Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие познавательных процессов у младших школьников.

  • 60 страниц
  • 2014 год
  • 589 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. В психологической и педагогической науке Э.В. Андреева, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, М.В. Найн, М.А. Пастушкова и др. широко исследовали проблему развития познавательных процессов.В младшем школьном возрасте познавательное развитие является сложным комплексным феноменом. Оно включает развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения. Эти процессы представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом, регулируют его деятельность. Возрастной период младшего школьника важен для развития познавательных потребностей ребенка, т. к. в этом возрасте заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, в котором происходит развитие психики ребенка на основе ведущего вида деятельности - учения. Учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Психологические новообразования, которые возникают и развиваются у младших школьников по мере формирования учебной деятельности, характеризуются наиболее значимыми достижениями в развитии младших школьников и являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Проблема личностных особенностей детей, развития их познавательных процессов представляет в настоящее время актуальную и значимую научную проблему. Ее востребованность психологической и общеобразовательной практикой обусловлена самой ситуацией развития личности школьника на современном этапе. Данной проблеме посвящены исследования многих специалистов, среди которых можно выделить работы Э.М. Фиш, С.Д. Руднева, М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Е.М. Железнова, О.П. Чудайкина, Ф.Т. Хаматнуров, Е.Н. Фокина, Н.Б. Панасюк, В.Г. Иванов, С.В. Кононова, Н.П. Циркова, А.И. Буренина и др.
Познавательные процессы младших школьников, развиваются и формируются в деятельности, и прежде всего в учении.Ведущей деятельностью младших школьников, которая осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе, является учебная деятельность. В этот период она складывается и формируется, поэтому, по мнению Д.В. Эльконина, наиболее полно осуществляет свою ведущую функцию. Периодом наиболее интенсивного формирования учебной деятельности и есть младший школьный возраст.Специфическая форма индивидуальной активности — учебная деятельность. Она требует специального формирования, т. к. сложна по своей структуре и характеризуется мотивами, целями.
В связи с этим сформулируем основную цель исследования –изучение особенностей познавательных процессов младших школьников и возможностей целенаправленного развития средствами практической психологии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
 Провести теоретический анализ состояния проблемы познавательных процессов младших школьников;
 Изучить психолого-педагогические характеристики и особенности младшего школьного возраста;
 Проанализировать особенности когнитивного развития в младшем школьном возрасте;
 Исследовать уровень развития познавательных процессов младших школьников и разработать программу развития психических познавательных процессов детей.
Объект исследования - психические познавательные процессы детей младшего школьного возраста;
Предмет исследования - процесс развития познавательных процессов младших школьников.
Гипотеза – процесс развития познавательных процессов младших школьников может быть эффективным при условии создания в общеобразовательном учебном заведении развивающей среды как совокупности условий и реализуемых мероприятий в русле социально-педагогического и психологических направлений.
Используемые в работе методы исследования: метод теоретического анализа (анализ психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме), при констатирующем и контрольном этапе исследования были использованы эмпирические методы (Методика Т.Д. Марцинковской «Методика десяти слов» (диагностика произвольной слуховой памяти), Методика Т.Д. Марцинковской «Методика десяти предметов» (диагностика произвольной зрительной памяти), Методика «Кольца Ландольта» (диагностика внимания), Методика «Простые аналогии» (диагностика мышления младших школьников), Методика изучения гибкости мышления. Е.С. Ермакова), а так же математико-статистические методы обработки полученных данных исследования, включающие в себя – критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента, для оценки сдвига был использован критерий Т-Вилкоксона.
Теоретические разработки и результаты эмпирического исследования могут быть использованы в рамках деятельности специальных психологов, практических психологов образования, педагогов и других специалистов.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в рамках деятельности практических психологов, социальных работников, педагогов. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и практические материалы используются при разработке программно-методических документов для работы с младшими школьниками.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, одной теоретической главы и двух эмпирических глав, заключения, списка литературы и приложений.

