Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Здоровье человека! Определения, существующие модели, критерии оценки.

  • 35 страниц
  • 2014 год
  • 358 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Проблема исследования.
На рубеже 20 и 21 веков проблема человека и его здоровья приобретает особую остроту. Это вызвано глобальными социальными, экологическими и техническими изменениями в мире. Наряду с растущим демографическим потенциалом планеты в целом, изменениями качественных и количественных показателей популяционного и индивидуального здоровья, ярко проявляются процессы депопуляции российского этноса. Феномен российской депопуляции связан с такими факторами как низкий уровень жизни, бедность, пьянство, резкое имущественное расслоение, наркомания и т.д. Однако, с точки зрения многих исследователей, основное влияние на демографическую ситуацию в России оказывает вовсе не экономика и не уровень жизни, а социально-психологическое неблагополучие большинства населения. Определяющей причиной опасной демографической эпидемии является нравственно-эмоциональное нездоровье людей. Человек и общество постоянно находится в условиях усиливающегося стресса, который вызван резкой деформацией сложившегося исторически уклада жизни. Человек сталкивается с тем, что все меняется, ломаются представления о вековых ценностях, моральных устоях жизни, исторических преданиях и представлениях о справедливости и социальном мире. На главенствующее место выходит личное обогащение, материальный собственный достаток, который не стыкуется с интересами большинства. Краткосрочные цели текущей выгоды преобладают над долгосрочными ориентирами развития возрождения страны. Шоковая пересадка в души людей чуждых ценностей соответственно вызвала бурную реакцию отторжения. Следствием такого постоянного стресса стало резкое увеличение опасных для жизни заболеваний. Смертность стала значительно преобладать над рождаемостью . Все это способно привести к уменьшению роли России в цивилизационных мировых процессах, следовательно, сохранение здоровья населения необходимо рассматривать как всеобщую национальную идею.
Актуальность темы.
В современном науке информация о здоровье человека рассматривается, в основном, на основе эмпирико-аналитических данных о болезни. Медицинское научное сообщество, трактует здоровье пациента с точки зрения патологии, отклонения от нормы. Такое рассмотрение приводит к тому, что сведений о самом здоровье, его содержании, структуре, форме и здоровьесберегающих технологиях оказывается недостаточным. Усилиями исключительно одних медиков, которые ориентированы на лечение патологических состояний человека сегодня уже невозможно удовлетвориться. Здоровье современного человека нельзя рассматривать исключительно только как отсутствие или присутствие у него какого-либо заболевания. «Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» . Необходимо привлечение других, принципиально новых подходов.
Здоровье обязательно должно стать предметом междисциплинарного исследования. В современных исследованиях, проводимых в психологии, человек рассматривается как разноуровневая сложная система (психологический, биологический, социальный уровни). В последнее время активно развивается психология здоровья как психологическое самостоятельное направление. Психология здоровья - это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития .
Здоровье - это сложный феномен, находящийся в поле исследовательского интереса с древних времен (Алкмеон, Цицерон, Платон, Гиппократ). Но, несмотря на длительную историю, вопрос об определении и операционализации понятия здоровье человека остается открытым.
Современные программы, направленные на медицинское просвещение населения в должной степени не учитывают антропологические аспекты формирования здоровья человека - такие, как психолого-педагогические проблемы развития личности, типологические, индивидуальные, половые и возрастные особенности. К сожалению, очень редко берется во внимание духовная составляющая человеческого бытия. Можно констатировать, что современная наука и практическая медицина не готовы предложить меры по эффективному преодолению депопуляции в России.
Выход из создавшейся ситуации не может основываться на традиционных подходах, выработанных человечеством за период его предыдущего развития. Необходим новый концептуальный подход. Поэтому, выдвижение проблемы здоровья человека в число основных приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность практической и теоретической разработки данной проблемы. Актуальная необходимость соответствующих научных исследований по проблемам здоровья позволит выработать методологические и организационные подходы к сохранению здоровья, формирование концептуально нового восприятия здоровья как важной составляющей бытия человека.
Степень разработанности проблемы.
Основные историко-философские концепции понимания природы человека, изложены в трудах таких философов, как Демокрит, Гиппократ, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Плотин, Эпиктет, Марк Аврелий, Р. Декарт, Ж. Ламетри, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Бэкон, Г. Гегель, Ф. Ницше, и др. Обращение к историко-философскому опыту понимания данной проблемы позволяет выявить, какое влияние на развитие представлений о здоровье человека оказали различные философские направления в понимании самой природы человека.
В науку о жизни и здоровье человека, его наследственности существенный вклад в 19-20 веках внесли зарубежные ученые Ж.- Б. Ламарк, Ч. Дарвин, Г. И. Мендель, Т. X. Морган, Авг. Вейсман, Дж. Уильям. Ценные мысли о телесной организации человека и его социальной сущности оставили потомкам К. Маркс и Ф. Энгельс. О противоречивой психической природе человека – З. Фрейд, Э. Фромм.
Широкий спектр проблем исследования взаимоотношения человека с природой и ее влияние на здоровье человека представлен в русской философии Вл. Соловьевым, В. Франклом, Н. Бердяевым, Н. Лосским, Н. Ф. Федоровым, П. В. Флоренским. Все эти философы утверждают, что человек - составная часть природы, и их необходимо рассматривать в единстве.
Идеи всеединства и взаимосвязи общества, человека и природы представлены в философии русского космизма (Н. А. Умов, К. Э. Циолковский). Проблема бережного отношения к природе, которое влияет на здоровье человека, рассматривалась в работах П. А. Кропоткина, Л. Н. Толстого. Проявление регулятивного характера экологического знания по отношению к антропогенной деятельности получает обоснование в работах основателей теории ноосферы B. И. Вернадского, Э. Леруа, П. Тейяр де Шардена и их современных последователей.
Огромный вклад в науку о жизни и здоровье внесли российские ученые А. Д. Адо, Н. М. Амосов, В. А. Асеев, А. А. Богомолец, И.Н. Бенедиктов, P.M. Баевский, Н. И. Вавилов, И. В. Давыдовский, И. А. Гундаров, Н. П. Дубинин, А. М. Изуткин, О. В. Кербиков, А. А. Корольков, Н. К. Кольцов, А. Г. Мысливченко, Л.Г. Матрос, А.М. Изуткин, И.И. Мечников, И. В. Павлов, В. В. Подвысоцкий, В.И. Плотников, В. П. Петленко, A. Н. Северцев, В. Н. Сагатовский, В. Ф. Сержантов, Е.К. Черненко, К.Е. Тарасов, Г. И. Царегородцев.
Духовное направление в разработке проблемы здоровья человека наиболее полно раскрыты в работах Августина Блаженного, Ап. Павла, Фомы Аквинского, Ио. Златоуста, Св. Макария Великого, Св. И. Листвичника, В.В. Розанова, А.Ф. Лосева, Н.К. Гаврюшина, И.М. Быховской, П.С. Гуревича, П.П. Гайденко, В.В. Зеньковского, Л.В. Жарова, Е. Касевича, Е.В. Зимаковой, М.М. Бахтина, B.JI. Круткина, Л.П. Киященко, И.К. Кучмаевой, Е.Н. Трубецкой, Д.С. Мережковского, З.А. Субботиной, Г.Л. Тульчинкого, С.С. Хоружего, О.С. Суворовой и др.
Интегративный вектор понимания природы и здоровья человека представлен в трудах А. Адлера, Ю.Г. Волкова, И.М. Борзенко, Э.С. Демиденко, В.Д. Жирнова, П.С. Гуревича, В.П. Зинченко, В.А. Кувакина, Е.А. Когай, А.А. Кудишина, А.П. Назаретяна, Б.В. Маркова, Г. Плеснера, Б.Б. Прохорова, B.C. Поликарпова, В.М. Розина, А.С. Спиркина, С.А. Смирнова, Н. Страхова, Б.Г. Юдина, М. Шелера, С.А. Яковлевой и др.
В настоящее время насчитывается около 300 определений понятия «здоровье». Так, значительный вклад в определение этого понятия внесли: Ю. П. Лисицын, И. И. Брехман, П. И. Калью, И. В. Давыдовский, Д. Витулкас, Н. И. Слуцкин, Г. А. Апанасенко, Г. С. Никифоров, Д. И. Дубровский, В. П. Казначеев и др.
Значительно увеличилось число исследований, посвященных проблеме здоровья человека в последнее десятилетие. Многие диссертационные исследования посвящены различным аспектам данной проблемы. Среди них можно назвать работы Быковой Е.С. (Парадигмы здоровья в контексте философской антропологии, 2007), Валитова И.О. (Здоровье человека в экологической и демографической культуре, 2010), Ивановой М.Г. (Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности, 2010), Клещенко А.А. (Аксиология телесности и здоровья в современной философской антропологии, 2012), Кливер О.Г. (Здоровье как фактор самоактуализации личности: социально-философский анализ, 2007), Ковалевской А.Ф. (Формирование ценностного отношения к здоровью человека: социально-философский анализ, 2007), Ларионовой И.. (Здоровье как социальная ценность, 2004), Лоскутовой Э.А. (Психосоматическое здоровье человека в позднем онтогенезе и его сохранение: на примере пансионатов и домов-интернатов, 2003), Мордвинова А.А. (Динамика биологического, социального и духовно-нравственного здоровья человека в современном российском обществе, 2005), Терентьева О.В. (Здоровье человека как объект философского-аксиологического анализа, 2008), Троицкой С.И. (Здоровье человека как социокультурный феномен: философско-антропологический аспект, 2004) и другие.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является здоровье человека как феномен. Предметом исследования являются различные концепции, парадигмы, теории и модели здоровья.
Целями дипломного исследования будет анализ различных определений понятия здоровье человека, выявление существующих моделей здоровья человека и определение критериев оценки здоровья.
Данные цели обусловливает постановку следующих задач:
- в ходе ретроспективного анализа обозначить круг историко-философских концепций понимания природы человека и его здоровья;
- выявить предпосылки и основания для формирования основных системных подходов к пониманию здоровья человека;
- раскрыть содержание основных моделей здоровья человека: биологической, социологической, психологической, антропоцентрической, интегративной.
- задача третьей главы……….
Исходя из поставленных целей и задач, была избрана следующая структура работы.
В первой главе - «Историко-философские аспекты определения здоровья»:
- рассматривается исторические подходы к определению здоровья;
- анализируется современные системные подходы к изучению здоровья человека.
Во второй главе – «Основные модели здоровья человека» - проводится анализ трех основных моделей здоровья человека: биологической, социологической и интегративной.
В третьей главе – «…………» - исследуется………………...
Теоретические и методологические основания.
Достижение целей дипломного исследования и решение поставленных конкретных задач определил комплексный характер выбранной методологии. В работе будут использованы: исторический метод, общенаучные методы анализа и синтеза, метод систематизации, метод исторической и рациональной реконструкции, метод системного подхода и герменевтический метод.
Исторический метод необходим для выявления фактора присутствия проблемы здоровья в концепциях и теориях различных представителей философии, он также используется для фиксации историко-философских связей между разработками проблемы здоровья отдельными учеными и мыслителями.
Поскольку данные факты всегда носят концептуальный характер, то необходимо применять в исследованиях подобного рода общенаучные методы анализа и синтеза при их описании.
Философское понимание проблемы здоровья позволяет обозначить ее типологические характеристики, а это возможно путем обращения к методу исторической реконструкции. Согласно основным принципам данного метода, взгляды мыслителей могут быть изучены, только в контексте историко-культурной ситуации того времени, господствовавших в тех эпохах стилей мышления и степени актуализации философских проблем.
Метод рациональной реконструкции используется для обеспечения принципов преемственности между представителями разных исторических этапов становления философской мысли. Согласно методу рациональной реконструкции, прошлое изображается в виде предвосхищений, приближений к современному состоянию проблемы человеческого существования и проблемы здоровья. В силу этого обстоятельства попытаемся совместить метод исторической реконструкции и метод рациональной реконструкции в единстве герменевтического метода. Обращение к вопросам целостности различных моделей предполагает так же применение принципов системного подхода.
Теоретическими основаниями дипломной работы являются классические и современные работы по проблеме человека и его здоровья.
Теоретическая и практическая значимость изучения проблемы.
Изучение проблем, связанных со здоровьем человека способствуют определению перспектив выхода, не только демографического характера, но и из кризиса общечеловеческих ценностей и тенденций дальнейшего цивилизационного развития человечества в условиях современных социальных реалий. Теоретическая значимость подобных исследований заключена в углублении и конкретизации понятия «здоровье» с позиций диалектики, в выработке методологических оснований при разработке новых моделей и концепций, отвечающих потребностям современного общества.
Практическая значимость исследований в использовании полученных результатов в медицинской и психологической практике.




