Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. В практической деятельности человека проблемы, связанные с психическими состояниями, являются наиболее распространенными. Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. В ходе филогенеза эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу и приобретают сложно - обусловленный характер.
Актуальность данной работы обусловлена значительным местом, которое занимают эмоции в жизнедеятельности человека. Проблема тревожности человека все больше и больше привлекает внимание исследователей самых разных специальностей - психологов, психиатров, социологов, криминологов, - отражая социальные запросы общества. Тем не менее, не определена грань того уровня тревожности, когда поведение личности из инстинктивного самосохранения переходит в патологию. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение физиологических основ тревожности, и в частности – адаптацию восприятия при различных уровнях тревожности.
Тревожность может повышать приспособленность, помогая защититься от разнообразных угроз. Но при чрезмерной выраженности тревожность – одна из причин эмоциональных расстройств, снижающих адаптивное функционирование.
Разработанность. В целом различные исследования свидетельствуют о склонности тревожных субъектов к более быстрому и точному опознанию экспрессии отрицательных эмоций страха, гнева и отвращения, сигнализирующих о потенциальной опасности (Дж. Бриттон, С.Ф. Тейлор, К.Д. Сюдхаймер). При восприятии аффективных (положительных и отрицательных) зрительных стимулов уровень у тревожных индивидуумов значительно усиливается внимание к сигналам, несущим эмоциональную значимость, происходит более быстрая их обработка (А.А. Коваленко). Тревожные люди воспринимают нейтральные или двусмысленные ситуации как угрожающие (Б. Барлоу, С. Бельцунг, Р. Халл и др.). При распознавании эмоциональных выражений лиц высокотревожные личности непроизвольно фокусируют внимание на угрожающей информации (Р. Дерриберри, Ф. Рид и др.). Эти данные согласуются с моделью тревожности как личностной черты, подготавливающей индивида к потенциально опасным ситуациям с помощью быстрого фокусирования внимания на угрожающих стимулах.
Учитывая выше изложенное, настоящая работа была предпринята с целью анализа связи фактора тревожности при адаптации зрительного восприятия.
Цель исследования – изучить особенности зрительной адаптации в зависимости от уровня тревожности.
Объект исследования – особенности зрительной адаптации взрослого человека.
Предмет исследования – особенности зрительной адаптации в зависимости от уровня тревожности.
Гипотеза исследования: чем выше уровень тревожности человека, тем быстрее протекают процессы адаптации зрительного анализатора.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблемам зрительной адаптации и тревожности.
2. Исследовать процесс адаптации зрительного анализатора.
3. Изучить проявления личностной и ситуативной тревожности.
4. Выявить взаимосвязь скорости адаптации зрительного анализатора и различных видов тревожности (личностной и ситуативной).
5. Изучить корреляционные связи скорости адаптации с проявлениями таких темпераментальных характеристик, как нейротизм, сила процессов возбуждения и торможения, а также подвижность нервных процессов.
6. Провести сравнительный анализ скорости адаптации зрительного анализатора у мужчин и женщин.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование, статистические методы.
Методики исследования:
‒ Методика исследования процесса адаптации;
‒ Методика самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера Ю.Л. Ханина;
‒ Личностный опросник Г. Айзенка;
‒ Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу в адаптации Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева.
Для обработки данных использовались статистические методики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена и критерий Манна – Уитни.
Описание выборки. В исследовании приняли участие 20 испытуемых в возрасте 20 – 25 лет, из них 10 женщин и 10 мужчин.
Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение особенностей зрительной адаптации в зависимости от уровня тревожности 6
1.1. Особенности зрительного восприятия. Зрительная адаптация 6
1.2. Характеристика тревожности в психологии 15
1.3. Влияние тревожности на зрительное восприятие 28
Выводы по главе 1 36
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей зрительной адаптации в зависимости от уровня тревожности 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Анализ и обсуждение результатов 44
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 70
Целью данного исследования являлось изучение особенностей зрительной адаптации в зависимости от уровня тревожности. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В хоте теоретического анализа литературы было подчеркнуто, что восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений объективной действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Когда раздражение становится постоянным, рецепторы перестают на него реагировать: чем слабее стимул, тем скорее наступает адаптация. Зрительная адаптация обеспечивается тремя явлениями: изменением диаметра отверстия зрачка, перемещением темнового пигмента в слоях сетчатки и различной реакцией палочек и колбочек. Адаптация происходит к изменениям освещённости и цветовой характеристике освещения.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревожность имеет много проявлений (поведенческих, психических, физиологических), связанных воедино, так что встревоженный человек обнаруживает их все одновременно. Имеются исследования влияния тревожности на восприятие, показывающие, что высоко тревожные индивиды имеют суженное селективное восприятие, в следствии чего символы не несущие эмоциональной значимости, игнорируются. Выявлено, что состояние тревоги усиливает негативность воспринимаемого образа. Вместе с тем, исследований связи восприятия с уровнем тревожности очень мало.
При эмпирическом исследовании процесса зрительной адаптации выяснилось, что испытуемым в среднем на адаптацию в темноте необходимо 13,6 секунд. Разброс значений составляет в среднем 3,8 секунд, и может быть обусловлен психодинамическими особенностями испытуемых.
При изучении уровня личностной и ситуативной тревожности выяснилось, что среди испытуемых большинство имеют средний уровень ситуативной тревожности. При этом тревожность несколько больше выражена у женщин, чем у мужчин.
При изучении экстраверсии и нейротизма выяснилось, что большинству испытуемых присущи черты и интровертов и экстравертов и характерен средний уровень нейротизма или психической устойчивости. У женщин экстраверсия и нейротизм выражены несколько выше, чем у мужчин.
При диагностике темпераментных черт выяснилось, что большинство испытуемых имеют средний уровень возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов. У мужчин выше сила нервных процессов, а у женщин выше подвижность нервных процессов.
При корреляционном анализе выявились взаимосвязи скорости адаптации зрительного анализатора с различными видами тревожности, с проявлениями таких темпераментальных характеристик, как нейротизм, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов.
Чем больше выражена у человека тревожность как личностная черта и чем выше его тревожность в различных ситуациях, тем меньше ему требуется времени на распознавание предмета в темноте. Чем больше выражена у человека психическая неустойчивость, тем меньше ему требуется времени на распознавание предмета в темноте. Чем быстрее у человека происходит реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, чем более подвижны у него нервные процессы (легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот), и чем выше уравновешенность нервных процессов, тем меньше ему требуется времени на распознавание предмета в темноте.
Таким образом, психодинамические и характерологические особенности личности влияют на уровень зрительной адаптации. Скорость зрительной адаптации выше у тревожных личностей, личностей с высоким нейротизмом, с высокой ответной реакцией на стимул, с подвижностью нервных процессов, или быстротой их переключения, с уравновешенными нервными процессами.
При сравнительном анализе скорости адаптации зрительного анализатора у мужчин и женщин выяснилось, что значимых различий в скорости зрительной адаптации у мужчин и женщин нет.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: чем выше уровень тревожности человека, тем быстрее протекают процессы адаптации зрительного анализатора.
На основе результатов исследования были выработаны рекомендации для профилактики развития высокого уровня тревожности.
Результаты данного исследования могут быть использованы в психологии психических процессов, в психологии индивидуальных различий и быть основой дальнейших исследований.
1. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический ме-тод оценки тревожности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 2. С. 102-113.
2. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия [Текст] / Астапов В.М. – М.: «ПЕР СЭ», 2008. – 256с.
3. Ахмедов Т.И. Тревога и страх в структуре личности психосоматического человека // Психиатрия.— 2002.— № 4 (31).— С. 151–157.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988, 270 с.
5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеря-ков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
6. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2004.
7. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
8. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. - СПб.: Речь, 2001. – 1247 с.
9. Гордеев С.А. Особенности биоэлектрической активности мозга при высоком уровне тревожности человека / С.А. Гордеев // Физиология человека. – 2007. – Т. 33, № 4. – С.11–17.
10. Грей Д.А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психоло-гия. 1993. Т. 1, №2. С. 24-36.
11. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. 224 с.
12. Железняков В.Н. Цвет и Контраст. Технология и творческий выбор. – М.: ВГИК, 2000. - 240 с.
13. Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психол. журн. 1989. Т. 10, № 5. С. 87-94.
14. Захаров А.И. Неврозы у детей и психиатрия. Серия: Психология ребёнка. – СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат». – 2000. – 336с.
15. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. - 464 с.
16. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб: Питер, 2005.- 412 с.
17. Коваленко А.А. Влияние тревожности на восприятие эмоционально значимых стимулов у человека // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Том 22 (61). - 2009. - № 4. - С. 72-80.
18. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.
19. Конева О.Б. Психологические особенности эмоционально-личностной сферы детей-сирот // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - № 2 (74). - 2007.
20. Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Снимем маску с тревоги [Текст] / Кочу-бей Б.И. // Семья и школа. – 1988. - №11. – с. 25 – 30.
21. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. 1969 - №1. – с. 131 – 137.
22. Мей Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность: хрестоматия по психологии [Текст] / сост. В.М.Астапов. – СПб., 2001. – 256с.
23. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. 1996. Т. 17, № 1. С. 169-174.
24. Перлз Ф. Понимание тревоги в гештальтерапии / Общая психология. Тексты / под ред. В.В. Петухова. – М.: Генезис, 2002. Т. 2, кн. 1. С. 548-560.
25. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого – социального института, 2003. – 224 с.
26. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] // Психологическая наука и образование. – 1998. - №2. – с. 33 – 37.
27. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
28. Прокопенко В.Т, Трофимов В.А, Шарок Л.П. Психология зрительного восприятия / Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2006. – 73с.
29. Разумникова О.М. Отражение личностных свойств в функциональной активности мозга / Разумникова О.М. – Новосибирск: Наука, 2005. – 134 с.
30. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006, 255 с.
31. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Про-гресс, 1979. – 392 с.
32. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Адаптация зрительного анализа-тора при измерении времени зрительного восприятия // Фундамен-тальные исследования. - №11. – 2011.
33. Сидоренко Е. В. "Методы математической обработки в психологии". СПб.: ООО "Речь", 2007.
34. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. Вып. 2 - С. 43 – 52.
35. Соловьев В.Н. Адаптация, стресс, здоровье: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2005. 1110 с.
36. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983, 12 – 24 с.
37. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика, 1993. - 144 с.
38. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции [Текст] / Фрейд З. – СПб.: Питер, 2007. – 384с.
39. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М., 1999.
40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607 с.
41. Эверли Дж. Q., Ррзенфельд Р. Стресс, Природа и личность. – М., 1985. – 180с.
42. Электрофизиологические исследования пространственного зрения человека в условиях помех / Ю.Е. Шелепин, А.К. Хараузов, Н.Н. Красильников, С.В. Пронин // Физиол. человека. 1999. - Т. 25, № 1.1. C. 24-34.
43. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени ; Пер. С нем. - М., 1994.
44. Boles, D.B. Fast visual generation: Its nature and chronometrics / D.B. Boles // Percept and Psychophys. 1992. - Vol. 51, № 3. - P. 239-246.
45. Bowlby J. Separation, anxiety and anger: Attachment and loss, vol 2,-: / London, 1975.
46. Cui, L.N. Electrophysiological evidence for retinal projections to the hypothalamic supraoptic nucleus and its perinuclear zone / L.N. Cui, C.J. Jolley, R.E.J. Dyball // J. Neuroendocrinol. 1997. - Vol. 9, № 5. - P. 347-353.