Оглавление
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты развития познавательных процессов у младших школьников 7
1.1. Психические познавательные процессы в младшем школьном возрасте 7
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников 16
1.3. Особенности когнитивного развития в младшем школьном возрасте 22
Выводы 31
2. Организация и методы исследования особенностей познавательных процессов у младших школьников 35
2.1. Организация исследования и характеристика выборки эмпирического исследования 35
2.2. Методы и методики эмпирического исследования 36
3. Исследование развития познавательных процессов у младших школьников 40
3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования познавательных процессов у младших школьников 40
3.2. Программа развития познавательных процессов у младших школьников 44
3.3. Оценка эффективности программы развития познавательных процессов у младших школьников 46
3.4. Рекомендации педагогам и родителям по активизации познавательной деятельности младших школьников 50
Заключение 55
Список литературы 57

Заключение

Основная цель данной работы заключалась в теоретическом изучении особенностей познавательных процессов младших школьников и возможностей целенаправленного развития средствами практической психологии. Поставленная нами цель была достигнута в ходе теоретического исследования и организации опытно-экспериментальной работы.
Активность мыслительной деятельности, непрестанный поиск нового, стремление к самостоятельности является отличительной чертой современного человека. Требование сегодняшней жизни – движение, самостоятельность, инициатива, креативность. Поэтому перед педагогами, психологами и родителями злободневным является развитие у детей познавательной способности и самостоятельности.
Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе. Важно обратить внимание на особенности и развитие познавательности у детей этого возраста. Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легким и эффективным. К моменту поступления в школу ребенок, как правило, готов к обучению. Физическое и психологическое развитие уже позволяет ребенку обучаться в школе.
В рамках данной опытно-эмпирической работы мы решили ряд теоретических и эмпирических задач, среди которых было проведение теоретического анализа состояния проблемы познавательных процессов младших школьников, а также опытно-эмпирического исследования уровня развития познавательных процессов младших школьников и разработки программы развития психических познавательных процессов детей.
Проведенное нами исследование показало, что у младших школьников преобладает непроизвольное запоминание, преимущественно механическое. Постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой. Память лучше фиксирует наглядный материал, конкретные предметы, а не абстрактные.У младшего школьника мышление наглядно - образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению.
Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.
В связи с этим нами была разработана развивающая программа, направленная на активизацию познавательных процессов младших школьников. После проведения развивающих занятий с учащимися младших классов мы отметили тенденцию к повышению уровня развития психических познавательных процессов школьников. По результатам проведенных исследований, разработки и апробации развивающей программы, мы можем говорить о повышении уровня развития познавательных процессов, памяти, внимания, мышления. В целом мы можем говорить о том, что реализованная нами программа положительным образом сказалась на качествах внимания, памяти, гибкости мышления. Опытно-эмпирическая работа подтвердила наше гипотетическое предположение о том, что разработка и реализация программы станет эффективным условием развития познавательных процессов младших школьников.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2011. – 312 с.
2. Аксеновская Л.Н. (ред.) Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент 2012. Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры психологии (кафедры психологии). - Саратов: ИЦ «Наука», 2012. - 180 с.
3. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования 2012. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11 — 12 апреля 2012. – Барнаул.: АлтГПА, 2012. - 381 с.
4. Актуальные проблемы специальной психологии в образовании 2010 Часть 1. Сборник межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х ч. Новосибирск. КГПУ. 2010. - 320 с.
5. Алексапольский А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии. - М.: Институт Психологии РАН, 2008. - 26 с.
6. Аллахвердов В.М. и коллеги. Экспериментальная психология познания. Когнитивная логика сознательного и бессознательного. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2006. 352 с.
7. Альманах Института коррекционной педагогики РАО 2011 №11. Научно-методический журнал. Институт коррекционной педагогики РАО. 2011. - 168 с. Главный редактор - Н.Н. Малофеев.
8. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2010. – 415 с.
9. Андриенко Е.В., Социальная психология. М.: Издательский дом «Академия», 2010 – 312 с.
10. Архиреева Т.В. Структура образа Я младшего школьника // Новые педагогические исследования: Сборник научных статей /Сост. В.И. Тютюнник. - Великий Новгород: НРЦРО, 2010. - 116 с.
11. Асмолов Л.Б. Психология личности. Учебное пособие. М.: Издат. МГУ, 2011.-456с.