Оглавление
Введение 2
Глава 1. Историко-философские аспекты определения здоровья 9
1.1. Исторические подходы - тенденции к определению здоровья 9
1.2 Современные системные подходы к изучению здоровья человека 17
Выводы к 1 главе 24
Глава 2. Основные модели здоровья человека 25
2.1. Биологическая модель 26
2.2. Социологическая модель 26
2.3. Психологические модели здоровья 27
2.4. Антропоцентрическая модель здоровья 30
2.5. Интегративные модели 31
Выводы ко 2 главе 33

Заключение не выполнялось,

предоставлены Выводы ко 2 главе

Философский опыт построения моделей видения мира, позволяет выявить и сформулировать основные жизненно важные модели здоровья человека, увидеть в совокупности всю проблематику данной сферы жизнедеятельности человека. Философия, в данном случае рассматривается не только как наука, а скорее как стиль жизни; это искусство («техне») жизни и выживания. В мире животных выживание непосредственно связано с адаптационным процессом. Человек же выживает в окружающем мире не столько через адаптацию, сколько через преобразование мира, через формирование и создание моделей мира, в которых присутствует его связь с сущим.
У И. Канта есть изречение, что философия в конечном итоге необходима для того, чтобы дать ответ на вопрос: «Как жить, чтобы жить долго и при этом не болеть?».
В первобытных примитивныхобществах доминантойздоровья выступает физический показатель здоровья, в средневековье — на первый план выходит духовнаясоставляющая, в современных реалиях основным показателем становится социальная составляющая, она становится определяющим фактором здоровья как человека, так и социума.
Биомедицинская и биопсихосоциальная модели здоровья рассматриваются в рамках общего направления современной научной мысли, они имеют тенденцию развития к натурализму. Позиция сторонников данных моделей заключается в невнимательном отношении к законам духовного мира человека, а ведь если их нарушить тогда и проявляется болезнь. В соответствии с их установкой человеку следует акцентировать свое внимание на физическом и психическом состоянии. Но при таком видении человек рассматривается исключительно как физиологическое существо, поэтому особое внимание в данных моделях уделяется органам человека и их функциям.
Биосоциодуховная модель здоровья основывается на переосмысленииосновополагающихценностей и смыслов, которые определяют всю структуру личности, сторонники этой модели здоровья направлены на формирование духовно-нравственного сознания. Данная модель выдвигает стратегический подход к лечению болезненных состояний человека, данный подход позволяет определить не только причину заболевания, но и обозначить возможную стратегию лечения. Биомедицинская модель здоровья предлагает тактический подход к лечению симптомов болезни с помощью фармакологии и хирургии и т. д. Биосоциодуховная модель выдвигает стратегический подход, который наиболее эффективен при лечении хронических неинфекционных заболеваний, связанных с нездоровым образом жизни. Естественно, взаимоисключать модели на наш взгляд нецелесообразно.
Проблема роста многих «болезней цивилизации» в современном мире с необходимостью ставит задачу перед учеными откорректировать основы мировоззрения. Предлагается осуществить переход к биосоциодуховной модели здоровья от доминирующей, в настоящее время в общественном сознании биопсихосоциальной модели здоровья человеа. Именно биосоциодуховная модель здоровья может служить достаточным методологическим и теоретическим основанием для разработки здоровьесберагающей стратегии .
Социально-философский анализ проблемы здоровья разграничиваетследующие понятия: «физическое здоровье», «психическое здоровье» и «духовное здоровье» в соответствии с телесным, душевным и духовным бытием человека. Здоровье человека, с одной стороны, детерминировано социокультурными факторами, а с другой-определено психосоматикой и духовно-нравственными ориентациями, установками и целями человека. Поэтому главная задача и цель совместить все имеющиеся подходы.
В исследовании различных представленных нами моделей здоровья на современном этапе можно условно отнести ту или иную модель к определенному типу, это закономерно, поскольку феномен здоровья является как и природа человека основополагающей ценностью и затрагивает все формы бытия (экзистенции) человека. Поэтому общее стремление большей части исследователей склоняются к интегративной тенденции рассмотрения проблемы выработки модели здоровья.
Интегральные модели здоровья человека на основе своей дисциплинарной матрицы обобщают категориальный аппарат всех предшествующих подходов. Интегральная трактовка рассматривает здоровье человека сквозь призму биологического, социокультурного, психологического (духовного) и космического измерений человеческой природы.