47. Dong, С.J. Comparison of the effects of flickering and steady light on dopamine release and horizontal cell coupling in the mudpuppy retina / C.J. Dong, J.S. McReynolds // J. Neurophysiol. 1992. - Vol. 67, № 2 - P. 364-372.
48. Double-flash electroretinography in Parcinson's disease / M.J. Zwarts, A.C. Koouman, L. Kalma, J.P.W.F. Lakke // Clin. Vision Sci. 1990. - Vol. 6, № l.-P. 73-77.
49. Lundgren D.C., Schwab M.R. Perceived appraisals by others, self-esteem, and anxiety // Journal of Psychology. 1977. Vol. 97. P. 205-213.
50. Maunsell, J.H.R. Visual response latencies in striate cortex of the ma-caque monkey / J.H.R. Maunsell, J.R. Gibson // J. Neurophysiol. 1992. -Vol. 68, №4.-P. 1332-1344.
51. Reid, R.C. Broadband temporal stimuli decrease the integration time of neurons in cat striate cortex / R.C. Reid, J.D. Victor, R.M. Shapley //Visual Neurosci. 1992. - Vol. 9, № 1. - P. 39-45.
52. Robson, J.G. Photoreceptor and bipolar-cell contributions to the cat electroretinogram: A kinetic model for the early part of the flash response / J.G. Robson, L.J. Frishman // J. Opt. Soc. Amer. A. 1996. - Vol. 13, № 3. -P. 613-622.
53. Seiple, W. The 'OFF' response of the human electroretinogram does not contribute to the brief flash b-wave / W. Seiple, K. Holopigian // Visual. Neurosci. 1994. - Vol. 11. - P. 667-673.
54. Spielberger C.D. Anxiety: Current trends in theory and research. N.Y., 1972. Vol. 1. P. 24-55.
55. Taylor. J.A. Theory andmanifestahxiety://Psych^ol. Bull, 1956. V 53. N.4.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. В практической деятельности человека проблемы, связанные с психическими состояниями, являются наиболее распространенными. Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. В ходе филогенеза эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу и приобретают сложно - обусловленный характер.
Актуальность данной работы обусловлена значительным местом, которое занимают эмоции в жизнедеятельности человека. Проблема тревожности человека все больше и больше привлекает внимание исследователей самых разных специальностей - психологов, психиатров, социологов, криминологов, - отражая социальные запросы общества. Тем не менее, не определена грань того уровня тревожности, когда поведение личности из инстинктивного самосохранения переходит в патологию. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение физиологических основ тревожности, и в частности – адаптацию восприятия при различных уровнях тревожности.
Тревожность может повышать приспособленность, помогая защититься от разнообразных угроз. Но при чрезмерной выраженности тревожность – одна из причин эмоциональных расстройств, снижающих адаптивное функционирование.
Разработанность. В целом различные исследования свидетельствуют о склонности тревожных субъектов к более быстрому и точному опознанию экспрессии отрицательных эмоций страха, гнева и отвращения, сигнализирующих о потенциальной опасности (Дж. Бриттон, С.Ф. Тейлор, К.Д. Сюдхаймер). При восприятии аффективных (положительных и отрицательных) зрительных стимулов уровень у тревожных индивидуумов значительно усиливается внимание к сигналам, несущим эмоциональную значимость, происходит более быстрая их обработка (А.А. Коваленко). Тревожные люди воспринимают нейтральные или двусмысленные ситуации как угрожающие (Б. Барлоу, С. Бельцунг, Р. Халл и др.). При распознавании эмоциональных выражений лиц высокотревожные личности непроизвольно фокусируют внимание на угрожающей информации (Р. Дерриберри, Ф. Рид и др.). Эти данные согласуются с моделью тревожности как личностной черты, подготавливающей индивида к потенциально опасным ситуациям с помощью быстрого фокусирования внимания на угрожающих стимулах.