12. Базалук О.А. Образ человека будущего: Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях. Том 1: коллективная монография / Под ред. О. А. Базалука – К.: Кондор, 2011. – Т. 1. – 328.
13. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения [Текст] / М.И. Башмаков, С.И. Позднякова.- СПб.- 2010.- с. 30-34
14. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. М.: ЭКСМО, 2009. - 160 с.
15. Белоусова З.И., Мищик Л.И. Психолого-педагогические проблемы личности. Запорожье: Запорожский государственный университет. Кафедра педагогики и психологии. Учебное пособие. 2012– 86 с.
16. Берберян А.С. (ред.) Психология XXI века: теория, практика, перспектива 2013. Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2013 – 167 с.
17. Берберян А.С., Дорошина И.Г. (ред.) Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно-практической конференции 25–26 апреля 2011 года. – Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 176 с.
18. Берберян А.С., Дорошина И.Г. (ред.) Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно-практической конференции 25–26 апреля 2011 года. – Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 176 с.
19. Беребин М.А. (ред.) Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики. Тематический сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. - 168 с.
20. Бисалиев Р.В. (ред.) Актуальные проблемы психологии и психиатрии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Астрахань. АГТУ. 26-27 апреля 2013. - 212 с.
21. Богачева Т.Г. К вопросу о коммуникативной социальной компетентности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2011. – № 3. – C. 6–12.
22. Богомаз С.Л. Общая психология. Познавательные процессы Учебно-методический комплекс. - Витебск: УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2010. - 116 с.
23. Богус М.Б. Развитие умственных способностей у младших школьников Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2012. - 130 с.
24. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. – 349 с.
25. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания. Монография. - Волгоград: Перемена, 2011. - 214 с.
26. Борытко Н.М. Педагогические технологии. Учебник для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2009.— 59 с.
27. Выготский Л.С. Мышление и речь. Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5 С. 21-26
28. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2013. 410 с.
29. Гиппенрейтер Юлия. Введение в общую психологию. М.: АСТ, 2013. — 190 с. (2-е издание)
30. Гордеева, Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. – 2011. – № 4. – С. 3–27.
31. Дудорова Е.В. Интеллект как процесс и знание в области культуры: когнитивные, личностно-мотивационные и продуктивные аспекты.- Пермь, - ПГИИиК, - 2010. – 153 с.
32. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 138 – 142
33. Журавлев А.Л., Кольцова В.А. (ред.) Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 1. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», Часть 1, 2012. - 828 с.
34. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога /О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д., 2009. – 510 с.
35. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы.Мн.: Амалфея, 2010. - 368 с.
36. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2012. – 980 с.
37. Кудаев М.Р., Богус М.Б., Кятова М.К. Развитие вербально-логического мышления обучаемых в процессе формирования когнитивного понимания текста (на материале гуманитарных дисциплин) Монография. — Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. — 150 с.
38. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2011. 550 с.
39. Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2010. - 612 с.
40. Материалы V съезда Общероссийской общественной организации Российское психологическое общество. Том 2. Москва, 14–18 февраля 2012 года. Научные материалы. Том II. - Москва, 2012. - 464 с.
41. Овсянникова В.В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний. Москва: Институт Психологии РАН, 2011. - 26 с.
42. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 240с.
43. Первушина В.Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? – СПб. -2012. -237 с.
44. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб., 2003. – 346 с.
45. Психология человека от рождения до смерти. /Под общ.ред. А.А. Реана. – М., 2012 . – 619 с.
46. Психология. Учеб.для студ. высш. учеб. завед. /под ред. Дружинина В. М. – СПб: Питер Ком, 2010. – 561 с.
47. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А., Психология адаптации личности. – СПб., 2009. – 254 с.
48. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 288 с.
49. РевонсуоАнтти. Психологиясознания. Consciousness: The Science of Subjectivity. Питер, 2012. — 336 с.
50. Рубинштейн А.Н. Основы общей психологии. СПб М.: Питер ком., 2003.-397с.
51. Сабитов Р.А., Основы научных исследований. Учебное пособие. / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2012. – 330 с.
52. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Спб.: Речь, 2011 год, 384 с.
53. Семенова С.Л. Лекции по общей психологии. Екатеринбург: 2012, 162с.
54. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. - М., 2010. – 514 с.
55. Фельдштейн Д.И. Психология младшего подростка. - М.: Просвещение. 2004.-357 с.
56. Холодная М. А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2004. — Т. 1. — № 2. — С. 66–75.
57. Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии. Раздел III. Психологические исследования. Материалы XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (29-30 ноября 2012 г.). Пермь. ПГНИУ. 2012. - 88 с.
58. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений – 2изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384с.
59. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. - СПб.: Речь, 2011. - 384 с.
60. SwanL. (Ed.) OriginsofMind. Springer, 2013. - 415 p.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. В психологической и педагогической науке Э.В. Андреева, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, М.В. Найн, М.А. Пастушкова и др. широко исследовали проблему развития познавательных процессов.В младшем школьном возрасте познавательное развитие является сложным комплексным феноменом. Оно включает развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения. Эти процессы представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом, регулируют его деятельность. Возрастной период младшего школьника важен для развития познавательных потребностей ребенка, т. к. в этом возрасте заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, в котором происходит развитие психики ребенка на основе ведущего вида деятельности - учения. Учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Психологические новообразования, которые возникают и развиваются у младших школьников по мере формирования учебной деятельности, характеризуются наиболее значимыми достижениями в развитии младших школьников и являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Проблема личностных особенностей детей, развития их познавательных процессов представляет в настоящее время актуальную и значимую научную проблему. Ее востребованность психологической и общеобразовательной практикой обусловлена самой ситуацией развития личности школьника на современном этапе. Данной проблеме посвящены исследования многих специалистов, среди которых можно выделить работы Э.М. Фиш, С.Д. Руднева, М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Е.М. Железнова, О.П. Чудайкина, Ф.Т. Хаматнуров, Е.Н. Фокина, Н.Б. Панасюк, В.Г. Иванов, С.В. Кононова, Н.П. Циркова, А.И. Буренина и др.
Познавательные процессы младших школьников, развиваются и формируются в деятельности, и прежде всего в учении.Ведущей деятельностью младших школьников, которая осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе, является учебная деятельность. В этот период она складывается и формируется, поэтому, по мнению Д.В. Эльконина, наиболее полно осуществляет свою ведущую функцию. Периодом наиболее интенсивного формирования учебной деятельности и есть младший школьный возраст.Специфическая форма индивидуальной активности — учебная деятельность. Она требует специального формирования, т. к. сложна по своей структуре и характеризуется мотивами, целями.
В связи с этим сформулируем основную цель исследования –изучение особенностей познавательных процессов младших школьников и возможностей целенаправленного развития средствами практической психологии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
 Провести теоретический анализ состояния проблемы познавательных процессов младших школьников;
 Изучить психолого-педагогические характеристики и особенности младшего школьного возраста;
 Проанализировать особенности когнитивного развития в младшем школьном возрасте;
 Исследовать уровень развития познавательных процессов младших школьников и разработать программу развития психических познавательных процессов детей.
Объект исследования - психические познавательные процессы детей младшего школьного возраста;
Предмет исследования - процесс развития познавательных процессов младших школьников.
Гипотеза – процесс развития познавательных процессов младших школьников может быть эффективным при условии создания в общеобразовательном учебном заведении развивающей среды как совокупности условий и реализуемых мероприятий в русле социально-педагогического и психологических направлений.
Используемые в работе методы исследования: метод теоретического анализа (анализ психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме), при констатирующем и контрольном этапе исследования были использованы эмпирические методы (Методика Т.Д. Марцинковской «Методика десяти слов» (диагностика произвольной слуховой памяти), Методика Т.Д. Марцинковской «Методика десяти предметов» (диагностика произвольной зрительной памяти), Методика «Кольца Ландольта» (диагностика внимания), Методика «Простые аналогии» (диагностика мышления младших школьников), Методика изучения гибкости мышления. Е.С. Ермакова), а так же математико-статистические методы обработки полученных данных исследования, включающие в себя – критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента, для оценки сдвига был использован критерий Т-Вилкоксона.
Теоретические разработки и результаты эмпирического исследования могут быть использованы в рамках деятельности специальных психологов, практических психологов образования, педагогов и других специалистов.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в рамках деятельности практических психологов, социальных работников, педагогов. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и практические материалы используются при разработке программно-методических документов для работы с младшими школьниками.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, одной теоретической главы и двух эмпирических глав, заключения, списка литературы и приложений.