Список использованной литературы

1. Амосов Н. Раздумья о здоровье // Психологические методы обретения здоровья. - М., 2001.
2. Амосов Н. Медицина на перепутье // Будь здоров!. - 2012. - № 12. - С. 62-68.
3. Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания // В. А. Ананьев, Психология здоровья. Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000. - С. 10 - 88.
4. Апанасенко Г. Л. У истоков валеологии (формирование концепции индивидуального здоровья) // Валеология. - 2012. - № 2. - С. 18-25.
5. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни, (пер. с англ.), М.: Мир, 1997. — 368 с.
6. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 1999. 312 с.
7. Березовская Р.А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 221-226.
8. Бернар К. Введение к изучению опытной медицины. - Москва: URSS : [КРАСАНД- 2010]. - 305 с.
9. Бехтерев В.М. Психика и жизнь // В.М. Бехтерев, Избранные труды по психологии личности: в 2 т. СПб., 1999. - Т.2. - 255 с.
10. Бобрович П. В. Психология здоровья. - Минск: Современная школа, 2011. - 268 с.
11. Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни: монография // И. Б. Бовина. — Москва: Аспект Пресс, 2007. — 256 с.
12. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения // А.А. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.
13. Бочавер А. XXIV Европейская конференция по психологии здоровья "Здоровье в контексте" // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 2. - С. 116-118.
14. Братусь Б. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1996. № 5.
15. Быкова Е.С. Парадигмы здоровья в контексте философской антропологии [Электронный ресурс] // Е.С. Быкова. автореф. дис. кандидат философских наук, Тула, 2007 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/paradigmy-zdorovya-v-kontekste-filosofskoi-antropologii (дата обращения: 26.04.2014).
16. Валитов И.О. Здоровье человека в экологической и демографической культуре [Электронный ресурс] // И.О. Валитов, автореф. дис. доктор философских наук, Уфа. 2010 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zdorove-cheloveka-v-ekologicheskoi-i-demograficheskoi-kulture (дата обращения: 26.04.2014).
17. Васильева О. С. Психология здоровья человека: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. М.: Academia, 2001. - с.352.
18. Васильева О.С. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник. - Вып.3. - Ростов-н/ Д., 1998.
19. Витулкас Дж. Уровни здоровья. Практическое применение и случаи // Дж. Витулкас, Э. ван Вунсел. – Москва: Гомеопатическая медицина, 2012. – 406 с.
20. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественно-научные и гуманитарные аспекты. Ростов-н/Д: изд-во Ростов, ун-та, 1994.-284 с.
21. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология, 1996. - № 2. - С. 15-20.
22. Гиппократ О здоровом образе жизни // Собрание сочинений. Т.1. М.: Наука, 1965.-346 с.
23. Гиппократ Этика и общая медицина // Гиппократ. Спб.: Азбука, 2001.-352 с.
24. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии // С. Гроф; пер. с англ. Андрианова и др.; под общ. ред. А. Дегтярева. 2-е изд., перераб. - М.: Изд-воТрансперсон. Ин-та, 1993.- 497 с.
25. Давыдовский И.В. О здоровье, болезни и долголетии. М.: Знание, 1969. -94 с.
26. Даймонд М. Фитоника: образ жизни XXI века // М. Даймонд - СПб.: Питер Ком, 1998. 312 с.
27. Деннинг М. Психическая самозащита и здоровье: Практ. рук. / М. Деннинг, О. Филлипс; Пер.: Н. Г. Шпет. Киев; М.: София, 1998. - 254 с.
28. Демиденко Э.С. Философское осмысление здоровья человека в техногенном мире // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002.- № 6. С. 141-157.
29. Дильман В.М. Большие биологические часы (введение в интегративную медицину). М.: Знание, 1982. — 207 с.
30. Дубовицкая Т.Д. Психология здоровья: валеологические типы и доминирующие инстинкты личности // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-6. - С. 1250-1254.
31. Залевский Г.В. Антропологическая психология: биопсихоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Г. В. Залевский, В. Г. Залевский, Ю. В. Кузьмина // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 33. - С. 99-103.
32. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В., Залевский В.Г. Теоретические подходы и попытки построения интегративных моделей здоровья в контексте антропологической психологии // Сибирский психологический журнал, 2013. № 50, С. 39-45.
33. Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты. -М.: Институт человека РАН, 2003. 288 с.
34. Иванова М.Г. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности [Электронный ресурс] // М.Г. Иванова, автореф. диссерт. кандидат психологических наук, Кемерово, 2010 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/strukturnye-funktsionalnye-i-dinamicheskie-kharakteristiki-psikhologicheskogo-zdorovya-lichn (дата обращения 27.04.2014).
35. Изуткин Д. А. Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни и их гуманитарное содержание // Д. А. Изуткин, Антропологические основания биоэтики: Материалы Всероссийской научн. конф. Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2006. С. 63-65.
36. Калужский А.Д. Состояние здоровья человека: оценка эффективности работы организма // Успехи геронтологии. - 2009. - Т. 22, № 4. - С. 558-568.
37. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения / П. И. Калью. М., 1988. -67 с.
38. Касаткин В. Н. Актуальные проблемы психологии здоровья / В. Н. Касаткин, А. А. Бочавер // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 5. - С. 255-267.
39. Киященко Л.П. Классика и неклассика о телесности: два взгляда на одну проблему // Эпистемология и постнеклассическая наука. М.: Наука, 1992. -С. 136-146.
40. Клещенко А.А. Аксиология телесности и здоровья в современной философской антропологии [Электронный ресурс] // А.А. Клещенко, автореф. диссерт., кандидат философских наук, Белгород, 2012 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/aksiologiya-telesnosti-i-zdorovya-v-sovremennoi-filosofskoi-antropologii (дата обращения 27.04.2014).
41. Кливер О.Г. Здоровье как фактор самоактуализации личности: социально-философский анализ [Электронный ресурс] // О.Г. Кливер, автореф. диссер., кандидат философских наук, Архангельск, 2007 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zdorove-kak-faktor-samoaktualizatsii-lichnosti-sotsialno-filosofskii-analiz (дата обращения: 26.04.2014).
42. Кобяков Ю. П. Модель здоровья человека как структурная основа теории здоровья // Теория и практика физической культуры. – 2006. - № 1.- С. 23-24.
43. Ковалевская А.Ф. Формирование ценностного отношения к здоровью человека: социально-философский анализ [Электронный ресурс] // А.Ф. Ковалевская, автореф. диссерт., кандидат философских наук, Чита, 2007 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-k-zdorovyu-cheloveka-sotsialno-filosofskii-analiz (дата обращения 27.04.2014).
44. Косевич Е. Раннехристианская философия и теологическая мысль в отношении проблематики тела // Философские науки. 1992. - № 3. - С. 83-102.
45. Ларионова И.С. Здоровье как социальная ценность [Электронный ресурс] // И.С. Ларионова, автореф. диссер, доктор философских наук, Москва, 2004 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zdorove-kak-sotsialnaya-tsennost (дата обращения: 26.04.2014).
46. Лествичник И. Лествица или скрижали духовные. М., 1999.
47. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века / Ж. Ле Гофф, Н. Трюон. М.: 2008. - 189 с.
48. Лишин О. В. Психологические закономерности формирования личностно здорового человека // О. В. Лишин, А. К. Лишина. — Москва: Academia: АПК и ППРО, 2008. — 376 с.
49. Логинова Н. А. Опыт человекознания: история комплексного подхода в психологических школах: В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева // И. А. Логинова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 285 с.
50. Лоскутова Э.А. Психосоматическое здоровье человека в позднем онтогенезе и его сохранение: на примере пансионатов и домов-интернатов [Электронный ресурс] // Э.А. Лоскутова, автореф. диссер., кандидат психологических наук, Казань, 2003 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhosomaticheskoe-zdorove-cheloveka-v-pozdnem-ontogeneze-i-ego-sokhranenie-na-primere-pans (дата обращения: 26.04.2014).
51. Литницкая Е.В. Проблема здоровья личности в психологии XIX-XX вв. // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2, № 2. - С. 268-274.
52. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М., 1999.
53. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. - М., 2002.
54. Марсель М. Техника тела // М. Марсель. Человек. 1993. - №2. -С. 64-79.
55. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М.: АН СССР, 1961. -290 с.
56. Мордвинов А.А. Динамика биологического, социального и духовно-нравственного здоровья человека в современном российском обществе [Электронный ресурс] // А.А. Мордвинов, автореф. диссерт., кандидат философских наук, Нижний Новгород, 2005 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/dinamika-biologicheskogo-sotsialnogo-i-dukhovno-nravstvennogo-zdorovya-cheloveka-v-sovremenn (дата обращения: 26.04.2014).
