 528 с.
54. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. – М.: МПСИ, Модэк, 2010. – 16с.
55. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии. Пособие для студентов. / Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.
56. Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с
57. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160с.
58. Хрипкова А.Г. Мир детства: Младший школьник. / Отв. ред. В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981. – 400с.
59. Христенко М.А. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников // Начальная школа – 1993. – №2. – С.33-37.
60. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 237с.
61. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет). – М.: Детство-Пресс, 2010. – 384с.
62. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Деловая книга, 2005. – 311с.
63. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2006. – 352с
64. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М.: Новая школа, 1994. – 96с.
65. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Речь, 1999. – 275с.
66. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избранные психологические труды – М.: Педагогика, 1989. – 313с.
67. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Академия, 2001. – 325с.
68. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 176с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Воспитание детей традиционно принадлежит семье. При этом каждая семья сама выбирает систему воспитания, которая наиболее соответствует ее традициям, убеждениям, личностным особенностям родителей. Но не все родители правильно представляют себе цели и задачи воспитания, большинство родителей не умеют целенаправленно применять методы и приемы воспитания, учитывать, что допустимо в отношении ребенка, а чего нельзя допускать ни при каких условиях.
В психологической литературе представлено большое количество работ, в которых типизируются взаимоотношения родителей и детей, рассматривается их влияние на развитие личности ребенка, на формирование его характера и особенности поведения. Различными исследованиями показана взаимосвязь между выбором стиля семейного воспитания и уровнем тревожности, агрессивности и других качеств личности детей. В отечественной психологии стиль воспитания и детско-родительские отношения изучались А.Я. Варгой, В.В. Столиным, А.С. Спиваковской и другими учеными.
В последнее время наблюдается повышенное внимание к проблеме семейного воспитания, как со стороны общества, так и в научных педагогических исследованиях. Это в основном связано с тем, что неблагоприятные социально-экономические условия последних десятилетий, а также смена идеологических ориентиров в обществе привели к тому, что родители не уделяют достаточного внимания воспитанию детей, что приводит к различным проблемам не только во внутрисемейных отношениях, но и в целом развитии личности ребенка. Так, одной из распространенных проблем в начальной школе является социальная дезадаптация ребенка.
От адаптации ребенка в начальной школе зависит вся его дальнейшая жизнь. Если не привить любовь к учебной деятельности, если не создать ситуацию успеха, не развить такие качества его личности как умение взаимодействовать с людьми, управление своим поведением, уверенность в себе и своих силах, если ребенок не научиться дружить и общаться он потеряет интерес к обучению. Исправить эту проблему в среднем или старшем звене школы гораздо тяжелее.
Часто социальная дезадаптация в начальных классах связана с неправильным типом взаимоотношений в семье. Это связано с тем, что в начальной школе важную роль играет умение ребенка регулировать произвольность своего поведения. В том случае, если ребенок обладает низким уровнем самоуправления, он не может в полной степени овладеть как предметной, так и социальной сторонами учебной деятельности. Это проявляется в том, что во время урока ребенок не может вести себя сдержанно, нарушает общие правила поведения, что приводит к нарушению адаптации в ученическом коллективе. Эта форма дезадаптации чаще всего является следствием неправильного воспитания в семье: или полного отсутствия внешних форм контроля и ограничений, которые подлежат интериоризации (стили воспитания «гиперопека», «кумир семьи»), или вынесения средств контроля вовне («доминирующая гиперпротекция»).
Несмотря на актуальность проблемы изучения школьной дезадаптации в начальных классах, в научной и методической литературе недостаточно рассмотрен вопрос влияния детско-родительских отношений на состояние социальной адаптации младших школьников. Актуальность данной проблемы и ее недостаточная изученность и определила выбор темы данной работы.
Цель исследования – изучить взаимосвязь между типом детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе и разработать рекомендации по коррекции детско-родительских отношений для улучшения социальной адаптации к школе.



Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детско-родительских отношений, социальной адаптации и ее особенностям в младшем школьном возрасте.
2. Изучить особенности адаптации к школе у учеников начальной школы.
3. Изучить особенности детско-родительских отношений.
4. Провести исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе.
5. Разработать программу по коррекции детско-родительских отношений для улучшения социальной адаптации к школе.
Объект исследования – социальная адаптация младших школьников.
Предмет исследования – взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе.
Анализ научной литературы позволяет сформулировать следующую гипотезу исследования: существует значимая взаимосвязь между стилем детско-родительских отношений и особенностями (уровнем) социальной адаптации детей к школе, при таких стилях как «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник» у ребенка будет наблюдаться социальная дезадаптация.
Методы исследования:
- анализ научной и методической литературы,
- тестирование,
- анализ и интерпретация полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования можно использовать в работе школьного психолога с дезадаптированными детьми в начальной школе.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе в младшем школьном возрасте 6
1.1. Сущность и виды детско-родительских отношений 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 17
1.3. Понятие социальной адаптации, ее особенности в младшем школьном возрасте 31
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Организация и методы исследования 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Выборка исследования. 42
2.3. Методы и методики исследования 42
Глава 3. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе в младшем школьном возрасте 44
3.1. Анализ результатов исследования социальной адаптации младших школьников 44
3.2. Анализ результатов исследования детско-родительских отношений 47
3.3. Корреляционный анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе в младшем школьном возрасте 55
3.4. Программа коррекции детско-родительских отношений с целью повышения социальной адаптации младших школьников 57
Выводы 70
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 81

Таким образом, были решены поставленные цель и задачи исследования. Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.
Проблема взаимоотношений в семье, а также стили воспитания характеризуются по-разному. Но существует три основных стиля: авторитарный; демократический; либеральный.
Авторитарный стиль воспитания характеризуется холодным отношением взрослого к ребенку, при котором отсутствует эмоциональная близость между ними. В адрес ребенка отпускаются жесткие требования, без объяснений и причин, а также высокий уровень контроля, чрезмерность санкций. Модель общения выстраивается на основе окриков и угроз. В результате такого воспитания характер у ребенка становится пассивным с отсутствием инициативы, зависимый, с низкой самооценкой.
Демократический стиль воспитания можно назвать по-разному: сотрудничество, авторитетность, ценностное отношение с высокой рефлексией. Эмоциональная близость в этом случае между родителями и детьми теплая, дружелюбная, требования справедливые, с обоснованием запретов, контроль и санкции на основе разумной заботы. Модель общения выстраивается из личностно-ориентированных отношений, сложенных на основе диалога и сотрудничества.
Либеральный стиль общения ребенка с взрослым построен на теплых отношениях, но недостатком этого типа воспитания­ является низкий уровень контроля, требования также отсутствуют. При этом ребенок может вполне получать все удовлетворения своих потребностей. Такой ребенок вырастает избалованным, либо, предоставленный сам себе, также он может быть эгоцентричным, с трудностями общения.
На основе этих трех стилей был выстроен ряд моделей воспитания детей различными авторами. Различные исследования показали, что стиль детско-родительских отношений оказывает влияние на многие социально-психологические характеристики ребенка, такие как уровень тревожности, агрессивности, самооценку, социально-психологическую адаптацию к школе.
Под социально-психологической адаптацией к школе понимается приспособление учащегося к новой для него системе социальных отношений, условий, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Если ребенок вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, то его можно считать адаптированным. Адаптация – это не просто приспособленность к успешному функционированию в школьной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированным можно назвать того ребенка, который приспособлен к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
Для изучения влияния детско-родительских отношений на социальную адаптацию к школе было организовано и проведено исследование. Цель исследования – выявить взаимосвязь между стилем семейного воспитания и социальной адаптацией ребенка к школе.
В исследовании приняли участие 20 родителей детей первого класса. Для того чтобы исключить влияние других факторов, все семьи выбирались полные, отец ребенку родной.
Для проведения исследования использовались следующие методики: для изучения взаимоотношений родителей с детьми была использована методика «Опросник родительского отношения», для исследования социально-психологической адаптации учащихся использовался опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» Л.М. Ковалевой. Для проведения статистической обработки данных использовалась программа Statistica 6.0. коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Первоначальное исследование адаптации показало, что нормальный уровень адаптации наблюдается у 55%, средний уровень дезадаптации у 25%, высокий уровень дезадаптации у 10% детей и у 10% тяжелый уровень дезадаптации.
Первоначальное исследование типов детско-родительских отношений показало, что оптимальный уровень родительских отношений наблюдается у 30% отцов, и у матерей, нейтральный уровень родительских отношений у 35% и 40% у матерей, отрицательный уровень родительских отношений у 35% отцов и 30% у матерей.
Проведенный корреляционный анализ показал, что социально-психологическая адаптация ребенка связана со стилем детско-родительских отношений: чем выше принятие ребенка и кооперация с ним, тем выше уровень адаптации, ем выше симбиоз, авторитарность и восприятие ребенка как неудачника, тем ниже уровень адаптации.
Для повышения социальной адаптации первоклассников к школе и коррекции детско-родительских отношений была разработана программа. Программа предназначена для работы с родителями в семьях с неблагоприятными детско-родительскими отношениями и их детьми в возрасте 6-8 лет, имеющих нарушения адаптации (эмоциональная нестабильность, повышенная впечатлительность, агрессивность, страхи и т.д.).
Таким образом, была доказана поставленная гипотеза: стиль детско-родительских отношений взаимосвязан с социальной адаптацией детей к школе, при таких стилях как «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник» у ребенка будет наблюдаться социальная дезадаптация.