Учитывая выше изложенное, настоящая работа была предпринята с целью анализа связи фактора тревожности при адаптации зрительного восприятия.
Цель исследования – изучить особенности зрительной адаптации в зависимости от уровня тревожности.
Объект исследования – особенности зрительной адаптации взрослого человека.
Предмет исследования – особенности зрительной адаптации в зависимости от уровня тревожности.
Гипотеза исследования: чем выше уровень тревожности человека, тем быстрее протекают процессы адаптации зрительного анализатора.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблемам зрительной адаптации и тревожности.
2. Исследовать процесс адаптации зрительного анализатора.
3. Изучить проявления личностной и ситуативной тревожности.
4. Выявить взаимосвязь скорости адаптации зрительного анализатора и различных видов тревожности (личностной и ситуативной).
5. Изучить корреляционные связи скорости адаптации с проявлениями таких темпераментальных характеристик, как нейротизм, сила процессов возбуждения и торможения, а также подвижность нервных процессов.
6. Провести сравнительный анализ скорости адаптации зрительного анализатора у мужчин и женщин.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование, статистические методы.
Методики исследования:
‒ Методика исследования процесса адаптации;
‒ Методика самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера Ю.Л. Ханина;
‒ Личностный опросник Г. Айзенка;
‒ Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу в адаптации Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева.
Для обработки данных использовались статистические методики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена и критерий Манна – Уитни.
Описание выборки. В исследовании приняли участие 20 испытуемых в возрасте 20 – 25 лет, из них 10 женщин и 10 мужчин.
Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение особенностей зрительной адаптации в зависимости от уровня тревожности 6
1.1. Особенности зрительного восприятия. Зрительная адаптация 6
1.2. Характеристика тревожности в психологии 15
1.3. Влияние тревожности на зрительное восприятие 28
Выводы по главе 1 36
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей зрительной адаптации в зависимости от уровня тревожности 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Анализ и обсуждение результатов 44
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 70
Целью данного исследования являлось изучение особенностей зрительной адаптации в зависимости от уровня тревожности. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В хоте теоретического анализа литературы было подчеркнуто, что восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений объективной действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Когда раздражение становится постоянным, рецепторы перестают на него реагировать: чем слабее стимул, тем скорее наступает адаптация. Зрительная адаптация обеспечивается тремя явлениями: изменением диаметра отверстия зрачка, перемещением темнового пигмента в слоях сетчатки и различной реакцией палочек и колбочек. Адаптация происходит к изменениям освещённости и цветовой характеристике освещения.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревожность имеет много проявлений (поведенческих, психических, физиологических), связанных воедино, так что встревоженный человек обнаруживает их все одновременно. Имеются исследования влияния тревожности на восприятие, показывающие, что высоко тревожные индивиды имеют суженное селективное восприятие, в следствии чего символы не несущие эмоциональной значимости, игнорируются. Выявлено, что состояние тревоги усиливает негативность воспринимаемого образа. Вместе с тем, исследований связи восприятия с уровнем тревожности очень мало.
При эмпирическом исследовании процесса зрительной адаптации выяснилось, что испытуемым в среднем на адаптацию в темноте необходимо 13,6 секунд. Разброс значений составляет в среднем 3,8 секунд, и может быть обусловлен психодинамическими особенностями испытуемых.
При изучении уровня личностной и ситуативной тревожности выяснилось, что среди испытуемых большинство имеют средний уровень ситуативной тревожности. При этом тревожность несколько больше выражена у женщин, чем у мужчин.
При изучении экстраверсии и нейротизма выяснилось, что большинству испытуемых присущи черты и интровертов и экстравертов и характерен средний уровень нейротизма или психической устойчивости. У женщин экстраверсия и нейротизм выражены несколько выше, чем у мужчин.
При диагностике темпераментных черт выяснилось, что большинство испытуемых имеют средний уровень возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов. У мужчин выше сила нервных процессов, а у женщин выше подвижность нервных процессов.