57. Никифоров Г.С. У истоков психологии здоровья // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 211-220.
58. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды // Г. Олпорт. М.: Смысл, 2002. - 462 с.
59. Протопопов В. М. Историко-педагогический анализ вариативных моделей понимания здоровья человека как социокультурного феномена // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2014. - № 2. – С. 53-58.
60. Психология человека в условиях здоровья и болезни: материалы Третьей Международной конференции, 5 июня 2013 г. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2013. - 309 с.
61. Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, 24-25 ноября 2011 г. / [отв. ред. Никишина В. Б. [и др.]. – Курск: Курский государственный медицинский университет, 2011. – 454 с.
62. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды. – Москва: Академия Естествознания, 2011. – 322 с.
63. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения: Государственное издательство политической литературы, 1952. - 675 с.
64. Рассказова Е. И. Саморегуляция в психологии здоровья и клинической психологии // Вопросы психологии. – 2012. - № 1. – С. 75-82.
65. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию // Пер. с англ. М. Злотник / К. Р. Роджерс. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -415 с.
66. Розин В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема / В. М. Розин // Мир психологии. 2000. - № 1. - С. 12-30.
67. Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления // В. М. Розин. М.: Эдиторал УРСС, 2000.-248 с.
68. Розин В. М. Психическая реальность, способности и здоровье человека // В. М. Розин. М. : Эдиториал УРСС, 2004. - 244 с.
69. Созонтов, А. Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии // А. Е. Созонтов. Вопросы психологии. 2003. - № 3. - С. 92-101.
70. Сперес Д. О различных подходах к понятию «здоровье» // Д. Сперес, В. Гавидия, Школа здоровья. 1998. - Том 5. № 1. - С. 7-16.
71. Терентьев О.В. Здоровье человека как объект философского-аксиологического анализа [Электронный ресурс] // О.В. Терентьев, автореф. диссерт., кандидат философских наук, Москва, 2008 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zdorove-cheloveka-kak-obekt-filosofskogo-aksiologicheskogo-analiza (дата обращения: 26.04.2014).
72. Тищенко П.Д. О философском смысле понятия здоровье и болезнь // Здоровье человека как предмет социально-философского познания. М.: ИФАН, 1989.-128 с.
73. Троицкая С.И. Здоровье человека как социокультурный феномен: Философско-антропологический аспект [Электронный ресурс] // С.И. Троицкая, кандидат философских наук, СПб, 2004 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zdorove-cheloveka-kak-sotsiokulturnyi-fenomen-filosofsko-antropologicheskii-aspekt (дата обращения: 26.04.2014).
74. Труфанова O.K. К вопросу о психологической характеристике состояния соматического здоровья // Психологический вестник РГУ. 1998. -№ 3.-С. 70-71.
75. Уляева Л.Г. Психологическое искусство здоровой жизни или психологическая модель здоровья человека (постановка проблемы) // Спортивный психолог. 2007. № 2. С. 53-58.
76. Филатов Ф. Р. К вопросу о социокультурных эталонах здоровья // Психология в вузе. - 2010. - № 6. - С. 18-27.
77. Философия здоровья. М.: ИФ РАН, 2001. - 242 с.
78. Философские проблемы теории адаптации // Под ред. Г.И. Царегородцева. М.: Мысль, 1975. - 277 с.
79. Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. // Под ред. Г.И. Царегородцева. М.: Медицины, 1975. - 352 с.
80. Фромм Э. Здоровое общество. Искусство любить. Душа Человека: [пер. с англ. и нем.] // Э. Фромм. М.: ACT: ACT МОСКВА: Хранитель, 2007. - 602 с.
81. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1989.
82. Шиняева Г. А. Здоровье человека: Философско-методологический анализ [Электронный ресурс] // Г.А. Шиняева, автореф. диссер., кандидат философских наук, Саратов, 1994 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zdorove-cheloveka-filos-metodol-analiz (дата обращения 27.04.2014).
83. Эриксон Э. Г. Детство и общество // Э. Г. Эриксон; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Лет. сад, 2000. -415 с.
84. Юнг К. Архаический человек // Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс, 1994.- С. 158-184.
85. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Т.4.-Ярославль, 1998.-С. 364-366.
86. Ясперс К. Общая психопатология // К. Ясперс; пер. с нем. Л. О. Акопяна. М.: Практика, 1997. - 1053 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Проблема исследования.
На рубеже 20 и 21 веков проблема человека и его здоровья приобретает особую остроту. Это вызвано глобальными социальными, экологическими и техническими изменениями в мире. Наряду с растущим демографическим потенциалом планеты в целом, изменениями качественных и количественных показателей популяционного и индивидуального здоровья, ярко проявляются процессы депопуляции российского этноса. Феномен российской депопуляции связан с такими факторами как низкий уровень жизни, бедность, пьянство, резкое имущественное расслоение, наркомания и т.д. Однако, с точки зрения многих исследователей, основное влияние на демографическую ситуацию в России оказывает вовсе не экономика и не уровень жизни, а социально-психологическое неблагополучие большинства населения. Определяющей причиной опасной демографической эпидемии является нравственно-эмоциональное нездоровье людей. Человек и общество постоянно находится в условиях усиливающегося стресса, который вызван резкой деформацией сложившегося исторически уклада жизни. Человек сталкивается с тем, что все меняется, ломаются представления о вековых ценностях, моральных устоях жизни, исторических преданиях и представлениях о справедливости и социальном мире. На главенствующее место выходит личное обогащение, материальный собственный достаток, который не стыкуется с интересами большинства. Краткосрочные цели текущей выгоды преобладают над долгосрочными ориентирами развития возрождения страны. Шоковая пересадка в души людей чуждых ценностей соответственно вызвала бурную реакцию отторжения. Следствием такого постоянного стресса стало резкое увеличение опасных для жизни заболеваний. Смертность стала значительно преобладать над рождаемостью . Все это способно привести к уменьшению роли России в цивилизационных мировых процессах, следовательно, сохранение здоровья населения необходимо рассматривать как всеобщую национальную идею.
Актуальность темы.
В современном науке информация о здоровье человека рассматривается, в основном, на основе эмпирико-аналитических данных о болезни. Медицинское научное сообщество, трактует здоровье пациента с точки зрения патологии, отклонения от нормы. Такое рассмотрение приводит к тому, что сведений о самом здоровье, его содержании, структуре, форме и здоровьесберегающих технологиях оказывается недостаточным. Усилиями исключительно одних медиков, которые ориентированы на лечение патологических состояний человека сегодня уже невозможно удовлетвориться. Здоровье современного человека нельзя рассматривать исключительно только как отсутствие или присутствие у него какого-либо заболевания. «Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» . Необходимо привлечение других, принципиально новых подходов.
Здоровье обязательно должно стать предметом междисциплинарного исследования. В современных исследованиях, проводимых в психологии, человек рассматривается как разноуровневая сложная система (психологический, биологический, социальный уровни). В последнее время активно развивается психология здоровья как психологическое самостоятельное направление. Психология здоровья - это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития .
Здоровье - это сложный феномен, находящийся в поле исследовательского интереса с древних времен (Алкмеон, Цицерон, Платон, Гиппократ). Но, несмотря на длительную историю, вопрос об определении и операционализации понятия здоровье человека остается открытым.
Современные программы, направленные на медицинское просвещение населения в должной степени не учитывают антропологические аспекты формирования здоровья человека - такие, как психолого-педагогические проблемы развития личности, типологические, индивидуальные, половые и возрастные особенности. К сожалению, очень редко берется во внимание духовная составляющая человеческого бытия. Можно констатировать, что современная наука и практическая медицина не готовы предложить меры по эффективному преодолению депопуляции в России.
Выход из создавшейся ситуации не может основываться на традиционных подходах, выработанных человечеством за период его предыдущего развития. Необходим новый концептуальный подход. Поэтому, выдвижение проблемы здоровья человека в число основных приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность практической и теоретической разработки данной проблемы. Актуальная необходимость соответствующих научных исследований по проблемам здоровья позволит выработать методологические и организационные подходы к сохранению здоровья, формирование концептуально нового восприятия здоровья как важной составляющей бытия человека.