Оглавление
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты развития познавательных процессов у младших школьников 7
1.1. Психические познавательные процессы в младшем школьном возрасте 7
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников 16
1.3. Особенности когнитивного развития в младшем школьном возрасте 22
Выводы 31
2. Организация и методы исследования особенностей познавательных процессов у младших школьников 35
2.1. Организация исследования и характеристика выборки эмпирического исследования 35
2.2. Методы и методики эмпирического исследования 36
3. Исследование развития познавательных процессов у младших школьников 40
3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования познавательных процессов у младших школьников 40
3.2. Программа развития познавательных процессов у младших школьников 44
3.3. Оценка эффективности программы развития познавательных процессов у младших школьников 46
3.4. Рекомендации педагогам и родителям по активизации познавательной деятельности младших школьников 50
Заключение 55
Список литературы 57

Заключение

Основная цель данной работы заключалась в теоретическом изучении особенностей познавательных процессов младших школьников и возможностей целенаправленного развития средствами практической психологии. Поставленная нами цель была достигнута в ходе теоретического исследования и организации опытно-экспериментальной работы.
Активность мыслительной деятельности, непрестанный поиск нового, стремление к самостоятельности является отличительной чертой современного человека. Требование сегодняшней жизни – движение, самостоятельность, инициатива, креативность. Поэтому перед педагогами, психологами и родителями злободневным является развитие у детей познавательной способности и самостоятельности.
Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе. Важно обратить внимание на особенности и развитие познавательности у детей этого возраста. Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легким и эффективным. К моменту поступления в школу ребенок, как правило, готов к обучению. Физическое и психологическое развитие уже позволяет ребенку обучаться в школе.
В рамках данной опытно-эмпирической работы мы решили ряд теоретических и эмпирических задач, среди которых было проведение теоретического анализа состояния проблемы познавательных процессов младших школьников, а также опытно-эмпирического исследования уровня развития познавательных процессов младших школьников и разработки программы развития психических познавательных процессов детей.
Проведенное нами исследование показало, что у младших школьников преобладает непроизвольное запоминание, преимущественно механическое. Постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой. Память лучше фиксирует наглядный материал, конкретные предметы, а не абстрактные.У младшего школьника мышление наглядно - образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению.
Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.
В связи с этим нами была разработана развивающая программа, направленная на активизацию познавательных процессов младших школьников. После проведения развивающих занятий с учащимися младших классов мы отметили тенденцию к повышению уровня развития психических познавательных процессов школьников. По результатам проведенных исследований, разработки и апробации развивающей программы, мы можем говорить о повышении уровня развития познавательных процессов, памяти, внимания, мышления. В целом мы можем говорить о том, что реализованная нами программа положительным образом сказалась на качествах внимания, памяти, гибкости мышления. Опытно-эмпирическая работа подтвердила наше гипотетическое предположение о том, что разработка и реализация программы станет эффективным условием развития познавательных процессов младших школьников.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2011. – 312 с.
2. Аксеновская Л.Н. (ред.) Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент 2012. Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры психологии (кафедры психологии). - Саратов: ИЦ «Наука», 2012. - 180 с.
3. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования 2012. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11 — 12 апреля 2012. – Барнаул.: АлтГПА, 2012. - 381 с.
4. Актуальные проблемы специальной психологии в образовании 2010 Часть 1. Сборник межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х ч. Новосибирск. КГПУ. 2010. - 320 с.
5. Алексапольский А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии. - М.: Институт Психологии РАН, 2008. - 26 с.
6. Аллахвердов В.М. и коллеги. Экспериментальная психология познания. Когнитивная логика сознательного и бессознательного. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2006. 352 с.
7. Альманах Института коррекционной педагогики РАО 2011 №11. Научно-методический журнал. Институт коррекционной педагогики РАО. 2011. - 168 с. Главный редактор - Н.Н. Малофеев.
8. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2010. – 415 с.
9. Андриенко Е.В., Социальная психология. М.: Издательский дом «Академия», 2010 – 312 с.
10. Архиреева Т.В. Структура образа Я младшего школьника // Новые педагогические исследования: Сборник научных статей /Сост. В.И. Тютюнник. - Великий Новгород: НРЦРО, 2010. - 116 с.
11. Асмолов Л.Б. Психология личности. Учебное пособие. М.: Издат. МГУ, 2011.-456с.
12. Базалук О.А. Образ человека будущего: Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях. Том 1: коллективная монография / Под ред. О. А. Базалука – К.: Кондор, 2011. – Т. 1. – 328.
13. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения [Текст] / М.И. Башмаков, С.И. Позднякова.- СПб.- 2010.- с. 30-34
14. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. М.: ЭКСМО, 2009. - 160 с.
15. Белоусова З.И., Мищик Л.И. Психолого-педагогические проблемы личности. Запорожье: Запорожский государственный университет. Кафедра педагогики и психологии. Учебное пособие. 2012– 86 с.
16. Берберян А.С. (ред.) Психология XXI века: теория, практика, перспектива 2013. Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2013 – 167 с.
17. Берберян А.С., Дорошина И.Г. (ред.) Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно-практической конференции 25–26 апреля 2011 года. – Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 176 с.