При корреляционном анализе выявились взаимосвязи скорости адаптации зрительного анализатора с различными видами тревожности, с проявлениями таких темпераментальных характеристик, как нейротизм, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов.
Чем больше выражена у человека тревожность как личностная черта и чем выше его тревожность в различных ситуациях, тем меньше ему требуется времени на распознавание предмета в темноте. Чем больше выражена у человека психическая неустойчивость, тем меньше ему требуется времени на распознавание предмета в темноте. Чем быстрее у человека происходит реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, чем более подвижны у него нервные процессы (легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот), и чем выше уравновешенность нервных процессов, тем меньше ему требуется времени на распознавание предмета в темноте.
Таким образом, психодинамические и характерологические особенности личности влияют на уровень зрительной адаптации. Скорость зрительной адаптации выше у тревожных личностей, личностей с высоким нейротизмом, с высокой ответной реакцией на стимул, с подвижностью нервных процессов, или быстротой их переключения, с уравновешенными нервными процессами.
При сравнительном анализе скорости адаптации зрительного анализатора у мужчин и женщин выяснилось, что значимых различий в скорости зрительной адаптации у мужчин и женщин нет.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: чем выше уровень тревожности человека, тем быстрее протекают процессы адаптации зрительного анализатора.
На основе результатов исследования были выработаны рекомендации для профилактики развития высокого уровня тревожности.
Результаты данного исследования могут быть использованы в психологии психических процессов, в психологии индивидуальных различий и быть основой дальнейших исследований.
1. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический ме-тод оценки тревожности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 2. С. 102-113.
2. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия [Текст] / Астапов В.М. – М.: «ПЕР СЭ», 2008. – 256с.
3. Ахмедов Т.И. Тревога и страх в структуре личности психосоматического человека // Психиатрия.— 2002.— № 4 (31).— С. 151–157.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988, 270 с.
5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеря-ков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
6. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2004.
7. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
8. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. - СПб.: Речь, 2001. – 1247 с.
9. Гордеев С.А. Особенности биоэлектрической активности мозга при высоком уровне тревожности человека / С.А. Гордеев // Физиология человека. – 2007. – Т. 33, № 4. – С.11–17.
10. Грей Д.А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психоло-гия. 1993. Т. 1, №2. С. 24-36.
11. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. 224 с.
12. Железняков В.Н. Цвет и Контраст. Технология и творческий выбор. – М.: ВГИК, 2000. - 240 с.
13. Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психол. журн. 1989. Т. 10, № 5. С. 87-94.
14. Захаров А.И. Неврозы у детей и психиатрия. Серия: Психология ребёнка. – СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат». – 2000. – 336с.
15. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. - 464 с.
16. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб: Питер, 2005.- 412 с.
17. Коваленко А.А. Влияние тревожности на восприятие эмоционально значимых стимулов у человека // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Том 22 (61). - 2009. - № 4. - С. 72-80.
18. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.
19. Конева О.Б. Психологические особенности эмоционально-личностной сферы детей-сирот // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - № 2 (74). - 2007.
20. Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Снимем маску с тревоги [Текст] / Кочу-бей Б.И. // Семья и школа. – 1988. - №11. – с. 25 – 30.
21. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. 1969 - №1. – с. 131 – 137.
22. Мей Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность: хрестоматия по психологии [Текст] / сост. В.М.Астапов. – СПб., 2001. – 256с.
23. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. 1996. Т. 17, № 1. С. 169-174.
24. Перлз Ф. Понимание тревоги в гештальтерапии / Общая психология. Тексты / под ред. В.В. Петухова. – М.: Генезис, 2002. Т. 2, кн. 1. С. 548-560.
25. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого – социального института, 2003. – 224 с.
26. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] // Психологическая наука и образование. – 1998. - №2. – с. 33 – 37.
27. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
28. Прокопенко В.Т, Трофимов В.А, Шарок Л.П. Психология зрительного восприятия / Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2006. – 73с.