Степень разработанности проблемы.
Основные историко-философские концепции понимания природы человека, изложены в трудах таких философов, как Демокрит, Гиппократ, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Плотин, Эпиктет, Марк Аврелий, Р. Декарт, Ж. Ламетри, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Бэкон, Г. Гегель, Ф. Ницше, и др. Обращение к историко-философскому опыту понимания данной проблемы позволяет выявить, какое влияние на развитие представлений о здоровье человека оказали различные философские направления в понимании самой природы человека.
В науку о жизни и здоровье человека, его наследственности существенный вклад в 19-20 веках внесли зарубежные ученые Ж.- Б. Ламарк, Ч. Дарвин, Г. И. Мендель, Т. X. Морган, Авг. Вейсман, Дж. Уильям. Ценные мысли о телесной организации человека и его социальной сущности оставили потомкам К. Маркс и Ф. Энгельс. О противоречивой психической природе человека – З. Фрейд, Э. Фромм.
Широкий спектр проблем исследования взаимоотношения человека с природой и ее влияние на здоровье человека представлен в русской философии Вл. Соловьевым, В. Франклом, Н. Бердяевым, Н. Лосским, Н. Ф. Федоровым, П. В. Флоренским. Все эти философы утверждают, что человек - составная часть природы, и их необходимо рассматривать в единстве.
Идеи всеединства и взаимосвязи общества, человека и природы представлены в философии русского космизма (Н. А. Умов, К. Э. Циолковский). Проблема бережного отношения к природе, которое влияет на здоровье человека, рассматривалась в работах П. А. Кропоткина, Л. Н. Толстого. Проявление регулятивного характера экологического знания по отношению к антропогенной деятельности получает обоснование в работах основателей теории ноосферы B. И. Вернадского, Э. Леруа, П. Тейяр де Шардена и их современных последователей.
Огромный вклад в науку о жизни и здоровье внесли российские ученые А. Д. Адо, Н. М. Амосов, В. А. Асеев, А. А. Богомолец, И.Н. Бенедиктов, P.M. Баевский, Н. И. Вавилов, И. В. Давыдовский, И. А. Гундаров, Н. П. Дубинин, А. М. Изуткин, О. В. Кербиков, А. А. Корольков, Н. К. Кольцов, А. Г. Мысливченко, Л.Г. Матрос, А.М. Изуткин, И.И. Мечников, И. В. Павлов, В. В. Подвысоцкий, В.И. Плотников, В. П. Петленко, A. Н. Северцев, В. Н. Сагатовский, В. Ф. Сержантов, Е.К. Черненко, К.Е. Тарасов, Г. И. Царегородцев.
Духовное направление в разработке проблемы здоровья человека наиболее полно раскрыты в работах Августина Блаженного, Ап. Павла, Фомы Аквинского, Ио. Златоуста, Св. Макария Великого, Св. И. Листвичника, В.В. Розанова, А.Ф. Лосева, Н.К. Гаврюшина, И.М. Быховской, П.С. Гуревича, П.П. Гайденко, В.В. Зеньковского, Л.В. Жарова, Е. Касевича, Е.В. Зимаковой, М.М. Бахтина, B.JI. Круткина, Л.П. Киященко, И.К. Кучмаевой, Е.Н. Трубецкой, Д.С. Мережковского, З.А. Субботиной, Г.Л. Тульчинкого, С.С. Хоружего, О.С. Суворовой и др.
Интегративный вектор понимания природы и здоровья человека представлен в трудах А. Адлера, Ю.Г. Волкова, И.М. Борзенко, Э.С. Демиденко, В.Д. Жирнова, П.С. Гуревича, В.П. Зинченко, В.А. Кувакина, Е.А. Когай, А.А. Кудишина, А.П. Назаретяна, Б.В. Маркова, Г. Плеснера, Б.Б. Прохорова, B.C. Поликарпова, В.М. Розина, А.С. Спиркина, С.А. Смирнова, Н. Страхова, Б.Г. Юдина, М. Шелера, С.А. Яковлевой и др.
В настоящее время насчитывается около 300 определений понятия «здоровье». Так, значительный вклад в определение этого понятия внесли: Ю. П. Лисицын, И. И. Брехман, П. И. Калью, И. В. Давыдовский, Д. Витулкас, Н. И. Слуцкин, Г. А. Апанасенко, Г. С. Никифоров, Д. И. Дубровский, В. П. Казначеев и др.
Значительно увеличилось число исследований, посвященных проблеме здоровья человека в последнее десятилетие. Многие диссертационные исследования посвящены различным аспектам данной проблемы. Среди них можно назвать работы Быковой Е.С. (Парадигмы здоровья в контексте философской антропологии, 2007), Валитова И.О. (Здоровье человека в экологической и демографической культуре, 2010), Ивановой М.Г. (Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности, 2010), Клещенко А.А. (Аксиология телесности и здоровья в современной философской антропологии, 2012), Кливер О.Г. (Здоровье как фактор самоактуализации личности: социально-философский анализ, 2007), Ковалевской А.Ф. (Формирование ценностного отношения к здоровью человека: социально-философский анализ, 2007), Ларионовой И.. (Здоровье как социальная ценность, 2004), Лоскутовой Э.А. (Психосоматическое здоровье человека в позднем онтогенезе и его сохранение: на примере пансионатов и домов-интернатов, 2003), Мордвинова А.А. (Динамика биологического, социального и духовно-нравственного здоровья человека в современном российском обществе, 2005), Терентьева О.В. (Здоровье человека как объект философского-аксиологического анализа, 2008), Троицкой С.И. (Здоровье человека как социокультурный феномен: философско-антропологический аспект, 2004) и другие.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является здоровье человека как феномен. Предметом исследования являются различные концепции, парадигмы, теории и модели здоровья.
Целями дипломного исследования будет анализ различных определений понятия здоровье человека, выявление существующих моделей здоровья человека и определение критериев оценки здоровья.
Данные цели обусловливает постановку следующих задач:
- в ходе ретроспективного анализа обозначить круг историко-философских концепций понимания природы человека и его здоровья;
- выявить предпосылки и основания для формирования основных системных подходов к пониманию здоровья человека;
- раскрыть содержание основных моделей здоровья человека: биологической, социологической, психологической, антропоцентрической, интегративной.
- задача третьей главы……….
Исходя из поставленных целей и задач, была избрана следующая структура работы.
В первой главе - «Историко-философские аспекты определения здоровья»:
- рассматривается исторические подходы к определению здоровья;
- анализируется современные системные подходы к изучению здоровья человека.
Во второй главе – «Основные модели здоровья человека» - проводится анализ трех основных моделей здоровья человека: биологической, социологической и интегративной.
В третьей главе – «…………» - исследуется………………...
Теоретические и методологические основания.
Достижение целей дипломного исследования и решение поставленных конкретных задач определил комплексный характер выбранной методологии. В работе будут использованы: исторический метод, общенаучные методы анализа и синтеза, метод систематизации, метод исторической и рациональной реконструкции, метод системного подхода и герменевтический метод.
Исторический метод необходим для выявления фактора присутствия проблемы здоровья в концепциях и теориях различных представителей философии, он также используется для фиксации историко-философских связей между разработками проблемы здоровья отдельными учеными и мыслителями.
Поскольку данные факты всегда носят концептуальный характер, то необходимо применять в исследованиях подобного рода общенаучные методы анализа и синтеза при их описании.
Философское понимание проблемы здоровья позволяет обозначить ее типологические характеристики, а это возможно путем обращения к методу исторической реконструкции. Согласно основным принципам данного метода, взгляды мыслителей могут быть изучены, только в контексте историко-культурной ситуации того времени, господствовавших в тех эпохах стилей мышления и степени актуализации философских проблем.
Метод рациональной реконструкции используется для обеспечения принципов преемственности между представителями разных исторических этапов становления философской мысли. Согласно методу рациональной реконструкции, прошлое изображается в виде предвосхищений, приближений к современному состоянию проблемы человеческого существования и проблемы здоровья. В силу этого обстоятельства попытаемся совместить метод исторической реконструкции и метод рациональной реконструкции в единстве герменевтического метода. Обращение к вопросам целостности различных моделей предполагает так же применение принципов системного подхода.
Теоретическими основаниями дипломной работы являются классические и современные работы по проблеме человека и его здоровья.
Теоретическая и практическая значимость изучения проблемы.
Изучение проблем, связанных со здоровьем человека способствуют определению перспектив выхода, не только демографического характера, но и из кризиса общечеловеческих ценностей и тенденций дальнейшего цивилизационного развития человечества в условиях современных социальных реалий. Теоретическая значимость подобных исследований заключена в углублении и конкретизации понятия «здоровье» с позиций диалектики, в выработке методологических оснований при разработке новых моделей и концепций, отвечающих потребностям современного общества.
Практическая значимость исследований в использовании полученных результатов в медицинской и психологической практике.