1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 208c.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб.: Речь 2005. – 436с.
3. Бардиер Г. Социальная психология толерантности. – СПб: СПбГУ, 2005. – 120с.
4. Баскова И.Л. Внимание дошкольника, методы его обучения и его развития. Изучение внимания школьников. – Москва – Воронеж.1995. – 64с.
5. Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. 2-е изд. – М.: Генезис. 2001. – 352с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 280с.
8. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ювета», 2001. – 176с.
9. Варламова А.Я. Школьная адаптация. – Волгоград, 2005. – 204с.
10. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.
11. Вербицкий А.А., Игровое моделирование: Методология и практика. / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145с.
12. Волков Б.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2008. – 672с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2001. – 398с.
14. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332с.
15. Гамезо М.В. Возрастная психология. – М.: Педагогика, 1999. – 234с.
16. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.
17. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 288 с.
18. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 1993. – 240с.
19. Жедунова Л.Г., Можаровская И.А., Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 328с.
20. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. – 448с.
21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Ркечь, 2005. – 320с.
22. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 64с.
23. Казакова Е.И. Возможности общеобразовательных школ в организации интегрированного образования детей с особыми нуждами // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб, 1996.– С. 101-104.
24. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 354с.
25. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. – 1997. – №4. – с.126
26. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 448с.
27. Литовченко В.Н. Адаптация личности как социально-педагогическая проблема// Социально-педагогическая работа. – 1999. - №1. – с.2
28. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 368с.
29. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. – М.: Просвещение, 1972. – 256с.
30. Макаренко А.С. Педагогические сочинения (том 6). – М.: Педагогика, 1985. – 393 c.
31. Марковская И.М. О возможности применения теста семейных отношений в психологической консультации // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 42 – 49.
32. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2002. – 150с.
33. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 298с.
34. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 392с.
35. Мечинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989. – 143с
36. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.
37. Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. / Под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова. – М.: издательский дом "Академия", 2008. – 321с.
38. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
39. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319с.
40. Поддьяков Н.Н., Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 200с.
41. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. / Под редакцией М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2011. – 304с.
42. Психология. Учеб. для студ. высш. учеб. завед. /под ред. В.М. Дружинина. – СПб: Питер Ком, 2001. – 534с
43. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета. – 2000. – №1. – с.88-93.
44. Реан А.А. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 458с.
45. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб.: Питер Ком, 1998. – 668 с.
46. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Речь, 2000. – 254с.
47. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989. – 276с.
48. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-воМГУ, 1989.-215с.
49. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: краткий курс. – СПб: Питер, 2009. – 322с.
50. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 304 с.
51. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – 1989. – №3. – с.16-37.
52. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. – М.: Гном и Д, 2000. – 160 с.
53. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989.– 528 с.
54. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. – М.: МПСИ, Модэк, 2010. – 16с.
55. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии. Пособие для студентов. / Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.
56. Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с
57. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160с.
58. Хрипкова А.Г. Мир детства: Младший школьник. / Отв. ред. В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981. – 400с.
59. Христенко М.А. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников // Начальная школа – 1993. – №2. – С.33-37.
60. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 237с.
61. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет). – М.: Детство-Пресс, 2010. – 384с.
62. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Деловая книга, 2005. – 311с.
63. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2006. – 352с
64. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М.: Новая школа, 1994. – 96с.
65. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Речь, 1999. – 275с.
66. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избранные психологические труды – М.: Педагогика, 1989. – 313с.
67. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Академия, 2001. – 325с.
68. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 176с.

Купить эту работу

Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации к школе (младшая школа)

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