18. Берберян А.С., Дорошина И.Г. (ред.) Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно-практической конференции 25–26 апреля 2011 года. – Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 176 с.
19. Беребин М.А. (ред.) Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики. Тематический сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. - 168 с.
20. Бисалиев Р.В. (ред.) Актуальные проблемы психологии и психиатрии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Астрахань. АГТУ. 26-27 апреля 2013. - 212 с.
21. Богачева Т.Г. К вопросу о коммуникативной социальной компетентности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2011. – № 3. – C. 6–12.
22. Богомаз С.Л. Общая психология. Познавательные процессы Учебно-методический комплекс. - Витебск: УО "ВГУ имени П.М. Машерова", 2010. - 116 с.
23. Богус М.Б. Развитие умственных способностей у младших школьников Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2012. - 130 с.
24. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. – 349 с.
25. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания. Монография. - Волгоград: Перемена, 2011. - 214 с.
26. Борытко Н.М. Педагогические технологии. Учебник для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2009.— 59 с.
27. Выготский Л.С. Мышление и речь. Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5 С. 21-26
28. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2013. 410 с.
29. Гиппенрейтер Юлия. Введение в общую психологию. М.: АСТ, 2013. — 190 с. (2-е издание)
30. Гордеева, Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. – 2011. – № 4. – С. 3–27.
31. Дудорова Е.В. Интеллект как процесс и знание в области культуры: когнитивные, личностно-мотивационные и продуктивные аспекты.- Пермь, - ПГИИиК, - 2010. – 153 с.
32. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 138 – 142
33. Журавлев А.Л., Кольцова В.А. (ред.) Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 1. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», Часть 1, 2012. - 828 с.
34. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога /О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д., 2009. – 510 с.
35. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы.Мн.: Амалфея, 2010. - 368 с.
36. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2012. – 980 с.
37. Кудаев М.Р., Богус М.Б., Кятова М.К. Развитие вербально-логического мышления обучаемых в процессе формирования когнитивного понимания текста (на материале гуманитарных дисциплин) Монография. — Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. — 150 с.
38. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2011. 550 с.
39. Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2010. - 612 с.
40. Материалы V съезда Общероссийской общественной организации Российское психологическое общество. Том 2. Москва, 14–18 февраля 2012 года. Научные материалы. Том II. - Москва, 2012. - 464 с.
41. Овсянникова В.В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний. Москва: Институт Психологии РАН, 2011. - 26 с.
42. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 240с.
43. Первушина В.Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? – СПб. -2012. -237 с.
44. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб., 2003. – 346 с.
45. Психология человека от рождения до смерти. /Под общ.ред. А.А. Реана. – М., 2012 . – 619 с.
46. Психология. Учеб.для студ. высш. учеб. завед. /под ред. Дружинина В. М. – СПб: Питер Ком, 2010. – 561 с.
47. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А., Психология адаптации личности. – СПб., 2009. – 254 с.
48. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 288 с.
49. РевонсуоАнтти. Психологиясознания. Consciousness: The Science of Subjectivity. Питер, 2012. — 336 с.
50. Рубинштейн А.Н. Основы общей психологии. СПб М.: Питер ком., 2003.-397с.
51. Сабитов Р.А., Основы научных исследований. Учебное пособие. / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2012. – 330 с.
52. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Спб.: Речь, 2011 год, 384 с.
53. Семенова С.Л. Лекции по общей психологии. Екатеринбург: 2012, 162с.
54. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. - М., 2010. – 514 с.
55. Фельдштейн Д.И. Психология младшего подростка. - М.: Просвещение. 2004.-357 с.
56. Холодная М. А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2004. — Т. 1. — № 2. — С. 66–75.
57. Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии. Раздел III. Психологические исследования. Материалы XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (29-30 ноября 2012 г.). Пермь. ПГНИУ. 2012. - 88 с.
58. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений – 2изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384с.
59. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. - СПб.: Речь, 2011. - 384 с.
60. SwanL. (Ed.) OriginsofMind. Springer, 2013. - 415 p.

Купить эту работу

Развитие познавательных процессов у младших школьников.

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Кроха и домашние животные: есть ли ограничения на общение?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Мир годовалого ребенка: фотокадр на одну персону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Маленькие первооткрыватели: что может быть опасного в доме и как не допустить беды?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
180 ₽
Готовая работа

Развитие и общение ребенка до полугода

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблемы родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Как распознать женскую измену

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

В чем секрет счастливой семьи?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

МАЛЫШ ПОДРАСТАЕТ - ПОЯВЛЯЮТСЯ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Правильное поведение за столом деток от двух до пяти лет: приоткрываем занавес в мир взрослых

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пост о принятии себя, раньше была одержима стремилась к недосягаемому совершенству, а сейчас приняла себя.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

картотека диагностических методик

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