Оглавление
Введение 2
Глава 1. Историко-философские аспекты определения здоровья 9
1.1. Исторические подходы - тенденции к определению здоровья 9
1.2 Современные системные подходы к изучению здоровья человека 17
Выводы к 1 главе 24
Глава 2. Основные модели здоровья человека 25
2.1. Биологическая модель 26
2.2. Социологическая модель 26
2.3. Психологические модели здоровья 27
2.4. Антропоцентрическая модель здоровья 30
2.5. Интегративные модели 31
Выводы ко 2 главе 33

Заключение не выполнялось,

предоставлены Выводы ко 2 главе

Философский опыт построения моделей видения мира, позволяет выявить и сформулировать основные жизненно важные модели здоровья человека, увидеть в совокупности всю проблематику данной сферы жизнедеятельности человека. Философия, в данном случае рассматривается не только как наука, а скорее как стиль жизни; это искусство («техне») жизни и выживания. В мире животных выживание непосредственно связано с адаптационным процессом. Человек же выживает в окружающем мире не столько через адаптацию, сколько через преобразование мира, через формирование и создание моделей мира, в которых присутствует его связь с сущим.
У И. Канта есть изречение, что философия в конечном итоге необходима для того, чтобы дать ответ на вопрос: «Как жить, чтобы жить долго и при этом не болеть?».
В первобытных примитивныхобществах доминантойздоровья выступает физический показатель здоровья, в средневековье — на первый план выходит духовнаясоставляющая, в современных реалиях основным показателем становится социальная составляющая, она становится определяющим фактором здоровья как человека, так и социума.
Биомедицинская и биопсихосоциальная модели здоровья рассматриваются в рамках общего направления современной научной мысли, они имеют тенденцию развития к натурализму. Позиция сторонников данных моделей заключается в невнимательном отношении к законам духовного мира человека, а ведь если их нарушить тогда и проявляется болезнь. В соответствии с их установкой человеку следует акцентировать свое внимание на физическом и психическом состоянии. Но при таком видении человек рассматривается исключительно как физиологическое существо, поэтому особое внимание в данных моделях уделяется органам человека и их функциям.
Биосоциодуховная модель здоровья основывается на переосмысленииосновополагающихценностей и смыслов, которые определяют всю структуру личности, сторонники этой модели здоровья направлены на формирование духовно-нравственного сознания. Данная модель выдвигает стратегический подход к лечению болезненных состояний человека, данный подход позволяет определить не только причину заболевания, но и обозначить возможную стратегию лечения. Биомедицинская модель здоровья предлагает тактический подход к лечению симптомов болезни с помощью фармакологии и хирургии и т. д. Биосоциодуховная модель выдвигает стратегический подход, который наиболее эффективен при лечении хронических неинфекционных заболеваний, связанных с нездоровым образом жизни. Естественно, взаимоисключать модели на наш взгляд нецелесообразно.
Проблема роста многих «болезней цивилизации» в современном мире с необходимостью ставит задачу перед учеными откорректировать основы мировоззрения. Предлагается осуществить переход к биосоциодуховной модели здоровья от доминирующей, в настоящее время в общественном сознании биопсихосоциальной модели здоровья человеа. Именно биосоциодуховная модель здоровья может служить достаточным методологическим и теоретическим основанием для разработки здоровьесберагающей стратегии .
Социально-философский анализ проблемы здоровья разграничиваетследующие понятия: «физическое здоровье», «психическое здоровье» и «духовное здоровье» в соответствии с телесным, душевным и духовным бытием человека. Здоровье человека, с одной стороны, детерминировано социокультурными факторами, а с другой-определено психосоматикой и духовно-нравственными ориентациями, установками и целями человека. Поэтому главная задача и цель совместить все имеющиеся подходы.
В исследовании различных представленных нами моделей здоровья на современном этапе можно условно отнести ту или иную модель к определенному типу, это закономерно, поскольку феномен здоровья является как и природа человека основополагающей ценностью и затрагивает все формы бытия (экзистенции) человека. Поэтому общее стремление большей части исследователей склоняются к интегративной тенденции рассмотрения проблемы выработки модели здоровья.
Интегральные модели здоровья человека на основе своей дисциплинарной матрицы обобщают категориальный аппарат всех предшествующих подходов. Интегральная трактовка рассматривает здоровье человека сквозь призму биологического, социокультурного, психологического (духовного) и космического измерений человеческой природы.