29. Разумникова О.М. Отражение личностных свойств в функциональной активности мозга / Разумникова О.М. – Новосибирск: Наука, 2005. – 134 с.
30. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006, 255 с.
31. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Про-гресс, 1979. – 392 с.
32. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Адаптация зрительного анализа-тора при измерении времени зрительного восприятия // Фундамен-тальные исследования. - №11. – 2011.
33. Сидоренко Е. В. "Методы математической обработки в психологии". СПб.: ООО "Речь", 2007.
34. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. Вып. 2 - С. 43 – 52.
35. Соловьев В.Н. Адаптация, стресс, здоровье: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2005. 1110 с.
36. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983, 12 – 24 с.
37. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика, 1993. - 144 с.
38. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции [Текст] / Фрейд З. – СПб.: Питер, 2007. – 384с.
39. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М., 1999.
40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607 с.
41. Эверли Дж. Q., Ррзенфельд Р. Стресс, Природа и личность. – М., 1985. – 180с.
42. Электрофизиологические исследования пространственного зрения человека в условиях помех / Ю.Е. Шелепин, А.К. Хараузов, Н.Н. Красильников, С.В. Пронин // Физиол. человека. 1999. - Т. 25, № 1.1. C. 24-34.
43. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени ; Пер. С нем. - М., 1994.
44. Boles, D.B. Fast visual generation: Its nature and chronometrics / D.B. Boles // Percept and Psychophys. 1992. - Vol. 51, № 3. - P. 239-246.
45. Bowlby J. Separation, anxiety and anger: Attachment and loss, vol 2,-: / London, 1975.
46. Cui, L.N. Electrophysiological evidence for retinal projections to the hypothalamic supraoptic nucleus and its perinuclear zone / L.N. Cui, C.J. Jolley, R.E.J. Dyball // J. Neuroendocrinol. 1997. - Vol. 9, № 5. - P. 347-353.
47. Dong, С.J. Comparison of the effects of flickering and steady light on dopamine release and horizontal cell coupling in the mudpuppy retina / C.J. Dong, J.S. McReynolds // J. Neurophysiol. 1992. - Vol. 67, № 2 - P. 364-372.
48. Double-flash electroretinography in Parcinson's disease / M.J. Zwarts, A.C. Koouman, L. Kalma, J.P.W.F. Lakke // Clin. Vision Sci. 1990. - Vol. 6, № l.-P. 73-77.
49. Lundgren D.C., Schwab M.R. Perceived appraisals by others, self-esteem, and anxiety // Journal of Psychology. 1977. Vol. 97. P. 205-213.
50. Maunsell, J.H.R. Visual response latencies in striate cortex of the ma-caque monkey / J.H.R. Maunsell, J.R. Gibson // J. Neurophysiol. 1992. -Vol. 68, №4.-P. 1332-1344.
51. Reid, R.C. Broadband temporal stimuli decrease the integration time of neurons in cat striate cortex / R.C. Reid, J.D. Victor, R.M. Shapley //Visual Neurosci. 1992. - Vol. 9, № 1. - P. 39-45.
52. Robson, J.G. Photoreceptor and bipolar-cell contributions to the cat electroretinogram: A kinetic model for the early part of the flash response / J.G. Robson, L.J. Frishman // J. Opt. Soc. Amer. A. 1996. - Vol. 13, № 3. -P. 613-622.
53. Seiple, W. The 'OFF' response of the human electroretinogram does not contribute to the brief flash b-wave / W. Seiple, K. Holopigian // Visual. Neurosci. 1994. - Vol. 11. - P. 667-673.
54. Spielberger C.D. Anxiety: Current trends in theory and research. N.Y., 1972. Vol. 1. P. 24-55.
55. Taylor. J.A. Theory andmanifestahxiety://Psych^ol. Bull, 1956. V 53. N.4.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54480 Дипломных работ — поможем найти подходящую