Список использованной литературы

1. Амосов Н. Раздумья о здоровье // Психологические методы обретения здоровья. - М., 2001.
2. Амосов Н. Медицина на перепутье // Будь здоров!. - 2012. - № 12. - С. 62-68.
3. Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания // В. А. Ананьев, Психология здоровья. Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000. - С. 10 - 88.
4. Апанасенко Г. Л. У истоков валеологии (формирование концепции индивидуального здоровья) // Валеология. - 2012. - № 2. - С. 18-25.
5. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни, (пер. с англ.), М.: Мир, 1997. — 368 с.
6. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 1999. 312 с.
7. Березовская Р.А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 221-226.
8. Бернар К. Введение к изучению опытной медицины. - Москва: URSS : [КРАСАНД- 2010]. - 305 с.
9. Бехтерев В.М. Психика и жизнь // В.М. Бехтерев, Избранные труды по психологии личности: в 2 т. СПб., 1999. - Т.2. - 255 с.
10. Бобрович П. В. Психология здоровья. - Минск: Современная школа, 2011. - 268 с.
11. Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни: монография // И. Б. Бовина. — Москва: Аспект Пресс, 2007. — 256 с.
12. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения // А.А. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.
13. Бочавер А. XXIV Европейская конференция по психологии здоровья "Здоровье в контексте" // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 2. - С. 116-118.
14. Братусь Б. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1996. № 5.
15. Быкова Е.С. Парадигмы здоровья в контексте философской антропологии [Электронный ресурс] // Е.С. Быкова. автореф. дис. кандидат философских наук, Тула, 2007 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/paradigmy-zdorovya-v-kontekste-filosofskoi-antropologii (дата обращения: 26.04.2014).
16. Валитов И.О. Здоровье человека в экологической и демографической культуре [Электронный ресурс] // И.О. Валитов, автореф. дис. доктор философских наук, Уфа. 2010 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zdorove-cheloveka-v-ekologicheskoi-i-demograficheskoi-kulture (дата обращения: 26.04.2014).
17. Васильева О. С. Психология здоровья человека: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. М.: Academia, 2001. - с.352.
18. Васильева О.С. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник. - Вып.3. - Ростов-н/ Д., 1998.
19. Витулкас Дж. Уровни здоровья. Практическое применение и случаи // Дж. Витулкас, Э. ван Вунсел. – Москва: Гомеопатическая медицина, 2012. – 406 с.
20. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественно-научные и гуманитарные аспекты. Ростов-н/Д: изд-во Ростов, ун-та, 1994.-284 с.
21. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология, 1996. - № 2. - С. 15-20.
22. Гиппократ О здоровом образе жизни // Собрание сочинений. Т.1. М.: Наука, 1965.-346 с.
23. Гиппократ Этика и общая медицина // Гиппократ. Спб.: Азбука, 2001.-352 с.
24. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии // С. Гроф; пер. с англ. Андрианова и др.; под общ. ред. А. Дегтярева. 2-е изд., перераб. - М.: Изд-воТрансперсон. Ин-та, 1993.- 497 с.
25. Давыдовский И.В. О здоровье, болезни и долголетии. М.: Знание, 1969. -94 с.
26. Даймонд М. Фитоника: образ жизни XXI века // М. Даймонд - СПб.: Питер Ком, 1998. 312 с.
27. Деннинг М. Психическая самозащита и здоровье: Практ. рук. / М. Деннинг, О. Филлипс; Пер.: Н. Г. Шпет. Киев; М.: София, 1998. - 254 с.
28. Демиденко Э.С. Философское осмысление здоровья человека в техногенном мире // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002.- № 6. С. 141-157.
29. Дильман В.М. Большие биологические часы (введение в интегративную медицину). М.: Знание, 1982. — 207 с.
30. Дубовицкая Т.Д. Психология здоровья: валеологические типы и доминирующие инстинкты личности // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-6. - С. 1250-1254.
31. Залевский Г.В. Антропологическая психология: биопсихоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Г. В. Залевский, В. Г. Залевский, Ю. В. Кузьмина // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 33. - С. 99-103.
32. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В., Залевский В.Г. Теоретические подходы и попытки построения интегративных моделей здоровья в контексте антропологической психологии // Сибирский психологический журнал, 2013. № 50, С. 39-45.
33. Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты. -М.: Институт человека РАН, 2003. 288 с.
34. Иванова М.Г. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности [Электронный ресурс] // М.Г. Иванова, автореф. диссерт. кандидат психологических наук, Кемерово, 2010 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/strukturnye-funktsionalnye-i-dinamicheskie-kharakteristiki-psikhologicheskogo-zdorovya-lichn (дата обращения 27.04.2014).
35. Изуткин Д. А. Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни и их гуманитарное содержание // Д. А. Изуткин, Антропологические основания биоэтики: Материалы Всероссийской научн. конф. Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2006. С. 63-65.
36. Калужский А.Д. Состояние здоровья человека: оценка эффективности работы организма // Успехи геронтологии. - 2009. - Т. 22, № 4. - С. 558-568.
37. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения / П. И. Калью. М., 1988. -67 с.
38. Касаткин В. Н. Актуальные проблемы психологии здоровья / В. Н. Касаткин, А. А. Бочавер // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 5. - С. 255-267.
39. Киященко Л.П. Классика и неклассика о телесности: два взгляда на одну проблему // Эпистемология и постнеклассическая наука. М.: Наука, 1992. -С. 136-146.
40. Клещенко А.А. Аксиология телесности и здоровья в современной философской антропологии [Электронный ресурс] // А.А. Клещенко, автореф. диссерт., кандидат философских наук, Белгород, 2012 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/aksiologiya-telesnosti-i-zdorovya-v-sovremennoi-filosofskoi-antropologii (дата обращения 27.04.2014).
41. Кливер О.Г. Здоровье как фактор самоактуализации личности: социально-философский анализ [Электронный ресурс] // О.Г. Кливер, автореф. диссер., кандидат философских наук, Архангельск, 2007 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zdorove-kak-faktor-samoaktualizatsii-lichnosti-sotsialno-filosofskii-analiz (дата обращения: 26.04.2014).
42. Кобяков Ю. П. Модель здоровья человека как структурная основа теории здоровья // Теория и практика физической культуры. – 2006. - № 1.- С. 23-24.
43. Ковалевская А.Ф. Формирование ценностного отношения к здоровью человека: социально-философский анализ [Электронный ресурс] // А.Ф. Ковалевская, автореф. диссерт., кандидат философских наук, Чита, 2007 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-k-zdorovyu-cheloveka-sotsialno-filosofskii-analiz (дата обращения 27.04.2014).
44. Косевич Е. Раннехристианская философия и теологическая мысль в отношении проблематики тела // Философские науки. 1992. - № 3. - С. 83-102.
45. Ларионова И.С. Здоровье как социальная ценность [Электронный ресурс] // И.С. Ларионова, автореф. диссер, доктор философских наук, Москва, 2004 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zdorove-kak-sotsialnaya-tsennost (дата обращения: 26.04.2014).
46. Лествичник И. Лествица или скрижали духовные. М., 1999.
47. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века / Ж. Ле Гофф, Н. Трюон. М.: 2008. - 189 с.
48. Лишин О. В. Психологические закономерности формирования личностно здорового человека // О. В. Лишин, А. К. Лишина. — Москва: Academia: АПК и ППРО, 2008. — 376 с.
49. Логинова Н. А. Опыт человекознания: история комплексного подхода в психологических школах: В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева // И. А. Логинова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 285 с.
50. Лоскутова Э.А. Психосоматическое здоровье человека в позднем онтогенезе и его сохранение: на примере пансионатов и домов-интернатов [Электронный ресурс] // Э.А. Лоскутова, автореф. диссер., кандидат психологических наук, Казань, 2003 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhosomaticheskoe-zdorove-cheloveka-v-pozdnem-ontogeneze-i-ego-sokhranenie-na-primere-pans (дата обращения: 26.04.2014).
51. Литницкая Е.В. Проблема здоровья личности в психологии XIX-XX вв. // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2, № 2. - С. 268-274.
52. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М., 1999.
53. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. - М., 2002.
54. Марсель М. Техника тела // М. Марсель. Человек. 1993. - №2. -С. 64-79.
55. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М.: АН СССР, 1961. -290 с.
56. Мордвинов А.А. Динамика биологического, социального и духовно-нравственного здоровья человека в современном российском обществе [Электронный ресурс] // А.А. Мордвинов, автореф. диссерт., кандидат философских наук, Нижний Новгород, 2005 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/dinamika-biologicheskogo-sotsialnogo-i-dukhovno-nravstvennogo-zdorovya-cheloveka-v-sovremenn (дата обращения: 26.04.2014).
57. Никифоров Г.С. У истоков психологии здоровья // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 211-220.
58. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды // Г. Олпорт. М.: Смысл, 2002. - 462 с.
59. Протопопов В. М. Историко-педагогический анализ вариативных моделей понимания здоровья человека как социокультурного феномена // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2014. - № 2. – С. 53-58.
60. Психология человека в условиях здоровья и болезни: материалы Третьей Международной конференции, 5 июня 2013 г. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2013. - 309 с.
61. Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, 24-25 ноября 2011 г. / [отв. ред. Никишина В. Б. [и др.]. – Курск: Курский государственный медицинский университет, 2011. – 454 с.
62. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды. – Москва: Академия Естествознания, 2011. – 322 с.
63. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения: Государственное издательство политической литературы, 1952. - 675 с.
64. Рассказова Е. И. Саморегуляция в психологии здоровья и клинической психологии // Вопросы психологии. – 2012. - № 1. – С. 75-82.
65. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию // Пер. с англ. М. Злотник / К. Р. Роджерс. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -415 с.
66. Розин В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема / В. М. Розин // Мир психологии. 2000. - № 1. - С. 12-30.
67. Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления // В. М. Розин. М.: Эдиторал УРСС, 2000.-248 с.
68. Розин В. М. Психическая реальность, способности и здоровье человека // В. М. Розин. М. : Эдиториал УРСС, 2004. - 244 с.
69. Созонтов, А. Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии // А. Е. Созонтов. Вопросы психологии. 2003. - № 3. - С. 92-101.
70. Сперес Д. О различных подходах к понятию «здоровье» // Д. Сперес, В. Гавидия, Школа здоровья. 1998. - Том 5. № 1. - С. 7-16.
71. Терентьев О.В. Здоровье человека как объект философского-аксиологического анализа [Электронный ресурс] // О.В. Терентьев, автореф. диссерт., кандидат философских наук, Москва, 2008 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zdorove-cheloveka-kak-obekt-filosofskogo-aksiologicheskogo-analiza (дата обращения: 26.04.2014).
72. Тищенко П.Д. О философском смысле понятия здоровье и болезнь // Здоровье человека как предмет социально-философского познания. М.: ИФАН, 1989.-128 с.
73. Троицкая С.И. Здоровье человека как социокультурный феномен: Философско-антропологический аспект [Электронный ресурс] // С.И. Троицкая, кандидат философских наук, СПб, 2004 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zdorove-cheloveka-kak-sotsiokulturnyi-fenomen-filosofsko-antropologicheskii-aspekt (дата обращения: 26.04.2014).
74. Труфанова O.K. К вопросу о психологической характеристике состояния соматического здоровья // Психологический вестник РГУ. 1998. -№ 3.-С. 70-71.
75. Уляева Л.Г. Психологическое искусство здоровой жизни или психологическая модель здоровья человека (постановка проблемы) // Спортивный психолог. 2007. № 2. С. 53-58.
76. Филатов Ф. Р. К вопросу о социокультурных эталонах здоровья // Психология в вузе. - 2010. - № 6. - С. 18-27.
77. Философия здоровья. М.: ИФ РАН, 2001. - 242 с.
78. Философские проблемы теории адаптации // Под ред. Г.И. Царегородцева. М.: Мысль, 1975. - 277 с.
79. Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. // Под ред. Г.И. Царегородцева. М.: Медицины, 1975. - 352 с.
80. Фромм Э. Здоровое общество. Искусство любить. Душа Человека: [пер. с англ. и нем.] // Э. Фромм. М.: ACT: ACT МОСКВА: Хранитель, 2007. - 602 с.
81. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1989.
82. Шиняева Г. А. Здоровье человека: Философско-методологический анализ [Электронный ресурс] // Г.А. Шиняева, автореф. диссер., кандидат философских наук, Саратов, 1994 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zdorove-cheloveka-filos-metodol-analiz (дата обращения 27.04.2014).
83. Эриксон Э. Г. Детство и общество // Э. Г. Эриксон; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Лет. сад, 2000. -415 с.
84. Юнг К. Архаический человек // Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс, 1994.- С. 158-184.
85. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Т.4.-Ярославль, 1998.-С. 364-366.
86. Ясперс К. Общая психопатология // К. Ясперс; пер. с нем. Л. О. Акопяна. М.: Практика, 1997. - 1053 с.

Купить эту работу

Здоровье человека! Определения, существующие модели, критерии оценки.

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Подростковая застенчивость причины и средства коррекции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Формирование наглядно образного мышления у умственно отсталых детей 6-7 лет специальной(коррекционной)школы 8 вида

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

На выбор автора

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Особенности восприятия рекламы представителями разных этнических групп.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Основные понятия и техники клиент - центрированной терапии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологическая характеристика стилей руководства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника(школьника)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Методы изучения социально психологических факторов определяющих формирование характера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Семья в трудной жизненной ситуации (на примере выхода ребенка в школу)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

1. Тема: Пути и приемы формирования мотивации достижения успеха младших школьников с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь коммуникативной компетентности и нормативности поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Маньяк и жертва

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